Музей истории Ижорских заводов
Главное предприятие города Колпино — Ижорский завод. Старейший в России, возникший почти одновременно с Петербургом. Немудрено, что экскурсии по территории (которые, в том числе проводит и ОТКРЫТЫЙ ГОРОД) могут длится более четырёх часов.
Не у всех хватит сил добраться еще и до музея истории Ижорских заводов. Поэтому, возможно, лучше запланировать два визита. Тем более, что он занимает три огромных зала и рассказывает не только о заводе, но и о крае в целом.
Но важно выбрать время! Музей работает только по будним дням с 9.00 до 17.30. Также гостей ждут во время различных мероприятий: например, Форума малых музеев или дня города. Посещение в выходные дни возможно только по предварительной договоренности по телефону: +7 812 461-15-43.
Располагается по адресу: СПб-Колпино, Советский бульвар, д. 29. Культурно-досуговый центр «Ижорский», подъезды № 5-6 (с обратной стороны здания).
Был открыт 1 ноября 1967 г. как Музей революционной, боевой и трудовой славы коллектива Ижорского завода им. А. А. Жданова. В 1980 году ему присвоено звание «Народный музей».
Действующая экспозиция создавалась в 1991-1993 годах специалистами Комбината живописно-оформительского искусства г. Санкт-Петербурга. Автор проекта — член Союза архитекторов России В. М. Гинкевич.
В 2009 году в Историческом зале музея появился кабинет начальника Адмиралтейских Ижорских заводов начала XX века, воссозданный по фотографиям и сохранившимся описаниям. В нем представлены предметы мебели, приобретенные администрацией заводов в 1903 г.
Посетители знакомятся с основными этапами развития предприятия от основания в 1722 году до наших дней и узнают, какой указ Петра I «дал старт» местной истории, почему Колпино называют городом каналов и как он стал «Городом воинской славы».
В витринах выставлены фотографии, документы, личные вещи заводчан и местных жителей, предметы быта,
модели изделий и заводского оборудования разных веков.
Наиболее ценные коллекции:
В музее организовываются тематические кинопоказы и лекции, издаются буклеты, проводятся пешеходные экскурсии и занятия для детей, работают выставки.
Директор и экскурсовод — Лариса Дмитриевна Бурим .
Источник
Экскурсии по ижорскому заводу
09:00 Отправление из Санкт-Петербурга, от ст. м. Звенигородская, ул. Звенигородская, д. 5
Трассовая экскурсия по пути
Прибытие в поселок Усть-Ижора. Обзорная экскурсия.
Усть-Ижора — поселок в Колпинском районе Санкт-Петербурга, расположенный при впадении реки Ижоры в Неву (отсюда и название поселения). Именно здесь в июле 1240-го года состоялась легендарная Невская битва. Сама деревня Усть-Ижора впервые упоминается в Писцовой книге Водской пятины 1500 года. Сегодня Усть-Ижора, пожалуй, один из самых красивых населенных пунктов Колпинского района со своими уникальными памятниками и красивым природным ландшафтом.
Во время обзорной экскурсии мы увидим памятник-часовню на месте Невской Битвы со скульптурным портретом Александра Невского внутри, памятники Александру Невскому и Петру Первому на береговом склоне, церковь Владимира Равноапостольного, братское кладбище советских воинов.
А еще полюбуемся панорамой Ижоры, одним из притоков Невы, который славится своими живописными пейзажами.
Посещение церкви Св. Благоверного Князя Александра Невского. Первый храм на этом месте был возведен еще в XIII веке, после Невской битвы — тогда это была простая деревянная часовня. Затем уже в XVIII веке Петр Первый повелел освятить храм во имя Святого Александра Невского. За свою долгую историю церковь дважды сгорала, закрывалась в XX веке, использовалась под склад и клуб, а в начале блокады колокольня храма была взорвана советскими войсками, так как служила ориентиром для вражеской артиллерии. В настоящее время при церкви действуют воскресная школа для детей и взрослых и библиотека православной литературы. Храм реставрировали и возрождали в течение нескольких лет, поэтому сегодняшний его вид храма почти ничем не отличается от каменной церкви, построенной несколько веков назад.
Экскурсия в музей-диораму «Невская битва 1240». Музей расположен в здании бывшей ямской станции. Здесь некогда останавливался Александр Сергеевич Пушкин по пути в Шлиссельбургскую крепость к своему другу В. К. Кюхельбекеру.
Главный экспонат музея — диорама Невской битвы в натуральную величину. В диораме показаны технические особенности средневекового боя, экипировка и вооружение воинов, воссоздан исторический ландшафт. Также в музее есть экспозиция, посвященная как Невскому сражению, так и Ижорской земле в целом: археологические памятници XIII века, материалы о племени ижора, о быте русских и шведских воинов, о европескийх рыцарских орденах.
Переезд в Колпино.
