Экскурсии с русской кладовой

Содержание
  1. Экскурсия по фондам открытого хранения «Сокровища Особой кладовой»
  2. Путешествия и экскурсии. Клуб Живая история
  3. Все записи Записи сообщества Поиск Путешествия и экскурсии. Клуб Живая история запись закреплена Ещё только середина мая, а у нас уже готовы туры на июнь! 15-16 июня: Ярославские истории (Тогский монастырь-Карабиха-Спассо-Преображенский собор- музей Музыка и Время) http://zhiclub.ru/raspisaniy/event/878-yaroslavskie-i.. Показать полностью. 22-23 июня: Сказания Южной Руси (Воронеж-Дивногорье-Костенки-замок Ольденбургских-усадьба Веневитинова) http://zhiclub.ru/raspisaniy/event/1028-puteshestvie-.. 28-30 июня: Жемчужина Балтии (Калининград-Светлогорск-Балтийск-Зеленоградск-Янтарный-Куршская коса) http://zhiclub.ru/raspisaniy/event/1030-zhemchuzhina-.. Путешествия и экскурсии. Клуб Живая история запись закреплена Дорогие! Поздравляем всех с Днём Победы! Спасибо нашим ветеранам за мир на нашей земле! Путешествия и экскурсии. Клуб Живая история запись закреплена А вот и подоспели первые отзывы о пешеходной экскурсии по Остоженке, которая состоялась 2 мая. А как вы провели свои первые майские?:) Путешествия и экскурсии. Клуб Живая история запись закреплена Россия, страна сотен и даже тысяч туристических направлений. Мы будем делиться с вами интересными фактами о самых интересных из них. Вот несколько интересных фактов о Казани, о которых вы могли не знать: 1. Именно этот город чаще всего называют «третьей столицей России». Показать полностью. 2. Казань стабильно занимает одно из первых трёх мест в рейтинге самых популярных городов России по посещаемости туристами из других регионов страны. 3. Местный кремль признан объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. 4. Тут живёт примерно в 10-12 раз меньше людей, чем в Москве. 5. Казань древнее Москвы, она была основана ещё в 1005 году. 6. В некоторые периоды своей истории, уже после включения в состав Российской империи, Казань была крупнейшим городом страны. 7. В этом городе расположены храмы 16 различных религий. 8. Во всей Восточной Европе только Прага и Киев являются более старыми мегаполисами, чем Казань. 9. Именно тут некогда родилась супруга знаменитого художника Сальвадора Дали. 10. По одной из версий, своё название город получил в честь протекающей тут реки Казанки. Другие исследователи связывают название с именем хана Хасана. 11. Однажды тут была зафиксирована рекордно низкая температура в -46,8 градусов. 12. С начала 80-х годов прошлого века в Казани трижды не было осадков на протяжении целого месяца. 13. Из всех российских городов только тут после распада Советского Союза был построен метрополитен. 14. Почти все автобусы тут — красного цвета. 15. Казань — единственный в России город, полностью перерабатывающий все свои отходы самостоятельно. 16. С середины 30-х годов прошлого века численность населения города увеличилась на миллион человек. 17. Тут проживают представители 115 национальностей, что делает Казань самым многонациональным городом России. Преобладают татары и русские, которых тут примерно поровну. 18. На рубеже 80-90-х годов прошлого века криминогенная обстановка здесь накалилась из-за растущего количества молодёжных банд, опирающихся на территориальные признаки своих районов. В результате для определения подобного криминала возник даже термин «казанский феномен». 19. Гостиничные номера Казани способны в общей сложности разместить до 7500 гостей города. 20. Здесь находится уникальный Храм всех религий, постройка которого завершилась в 2013 году. В 2017 году он пострадал от пожара, но вскоре после этого началась его реставрация. 21. В Казани есть любопытный памятник, посвящённый Казанскому Коту, персонажу многих сказок и легенд. 22. Екатерина II после посещения этого города назвала его «первым в России после Москвы». 23. Неподалёку от Казани находятся известные Голубые озёра, комплекс водоёмов разной глубины с целебными водами. Они подпитываются подземными источниками и не замерзают зимой. Источник Экскурсия по Золотой кладовой со входным билетом Описание экскурсии На экскурсии по закрытой Золотой кладовой вы увидите коллекцию редкостей разных эпох. Здесь представлена Сибирская коллекция Петра I, золото скифов, изделия древнегреческих мастеров и предметы роскоши, привезенные из стран Востока: филигранные китайские драгоценности, украшенные россыпью самоцветов сокровища Великих Моголов и образцы парадного вооружения. Золото скифов и императорские драгоценности Приглашаем вас в Золотую кладовую — сокровищницу, в которой хранятся удивительные ювелирные изделия с древности и до царских времен. Вы увидите парадное оружие российских императоров, скифское золото и изделия мастеров Древней Греции, бесценные китайские безделушки и самоцветы Великих Моголов, подаренные иранским Надир-Шахом Русскому двору. Парадные залы и картинные галереи Со входным билетом в Эрмитаж вы сможете посетить парадные залы Зимнего дворца, среди которых Георгиевский, Павильонный, Александровский, Гербовый и другие, а также осмотрите Картинную галерею и экспозиции античного искусства. Вы не только ознакомитесь с археологическим собранием на первом этаже Зимнего дворца, но и побываете в залах, включенных в маршрут №2 по Главному музейному комплексу. Здесь вы увидите блистательные интерьеры и жилые покои императорской семьи, Галерею Отдела нумизматики и постоянные экспозиции с собраниями искусства разных стран и эпох, начиная от Византии и Ближнего Востока до европейских живописцев и скульпторов. Правила посещения Эрмитажа: Билет даёт право на однократное посещение музея в определённое время и по одному из маршрутов; Средства индивидуальной защиты обязательны для всех посетителей; Посещение некоторых музейных объектов возможно только в составе экскурсионных групп; Мы рекомендуем прибыть к входу в музей за 15 минут до начала сеанса; Проход на экспозиции должен быть осуществлен не позднее 30 минут после начала сеанса, после этого времени билет аннулируется и не подлежит возврату; Обращаем ваше внимание: для детей вне зависимости от возраста (до 18 лет), необходимо приобрести отдельный электронный билет с экскурсионным обслуживанием. Вид экскурсии: групповая пешая Размер группы: до 10 человек Расписание: Ежедневно, кроме понедельника. См. свободные даты и время. Свободную дату выбирайте при бронировании. Продолжительность: 2 часа Язык: русский Цена: 1200 ₽ за человека Место встречи: Дворцовая площадь, 2 Включено: • Входной — Главный музейный комплекc; • Экскурсионная путёвка в ОК Золотую. • Приобретение сувенирной продукции — по желанию Главный музейный комплекс Золотая кладовая Галереи Драгоценностей Источник konono sergunja Открываю почту и читаю: Вот и подходит к концу 2013 год. В связи с этим клуб «Русская кладовая» подготовил для вас заключительную экскурсию со Станиславом Величко. Мы перенесёмся на сто лет назад и окажемся в Москве начала XX века. « Всё, достаточно! Ни слова больше! «Русская кладовая», Станислав Величко, Москва, 1910-е годы. пропустить такое нельзя. Потому что каждая экскурсия клуба — это как путешествие на машине времени, совмещённое с полётом на ковре-самолёте. Разве можно добровольно отказаться от подобного приключения? Разве можно обделить себя так жестоко?! Вот и я считаю, что нет, положительно невозможно. А потому в указанный день, в указанное время нужно во что бы то ни стало быть в указанном месте — на станции метро «Таганская» фиолетовой (Таганско-Краснопресненской) ветки, на улице, рядом с единственным выходом из метро. Именно там экскурсантов ждёт волшебный автобус с мягкими сидениями под кипой персидских ковров и опытным водителем, которому нет нужды обещать своим пассажирам мягкий взлёт и посадку — всем и так известно, что они такими и будут. Приветственное слово экскурсовода, утвердительный кивок головы, поворот ключа в замке зажигания — и Москва 2013-го года взмахнет крыльями, как журавль, и растает за окном, как дымок от самовара, которым купец Семён Сулейманов потчевал своего закадычного приятеля, присяжного поверенного Михаила Полубоярова, в одном из залов достославного Тестовского трактира. На дворе одна тысяча девятьсот десятый год. Николай Ремизов, «Русский трактир». Сегодняшняя экскурсия посвящена Москве 1910-х годов — периоду жизни города меж двух революций — 1905-го и 1917-го годов. Мы поговорим о политических, социальных, культурных и бытовых аспектах жизни Москвы в этот период и посетим ряд районов — Калитники, Сокольники, Лефортово, — которые в начале XX века располагались достаточно далеко от центра Москвы и считались её окраинами. А проживало в Москве в то время около миллиона человек. Это, конечно, вместе с пригородами — так называемая «большая Москва», в которую входили районы не только внутри, но и снаружи Камер-Коллежского вала — Марьина Роща, Алексеевское, Бутырки, Калитники, Дубровка, Новая Стройка, Новая Андроновка. Эти густонаселённые районы примыкали к Москве с севера и востока, и вместе с центральной частью города именовались «большой Москвой». Те же районы, что подходили к Камер-Коллежскому валу с двух других сторон — с запада и с юга — из-за малости железных дорог были в большинстве своем пустопорожними, сельскими и слабозаселенными. Итак, первый район, куда мы с вами заглянем, — Калитники или, как говорили в начале XX века, Александровская слобода. Дело в том, что имя «Калитники», данное местности, предположительно, в начале XIV века и связанное с именем Ивана Калиты, вышло из употребления в XVIII веке, и с тех пор район долгое время звался Александровской слободой — по одному из владельцев этой земли, Александрову. В начале XX века Александровская слобода была очень