- Экскурсия как форма исследовательской деятельности обучающихся в гражданском становлении личности
- Библиографическое описание:
- ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
- Экскурсия как форма исследовательской деятельности в гражданском становлении личности/ООО «Издательство Молодой ученый», ноябрь 2017г. статья
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия как форма исследовательской деятельности обучающихся в гражданском становлении личности
Дата публикации: 09.11.2017 2017-11-09
Статья просмотрена: 977 раз
Библиографическое описание:
Колычева, Т. И. Экскурсия как форма исследовательской деятельности обучающихся в гражданском становлении личности / Т. И. Колычева, Т. А. Засыпкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 45 (179). — С. 232-234. — URL: https://moluch.ru/archive/179/46293/ (дата обращения: 29.04.2021).
Краеведение — это просветительство. Изучая литературу белгородского края и современную жизнь Белгородчины, мы получаем возможность детально изучить и пропагандировать все, что связано с его историей. Д. С. Лихачёв писал: «Краеведение учит любить не только свои родные места, но учит знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, культурой, повышать свой культурный уровень».
Говоря о поиске наиболее эффективных способов активизации исследовательской активности детей при изучении краеведения, нельзя не принимать во внимание такой вид работы как экскурсия. Самое главное преимущество экскурсии — это наглядность: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
В прошлом веке педагоги-психологи, изучавшие исследовательский метод обучения, определяли экскурсии ведущую роль, считая ее одной из форм исследовательского метода обучения. Экскурсия — это одна из форм организации учебной деятельности, которая может быть использована при проведении обучающимися различных исследований.
Экскурсия дает возможность изучать разнообразные объекты в их реальном окружении. У обучающегося появляется возможность найти огромное количество материала для собственных наблюдений, анализа и осмысления. Ее можно назвать своеобразной основой для детских исследований. Она дает мощный толчок детскому мышлению, возможность увидеть множество противоречий и проблем для собственных исследований. Источники для получения новых сведений создают практическую базу для аналитической работы, помогают выработать суждения, умозаключения и выводы.
Наши экскурсии по форме являются интегрированными, комплексными, объединяя содержательные линии предметов: краеведение и иностранный язык (в основном, английский).
Юные экскурсоводы овладевают универсальными учебными действиями, которые в дальнейшем помогут им определить культурные и духовно-нравственные ориентиры, обеспечивают успешную социализацию личности, приобретению профессии.
При формировании и развитии у обучающихся навыков исследовательской необходимо следовать следующим принципам: актуальность, научная обоснованность, системность, мобильность, многообразие форм подведения итогов, продуктивность, личностно ориентированный подход.
При соблюдении этих принципов в процессе организации экскурсионной деятельности формируются следующие исследовательские умения:
‒ определение способа действия с учетом знаний, полученных в различных областях;
‒ поиск недостающей информации в информационном поле;
‒ установление причинно-следственных связей.
‒ умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
‒ умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи.
Менеджерские умения и навыки:
‒ планирование деятельности (время, ресурсы);
‒ принятие решений и прогнозирование их последствий;
‒ анализ собственной деятельности (промежуточные и итоговые результаты).
‒ выстраивать учебное взаимодействие;
‒ объяснять свою точку зрения;
‒ находить компромисс и т. д.
Презентационные умения и навыки:
‒ навыки монологической речи;
Работа ведется поэтапно.
Первый этап — это поисковый этап, на котором педагог предлагает темы для исследования. Обучающиеся обсуждают предложенные темы, и выбирают наиболее интересную для них.
Второй этап — аналитический, т. е. он предполагает согласование общей линии разработки проекта; формирование групп; обсуждение подробного плана работы над проектом (экскурсией); выбор путей сбора информации для контрольного текста экскурсии.
Третий этап — практический. Он представляет собой реализацию всех поставленных задач работы над проектом (экскурсией). Педагог координирует работу, обсуждая все с членами группы, знакомясь с результатами подготовительной работы каждого или группы в целом.
Четвёртый этап — презентационный. Один из важных этапов осуществления проекта — проведение экскурсии. Он завершает, подводит итог всей проведенной подготовительной работе и важен как для обучающихся, так и для педагога.
Пятый этап — контрольный. На этом этапе происходит отчёт, оценка результатов проекта (проведенной экскурсии) и общего хода над ним.
Формы учебной работы включают в себя фронтальную и индивидуальную.