Обзорная экскурсия по городу. Городок Колпино, несмотря на простое название, является центром самого большого муниципального образования Санкт-Петербурга. Здешние места, как и Усть-Ижора, хранят память о множестве исторических событий. В древние времена в этой местности обитали племена Чудь и Ижора, затем эти земли вошли в состав Киевской Руси, позже перешли под владычество Великого Новгорода, а после войны со шведами в семнадцатом веке были отданы шведской стороне. И только почти сто лет спустя царь Петр I вернул их в состав Российской Империи. И подарил своему любимцу – князю Меньшикову.
Осмотр памятника А.Д.Меншикову. Князь заложил в Ижоре строительство первой пильной мельницы. Уже позже, после его опалы, земли были отданы Адмиралтейству, было возведено еще несколько пильных мельниц, и строительство этих сооружений послужило началом истории Адмиралтейских Ижорских заводов.
Памятник установлен на берегу реки Ижоры, откуда открывается прекрасная панорама и просматриваются первые здания тех самых Ижорских заводов. Эти здания — исторический архитектурный памятник, состоящий из нескольких корпусов различного назначения.
Осмотр мемориального комплекса «Аллея Славы». В августе 1941-го года здесь, на правом берегу Ижоры, отряд ополченцев Ижорского завода первым встретил врага. Одетые в рабочую одежду, вооруженные учебными винтовками, без поддержки артиллерии ижорцы выдержали многочасовой бой и отразили атаку немецких войск. Главный объект мемориала — двухамбразурный ДОТ.
Осмотр памятника «Колпино — город воинской славы».
Экскурсия в музей Ижорских заводов. В коллекции музея хранятся фотографии, документы, предметы быта, модели изделий и заводского оборудования от основания в 1722 до наших дней. В одном из помещений музея по фотографиям и сохранившимся описаниям воссоздан кабинет начальника Адмиралтейских Ижорских заводов начала XX века. В этом кабинете представлены предметы мебели, приобретенные в 1903-м году.
Отправление в Санкт-Петербург.
17:00 / 17:30 Возвращение в Санкт-Петербург на ст.м.Звенигородская, ул.Звенигородская, д.5
Источник
Открытые Адмиралтейские Ижорские заводы
Оказывается в Петербурге существуют бесплатные экскурсии по уникальным местам — удивительное вот оно, рядом. Проект называется «Открытый город» и действительно позволяет бесплатно попасть (пешком, на трамвае, автобусе, велосипеде, судне) на объекты закрытые для свободного доступа: Университет, Сенат и Синод, дворцы великих князей, заводы. Кроме экскурсий проводятся лекции, мастер-классы, квесты. Я побывал на трёх таких экскурсиях и сегодня расскажу про Адмиралтейские Ижорские Заводы в Колпине. Собираясь на экскурсию я думал, что мы попадём на производство ПАО «Ижорские заводы», однако, реальность оказалась такова, что исторические корпуса уже не имеют никакого отношения к этому заводу. Впрочем, производство частично в них продолжается и прогулка получилась довольно интересной.
Буквально пару строк про историю места. Ижорские заводы основаны были Меньшиковым, как лесопильные заводы. Лес пили здесь ещё шведы до Петра I. Петру тоже лесопилка ещё как была нужна и крестьяне «герцога Ижорского» нашли подходящее место (современный совхоз им. Тельмана) и восстановили в 1810 году лесопильню. После того, как вырубили весь лес в округе стали искать новое место и в 1721 году основали пильную мельницу на берегу реки Ижора. Отсюда есть и пошло Колпино. Сейчас с 18 века уже ничего не осталось, всё перестроено и в лучшем случае можно увидеть здания начала 19 века. Чтобы понимать локацию лучше посмотреть её на карте.
Первые поселенцы, работники пильной мельницы обосновались на правом берегу реки Ижоры, там где сейчас проходит Красная улица (это был сухой высокий берег в противоположность левому). Все здания вокруг бассейна 11 и формируют историческую часть Ижорских заdодов и вообще Колпино. Полукруглый канал был построен уже в начале 19 века Карлом Гаскойном для сброса вод при паводке. Гаскойн внёс большой вклад в обновление и развитие завода. Вообще с начала 19 века наблюдается значительный подъём завода. Комсомольский (Прямой) канал для этих же целей прорыли чуть позже. А самое главное здание завода это, конечно, Заводоуправление — цифра 1. Здание является и самым старым в городе — возвели его в 1803-1804 году, после много перестраивали и надстраивали. Часы на башенке появились только в 1913-1914 годах. Колокол на башенке завода долгое время определяли течение жизни всего города — ведь Ижорские заводы это градообразующие предприятие. По бою колокола город просыпался, собирался на работу и шёл на завод.
. вот в эту проходную. Сейчас в этом здании располагается администрация Колпина. В начале нулевых «Ижорские заводы» (Газпромбанк) избавились от обременения в виде зданий являющихся объектом культурно-исторического наследия. Вроде, Петербург их получил бесплатно, но, по-хорошему говоря, Газпром мог бы проявить социальную активность и взять эти памятники истории себе на баланс.
