Экскурсия что это за метод

Статья «Экскурсия как эффективный метод обучения»
статья (10 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
statya-petrova_o.v.docx 17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Экскурсия как эффективный метод обучения»

Автор: учитель русского языка и литературы ГБОУ школы №15 Василеостровского района Санкт-Петербурга Петрова Ольга Викторовна

Для каждого учителя сегодня не является открытием, что традиционная беседа в классе уже не является самым эффективным методом проведения урока. Однообразные формы утомляют ученика, лишают его стимула к учебе. Чтобы заинтересовать учащихся своим предметом, от учителей требуется использование разнообразных форм урока.

Одной из таких форм становится экскурсия. Наш город Санкт-Петербург, «музей под открытым небом», предоставляет огромные возможности для проведения занятий по всем предметам: материал к изучению дает как само городское пространство (улицы, площади, дома, парки и т.д.), так и музеи, которых в настоящее время открывается все больше.

Экскурсионный метод предполагает проведение занятий вне учебного класса. Он построен на преобладании показа над рассказом.

Основой реализации экскурсионного метода в школе является системная организация экскурсий, которая требует разработки и перспективного планирования как каждого учителя, так и в системе учебной деятельности всей школы, чтобы учителя могли планировать свои занятия и не мешать другим предметникам выполнять программу. Важнейший принцип, который следует учитывать в работе учителя — предметника или классного руководителя, — это принцип осуществления обратной связи, позволяющий отслеживать уровень внимания, качество восприятия и другие достижения учащегося как субъекта образования.

Как показывает школьная практика, при относительно большом количестве экскурсий, экскурсионный метод как таковой учителями не используется, чаще учителя полагаются на эрудированность экскурсовода и выступают в роли сопровождающих учащихся. Это является их ошибкой, ведь экскурсионный метод органически сочетает обучение и воспитание. Содержание сообщаемых экскурсоводом знаний вырабатывает у экскурсантов (школьников) определенный подход к объяснению явлений природы, понимания хода и логики развития общества, подводит к оценке событий.

Педагоги не всегда рассматривают экскурсию, как форму воспитания, и поэтому выбор экскурсионных объектов, как правило, осуществляется хаотически и очень часто, особенно в работе классного руководителя, главными помощниками – родителями школьников. Такая ситуация говорит о необходимости в деятельности классного руководителя или учителя-предметника. Программы реализации экскурсионного метода, которая включает следующие этапы:

Подготовительный: подготовка школьников, подготовка педагога и подготовка группы к экскурсии, обсуждение темы, маршрута, снаряжения, выполняемых исследований, способов взаимодействия в группе.

Собственно экскурсия: основная задача педагога на экскурсии – организация и поощрение самостоятельности и исследовательских работ школьников с опорой на приобретение ими эмоционально- чувственного опыта общения с объектом экскурсии и восприятия учащимися объекта в его естественном окружении.

Заключительный: включает в себя обсуждения и проработку экскурсии в свободной (выбранной педагогом) форме спустя некоторое время после экскурсии.

При таком подходе экскурсия осуществляется как проект. Её разработка и реализация, а так же последующее использование в образовательном процессе собранных материалов, проводятся педагогом в соответствии с известной проектной методикой.

В нашей школе прошел апробацию проект «Античная мифология – основа мировой культуры». Проект был осуществлен в курсе литературы 6 класса при изучении мифов Древней Греции.

На начальном этапе ученики знакомились с мифами в классе, читая и обсуждая прочитанное. Затем учителя литературы подготовили автобусную экскурсию «Античные сюжеты в камне и бронзе», посетили тематическую экскурсию в Эрмитаже. Заключительный этап – защита презентации по самым запомнившимся мифологическим сюжетам.

Такая программа включает в себя использование именно системы экскурсий, подчиненных методическим принципам: от простого к сложному, от близкого к дальнему, от части к целому, от знакомого к незнакомому, от реального к виртуальному.

Большое значение имеет использование приобретенного учащимися ранее личного опыта и возникающих ассоциаций.

Практика показывает, что экскурсионные программы помогают школьникам охватить содержание обучения широко, всесторонне, увидеть взаимосвязь изучаемых на уроках законов физики и химии, физики и биологии, истории и литературы, географии и экологии, то есть способствуют реализации межпредметных связей. Во время экскурсии учащиеся не только усваивают новые знания или углубляют и расширяют имеющиеся, но и приобретают умения и навыки их применения.