Несомненным достоинством данной формы является возможность регулировать темп продвижения обучаемого, применять индивидуальный подход в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Степень сформированности знаний, умений и навыков определяет следующие показатели:
‒ уровень и качество творческих работ;
‒ уровень культуры и техники представления исследовательских материалов;
‒ уровень практического применения умений и навыков, которые отслеживаются в ходе проведения зачётных, самостоятельных и обязательных учебных работ;
‒ способность обучающихся применять знания на практике в конкретных условиях, таких как экскурсии: «Храм-часовня. Пещерка Святителя Иоасафа», «Архитектурные памятники Белгорода»», «Одна Победа на войне», «Мой Белый город».
Воспитание гражданственности личности обучающихся в современных условиях все больше требует обращения к опыту, накопленному предшествующими поколениями, в частности, своего региона.
Главным результатом поисковой, исследовательской работы являются разработка и проведение экскурсии, что способствует развитию интеллектуальной, творческой личности, с высокой степенью самостоятельности, высокой культуры, способной организовывать свою деятельность, любящей свой родной край, гражданского становления личности.
- Даринский А. В. Краеведение./ А. В. Даринский. — М.: «Просвещение», 1987. — с. 154.
- Савенков А. И. Путь в неизведанное: как развивать свои исследовательские способности./А. И. Савенков. — М., Генезис, 2005. — с.305.
Источник
ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является создание проблемных ситуаций в учебном процессе и проектной деятельности.
Под проблемными ситуациями в обучении мы понимаем чётко спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у обучающегося к обсуждаемой теме.
Высшая степень проблемности присуща такой учебной ситуации, в которой ученик:
1) сам формулирует проблему (задачу);
2) определяет пути её решения;
3) сам решает эту ситуацию и
4) получает в итоге лично для себя ценный, значимый, ощутимый результат.
Я хочу рассказать о том как сформировалась проблемная ситуация при работе над проектом в 2018-2019 учебный год. Творческому объединению по робототехнике предложили принять участие в проекте «Инженириада» АО «Сибирьполиметаллы. Первое, что было сделано это администрация организовала экскурсию на АО «Сибирьполиметаллы», мы посетили реагентное отделение этого предприятия. Реагентное отделение является участком повышенной опасности, там растаривают бочки с реагентами, а реагенты – это например цианид натрия- чрезвычайно опасное вещество со смертельной дозой десятая часть грамма. Ученик все увидел и сам сформулировал проблемную ситуацию «Как изыскать и применить наиболее экологические наиболее экологически щадящие методы и технологии? »
В реагентном отделении доставка и загрузка металлических барабанов с токсичными реагентами в устройство растаривания выполняется операторами с помощью лебедок. Операторы в течение длительного времени находятся в реагентном помещении, выполняя действия по доставке и растариванию бочек с реагентами. Реагентное отделение является участком повышенной опасности. Рабочие находятся в помещении, где могут присутствовать токсичные газы. К токсичным веществам данного производства относятся: бензол, оксиды железа, хлористый водород, свинец, марганец, пары ртути, фенол, формальдегиды, оксиды хрома и углерода и т.д. Попав в организм человека посредством органов дыхания, они могут поразить в первую очередь органы дыхания, вызывая заболевания бронхов и легких.
Как изыскать и применить наиболее экологически щадящие методы и технологии?
До настоящего момента эта ситуация не была решена руководством предприятия. ОАО «Сибирь Полиметаллы», не имеет в настоящее время способа и плана решения проблемы. Внедрение инновационных достижений в производство — важная составляющая экономического роста предприятия. В целях улучшения условий труда на производстве и снижения производственных
При соблюдении этих принципов в процессе организации экскурсионной деятельности формируются следующие исследовательские умения:
• определение способа действия с учетом знаний, полученных в различных областях;
• поиск недостающей информации в информационном поле;
• установление причинно-следственных связей.
• умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
• умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи.
Менеджерские умения и навыки:
• планирование деятельности (время, ресурсы);
• принятие решений и прогнозирование их последствий;
• анализ собственной деятельности (промежуточные и итоговые результаты).
• выстраивать учебное взаимодействие;
• объяснять свою точку зрения;
• находить компромисс и т.д.
Презентационные умения и навыки:
• навыки монологической речи;
Работа ведется поэтапно.
Первый этап – это поисковый этап, на котором педагог предлагает темы для исследования. Обучающиеся обсуждают предложенные темы, и выбирают наиболее интересную для них.
