Экскурсии по профориентации для дошкольников

Экскурсия как эффективная форма ранней профориентации дошкольников

Дудникова Татьяна
Экскурсия как эффективная форма ранней профориентации дошкольников

Экскурсия как эффективная форма ранней профориентации дошкольников

В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно готовить уже с детского сада.

Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние.

Поэтому одной из задач МДОУ «Детский сад № 39 «Золотая рыбка» г. Георгиевска»

на 2018-2019 учебный год стало изучение проблем и перспектив ранней профориентации детей дошкольного возраста.

С сентября 2018 года в подготовительной группе «Б» стартовал долгосрочный проект «Все работы хороши!», цель которого воспитывать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда.

Реализация проекта проходит через различные виды и формыдетской деятельности: игровую, продуктивную, познавательную. Но наиболее эффективной формой является экскурсии в организации и на предприятия города, а также виртуальные экскурсии.

В сентябре воспитанники группы познакомились с профессиями инженера по технике безопасности и слесаря по ремонту газового оборудования, посетив АО «Георгиевскмежрайгаз». Ребятам в увлекательной форме показали, как попадает газ к нам в дома, что нужно делать, чтобы газ оставался другом, а не становился врагом. Дошколята смогли изучить оборудование машины аварийной службы, назначение компьютера в машине, и даже примерили противогаз.

Экскурсия на швейную фабрику «СофиЛена» дала возможность познакомиться сразу с несколькими профессиями: дизайнера, закройщика, швеи. А обилие современного профессионального швейного оборудования, станков для нанесения рисунка на ткань, станков с лазерным оборудованием удивило не только детей, но и нас, взрослых.

В октябре нас принял «Хлебокомбинат «Георгиевский».Дети смогли познакомиться со всем технологическим процессом приготовления хлеба: перемешивание теста в огромных чанах, транспортировка теста к месту разделки, разрезание его на порции. Увидели работу конвейера по производству сухарей. И, конечно же,смогли попробовать готовую продукцию: вкусные песочные колечки.

Родители – активные участники нашего проекта и организаторы наших экскурсий. В нашем городе еще немало предприятий, которые мы планируем посетить.

Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

Консультация «Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия ДОУ с семьей» В настоящее время большое внимание уделяется семье. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, представляет.

Консультация «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя по ранней профориентации дошкольников» «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя по ранней профориентации дошкольников» Автор – составитель: музыкальный руководитель.

Мастер-класс «Использование информационно-коммуникативных технологий для формирования ранней профориентации дошкольников» На современном этапе в системе образования происходит процесс модернизации с учётом актуальных тенденций государственной политики. Инновационные.

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работы В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным.

Проект мероприятия по ранней профориентации дошкольников «Как Незнайка в автошколу Досааф ходил» для детей 5–7 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 17 «Елочка» Проект мероприятия по ранней профориентации.

Проектный метод в работе по ранней профориентации дошкольников Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен.

Опыт работы по организации развивающей предметно-пространственной среды по ранней профориентации дошкольников Развивающая предметно-пространственная среда по ранней профориентации МБДОУ №25 «Родничок» организована согласно возрастным особенностям.

Семинар-практикум как эффективная форма повышения профессиональной компетентности воспитателей «Лучшее, что можно сделать для людей, — это научить их самим себе помогать И. Г. Песталоцци» В современных условиях на фоне возрастающих.

Театр песочной анимации как эффективная форма развития эмоционально-личностной сферы у дошкольников Видео Цель: Познакомить педагогов с инновационными методами и приёмами коррекции нарушений эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста.

Экскурсия как форма обучения старших дошкольников Экскурсия — одна из форм обучения старших дошкольников. В нашем поселке есть Историко-краеведческий музей в который мы предлагаем отправится.

Источник

Экскурсия как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста

Алевтина Черепенина
Экскурсия как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.

С сентября 2018 года на базе нашего детского сада стартовала дополнительная общеразвивающая программа по профориентационной работе с детьми старшего дошкольного возраста «Тропинка в мир профессий», разработанная авторским коллективом под руководством Поповой Е. П., к. п. н., доцента кафедры управления и экономики образования ОГБОУ ДПО «КОИРО».

Программа знакомит детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых и дает возможность, используя интеграцию образовательных областей, стимулировать интересы и способности ребенка в различных видах труда, конструировании, сфере работы с инструментами, различными материалами, механизмами и т. д.

Реализация программы проходит через различные виды и формы детской деятельности: игровую, продуктивную, познавательную. Но наиболее эффективной формой является экскурсии в организации и на предприятия города, а также виртуальные экскурсии.

Преимущество экскурсий состоит в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса. Для создания положительного отношения к труду и осмысления его значимости имеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное

соприкосновение с их трудом.

В сентябре воспитанники группы познакомились с профессиям инспектора ГИБДД, кинолога, дознавателя, дежурного по отделу, посетив полицию». Ребятам показали самую опытную собаку-ищейку Дору, дети увидели, как Дора берет след. Дошколята смогли изучить оборудование машины полицейской службы, назначение компьютера в машине, рации, а так же смогли примерить на себя защитные жилеты и каски.

В октябре нас приняла «Хлебопекарня «Мантуровский хлеб». Дети смогли познакомиться со всем технологическим процессом приготовления хлеба: перемешивание теста в огромных чанах, транспортировка теста к месту разделки, разрезание его на порции. Увидели работу конвейера по производству сухарей. И, конечно же, смогли попробовать готовую продукцию: вкусное пирожное «картошку».

В ноябре посетили музей. Побывали на выставке картин местных художников, познакомились с их творчеством. Познакомились с творчеством Ефима Чеснякова.

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Конспект НОД по ранней профориентации «Когда я вырасту, я стану…» Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, продуктивная, игровая, коммуникативная, чтение художественных произведений.

Источник

Опыт работы на тему: «Виртуальные экскурсии как метод ранней профориентации дошкольников»

Эссе на тему: «Мое педагогическое кредо»

Что же означает – профессия воспитатель детского сада, воспитатель необыкновенных малышей, которых доверяют родители, самое дорогое и самое бесценное?
Ответить на этот вопрос очень сложно и трудно, правильно подобрать слова и оформить в предложения, какими буквами выразить то счастье, когда ребёнок подаёт тебе тёплую ладошку, доверчиво прижимаясь и радуясь тебе. Нужно иметь огромное терпение и сострадание к детям, желание видеть «своих детей», переживать за их успехи и неудачи, радоваться личным достижениям и маленьким победам. По сути, эти дети не являются родственниками, но ты с ними «срастаешься», начинаешь думать вместе с ними, удивляться и восхищаться как они и вот — это уже «мои дети»

Воспитатель как гончар, в руках которого мягкая, податливая глина превращается в изящный сосуд. Задача воспитателя – заполнить этот сосуд добром, творчеством, знаниями и навыками. После мамы, воспитатель первый учитель, который встречается на жизненном пути ребёнка. Это та самая профессия, когда воспитатель в душе, всегда остаётся ребёнком, иначе дети просто не примут его в свой мир, не подпустят к своему сердцу. Я считаю, что самое главное – любить детей, отдавать им своё сердце, любить просто так, ни за что, просто за то, что они есть!
«Воспитатель- это волшебник ,который открывает детям в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель, зависит и то,чему и как он научит своих воспитанников.» К. Гельвецкий.
Профессия воспитателя требует огромного труда, постоянного, неустанного. Чтобы завоевать уважение, ты должен много знать, уметь передать это своим воспитанникам, упорно трудиться, не жалея сил и времени. И любить не только свою работу, но и любить детей, уважать их! Перед педагогом стоит трудная задача – сохранять здоровье ребенка, т. е. его физическое, психическое и социальное благополучие, создать условия для развития его в соответствии с его индивидуальными способностями. Одна из самых главных ролей, которую выполняет воспитатель – это быть ребенку Другом. А возможно, даже тем единственным человеком, который его поймет, скажет доброе слово и поддержит.
Моё педагогическое кредо: «Совершенству нет предела!». Поэтому творить хочется всегда, а потом пожинать плоды своего творчества. Учусь я и у своих более опытных коллег, которым есть чем поделиться. Ценность общения с коллегами в творческом процессе, на мастер-классах очень высока. Возникают новые идеи в профессиональном развитии. Участвую в различных конкурсах, и с удовольствием хожу на методические объединения, там получаю массу полезной информации.
Я – счастливый человек! Мне позволено судьбой, быть рядом с нашим будущим — с нашими детьми! Каждая мать счастлива, когда вновь проживает период детства со своим ребёнком. И мне посчастливилось наслаждаться этим возрастом каждый раз «уча других, учиться самой»! Думать о детях, заботиться о них, любить их – самое прекрасное чувство, которое дано испытать не каждому. И этим я счастлива!
Основанием своей профессии я считаю доверие. Доверие детей, которые ждут от меня открытых отношений, что их поймут, примут, поддержат и помогут. Доверие – это основа, без которой ни любви, никаких других близких добрых отношений быть просто не может. Хочу и делаю все возможное, чтобы и родители мне доверяли. Вот родители отдают детей в детский сад. Сколько волнений, сомнений. Ребенок привык к одному, а здесь что-то другое, другая организация жизни. И он волнуется, волнуются родители. Хочется сказать: «Дорогие мамы и папы, не переживайте! Я сделаю все, чтобы ребенку в садике было тепло и комфортно». Я — воспитатель, который входит в жизнь ребенка и его семьи, ведь родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть — своих детей Для меня важно не потерять это доверие, а укрепить его.
Считаю ли я себя современным воспитателем? Думаю, да. Трудно оценивать себя объективно, но я привыкла предъявлять себе повышенные требования и в работе самым важным для меня является слово «надо». Надо быть позитивной и проявлять чувство юмора, чтобы дети не видели мир в серых красках.
Педагогический опыт приходил поэтапно – вместе с опытом формируется, и педагогическое кредо, в основе которого положено отношение к детям.

