Гражданско-правовое регулирование экскурсионной деятельности в РФ
Сирик Н.В., кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского права и процесса Смоленского гуманитарного университета.
Развитие туризма неразрывно связано с экскурсионной деятельностью. Экскурсии являются одним из наиболее распространенных видов отдыха и пользуются заслуженной популярностью. Первым экскурсоводом на Руси считается Петр I, обожавший водить иностранных гостей по строящемуся Санкт-Петербургу. В советское время вопросу подготовки экскурсоводов придавалось очень важное идеологическое значение. Экскурсия являлась не только формой активного отдыха, но и важным средством повышения культурного уровня и политического воспитания трудящихся . Сегодня экскурсионная деятельность практически ничем не регулируется. Полагаем, что в настоящее время воспитательная и патриотическая функции экскурсии могли бы способствовать повышению духовности общества.
Туризм и экскурсии. Справочный материал. ВЦСПС. Центральный Совет по туризму и экскурсиям (справочный материал). М., 1977. С. 15.
Для того чтобы раскрыть сущность экскурсионной деятельности, обратимся к анализу сущности самого термина «экскурсия».
Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурсия) .
Цыганенков Г.П. Этимологический словарь русского языка. Киев, 1970. С. 556.
Термин «экскурсия» имеет множество толкований. Рассмотрим те из них, которые были опубликованы в различных изданиях за последние 100 лет. Самое раннее толкование этому термину (1882 г.) дает В. Даль: «Экскурсия — проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав и пр.». Первая научная формулировка экскурсии была дана М.П. Анциферовым в 1923 г.: «Экскурсия есть прогулка, ставящая своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию». Л. Бархаш считал, что экскурсия — это наглядный метод получения определенных знаний, воспитания путем посещений по заранее разработанной теме определенных объектов со специальным руководителем (экскурсоводом). В Малой советской энциклопедии (1931 г. Т. 10. С. 195) термин раскрыт следующим образом: «Экскурсия — коллективное посещение какой-либо местности, промышленных предприятий, совхозов, музеев и пр., преимущественно с научной или образовательной целью». В Толковом словаре русского языка (под руководством Л.Н. Ушакова, 1940 г.) слово «экскурсия» поясняется как «коллективная поездка или прогулка с научно-образовательной или увеселительной целью». В Большой советской энциклопедии (1978 г. Т. 29. С 63) под экскурсией понимаются посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т.д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода. Другие толкования более позднего времени не отличаются оригинальностью и ничего не добавляют к ранее сделанным характеристикам.
В приведенных определениях экскурсии можно обнаружить некоторые расхождения. Они не случайны и не дают оснований для выводов о существовании противоположных точек зрения на экскурсию. Каждая формулировка имеет отношение к функционированию экскурсии в определенный период времени. Отсюда и различия в формулировках целей, задач и форм проведения экскурсий, характерных для того или иного времени. С годами происходит усложнение задач, перед экскурсиями ставятся иные цели, меняются формы их проведения.
Следует согласиться с мнением Н.В. Савиной, согласно которому каждая экскурсия независимо от темы и целей имеет свои признаки. При отсутствии одного из них она не может быть экскурсией. Признаками экскурсии является: наличие темы, цели и задач экскурсии; экскурсовода; протяженность; показ экскурсионных объектов, целенаправленность осмотра; передвижение по заранее спланированному маршруту .
Савина Н.В., Горбылева З.М. Экскурсоведение: Учебное пособие. Мн.: БГЭУ, 2004.
В связи с тем что в ряде нормативных актов, например в Федеральной целевой программе «Развитие туризма в Российской Федерации» , туристские услуги употребляются совместно с экскурсионными и именуются туристско-экскурсионными, следует разграничить данные виды услуг.
Федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. N 11. Ст. 1038.
Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» различает экскурсионные услуги и туристские услуги. Определяя понятие туристской индустрии, законодатель наряду с организациями, занимающимися туроператорской и турагентской деятельностью (туристской деятельностью), включает организации, предоставляющие экскурсионные услуги. Таким образом, туристская деятельность отлична от деятельности экскурсионной. Данный Закон не содержит как понятия экскурсионной деятельности, так и определения экскурсионной услуги.
Согласно определению, сформулированному в ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования», экскурсионная услуга — это туристская услуга по удовлетворению познавательных интересов туристов/экскурсантов, включая разработку и внедрение программ экскурсионного обслуживания или отдельных экскурсий, организацию и проведение экскурсий.
Из этого определения следует, что:
- экскурсионная услуга — разновидность туристской услуги;
- цель экскурсии — удовлетворение познавательных интересов туристов;
- потребителем экскурсии является турист или экскурсант.
Полагаем, что данное определение искажает сущность экскурсии.
Прежде всего экскурсия — это поездка или посещение чего-либо в сопровождении экскурсовода по заранее определенному маршруту с целью удовлетворения духовных, информационных, эстетических потребностей граждан продолжительностью менее одних суток. Следовательно, экскурсию от туристского путешествия отличает место ее проведения (как за пределами места жительства, так и в собственном месте жительства), период осуществления, более узкий набор целей поездки или посещения. Эти существенные отличия не позволяют определять экскурсионные услуги как туристские, а экскурсанта называть туристом.
На наш взгляд, экскурсионные услуги представляют собой деятельность экскурсионных организаций (индивидуальных предпринимателей), направленную на удовлетворение познавательных, духовных, информационных, эстетических потребностей экскурсантов.
Экскурсионное обслуживание определяется местом экскурсии: как части туризма; как части оздоровления и отдыха; как самостоятельного вида деятельности.
Думается, что экскурсионные услуги, так же как и услуги размещения, перевозки и питания, могут представлять самостоятельный вид услуг, а могут входить в набор услуг, оказываемых туристам в рамках туристского путешествия. В последнем случае они не имеют самостоятельного значения и должны рассматриваться как один из элементов тура.
В отличие от российского законодательства в законодательствах о туризме стран СНГ, таких, как Украина и Казахстан, регламентируются определения экскурсионной деятельности и договора на экскурсионное обслуживание граждан. Следует заметить, что в разрабатываемом Государственной Думой новом проекте закона «О туризме» также предполагается включить нормы, регламентирующие осуществление экскурсионной деятельности.
Законодательство Беларуси, Украины, проект российского закона о туризме дают примерно одинаковые определения экскурсионной деятельности как разновидности экономической деятельности субъектов туристской индустрии по оказанию услуг экскурсовода, гида, гида-переводчика. На наш взгляд, более удачное определение содержится в Законе «О туристской деятельности в Республике Казахстан». Экскурсионная деятельность — предпринимательская деятельность по организации посещений гражданами туристских ресурсов в познавательных целях в стране (месте) временного пребывания, которая не предусматривает услуги по размещению (ночевке) туристов и охватывает период не более двадцати четырех часов.
Экономическим содержанием экскурсионной деятельности является оказание экскурсионных услуг — совокупности направленных действий экскурсовода, имеющих определенную цель- удовлетворение потребностей экскурсантов.
Деятельность экскурсовода состоит из ряда действий, главные из них — подготовка и проведение экскурсий. Специфика экскурсии заключается в органическом сочетании в ней показа и рассказа. Экскурсовод целенаправленно воздействует на формирование мировоззрения участников мероприятия, а сообщаемые в процессе экскурсии сведения благодаря наглядности хорошо запоминаются. Поэтому экскурсовод должен быть профессионально подготовленным, обладать соответствующей квалификацией для оказания экскурсионно-информационных, организационных услуг экскурсантам.
Договор оказания экскурсионных услуг является публичным договором, если иное не вытекает из существа договора.
