Экскурсии с детьми сиротами

Методические рекомендации Экскурсия как форма работы воспитателя детского дома на примере организованной поездки в Санкт-Петербург воспитанниками ГБУ АО «Северодвинский детский дом» Автор Варгасова Алиса Владимировна, воспитатель
методическая разработка на тему

Обзор проведенной нами в январе 1017 года краеведческой экскурсии в Санкт-Петербург с воспитанниками ГБУ АО «Северодвинский детский дом». Методические рекомендации по организации данного вида внеклассной деятельности в детском доме. Ежедневный план экскурсионной авторской программы.

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskie_rekomendatsii_ekskursiya.docx 22.37 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия как форма работы воспитателя детского дома на примере организованной поездки в Санкт-Петербург воспитанниками ГБУ АО «Северодвинский детский дом»

Автор Варгасова Алиса Владимировна,

воспитатель ГБУ АО «Северодвинский детский дом»

В декабре 2016 года воспитатель школьной группы №1 Варгасова Алиса Владимировна запланировала поездку в город Санкт-Петербург с группой воспитанников ГБУ АО «Северодвинский детский дом».

Цель: знакомство воспитанников с городом Санкт-Петербургом, его достопримечательностями.

  1. Расширить кругозор воспитанников.
  2. Формировать чувство патриотизма, любви к своей стране.
  3. Развивать познавательные способности и предметные навыки.
  4. Познакомить с некоторыми местами активного отдыха молодежи.
  5. Учить планировать свою досуговую деятельность.
  6. Формировать навыки финансовой грамотности и навыки управления своим бюджетом.
  7. Расширять коммуникативные навыки воспитанников.
  8. Формировать гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

Предполагаем, что данная форма организации внеурочной деятельности будет наиболее интересна подросткам. Она позволит нам организовать зимние каникулы с пользой, заинтересовать детей, показать им красивейший старинный город Санкт-Петербург и некоторые его наиболее известные достопримечательности.

Для реализации данной формы организации внеурочной деятельности был выбран временной период, удобный во всех отношениях- зимние школьные каникулы в январе 2017 года.

Нами было получено: 1) разрешение директора детского дома, 2) постановление опеки и попечительства города Северодвинска, разрешающее выезд воспитанников в сопровождении воспитателя за пределы города на экскурсию, 3) приказ о сопровождении воспитанников от учреждения, 4) документы о командировке педагога.

На экскурсию поехали 7 воспитанников детского дома из разных групп в возрасте от 14 до 17 лет: 14 лет — 4 человека, 15 лет — 1 человек, 16 лет — 1 человек, 17 лет — 1 человек, а также одна девочка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящаяся на постинтернате на период обучения в детском доме.

Финансирование поездки осуществлялось с личных счетов воспитанников, а также за счет личных средств педагога.

С воспитанниками была проведена следующая подготовительная работа :

1.Общие сборы воспитанников:

— беседа для выявления желающих поехать на экскурсию;

— совместное планирование экскурсионных мероприятий, включающее в себя самостоятельный поиск мероприятий детьми с учетом их интересов и потребностей);

— беседа о том, что взять с собой из вещей с учетом запланированных мероприятий и погодных условий;

— просмотр цикла передач «Загадочный Петербург» ( о городе, о таинственных и загадочных местах, архитектуре, достопримечательностях и др.);

— совместное планирование питания, подготовка к питанию в поезде, совместный поход в продовольственный магазин;

— проведение инструктажей «техника безопасности при поездке в автобусе междугороднего следования», » техника безопасности в поезде и на вокзале», » Техника безопасности в метро», «Техника безопасности в большом городе», «Поведение в общественных местах»;

-самостоятельно предложенные воспитанниками способы распределения обязанностей и ответственности по мере возможности):

  • ответственные за вещи в дороге (старшие мальчики)
  • ответственные за питание в поезде (2 суток — два купе по очереди)
  • ответственные за питание в гостинице (по очереди: день — девочки, день — мальчики)
  • ответственные за поведение и отбой в номере (старшие мальчики)
  • ответственные за финансовые вопросы (старшие воспитанники были привлечены к планированию бюджета на питание группы, помогали ежедневно подсчитывать средства)

— эмоциональный настрой воспитанников на удачную поездку, получение новых знаний, расширение кругозора, социальную адаптацию и др.

