Экскурсия это метод или прием

Основные принципы,приемы и методы проведения экскурсий.

Н.В. Рамнёнак,
зав. отделом научно-методической и
культурно-досуговой деятельности.

Что есть музей в современном понимании? Как воспринимается музей различными слоями общества? Каким является музей и как видится его будущее?

Эти далеко не праздные вопросы волнуют современное общество. В музееведческой литературе дано достаточно много определений музея. Но часто они противоречивы. Ученым сегодня представляется важным не только дать очередное толкование музея, но и определить смысл и его назначение. Прежде всего, раскрыть сущность музея, его место в обществе.

Музей остаётся научно-исследовательским и научно-просветительным институтом, в рамках которого осуществляется и досуг населения. Но, под досугом мы понимаем не праздное проведение свободного времени, а связанное с освоением историко-культурного наследия. В этом смысле музей будущего в основе своей призван не услуги оказывать населению, а сотрудничать с посетителем.

Музей в целом – это айсберг, и вершину айсберга представляет его экспозиция. И как эта вершина айсберга воспринимается посетителями, какое впечатление создаёт экспозиция музея у аудитории, во многом зависит от экскурсовода или музейного педагога.

Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина и Государственный музей-заповедник С.А. Есенина в 1972 году заключили договор о сотрудничестве. С тех пор стало доброй традицией прохождение студенческой практики в нашем музее-заповеднике в качестве экскурсоводов. Мы радуемся, когда они возвращаются и становятся нашими коллегами. Перед начинающим экскурсоводом встает интересная, но сложная задача – сделать свою экскурсию самой интересной, содержательно наполненной, эксклюзивной и неповторимой.

Конечно, приступая к отбору материала, необходимо наметить план подготовки экскурсии и составить её структуру, но прежде познакомиться с основополагающей внутренней документацией:

1. научной концепцией экспозиции,

2. тематико-экспозиционным планом,

3. методическими рекомендациями, где будет предложена структура экскурсии, разработан маршрут, собран информационный материал для работы над содержанием, составлена библиография.

Тематико-экспозиционный план, один из основных документов научного проектирования экспозиции, определяющий состав и основные характеристики экспозиционных материалов, их распределение и группировку по темам, подтемам, экспозиционным комплексам, а также основные тексты к экспозиции — экспликации.

В ТЭП также могут включаться в виде приложений тексты большого объема, указания для создания воспроизведений музейных предметов и научно-вспомогательных материалов, документация по использованию технических средств в экспозиции и тому подобное. ТЭП создается, как правило, в соответствии с научной концепцией экспозиции и может корректироваться после осуществления пробной раскладки.

Научная концепция экспозиции (от лат. conceptio – понимание, система), теоретическое обоснование музейной экспозиции, документ, содержащий изложение основ экспозиционного замысла и научную трактовку темы экспозиции. В научной концепции формулируются основные принципы и методы её построения, структура, предполагаемая аудитория. Создается концепция на основе исследований в области музееведения и профильных научных дисциплин (в нашем музее — есениноведения).

Музейные экспозиции, как правило, строятся по тематико-хронологическому типу показа музейных предметов. Это предполагает создание структуры, так называемого скелета музейных экскурсий по этому же принципу.

Например, действующая экспозиция нашего литературного музея тоже структурирована по такому же принципу. Для раскрытия темы экскурсии «Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою…», экскурсоводу предложен обширный выбор экспонируемых предметов. Но, очень четко ударными экспонатами расставлены опорные точки, акценты, дающее четкое направление для составления маршрута и структуры рассказа. То есть мы говорим о важных событиях в жизни поэта, подтверждаем сказанное воспоминаниями об этом событии родными, близкими ему людьми, друзьями и критиками, а главное его стихами.

Структура экскурсии – порядок показа экскурсионных объектов и экспонируемых предметов. Он выстраивается так, чтобы показать объекты или предметы в логической последовательности, взаимосвязи, а события излагаются в соответствии с заявленной темой. Включение объектов или экспонируемых предметов, не связанных с темой, нежелательно, так как это отвлекает экскурсантов и нарушает стройность экскурсии.

В процессе изучения музейных экспонатов, в зависимости от темы и цели экскурсии мы определяем значимость и особенности экспонатов показа, какие из них могут быть основными для раскрытия темы и какие привлекаются для вариантов экскурсии.

Так, необходимо «отбирать» для зрительной фиксации только ту часть экспонатов, которая нужна для достижения поставленной цели, в соответствии с конкретными условиями её проведения: составом экскурсантов (их возрастом, профессией, культурно-образовательным уровнем) характером экскурсии (тематическая экскурсия или классическая, урок-экскурсия или музейное занятие), а также временем, отведенным для экскурсии.