любопытным, экспериментальным районом Москвы. На её примере городские власти отрабатывали методы, как сделать небогатый и отдаленный от центра города район перспективным и привлекательным для проживания. Для чего были нужны подобные эксперименты? Дело в том, что в конце XIX — начале XX века по численности населения Москва опережала все крупнейшие города Российской империи — Харьков, Киев, Одессу, Ригу, Варшаву, Петербург. Перед московскими властями стоял вопрос — как уследить за столь быстро растущим городом? Чтобы обеспечить москвичей питьевой водой, требовалось расширять водопроводную сеть. Чтобы избавить город от нечистот — развивать канализацию. Кроме того, Москва нуждалась в электрическом освещении — керосиновое и газовое влетали властям в копеечку. На всё это были нужны деньги. А что такое деньги для городских властей? Прежде всего — налоговые поступления. В начале XX века основная масса таких поступлений шла в казну от торговых и промышленных предприятий. Домовладельцы давали городу совсем немного — четыре или пять процентов от всех городских сборов. Город был заинтересован в том, чтобы повысить плату, взимаемую с частных домовладений, но при этом не вызвать роста их стоимости. Первые эксперименты по тому, как этого добиться, проводились именно здесь, в Александровской слободе. Район идеально подходил для этого. Во-первых, он располагался в относительной близости от центра города и обладал хорошим транспортным потенциалом — со всех сторон был окружён железными дорогами. Во-вторых, мимо Александровской слободы проходила городская канализация — точнее её «низовая» часть, ведшая в Люберцы. В-третьих, именно сюда, в восточную часть Москвы, предприниматели Морозовы и Второвы в 1910-ом году протянули из шатурских болот первую в Российской Империи подвесную линию электропередач — ЛЭП. Эксперимент городских властей начался с того, что в Александровской слободе были повышены цены на недвижимость. Район объявили единственным в Москве, где разрешалось продавать животных — крупный и мелкий рогатый скот, птицу. Ветеринарные пункты, выдававшие заключение о здоровье животных, идущих на продажу, также находились здесь. Как следствие, Александровская слобода быстро стала центром притяжения для прасолов — погонщиков домашнего скота, которые стекались в Москву со всех окрестных губерний. Кроме того, район слободы был объявлен главной зоной продажи мяса для всей Москвы, а также экспериментальной трассой по созданию новых видов мостовых. Здесь было создано и опробовано семнадцать (!) видов различных мостовых — классические асфальтовые, набранные из торцовых асфальтовых шашек, деревянные и даже металлические (которые, впрочем, оказались непригодны к использованию вследствие отсутствия заземления). Наконец, в Александровской слободе было устроено электрическое освещение — не только улиц, но и домовладений, а также установлены первые в Москве муниципальные телефонные автоматы, которые были втрое дешевле частных. На огромный район в шестьдесят с половиной гектаров их было, правда, всего три, — но все равно, это была новация! Заодно городские власти провели в Александровскую слободу из центра Москвы трамвайную линию. Делалось это всё с одной лишь только целью — привлечь в район потенциальных квартиросъёмщиков. Как и было обещано, цены на недвижимость в Александровской слободе существенно подросли, но не для всех, а лишь для тех домовладельцев, которые собирались превратить свои участки в различного вида склады или в огороды. Тем же частникам, которые хотели избавиться от бремени высоких налогов, государство предлагало строить на своей земле каменные дома в два этажа и выше. Подобным образом городские власти пытались бороться с огромным количеством пустых, незастроенных домовладений, хаотично разбросанных по всей Москве, и одновременно стимулировали капитальное строительство на окраине города. Принятые меры возымели действие: Александровская слобода стала бурно развиваться и в 1915-ом — 1916-ом годах стала одним из самых привлекательных в Москве районов для проживания так называемого «среднего класса». Здесь имелось всё, что требовалось для комфортной городской жизни: канализация и водопровод, электричество и телефон, удобные мостовые, быстрое транспортное сообщение с центром города при помощи трамвая, вдогонку которому спешило ещё одно невиданное для тех лет техническое новшество — метро! Строительство первого в Российской Империи метро было решено начать именно с Александровской слободы, для чего в 1915-ом году в конце Большой Александровской (современной Большой Калитниковской) улицы было возведено здание депо, ставшее позже трамвайным парком. Первая линия метро должна была пройти из Калитников через центр город на его северную оконечность — в село Алексеевское, ещё один крупнейший пригород Москвы начала XX века. События 1916-го — 1917-го годов отодвинули планы по созданию московского метро на двадцать лет. Вот оно как, оказывается: 1910-е годы — и метрополитен. Понимаете теперь, почему экскурсии «Русской Кладовой» можно сравнить с путешествием на машине времени? «Хорошо, а причем тут ковёр-самолёт» — спросите вы. Ковёр-самолёт здесь при том, что с него, как известно, видно во все стороны. И из окна экскурсионного автобуса — тоже, причём даже там, где, казалось бы, смотреть нечего. Покинув берег Калитниковского пруда и пустынную, заснеженную Новоконную площадь, мы огибаем Калитниковское кладбище по улице с восхитительным названием Скотопрогонная (не забыли ещё, что только в этой районе Москвы разрешалось торговать скотом?), берём вправо и оказываемся на Малой Калитниковской. По обеим сторонам — унылые заборы, лужи, грязный снег. Ничего интересного, но. а это что такое?! Забор слева от автобуса ненадолго прерывается, и из-за него выплывает огромное, обветшалое, но все еще величественное, где-то даже великолепное здание — бывший главный корпус городских боен в неорусском стиле (Малая Калитниковская, владение №1). Следом за ним, в Сибирском проезде, ещё одна неожиданная находка — бывшая Мясная биржа (дом №2, стр.5), похожая на резной, красно-белый, каменный ларец, а напротив неё, через дорогу — бывшее здание Сибирского торгового банка (дом №4), от которого проезд и получил свое название. Замечательное свойство Москвы заключается в том, что нечто необыкновенное, любопытное и просто красивое поджидает путника в самых укромных её уголках. Мы покидаем Калитники и отправляемся в Сокольники — ещё один район социальных экспериментов Москвы начала XX века. Выход, который обязательно есть на любой экскурсии — у туалета. Бесплатные общественные туалеты разбросаны по всей Москве, но лишь действительно сведущий москвовед знает расположение большинства из них. На фото — автобус рядом с туалетом в Лефортово, на Госпитальной площади. Итак, мы с вами в Сокольниках, а точнее — на улице Матросская Тишина, в районе бывшего Сокольнического плаца. В 1903-ем году обширное Сокольническое поле было отдано городскими властями под частную застройку. Однако, здесь случилось то, о чем уже упоминалось ранее: новоявленные землевладельцы застроили свои участки одноэтажными домишками, а то и вовсе не стали ничем застраивать, превратив в огороды. Подобное положение дел не нравилось городским властям, хотя бы по той причине, что не давало в казну заметных налоговых поступлений. Власти решили всеми правдами и неправдами заставить местных домовладельцев строить на своих участках доходные дома. Для этой цели в районе Сокольнического поля был создан ряд учреждений, призванных обеспечить процветание и привлекательность района, как то — трамвайный парк, больница, ночлежный дом и ряд других. У всех этих учреждений имелись интересные особенности. Работникам трамвайного парка, к примеру, город умышленно не предоставлял жилье, выплачивая компенсацию в виде «квартирных денег», на которые работники могли арендовать себе его самостоятельно. Обилие потенциальных квартиросъемщиков должно было стимулировать местных домовладельцев превратить свои огороды в доходные дома и, таким образом, сделать доходным и сам район. Следует отметить, что данная мера возымела действие — в районе Сокольнического поля началось капитальное строительство. Больница — современная туберкулезная №7 — на улице Матросская Тишина была построена в 1906-ом году по проекту архитектора Роопа на средства купца Котова, владельца шляпной фабрики в Сокольниках и единственного в Российской империи шляпного универмага на Таганской площади. Больница принимала пострадавших двадцать четыре часа в сутки, кроме того, при ней действовали детская и взрослая амбулатории (поликлиники). Напротив больницы был устроен однодневный ночлежный дом (улица Матросская Тишина, дом №1/3, корп.8). Казалось бы, каким образом ночлежный дом может привлечь в район состоятельных жильцов? Оказывается, этот ночлежный дом был не совсем обычным — даже, пожалуй, самым необычным в Москве, в которой, кроме этого, было ещё десять ночлежек. В ночлежном доме на улице Матросская Тишина первые сутки разрешалось провести бесплатно, но если постоялец хотел задержаться здесь дольше, он должен был это право себе заработать, а именно, стать на некоторое время дворником — зимой чистить окрестные улицы от снега, летом — мести с них пыль и мусор, поливать деревья. В результате ночлежный дом в Сокольниках стал очень популярным среди бездомных жителей Первопрестольной, а район, его окружавший, превратился в один из самых чистых в Москве (что было важно ещё и потому, что здесь располагалось семь городских больниц). Что интересно, метлы и прочий рабочий инвентарь для «дворников»-ночлежников делали на этой же улице, в работном доме, ставшим позже следственным изолятором «Матросская Тишина». Экскурсанты стремятся попасть в автобус под снегопадом на улице Матросская Тишина. Справа, за красным забором, виднеется бывший ночлежный дом, принесший району благополучие и процветание. Сегодня — один из корпусов детской больницы. От ночлежного дома пройдем до пересечения с улицей Барболина и выйдем на небольшую площадь — бывший Сокольнический плац. Сейчас о существовании того плаца напоминает разве что разбитый на его месте небольшой сквер да Благовещенская церковь. Благовещенская церковь (улица Матросская Тишина, №9) была построена в 1906-ом году по типовому проекту. На территории бывшего Советского Союза подобных церквей (подобных — то есть имеющих точно такой же архитектурный проект) сохранилось более двухсот — и в Благовещенске, и в Хабаровске, и во Владивостоке, и даже в Ереване. Что же до церкви в Сокольниках, то её появление на площади не случайно. Рядом стояли казармы, кроме того, здесь же было решено построить и школу (которая, впрочем, появилась только после 1917-го года — улица Гастелло, №7). Близость церкви к школе, помимо чисто эстетического, носила ещё и практический смысл — в случае возникновении пожара (в школе, в казармах, где-либо ещё), пожарных со Стромынской площади можно было оперативно вызвать при помощи церковных колоколов. За школой был выкопан пруд (сейчас на его месте спортивная площадка) — в летнее время дети плавали по нему на лодках, в зимнее — катались на коньках. Наконец, неподалеку отсюда, на Яузе, находился крупный мельничный комбинат, распространявший вокруг себя запах муки и хлеба, который благодаря «розе ветров» сносило как раз на Сокольники. Вдыхая упоительный аромат свежеиспеченных булок и калачей, солдаты в казармах не грустили и исправно несли службу, школьники учились с прилежанием, а дворники из ночлежного дома мели улицы со старанием и радостью. Следует отметить, что учёт «розы ветров» при строительстве муниципальных объектов — школ, больниц, казарм и прочих — относится к новациям XX века. Раньше городские власти не особо задумывались над тем, куда в городе дует ветер, но в начале прошлого века воздух в Москве настолько испортился, что задуматься об этом пришлось. Сегодня Благовещенская церковь на улице Матросская Тишина является главным военным храмом Москвы. Под золотыми маковками можно увидеть чёрно-оранжевые изображения Георгиевских лент. Название улицы — Матросская Тишина — также связано с вооруженными силами. Оно произошло от местности на окраине Сокольнического поля, где со времен Петра I стояла богадельня для отставных матросов, упраздненная при Екатерине II. На этом рассказ о Сокольниках подходит к концу. Мы садимся в автобус и отправляемся. одного Стасу известно, куда. Автобус, юркий ковёр-самолёт, петляет по улицам и переулкам Москвы, минует площади и церкви, проезжает по мостам и эстакадам, оставляя под собой реки и железнодорожные пути, застревает на светофорах и вновь устремляется вперёд. Мы едем, а Стас рассказывает, и рассказ его, под стать нашему запутанному маршруту, богат на подробности, насыщен деталями и полон неожиданных поворотов. Я не буду пересказывать его здесь от начала до конца, лишь остановлюсь на нескольких фотографиях, с которых Москва начала прошлого столетия взирает на нас сквозь мокрый снег и градостроительные изыски дней сегодняшних. Здание бывших цинковальных бань во дворе в районе Бауманской улицы. Название своё бани получили от расположенного рядом цинковального завода Карасёва, производившего оцинкованные ведра, дуршлаги, ушата и прочую металлическую посуду. Бани славились своими мраморными ванными, которые, кроме как здесь, имелись ещё только в двух московских банях — Китайских (Центральных) и Сандуновских. Рядом с банями был устроен увеселительный сад с прудами, кегельбаном и кафетерием. От цинковальных бань на Бауманскую улицу можно пройти через колокольню старообрядческой моленной Святой Екатерины, построенную в 1915-ом году архитектором Николаем Благовещенским для местного предпринимателя Карасёва. Сегодня колокольня находится, скажем так, не в лучшей форме. Золочёные изразцы с неё разворованы, зубцы в виде ласточкиных хвостов обломаны, но она по-прежнему великолепна, особенно летом. Особняк в неоготическом стиле (Бауманская, №23), построенный в 1914-ом году архитектором Мазыриным для разбогатевшего крестьянина Фролова. В начале XX века здесь помещался Третий женский клуб. В Москве в то время было немало клубов домохозяек, в которых обсуждались, в числе прочих, вопросы ведения домашнего хозяйства, а также один из наиболее актуальных женских вопросов — стоит ли вообще выходить замуж. Сегодня — трёхквартирный жилой дом. Улица Машкова, вид в сторону Бульварного кольца. Дома 1910-х годов постройки — с электричеством и канализацией, с квартирами в пять-семь комнат и относительно скромным декором. На первых этажах таких домов помещались конторы и мастерские (офисы) служащих «белых» профессий — врачей, адвокатов, обойщиков, парикмахеров. Безусловным новшеством для Москвы начала XX века явилось наличие во дворах этих домов обустроенных гаражей — пока ещё не для автомобилей, а для частных конных экипажей. В начале XX века на первом этаже этого доходного дома (Машкова, №24) помещалось небезызвестное в Москве Общество Фрейда — научно-популярная организация, которая занималась, в частности, борьбой с детским алкоголизмом и с домашним садизмом, а также проблемой женской эмансипации. Усилиями Общества в Москве было создано некоторое количество внешкольных учреждений, а также музей детского алкоголизма, куда детей водили, чтобы продемонстрировать, во что превратятся их внутренние органы, если они станут раньше времени «заливать за воротник». Кроме того, Общество Фрейда добилось того, что на рынке труда замужних женщин уравняли в правах с незамужними и даже с мужчинами. В прошлом женщин после замужества частенько увольняли с работы, считая, что теперь они станут работать «на семью» — то есть воровать. Общество через суды добилось неправомочности подобных предрассудков — с 1910-х годов продавцами в московских магазинах становятся в основном женщины (до этого были мужчины). Общество Фрейда прекратило свое существование в 1921-ом году. Наш маршрут близится к концу. По хорошей экскурсионной традиции, оканчивается он примерно там же, где и начинался — в районе станции метро «Таганская», а точнее на Народной улице, бывшей части трассы Садового кольца, ныне соединяющей Таганскую площадь с Краснохолмской набережной. Мы стоим на небольшом пятачке, рядом с отделением «Почты России», и смотрим на противоположную сторону улицы — на дома под номерами 12 и 8. И слушаем рассказ об этих домах. В доме №12 — желтоватом, в четыре этажа, с двумя окнами на широком торце — сто лет назад помещалась Парижская школа шоферов или, если официально, школа «Парижский гараж», в которой обучали новому по тем временам ремеслу — вождению автомобилей. Парижской школа звалась потому, что основное её отделение находилось в Париже, где школа шоферов считалась лучшей в мире. Резкий рост числа автомобилей на московских улицах в 1910-е годы сделал профессию шофера востребованной и престижной. В месяц шоферы получали по сто — сто двадцать тысяч рублей, если индексировать на современные деньги. Москвичи, однако, не спешили становиться шоферами, считая, что эта профессия не оправдает себя, и машины вскоре исчезнут с городских улиц. В светлое будущее безлошадных экипажей верили в основном выходцы из западных губерний Российской Империи — Смоленской, Витебской, Минской и других. Они-то и составляли основной контингент учащихся школы. Кроме них вождению автомобилей здесь обучались извозчики — «лихачи» и «ваньки», — не желавшие остаться без работы. В советское время и вплоть до наших дней на территории бывшей школы шоферов действовал таксомоторный парк. Рядом со школой шоферов — в доме №8 — в 1914-ом году открылся первый в Москве (и один из первых в России) женский спортивный клуб. Организовали его. тюремные надзирательницы из женского отделения расположенной неподалеку Таганской пересыльной тюрьмы. Этим суровым женщинам нужно было поддерживать себя в хорошей физической форме, но в гимнастические залы вместе с мужчинами их не пускали. Пришлось открыть спортивный клуб для себя — а заодно и для всех женщин, желающих заниматься спортом. Народная улица и два дома на ней. Слева (№12) бывшая школа шоферов «Парижский гараж». Справа (№8) женский спортивный клуб. До 1922-го года Народная улица звалась Краснохолмской, современное же название получила в честь того, что именно по ней после революционных событий 1917-го года народ отправился громить Таганскую тюрьму. Ну вот, собственно, и всё — экскурсия по Москве Серебряного века подошла к концу. Вслед за ней заканчивается и 2013 год. Но не будем грустить, друзья! В наступающем — 2014-ом — году клуб «Русская Кладовая» подготовит для нас множество других, не менее увлекательных экскурсий и путешествий. Будет там и Москва, и Подмосковье, и всяческие более отдаленные и не такие известные — но ничуть не менее славные — города и регионы. Так будем же держать руку на пульсе событий — заглядывать в рассылку, которую регулярно и заботливо осуществляет клуб, удивляться, радоваться, записываться на участие, просыпаться ранним воскресным утром и снова ехать куда-то — куда-то туда, где у очередной станции метро экскурсантов ожидает ковёр-самолёт, замаскированный под автобус. Три. два. один — взлетаем! Источник
  4. Экскурсия по Золотой кладовой со входным билетом
  5. Описание экскурсии
  6. Золото скифов и императорские драгоценности
  7. Парадные залы и картинные галереи
  8. Правила посещения Эрмитажа:
  9. konono
  10. sergunja
Читайте также:  Самая известная достопримечательность украины

