Экскурсия как средство эстетического воспитания
Эстетика— наука о прекрасном в природе, обществе, материальном и духовном творчестве. Эстетическое воспитание —составная часть гармоничного развития личности. Цель эстетического воспитания на экскурсиях — развивать у экскурсантов способность видеть и ценить прекрасное в природе, искусстве и окружающей действительности в целом. Всвете сказанного особую роль играют искусствоведческие экскурсии, зрительным рядом для которых служат многочисленные памятники истории, природы, материальной и духовной культуры — неиссякаемый источник эстетического и нравственного воспитания, формирования творческих способностей человека.
Процесс эстетического воспитания на экскурсиях складывается из ряда последовательных этапов, предполагающих решение определенных задач (табл. 19.1).
Эстетическое воспитание на экскурсиях направлено на развитие чувства прекрасного, приобщение экскурсантов к постижению законов красоты, включение их в процесс созерцания. Задача экскурсовода — помочь экскурсанту научиться понимать красоту окружающей действительности, заинтересоваться произведениями искусства.
Искусствоведческие экскурсии, посвященные каким-либо явлениям или видам искусства, знакомят экскурсантов с определенными этапами или периодами развития, дают систематизированные знания в области живописи, скульптуры, театра, музыки, декоративно-прикладного искусства. В целом они способствуют эстетическому воспитанию экскурсантов, формируя у них восприимчивость к прекрасному во всем его многообразии.
19.2.ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС И ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ
Эстетический вкус – это система конкретных эмоциональных оценок явлений действительности и произведений искусства, складывающаяся у экскурсанта на основе его представлений как о прекрасном, так и о безобразном, о красоте и художественности.Данное определение носит непосредственно-эмоциональный характер.Эстетический вкус обнаруживается при соприкосновении с предметом — экскурсионным объектом, вызывающим своими характерными чертами эстетическое переживание.
Нельзя в полной мере наслаждаться музыкой, слушая рассказ о ней, или восхищаться балетом, читая либретто. Следовательно, экскурсии театрально-музыкальной тематики должны включать прослушивание музыкальных фрагментов, просмотр киновидеозаписей, посещение концертов и спектаклей.
Вкус — это система оценок, которая, хотя и проявляется лишь применительно к конкретным явлениям, выражает эстетическое отношение к искусству и жизни в целом. Вкус позволяет судить о прежде незнакомых явлениях, событиях, произведениях искусства.
Познавая новое и пополняя запас знаний, экскурсант проникается доверием к суждениям экскурсовода о ранее не известных или малознакомых ему произведениях искусства (явлениях). Параллельно у него вырабатывается такое же доверие к собственным впечатлениям от увиденного, что очень важно для процесса формирования эстетического вкуса. Поскольку в его основе лежат представления (прежде всего — эстетический идеал), степень развития вкуса у людей далеко не одинакова. К сожалению, не каждый человек открыт для восприятия красоты повседневной жизни, немало тех, кто равнодушен к музыке и поэзии. За различиями вкусов стоит несходство психологических, возрастных и других особенностей. Тождества во вкусах быть не может, и об этом следует помнить экскурсоводу.
Воспитание эстетического вкуса на экскурсиях требует дифференцированного подхода к группе: учитываются возрастная категория, национальный состав, степень подготовленности к восприятию зрительного ряда и др.
Высокий эстетический вкус всегда многогранен, поскольку бесконечны проявления прекрасного. Развитие эстетического вкуса экскурсантов подразумевает приближение к многогранности.
Эстетический вкус имеет особую модификацию — художественный вкус, который развивается на основе эстетического вкуса и одновременно оказывает на него влияние. Художественный вкус формируется через общение с миром искусства и познание истории искусства, литературы, литературно-художественной критики (в том числе посредством экскурсий). Эстетический и художественный вкусы могут характеризовать пристрастия, симпатии и антипатии не только отдельной личности, но и социальных групп.
При проведении экскурсии необходимо пробудить у экскурсантов интерес к явлениям искусства, желание узнать их многообразные стороны и не останавливаться в стремлении пополнять знания. Добиться этого может только теоретически подготовленный экскурсовод, знающий категории эстетики (табл. 19.2) и владеющий методикой их применения в экскурсиях определенной тематики.
Прекрасное— высшая степень совершенства явления или предмета.
Признаками прекрасного являются:
Красота экскурсионного объекта должна передаваться не только его вербальной характеристикой, но и показом самого явления (предмета); при этом экскурсовод обращает внимание группы на присутствие вышеперечисленных признаков. Особенно важно это для искусствоведческих, архитектурно-градостроительных, природоведческих и исторических экскурсий.