Итак, после того, как мы изучили тематико-экспозиционный план, познакомились с научной концепцией, определились с темами и подтемами, характером экскурсии, с объектами показа и экспонатами, создали структуру экскурсии, выработали маршрут — мы напрямую подходим к процессу работы над содержанием.

Методика проведения экскурсии направлена на то, чтобы помочь экскурсантам легче усвоить её содержание. Поэтому, обязательно продумываем и уточняем наиболее целесообразные приемы показа объектов для раскрытия вопросов экскурсии, подтем и темы.

Все методические приемы, правильное использование которых составляет одну из основ профессионального мастерства экскурсовода, могут быть по-своему назначению подразделены следующим образом:

1. приемы непосредственного ведения экскурсии (показ и рассказ);

2. приемы, направленные на создание условий для эффективного проведения экскурсии.

В процессе подготовки экскурсии необходимо решить, как, каким методическим приемом можно наиболее эффектно, интересно раскрыть ту или иную подтему, вопрос экскурсии, раздел, комплекс экспозиции, отдельный экспонат. Рассмотрим основной прием, который применяется при проведении экскурсии на любую тему, прием, без которого не бывает экскурсии – показ.

Приемы показа составляют наиболее многочисленную группу методических приемов: предварительный осмотр, панорамный показ, прием зрительной реконструкции, прием зрительного монтажа, локализации событий, абстрагирования, зрительного сравнения, зрительной аналогии, переключения внимания и др.

Показ должен быть целенаправленным, а следовательно, выборочным. Последовательность показа объектов означает соответствие логике изложения материала, выделение основных объектов, увязку новых со старыми. Последовательность показа объектов учитывает правила перехода от известного к неизвестному, от близкого к далекому. Обычно показ строится на переходе от общего к частному. Показ следует начинать с предварительного обзора, в ходе которого показывается весь комплекс или отдельный объект в целом, а затем приступают к анализу с выявлением характерных черт экскурсионного объекта. Необходимо помнить, что внимание экскурсантов не может задерживаться долго на одном неподвижном объекте (не более 5 минут). При выборе очередности показа объектов принимается во внимание их эмоциональное воздействие на экскурсантов. Вначале характеризуется тот объект, который производит наиболее сильное впечатление. Показ объектов в экскурсии должен быть конкретным. Экскурсанты ориентируются на объект при помощи словесного описания и жеста экскурсовода.

Жесты должны быть выразительными и четкими. Речь без жестов так же нелепа, как текст без знаков препинания. Но если точка и запятая не могут заменить слово, то жест (язык рук) может обойтись без слов. Жест сопровождает рассказ и отражает личное отношение экскурсовода к сообщаемому факту. Успех в жестикуляции требует соблюдения ряда правил. Жесты должны соответствовать содержанию, темпу рассказа и движения. К жесту следует прибегать по мере ощущения потребности в нем. Жестикуляция не должна быть непрерывной, это отвлекает экскурсантов.

Главное требование экскурсионной методики – обязательное сочетание показа с рассказом.

Методисты нередко говорят о том, что хорошо разработанная экскурсия практически не может быть плохо проведена. Мысль правильная, но при одном очень принципиальном уточнении. Хорошо разработанная экскурсия будет хорошо проведена лишь в том случае, если экскурсовод не только глубоко освоит и осмыслит содержание экскурсии, в целом весь маршрут и каждый его отдельный объект, но и усвоит методические приемы показа объектов и рассказа о них.

Источник

Экскурсия как метод обучения на этапе НОО. Цели и задачи. Типы экскурсий и их практическое применение в различных областях знаний.

Экскурсия как метод обучения на этапе НОО. Цели и задачи. Типы экскурсий и их практическое применение в различных областях знаний.

Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности уже в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные методы познания: наблюдение, опыты, обсуждение различных мнений, предположения, учебный диалог и т. д.

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Одной из форм обучения в начальной школе является экскурсия.

Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Экскурсия включается в систему уроков и является важной частью учебного процесса. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся.

Экскурсионный метод относится к комплексным методам, которые дают возможность сосредоточить внимание на не отдельных элементах знания, а на жизненных явлениях, взятых в целом, во всей их сложности, в процессе развития. Требования этого метода состоят в следующем: выявить связи между отдельными сторонами предметов и явлений, выбрать в наблюдаемых объектах самое важное, существенное и вокруг изучения его концентрировать весь материал; увязывать вновь изучаемый материал с опытом и знаниями экскурсантов. В основе экскурсионного метода лежат наглядность, обязательное сочетание показа с рассказом.