Так как стороной договора является потребитель, на данные правоотношения распространяются нормы Закона «О защите прав потребителей». Поэтому лицо, оказывающее экскурсионные услуги, обязано до заключения договора предоставить экскурсанту необходимую и достоверную информацию об услугах, их видах и особенностях, квалификации экскурсовода, о порядке и сроках оплаты услуг, а также сообщить экскурсанту по его просьбе другие относящиеся к договору и соответствующие экскурсионным услугам сведения.
Договор оказания экскурсионных услуг должен содержать следующие условия: виды предоставляемых услуг; фамилию, имя, отчество экскурсовода; его квалификацию; тему экскурсии; количество экскурсантов в группе; порядок оплаты экскурсионных услуг; сроки проведения экскурсии; условия обеспечения безопасности экскурсантов на маршруте; язык, на котором проводится экскурсия; иные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также определяемые соглашением сторон.
Заключение договора оказания экскурсионных услуг удостоверяется экскурсионной путевкой (в украинском и белорусском законодательстве — экскурсионным ваучером).
Экскурсионное обслуживание может рассматриваться и как часть комплексной туристской услуги. В этом случае туроператор заключает договор оказания экскурсионных услуг в пользу туриста. Договор экскурсионных услуг является разновидностью договора возмездного оказания услуг. Соответственно на него распространяются все положения гл. 39 ГК РФ, если иное не противоречит существу обязательства.
Итак, сформулируем определение договора оказания экскурсионных услуг.
Договор экскурсионных услуг — это договор, в силу которого одна сторона — Исполнитель (лицо, осуществляющее экскурсионную деятельность) обязуется по заданию другой стороны — Заказчика (экскурсанта) предоставить экскурсионные услуги общей продолжительностью не более 24 часов.
Источник
Законодательство РФ и правовые основы экс деятельности. Экскурсионное дело в современной России регулируют следующие нормативные документы
Экскурсионное дело в современной России регулируют следующие нормативные документы.
1. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 10.01.2003 г. № 15-ФЗ; от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ; от 05.02.2007 г. № 12-ФЗ). В нем определены принципы государственной политики по созданию единого туристского рынка в России.
Федеральный закон № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 27.12.2009) определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.
Таким образом, на федеральном уровне в Федеральном законе № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» констатируется, что государство признает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики государства
Этим законом установлено, что организации, предоставляющие экскурсионные услуги, являются частью туриндустрии. Экскурсионные услуги входят в турпродукт вместе с услугами по размещению, перевозке, питанию и другими в зависимости от целей путешествия. В данном законе нет определения экскурсии, а понятия «экскурсовод» и «гид» синонимичны. Согласно Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»: экскурсовод (гид) – это профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания. Также в данном законе определяется понятие «экскурсант». Экскурсант – лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика.
2. ГОСТ Р 53522-2009 «Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения» введен в действие Приказом №772-ст Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 года.
В настоящем стандарте определены термины «экскурсионные услуги» и «экскурсия».
Экскурсионные услуги – туристские услуги по подготовке, организации и проведению экскурсий.
Экскурсия – услуга по удовлетворению познавательных потребностей туристов (экскурсантов), заключающаяся в коллективном (или индивидуальном) посещении и изучении определенных исторических, природных, культурных и производственных объектов в сопровождении экскурсовода, гида, гида-переводчика продолжительностью менее 24 часов без ночевки.
Также здесь представлен перечень экскурсионных услуг, представленный услугами по организации и проведению экскурсий, услугами экскурсовода, услугами гида-переводчика и услугами сопровождающего.
Впервые за всю историю экскурсионного дела в России в этом нормативном документе представлена краткая классификация экскурсий в зависимости от тематики, места проведения, способов передвижения и состава участников экскурсии (детские, молодёжные, экскурсии для взрослых, экскурсии для пожилых людей).
3. ГОСТ Р 50681-2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг» введен в действие взамен ГОСТ Р 50681-94 Приказом №580-ст Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 ноября 2010 года.
