Экскурсия как форма самостоятельной работы студентов
- Добавлено: 06.05.2014 в 12:07 Категория: Методические разработки Добавил: doronicheva
Самостоятельная работа студентов ярко проявляется в некоторых формах обучения,например, высокой результативностью обладают тематические уроки-экскурсии.
Слово экскурсия латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. В этом смысле под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой студенты воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (производственные предприятия, комплексы, международные профессиональные выставки).
Уроки-экскурсии выполняют следующие функции:
Первая. С помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их студенты, как отмечено выше, непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями.
Вторая. Экскурсии позволяют повышать уровень научности обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой.
Третья. Экскурсии способствуют техническому обучению, так как дают возможность знакомить студентов с производством, с применением научных знаний в промышленности..
Четвертая. Экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и в ознакомлении их с трудом работников промышленности .
В учебных программах по каждому предмету должен устанавливаться обязательный перечень экскурсий и их содержание. С этой точки зрения все проводимые в колледжах экскурсии условно разделяются на два вида.
К первому виду относятся производственные экскурсии.
Цели производственных экскурсий могут быть многогранны: это и изучение передового опыта организации труда на предприятии и ознакомление с современным оборудованием организации и предприятия. На основе увиденного, студенты могут явно представить себя в условиях производства , что приводит к усилению мотивации студентов к изучению спецдисциплин.
Экскурсии помогут выработать в студентах развитие ключевых компетенций профессионального характера, необходимого в любой сфере деятельности:
— когнитивная (познавательная) – способность самостоятельно учиться, стремление к поиску информации для учебных целей;
— социально-психологическая – установление нормальных взаимоотношений с людьми, способность к работе в коллективе; сотрудничество критики и самокритики;
— информационно-компьютерная – способность получать, систематизировать, анализировать и передавать информацию;
— креативная – способность к творчеству, умение ставить и решать нестандартные задачи;
— коммуникативная – интерес к людям, способность адекватно воспринимать устную речь, владеть монологической и идеологической речью, участвовать в неформальном общении, вести дискуссии.
Деятельность студентов при проведении экскурсий опирается на дидактические принципы, сформулированные в работах С.А. Щенникова:
— практическая ориентация содержания образования и методов организации совместной деятельности обучающихся и преподавателей;
— концентрическая организация содержания образования и видов деятельности по овладению им;
— самоорганизация деятельности обучающихся как главных субъектов образования;
— проблемность и диалогичность содержания и характеров взаимодействий предприятия учебного заведения;
— рефлексивность как специально организованная деятельность по анализу и осознанию содержания обучения;
— многообразие возможных решений теоретических и практических проблем;
— управляемое развитие мотивации обучения.
На уроках — экскурсиях ,проводимых на предприятиях не должно быть праздного зрительства , поэтому преподаватель спецпредмета при подготовке к проведению такого урока определяет его цели и задачи, готовит студентов к восприятию получаемого ими материала, определяет формы и результаты деятельности учащихся, готовит групповые или индивидуальные творческие задания для будущей экскурсии, с которыми знакомит учащихся до поездки. По итогам экскурсии студенты отчитываются о выполнении задания в различных формах: сообщения и доклады на занятиях, написание рефератов, эссе, создание фоторепортажей и мультимедийных презентаций и т. п., соответственно интересам и способностям учащихся и заданной теме. Такая методика дает возможность влиять на развитие профессиональных и личностных компетенций.
Среди многих других задач урока-экскурсии следует особо выделить её профориентационную роль: ознакомление стдуентов с содержанием труда работников предприятия и будущей специальностью. Помочь ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Производственные экскурсии планируются в курсаъ электротехники, электротехнических материалов, электрических машин и т.д. Они помогают изучению основ современного производства и спосмобствуют расширению технического кругозора и трудовому воспитанию.
Урок-экскурсия на производственные предприятия позволяет студентам приобрести новые знания.
Но по этой же теме экскурсия может быть проведена и в другом плане. Преподаватель, пользуясь картинами и схемами, излагает все эти вопросы на уроке, а затем организует со студентами экскурсию на предприятие.