В процессе педагогической и культурно-воспитательной деятельности метод является основой получения новых знаний и формирования нравственных качеств человека. Метод для деятельности не может быть избран произвольно. Главное требование к методу — он должен обеспечить достижение цели с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами ресурсов.

Экскурсионный метод имеет ряд особенностей:

а) в основе любой учебной экскурсии лежит экскурсионный метод сообщения знаний;

б) показ и рассказ являются важными элементами экскурсии;

в) движение — один из основных признаков экскурсии;

г) экскурсия на основе деятельностного подхода предполагает организацию активной познавательной деятельности учащихся, направленную на самостоятельное открытие нового знания.

Современная классификация экскурсий:

· По содержанию : обзорные и тематические .

Обзорные экскурсии , как правило, многотемны («Прошлое, настоящее и будущее села», «Село на пяти холмах»), где используется исторический и современный материал. Примером обзорной природоведческой экскурсии может служить экскурсия в лес под названием «Войди в природу другом», которая раскрывает лес как сообщество растительного и животного мира.

Тематическая экскурсия посвящена одной теме («В гости к зеленому другу», «Зеленая аптека»).

· По особенностям организации познавательной деятельности : иллюстративные и исследовательские .

· По учебной цели : вводные (по курсу или теме), текущие (по мере изучения темы) и обобщающие (после изучения темы).

· По тематике все экскурсии можно разделить на группы:

— ознакомление с многообразием органического мира, наблюдение за явлениями природы в различное время года, исследование объектов живой природы;

— ориентирование на местности, ознакомление с формами земной поверхности, полезными ископаемыми, исследование объектов неживой природы;

— экскурсии в краеведческий музей, на выставки, производства.

Экскурсия — это вид учебной работы, при котором обучение проводится на натуральном естественном или производственном объекте вне границ школы, или класса.

Экскурсия является организованной формой обучения и одновременно методом обучения.

Учебное значение экскурсии заключается в том, что во время экскурсии осуществляется реализация дидактических принципов связи с жизнью, политехнической учебы, наглядности и т.п.

Во время экскурсии ученики знакомятся с производственными объектами, разными производственными профессиями, учатся находить действие физических законов в разных природных явлениях, знакомятся с физическими приборами и измерительными инструментами, которые применяются в научно-исследовательских лабораториях и на производстве.

Экскурсии, как метод обучения и форма организации занятий зародились в начале XX века. На данное время выработана система экскурсий и методика их проведения.

Как метод экскурсия принадлежит к иллюстративному методу обучения, в котором ученики практически не влияют на наблюдаемый объект или явление, процесс.

Программою предусмотрено проведение экскурсий в каждом классе (2-4 час.). В учебных программах по каждому предмету должен устанавливаться обязательный перечень экскурсий и их содержание.

Содержание экскурсий определяется соответствующими темами тех или иных предметов, изучаемых в начальной школе и отличается рядом специфических особенностей. Каждая экскурсия органически входит в систему уроков темы, занимая определенное место в этой системе. Уроки подготавливают учащихся к экскурсии, а в экскурсии расширяют и конкретизируют знания. Так, экскурсия по «Окружающему миру» может включать в себя сбор различных растений и подготовку школьного гербария. В этом случае потребуется обработка собранного материала и его упорядочение. Историко-литературные экскурсии могут включать в себя встречи с участниками тех или иных исторических событий, писателями и т.д. Иным может быть и подведение итогов. Они могут выражаться в форме письменных отчетов, сочинений, конференций, а также путем организации выставок и т.д. Э скурсии представляют собой своеобразный урок в условиях непосредственного общения с природой или преобразованной трудом человека окружающей социоприродной средой. Они позволяют расширить рамки традиционного урока и позволяют учащимся значительно расширить, познать и углубить полученные на уроках знания, превратить их в освоение учащимися практических умений и навыков, обеспечивают получение дополнительных знаний и умений в различных областях науки.

Конечно, экскурсия не должна быть сухим продолжением урока. В связи с этим в план экскурсии всегда должны быть включены элементы игры, наблюдений, эксперименты. Ведь никакой доклад, никакая беседа не могут заинтересовать так, как умело проведенная экскурсия.

Всем известен тот факт, что каждый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – нормальное, естественное состояние ребёнка.

Экскурсия как метод обучения ориентирован как на индивидуальную, так и групповую самостоятельную деятельность учащихся и позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.

В современном мире технологий результатом экскурсии может быть выпуск фильма, презентации, компьютерного альбома, выставка работ.

Китайская пословица гласит:
То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю!

Источник

Читайте также:  Мои летние путешествия сочинение
Оцените статью