Особо следует подчеркнуть значение экскурсионных программ в формировании эмоциональной сферы учащихся; чувства прекрасного, ощущения радости познания, желания быть полезным обществу. Экскурсии на природу, в музеи, выставочные залы, на производство учат понимать произведения искусства, находить красоту в обыденных вещах и явлениях, чувствовать красоту человеческого труда.

Таким образом, экскурсионная деятельность в единстве и взаимосвязи осуществляет образовательную, воспитательную и развивающую функции обучения.

Источник

Экскурсионный метод

Слово «метод» (греч. — путь, способ исследования, изложения) имеет несколько значений:

1. Метод — подход к действительности, к явлениям природы и общества.

2. Метод — прием теоретического исследования или практического достижения (осуществления) чего-нибудь.

3. Метод — (в философском значении) — средство познания, способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета.

4. Метод — определенным образом упорядоченная деятельность.

Метод в большинстве учебников логики определяется как совокупность внешних по отношению к материалу, субъективных правил и способов исследования, изучения конкретных объектов и упорядочения полученного ряда мыслей.

В процессе педагогической и пропагандистской деятельности метод является основой получения новых знаний, формирования новых качеств характера советского человека.

Сам характер деятельности, ее содержание, последовательность действий, все, что входит в понятие «процесс деятельности» неразрывно связано с методом достижения поставленной цели (целей). Поэтому метод для той или иной деятельности не может быть избран произвольно. Избранный метод должен обеспечить достижение цели с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами используемых ресурсов.

В деятельности человека используется много различных методов. По своему значению и сферам применения все методы могут быть разделены на три категории:

а) диалектико-материалистический метод, который является основой любого познавательного процесса, независимо от сферы, где проходит исследование. Только диалектика, указывает Энгельс, «представляет аналог и тем самым метод объяснения для происходящих в природе процессов развития, для всеобщих связей природы, для переходов от одной области исследования к другой».

«Всеобщим методом познания может быть только такой метод, который, во-первых, не навязывается науке извне, а является адекватным отражением материальной действительности. Во-вторых, он должен основываться не на частных законах, отражающих развитие той или иной области материального мира, а на законах всеобщих, отражающих развитие всех областей природы, общественной жизни и мышления».

б) общие методы, которые служат основой для многих наук, — анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и абстрагирование и др. Таким общим методом, например, является формальная логика — метод для отыскания новых результатов, для перехода от известного к неизвестному;

в) частные методы, которые находят применение только в данной науке или отрасли знаний, а также при использовании различных форм сообщения знаний. Именно к этой категории методов и относится экскурсионный метод.

Н. К. Крупская отнесла экскурсионный метод к комплексным методам, которые дают возможность сосредоточить внимание «. не на отдельных, не связанных между собой элементах знаний, а на жизненных явлениях, взятых в целом, во всей их сложности, притом не в стационарном состоянии, а в процессе развития».

Требования этого метода состоят в следующем: выявить внутренние естественные связи между отдельными сторонами предметов и явлений; выбрать в наблюдаемых объектах самое важное и существенное и вокруг изучения его концентрировать весь материал; увязывать вновь изучаемый материал с ранее полученным опытом и знаниями.

Комплексный метод направлен на признание самого глазного в теме. Однако он «. допускает также расчленение на отдельные предметы, но при условии тесной связи между ними, осуществления единого крепко спаянного плана».

Н.К.Крупская, подчеркивая большое значение экскурсионного метода преподавания, говорила: «Экскурсионный метод дает возможность видеть, наблюдать». Его значение далее раскрывается так: «Изучение жизни должно строиться на наблюдении. Необходимо научить учащихся смотреть и видеть. Экскурсионный метод как раз и является методом, преследующим эту цель. Применявшийся ранее лишь в области естествознания, в настоящее время экскурсионный метод захватывает все области знаний».

Знание экскурсионного метода подчеркивалось учеными и в дальнейшем. Сошлемся на мнение одного из экскурсионных авторитетов — профессора Б. Е. Райкова, который в своей книге «Методика и техника экскурсий», выдержавшей в двадцатые годы ряд изданий, писал: «. Под экскурсией мы подразумеваем изучение объектов по месту их естественного нахождения (локальный принцип) и в связи с передвижением своего места в пространстве (моторный принцип). Вот эти два принципа, тесно между собой связанные, и составляют сущность экскурсионного метода».

