- Методы исследования физического развития
- 1. Соматометрические показатели
- 2. Физиометрические показатели
- Возрастные показатели жел у детей и подростков (мл)
- Возрастные показатели мышечной силы рук
- Экскурсия грудной клетки это физиометрические показатели
- жБЛФПТЩ, ЧМЙСАЭЙЕ ОБ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙЕ РПЛБЪБФЕМЙ
- хУМПЧЙС РТПЧЕДЕОЙС БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ ЙУУМЕДПЧБОЙК
- нЕФПДЩ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ ЙЪНЕТЕОЙК
- йЪНЕТЕОЙЕ ТПУФБ (ДМЙОЩ ФЕМБ)
- йЪНЕТЕОЙЕ НБУУЩ ФЕМБ (ЧЕУБ)
- йЪНЕТЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЗПМПЧЩ
- йЪНЕТЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ
- йЪНЕТЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЪБРСУФШС
- нЕФПДЩ ПГЕОЛЙ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС
- гЕОФЙМШОЩК НЕФПД
- нЕФПД рПМС вТПЛБ
- йОДЕЛУ лЕФМЕ
- чЕУ ФЕМБ Й ФЙР ФЕМПУМПЦЕОЙС
Методы исследования физического развития
Для исследования физического развития детей и подростков используют следующие показатели:
соматометрические — длина тела (рост), масса тела, окружность грудной клетки и др.;
физиометрические — жизненная емкость легких, мышечная сила, частота пульса, величина артериального давления и др.;
3) соматоскопические — состояние кожных покровов и видимыx слизистых оболочек, степень развития подкожно-жирового слоя, состояние опорно-двигательного аппарата, степень полового развития.
1. Соматометрические показатели
Методика антропометрических измерений
Одним из основных требований при проведении антропометрических исследований является унификация, так как лишь единообразие приемов, использование точного предварительно выверенного инструментария могут обеспечить достоверность полученных результатов.
При проведении изучения физического развития необходимо соблюдать следующие требования:
— исследования проводятся на раздетом ребенке, который стоит по «стойке смирно»;
— исследования проводят в светлом, теплом помещении в первую половину дня, так как длина тела к концу дня уменьшается на 1-2 см, в связи с уплощением сводов стопы, межпозвоночных хрящей, снижением мускулатуры, а масса тела увеличивается в среднем почти на 1 кг;
— все измерения проводятся между антропометрическими точками;
— антропометрический и медицинский инструментарий должен быть стандартизованным, метрологически поверенным, легко подвергаться обработке дезсредствами;
— медицинский работник находится справа или спереди от ребенка.
Соматометрия включает определение длины тела, окружностей и массы тела.
а) Длина тела является признаком, характеризующим состояние пластических процессов в организме.
При измерении роста стоя обследуемый становится на платформу спиной к вертикальной стойке. Он стоит, выпрямившись, подобрав живот и расправив плечи, опустив руки вдоль тела, поставив пятки вместе, носки врозь. При этом обследуемый должен касаться вертикальной стойки пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Голова находится в таком положении, при котором нижний край глазницы и верхний край козелка уха расположены на одной горизонтальной линии. Необходимо следить за тем, чтобы он не прислонялся затылком к стойке ростомера. Скользящая планка ростомера опускается до соприкосновения с верхушечной точкой головы.
Рост сидя в сопоставлении с другими продольными размерами дает представление о пропорциях тела. При измерении роста сидя деревянным ростомером обследуемый сидит на скамье ростомера выпрямившись, касаясь стойки ягодицами и межлопаточной областью. Голова находится в том же положении, что и при измерении роста сидя. Отсчет ведут от поверхности сидения до верхушечной точки головы (рис. 1).
Рис. 1 Измерение роста деревянным ростомером
соответственно стоя и сидя; антропометром стоя
б) Измерение окружностей
Окружность головы измеряют наложением ленты спереди по глабелле, сзади по затылочной точке. Становятся перед обследуемым, накладывают нулевое деление ленты на глабеллу и удерживают ее левой рукой. Правой рукой расправляют ленту, накладывают ее сначала на правую височную область, затем на затылок, а затем через левую височную область на глабеллу.
Окружность грудной клетки характеризует объем тела, развитие грудных и спинных мышц, а также функциональное состояние органов грудной полости. Определяют окружность грудной клетки в состоянии покоя.
Для более детальной характеристики функций внешнего дыхания окружность грудной клетки измеряется также в фазе максимального вдоха и выдоха. Ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток при отведенных в сторону руках. Затем руки опускают, лента соскальзывает, ложится по углам лопаток. Спереди лента проходит через среднегрудинную точку. Сначала измеряют окружность груди в паузе; при этом рекомендуется отвлечь внимание ребенка разговором. Затем определяют окружность груди при максимальном вдохе и максимальном выдохе. Разница между значениями окружности при максимальном вдохе и вдохе является показателем экскурсии грудной клетки. Окружность грудной клетки в паузе на 1-2 см больше, чем при выдохе, и значительно меньше, чем при максимальном вдохе. Все три измерения производят последовательно при одномоментном наложении ленты. Точность измерения 0,5 см.
Окружность плеча измеряют при расслаблении мышц и при максимальном их напряжении. Ленту накладывают в наиболее утолщенной части двуглавой мышцы правой руки. Сначала измерение производят при свободно опущенной руке и расслабленной мускулатуре, затем при согнутой в локтевом суставе руке и максимальном напряжении мускулатуры. Разница между этими показателями свидетельствует о степени развития мускулатуры.
Окружность бедра измеряют положением ленты сзади под ягодичной складкой, а спереди — так, чтобы сантиметровая лента находилась в одной горизонтальной плоскости. Обследуемый при этом стоит, несколько расставив ноги. Тяжесть тела должна быть равномерно распределена между правой и левой ногой.
Окружность голени измеряют в наиболее утолщенной части. Положение исследуемого при измерении голени то же, что и при определении окружности бедра.
в) Измерение массы тела
Масса тела выражает суммарное развитие костно-мышечного аппарата, подкожного жирового слоя и внутренних органов. Взвешивание производят на рычажных медицинских весах типа Фербенис. Взвешивают детей и подростков натощак, без одежды и обуви. При взвешивании обследуемый становится на середину площади весов и стоит спокойно. Перемещением гирь устанавливают равновесие. Точность измерения до 100 г.
Источник
2. Физиометрические показатели
Физиометрия – это определение функциональных показателей организма ребенка.
При изучении физического развития измеряют ЧДД, ЖЕЛ (спирометрия), мышечную силу рук, становую силу (динамометрия), ЧСС, АД.
а) ЖЕЛ (жизненная емкость легких) является показателем вместимости легких и силы дыхательных мышц. Измеряется она с помощью водяного или воздушного спирометра.
Перед исследованием ребенку предлагают сделать максимальный вдох, задержать дыхание, плотно обхватить мундштук губами и медленно выдохнуть в трубку весь воздух, исключив выдох через нос. Исследование проводят 2-3 раза и фиксируют наибольший результат. Точность измерения 50-100 мл (табл. 1).
Возрастные показатели жел у детей и подростков (мл)
Возраст в годах
б) Мышечная сила рук характеризует степень развития мускулатуры. Измеряется ручным динамометром. Обследуемый стоит прямо, несколько отводит руку вперед и в сторону, и, обхватив динамометр кистью, максимально сжимает его. Никаких дополнительных движений в плечевом и локтевом суставах при этом допускать не следует. Производят 2-3 измерения, записывают наибольший показатель. Отсчет ведут по шкале в килограммах (табл. 2).
Возрастные показатели мышечной силы рук
в) Становая сила измеряется становым динамометром. Обследуемый стоит ногами на платформе, наклоняется, берется двумя руками за рукоятку динамометра и с усилием выпрямляется. В исходном положении рукоятка динамометра должна быть на уровне колен. Становой динамометр регулируют по росту обследуемого с помощью металлической цепи. Учитывают максимальный результат (в килограммах).
г) Частота сердечных сокращений по пульсу подсчитывается в течение 1 мин. Показатели максимального и минимального артериального давления измеряют аппаратом Рива-Роччи или тонометром (по методу Н. С. Короткова) на правой руке в положении сидя, после минутного отдыха. Манжету накладывают на середину обнаженного плеча на 1 — 2 см выше локтевого сгиба. Рука обследуемого должна быть удобно расположена на столе и повернута ладонью вверх. Момент появления тонов соответствует систолическому давлению, их исчезновение — диастолическому. Измеряют давление не менее 3 раз, фиксируя повторяющиеся параметры.
Измерять артериальное давление у школьников следует ежегодно, начиная с 7 лет. В медицинских кабинетах школ могут отсутствовать «возрастные» манжеты, что затрудняет выполнение данного исследования. Однако существуют специальные возрастные коррективы с учетом физического развития, позволяющие оценить уровень артериального давления у младших школьников при использовании стандартной манжеты. У детей 13 лет и старше (независимо от уровня физического развития) истинные цифры артериального давления можно получить при использовании стандартной манжеты.
Источник
Экскурсия грудной клетки это физиометрические показатели
1.1 жЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ
рТЙ ЧЪЗМСДЕ ОБ ФПЗП ЙМЙ ЙОПЗП ЮЕМПЧЕЛБ, НЩ ЪБДБЕН УЕВЕ ЧПРТПУ: «рПЮЕНХ МАДЙ ПФМЙЮБАФУС ДТХЗ ПФ ДТХЗБ? у ЮЕН ЬФП УЧСЪБОП?» й ДЕМП ОЕ ФПМШЛП Ч ФПН, ЮФП НЩ ТБЪОЩЕ РП ИБТБЛФЕТХ, РП ЧПУРТЙСФЙА НЙТБ, ОП ЙОФЕТЕУОП Й ФП, РПЮЕНХ НЩ ФБЛ ПФМЙЮБЕНУС ДТХЗ ПФ ДТХЗБ ЧОЕЫОЕ.
цЙЪОШ ЮЕМПЧЕЛБ — ЬФП ОЕРТЕТЩЧОЩК РТПГЕУУ ТБЪЧЙФЙС, Ч ЛПФПТПН РПУМЕДПЧБФЕМШОП РТПИПДСФ УМЕДХАЭЙЕ ЬФБРЩ: УПЪТЕЧБОЙЕ, ЪТЕМЩК ЧПЪТБУФ, УФБТЕОЙЕ. тПУФ Й ТБЪЧЙФЙЕ — ЬФП ДЧЕ ЧЪБЙНПУЧСЪБООЩЕ Й ЧЪБЙНППВХУМПЧМЕООЩЕ УФПТПОЩ ПДОПЗП Й ФПЗП ЦЕ РТПГЕУУБ. тПУФ — ЬФП ЛПМЙЮЕУФЧЕООЩЕ ЙЪНЕОЕОЙС, УЧСЪБООЩЕ У ХЧЕМЙЮЕОЙЕН ТБЪНЕТПЧ ЛМЕФПЛ, НБУУЩ ЛБЛ ПФДЕМШОЩИ ПТЗБОПЧ Й ФЛБОЕК, ФБЛ Й ЧУЕЗП ПТЗБОЙЪНБ. тБЪЧЙФЙЕ — ЛБЮЕУФЧЕООЩЕ ЙЪНЕОЕОЙС, ДЙЖЖЕТЕОГЙТПЧЛБ ФЛБОЕК Й ПТЗБОПЧ Й ЙИ ЖХОЛГЙПОБМШОПЕ УПЧЕТЫЕОУФЧПЧБОЙЕ. тПУФ Й ТБЪЧЙФЙЕ РТПФЕЛБАФ ОЕТБЧОПНЕТОП.
жЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ ПТЗБОЙЪНБ РПДЮЙОСЕФУС ВЙПМПЗЙЮЕУЛЙН ЪБЛПОБН Й ПФТБЦБЕФ ПВЭЙЕ ЪБЛПОПНЕТОПУФЙ ТПУФБ Й ТБЪЧЙФЙС. рПДЮЙОССУШ ВЙПМПЗЙЮЕУЛЙН ЪБЛПОПНЕТОПУФСН, ЖЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ ЪБЧЙУЙФ ПФ ВПМШЫПЗП ЛПМЙЮЕУФЧБ ЖБЛФПТПЧ Й ПФТБЦБЕФ ОЕ ФПМШЛП ОБУМЕДУФЧЕООХА РТЕДТБУРПМПЦЕООПУФШ, ОП Й ЧМЙСОЙЕ ОБ ПТЗБОЙЪН ЧУЕИ УТЕДПЧЩИ ЖБЛФПТПЧ.
жЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ ПУФБЕФУС ПДОЙН ЙЪ ЧБЦОЕКЫЙИ РПЛБЪБФЕМЕК ЪДПТПЧШС Й ЧПЪТБУФОЩИ ОПТН УПЧЕТЫЕОУФЧПЧБОЙС, РПЬФПНХ РТБЛФЙЮЕУЛПЕ ХНЕОЙЕ РТБЧЙМШОП ПГЕОЙФШ ЕЗП, ВХДЕФ УРПУПВУФЧПЧБФШ ЧПУРЙФБОЙА ЪДПТП-ЧПЗП РПЛПМЕОЙС.
пУПВЕООПУФЙ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС РТПЗТБННЙТХАФУС ОБ ЗЕОЕФЙЮЕУЛПН ХТПЧОЕ, РПЬФПНХ ДЕФЙ РПИПЦЙ ОБ ТПДЙФЕМЕК. оБУМЕДУФЧЕООБС РТПЗТБННБ РЕТЕДБЕФУС ЙЪ РПЛПМЕОЙС Ч РПЛПМЕОЙЕ, Й Х ПДОЙИ МАДЕК ОЕ ЙЪНЕОСЕФУС, Б Х ДТХЗЙИ УПЧЕТЫЕОУФЧХЕФУС. оЕПВИПДЙНП РПНОЙФШ, ЮФП ОБ ЖЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ ПЛБЪЩЧБАФ ЧМЙСОЙЕ НОПЦЕУФЧП ЧОЕЫОЙИ Й ЧОХФТЕООЙИ ЖБЛФПТПЧ, ЬФП НБФЕТЙБМШОП-ВЩФПЧЩЕ ХУМПЧЙС, ОБГЙПОБМШОЩЕ Й ТЕЗЙПОБМШОЩЕ ПУПВЕООПУФЙ ХЛМБДБ Й УФЙМС ЦЙЪОЙ, ЬЛПМПЗЙЮЕУЛБС ПВУФБОПЧЛБ, УПУФПСОЙЕ РЙФБОЙС, ОБМЙЮЙЕ ЙМЙ ПФУХФУФЧЙЕ ВПМЕЪОЕК.
ч ОБУФПСЭЕЕ ЧТЕНС ЧП НОПЗЙИ УФТБОБИ НЙТБ ЫЙТПЛП ЧЧПДЙФУС ЛХМШФ ЪДПТПЧШС. пО ЧУСЮЕУЛЙ НПТБМШОП Й НБФЕТЙБМШОП РППЭТСЕФУС ЗПУХДБТУФЧЕООЩНЙ УФТХЛФХТБНЙ, ПФЧЕФУФЧЕООЩНЙ ЪБ УПИТБОЕОЙЕ Й ЧПУУФБОПЧМЕОЙЕ ЪДПТПЧШС, Б ЬФП Ч УЧПА ПЮЕТЕДШ УРПУПВУФЧХЕФ ЖПТНЙТПЧБОЙА РПФТЕВОПУФЙ Ч ЪДПТПЧПН ФЕМЕ. дБООБС ЙДЕС ОЕ ОПЧБ, ЕЭЕ Ч ДТЕЧОЕН НЙТЕ ЙНЕМ НЕУФП ЛХМШФ ЪДПТПЧПЗП ФЕМБ. рТЙНЕТПН ФПНХ УМХЦЙФ дТЕЧОСС зТЕГЙС Й ЕЕ ИХДПЦЕУФЧЕООПЕ ОБУМЕДЙЕ, ЛПФПТПЕ ДПЫМП ДП ОБЫЙИ ДОЕК.
рПЪОБЛПНЙЧЫЙУШ У ОЙЦЕЙЪМПЦЕООЩН НБФЕТЙБМПН НПЦОП ВХДЕФ УХДЙФШ П УППФЧЕФУФЧЙЙ ЙУУМЕДХЕНЩИ РБТБНЕФТПЧ ЧПЪТБУФОЩН Й ТЕЗЙПОБМШОЩН ОПТНБФЙЧБН, ЗБТНПОЙЮОПУФЙ ТБЪЧЙФЙС, ПГЕОЙФШ ЧЛМБД ОБУМЕДУФЧЕООПУФЙ Ч ПУПВЕООПУФЙ ФЕМПУМПЦЕОЙС.
жБЛФПТЩ, ЧМЙСАЭЙЕ ОБ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙЕ РПЛБЪБФЕМЙ
оЕРТЕТЩЧОП РТПФЕЛБАЭЙЕ РТПГЕУУЩ ПВНЕОБ ЧЕЭЕУФЧ Й ЬОЕТЗЙЙ Ч ПТЗБОЙЪНЕ ЮЕМПЧЕЛБ, ПРТЕДЕМСАФ ПУПВЕООПУФЙ ЕЗП ТБЪЧЙФЙС. фЕНРЩ ЙЪНЕОЕОЙК НБУУЩ, ТПУФБ, ПЛТХЦОПУФЕК ФЕМБ Ч ТБЪМЙЮОЩЕ РЕТЙПДЩ ЦЙЪОЙ ОЕ ПДЙОБЛПЧЩ. пВ ЬФПН НПЦЕФ УХДЙФШ ЛБЦДЩК ЙЪ чБУ, ЕУМЙ ЧУРПНОЙФ УЧПЕ ТБЪЧЙФЙЕ Ч ДПЫЛПМШОПН Й ЫЛПМШОПН ЧПЪТБУФЕ. пФМЙЮЙФЕМШОЩЕ ПУПВЕООПУФЙ ЙНЕАФУС Х АОПЫЕК Й ДЕЧХЫЕЛ, МАДЕК Ч ЪТЕМПН ЧПЪТБУФЕ Й РПЦЙМПН.
тПУФ, НБУУБ, РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФШ Ч ХЧЕМЙЮЕОЙЙ ТБЪМЙЮОЩИ ЮБУФЕК ФЕМБ, ЕЗП РТПРПТГЙЙ ЪБРТПЗТБННЙТПЧБОЩ ОБУМЕДУФЧЕООЩНЙ НЕИБОЙЪНБНЙ Й РТЙ ПРФЙНБМШОЩИ ХУМПЧЙСИ ЦЙЪОЕДЕСФЕМШОПУФЙ ЙДХФ Ч ПРТЕДЕМЕООПК РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФЙ. пДОБЛП, ОЕЛПФПТЩЕ ЖБЛФПТЩ НПЗХФ ОЕ ФПМШЛП ОБТХЫЙФШ РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФШ ТБЪЧЙФЙС, ОП Й ЧЩЪЧБФШ ОЕПВТБФЙНЩЕ ЙЪНЕОЕОЙС.л ОЙН ПФОПУСФ:
чОЕЫОЙЕ | чОХФТЕООЙЕ |
ОЕВМБЗПРТЙСФОПЕ ЧОХФТЙХФТПВОПЕ ТБЪЧЙФЙЕ; УПГЙБМШОЩЕ ХУМПЧЙС; ОЕТБГЙПОБМШОПЕ РЙФБОЙЕ; НБМПРПДЧЙЦОЩК ПВТБЪ ЦЙЪОЙ; ЧТЕДОЩЕ РТЙЧЩЮЛЙ; ТЕЦЙН ФТХДБ Й ПФДЩИБ; ЬЛПМПЗЙЮЕУЙК ЖБЛФПТ; | ОБУМЕДУФЧЕООПУФШ; ОБМЙЮЙЕ ЪБВПМЕЧБОЙК; |
жЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ — ЬФП РТПГЕУУ ЛПМЙЮЕУФЧЕООПЗП Й ЛБЮЕУФЧЕООПЗП ЙЪНЕОЕОЙС ЧУЕИ РПЛБЪБФЕМЕК ПТЗБОЙЪНБ ЮЕМПЧЕЛБ Ч РТПГЕУУЕ ЕЗП ЦЙЪОЕДЕСФЕМШОПУФЙ.
пУОПЧЩ УПЧТЕНЕООЩИ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ (antropos-ЮЕМПЧЕЛ, metria-ЙЪНЕТЕОЙЕ) НЕФПДПЧ ЙУУМЕДПЧБОЙС ЪБМПЦЕОЩ Ч РТПЫМПН ЧЕЛЕ, ЛПЗДБ ВЩМЙ ;ЙУБОЩ ЪБЛПОПНЕТОПУФЙ ЙЪНЕОЮЙЧПУФЙ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ РПЛБЪБФЕМЕК.
йУУМЕДХС БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙЕ РПЛБЪБФЕМЙ (ТПУФ ЙМЙ ДМЙОХ ФЕМБ, ЧЕУ ЙМЙ НБУУХ ФЕМБ, ПЛТХЦОПУФЙ ТБЪМЙЮОЩИ ЮБУФЕК ФЕМБ), НПЦОП ОБЗМСДОП Й РТПУФП ПГЕОЙФШ ЖЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ.
пВЭЕЕ РТЕДУФБЧМЕОЙЕ П ЖЙЪЙЮЕУЛПН ТБЪЧЙФЙЙ РПМХЮБАФ РТЙ РТПЧЕДЕОЙЙ ФТЕИ ПУОПЧОЩИ ЙЪНЕТЕОЙК:
— ПРТЕДЕМСС ДМЙОХ ФЕМБ;
— НБУУХ ФЕМБ;
— ПВИЧБФ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ.
хУМПЧЙС РТПЧЕДЕОЙС БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ ЙУУМЕДПЧБОЙК
бОФТПРПНЕФТЙА РТПЧПДСФ У РПНПЭША ФЭБФЕМШОП РТПЧЕТЕООЩИ Й ПФТЕЗХМЙТПЧБООЩИ ЙЪНЕТЙФЕМШОЩИ РТЙВПТПЧ: ЧЕУПЧ, ТПУФПНЕТБ, УБОФЙНЕФТПЧПК МЕОФЩ, ДЙОБНПНЕФТБ Й Ф.Д. чУЕ ЙЪНЕТЕОЙС ЦЕМБФЕМШОП РТПЙЪЧПДЙФШ Ч РЕТЧПК РПМПЧЙОЕ ДОС, ОБФПЭБЛ, МЙВП ЮЕТЕЪ 2-3 ЮБУБ РПУМЕ БДЩ, ПВУМЕДХЕНЩК ДПМЦЕО ВЩФШ ПДЕФ Ч МЕЗЛХА ФТЙЛПФБЦОХА ПДЕЦДХ. еУМЙ ЦЕ ЙЪНЕТЕОЙС РТПЧПДСФУС ЧП ЧФПТПК РПМПЧЙОЕ, ЦЕМБФЕМШОП ЪБОСФШ ЗПТЙЪПОФБМШОПЕ РПМПЦЕОЙЕ ОБ 10-15 НЙОХФ.
дМС ПВЯЕЛФЙЧОПУФЙ РПУМЕДХАЭЕК ПГЕОЛЙ ОЕПВИПДЙНП УПВМАДБФШ ФТЕВПЧБОЙС Л РТБЧЙМБН ЙЪНЕТЕОЙС. бОБМЙЪ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ РПЛБЪБФЕМЕК — ЧБЦОЕКЫЙК ЬМЕНЕОФ ЙУУМЕДПