Экскурсии при изучении курса окружающего мира

Экскурсия как эффективная форма работы при изучении окружающего мира
статья по окружающему миру на тему

Скачать:

Вложение Размер
ekskursiya.docx 17.68 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия как эффективная форма работы при изучении окружающего мира.

Изнюк Татьяна Васильевна,

учитель начальных классов

Слово экскурсия в переводе с латинского означает вылазка , посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. Экскурсия – выход из школы вне аудиторная работа.

Условия эффективности экскурсии, как формы учебной деятельности (метапредметные).

Доказано, что мышление учащихся младших классов возможности непосредственно изучать природу определенно сказывается не только на формировании знаний по естествознанию, но и по другим учебным предметам. Так, одно лишь книжное усвоение языка наполняет речь школьников словами «пустышками».

Условия эффективности экскурсии, как формы учебной деятельности:

  • тщательная подготовка (формирование групп, подготовка заданий, маршрутных листов, карточек с играми, карт, инструкций и т. Д.)
  • Краткое время самой экскурсии (занимает не более 0,5 часа), в течение которой дети самостоятельно выполняют задание.
  • Задания на «дорожку»
  • Завершение экскурсии, обработка данных, презентация результатов(продуктов), подведение итогов.

Успех экскурсии зависит от ее подготовленности.

Критерием подготовленности для учителя является количество заданий и объяснений, которые должны доводиться устно. Чем меньше тем, тем лучше!

  • Постановка цели для детей.
  • Подготовка к выходу (инструктаж)
  • Запуск самостоятельной работы детей вне класса (сбор материала)
  • Возвращение
  • Работа детей с материалом в условиях класса
  • Презентация готовых материалов
  • Рефлексия (лист впечатлений, что увидел.)

Методы и приемы.

  • Проблематизация – работа с учебником
  • Формулировка заданий (на основе учебника)
  • Лист ожиданий(определение места)
  • Разделение на группы(в случайном порядке, дети учатся работать со всеми одноклассниками, а не только с друзьями.
  • Изучение задания по карточкам (групповая работа, распределение обязанностей)
  • Техника безопасности(группа пишет правила «Кодекс гостя»).
  • Проверка усвоения заданий. Как награда выдача оборудования
  • Выход
  • Экологическая — выработка активной позиции формирование причинно-следственных связей «все связано со всем» (метод нравственного эмоционального картирования)
  • Исследовательская – самопознание формирование сензетивного опыта познания; освоение навыков наблюдения, кодирование информации. Планирование экспериментов, формулирование вопросов по теме. Поиск ответов на вопросы в природе.
  • Обществоведческая самоиндефикация в мире людей, планирование взаимодействий с людьми.
  • Историческая — самопознание , развитие воображения.
  • Урочные (урок — исследование, урок-лаборатория, урок- творческая мастерская, урок-проектирование, урок-эксперимент, урок-ТРИЗ., урок-открытых мыслей.
  • Внеурочная деятельность (экскурсии факультативы, олимпиады, экспедиции, учебно –исследовательская деятельность.)

Источник

Экскурсия как форма изучения природы младшими школьниками

Цель исследования: выявить систему экскурсий для изучения природы в 3 классе по программе А.А.Плешакова.

Объект исследования: процесс обучения младших школьников окружающему миру.

Предмет исследования: экскурсия – как форма изучения природы.

Гипотеза: процесс усвоения знаний по окружающему миру будет более успешным, если применить систему мини экскурсий (кратких выходов) на природу.

Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Когда в экскурсии принимает участие весь класс, и материал экскурсии тесно связан с программой по естествознанию, она становится формой общеклассной работы. В этом случае она включается в систему уроков и является важной частью учебного процесса.

Экскурсия объединяет учебный процесс в школе с жизнью: знакомит учащихся с реальными объектами в их целостности, во взаимосвязи с другими явлениями.

Экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки. Исследовательский подход к изучению конкретных объектов, явлений, процессов, используемый при проведении экскурсий, помимо иллюстративного позволяет организовать активную познавательную деятельность учащихся.

На экскурсиях создаются благоприятные условия для выявления эстетической ценности мира природы, ее научно-познавательного значения, формирование грамотного поведения в природной среде. Восприятие красоты природы, с которой они постоянно соприкасаются, ощущение ее гармонии, влияют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого отношения ко всему живому. Во время выполнения совместных заданий школьники учатся сотрудничать между собой.

Ведущий метод изучения природы на экскурсиях – наблюдение. Именно наблюдение позволяет формировать у ребенка полное и четкое представление об окружающем мире, выявлять взаимосвязи.

При изучении курса естествознания в начальной школе экскурсии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе. Они проходят через все классы в любой существующей на сегодняшний день программе по естествознанию

Методика проведения экскурсии.

I этап. Подготовка к экскурсии. Успех экскурсии во многом зависит от ее подготовки. Можно выделить следующую последовательность:

  1. Составление тематического и годового плана, где определяется время и тематика экскурсии.
  2. Изучение учебной и методической литературы.
  3. Предварительное посещение учителем места проведения экскурсии; выбор наиболее интересных объектов, с которыми предполагается познакомиться на экскурсии; изучение и определение маршрута; выбор мест остановок для наблюдений; продумывание характера самостоятельных наблюдений, сбора материала.
  4. Составление плана, конспекта проведения экскурсии, в котором должны быть отражены образовательно-развивающие и воспитательные цели, методы обучения, объекты наблюдения, ход экскурсии.
  5. Подбор оборудования и инвентаря: блокнот (тетрадь) для записей, карандаш, ластик, цветные карандаши, а также и другое снаряжение, которое определяется тематикой и характером заданий.
  6. Продумывание организации познавательной деятельности учащихся.
  7. Подготовка к экскурсии самих детей:
    – знакомство их с целью, задачами экскурсии,
    – постановка вопроса, который они будут решать во время экскурсии;
    – информирование учащихся о правилах поведения во время экскурсии.
  8. Распределение учащихся по группам (бригадам).

II этап. Проведение экскурсии.

1. Вступительная беседа, главная цель которой является создание необходимого эмоционального настроя.
2. Коллективная работа на местности.
3. Работа в группах (бригадах) по изучению намеченных объектов.
4. Обмен полученными сведениями между бригадами.
5. Выводы, обобщение.

III этап. Подведение итогов, анализ.

1. Систематизация полученных знаний учащихся (обрабатываются записи, рисунки, собранные материалы).
2. Оценивание работы учащихся и своей работы.
3. Необходимо сделать соответствующие выводы, учесть все недочеты и положительные моменты в последующих экскурсиях.
4. Использование материалов экскурсии в учебной работе.

Анализ программ по окружающему миру.

Отличительной особенностью естественнонаучного образования в начальной школе на современном этапе является вариативность программ. Своеобразие каждой программы предоставляет учителю возможность выбрать наиболее приемлемый для него вариант учебного курса. В зависимости от профиля школы, уровня подготовки учащихся изучение естествознания может строиться по-разному.

Во всех этих программах экскурсии отводится значительное место.

Рассмотрим некоторые из них.

Программа З.А.Клепининой “Природа и люди”.

Программа “Природа и люди” сохраняет в обновленном варианте все положительное, что было накоплено в многолетней практике преподавания курса природоведения, вместе с тем учитывает идеи развивающего обучения. Ведущими принципами отбора и конструирования содержания по-прежнему остаются классический принцип – краеведческий, сезонности и другие.

Особое место в программе уделяется экскурсиям. Наблюдения в природе ведутся по заданиям учебников и учителя. Порядок и конкретные объекты для наблюдений определяются особенностями природы и последовательностью изменений в природе данной местности. Поэтому учитель вправе произвести перестановку уроков, корректировку их содержания, заданного в учебниках, максимально приближая содержание изучаемого материала к окружающей действительности и ее изменениям.

Программа А.А.Плешакова “Зеленый дом” – система учебных курсов с экологической направленностью. Основные задачи курса – систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, обогащение их нравственного опыта, формирование бережного отношения к природе.

Программа построена с учетом присущих младшим школьникам эмоциональной отзывчивости, любознательности и вместе с тем способности овладевать определенными теоретическими знаниями. Ее экологическую направленность определяют идеи многообразия и экологической целостности природы, единства природы и человека.

Особое внимание уделяется экскурсиям в природу, во время которых учащиеся наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями, происходящими с растениями, поведением животных и т.д.

В результате анализа программ и изучения теории по проведению экскурсий в природе, нами были внесены некоторые дополнения и изменения. Была разработана система кратких выходов в природу и дополнили уже имеющиеся экскурсии, предложенные автором программы.

Так как опытная работа проводилась в 3 классе по программе Плешакова А.А., то и систему разработанных экскурсий мы рассмотрим на примере данного класса.

Разделы Темы уроков Экскурсии, рекомендованные Плешаковым А.А. Дополнения
Как устроен мир. Природа. Многообразие природы. 1. Неживая природа.
2. Живая природа.
Человек. Общество. Изменения в природе под влиянием человека. Изменения в природе под влиянием человека.
Мир глазами эколога. Охрана природы. Охрана природы. Охрана природы.
Эта удивительная природа. Тела. Вещества. Частицы. Разнообразие веществ.
Прозрачный невидимка (воздух).
Вода.
Свойства воздуха.
Как разрушаются камни. Что такое почва. Свойства почвы.
Разнообразие растений. Размножение и развитие растений. Распространение семян.
Кто что ест. С кем дружит дуб. Зависимость явлений и объектов живой природы.
Размножение животных. Великий круговорот жизни.

Из таблицы видно, что практически в каждую тему по окружающему миру были включены экскурсии. Это помогало учащимся лучше усвоить материал, разнообразить виды деятельности на уроке, заинтересовать детей.

Приведенные выше экскурсии можно применять в учебной работе на различных этапах урока – при объяснении нового материала, повторении и закреплении.

Список использованной литературы

  1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. – М.: Издательский центр “Владос”, 2007.
  2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе. – М.: Издательский центр “Академия”, 2010.
  3. Дьякова Р.А. Основы экскурсоведения. – М.: Издательский центр “Просвещение”, 2000.

Источник

Значения экскурсий в природу как метода формирования исследовательских умений при познании окружающего мира младших школьников.
статья по теме

Доклад на тему: Значения экскурсий в природу как метода формирования исследовательских умений при познании окружающего мира младших школьников.

Скачать:

Вложение Размер
znacheniya_ekskursiy_v_prirodu_kak_metoda_formirovaniya_issledovatelskih_umeniy_pri_poznanii_okruzhayushchego_mira_mladshih_shkolnikov.docx 33.66 КБ

Предварительный просмотр:

Значения экскурсий в природу как метода формирования исследовательских умений при познании окружающего мира младших школьников.

Младший школьник – человек удивительный. Он – оптимистичен, любознателен, любопытен, подвижен, эмоционален, любит играть, фантазировать, моделировать, лепить, конструировать. Ему присуща смена настроения, это натура увлекающаяся, личность вполне самостоятельная, со своими взглядами, суждениями, не всегда принимающая чужое мнение без доказательств. При благополучном педагогическом воздействии младшие школьники остаются «почемучками», но, по сравнению с дошкольниками, их вопросы становятся более серьезными.

Черта любого здорового ребенка – интерес к явлениям окружающего мира, и не только к предметам, которые его окружают, но и довольно далеким и абстрактным (Н.Ф. Виноградова).

По мнению психологов, деятельность – динамичная система взаимодействия субъекта с миром, в процессе которого происходят возникновение и воплощение в объекте психологического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности [35].

В процессе урочной и внеурочной учебной деятельности ребенок приобретает не только знания об окружающем мире, но и новые навыки, умения, в том числе и исследовательские.

А.А. Фруман рассматривал учебную деятельность как особую деятельность школьника, сознательно направляемую им на осуществление целей обучения и воспитания, принимаемых учеником в качестве своих личных целей. Эта деятельность по самоизменению, ее продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе выполнения в самом субъекте.

Дети младшего школьного возраста не умеют проводить целенаправленный анализ наблюдаемого, не умеют выделять главное, существенное во воспринятом, для их восприятия характерна яркая эмоциональность. Но восприятие постепенно становится более управляемым, освобождается от влияния непосредственной деятельности, с которой раньше было связано, увеличивается место организованного наблюдения.

Особенностью младших школьников является слабость произвольного внимания. Лучше развито непроизвольное внимание, направленное на все новое, неожиданное, яркое, наглядное. Поэтому так необходимо использовать наглядный материал. Невозможно представить мир одинакового цвета. Наступил бы сенсорный голод – массовое заболевание, вызванное однообразием среды (А.А. Фруман). Меняя внешнюю среду, мы воздействуем на свой эмоциональный настрой.

Генетически самая ранняя в истории познания функция наглядности – это быть источником информации, знания. При использовании наглядности, как источника информации, знания, возникают наблюдения над натуральной наглядностью. Первая функция наглядности – это форма индуктивного мышления. Другая функция наглядности – быть средством иллюстрации имеющихся знаний, т.е. функция дедуктивного мышления. Иллюстрация знаний, так или иначе, как конкретизация любых положений частными фактами. На основе наглядности происходит переход от наглядно-образного, конкретного, к понятному научно-теоретическому мышлению. Воображение становится ярким, живым, с чертами необузданной фантазии, развивается и совершенствуется воссоздающее воображение, более реалистичное и управляемое. Развивается творческое воображение, на основе переработки прошлого опыта создаются новые образы. Создается мотивационный стимул к учению, к познанию и к исследовательско-познавательной деятельности, в процессе которой приобретаются жизненно-важные умения и навыки. Для развития и приобретения последних используется немало различных форм, средств и методов. Но одним из наиболее успешных являются биологические и другие виды экскурсий, представляющие совокупность теории и практики взаимосвязанных между собой систем: системы природы и социальной систем. Поэтому с позиции темы нашего исследования – это еще фундамент формирования исследовательских умений. Весьма информативной в этом плане является экскурсия.

Термин «экскурсия» — понятие многозначное и вместе с тем неоднозначное. Не случайно в литературе много его трактовок.

Рассмотрим несколько формулировок термина «экскурсия», которые были опубликованы в различных изданиях за последние 70 лет. Первая из них выглядит так: «Экскурсия – есть прогулка, ставящая своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию» (М. П. Анциферов, 1923 г.).

Характеризуя место экскурсионной деятельности во внешкольной работе с детьми, экскурсионист Л. Бархаш считал, что экскурсия – это наглядный метод получения определенных знаний, воспитания путем посещений по заранее разработанной теме определенных объектов (музей, завод, колхоз и т.д.) со специальным руководителем (экскурсоводом)[11].

Приведем также одно из последних по времени опубликования определений: «Экскурсия – особая форма учебной и внеучебной работы, в которой осуществляется совместная деятельность учителя-экскурсовода и руководимых им школьников-экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях (завод, колхоз, памятники истории и культуры, памятные места, природа и др.) или в специально созданных хранилищах коллекций (музей, выставка)»[12]. Таковы мнения ученых-экскурсионистов.

Рассмотрим толкования термина «экскурсия», данные в различных словарях и энциклопедиях. Самое раннее (1882 г.) толкование этому термину дает В. Даль: «Экскурсия – проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав и пр.»[13]. В Малой советской энциклопедии (1931 г., т. 10, с. 195) термин раскрыт следующим образом: «Экскурсия – коллективное посещение какой-либо местности, промышленных предприятий, совхозов, музеев и пр., преимущественно с научной или образовательной целью».

Подробное пояснение термину «экскурсия» дает Большая советская энциклопедия (1933 г., т. 63, с. 316): «один из видов массовой культурно-просветительной, агитационной и учебной работы, имеющей целью расширение и углубление знаний подрастающего поколения…».

В Толковом словаре русского языка (под руководством Л. Н. Ушакова, 1940 г.) слово «экскурсия» поясняется как «коллективная поездка или прогулка с научно-образовательной или увеселительной целью».

В Малой советской энциклопедии (1960 г., т. 10, с. 770) сказано, что «экскурсия – коллективная поездка или поход в достопримечательные места с научной, общеобразовательной или культурно-просветительной целью.

В Большой советской энциклопедии (1978 г., т. 29, с. 63) дано следующее определение: «Экскурсия – посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т.д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода». Другие толкования более позднего времени не отличаются оригинальностью и ничего не добавляют к ранее сделанным характеристикам.

В приведенных определениях экскурсии можно обнаружить некоторые расхождения. Они не случайны и не дают оснований для выводов о существовании противоположных точек зрения на экскурсию. Каждая формулировка имеет отношение к функционированию экскурсии в определенный период времени. Отсюда – различия в формулировках целей, задач и форм проведения экскурсий, характерных для того или иного времени.

Таким образом, обобщая имеющиеся у нас понятия сущности экскурсий, можно заключить нижеследующее: экскурсия – это такая форма организации обучения, которая объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и обеспечивает учащимся знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении через собственные непосредственные наблюдения [12].

Цель экскурсии – научить детей правильно видеть, слышать, осознавать наблюдаемое, устанавливать простейшие связи и зависимости между явлениями, развивать у школьников наблюдательность, внимание, память.

Экскурсия в природу играет заметную роль в обучении и воспитании учащихся. На экскурсиях они знакомятся с разнообразными объектами живой природы, познают закономерности исторического органического мира, особенности организации живых систем разных уровней сложности. Это позволяет им глубоко и прочно усвоить учебный материал, формирует у них практические навыки и умения, развивает исследовательские подходы. Дети учатся узнавать животных, наблюдать за ними, определять черты приспособленности в строении и поведении в той или ионной среде обитания.

Экскурсии в природу имеют большое значение для экологического воспитания учащихся. При общении с живой природой они познают связи между различными организмами: растениями, животными, грибами и т.д. У них развивается познавательный и исследовательский интерес, вырабатывается ответственное отношение к природе, без чего невозможна ее охрана.

Неоценима роль экскурсий для эстетического воспитания детей, пробуждения чувства прекрасного, развития понимания красоты и гармонии жизни, формирования гуманного отношения ко всему живому.

Экскурсии – это постоянное расширение и совершенствование чувственного опыта детей в процессе непосредственного наблюдения [14].

Содержание экскурсии должно быть связано с пройденным материалом, а полученные представления, результаты наблюдений, исследовательские умения и собранный материал использованы на последующих уроках.

Исследовательский подход с получением опыта исследования и приобретение исследовательских умений при познании природы позволяет на экскурсии призвать детей ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, устанавливать связи между наблюдаемыми предметами и явлениями природы, способствует развитию не только познавательного интереса, но и формированию исследовательских умений и навыков самостоятельного изучения окружающего мира.

Успех любой экскурсии зависит от тщательности ее подготовки учителем. Предварительно учителю необходимо самому побывать на мете проведения экскурсии, найти наиболее интересные типичные объекты, определить и изучить маршруты и наиболее удобные места для остановок, продумать характер самостоятельных наблюдений с выполнением простейших исследований по наработке исследовательских умений, выяснить, что ребята могут собрать для коллекций, составить план проведения экскурсии, исследований, наметить основные вопросы беседы.

Самостоятельная работа учащихся по изучению намеченных объектов и является ведущей в формировании исследовательских умений – важнейшая часть любой экскурсии. В младших классах это изучение и развитие исследовательских умений ведется в процессе наблюдений по вопросам – заданиям.

При подготовке к экскурсии учитель тщательно продумывает задания, которые должны направить внимание детей на нужные объекты и явления, помочь им провести сравнение изучаемых объектов, рассмотреть их по частям, обнаружить и дать характеристику некоторым качествам предмета, явления и попытаться проявить собственные умения его исследованию. При этом учителю надо помнить, что в задания и исследования включается только тот материал, который вполне конкретно можно изучить на экскурсии. Не следует говорить о том, чего дети не смогут увидеть в природе в данный момент, исключая лишь те случаи, когда нужно установить факт отсутствия каких-либо объектов. Например, отсутствие поздней осенью и зимой насекомых, амфибий и др. Как гласит китайская мудрость: скажи мне, и я забуду; покажи мне, и я запомню; дай мне действовать самому, и я пойму.

Чаще всего на экскурсии всем учащимся даются одинаковые задания, но иногда класс разбивается на группы, каждая из которых получает свои задания, на основе которых применяются различные исследования. В ходе наблюдений по этим заданиям и исследованиям дети приходят к собственным выводам и приобретают умения исследовательской работы. Бывают случаи, когда выводы и приемы исследований оказываются ошибочными и недостоверными, тогда учитель дает дополнительные задания для наблюдений и виды исследований для выработки исследовательских умений, которые помогают получить достоверные сведения, отражающиеся на правильности исследований. Например, во втором классе на осенней экскурсии учащиеся знакомятся с отличительными признаками деревьев, кустарников, трав: деревья высокие, кустарники пониже, травы совсем маленькие. Нужно показать маленькое деревце. Дети знают, что это дерево, но оно ниже кустарника. Среди трав можно найти деревья первого года жизни. Так путем дополнительных заданий будут отвергнуты неверные выводы детей, а учащиеся будут приведены к правильным знаниям. Полученные таким способом знания и некоторые элементарные исследовательские умения отличаются прочностью и доказательностью, чем полученные при простом рассказе учителя об отличиях этих групп растений.

Кроме экскурсий в природу для эффективного развития познавательного интереса, а вместе с ним и исследовательских умений, в начальной школе рекомендуется проводить:

— экскурсии в краеведческие музеи, посещение исторических и памятных мест, связанных с историей нашей страны, с трудовыми и военными подвигами нашего народа, что способствует формированию чувства патриотизма и национальной гордости;

— экскурсии, связанные с изучаемыми произведениями искусства, преимущественно о животных. Такие экскурсии способствуют формированию эстетического отношения к явлениям окружающего мира и приобретаются умения в использовании красоты на уроках рисования, при изготовлении поделок, составлении гербариев и др. «Потребность красоты и творчества, воплощающего ее, — утверждает Ф.М. Достоевский, — неразлучна с человеком, и без нее человек, может быть, не захотел бы жить на свете»;

— экскурсии на промышленные предприятия, встречи с рабочими. Такие экскурсии способствуют формированию у младших школьников элементов политехнической образованности. Дети начинают представлять современное производство, что способствует воспитанию интереса к профессиям, а через него – попытка к приобретению исследовательских умений и навыков в действиях уроков труда в школе [4].

В начальных классах могут быть специально организованы экскурсии с целью развития эстетического отношения детей к окружающей действительности. Например, развитие эстетического чувства на основе наблюдений и на их основе приобретения исследовательских умений, за осенней природой или отдельными явлениями: журчание ручья, пение птиц, шелест трав, листвы, снегопад и др. впечатление от подобных экскурсий способствует пониманию художественных описаний и образов, служат стимулом для развития творчества, а приобретенные исследовательские умения могут быть использованы в изложениях, на уроках изобразительного искусства и уроках труда. Ведь такие экскурсии активируют мысли и чувства детей, приводят в рабочее состояние все их органы чувств. «Книга природы есть неисчерпаемый источник познаний для человека» (Вольтер).

Учебные экскурсии с младшими школьниками с целью формирования исследовательских умений на фоне познавательного интереса должны быть по возможности короткими, не более одного урока, не считая времени в пути к месту экскурсии и обратно.

Длительные экскурсии утомляют детей, их внимание рассеивается, они начинают отвлекаться и редко могут вспомнить на уроках полученные впечатления и тем более полученные исследовательские умения.

Затронуть душу ребенка и побудить его к исследованиям и формированию исследовательских умений и навыков помогут встречи с интересными людьми, с животными, с чем-то неизвестным, необычным. На животноводческой ферме, в зоопарке, заповеднике дети могут посмотреть на маленьких и взрослых животных, за их уходом, кормлением, при возможности потрогать и самим их покормить, а затем методы ухода перенести на своих домашних животных, отработав на них полученные исследовательские умения.

Уроки окружающего мира и жизнь детей обеднели бы не будь таких экскурсий, оставляющих глубокий след в душе, обогащая запасом знаний, впечатлений и стремлений к исследовательской деятельности.

Таким образом, экскурсии, повышая эмоциональность, активность мыслительной деятельности, являются основополагающим средством в формировании исследовательских умений. Е достоинство в том, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней» (Л.Н. Толстой).

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем – «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия)[7].

Само понятие «сущность» представляет собой совокупность сторон и связей, которым присущи свойства, взятые и рассмотренные в их естественной взаимозависимости. Сущность – это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия[8].

Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.). Впервые о закономерности экскурсий было сказано на научной конференции, проведенной в 1978 г.

Главным экскурсионным управлением Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС и Центральной научно-исследовательской лабораторией по туризму и экскурсиям (ЦНИЛТЭ)[9]. Экскурсионный процесс и задачи, стоящие перед экскурсией, могут быть выражены в следующем виде:

Схема экскурсионного процесса и цели экскурсии

Среди успешных путей активизации исследовательской, поисковой активности школьников традиционно особое место занимает экскурсия.

Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Когда в экскурсии принимает участие весь класс и материал экскурсии тесно связан с программой по естествознанию, она становится формой общеклассной работы. В этом случае она входит в систему уроков и является важной частью учебного процесса. Кроме того, экскурсия может быть формой внеклассной работы, когда ее проводят с группой отдельных, наиболее заинтересованных учащихся [51].

Достоинства экскурсии в том, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Поэтому вполне закономерно, что в начале XX века специалисты в области исследовательского обучения отводили экскурсии особое место, рассматривая ее как постоянный спутник исследовательского метода обучения. Некоторые педагоги даже утверждали, что существует особый экскурсионно-исследовательский метод обучения, когда экскурсия становится формой организации учебной деятельности и может использоваться детьми в целях собственных исследований и приобретения исследовательских умений.

Экскурсия позволяет изучать самые разные объекты в их реальном окружении, в действии, давая бесконечно большой материал для собственных наблюдений, анализа, осмысления и исследования.

Она служит стартовой площадкой для детских исследований, дает мощный импульс детскому мышлению, позволяет увидеть множество интересного для собственных изысканий, продуцировать большое количество самых разных гипотез. Так создается база для многих источников получения новых сведений создает прекрасную базу для аналитической работы мысли, выработки суждений, умозаключений и выводов.

Экскурсия характеризуется рядом признаков:

1. Быстрое усвоение знаний учащимися при помощи передвижения в пространстве;

2. Способ синтетического изучения мира, преимущественно посредством анализа;

3. Способ предметного изучения;

Во время проведения экскурсий в природу особое внимание уделяется приобретению учащимися различных специальных навыков и умений: наблюдать природу, фиксировать и обрабатывать наблюдения, самостоятельно изучать, объяснять и предсказывать явления живой и неживой природы, ориентироваться на местности, читать план местности, карту и т.д. Во время проведения экскурсий наблюдается непосредственное восприятие природного окружения, что развивает у младших школьников интерес к его изучению, воспитывает любовь к родному краю, учащиеся любуются красотами природы, прислушиваются к её звукам, видят разнообразие природного окружения, узнают много интересного и поучительного об окружающем мире и законах природы.

Не случайно, что в методическом плане выделяют три вида экскурсий:

  • иллюстративный (преобладает метод готовых знаний с элементами эвристической беседы);
  • исследовательский (преобладает метод исканий);
  • комбинированный (оба метода присутствуют в равных долях).

Все они, независимо от вида, направлены на получение знаний и активацию познавательной и исследовательской деятельности.

Во время экскурсий учащиеся проявляют деятельную активность, интерес к наблюдаемым предметам и явлениям природы, хорошо усваивают учебный материал, и всё это происходит потому, что исследовательский подход более естествен для младшего школьника, больше соответствует природе ребёнка. В исследовательской экскурсии используется рефлекс на новизну, т.е. любопытство, любознательность.

Содержание и структура экскурсий включают следующие компоненты:

Ø вводная беседа

Ø коллективное наблюдение и элементы исследования и приобретения исследовательских умений

Ø индивидуальное самостоятельное наблюдение детей

Ø сбор материала

Ø игры детей с собранным материалом

Ø заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.

Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в наблюдениях в уголке природы за принесенными объектами. Сразу же после возвращения с экскурсии собранный материал необходимо разместить в уголке природы (растения поставить в вазы, цветочные горшки; животных поместить в аквариум, террариум, садки), за растениями и животными организовать наблюдения.

Через 2—3 дня после экскурсии учитель проводит занятия с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение проводится обобщающая беседа.

Планируя беседу после экскурсии, учитель должен поставить вопросы так, чтобы в памяти учащихся восстановить весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести их к установлению связей между явлениями.

В школьном курсе «Окружающего мира» особое место отводится природоведческой экскурсии.

Природоведческая экскурсия включает вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные наблюдения и сбор природного материала, заключительную часть, где учитель, подводя итог, обращает внимание учеников на общую картину природы. Построение экскурсий и последовательность их проведения варьируются в зависимости от цели, от сезона. Приведя детей к месту экскурсии, учитель в краткой беседе напоминает цель занятия, дает им осмотреться, затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы.

Основная часть экскурсии — коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Учитель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Это достигается различными приемами. Учитель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением.

Основное внимание в наблюдении уделяется вопросам, вопросам-заданиям, заставляющим учащихся рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между явлениями природы.

Полезно в процессе наблюдения явлений использовать произведения детской художественной литературы, стихотворения, загадки. Обращение к поэзии должно быть естественным, ненавязчивым. Сочетание различных приемов и удельный вес каждого могут видоизменяться в зависимости от цели и содержания экскурсии. По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определенных растениях или животных и, кроме того, решать задачи воспитания бережного отношения к природе.

При самостоятельной работе учеников, учитель не должен быть пассивным наблюдателем. Иногда надо показать, как выкапывать растение, срезать ветку и т. д. Однако не следует всю работу выполнять за учащихся. Собранный материал сортируют, раскладывают по папкам, корзинкам, часть его используют для упражнений.

Экскурсия, являясь произведением конкретных авторов, строится с учетом требований, предъявляемых к литературному произведению и имеет свой сюжет, которому подчинен весь экскурсионный материал. Обзорная экскурсия по своим задачам и форме проведения более сложна, чем путевая экскурсионная информация или беседа инструктора в туристском походе. Тематическая экскурсия по сравнению с городской обзорной, более сложна по своей структуре, содержанию, методике проведения.

Путь развития экскурсии идет по линии изменения ее сущности. Первоначально экскурсия была прогулкой, преследующей практические задачи, например, поиск лечебных трав. Затем перед ней встали научные задачи, такие как выявление экспонатов для краеведческого музея. Поиски новых форм самообразования выдвинули перед экскурсиями общеобразовательную цель. Стремление улучшить воспитательную работу, сделать ее более эффективной превратили экскурсию в один из видов культурно-просветительской работы[14].

В настоящее время экскурсия выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, своеобразную индивидуальную методику. В значительной степени она обогатилась по содержанию, формам проведения и методике преподнесения материала и характеризуется как неотъемлемая часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы[15]. Цели, задачи и формы проведения экскурсий показаны в таблице 1.

Источник

Читайте также:  Велосипед для длинных путешествий
Оцените статью