Экскурсия по фондам открытого хранения «Сокровища Особой кладовой»

Откройте для себя музейную «шкатулку с драгоценностями» – Особую кладовую, наполненную изделиями из драгоценных металлов и камней большой исторической и художественной ценности. Здесь представлены: женские головные уборы, украшения, полный комплект праздничного костюма, а также культовые предметы из русской коллекции, предметы ритуальной иудаики, серебряные изделия народов Прибалтики, украшения, костюмы и элементы одежды народов Сибири, Поволжья и Приуралья, золотошвейные и ювелирные шедевры среднеазиатских ремесленников, удивительные образцы работы кавказских ювелиров. Отдельное место занимает коллекция холодного и огнестрельного оружия, в основном народов Кавказа, Средней Азии и других стран.

Продолжительность экскурсии – 1 час

Сеансы экскурсий по 30 мая 2021 года

вторник – воскресенье 13.00 и 15.00

Группа до 10 человек.

Стоимость экскурсионного обслуживания в сборной группе – 250 руб. с человека. Входной билет приобретается отдельно.


Экскурсия доступна для заказа на согласованные даты и время

Стоимость экскурсионного обслуживания для группы до 5 человек – 1 250,00 руб.
Стоимость экскурсионного обслуживания для группы до 10 человек – 2 300,00 руб.
Входные билеты приобретаются отдельно.