Безобразное — антипод прекрасного, свидетельство полного поражения красоты. Раскрывая на экскурсиях явления и события как борьбу прогрессивного с регрессивным, экскурсовод должен подчеркивать важность искоренения безобразного из окружающей действительности. Это также условие воспитания эстетического вкуса.
Возвышенное — категория эстетики, близкая к понятию прекрасного,
имеющая следующие характерные признаки:
♦ особую глубину и благородство проявления.
Возвышенное можно увидеть в явлениях, событиях, предметах, удивляющих размерами, силой и мощью, выделяющихся на фоне других экскурсионных объектов. На природоведческих экскурсиях это горы, водопады, вулканы; на экскурсиях искусствоведческих и литературных — заслуживающие восхищения поступки мастера — актера, художника, поэта, писателя, а также лучшие образцы творчества как проявления возвышенного.
Низменное — антипод возвышенного,к сожалению,встречающийся в окружающей нас действительности. Его изобличение во время экскурсий способствует воспитанию эстетического вкуса.
Трагическое — это торжество безобразного и поражение либо гибель прекрасного в борьбе со злом.
Экскурсоводу часто приходится затрагивать данную тему, особенно на экскурсиях военно-исторической направленности. Важно не упрощать рассказ о трагическом событии, а, излагая факты, давать им соответствующую оценку, воздействуя на чувства экскурсантов.
Комическое— противоположность трагического, способ отражения явлений (событий), которые, отжив свое, продолжают претендовать на значительность.
Комическому свойственны разнообразные оттенки:
Объективные условия комического — контраст, противоречие,отклонение от нормы, разнообразные контроверзы действительности.
Обращение к данной категории требует высокого уровня эстетической культуры прежде всего от самого экскурсовода. Неуместное использование сарказма, сатиры, иронии может испортить впечатление от экскурсии, особенно если будут задеты чувства экскурсантов.
Единых эстетических вкусов не существует, поэтому необходимо терпимо относиться к чужому мнению.
Оценка произведения искусства — сложный и ответственный процесс, в котором не следует полагаться только на свой эстетический вкус. Даже опытные экскурсоводы посещают искусствоведческие экскурсии, читают специальную литературу, прислушиваются к мнению заслуживающих доверия людей — критиков, научных сотрудников музеев, не игнорируют и высказываний зрителей и слушателей, т.е. экскурсантов.
Антиподами эстетического вкуса являются:
♦ всеядность (признание любых общепризнанных эстетических и культурных ценностей);
♦ дурной (извращенный) вкус.
Но какой вкус можно считать хорошим, а какой — дурным? Существует ли объективный критерий вкуса? Эстетики-идеалисты склонны все суждения о вкусах считать субъективными, что дает им основание отвергать возможность объективного критерия вкуса. Вместо него они признают необходимость вкусового догматизма, выработку жестких правил и нормативов хорошего вкуса.
И все-таки о вкусах спорят, и тогда не просто сталкиваются личные, групповые или классовые пристрастия, а противостоят друг другу истинные и ложные ценности, отражающие многообразие социальных процессов, особенности общественного развития, результаты поисков и заблуждений, потерь и находок.
Практическое воспитание эстетического вкуса, особенно посредством искусствоведческих экскурсий, формирует эстетическое сознание, определяющее своеобразие эстетического отношения к действительности любой социальной группы и отдельной личности. В нем сочетаются целостность, творчество и созидание. Итогом эстетической деятельности, и особенно искусства, является формирование эстетического идеала, который служит высшим объективным критерием оценки всего, с чем человек сталкивается в окружающей действительности и что попадает в сферу его интересов.
В процессе познания окружающего нас мира через осмысление зрительного ряда искусствоведческих экскурсий эстетический идеал формируется как одна из форм активного, творческого отражения объективной действительности. При этом отбрасывается все несущественное, случайное, мешающее проникнуть в сущность экскурсионного объекта.
Экскурсовод сознательно соотносит реальное с идеальным, выясняя, в какой мере первое соответствует второму. Только в сравнении с идеалом действительность приобретает для экскурсанта эстетическую ценность.
