«Путешествие в каменный век»
МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «ПАЛЕОЛИТ»
На территории села Юдиново в ходе длительных планомерных археологических исследований выявлено большое количество разновременных памятников — стоянок, поселений, могильников, включенных в состав историко — археологического заповедника наряду с памятниками деревенского зодчества и мемориальными объектами.
Жемчужиной Юдиново по праву считается палеолитическая стоянка Ю́диново 1 (одна из трех на территории села, изученная наиболее подробно). Среди находок на стоянке — кремнёвые и костяные орудия, украшения и произведения искусства из бивня мамонта и морских раковин, многочисленные остатки животных.
Музей «Палеолит» представляет из себя один зал с раскопками. Он входит в список объектов культурного наследия России. Под крышей павильона находятся останки конструкций двух жилищ древних охотников на мамонтов. Со смотровых площадок открывается вид на две группы костей, четко созранивших очертания конструкций двух жилищ.
Компания «Бель-тур» оставляет за собой право вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный. Компания «Бель-тур» не несет ответственности за задержки, возникшие в результате пробок на дорогах, в случае тяжелой дорожной ситуации возможны поздние приезды в отели, объекты экскурсий. В случае особых непредвиденных ситуаций возможны изменения в порядке проведения экскурсий, объем программ при этом не меняется.
Источник
Экскурсия в каменный век
Можем ли мы чему-то научиться у людей каменного века? Странный вопрос! Мы же ужасно цивилизованные, а они дикари!
Однако это заблуждение. Люди каменного века – тоже люди. В чем-то они были даже лучше нас. Они были другими, и их образ жизни имеет свои преимущества. Во всяком случае – в воспитательном смысле.
Так почему бы нам не перенять их ценный педагогический опыт?
1) В первобытном обществе дети начинали работать очень рано. Они собирали хворост для очага. Искали в лесу, недалеко от своего селения, съедобные растения, ягоды. Ловили мелкую рыбешку. Собирали птичьи яйца. Носили воду в жилища. Выполняли различные мелкие поручения взрослых.
Современные дети, как правило, не работают. То есть они не делают ничего полезного для других. Поэтому, как это ни странно, современные дети БОЛЕЕ ДЕТИ: они инфантильнее, беспомощнее. Между тем, интеллектуальное развитие (а в этом смысле между нами и людьми каменного века дистанция огромного размера – и, надо признать, в нашу пользу) – это далеко не главное. Главное – личностное развитие. Так вот, в этом смысле первобытные дети опережали наших заласканных вундер-киндеров. Они были самостоятельнее, инициативнее.
Первобытному малышу никто не объяснял: иди туда-то и там накопай съедобных корешков. Никто ничего не показывал. Всё надо было найти самому. И это в лесу, где нет никаких дорог! Где нужно уметь ориентироваться, чтобы не заблудиться. А работу свою надо было выполнить обязательно: за результат спрашивали так же строго, как и со взрослых.
При этом нельзя сказать, что дети каменного века были уж совсем такими крошечными старичками, озабоченными только своими рабочими обязанностями. Нет, они тоже бегали, шалили, играли. Игры у них были примитивные, похожие на самые простые подвижные игры современных детей (догонялки, салочки, ловитки и т.п.). У маленьких мальчиков, как правило, были небольшие луки и стрелы, копья (без наконечников): они учились владеть ими, играя. Девочки могли играть «в куклы» (в роли куклы выступал какой-нибудь сучок).
Они были детьми, хотя их детство кончалось гораздо раньше, чем у современных великовозрастных инфантилов. Однако у них было одно существенное преимущество: они жили со взрослыми общей жизнью, общими заботами. И, что очень важно, их взрослая жизнь не начиналась вдруг: закончил институт, начал работать – и к 22-летнему человеку предъявляют сразу серьезные требования, а он к этому не привык, потому что никогда прежде не работал. А первобытные мальчики и девочки ПОСТЕПЕННО ВРАСТАЛИ ВО ВЗРОСЛУЮ ЖИЗНЬ, во взрослые обязанности.
И поэтому к своим 15-16 годам они уже были психологически готовы ко взрослой жизни. Не только в том смысле, что все знали и умели, что им полагалось. Немало, кстати. 15-летний мальчик уже умел выслеживать зверя, свежевать, снимать шкуру, разделывать мясо. Умел строить жилище (этим обычно занимались подростки и женщины). Знал множество примет, знал повадки всех зверей и птиц. Девочки умели уже делать горшки из глины, шить костяными иглами, варить и коптить мясо.
Но главное, это были уже самостоятельные, уверенные в себе, ответственные люди, которые хотели поскорее пройти обряд Посвящения в Охотники (мальчики) или перейти в свою землянку (девушки) — и стать Настоящими Взрослыми.