Таким образом, экскурсионным методом является метод сообщения знаний, в основе которого лежит наглядность, обязательное сочетание показа с рассказом и моторность, т. е. передвижение экскурсантов по определенному маршруту с целью изучения объектов на месте их расположения и в ходе самого движения.

Обязательное условие экскурсионного метода заключается в том, что экскурсовод уже в ходе подготовки к проведению экскурсии на заданную тему сам увидел, как это было, ясно до мелочей представлял картину события, о котором идет речь. Например, рассказывая о колодце, ныне сухом — он должен видеть в нем воду; рассказывая о месте, где происходила дуэль А. С. Пушкина с Дантесом, видеть картину дуэли. Показывая крепостную стену, надо не только видеть, как ее из камней возводили наши предки в далеком прошлом, но ясно представлять, как ее защищали русские воины во время штурма крепости врагами. Без этого показ будет статичным, безжизненным и экскурсанты не увидят ничего, кроме места, где произошло событие.

Характеризуя значение культурно-исторических экскурсий, В. И. Адо писал: «Здесь имеются налицо все общеизвестные преимущества экскурсионного метода: исследовательский элемент в работе учащихся, живое, конкретное и жизненное изучение прошлого, всестороннее (моторное, зрительное и т. д.) восприятие объекта, повышенный интерес к работе и, на основе всего этого, более углубленное и прочное усвоение материала».

Необходимо отметить, что в большинстве работ по экскурсионному делу экскурсионный метод характеризуется применительно к воспитательной работе с подрастающим поколением, с учащимися. На самом деле этот метод лежит в основе всей экскурсионной работы независимо от того, какой круг участников охватывает экскурсия. В 1931 году в статье «Экскурсия», опубликованной в Малой советской энциклопедии, сказано: «Экскурсионный метод находит широкое применение, как в школьном деле, так и в массовой политико-просветительной работе» (т. 10, с. 194).

Ранее считалось, что рассказ и движение (моторность) являются методами. В настоящее время основными положениями, которыми руководствуются экскурсионные учреждения системы Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС, являются:

а) в основе любой экскурсии лежит экскурсионный метод сообщения знаний аудитории;

б) показ и рассказ — основные элементы экскурсии;

в) движение (моторность) — один из шести основных признаков экскурсии, которые отличают экскурсию от других форм идейно-воспитательной и культурно-массовой работы;

г) методика проведения экскурсии представляет собой совокупность методических приемов показа экскурсионных объектов и рассказа об этих объектах, приемов, которые обеспечивают наибольшую эффективность донесения знаний до аудитории.

Методология — учение о методе, о методах и средствах научно-познавательной деятельности. Методология включает ряд компонентов: характеристику предмета анализа, задачи изучения, совокупность приемов, которые должны быть использованы в ходе данного изучения, последовательность изучения.

В практической деятельности всякая методология находит выражение в двух формах:

а) предписаний, методических указаний (рекомендаций) и норм, где изложено содержание и последовательность деятельности (нормативная методология);

б) описания проделанной работы (дескриптивная методология).

Источник

Экскурсия как метод обучения на этапе НОО. Цели и задачи. Типы экскурсий и их практическое применение в различных областях знаний.

Экскурсия как метод обучения на этапе НОО. Цели и задачи. Типы экскурсий и их практическое применение в различных областях знаний.

Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности уже в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные методы познания: наблюдение, опыты, обсуждение различных мнений, предположения, учебный диалог и т. д.

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Одной из форм обучения в начальной школе является экскурсия.

Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Экскурсия включается в систему уроков и является важной частью учебного процесса. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся.

Экскурсионный метод относится к комплексным методам, которые дают возможность сосредоточить внимание на не отдельных элементах знания, а на жизненных явлениях, взятых в целом, во всей их сложности, в процессе развития. Требования этого метода состоят в следующем: выявить связи между отдельными сторонами предметов и явлений, выбрать в наблюдаемых объектах самое важное, существенное и вокруг изучения его концентрировать весь материал; увязывать вновь изучаемый материал с опытом и знаниями экскурсантов. В основе экскурсионного метода лежат наглядность, обязательное сочетание показа с рассказом.

В процессе педагогической и культурно-воспитательной деятельности метод является основой получения новых знаний и формирования нравственных качеств человека. Метод для деятельности не может быть избран произвольно. Главное требование к методу — он должен обеспечить достижение цели с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами ресурсов.

