ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «ЭКСКУРСИЯ В ХИМИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ»
план-конспект по химии по теме
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УЧЕБНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК СРЕДСТВО
ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА.
«ЭКСКУРСИЯ В ХИМИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (3-4 КЛАССОВ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat_muzey.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучение отдельных предметов №13
Ленинского района города Воронежа
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УЧЕБНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК СРЕДСТВО
ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА.
«ЭКСКУРСИЯ В ХИМИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (3-4 КЛАССОВ)
- Пояснительная записка
- Введение
- Театрализованное представление
- Литература
Предлагаемое внеклассное мероприятие разработано в плане подготовки к предметной неделе по химии и представляет собой театрализованное представление, в котором участвую учащиеся 10-го химико-биологического класса. Оно предназначено для учащихся начальной школы(3-4класс), которые во время представления будут не пассивными слушателями, но и активными участниками.
Образовательные цели мероприятия: расширение мирровозренчиских знаний и кругозора учащихся начальной школы,, ознакомление с одной наук о природе – химией, дополнить ранее полученные на уроках природоведения знания о веществах и явлениях, получения знаний о веществах, используемых в быту и правила общения с ними.
Развивающие цели: помощь учащимся в определении интересов к той или иной области знаний, развивать познавательный интерес к наукам об окружающем мире, любовь к научным исследованиям, память, внимание, наблюдательность, творческую активность.
Воспитательные цели: воспитывать чувство гордости, за достижения российской науки, добросовестное отношение к учению, желание учиться активно, с интересом, создание атмосферы творчества, радости постижения истины, углубления в тайны мира.
Кем бы ни стал сегодняшний ученик в будущем – историком, журналистом, переводчиком, — в своей повседневной жизни он будет иметь дело с различными материалами, окажется свидетелем, а возможно и участником новых достижений во многих отраслях человеческой деятельности, которые будут связаны с появлением новых веществ или использованием уже известных. Как создаются эти вещества, какими свойствами обладают, какие процессы лежат в основе их получения, почему применяют так, а не иначе? На все эти вопросы отвечает химия.
В ходе работы над данным мероприятием мы постарались учесть следующие аспекты: психологические особенности учащихся младших классов и. А также уделить внимание не столько теоретическим вопросам, сколько прикладному характеру химии, используя исторические факты и жизненные ситуации.
Возможно, данный материал поможет изменить скептическое отношение младших школьников к химии на удивление. Возможно, у них появится ощущение радости от понимания места химии в жизни каждого человека.
Действующие лица: — Ведущий экскурсовод, Домовой музейный, домовенок музейный, ученый – алхимик.
Подготовка начинается за 3, 4 недели до представления. В инсценировке участвуют учащиеся старших классов (10, 11 класс). Старшеклассники вместе с учителями готовят презентацию и костюмы.
Оформление кабинета : За несколько дней до представления размещается афиша – приглашение. Кабинет должен быть оснащен компьютером и мультимедийной техникой.
В день представления учащимся 4 – х классов вручаются билеты – приглашения.
Ведущий экскурсовод (слайд1и2):
С чего начинается увлечение химией – наукой, полной удивительных загадок, таинственных и непонятных явлений? Очень часто с химических опытов, которые сопровождаются красочными эффектами «чудесами». Некоторые опыты настолько удивительны, что рассказам химиков о них не верят, пока не убедятся воочию в правоте сказанного. В сущности, любые химические превращения веществ всегда поражают воображение, но среди них есть чемпионы по необычности, достойные экспонаты химического музея. Итак, начинаем экскурсию. Я приглашаю вас в зал «Истории химии» (На экране появляется название зала) — слайд3
(На сцене появляется ученый – алхимик) — слайд;
Здравствуйте ребята! Я ваш гость – алхимик! Алхимия – древнейший прообраз химии. Ребята, вы знаете, кто такие алхимики и чем они занимались? (Ответы детей.)
(Сначала ребята рассказывают известные им сведения, затем алхимик говорит):
Они проводили исследования, чтобы превратить неблагородные металлы в благородные, например, свинец в серебро, ртуть в золото. Несмотря на то, что эти идей были ложными и невыполнимыми, этот период алхимии были небесполезными для развития химической науки.
(Опыт: реакция «серебряного зеркала») — слайд5и6
От «алхимического периода» новая химия унаследовала ряд названий веществ, лабораторных операций, посуды, приборов. В первом зале нашего музея мы познакомимся с лабораторной посудой и правилами поведения в химической лаборатории.
(На столе стоят образцы химической посуды: реторта, колбы, пробирки, спиртовка, склянки с растворами веществ.)
О, правила это самое главное! Но где, же мой свиток?1. Наверное, в хранилище! Сейчас я его принесу! (уходит.)
(На сцене появляются Домовые)
Ой, баночки! Ой, скляночки! (Читает стихотворение и трогает руками посуду на столе.)
Кто любит химию учить,
Тот поступает мудро.
Любое чудо сотворить
Совсем тогда не трудно.
(Домовой останавливает его.)