Высшая награда – любовь детей!

Опыт работы воспитателя МДОУ д/с «Звёздочка»

«Виртуальная экскурсия как метод ранней профориентации дошкольников»

«Само воспитание, если оно желает счастья человеку,

должно воспитывать его не для счастья,
а приготовить к труду в жизни.

Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду

оно должно ему дать возможность отыскать для себя труд в жизни.»
К.Д. Ушинский

В современной системе дошкольного образования одной из основных задач является общность развития индивидуальности ребенка без отрыва от социального развития! Среди действенных методов, призванных справляться с поставленной целью, хорошо себя зарекомендовал метод профессионального ориентирования детей в дошкольных учреждениях.
Профориентация воспитанников стала приоритетным направлением в моей работе с дошкольниками.
Актуальность опыта: профессия в сознании человека нередко связана с судьбой, с жизненным предназначением. Небогатый жизненный опыт ребенка позволяет ему судить о профессиях людей на основе представлений о труде взрослых ближайшего окружения (семья, детский сад, больница, магазин). В последнее время в словаре детей чаще присутствуют такие «модные» профессии как бизнесмен, менеджер, юрист, журналист, дизайнер. Но о них они знают весьма поверхностно. Между тем мир профессий настолько богат и разнообразен, что ориентация в нем является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка.
Новизна опыта работы выражается в том, что разработана педагогическая система формирования представлений детей о профессиональной дифференциации и взаимосвязи труда взрослых в игровой деятельности, которая представляет собой своеобразное сочетание форм, методов, приемов, известных инновационных технологий их комбинирование, модификацию, имеющую в совокупности новизну. Это обеспечивает социально-личностную ориентированность, дает возможность организации субъект-субъектных отношений и мотивацию всех видов детской деятельности, поддерживает эмоционально-положительный настрой ребёнка в процессе ознакомления с профессиями.

Ведущая педагогическая идея заключается в формировании знаний, развитии интереса к труду через игру и игровые приемы, ненавязчиво нацеливая воспитанников на будущую профессию.
Главная цель ранней профориентации детей — это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий.
Свою задачу, как воспитателя, я вижу в том, чтобы не только познакомить воспитанников с разнообразным миром профессий, но и помочь детям соотнести свои интересы и увлечения с работой взрослых людей. Чем больше ребенок «примерит» на себя различных профессий, чем больше приобретет знаний, умений и навыков, тем лучше он будет оценивать свои возможности в старшем возрасте.
Начиная работать над темой, я пришла к выводу, что большой объем информации о мире профессий мы можем «черпать» из художественной литературы.
Таким образом, именно с подборки потешек, поговорок, стихов, рассказов и началась моя работа с малышами Ведь освоение профессий мы с ними начали с младшего дошкольного возраста. (Подборку см. в приложении 1.).
Для того, чтобы работа по ранней профориентации воспитанников была эффективной, в своей группе я создала необходимую предметно – развивающую среду:

Была создана библиотечка с подборкой книг о профессиях, которую дополнила картотека пословиц, поговорок о труде, загадок, скороговорок, считалок, стихов о профессиях и орудиях труда.