Феномен инфантильности – нежелание взрослеть, страх перед ответственностью за свою жизнь – открыла цивилизация. В нецивилизованном обществе этого не было.
Какой урок мы можем отсюда извлечь?
Видимо, такой: мы должны так организовать жизнь наших малышей, чтобы они не только играли, развлекались и учились – НО И РАБОТАЛИ. Работали для своих близких, причем, серьезно: за результат с них надо строго спрашивать. И работа постепенно должна занимать в их жизни всё большее место. И это должна быть работа не из-под палки, а вполне добровольная, поощряемая только уважением и благодарностью взрослых.
Тогда ребенок будет ПОСТЕПЕННО ВРАСТАТЬ во взрослую жизнь, и ответственность и обязанности взрослого человека не испугают его, ему не захочется прятаться за мамину юбку до старости – как, к сожалению, нередко случается в наше прогрессивное время.
2) Хочу задать вам, мои дорогие читательницы, странный вопрос: какая цель в жизни есть у вашего малыша (или малышей)? Я имею в виду ИМ САМИМ ОСОЗНАВАЕМУЮ ЦЕЛЬ.
Может, вы считаете, что ему еще рано иметь какие-то там цели? Он же еще такой маленький! Тогда должен вам сказать, что вы ошибаетесь.
Цель в жизни – это главное, что нужно абсолютно каждому человеку. Просто потому, что он человек.
И вот современная жизнь так устроена, что у малышей могут быть какие-то локальные цели (добиться, чтобы мама купила велосипед, например), но ЦЕЛИ ЖИЗНИ они не знают. Такие цели у них появляются довольно поздно, как правило, после 10 или даже 12-13 лет, а у многих еще позже.
В этом смысле наших детей можно пожалеть.
В особенности, если сравнить их довольно унылое бесцельное существование с жизнью их первобытных сверстников.
У ребенка каменного века – причем, абсолютно любого – была совершенно четкая цель в жизни. Каждый мальчик знал, что он станет охотником. И каждая девочка знала, что она станет женой охотника и матерью его детей. И они знали, что им предстоит пройти особый обряд Посвящения. Посвящения во Взрослые – так можно его назвать. Сейчас этот обряд называют «инициацией».
И каждый ребенок с нетерпением ждал этого, мечтал об этом. А потом, в старости, об этом вспоминал как о главном моменте своей жизни.
Между прочим, обряд инициации вовсе не был приятным. И это еще мягко говоря. У многих племен принято было сурово испытывать подростков, посвящаемых во взрослые, — особенно юношей. Их заставляли публично демонстрировать свою готовность без единого звука переносить боль – и притом сильную боль. Они должны были прыгать через огромный костер, чтобы доказать свою храбрость. Это было непросто: посложнее, чем сдать ЕГЭ в современной школе.
Но, повторяю, об этом моменте мечтали, ждали его с нетерпением, и когда эта кульминация жизни каждого человека наступала, это была такая радость! Ведь ее ждали всё своё детство!
А что есть у наших детей? Ничего. Они нищие – по сравнению с первобытными мальчиками и девочками. У них нет цели. Их ничего такого не ждет: никакого такого радостного момента.
А ведь величайший мировой авторитет в области воспитания, А.С.Макаренко, говорил, что настоящим стимулом человеческой жизни является ЗАВТРАШНЯЯ РАДОСТЬ. Именно не сегодняшняя, а завтрашняя. Причем, это «завтра» не стоит понимать буквально. Гораздо лучше, когда радость отстоит во времени довольно далеко и достичь ее непросто. И чем дольше к ней идёт человек, чем труднее она достается – тем больше эта радость, тем сильнее ее жаждет человек, тем дольше помнит потом.
Мы обокрали наших детей.
Правда, взамен они получили внешнюю свободу: они могут стать и тем, и тем, выбрать и ту, и другую область деятельности. Ничего подобного в каменном веке не было. Тогда каждый человек, даже 3-4 лет, уже точно знал, кем он будет всю свою жизнь. Всё было заранее известно.
Однако, что-то приобретя, мы что-то и потеряли.
Но так ли безвозвратна эта потеря? Почему бы нам не возродить обряд инициации – Посвящения во Взрослые? Возродить в наших семьях.
Разумеется, мы не будем заставлять наших детей прыгать через костер – и пр., и т.п. Да и не в этом суть. А в том, чтобы ребенок, еще совсем маленький, уже знал, что когда-нибудь, очень-очень нескоро, его ждет нечто радостное, очень важное, торжественное. Чтобы у него была цель.
А как будет это выглядеть – не так важно. Это можно придумать. И это нетрудно и интересно.