Нет, Домовеночек, ты забыл, о чем я учу тебя с детства! Мы, хранители химического музея, должны соблюдать правила! Послушай их еще раз ! Читает правила ТБ на экране. На экране появляются правила ТБ.) слайды-7-11
При работе с веществами
Не берите их руками
И не пробуйте на вкус.
Реактивы не арбуз:
Слезет кожа с языка
И отвалится рука.
Задавай себе вопрос.
Но не суй в пробирку нос,
Будешь кашлять и чихать,
Слезы градом проливать.
Помаши рукой ты к носу –
Вот ответ на все вопросы.
С веществами неизвестными
Не проводи смешивания неуместные:
Незнакомые растворы ты с друг другом не сливай,
Не ссыпай в одну посуду, не мешай, не поджигай.
(Алхимик возвращается грустный.)
Где же этот свиток?!
(Увидел Домовых, обрадовался.)
Здравствуйте, мои дорогие друзья. Вы как всегда пришли на помощь! Давайте вместе познакомим ребят с лабораторной посудой! (Показывает посуду, на экране появляются фото с названиями)- слайд12-14
(«Вулкан». На подставку насыпают горкой кристаллы бихромата аммония (NH4)Cr2O7 оранжевого цвета и поджигают. Под подставку кладут большой лист бумаги для сбора «вулканического пепла»)- слайд15 — 17
Нам пора посетить следующий зал. Он имеет красивое название «Водяные чудеса».
(Название на экране) – слайд18
Вы, наверное, догадались о каком веществе пойдет речь?
А ну, скорей снимите шляпу!
Я дочь космического папы,
И вездесуща и легка, —
Я лед, я пот, я – облака.
Я иней, чай, бульон, туман.
Река, ручей и океан.
Когда я злюсь, то закипаю;
Когда мороз – я застываю.
Давай поиграем в вопросы и ответы. Я буду их задавать, а вы отвечать! (На экране появляются вопросы.)
1 вопрос: «В огне не горит, а воде не тонет». (Лед)
2 вопрос: «Без рук и ног, а с горы бежит». (Водопад)
3 вопрос: « Всю зиму смирно лежит, а весной убежит». (Снег)
4 вопрос: «Кругом вода, а с питьем беда». (Морская вода)
5 вопрос: «Что растет вверх ногами». (Сосулька).
(Призы, тем, кто отвечал – шоколадные монет.) слайды 19-24
Я покажу вам замечательный опыт.
(На сцену выходят ученики со стаканчиками.) слайд25
Жарко здесь. Хочу я пить. У кого б воды спросить?
Я бы выпил очень много газировки без сиропа.
Ой, а я люблю с сиропом, только чтоб чуть, чуть, немного.
Братцы, мне нужна корова, молочка хочу парного!
(Наливает каждому в стаканчик жидкости (растворы): вода,
Na2CO3 карбонат натрия,
Na2CO3 карбонат натрия,
BaCl2 хлорид бария) слайд26
Вы, ребята пить хотите?
В колбе сказочная жидкость,
Чудеса нам по плечу!
Я ведь химию учу!
Опыт точно проведем!
Вот вода, вот газировка,
вот парное молоко.
Получилось очень ловко,
А секрет узнать легко.
Стоп, ребята погодите
Чтобы не было беды
Вы, пожалуйста, не пейте
Ни сиропа, ни воды,
В нашем строгом кабинете
Есть серьезные запреты
Все запомните, друзья:
там ни пить, ни есть нельзя.
(Опыт: Чудо первое свершилось!
Что в стаканах находилось?
А ответ совсем простой –
Первый был стакан пустой!
Во втором стакане сода!
В третьем – с ней метилоранж!
А в четвертом – бария хлорид!) слайд27
Переходим в следующий зал: «Безопасная химия». (На экране появляется название зала) слайд28
В кухне, в ванной комнате или в аптечке можно найти несколько веществ – нужных и полезных, Все это химические вещества с интересными свойствами.
Дорогой алхимик! Давай, скорее, познакомим ребят с этими веществами.
(На столе стоят образцы веществ: питьевая сода, лимонная кислота, мел, йодная настойка, поваренная соль, сахар.) слайд29-32
Алхимик демонстрирует опыт «Сахар горит огнем»:
Если взять кусочек сахара – рафинада и попытаться его поджечь, то опыт закончится неудачей – сахар не загорится. Совсем другая картина предстанет, если этот кусок сахара сначала посыпать сигаретным пеплом (зрителям не сообщается, а затем поднести к пламени спички – сахар быстро загорится ярким синим пламенем и быстро сгорает.
(Домовой берет в руки питьевую соду и обращается к алхимику.)
Дорогой ученый, что это за вещество?
Это питьевая сода. Используя ее и еще одно вещество лимонную кислоту (демонстрация) можно приготовить домашний «шипучий напиток».
(Демонстрация опыта: «В стакане холодной воды растворяют примерно половину чайной ложечки питьевой соды и ложку сахара. Затем насыпают треть чайной ложки лимонной кислоты и перемешивают содержимое. Вскоре начинается обильное выделение пузырьков углекислого газа – лимонад готов.)слайд33
Сейчас трудно поверить, что йод долго не находил никакого применения в медицине. В быту мы используем спиртовой раствор йода, а сам по себе йод твердое вещество (демонстрация). Современная йодная настойка, кроме йода содержит еще и другие компоненты. А вот раствор йода в химии помогает определить наличие крахмала в продуктах питания.