Педагогом был составлен ежедневный план мероприятий по знакомству воспитанников с городом Санкт-Петербургом, с учетом времени и способа передвижения по городу ( Приложение 1).

Заранее был забронирован номер в хостеле (наиболее удачный по ценовой категории) на Лиговском проспекте (практически центр города), а также железнодорожные билеты туда и обратно.

Во время поездки с воспитанниками была проведена следующая работа:

  1. Индивидуальные и групповые беседы о городе, ответы на вопросы познавательного характера, обзор достопримечательностей и др.
  2. Психологические игры на снятие эмоциональной и психологической возбужденности
  3. Повторение правил поведения в общественных местах, (в городе, в музее, в метро, в гостинице)
  4. Повторение норм и правил социально-бытового и гигиенического обслуживания во время проживания в гостинице
  5. Вовлечение воспитанников во взаимодействие с иностранцами (беседа-знакомство), актуализация знаний по разговорному английскому языку
  6. Формирование основ финансовой грамотности посредством планирования собственных покупок

Во время завершения экскурсии были подведены совместные выводы о поездке, положительных и отрицательных моментах, определены итоги и перспективы дальнейшего взаимодействия педагога и воспитанников, а также запланированы еще подобные мероприятия.

По содержанию данная поездка была отнесена к разряду краеведческой (знакомство с новым для воспитанников городом Санкт-Петербургом, его исторической частью) и включала в себя две части:

  • научно-познавательную (организацию экскурсий в музеи города с целью развития познавательных способностей и навыков, расширения кругозора, предметных навыков, формированием чувства патриотизма и духовно-нравственного развития воспитанников)
  • досугово-развлекательную (организация поездок на различные объекты города с целью знакомства с местами активного отдыха , формированием навыков ЗОЖ, навыками социальной культуры, расширением знаний о местах и др.)

Практически все запланированные воспитателем мероприятия были успешно проведены. Нами намечены возможные варианты организации новой экскурсии в Санкт-Петербург с учетом предыдущего опыта, а также расширением возможностей для ознакомления с достопримечательностями города.

Методические рекомендации по организации поездок-экскурсий в другие города с воспитанниками детских домов

  1. Подобные мероприятия должны быть тщательно спланированы педагогом заранее, так как требуют длительной документальной подготовки со стороны компетентных органов.
  2. Организовывая подобные мероприятия, педагог должен реально оценивать собственные силы, а также оценивать различные особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К выбору детей следует отнестись очень внимательно.
  3. Педагог должен обладать такими качествами, как самообладание, терпение, хорошая выдержка, хорошие организаторские способности. Также он должен уметь заинтересовывать воспитанников, вовлекать их в совместную работу, а также учить слушать и слышать друг друга.
  4. Одна из основных сложных задач в начале подготовки экскурсий подобного вида – организация перевозки детей, питания и проживания. Это основной момент, после организации которого можно составлять непосредственно экскурсионную часть поездки.
  5. При выборе содержимого экскурсии необходимо опираться прежде всего на интересы и потребности воспитанников, а также включать обзоры наиболее важных и значимых достопримечательностей.
  6. Данная форма внеурочной работы позволяет еще больше сплотить детский коллектив и воспитателя. Использовать такую формы работы можно и в своей местности (поездки в другие города все-таки достаточно затратны). Тогда будет учитываться еще и краеведческий компонент воспитания.

Источник

Туризм как одно из средств социальной адаптации воспитанников детских домов и школ — интернатов для детей – сирот

ТУРИЗМ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ

И ШКОЛ — ИНТЕРНАТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ – СИРОТ.

ДГПУ, г. Махачкала

Достаточно специфичные виды человеческой деятельности — физическая культура и спорт, и в течение длительного отрезка времени, основными задачами, которых было воспитание здорового, физически развитого человека. В настоящее время ряд специалистов рассматривают проблемы, связанные с ролью физической культуры в формировании личности. Возникает вопрос: как трансформировать физическую культуру через педагогическую систему знаний. Ведь современно построенный процесс формирования физической культуры личности значительно сложнее, чем традиционно сложившийся на основе известных дидактических принципов.

Для каждого человека особенно важна первичная адаптация, когда закладываются основные психофизические и нравственные качества личности. По отношению к ребенку, проходящему адаптацию, родители занимают превосходящую позицию[3].

В то же время, как считает (1999), физическая культура, безусловно, являясь приоритетом и естественной ценностью детской жизни, одной из немногих возможностей действительной адаптации начального образования, энергичным средством, позволяющим расширять живое общение в изучении языка, природы, искусства и другого учебного материала, может и должна хотя бы постепенно становиться общим принципом организации школы[4].

Над проблемой адаптации детей-сирот работают специалисты различных направлений, при этом основными формами деятельности являются виды трудового воспитания, беседы, на которых нередко отсутствует положительный эмоциональный настрой, негативным является и потребительское отношение воспитанников к окружающему миру. Главным вопросом при этом становится показание проявлений социальной адаптации, которая заключается в следующем: ограниченности круга общения со сверстниками, ограничении контактного пространства, сниженном объеме информации, отсутствием семьи. В то же время, как считают специалисты, вне семьи развитие ребенка идет по особому пути, и у него формируются специфические черты характера, личности, про которые часто нельзя сказать, хуже они или лучше, чем у обычного ребенка, — они просто другие.

Одним из проблемных вопросов воспитания личности ребенка в школе-интернате для детей сирот является развитие коммуникативных навыков. Это, как правило, выражается в двух аспектах: 1). общение «взрослые-дети» — характеризуется некоторыми искажениями, проявляющимися в том, что с одной стороны — у детей обострена потребность во внимании и доброжелательности взрослых, положительных эмоциональных контактах; с другой — полная неудовлетворенность этих потребностей: малое количество общений взрослых и детей, понижение в этих контактах личностных обращений, их эмоциональная бедность и однообразие содержания, в основном направленных на регламентацию поведения.

2). общение «дети-дети» — постоянное общение с одной и той же группой сверстников (примерно равных по возрасту или развитию, из одной компактно проживающей группы) не способствует развитию данных навыков (общение происходит по типу «родственного»).

Вместе с тем воспитанников школы-интерната для детей сирот младшего школьного возраста отличает от их сверстников дисгармоничность интеллектуальной сферы, неразвитость произвольных форм поведения.

Физкультурно-спортивная деятельность нередко предполагает такие ситуации, в которых наиболее остро проявляются черты характера, присущие воспитанникам школ-интернатов детских домов, из негативных это прежде всего повышенная конфликтность и агрессивность. При этом из основных задач личностного развития, над которыми необходимо работать, выделяются: самоутверждение, формирование устойчивой адекватной самооценки, потребности в познании самих себя, повышение личностной уверенности воспитанников. Основным фактором повышения эффективности любого педагогического воздействия на детей является в данном случае мотивация.

В настоящее время работа с детьми — воспитанниками детских домов и интернатов проводится, как правило, по государственным программам, адаптированным к индивидуальным психофизиологическим особенностям данного контингента. Анализ работы таких учреждений показывает, что специалисты (социальные работники, психологи, педагоги) проявляют себя в большей степени при решении узкоспецифических задач. При этом комплексно не решаются главные проблемы, связанные с социальной адаптацией воспитанников. Но применение планомерной туристско-краеведческой работы позволит устранить эти негативные проявления.

Как полагает ведущий специалист в области детского туризма (2002), разнообразные формы обеспечивают комплексный характер туристско-краеведческой деятельности в обучении, воспитании и оздоровлении детей, в ней заложены широкие возможности для творческой детской самодеятельности — спортивной, научной, художественной, технической, социальной и даже педагогической [2].

Развитие двигательных умений и навыков; укрепление здоровья воспитанников; получение и закрепление навыков самообслуживания при обустройстве быта, приготовлении пищи; формирование патриотизма посредством краеведческой работы, изучения истории Малой родины; формирование экологических умений и навыков; повышение коммуникабельности детей; развитие социально значимых личностных отношений и качеств. вот основные задачи работы » Социальная адаптация детей-сирот средствами туристско-краеведческой работы».