Дидактические основы проведения учебных экскурсии. При проведении экскурсий важнейшая задача состоит в том, чтобы добиться обстоятельного осмысления и прочного усвоения изучаемого материала. Решению этой задачи должна быть подчинена методика экскурсий.
В общем плане эта методика включает в себя:
а) подготовку экскурсии;
б) выход (выезд) студентов к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятий;
в) обработку материалов экскурсии и подведение ее итогов.
Рассмотрим более детально эти вопросы на примере изучения в курсе электротехнических материалов темы «Испытание средств защиты от поражения электрическим током». По этой теме программы предусматривают проведение производственной экскурсии. Какие же дидактические положения реализуются в данном случае?
Большое значения прежде всего имеет подготовительная работа к экскурсии и, в частности, четкое определение ее цели. В данном случае она состоит в том, чтобы ознакомить студентов с устройством и принципаом действия современных испытательных установок и их использованием на производстве.
Подготовка экскурсии связана также с выбором объекта изучения.
Им может быть ближайшие предприятия электрических сетей.
Третий момент подготовки экскурсии состоит в том, чтобы поставить перед студентами конкретные вопросы, на которые им следует обратить особое внимание. Такими вопросами в данном случае являются следующие: каким образом происходит отбор масел в транформаторах, кабелях для испытания на пробой.
Наконец, при подготовке экскурсии преподаватель посещает ее объект и решает, кто будет выступать в качестве экскурсовода — он сам или работник предприятия. В последнем случае преподаватель договаривается с ним о цели экскурсии и ее содержании, а также о методике объяснения материала.
Второй этап составляет содержательная часть экскурсии, т.е. организация учебной работы по восприятию и усвоению (или закреплению) изучаемого материала во время ее проведения. Делается это с помощью рассказа, объяснения, беседы и демонстрации (показа) важнейших частей и деталей изучаемого объекта. В данном случае экскурсия проводится в порядке закрепления того материала, который изучался на уроке, поэтому она начинается с краткого опроса студенитов: из каких основных частей состоит установка по испытанию масла?
В процессе экскурсии необходимо заботиться об активизации мышления студентов и побуждать их к усвоению изучаемого материала. С этой целью преподаватель (экскурсовод) спрашивает учащихся о принципах работы испытательной установки. Во время экскурсии студенты делают записи важнейших положений темы, а также чертежи, зарисовки и т.д. Экскурсия заканчивается подведением ее итогов, обобщением того нового, что учащиеся узнали во время ее проведения.
Однако классификация учебных экскурсий проводится также в зависимости от того, какие дидактические задачи решаются в процессе их проведения. С этой точки зрения выделяются два типа экскурсий. Экскурсии первого типа служат средством изучения нового материала студентами, экскурсии второго типа используются для закрепления того материала, который предварительно изучен в классе. Как видим, основная задача данной экскурсии состоит в том, чтобы наглядно сообщить учащимся новые знания.
Ко второму виду относятся экскурсии на международные профессиональные выставки(на примере международного выставочного центра «ЭКСПОЦЕНТР» г. Москвы).
Посещения студентами такой выставки позволяет определить новые тенденции в развитии рынка, выявить образовавшиеся лакуны и сосредоточить внимание на изучении тех сегментов, которые представляются самыми перспективными. Организаторы выставки образуют вполне конкретное сообщество и обладают огромным объемом самой разнообразной и надежной маркетинговой информации.
Организационно-документальное обеспечение посещения профессиональных выставок
Временные рамки реализации плана посещения выставки.
Поиск тематики выставки на сайте выставочного центра ЭКСПОЦЕНТР — «календарь выставок»
Оформление электронного пригласительного билета.
Чтобы экскурсия была успешной, разрабатывается специальный «презентационный маршрут» по выставке, охватывающий интересующий аспект.
Выдача информационных материалов выставки (программа, путеводитель) либо сувенирной продукции.