Этот опыт могу продемонстрировать и я. (Демонстрация: кусочек белого хлеба, пипетка, раствор йода) слайд34
Наша экскурсия подошла к концу. Мы очень рады видеть вас в нашем необычном музее.
Подождите. Я хочу напомнить ребятам, что избежать неприятных неожиданностей поможет соблюдение 3 – правил. (На экране появляются правила.)
- Не надо экспериментировать дома с незнакомыми веществами.
- Прежде чем выполнять опыт, надо внимательно прочесть его описание.
- Надо быть осторожным, выполнять опыты с учителем (взрослым человеком).
А теперь действительно пора прощаться.
(Ведущий, домовые, алхимик поют песню) – слайды38-40
Источник
Внеклассное мероприятие по химии «Виртуальный музей лекарственных препаратов, полученных на основе минеральных веществ». 7–8-й класс
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (374,3 кБ)
Цели:
- познакомить обучающихся с лекарственными препаратами, созданными на основе минеральных веществ;
- расширить знания об истории, природных ресурсах, промышленности Смоленской области;
- показать социальную значимость и содержание профессий, связанных с химией;
- формировать умения и навыки, необходимые для успешной профессиональной деятельности;
- формировать основы фармакологических знаний и бережного отношения к своему здоровью;
- развивать умения работать с различными источниками информации, планировать деятельность, анализировать, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, высказывать свою точку зрения, чётко излагать свои мысли, осуществлять само- и взаимоконтроль, презентовать итоги работы;
- развивать познавательный интерес, творческие и коммуникативные способности, умение общаться в малых группах;
- формировать интерес к предмету.
Подготовительный этап (2 недели)
Объявление темы, формирование групп, постановка целей и задач для них, работа групп с различными источниками информации, консультации учителя.
Цель: создать виртуальный музей лекарственных препаратов, полученных на основе минеральных веществ.
Задачи:
- изучить химический состав и фармакологическую ценность группы лекарственных средств, (если состав препарата очень сложный, можно выделить один-два известных компонента);
- представить изученную группу на выставочном стенде в виртуальном музее;
- определить возможность добычи и производства в Смоленской области неорганических веществ, используемых в медицине.
Проблемные вопросы:
- Нужны ли нам знания о лекарственных препаратах?
- Что необходимо знать о них?
- Как решить, какое лекарство применять в каждом конкретном случае?
- Всегда ли грамотно мы используем лекарственные средства?
Учащихся класса делим на группы. Каждая группа работает по своей теме.
Группа № 1 «Лекарственные препараты, содержащие атомы галогенов и щелочных металлов».
Группа № 2 «Лекарственные препараты, содержащие атомы металлов II A группы».
Группа № 3 «Антисептики».
Группа № 4 «Антациды».
Группа № 5 «Перспективы производства лекарственных средств, анализ сырьевых ресурсов Смоленской области».
Участники групп анализируют полученное задание, составляют план действий, распределяют обязанности, подбирают информацию о лекарственных средствах, систематизируют, обобщают её и представляют для одноклассников.
В группах выбирают фармацевта и химика для проведения экскурсии по подготовленному залу. Правила представления информации и оформления слайдов общей презентации определены заранее.
Каждая лекарственная группа характеризуется по плану:
– название группы,
– представители,
– химические формулы,
– влияние на организм человека,
– правила грамотного применения.
Основной этап (урок)
Экскурсия в виртуальный музей лекарственных препаратов, полученных на основе минеральных веществ.
Работа с презентацией
Экскурсию проводят фармацевт, химик (представители в каждой группе) и краевед.
Постепенное появление информации на слайдах позволяет организовать диалогическую беседу с экскурсантами
Фармацевт называет препарат, его лекарственные свойства. Химик беседует с посетителями выставки, задает вопросы, вместе они определяют формулу вещества, его химическое название, принадлежность к классу неорганических соединений, химические свойства. Ответы проверяют по информации на экране, которая постепенно открывается в ходе беседы.
В интерактивной лаборатории под руководством химика и фармацевта обучающиеся моделируют процесс действия лекарственных средств-антацидов, готовят раствор с заданной массовой долей растворённого вещества.
Краевед, работая с картой Смоленской области, прогнозирует возможность добычи и производства в регионе неорганических веществ, используемых в медицине.
В конце экскурсии участники подводят итоги, делают выводы, заполняют книгу отзывов и пожеланий, страница которой выведена на экран интерактивной доски.
(Ход экскурсии представлен в Приложении 1)
Заключительный этап
Оценка эмоционального состояния, значимости проделанной работы.
Каждый определяет, с каким настроением работал, доволен ли результатами.
В группе решают, комфортно ли было работать вместе, достигнуты ли цели, что вызвало затруднения, как их решили. (Приложение 2)
Информация, предложенная в работе, соответствует возрастной категории обучающихся: 7-8-й класс.
Источник