Внимание! Заявка считается принятой после подтверждения со стороны музея по вашей электронной почте или контактному телефону

Источник

Путешествия и экскурсии. Клуб Живая история

Когда мы впервые собрались на пешеходную экскурсию, и это было очень здорово, хотя и немного страшно! Потом попробовали посмотреть Москву на автобусе.
Показать полностью. А дальше нас уже ничего не могло удержать: Москва, Подмосковье и соседние области, Казань, Смоленск, Калининград, Города Крыма, Нижний и Великий Новгород, Пенза, Саранск, Ростов на Дону, Волгоград и многие другие.
География наших поездок все время расширяется, потому что за годы интерес к истории и самобытным, красивейшим местам не гаснет, а разгорается с новой силой.

Все программы клуба сделаны с учетом ваших пожеланий — а это всегда экскурсоводы-краеведы, которых можно слушать и заслушиваться. Это хорошие гостиницы, пусть не дорогие, но те, в которых уютно. Это хорошие проверенные кафе на маршрутах и меcта, в которые хочется влюбляться..
То, что мы любим.
Приходите, всегда вам рады!

Богачева Наталья.
Руководитель клуба Живая история

С нами можно:
1. Отправиться на экскурсию:
http://zhiclub.ru

2. Заказать индивидуальный тур, и он будет полностью соответствовать вашим ожиданиям.

Добро пожаловать на наш сайт:
http://zhiclub.ru/

И на наши страницы в соцсетях:
https://www.facebook.com/zhiclub/?ref=hl
https://www.instagram.com/zhiclub_moscow/
А самое актуальное по наличию мест и прочим интересностям в нашей группе в WhatsApp — оставляйте номер телефона в личке и мы вас добавим! 🙂

  • Все записи
  • Записи сообщества
  • Поиск

Путешествия и экскурсии. Клуб Живая история запись закреплена

Ещё только середина мая, а у нас уже готовы туры на июнь!

15-16 июня: Ярославские истории
(Тогский монастырь-Карабиха-Спассо-Преображенский собор- музей Музыка и Время)
http://zhiclub.ru/raspisaniy/event/878-yaroslavskie-i..
Показать полностью.

22-23 июня: Сказания Южной Руси
(Воронеж-Дивногорье-Костенки-замок Ольденбургских-усадьба Веневитинова)
http://zhiclub.ru/raspisaniy/event/1028-puteshestvie-..

28-30 июня: Жемчужина Балтии
(Калининград-Светлогорск-Балтийск-Зеленоградск-Янтарный-Куршская коса)
http://zhiclub.ru/raspisaniy/event/1030-zhemchuzhina-..

Путешествия и экскурсии. Клуб Живая история запись закреплена

Дорогие! Поздравляем всех с Днём Победы! Спасибо нашим ветеранам за мир на нашей земле!

Путешествия и экскурсии. Клуб Живая история запись закреплена

А вот и подоспели первые отзывы о пешеходной экскурсии по Остоженке, которая состоялась 2 мая.

А как вы провели свои первые майские?:)

Путешествия и экскурсии. Клуб Живая история запись закреплена

Россия, страна сотен и даже тысяч туристических направлений. Мы будем делиться с вами интересными фактами о самых интересных из них.

Вот несколько интересных фактов о Казани, о которых вы могли не знать:

1. Именно этот город чаще всего называют «третьей столицей России».
Показать полностью.
2. Казань стабильно занимает одно из первых трёх мест в рейтинге самых популярных городов России по посещаемости туристами из других регионов страны.
3. Местный кремль признан объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.
4. Тут живёт примерно в 10-12 раз меньше людей, чем в Москве.
5. Казань древнее Москвы, она была основана ещё в 1005 году.
6. В некоторые периоды своей истории, уже после включения в состав Российской империи, Казань была крупнейшим городом страны.
7. В этом городе расположены храмы 16 различных религий.
8. Во всей Восточной Европе только Прага и Киев являются более старыми мегаполисами, чем Казань.
9. Именно тут некогда родилась супруга знаменитого художника Сальвадора Дали.
10. По одной из версий, своё название город получил в честь протекающей тут реки Казанки. Другие исследователи связывают название с именем хана Хасана.
11. Однажды тут была зафиксирована рекордно низкая температура в -46,8 градусов.
12. С начала 80-х годов прошлого века в Казани трижды не было осадков на протяжении целого месяца.
13. Из всех российских городов только тут после распада Советского Союза был построен метрополитен.
14. Почти все автобусы тут — красного цвета.
15. Казань — единственный в России город, полностью перерабатывающий все свои отходы самостоятельно.
16. С середины 30-х годов прошлого века численность населения города увеличилась на миллион человек.
17. Тут проживают представители 115 национальностей, что делает Казань самым многонациональным городом России. Преобладают татары и русские, которых тут примерно поровну.
18. На рубеже 80-90-х годов прошлого века криминогенная обстановка здесь накалилась из-за растущего количества молодёжных банд, опирающихся на территориальные признаки своих районов. В результате для определения подобного криминала возник даже термин «казанский феномен».
19. Гостиничные номера Казани способны в общей сложности разместить до 7500 гостей города.
20. Здесь находится уникальный Храм всех религий, постройка которого завершилась в 2013 году. В 2017 году он пострадал от пожара, но вскоре после этого началась его реставрация.
21. В Казани есть любопытный памятник, посвящённый Казанскому Коту, персонажу многих сказок и легенд.
22. Екатерина II после посещения этого города назвала его «первым в России после Москвы».
23. Неподалёку от Казани находятся известные Голубые озёра, комплекс водоёмов разной глубины с целебными водами. Они подпитываются подземными источниками и не замерзают зимой.

Источник

Экскурсия по Золотой кладовой со входным билетом

Описание экскурсии

На экскурсии по закрытой Золотой кладовой вы увидите коллекцию редкостей разных эпох. Здесь представлена Сибирская коллекция Петра I, золото скифов, изделия древнегреческих мастеров и предметы роскоши, привезенные из стран Востока: филигранные китайские драгоценности, украшенные россыпью самоцветов сокровища Великих Моголов и образцы парадного вооружения.

Золото скифов и императорские драгоценности

Приглашаем вас в Золотую кладовую — сокровищницу, в которой хранятся удивительные ювелирные изделия с древности и до царских времен. Вы увидите парадное оружие российских императоров, скифское золото и изделия мастеров Древней Греции, бесценные китайские безделушки и самоцветы Великих Моголов, подаренные иранским Надир-Шахом Русскому двору.

Парадные залы и картинные галереи

Со входным билетом в Эрмитаж вы сможете посетить парадные залы Зимнего дворца, среди которых Георгиевский, Павильонный, Александровский, Гербовый и другие, а также осмотрите Картинную галерею и экспозиции античного искусства.

Вы не только ознакомитесь с археологическим собранием на первом этаже Зимнего дворца, но и побываете в залах, включенных в маршрут №2 по Главному музейному комплексу. Здесь вы увидите блистательные интерьеры и жилые покои императорской семьи, Галерею Отдела нумизматики и постоянные экспозиции с собраниями искусства разных стран и эпох, начиная от Византии и Ближнего Востока до европейских живописцев и скульпторов.