Значительный практический опыт работы с воспитанниками школы-интерната для детей-сирот позволяет выделить в качестве основных направлений комплексные мероприятия, охватывающие большинство учащихся и продолжающиеся длительное время. Так, одним из наиболее действенных мероприятий является работа по Всероссийскому туристско-краеведческому движению «Отечество» и по республиканским акциям «Намус», «Искусство из глубины веков» и «Уходящие села» РЦРТИК. Разноплановость действий позволила привлечь к активному участию в нем 80% воспитанников, каждый, независимо от возраста и подготовленности, смог себя реализовать в той или иной части. Подростки были задействованы в походах выходного дня или с ночевкой к наиболее живописным историческим уголкам природы Дагестана, конкурс рисунков, фотографий и поделок способствовал развитию творческих способностей учащихся. Задачи краеведения решались посредством поиска сокровенных уголков нетронутой природы, а также общения с современным бытом горцев, прикосновением к бесценному дару людей – умению из холодного металла делать уникальные изделия (Кубачинские златокузнецы).

Несомненно, любой туристический поход имеет огромное эмоциональное, познавательное, оздоровительное значение для каждого ребенка, но для воспитанников школы-интерната это еще и хорошая практика, в ходе которой они приобретают навыки общения, обустройства быта, приготовления пищи, при этом имея положительную мотивацию. Закончилась заварка — не беда, ведь горы изобилуют шиповником, чабрецом и зверобоем, малиной и мятой; вымокли до нитки — хороший костер — и всё будет в порядке; дежурный пересолил кашу — ну что поделать, в следующий раз научится.

Что же тянет подростков в походы? Ответы на этот вопрос мы находим в ответах воспитанников махачкалинской школы–интерната для детей-сирот и детского дома №7 г. Избербаш ( В походах участвовали более 80 человек).

В «ПОХОДЕ» Я ОТДЫХАЮ, ХОТЯ МНОГО ПРИХОДИТСЯ И РАБОТАТЬ……ХОЧЕТСЯ ОТМЕТИТЬ, ЧТО ЛУЧШИЕ МОИ ВОСПОМИНАНИЯ — О ПОХОДАХ……ПОСИДЕТЬ У НОЧНОГО КОСТРА И ПЕТЬ ВЕСEЛЫЕ ПЕСНИ ПОД ГИТАРУ… … ХОЧУ НАУЧИТЬСЯ ГОТОВИТЬ… …ПРОСТО ИЗ-ЗА ОБЩЕНИЯ С ПРИРОДОЙ… …ХОЧУ ИСКУПАТЬСЯ В ВОДОПАДЕ…… ЕЩЁ РАЗ ПРИКОСНУТЬСЯ К ИСТОРИИ НАШИХ ПРЕДКОВ И ПРОВЕРИТЬ СЕБЯ И СВОИ ВОЗМОЖНОСТИ… … В » ПОХОДЕ» МОЖНО НАУЧИТЬСЯ ДЕЛАТЬ МНОГОЕ…

Опрос воспитанников показал, что они осознают необходимость занятий туризмом для формирования как жизненно необходимых навыков, так и личностных качеств.

Ярким примером комплексного решения воспитательных задач на основе средств и методов физической культуры, где приоритетными направлениями были спортивное, физкультурно-оздоровительное и патриотическое, является реализация проекта — 12 ДНЕВНЫЙ ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕКИЙ ПЕШЕХОДНЫЙ МАРШРУТ – г. Махачкала –с. Коло-карейш – с. Кубачи – с. Амузги – с. Ицари – г. Дербент.

Таким образом, выраженная положительная мотивация большинства воспитанников школы-интерната к занятиям различными формами физкультурно-спортивной работы в комплексе с другими видами воспитания предполагает значительное увеличение эффективности направленного воздействия средств и методов физического воспитания на формирование социально востребованных личностных качеств.

1. , Социологические основы здорового образа жизни и физической активности детей школьного возраста // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2003, №1.

2. О проблемах развития туристско-краеведческой деятельности в общеобразовательных учреждениях // Теория и практика физ. культуры. 2002, №11.

3. Социология физической культуры и спорта: Учеб. пос. — М.: Издательский центр «Академия», 20с.

4. Физические упражнения в формировании личности ребёнка в начальной школе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1999, № 3, 4.

Источник

Читайте также:  Экскурсии с китами мексика
Оцените статью