Важно дать малышу этот маяк, эту цель впереди, к которой нужно идти, стремиться – очень долго, всё свое детство.
Бесцельное существование не воспитывает. Только тогда, когда у человека есть цель, он может расти как личность.
3) Когда-то – собственно, не так уж и давно, примерно 5-6 тыс. лет тому назад всего лишь – люди не имели сетей и не ловили рыбу в море. Просто из жил животных большую сеть не сделаешь: на это ушла бы вся жизнь множества людей – ведь плести ее пришлось бы вручную. Больших судов тоже не было: лодки делали, выжигая огнем сердцевину толстого дерева. Нетрудно представить, какие это были лодки.
Так что сельдь или треску первобытные люди не добывали. Да и не было особой необходимости: тогда людей на Земле было очень мало. По нашим представлениям, во всяком случае.
Однако рыбу, конечно, они ели. Например, сёмгу. И других лососевых, которые заходят в реки на нерест. Эту рыбу били острогами и даже просто копьями. За время хода рыбы: дня за 3-4 – нужно было сделать запасы на зиму.
Как это примерно происходило? Давайте попробуем себе представить.
Итак, наступила весна. Между прочим, весной первобытные люди часто голодали: особенно, на Севере. А сёмга – северная рыба. Добывали ее жители побережья Белого моря, например. И вот представьте себе, с каким нетерпением изголодавшиеся люди, давно уже варившие кору и старые обглоданные кости, ждали хода рыбы на нерест.
Загодя выставлялись дозоры на реке: дежурили там круглые сутки. Ночью жгли костры. Но, конечно, не взрослые – а подростки и даже довольно маленькие дети там дежурили. И все переживали: придет ли рыба? когда она придет? Одинаково – и взрослые, и дети. И каждый дозорный мечтал первым заметить первых рыб.
И вот рыба появилась. Сёмгу ждать удобно у порогов. В таких местах она выпрыгивает из воды на сушу и скачками, сжимаясь и разжимаясь, преодолевает пороги по берегу. Именно поэтому у этих рыб такая форма тела (изогнутая, как лук: есть ведь красная рыба, которая так и называется – «горбуша»). И тогда, когда рыба выпрыгивает на берег, видно, что она идет на нерест.
И вот первый подросток замечает самую первую выбросившуюся на берег сёмгу. Он громко кричит – и все бегут в селение. У взрослых уже всё готово, все бросаются к реке.
Начинается лихорадочный, азартный лов. Рыбы очень много: чтобы она не испортилась, ее нужно сразу потрошить и коптить. Всем этим занимаются женщины и девочки, маленькие мальчики им помогают. Работа кипит круглые сутки. Всем нелегко – но все страшно рады, что рыба пришла, и ее много.
Для чего я обо всем этом рассказал? Чтобы вам легче было себе представить, как много было у первобытных детей ОБЩИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ СО ВЗРОСЛЫМИ. Причем, переживаний интересных, даже захватывающих, — и радостных.
А какие есть у наших детей общие переживания с нами? Совместные походы в магазин, где чадо клянчит у нас «сникерс», а мы недовольно объясняем, что кушать шоколад вредно? А что еще?
Так вот: любому человеку необходимы СОВМЕСТНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ с близкими людьми. Пусть не со всем «племенем» (народом?) сразу, пусть только со своей семьей. Но они очень нужны.
Такие переживания делают ребенка эмоционально устойчивым: дают ему почву под ногами. Они очень помогают тому психологическому процессу, который современные ученые называют «самоидентификацией». Это путь к пониманию себя, того, кто я такой в этой жизни.
Первобытный ребенок точно знал, кто он такой. Потому что у него была общая жизнь со всем племенем.
Правда, индивидуальное было тогда в людях развито гораздо слабее, чем сейчас. Но не слишком ли велика плата, которую мы отдаем за возможность индивидуальной жизни? Не слишком ли мы одиноки?
Человек – общественное существо по своей природе.
И нам нужно бы извлечь из этого урок. Опять-таки, очень простой: нашим детям нужны совместные с нами, их родителями, интересные, радостные переживания. Что это будет: совместная прогулка в лес? Какая-то совместная работа? Это не так важно. Надо искать, а кто ищет, тот всегда найдет. Ничего сложного тут не нужно изобретать.
Вот я привел пример: ловля рыбы – что тут сложного? Если вы любите рыбную ловлю, то и это сойдет. Даже совместный просмотр фильма – и это уже что-то.
Но это нужно обязательно, и не раз в год, а хотя бы раз в 2-3 недели, регулярно. Без общей жизни, без совместных переживаний с близкими взрослыми ребенок не может нормально развиваться как личность.