Были подобраны и самостоятельно изготовлены дидактические, настольно — печатные игры, игры с предметами, словесные игры, демонстрационный материал.(См.приложение 2).

Была сделана подборка мультфильмов, видеофильмов, презентаций, связанных с темой «Профессии».

Силами детей и родителей были изготовлены книжки – малышки, подобраны и распечатаны раскраски, оформлен альбом «Профессии наших родителей», изготовлены лэпбуки «О космосе», «Профессия пожарный», «Профессия врач»

Оборудован уголок с предметами – заместителями.

(Разработки см. в приложении 4).
Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста.
В профориентационной сюжетно-ролевой игре имитируются производственные сюжеты, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения и межличностных профессиональных отношений. В ходе таких игр ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребенка опыт.
Постепенно я побуждаю детей усложнять содержание сюжетно – ролевых игр. Дети часто сами предлагают новые сюжеты, а я помогаю ввести в игру новые роли или специальности (капитан корабля, штурман, матрос), побуждаю детей самостоятельно находить и использовать в игре новые атрибуты (инструменты, техника).
Еще одним из доступных и действенных способов ознакомления детей с трудом взрослых являются наблюдения и экскурсии. В процессе наблюдений дети получают наибольшее количество сведений.
Я организовывала экскурсии в медицинский кабинет, в прачечную, на кухню, в кабинет заведующей, кабинет логопеда. Рассказывала о тех качествах, которыми должен обладать представитель данной профессии.
После возвращения в группу обязательно с воспитанниками обсуждали то, что увидели. Дети делились тем, что особенно запомнилось или понравилось. Любое обсуждение заканчивалось продуктивной деятельностью (рисованием отдельных сюжетов, конструированием, лепкой или аппликацией)
В своей работе по ранней профориентации дошкольников я использую нетрадиционные методы, такие как виртуальные экскурсии.
Виртуальная экскурсия — это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое.
В ходе виртуальной экскурсии создается иллюзия реального путешествия. Ребенок погружается в мир неизведанного через экран монитора. Рассмотрев условия и орудия труда той или иной профессии, в самостоятельной деятельности ребенок использует свои знания и сюжетно-ролевая игра становится более насыщенной и продуктивной.
Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Дети не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий.
Использование виртуальных экскурсий формирует у детей потребности в получении информации при помощи доступных средств, повышает мотивацию к познанию, формирует активную личностную позицию в окружающем мире.
Во время виртуальных экскурсий меняется взаимодействие педагога с воспитанниками: его активность уступает место активности воспитанника, задача взрослого – создать условия для их инициативы. Воспитанники выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт взрослого, побуждает воспитанников к самостоятельному поиску, исследованию.
Выделяют следующие формы проведения виртуальных экскурсий:
1. Мультимедийные презентации с помощью программы PowerPoint («Живопись русских художников», «Народные игрушки», «Что нужно строителю (стоматологу, окулисту, повару)», «История часов», «Дорожная азбука» и т. д.);
2. Видеоэкскурсии (Экскурсии «Космодром», «Подводный мир», «Антарктида», «Шоколадная фабрика», «Где делают бумагу?», «Как создается книга, газета», «Можно ли жить в пустыне?», «Что внутри вулкана?», «Русский музей» и т .д.);
3. Интерактивное общение с помощью программы Skype позволило расширить возможности по разработке и внедрению цикла мероприятий, способствующих обогащению игровой деятельности старших дошкольников в процессе знакомства с профессиями. У детей появилась возможность осуществить виртуальную экскурсию на рабочее место своих родителей (проект «Я у мамы (папы) на работе»); познакомить детей с жизнью детей Крайнего Севера (проект «Жить вместе здорово!»), сформировать представления о школе (проект «Ура! Школа!») и т. д.
4. Тематика экскурсий подбирается с учетом возрастных особенностей, интересов детей, календарно-тематического планирования. Для организации и проведения виртуальной экскурсии разработан алгоритм действий:
1. Начинаем с выбора темы, определения цели и задач экскурсии. Затем выбираем литературу и активно проводим предварительную работу с родителями. Далее на основе полученного материала подробно изучаем экскурсионные объекты, составляем маршрут экскурсии на основе видеоряда, определяем технику ведения виртуальной экскурсии и подготавливаем текст (комментарий) экскурсии. Сопровождающий комментарий может быть представлен в текстовой форме или в виде аудиозаписи голоса «экскурсовода»;