Правила посещения Эрмитажа:

  • Билет даёт право на однократное посещение музея в определённое время и по одному из маршрутов;
  • Средства индивидуальной защиты обязательны для всех посетителей;
  • Посещение некоторых музейных объектов возможно только в составе экскурсионных групп;
  • Мы рекомендуем прибыть к входу в музей за 15 минут до начала сеанса;
  • Проход на экспозиции должен быть осуществлен не позднее 30 минут после начала сеанса, после этого времени билет аннулируется и не подлежит возврату;
  • Обращаем ваше внимание: для детей вне зависимости от возраста (до 18 лет), необходимо приобрести отдельный электронный билет с экскурсионным обслуживанием.
  • Вид экскурсии: групповая пешая
  • Размер группы: до 10 человек
  • Расписание: Ежедневно, кроме понедельника. См. свободные даты и время. Свободную дату выбирайте при бронировании.
  • Продолжительность: 2 часа
  • Язык: русский
  • Цена: 1200 ₽ за человека
  • Место встречи: Дворцовая площадь, 2
  • Включено:

• Входной — Главный музейный комплекc;
• Экскурсионная путёвка в ОК Золотую.

• Приобретение сувенирной продукции — по желанию

Главный музейный комплекс
Золотая кладовая Галереи Драгоценностей

Источник

konono

sergunja

Открываю почту и читаю:

Вот и подходит к концу 2013 год. В связи с этим клуб «Русская кладовая» подготовил для вас заключительную экскурсию со Станиславом Величко. Мы перенесёмся на сто лет назад и окажемся в Москве начала XX века. «

Всё, достаточно! Ни слова больше! «Русская кладовая», Станислав Величко, Москва, 1910-е годы. пропустить такое нельзя. Потому что каждая экскурсия клуба — это как путешествие на машине времени, совмещённое с полётом на ковре-самолёте. Разве можно добровольно отказаться от подобного приключения? Разве можно обделить себя так жестоко?!

Вот и я считаю, что нет, положительно невозможно. А потому в указанный день, в указанное время нужно во что бы то ни стало быть в указанном месте — на станции метро «Таганская» фиолетовой (Таганско-Краснопресненской) ветки, на улице, рядом с единственным выходом из метро. Именно там экскурсантов ждёт волшебный автобус с мягкими сидениями под кипой персидских ковров и опытным водителем, которому нет нужды обещать своим пассажирам мягкий взлёт и посадку — всем и так известно, что они такими и будут. Приветственное слово экскурсовода, утвердительный кивок головы, поворот ключа в замке зажигания — и Москва 2013-го года взмахнет крыльями, как журавль, и растает за окном, как дымок от самовара, которым купец Семён Сулейманов потчевал своего закадычного приятеля, присяжного поверенного Михаила Полубоярова, в одном из залов достославного Тестовского трактира. На дворе одна тысяча девятьсот десятый год.

Николай Ремизов, «Русский трактир».

Сегодняшняя экскурсия посвящена Москве 1910-х годов — периоду жизни города меж двух революций — 1905-го и 1917-го годов. Мы поговорим о политических, социальных, культурных и бытовых аспектах жизни Москвы в этот период и посетим ряд районов — Калитники, Сокольники, Лефортово, — которые в начале XX века располагались достаточно далеко от центра Москвы и считались её окраинами.

А проживало в Москве в то время около миллиона человек. Это, конечно, вместе с пригородами — так называемая «большая Москва», в которую входили районы не только внутри, но и снаружи Камер-Коллежского вала — Марьина Роща, Алексеевское, Бутырки, Калитники, Дубровка, Новая Стройка, Новая Андроновка. Эти густонаселённые районы примыкали к Москве с севера и востока, и вместе с центральной частью города именовались «большой Москвой». Те же районы, что подходили к Камер-Коллежскому валу с двух других сторон — с запада и с юга — из-за малости железных дорог были в большинстве своем пустопорожними, сельскими и слабозаселенными.

Итак, первый район, куда мы с вами заглянем, — Калитники или, как говорили в начале XX века, Александровская слобода. Дело в том, что имя «Калитники», данное местности, предположительно, в начале XIV века и связанное с именем Ивана Калиты, вышло из употребления в XVIII веке, и с тех пор район долгое время звался Александровской слободой — по одному из владельцев этой земли, Александрову.

В начале XX века Александровская слобода была очень любопытным, экспериментальным районом Москвы. На её примере городские власти отрабатывали методы, как сделать небогатый и отдаленный от центра города район перспективным и привлекательным для проживания. Для чего были нужны подобные эксперименты? Дело в том, что в конце XIX — начале XX века по численности населения Москва опережала все крупнейшие города Российской империи — Харьков, Киев, Одессу, Ригу, Варшаву, Петербург. Перед московскими властями стоял вопрос — как уследить за столь быстро растущим городом? Чтобы обеспечить москвичей питьевой водой, требовалось расширять водопроводную сеть. Чтобы избавить город от нечистот — развивать канализацию. Кроме того, Москва нуждалась в электрическом освещении — керосиновое и газовое влетали властям в копеечку.

На всё это были нужны деньги. А что такое деньги для городских властей? Прежде всего — налоговые поступления. В начале XX века основная масса таких поступлений шла в казну от торговых и промышленных предприятий. Домовладельцы давали городу совсем немного — четыре или пять процентов от всех городских сборов. Город был заинтересован в том, чтобы повысить плату, взимаемую с частных домовладений, но при этом не вызвать роста их стоимости.

Первые эксперименты по тому, как этого добиться, проводились именно здесь, в Александровской слободе. Район идеально подходил для этого. Во-первых, он располагался в относительной близости от центра города и обладал хорошим транспортным потенциалом — со всех сторон был окружён железными дорогами. Во-вторых, мимо Александровской слободы проходила городская канализация — точнее её «низовая» часть, ведшая в Люберцы. В-третьих, именно сюда, в восточную часть Москвы, предприниматели Морозовы и Второвы в 1910-ом году протянули из шатурских болот первую в Российской Империи подвесную линию электропередач — ЛЭП.

Эксперимент городских властей начался с того, что в Александровской слободе были повышены цены на недвижимость. Район объявили единственным в Москве, где разрешалось продавать животных — крупный и мелкий рогатый скот, птицу. Ветеринарные пункты, выдававшие заключение о здоровье животных, идущих на продажу, также находились здесь. Как следствие, Александровская слобода быстро стала центром притяжения для прасолов — погонщиков домашнего скота, которые стекались в Москву со всех окрестных губерний.

Кроме того, район слободы был объявлен главной зоной продажи мяса для всей Москвы, а также экспериментальной трассой по созданию новых видов мостовых. Здесь было создано и опробовано семнадцать (!) видов различных мостовых — классические асфальтовые, набранные из торцовых асфальтовых шашек, деревянные и даже металлические (которые, впрочем, оказались непригодны к использованию вследствие отсутствия заземления).

Наконец, в Александровской слободе было устроено электрическое освещение — не только улиц, но и домовладений, а также установлены первые в Москве муниципальные телефонные автоматы, которые были втрое дешевле частных. На огромный район в шестьдесят с половиной гектаров их было, правда, всего три, — но все равно, это была новация! Заодно городские власти провели в Александровскую слободу из центра Москвы трамвайную линию. Делалось это всё с одной лишь только целью — привлечь в район потенциальных квартиросъёмщиков.

Как и было обещано, цены на недвижимость в Александровской слободе существенно подросли, но не для всех, а лишь для тех домовладельцев, которые собирались превратить свои участки в различного вида склады или в огороды. Тем же частникам, которые хотели избавиться от бремени высоких налогов, государство предлагало строить на своей земле каменные дома в два этажа и выше. Подобным образом городские власти пытались бороться с огромным количеством пустых, незастроенных домовладений, хаотично разбросанных по всей Москве, и одновременно стимулировали капитальное строительство на окраине города.

Принятые меры возымели действие: Александровская слобода стала бурно развиваться и в 1915-ом — 1916-ом годах стала одним из самых привлекательных в Москве районов для проживания так называемого «среднего класса». Здесь имелось всё, что требовалось для комфортной городской жизни: канализация и водопровод, электричество и телефон, удобные мостовые, быстрое транспортное сообщение с центром города при помощи трамвая, вдогонку которому спешило ещё одно невиданное для тех лет техническое новшество — метро! Строительство первого в Российской Империи метро было решено начать именно с Александровской слободы, для чего в 1915-ом году в конце Большой Александровской (современной Большой Калитниковской) улицы было возведено здание депо, ставшее позже трамвайным парком. Первая линия метро должна была пройти из Калитников через центр город на его северную оконечность — в село Алексеевское, ещё один крупнейший пригород Москвы начала XX века. События 1916-го — 1917-го годов отодвинули планы по созданию московского метро на двадцать лет.

Вот оно как, оказывается: 1910-е годы — и метрополитен. Понимаете теперь, почему экскурсии «Русской Кладовой» можно сравнить с путешествием на машине времени? «Хорошо, а причем тут ковёр-самолёт» — спросите вы. Ковёр-самолёт здесь при том, что с него, как известно, видно во все стороны. И из окна экскурсионного автобуса — тоже, причём даже там, где, казалось бы, смотреть нечего. Покинув берег Калитниковского пруда и пустынную, заснеженную Новоконную площадь, мы огибаем Калитниковское кладбище по улице с восхитительным названием Скотопрогонная (не забыли ещё, что только в этой районе Москвы разрешалось торговать скотом?), берём вправо и оказываемся на Малой Калитниковской. По обеим сторонам — унылые заборы, лужи, грязный снег. Ничего интересного, но. а это что такое?! Забор слева от автобуса ненадолго прерывается, и из-за него выплывает огромное, обветшалое, но все еще величественное, где-то даже великолепное здание — бывший главный корпус городских боен в неорусском стиле (Малая Калитниковская, владение №1). Следом за ним, в Сибирском проезде, ещё одна неожиданная находка — бывшая Мясная биржа (дом №2, стр.5), похожая на резной, красно-белый, каменный ларец, а напротив неё, через дорогу — бывшее здание Сибирского торгового банка (дом №4), от которого проезд и получил свое название.

Замечательное свойство Москвы заключается в том, что нечто необыкновенное, любопытное и просто красивое поджидает путника в самых укромных её уголках. Мы покидаем Калитники и отправляемся в Сокольники — ещё один район социальных экспериментов Москвы начала XX века.

Выход, который обязательно есть на любой экскурсии — у туалета. Бесплатные общественные туалеты разбросаны по всей Москве, но лишь действительно сведущий москвовед знает расположение большинства из них. На фото — автобус рядом с туалетом в Лефортово, на Госпитальной площади.

Итак, мы с вами в Сокольниках, а точнее — на улице Матросская Тишина, в районе бывшего Сокольнического плаца. В 1903-ем году обширное Сокольническое поле было отдано городскими властями под частную застройку. Однако, здесь случилось то, о чем уже упоминалось ранее: новоявленные землевладельцы застроили свои участки одноэтажными домишками, а то и вовсе не стали ничем застраивать, превратив в огороды. Подобное положение дел не нравилось городским властям, хотя бы по той причине, что не давало в казну заметных налоговых поступлений. Власти решили всеми правдами и неправдами заставить местных домовладельцев строить на своих участках доходные дома.

Для этой цели в районе Сокольнического поля был создан ряд учреждений, призванных обеспечить процветание и привлекательность района, как то — трамвайный парк, больница, ночлежный дом и ряд других. У всех этих учреждений имелись интересные особенности. Работникам трамвайного парка, к примеру, город умышленно не предоставлял жилье, выплачивая компенсацию в виде «квартирных денег», на которые работники могли арендовать себе его самостоятельно. Обилие потенциальных квартиросъемщиков должно было стимулировать местных домовладельцев превратить свои огороды в доходные дома и, таким образом, сделать доходным и сам район. Следует отметить, что данная мера возымела действие — в районе Сокольнического поля началось капитальное строительство.

Больница — современная туберкулезная №7 — на улице Матросская Тишина была построена в 1906-ом году по проекту архитектора Роопа на средства купца Котова, владельца шляпной фабрики в Сокольниках и единственного в Российской империи шляпного универмага на Таганской площади. Больница принимала пострадавших двадцать четыре часа в сутки, кроме того, при ней действовали детская и взрослая амбулатории (поликлиники).

Напротив больницы был устроен однодневный ночлежный дом (улица Матросская Тишина, дом №1/3, корп.8). Казалось бы, каким образом ночлежный дом может привлечь в район состоятельных жильцов? Оказывается, этот ночлежный дом был не совсем обычным — даже, пожалуй, самым необычным в Москве, в которой, кроме этого, было ещё десять ночлежек. В ночлежном доме на улице Матросская Тишина первые сутки разрешалось провести бесплатно, но если постоялец хотел задержаться здесь дольше, он должен был это право себе заработать, а именно, стать на некоторое время дворником — зимой чистить окрестные улицы от снега, летом — мести с них пыль и мусор, поливать деревья. В результате ночлежный дом в Сокольниках стал очень популярным среди бездомных жителей Первопрестольной, а район, его окружавший, превратился в один из самых чистых в Москве (что было важно ещё и потому, что здесь располагалось семь городских больниц). Что интересно, метлы и прочий рабочий инвентарь для «дворников»-ночлежников делали на этой же улице, в работном доме, ставшим позже следственным изолятором «Матросская Тишина».

Экскурсанты стремятся попасть в автобус под снегопадом на улице Матросская Тишина. Справа, за красным забором, виднеется бывший ночлежный дом, принесший району благополучие и процветание. Сегодня — один из корпусов детской больницы.

От ночлежного дома пройдем до пересечения с улицей Барболина и выйдем на небольшую площадь — бывший Сокольнический плац. Сейчас о существовании того плаца напоминает разве что разбитый на его месте небольшой сквер да Благовещенская церковь.

Благовещенская церковь (улица Матросская Тишина, №9) была построена в 1906-ом году по типовому проекту. На территории бывшего Советского Союза подобных церквей (подобных — то есть имеющих точно такой же архитектурный проект) сохранилось более двухсот — и в Благовещенске, и в Хабаровске, и во Владивостоке, и даже в Ереване.

Что же до церкви в Сокольниках, то её появление на площади не случайно. Рядом стояли казармы, кроме того, здесь же было решено построить и школу (которая, впрочем, появилась только после 1917-го года — улица Гастелло, №7). Близость церкви к школе, помимо чисто эстетического, носила ещё и практический смысл — в случае возникновении пожара (в школе, в казармах, где-либо ещё), пожарных со Стромынской площади можно было оперативно вызвать при помощи церковных колоколов. За школой был выкопан пруд (сейчас на его месте спортивная площадка) — в летнее время дети плавали по нему на лодках, в зимнее — катались на коньках.

Наконец, неподалеку отсюда, на Яузе, находился крупный мельничный комбинат, распространявший вокруг себя запах муки и хлеба, который благодаря «розе ветров» сносило как раз на Сокольники. Вдыхая упоительный аромат свежеиспеченных булок и калачей, солдаты в казармах не грустили и исправно несли службу, школьники учились с прилежанием, а дворники из ночлежного дома мели улицы со старанием и радостью. Следует отметить, что учёт «розы ветров» при строительстве муниципальных объектов — школ, больниц, казарм и прочих — относится к новациям XX века. Раньше городские власти не особо задумывались над тем, куда в городе дует ветер, но в начале прошлого века воздух в Москве настолько испортился, что задуматься об этом пришлось.

Сегодня Благовещенская церковь на улице Матросская Тишина является главным военным храмом Москвы. Под золотыми маковками можно увидеть чёрно-оранжевые изображения Георгиевских лент. Название улицы — Матросская Тишина — также связано с вооруженными силами. Оно произошло от местности на окраине Сокольнического поля, где со времен Петра I стояла богадельня для отставных матросов, упраздненная при Екатерине II.

На этом рассказ о Сокольниках подходит к концу. Мы садимся в автобус и отправляемся. одного Стасу известно, куда. Автобус, юркий ковёр-самолёт, петляет по улицам и переулкам Москвы, минует площади и церкви, проезжает по мостам и эстакадам, оставляя под собой реки и железнодорожные пути, застревает на светофорах и вновь устремляется вперёд. Мы едем, а Стас рассказывает, и рассказ его, под стать нашему запутанному маршруту, богат на подробности, насыщен деталями и полон неожиданных поворотов. Я не буду пересказывать его здесь от начала до конца, лишь остановлюсь на нескольких фотографиях, с которых Москва начала прошлого столетия взирает на нас сквозь мокрый снег и градостроительные изыски дней сегодняшних.

Здание бывших цинковальных бань во дворе в районе Бауманской улицы. Название своё бани получили от расположенного рядом цинковального завода Карасёва, производившего оцинкованные ведра, дуршлаги, ушата и прочую металлическую посуду. Бани славились своими мраморными ванными, которые, кроме как здесь, имелись ещё только в двух московских банях — Китайских (Центральных) и Сандуновских. Рядом с банями был устроен увеселительный сад с прудами, кегельбаном и кафетерием.

От цинковальных бань на Бауманскую улицу можно пройти через колокольню старообрядческой моленной Святой Екатерины, построенную в 1915-ом году архитектором Николаем Благовещенским для местного предпринимателя Карасёва. Сегодня колокольня находится, скажем так, не в лучшей форме. Золочёные изразцы с неё разворованы, зубцы в виде ласточкиных хвостов обломаны, но она по-прежнему великолепна, особенно летом.

Особняк в неоготическом стиле (Бауманская, №23), построенный в 1914-ом году архитектором Мазыриным для разбогатевшего крестьянина Фролова. В начале XX века здесь помещался Третий женский клуб. В Москве в то время было немало клубов домохозяек, в которых обсуждались, в числе прочих, вопросы ведения домашнего хозяйства, а также один из наиболее актуальных женских вопросов — стоит ли вообще выходить замуж. Сегодня — трёхквартирный жилой дом.

Улица Машкова, вид в сторону Бульварного кольца. Дома 1910-х годов постройки — с электричеством и канализацией, с квартирами в пять-семь комнат и относительно скромным декором. На первых этажах таких домов помещались конторы и мастерские (офисы) служащих «белых» профессий — врачей, адвокатов, обойщиков, парикмахеров. Безусловным новшеством для Москвы начала XX века явилось наличие во дворах этих домов обустроенных гаражей — пока ещё не для автомобилей, а для частных конных экипажей.

В начале XX века на первом этаже этого доходного дома (Машкова, №24) помещалось небезызвестное в Москве Общество Фрейда — научно-популярная организация, которая занималась, в частности, борьбой с детским алкоголизмом и с домашним садизмом, а также проблемой женской эмансипации. Усилиями Общества в Москве было создано некоторое количество внешкольных учреждений, а также музей детского алкоголизма, куда детей водили, чтобы продемонстрировать, во что превратятся их внутренние органы, если они станут раньше времени «заливать за воротник». Кроме того, Общество Фрейда добилось того, что на рынке труда замужних женщин уравняли в правах с незамужними и даже с мужчинами. В прошлом женщин после замужества частенько увольняли с работы, считая, что теперь они станут работать «на семью» — то есть воровать. Общество через суды добилось неправомочности подобных предрассудков — с 1910-х годов продавцами в московских магазинах становятся в основном женщины (до этого были мужчины). Общество Фрейда прекратило свое существование в 1921-ом году.

Наш маршрут близится к концу. По хорошей экскурсионной традиции, оканчивается он примерно там же, где и начинался — в районе станции метро «Таганская», а точнее на Народной улице, бывшей части трассы Садового кольца, ныне соединяющей Таганскую площадь с Краснохолмской набережной. Мы стоим на небольшом пятачке, рядом с отделением «Почты России», и смотрим на противоположную сторону улицы — на дома под номерами 12 и 8. И слушаем рассказ об этих домах.

В доме №12 — желтоватом, в четыре этажа, с двумя окнами на широком торце — сто лет назад помещалась Парижская школа шоферов или, если официально, школа «Парижский гараж», в которой обучали новому по тем временам ремеслу — вождению автомобилей. Парижской школа звалась потому, что основное её отделение находилось в Париже, где школа шоферов считалась лучшей в мире.

Резкий рост числа автомобилей на московских улицах в 1910-е годы сделал профессию шофера востребованной и престижной. В месяц шоферы получали по сто — сто двадцать тысяч рублей, если индексировать на современные деньги. Москвичи, однако, не спешили становиться шоферами, считая, что эта профессия не оправдает себя, и машины вскоре исчезнут с городских улиц. В светлое будущее безлошадных экипажей верили в основном выходцы из западных губерний Российской Империи — Смоленской, Витебской, Минской и других. Они-то и составляли основной контингент учащихся школы. Кроме них вождению автомобилей здесь обучались извозчики — «лихачи» и «ваньки», — не желавшие остаться без работы. В советское время и вплоть до наших дней на территории бывшей школы шоферов действовал таксомоторный парк.

Рядом со школой шоферов — в доме №8 — в 1914-ом году открылся первый в Москве (и один из первых в России) женский спортивный клуб. Организовали его. тюремные надзирательницы из женского отделения расположенной неподалеку Таганской пересыльной тюрьмы. Этим суровым женщинам нужно было поддерживать себя в хорошей физической форме, но в гимнастические залы вместе с мужчинами их не пускали. Пришлось открыть спортивный клуб для себя — а заодно и для всех женщин, желающих заниматься спортом.

Народная улица и два дома на ней. Слева (№12) бывшая школа шоферов «Парижский гараж». Справа (№8) женский спортивный клуб. До 1922-го года Народная улица звалась Краснохолмской, современное же название получила в честь того, что именно по ней после революционных событий 1917-го года народ отправился громить Таганскую тюрьму.

Ну вот, собственно, и всё — экскурсия по Москве Серебряного века подошла к концу. Вслед за ней заканчивается и 2013 год. Но не будем грустить, друзья! В наступающем — 2014-ом — году клуб «Русская Кладовая» подготовит для нас множество других, не менее увлекательных экскурсий и путешествий. Будет там и Москва, и Подмосковье, и всяческие более отдаленные и не такие известные — но ничуть не менее славные — города и регионы. Так будем же держать руку на пульсе событий — заглядывать в рассылку, которую регулярно и заботливо осуществляет клуб, удивляться, радоваться, записываться на участие, просыпаться ранним воскресным утром и снова ехать куда-то — куда-то туда, где у очередной станции метро экскурсантов ожидает ковёр-самолёт, замаскированный под автобус. Три. два. один — взлетаем!

Источник

Оцените статью