Второй этап – аналитический, т. е. он предполагает согласование общей линии разработки проекта; формирование групп; обсуждение подробного плана работы над проектом (экскурсией); выбор путей сбора информации для контрольного текста экскурсии.
Третий этап – практический. Он представляет собой реализацию всех поставленных задач работы над проектом (экскурсией). Педагог координирует работу, обсуждая все с членами группы, знакомясь с результатами подготовительной работы каждого или группы в целом.
Четвёртый этап – презентационный. Один из важных этапов осуществления проекта – проведение экскурсии. Он завершает, подводит итог всей проведенной подготовительной работе и важен как для обучающихся, так и для педагога.
Пятый этап – контрольный. На этом этапе происходит отчёт, оценка результатов проекта (проведенной экскурсии) и общего хода над ним.
Формы учебной работы включают в себя фронтальную и индивидуальную.
Несомненным достоинством данной формы является возможность регулировать темп продвижения обучаемого, применять индивидуальный подход в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Степень сформированности знаний, умений и навыков определяет следующие показатели:
уровень и качество творческих работ;
уровень культуры и техники представления исследовательских материалов;
уровень практического применения умений и навыков, которые отслеживаются в ходе проведения зачётных, самостоятельных и обязательных учебных работ;
Экскурсия дает возможность изучать разнообразные объекты в их реальном окружении. У обучающегося появляется возможность найти огромное количество материала для собственных наблюдений, анализа и осмысления. Ее можно назвать своеобразной основой для детских исследований. Она дает мощный толчок детскому мышлению, возможность увидеть множество противоречий и проблем для собственных исследований. Источники для получения новых сведений создают практическую базу для аналитической работы, помогают выработать суждения, умозаключения и выводы.
Источник
Экскурсия как форма исследовательской деятельности в гражданском становлении личности/ООО «Издательство Молодой ученый», ноябрь 2017г.
статья
«Экскурсия как форма исследовательской деятельности в гражданском становлении личности». Авторы делятся опытом работы .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kolycheva_t.i._zasypkina_t.a.docx | 29.21 КБ |
kolycheva_t.i._zasypkina_t.a.docx | 29.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ГРАЖДАНСКОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ
педагог дополнительного образования
ГБУДО «Белгородский областной Дворец детского творчества»
учитель английского языка МБОУ «Гимназия №5 г. Белгорода
Краеведение — это просветительство. Изучая литературу белгородского края и современную жизнь Белгородчины, мы получаем возможность детально изучить и пропагандировать все, что связано с его историей. Д.С. Лихачёв писал: «Краеведение учит любить не только свои родные места, но учит знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, культурой, повышать свой культурный уровень».
Говоря о поиске наиболее эффективных способов активизации исследовательской активности детей при изучении краеведения, нельзя не принимать во внимание такой вид работы как экскурсия. Самое главное преимущество экскурсии — это наглядность: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
В прошлом веке педагоги-психологи, изучавшие исследовательский метод обучения, определяли экскурсии ведущую роль, считая ее одной из форм исследовательского метода обучения. Экскурсия — это одна из форм организации учебной деятельности, которая может быть использована при проведении обучающимися различных исследований.
Экскурсия дает возможность изучать разнообразные объекты в их реальном окружении. У обучающегося появляется возможность найти огромное количество материала для собственных наблюдений, анализа и осмысления. Ее можно назвать своеобразной основой для детских исследований. Она дает мощный толчок детскому мышлению, возможность увидеть множество противоречий и проблем для собственных исследований. Источники для получения новых сведений создают практическую базу для аналитической работы, помогают выработать суждения, умозаключения и выводы.
Наши экскурсии по форме являются интегрированными, комплексными, объединяя содержательные линии предметов: краеведение и иностранный язык (в основном, английский).
Юные экскурсоводы овладевают универсальными учебными действиями, которые в дальнейшем помогут им определить культурные и духовно-нравственные ориентиры, обеспечивают успешную социализацию личности, приобретению профессии.
При формировании и развитии у обучающихся навыков исследовательской необходимо следовать следующим принципам: актуальность, научная обоснованность, системность, мобильность, многообразие форм подведения итогов, продуктивность, личностно ориентированный подход.
При соблюдении этих принципов в процессе организации экскурсионной деятельности формируются следующие исследовательские умения:
• определение способа действия с учетом знаний, полученных в различных областях;
• поиск недостающей информации в информационном поле;
• установление причинно-следственных связей.
• умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
• умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи.