2. Погружение ребенка в сюжет организованной образовательной деятельности путем создания мотивации через создание проблемных игровых познавательных ситуаций;
3. Проведение виртуальной экскурсии через компьютерную программу Skype или просмотр видеоэкскурсии с обсуждением.
4. Повторный просмотр видеофрагментов по желанию и интересам детей;
5. Заканчиваем виртуальную экскурсию итоговым обсуждением, в ходе которого вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся впечатлениями. Проведение виртуальной экскурсии может осуществлять в групповой или индивидуальной деятельности, главное, чтобы информация удовлетворяла познавательные интересы детей и способствовала использованию освоенного материала в практической деятельности детей (сюжетно-ролевой игре, изобразительной, моделирующей, музыкальной, познавательной, исследовательской, двигательной деятельности).
Анализ практической деятельности позволяет сделать вывод, что активное применение виртуальных экскурсий активизирует познавательную активность и способствует развитию психических познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста, преодолевает интеллектуальную пассивность детей, обогащает социальный опыт, дает возможность использовать полученный опыт в практической деятельности, что способствует росту достижения детей и их ключевых компетентностей.
В настоящее время количество и объем материала, доступного через сеть Интернет, непрерывно растёт, и у педагогов появляется возможность использовать эти ресурсы и создавать собственные электронные экскурсии по своему выбору. Электронная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения они не требуют больших финансовых и временных затрат, так как создаются с помощью информационных технологий.
Полноценная работа по ранней профориентации невозможна без встреч с людьми разных профессий. Как правило, на такие встречи мы приглашали родителей воспитанников. По возможности, они приносили свою спецодежду (особенно запоминающимися для детей были встречи с полицейским и пожарным). В доступной форме приглашённые доносили до детей информацию о своей профессии. В свою очередь, дети имели возможность задать и получить от взрослых ответы на интересующие их вопросы.
Я хочу кратко представить свой опыт по использованию виртуальных экскурсий. Мною разработаны различные виртуальные экскурсии, хочу обратить ваше внимание на организацию виртуальной экскурсии « Есть такая профессия пожарный».
(Основная задача подготовительного этапа — мотивация к деятельности, исходя из уже имеющегося опыта, формулировка цели и задач, постановка проблемы, которую необходимо решить в предстоящей экскурсии.)
На подготовительном этапе я подготовила текст и презентацию виртуальной экскурсии, подобрала фотографии, видео, научную и художественную литературу.
Организация познавательной и практической деятельности. Этап, когда участники экскурсии активно действуют, исследуют, делают выводы.
В ходе основного этапа ознакомились с историей становления пожарного дела, видами спецодежды, оборудования. Дети с удовольствием слушали об устройстве пожарных машин, снаряжений, для чего они нужны, как ими пользоваться. Прогулялись по караульному помещению, дежурной диспетчерской службы, посетили настоящий гараж. Так же ознакомились с пожарной безопасностью, правилами поведения при экстренных ситуациях.
Заключительный этап. Он направлен на обобщение, закрепление, систематизацию, полученных в ходе виртуальной экскурсии знаний.
Ребята, многое узнали о профессии пожарный. В группе добавили страницу о профессии пожарный в тематическую папку. Я слушала и записывала рассказы детей об увиденном, совместно с детьми играли в игры, которые способствовали реализации впечатлений детей от виртуальной экскурсии.
Современный образовательный процесс невозможно представить без проектной деятельности.
Дети с удовольствием работали над проектом: «В мире профессий». Большинство детей выбрали профессии своих родителей. Надо было видеть, с какой гордостью дети рассказывали о профессиях своих пап и мам!
Проводимая работа по ранней профориентации позволила ненавязчиво подвести детей к выводу о том, что любой труд или профессиональная деятельность являются важными, нужными и значимыми в жизни человека.

Источник

Читайте также:  Яндекс путешествия все виды транспорта
Оцените статью