4) А какие у нас есть обряды?
Ну, допустим, мы украшаем елку в Новый год. Что еще? Что-то негусто получается.
Между тем, вся жизнь первобытного человека: и ребенка, и взрослого – была буквально пронизана обрядами.
Скажем, перед тем, как идти на охоту, мужчины одевали особые одежды, раскрашивали лица (чтобы звери их не узнали и не догадались, что это охотники), потом исполняли особый ритуальный танец вокруг нарисованного животного, на которого они собирались охотиться, и каждый должен быть символически «проткнуть» его копьем. Все это способствовало удаче на охоте: правда, не в том смысле, как это понимали сами первобытные люди, — а в смысле психологическом: так они укрепляли уверенность в себе, убеждали себя, что обязательно поймают зверя.
Строительство новой землянки, инициация, похороны, выбор невест, приход весны – всё это сопровождалось особыми обрядами. Были обряды таинственные, которых не могли видеть непосвященные.
В общем, это было и интересно, и придавало жизни особый – высший – смысл.
У нас обрядов нет: мы люди рациональные. Ну разве что если папа пьет чай всегда из особой чашки, а ребенок – тоже из особой, своей. И то уже хорошо.
Однако детям обряды очень нужны. Не могу сказать, что нам, взрослым, они не нужны: мы же тоже очень любим Новый год, правда? А это единственный праздник в году, который у нас сопровождается какие-то обрядами. Но детям они нужно как воздух.
Почему? Зачем им это? Потому что для ребенка мир – ЭТО ТАЙНА. До поры до времени тайну эту нельзя разоблачать. Именно понимание трепетно-таинственной природы мира, в котором мы живем, ощущение неких таинственных сил, которые стоят за всем и всем управляют, позволяло первобытным людям С УВАЖЕНИЕМ ОТНОСИТЬСЯ К ПРИРОДЕ. Они никогда намеренно не вредили деревьям, рекам, животным. Они брали только то, что им было нужно для жизни.
Да, у них не было и возможности так вредить, как это делаем мы. Однако дело не только в этом. Они, даже имея возможность, не стали бы калечить Землю, как мы, цивилизованные жители Общества Потребления.
Конечно, современный человек научно образован, он многое знает и понимает, он рационалист. Но этот рационализм отдает явным безумием. Ведь шизофреник тоже может быть в каком-то смысле рационалистом, но только в области средств, не целей. И мы – именно такие рационалисты.
Обряды и ритуалы помогают ребенку ощущать таинственность мира – и в то же время «приручать» эту таинственность, дружить с миром, вступать с ним в интимную связь. Без обрядов и ритуалов маленький ребенок этого сделать не может. В результате он ощущает мир как враждебный и чуждый. Наверное, излишне объяснять, насколько это вредно и даже опасно для личностного развития ребенка.
Итак.
Если вы хотите, чтобы ваш малыш полноценно развивался как личность,
1) дайте возможность своему ребенку не только играть, но и работать – и не понарошку, а вполне серьезно, причем его обязанности должны вознаграждаться только вашим признанием и уважением, и еще они должны становиться со временем все более трудными, работа должна занимать всё большее место в жизни вашего ребенка;
2) поставьте перед вашим малышом очень далекую и очень привлекательную цель, к которой он мог бы и хотел стремиться на протяжении всего своего детства; придумайте какой-то обряд посвящения во Взрослые для своей семьи – расскажите ребенку о нем, о том, как вы посвятите его во Взрослые, как вы его будете уважать, когда это произойдет. Да, со временем, живя в обществе скептиков, он забудет об этом и даже, возможно, станет смеяться над вашей выдумкой. Что ж, посмейтесь с ним вместе. Но пока он маленький, ваша фантазия сыграет свою роль;
3) ребенку нужны регулярные совместные переживания с вами и другими близкими людьми, нужна общая жизнь, совместная деятельность со взрослыми: обязательно подумайте, что вы могли бы делать вместе с малышом, какие у вас могут быть общие радости;
4) придумайте для своей семьи несложные обряды на разные случаи жизни: когда вы садитесь за стол, когда выходите на прогулку, когда празднуете свой или ребенка день рожденья или какие-то другие праздники; объясните малышу смысл этих обрядов, расскажите, что это обряды именно вашей семьи, о них нельзя никому рассказывать; еще лучше, если вы вспомните о каких-то традициях, действительно существовавших в вашей семье, или узнаете о них от своих родителей, бабушек или каких-то дальних родственников;
5) старайтесь искать и учиться, потому что воспитание ребенка – творческий процесс; а научиться проще всего у того, кто на нас максимально не похож – то есть как раз у первобытных людей!
Источник