Стандарт устанавливает механизм проектирования экскурсионных услуг:
— определение направленности экскурсий;
— определение объектов осмотра;
— определение продолжительности экскурсий;
— определение объема и качества предоставляемой информации;
— определение способа перемещения по маршруту экскурсии.
Согласно ГОСТ Р 50681-2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг», результатом проектирования услуги «экскурсия» являются следующие технологические документы:
— технологическая карта экскурсии (документ, устанавливающий логическую последовательность осмотра объектов на маршруте в соответствии с определенной тематикой. Технологическая карта содержит пространственно-временные характеристики отдельных этапов экскурсии: продолжительность, протяженность, месторасположение остановок, точек обзора и др.);
— контрольный текст экскурсии (контрольный текст экскурсии – это технологический документ, включающий научное, актуализированное содержание информации, предоставляемой экскурсантам. На основе контрольного текста экскурсовод составляет индивидуальный текст, отображающий особенности и возможности экскурсовода и отвечающий интересам конкретных экскурсантов);
— материалы «портфеля экскурсовода» (условное наименование комплекта информационных материалов – фотографий, копий документов, географических карт, схем, репродукций с картин и др. – используемых экскурсоводом в ходе проведения экскурсии);
— схема трассы маршрута транспортной экскурсии;
— перечень основного и вспомогательного персонала, обеспечивающего оказание экскурсионных услуг, с указанием требований к образованию, квалификации и профессиональной подготовке;
— инструкции для экскурсантов (о правилах пользования снаряжением, правилах поведения в обычных и чрезвычайных ситуациях);
— инструкции для персонала;
— стандарты работы персонала;
Вышеперечисленные нормативно-законодательные акты регулируют экскурсионное дело на федеральном уровне.
10. Понятие «Маршрута », подготовительная работа по его созданию
Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута — способствовать наиболее полному раскрытию темы.
Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута, — это организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.
В практике экскурсионных учреждений существуют три варианта построения маршрутов: хронологический, тематический и тематико-хронологический.
Разработка маршрута — сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся одним из основных элементов технологии создания новой экскурсии. При разработке автобусного маршрута следует руководствоваться «Правилами дорожного движения», «Уставом автомобильного транспорта», «Правилами перевозки пассажиров» и другими ведомственными нормативами.
Объекты в зависимости от своей роли в экскурсии могут быть использованы как основные и дополнительные.
Основные объекты подвергаются более глубокому анализу, на них раскрываются подтемы экскурсии.
Показ дополнительных объектов, как правило, осуществляется при переездах (переходах) экскурсионной группы и он не занимает главенствующего положения.
Прежде чем экскурсию увидит и услышит потребитель — экскурсант, необходимо провести большую подготовительную работу, пробные экскурсии, рекламные акции.
Подготовка экскурсии складывается из следующих этапов:
1. Выбор темы, которая определяет содержание экскурсии;
2. Подбор литературы;
3. Ознакомление с экспозициями и фондами музеев;
4. Отбор и изучение экскурсионных объектов. Важными «объектами» экскурсии всегда являются интересные люди, старожилы, краеведческие музеи;
5. Составление маршрута экскурсии;
6. Обход маршрута;
7. Подготовка текста экскурсии;
8. Формирование «портфеля экскурсовода» — комплекта наглядных пособий, которые будут использоваться в ходе экскурсии;
9. Составление методической разработки экскурсии (цель, тема, маршрут и объекты, длительность, методические приемы показа и рассказа, организация и техническое проведение на 6–12 страницах);
10. Утверждение этой разработки руководством;
11. Проведение экскурсии.
Сначала составляется библиография, изучаются архивные исторические источники, статистические данные, периодическая печать, экспозиции и фонды музеев и др.
Важнейший этап — отбор экскурсионных объектов, создания яркого зрительного ряда, способного навсегда остаться в памяти экскурсантов и вызывать у них желание вернуться в этот туристский центр еще раз. Аксиомой является правило: «от показа к рассказу», допуская первичность зрительных впечатлений перед устной информацией.