Менеджерские умения и навыки:
• планирование деятельности (время, ресурсы);
• принятие решений и прогнозирование их последствий;
• анализ собственной деятельности (промежуточные и итоговые результаты).
• выстраивать учебное взаимодействие;
• объяснять свою точку зрения;
• находить компромисс и т.д.
Презентационные умения и навыки:
• навыки монологической речи;
Работа ведется поэтапно.
Первый этап – это поисковый этап, на котором педагог предлагает темы для исследования. Обучающиеся обсуждают предложенные темы, и выбирают наиболее интересную для них.
Второй этап – аналитический, т. е. он предполагает согласование общей линии разработки проекта; формирование групп; обсуждение подробного плана работы над проектом (экскурсией); выбор путей сбора информации для контрольного текста экскурсии.
Третий этап – практический. Он представляет собой реализацию всех поставленных задач работы над проектом (экскурсией). Педагог координирует работу, обсуждая все с членами группы, знакомясь с результатами подготовительной работы каждого или группы в целом.
Четвёртый этап – презентационный. Один из важных этапов осуществления проекта – проведение экскурсии. Он завершает, подводит итог всей проведенной подготовительной работе и важен как для обучающихся, так и для педагога.
Пятый этап – контрольный. На этом этапе происходит отчёт, оценка результатов проекта (проведенной экскурсии) и общего хода над ним.
Формы учебной работы включают в себя фронтальную и индивидуальную.
Несомненным достоинством данной формы является возможность регулировать темп продвижения обучаемого, применять индивидуальный подход в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Степень сформированности знаний, умений и навыков определяет следующие показатели:
- владение терминологией;
- уровень и качество творческих работ;
- уровень культуры и техники представления исследовательских материалов;
- уровень практического применения умений и навыков, которые отслеживаются в ходе проведения зачётных, самостоятельных и обязательных учебных работ;
- способность обучающихся применять знания на практике в конкретных условиях, таких как экскурсии: «Храм-часовня. Пещерка Святителя Иоасафа», «Архитектурные памятники Белгорода»», «Одна Победа на войне», «Мой Белый город».
Воспитание гражданственности личности обучающихся в современных условиях все больше требует обращения к опыту, накопленному предшествующими поколениями, в частности, своего региона.
Главным результатом поисковой, исследовательской работы являются разработка и проведение экскурсии, что способствует развитию интеллектуальной, творческой личности, с высокой степенью самостоятельности, высокой культуры, способной организовывать свою деятельность, любящей свой родной край, гражданского становления личности.
- Даринский А.В. Краеведение./ А.В. Даринский. – М.: «Просвещение», 1987. — с. 154.
- Савенков А. И. Путь в неизведанное: как развивать свои исследовательские способности./А.И. Савенков. – М. , Генезис, 2005. – с.305.
Предварительный просмотр:
ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ГРАЖДАНСКОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ
педагог дополнительного образования
ГБУДО «Белгородский областной Дворец детского творчества»
учитель английского языка МБОУ «Гимназия №5 г. Белгорода
Краеведение — это просветительство. Изучая литературу белгородского края и современную жизнь Белгородчины, мы получаем возможность детально изучить и пропагандировать все, что связано с его историей. Д.С. Лихачёв писал: «Краеведение учит любить не только свои родные места, но учит знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, культурой, повышать свой культурный уровень».
Говоря о поиске наиболее эффективных способов активизации исследовательской активности детей при изучении краеведения, нельзя не принимать во внимание такой вид работы как экскурсия. Самое главное преимущество экскурсии — это наглядность: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
В прошлом веке педагоги-психологи, изучавшие исследовательский метод обучения, определяли экскурсии ведущую роль, считая ее одной из форм исследовательского метода обучения. Экскурсия — это одна из форм организации учебной деятельности, которая может быть использована при проведении обучающимися различных исследований.
Экскурсия дает возможность изучать разнообразные объекты в их реальном окружении. У обучающегося появляется возможность найти огромное количество материала для собственных наблюдений, анализа и осмысления. Ее можно назвать своеобразной основой для детских исследований. Она дает мощный толчок детскому мышлению, возможность увидеть множество противоречий и проблем для собственных исследований. Источники для получения новых сведений создают практическую базу для аналитической работы, помогают выработать суждения, умозаключения и выводы.
Наши экскурсии по форме являются интегрированными, комплексными, объединяя содержательные линии предметов: краеведение и иностранный язык (в основном, английский).
Юные экскурсоводы овладевают универсальными учебными действиями, которые в дальнейшем помогут им определить культурные и духовно-нравственные ориентиры, обеспечивают успешную социализацию личности, приобретению профессии.
При формировании и развитии у обучающихся навыков исследовательской необходимо следовать следующим принципам: актуальность, научная обоснованность, системность, мобильность, многообразие форм подведения итогов, продуктивность, личностно ориентированный подход.
При соблюдении этих принципов в процессе организации экскурсионной деятельности формируются следующие исследовательские умения:
• определение способа действия с учетом знаний, полученных в различных областях;
• поиск недостающей информации в информационном поле;
• установление причинно-следственных связей.
• умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
• умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи.
Менеджерские умения и навыки:
• планирование деятельности (время, ресурсы);
• принятие решений и прогнозирование их последствий;
• анализ собственной деятельности (промежуточные и итоговые результаты).
• выстраивать учебное взаимодействие;
• объяснять свою точку зрения;
• находить компромисс и т.д.
Презентационные умения и навыки:
• навыки монологической речи;
Работа ведется поэтапно.
Первый этап – это поисковый этап, на котором педагог предлагает темы для исследования. Обучающиеся обсуждают предложенные темы, и выбирают наиболее интересную для них.
Второй этап – аналитический, т. е. он предполагает согласование общей линии разработки проекта; формирование групп; обсуждение подробного плана работы над проектом (экскурсией); выбор путей сбора информации для контрольного текста экскурсии.
Третий этап – практический. Он представляет собой реализацию всех поставленных задач работы над проектом (экскурсией). Педагог координирует работу, обсуждая все с членами группы, знакомясь с результатами подготовительной работы каждого или группы в целом.
Четвёртый этап – презентационный. Один из важных этапов осуществления проекта – проведение экскурсии. Он завершает, подводит итог всей проведенной подготовительной работе и важен как для обучающихся, так и для педагога.
Пятый этап – контрольный. На этом этапе происходит отчёт, оценка результатов проекта (проведенной экскурсии) и общего хода над ним.
Формы учебной работы включают в себя фронтальную и индивидуальную.
Несомненным достоинством данной формы является возможность регулировать темп продвижения обучаемого, применять индивидуальный подход в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Степень сформированности знаний, умений и навыков определяет следующие показатели:
- владение терминологией;
- уровень и качество творческих работ;
- уровень культуры и техники представления исследовательских материалов;
- уровень практического применения умений и навыков, которые отслеживаются в ходе проведения зачётных, самостоятельных и обязательных учебных работ;
- способность обучающихся применять знания на практике в конкретных условиях, таких как экскурсии: «Храм-часовня. Пещерка Святителя Иоасафа», «Архитектурные памятники Белгорода»», «Одна Победа на войне», «Мой Белый город».
Воспитание гражданственности личности обучающихся в современных условиях все больше требует обращения к опыту, накопленному предшествующими поколениями, в частности, своего региона.
Главным результатом поисковой, исследовательской работы являются разработка и проведение экскурсии, что способствует развитию интеллектуальной, творческой личности, с высокой степенью самостоятельности, высокой культуры, способной организовывать свою деятельность, любящей свой родной край, гражданского становления личности.
- Даринский А.В. Краеведение./ А.В. Даринский. – М.: «Просвещение», 1987. — с. 154.
- Савенков А. И. Путь в неизведанное: как развивать свои исследовательские способности./А.И. Савенков. – М. , Генезис, 2005. – с.305.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
От профессионального, творческого потенциала личности педагога, его способности воспринимать и реализовать идеи современной философии образования зависит эффективность реализации Национальной ин.
Важнейшей целью образования в настоящее время является всестороннее развитие ребёнка, раскрытие потенциала каждого, создание условий для максимально возможного доступа к образованию во всех формах. Че.
В данной презентации я попыталась показать, как, изучая язык, через самые простые приемы шаг за шагом дети учатся анализировать и делать выводы.
Компетентностный подход в обучении учащихся при написании исследовательских работ на билингвальной основе.
Данный творческий отчёт представлен на педагогическом совете с целью обобщения опыта работы по данному направлению.
Методический материал посвящен характеристике экскурсии, как одного из способ проведения внеурочной деятельности. Дается определение понятию «экскурсия», раскрываются цели экскурсии, рассмат.
В статье рассматриваются инновационные методы и приемы в изучении краеведения, что позволяет сформировать ценностное отношение личности к окружающему миру через приобщение к православно-ориентированны.
Источник