Дата добавления: 2015-12-07 ; просмотров: 838 | Нарушение авторских прав
Источник
Тема 14. Эстетическое воспитание на экскурсиях
14.1. Экскурсия как средство эстетического воспитания
Эстетика — наука о прекрасном в природе, обществе, материальном и духовном творчестве. Эстетическое воспитание — составная часть гармоничного развития личности. Цель эстетического воспитания на экскурсиях — развивать у экскурсантов способность видеть и ценить прекрасное в природе, искусстве и окружающей действительности в целом. В этой связи особую роль играют искусствоведческие экскурсии, зрительным рядом для которых служат многочисленные памятники истории, природы, материальной и духовной культуры — неиссякаемый источник эстетического и нравственного воспитания, формирования творческих способностей человека.
Процесс эстетического воспитания на экскурсиях складывается из ряда последовательных этапов, предполагающих решение определенных задач (табл. 1).
Эстетическое воспитание на экскурсиях направлено на развитие чувства прекрасного, приобщение экскурсантов к постижению законов красоты, включение их в процесс созерцания. Задача экскурсовода — помочь экскурсанту научиться понимать красоту окружающей действительности, заинтересоваться произведениями искусства.
Искусствоведческие экскурсии, посвященные каким-либо явлениям или видам искусства, знакомят экскурсантов с определенными этапами или периодами развития, дают систематизированные знания в области живописи, скульптуры, театра, музыки, декоративно-прикладного искусства. В целом они способствуют эстетическому воспитанию экскурсантов, формируя у них восприимчивость к прекрасному во всем его многообразии.
Этапы эстетического воспитания на экскурсии
Научить видеть красоту окружающего мира, используя конкретные объекыт
От созерцания — к пониманию
Исследовать природу прекрасного с проникновением в его содержание
Воспитание эстетического вкуса
Формирование эстетического идеала
14.2. Эстетический вкус и эстетический идеал
Эстетический вкус — это система конкретных эмоциональных оценок явлений действительности и произведений искусства, складывающаяся у экскурсанта на основе его представлений как о прекрасном, так и о безобразном, о красоте и художественности. Данное определение носит непосредственно-эмоциональный характер. Эстетический вкус обнаруживается при соприкосновении с предметом — экскурсионным объектом, вызывающим своими характерными чертами эстетическое переживание.
Нельзя в полной мере наслаждаться музыкой, слушая рассказ о ней, или восхищаться балетом, читая либретто. Следовательно, экскурсии театрально-музыкальной тематики должны включать прослушивание музыкальных фрагментов, просмотр киновидеозаписей, посещение концертов и спектаклей.
Вкус — это система оценок, которая, хотя и проявляется лишь применительно к конкретным явлениям, выражает эстетическое отношение к искусству и жизни в целом. Вкус позволяет судить о прежде незнакомых явлениях, событиях, произведениях искусства.
Познавая новое и пополняя запас знаний, экскурсант проникается доверием к суждениям экскурсовода о ранее не известных или малознакомых ему произведениях искусства (явлениях). Параллельно у него вырабатывается такое же доверие к собственным впечатлениям от увиденного, что очень важно для процесса формирования эстетического вкуса. Поскольку в его основе лежат представления (прежде всего — эстетический идеал), степень развития вкуса у людей далеко не одинакова. К сожалелению, не каждый человек открыт для восприятия красоты повседневной жизни, немало тех, кто равнодушен к музыке и поэзии. За различиями вкусов стоит несходство психологических, возрастных и других особенностей. Тождества во вкусах быть не может, и об этом следует помнить экскурсоводу.
Воспитание эстетического вкуса на экскурсиях требует дифференцированного подхода к группе: учитываются возрастная категория, национальный состав, степень подготовленности к восприятию зрительного ряда и др.
Высокий эстетический вкус всегда многогранен, поскольку бесконечны проявления прекрасного. Развитие эстетического вкуса экскурсантов подразумевает приближение к многогранности.
Эстетический вкус имеет особую модификацию — художественный вкус, который развивается на основе эстетического вкуса и одновременно оказывает на него влияние. Художественный вкус формируется через общение с миром искусства и познание истории искусства, литературы, литературно-художественной критики (в том числе посредством экскурсий). Эстетический и художественный вкусы могут характеризовать пристрастия, симпатии и антипатии не только отдельной личности, но и социальных групп.
При проведении экскурсии необходимо пробудить у экскурсантов интерес к явлениям искусства, желание узнать их многообразные стороны и не останавливаться в стремлении пополнять знания. Добиться этого может только теоретически подготовленный экскурсовод, знающий категории эстетики (табл. 2) и владеющий методикой их применения в экскурсиях определенной тематики.
Источник