Исходя из выбранных объектов, складывается маршрут экскурсии, как самый удобный путь прохождения экскурсионной группы, что позволяет раскрыть содержание экскурсии.
Дальше разрабатывается технологическая карта экскурсии, как своеобразный план показа объектов и изложения материала, связанного с ними, включая методические приемы показа и рассказы. По намеченному плану создается текст: контрольный — для туристской фирмы, и индивидуальный — для экскурсовода. Часто текст и содержание экскурсии оперативно приспосабливаются под реального экскурсанта с учетом его знаний, подготовленности и специфики аудитории.
1. 11.ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА В РОССИИ, ее организационно- управленческая структура в настоящий период
Первые экскурсии в России появились в к.XVIIIв. под влиянием
идей Я.А.Коменского, полагавшего, что в обучении надо идти не от рассуждения о предмете, а от реального наблюдения над ним. Развитие экскурсионного дела начинается с 1880 – 90-х гг. под влиянием взглядов К.Д.Ушинского и его последователей. В программу отдельных школ, гимназий, коммерческих училищ стали включаться естественно-научные, а затем культурно-исторические, литературные экскурсии. Появились и первыевнеучебные экскурсиии путешествия, организуемые гимназиями на Волгу, в Крым, за границу. Постепенно осуществляется переход к системе использования экскурсий как метода образования.
В 1900 – 1910-е гг. появились первые организационные структуры, стимулирующие развитие экскурсионного дела. В 1907г. При Российском обществе туристов (РОТ) была создана комиссия «Об-
разовательные экскурсии по России», занимающаяся организацией экскурсий для различных групп населения. Создаются экскурсионные комиссии в ряде учебных округов: Московском, Петербургском,
Казанском, Одесском, Киевском.
В 1910-ые гг. экскурсионное дело приобретает все большие масштабы, а первое послеоктябрьское десятилетие (1917 – 27) считается периодом становления отечественной экскурсионной школы.
Содержание экскурсионного дела в первые десятилетия ХХ в. заключалось в изучении мировой и отечественной истории, природных и культурных достопримечательностей страны, особенностей
национальной культуры. К сер. 1920-х гг. экскурсионное дело достигло наивысшего расцвета, однако к кон.1920-х – нач. 30-х гг. его развитие, как и краеведения, было приостановлено. Многие экскур-
соводы и краеведы подверглись репрессиям, а экскурсионные орга-
низации реорганизованы. С нач. 1930-х гг. музеи провозглашаются политико-пропагандист-скими центрами, а экскурсия из научного комментария превращается в агитацию идеологического характера. Вплоть до сер. 1980-х гг. незыблемой установкой в экскурсионном деле являлся показ историко-
революционной тематики и достижений социалистического строительства.
С кон. 1960-х гг. в стране начинает развиваться индустрия тури-
стско-экскурсионного дела: растет сеть турбаз, кемпингов, мотелей.
Расширяется сеть музеев, включенных в туристское обслуживание, что объясняется т.н. «музейным бумом», охватившим разные страны мира. Для подготовки экскурсоводов в пед. вузах на факультетах
17общественных профессий создаются экскурсионные отделения.
Проявляется тенденция дифференцированного подхода к различным категориям экскурсантов – школьников, учащейся молодежи, сельским жителям, иностранцам и т.д. Вместе с тем в
музеях развивается экскурсии под влиянием коммуникативной модели музея, разрабатываются новые методы и приемы в вовлечения в предметный мир культуры, как детской, так и взрослой аудитории. Все большее значение приобретает изучение отечественного
экскурсионного опыта прошлых лет и современных достижений зарубежного музейного дела. Главным содержанием экскурсионного дела на современном этапе становится знакомство экскурсантов с непреходящими ценностями историко-культурного наследия.
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ЭКСКУРСИОННЫЕ РАБОТЫ ДОСТАТОЧНО ВОСТРЕБОВАНЫ.)))
Источник