Оформление приказов по колледжу с прилагаемым списком студентов и руководителей а также ведомость инструктажа по технике безопасности.
Оформление страховочного полиса на группу отъезжающих.
Экспозиционная информация; общие количественные показатели, отраслевая и географическая структура участников и посетителей, др.
Обработка видео и фото материалов выставки.
Экскурсии помогут выработать в студентах развитие ключевых компетенций надпрофессионального характера, необходимого в любой сфере деятельности:
— когнитивная (познавательная) – способность самостоятельно учиться, стремление к поиску информации для учебных целей;
— социально-психологическая – установление нормальных взаимоотношений с людьми, способность к работе в коллективе; сотрудничество критики и самокритики;
— информационно-компьютерная – способность получать, систематизировать, анализировать и передавать информацию;
— креативная – способность к творчеству, умение ставить и решать нестандартные задачи;
— коммуникативная – интерес к людям, способность адекватно воспринимать устную речь, владеть монологической и идеологической речью, участвовать в неформальном общении, вести дискуссии.
Деятельность студентов при проведении экскурсий опирается на дидактические принципы, сформулированные в работах С.А. Щенникова:
— практическая ориентация содержания образования и методов организации совместной деятельности обучающихся и преподавателей;
— концентрическая организация содержания образования и видов деятельности по овладению им;
— самоорганизация деятельности обучающихся как главных субъектов образования;
— проблемность и диалогичность содержания и характеров взаимодействий предприятия учебного заведения;
— рефлексивность как специально организованная деятельность по анализу и осознанию содержания обучения;
— многообразие возможных решений теоретических и практических проблем;
Источник
В рамках профориентационного мероприятия студенты посетили завод
16 ноября в очередной раз состоялась экскурсия студентов 311 и 312 групп (направление подготовки бакалавров «Радиотехника») на одно из ведущих предприятий России в области приборостроения – Приборостроительный завод «Вибратор». В настоящее время продукция предприятия применяется на объектах энергетического комплекса, в атомной энергетике и атомной промышленности
Завод «Вибратор» давно и успешно сотрудничает с предприятиями металлургической, нефтегазовой, химической, целлюлозно-бумажной, пищевой промышленности, предприятиями машиностроительного комплекса. В течение многих лет завод выпускает средства измерения и приборы контроля для судостроительной и железнодорожной промышленностей, а также для ВПК.
Замечательную экскурсию для студентов провел заместитель генерального директора завода Андрей Владимирович Васильев. Студенты побывали в механическом цеху, изучив технологии литья и штамповки. Также студенты увидели как применяется лазерная резка для изготовления корпусов устройств. В сборочном цеху ребята увидели, как из разных комплектующих изготавливаются конечные устройства. Кроме того, в рамках экскурсии было продемонстрировано изготовление плат с применением поверхностного монтажа элементов.
Пройдя по всем цехам предприятия, студенты смогли рассмотреть весь процесс организации производства и оценили его на высоком уровне.
Денисов Сергей, 311 группа:
– Большое спасибо за организацию экскурсии на завод «Вибратор»! Нам продемонстрировали оборудование завода, показали все рабочие цеха и то, как проводят сотрудники свой трудовой день! Я впервые увидел, как организована работа на таком предприятии, и это очень впечатлило! Это было интересно и познавательно!
Жарков Сергей, 311 группа:
– Мы теперь имеем общее представление о работе на заводе, мы знаем все тонкости той продукции, которые они выпускают, плюс объяснили почему важен каждый человек в этой цепочке.
Холкин Владислав, 311 группа:
– Было приятно смотреть как развилось предприятие с советских времен и осознавать что оно работает лучше благодаря грамотному управлению. Впечатлило и то, что на его территории есть полный цикл производства.
Большое спасибо заводу «Вибратор» за отличный приём. В заключение экскурсии начальник отдела кадров Елена Леонидовна Матвеюк заявила, что выпускники СПбГИКиТ уже успешно работают на предприятии, поэтому двери завода открыты для студентов.
Текст: Куратор групп 311 и 312, ассистент каф. РТиИТ,
Источник