Экскурсионный метод имеет ряд особенностей:

а) в основе любой учебной экскурсии лежит экскурсионный метод сообщения знаний;

б) показ и рассказ являются важными элементами экскурсии;

в) движение — один из основных признаков экскурсии;

г) экскурсия на основе деятельностного подхода предполагает организацию активной познавательной деятельности учащихся, направленную на самостоятельное открытие нового знания.

Современная классификация экскурсий:

· По содержанию : обзорные и тематические .

Обзорные экскурсии , как правило, многотемны («Прошлое, настоящее и будущее села», «Село на пяти холмах»), где используется исторический и современный материал. Примером обзорной природоведческой экскурсии может служить экскурсия в лес под названием «Войди в природу другом», которая раскрывает лес как сообщество растительного и животного мира.

Тематическая экскурсия посвящена одной теме («В гости к зеленому другу», «Зеленая аптека»).

· По особенностям организации познавательной деятельности : иллюстративные и исследовательские .

· По учебной цели : вводные (по курсу или теме), текущие (по мере изучения темы) и обобщающие (после изучения темы).

· По тематике все экскурсии можно разделить на группы:

— ознакомление с многообразием органического мира, наблюдение за явлениями природы в различное время года, исследование объектов живой природы;

— ориентирование на местности, ознакомление с формами земной поверхности, полезными ископаемыми, исследование объектов неживой природы;

— экскурсии в краеведческий музей, на выставки, производства.

Экскурсия — это вид учебной работы, при котором обучение проводится на натуральном естественном или производственном объекте вне границ школы, или класса.

Экскурсия является организованной формой обучения и одновременно методом обучения.

Учебное значение экскурсии заключается в том, что во время экскурсии осуществляется реализация дидактических принципов связи с жизнью, политехнической учебы, наглядности и т.п.

Во время экскурсии ученики знакомятся с производственными объектами, разными производственными профессиями, учатся находить действие физических законов в разных природных явлениях, знакомятся с физическими приборами и измерительными инструментами, которые применяются в научно-исследовательских лабораториях и на производстве.

Экскурсии, как метод обучения и форма организации занятий зародились в начале XX века. На данное время выработана система экскурсий и методика их проведения.

Как метод экскурсия принадлежит к иллюстративному методу обучения, в котором ученики практически не влияют на наблюдаемый объект или явление, процесс.

Программою предусмотрено проведение экскурсий в каждом классе (2-4 час.). В учебных программах по каждому предмету должен устанавливаться обязательный перечень экскурсий и их содержание.

Содержание экскурсий определяется соответствующими темами тех или иных предметов, изучаемых в начальной школе и отличается рядом специфических особенностей. Каждая экскурсия органически входит в систему уроков темы, занимая определенное место в этой системе. Уроки подготавливают учащихся к экскурсии, а в экскурсии расширяют и конкретизируют знания. Так, экскурсия по «Окружающему миру» может включать в себя сбор различных растений и подготовку школьного гербария. В этом случае потребуется обработка собранного материала и его упорядочение. Историко-литературные экскурсии могут включать в себя встречи с участниками тех или иных исторических событий, писателями и т.д. Иным может быть и подведение итогов. Они могут выражаться в форме письменных отчетов, сочинений, конференций, а также путем организации выставок и т.д. Э скурсии представляют собой своеобразный урок в условиях непосредственного общения с природой или преобразованной трудом человека окружающей социоприродной средой. Они позволяют расширить рамки традиционного урока и позволяют учащимся значительно расширить, познать и углубить полученные на уроках знания, превратить их в освоение учащимися практических умений и навыков, обеспечивают получение дополнительных знаний и умений в различных областях науки.

Конечно, экскурсия не должна быть сухим продолжением урока. В связи с этим в план экскурсии всегда должны быть включены элементы игры, наблюдений, эксперименты. Ведь никакой доклад, никакая беседа не могут заинтересовать так, как умело проведенная экскурсия.

Всем известен тот факт, что каждый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – нормальное, естественное состояние ребёнка.

Экскурсия как метод обучения ориентирован как на индивидуальную, так и групповую самостоятельную деятельность учащихся и позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.

В современном мире технологий результатом экскурсии может быть выпуск фильма, презентации, компьютерного альбома, выставка работ.

Китайская пословица гласит:
То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю!

Источник

Читайте также:  Абхазия винный завод экскурсия
Оцените статью