А прямо напротив здания (слева на предыдущем снимки) находится вот-такой паноптикум. Какой-то, буквально «шараш-мантаж» с баннерами. Ещё раз — это историческое место Колпина, как Дворцовая площадь в Петербурге и площадь Ленина в других городах, здание Администрации напротив. Как?! Справедливости ради скажем, что ещё пару лет назад территория вокруг находилась в заметно худшем состоянии. Отреставрировали очень много и надеемся, когда-нибудь и до акции «длинных ковшей» дело дойдёт.
1722 год основания Колпино. Скоро этот пригород Петербурга тоже будет отмечать 300-летие. Позитивное в том, что и сейчас за этими воротами сохранилось производство. Не «Ижорских заводов», но всё же не склады и не офисы.
Тыльная сторона здания Заводоуправления или Администрации Колпино. В центре его сделали широкий арочный проход с целью пропускать во двор поток туристов.
Туристам будут показывать музей расположенный в б. здании гвоздильной мастерской (2). Пока мастерская выглядит так. В своё время производила 165 000 гвоздей в сутки.
А в центре плана расположен Бассейн 181 метр в длину и 57 метров в ширину. Глубина 1,5 метра, раньше здесь швартовались суда.
В настоящее время большая часть зданий по левому берегу принадлежит компании «ДВК» производящей металлоизделия. Именно их флаг вьётся на флагштоке при входе. А на переднем плане цепной разводной мост, (12) который пропускал суда в бассейн
Плотина по которой вода через Полукруглый канал возвращается в Ижору.
Бывший цех №9 Адмиралтейских Ижорских заводов по производству машин.
Да, Ижорские заводы всегда принадлежали Адмиралтейству, удовлетворяли его нужды. На металлических плитах обрамляющие Ижору хорошо сохранилось клеймо АИЗ.
Место под парковку (15) появилось из-за уничтожения заводского храма. Лариса Дмитриевна Бурим — директор музея Адмиралтейских Ижорских заводов, проводившая для нас экскурсию, показывает как он выглядел.
Сейчас в окружении Бассейна тихая благодать — люди в обеденный перекур шашлычки жарят.
Но, производство идёт. Для осмотра ажурных несущих конструкций пришлось отвлечь сотрудников «1-го конвейерного завода» от работы над неким осушителем.
Сталелитейный корпус якорного завода где располагался паровой молот. (6) Раньше цех называли мастерской или заводом. Именно по-этому мы говорим про Ижорские заводЫ во множественном числе — С момента основания здесь были железный, медный, якорный и молотовый заводы.
Цепопробная — где испытывали сделанные якорные цепи (3)
В глубине ковша располагаются два однотипных красных здания и гидроэлектростанция (5) между ними.
Однотипные красные здания это газгольдер (4) и завод по производству огнеупорного кирпича. Цех владелец «ДВК» отреставрировал, но с нарушениями оформления и по-этому реставрация газгольдера не производится. Кто виноват, владелец или чиновники со своей бюрократией не совсем понятно — обратите внимание на отреставрированном здании уменьшены оконные проёмы. Самоуправство или нет?
Здание гидроэлектростанции является единственным примером модерна территории. ГЭС работало до 50-х гг. 20 века.
Здания цепных кузнец. Все эти здания располагаются ниже уровня плотины (бульвара Свободы) (8). Интересно, что ограда выполнена из бракованных стволов пушек, которые также использовали в качестве дымоходов.
Уже немного разрушенные своды чугунолитейных мастерских.
Здание новой сборочной мастерской по производству паровых и шпилевых машин.
На месте этой зелёной лужайки до революции располагались эллинги (9). Здесь построили первые пароходы — в 1818 году колёсный «Скорый». Делали военные корабли в том числе броненосцы, землечерпалки.
Спущенные на воду корабли по реке Ижора отправлялись в Неву. А русло реки Ижора, после этой площадки, сейчас выглядит вот так живописно.
Наконец, вишенка на торте это корпуса сталежелезного завода (10). А точнее витражи на торцевой стенке ангаров.
Витраж был сделан к Нижегородской выставке 1896 года в виде романской розы с молочными стёклами в зелёной металлической оправе. После выставки его перенесли в этот корпус.
Но, реальные условия эксплуатации привели к тому что стекло стало падать из-за вибраций. Пришлось проект переделать.Несколько лет назад один из витражей полностью восстановили, второй частично.
Раньше здесь делали броню для броненосцев. Броня имела несколько слоёв — снаружи сталь, внутри железо. Здесь же работали 2-тонные мартеновские печи.
А сейчас здесь работает «Балтийская трубная компания» которая делает трубы относительно небольшого диаметра.
А это уже бывшая пильная мельница, которую потом приспособили в латунный завод. А чуть левее (за деревом) располагался и гильзовый заводик который выпускал свою продукцию из этой латуни.
В завершении ещё можно вспомнить Дом Культуры Ижорского завода, который был построен сразу после ВОВ в стиле сталинского неоклассицизма (А.И. Гегелло, Д.Л. Крический). Проектировали его в начале 30-х годов, но к чалу войны полностью построить не успели. В 2001 году его так же передали Петербургу и заводу он более не принадлежит.
ДК запомнилось своей торжественной парадной лестницей и полным отсутствием средств гигиены в туалетах.
Современное же производство «Ижорских заводов» совсем другая история.
Источник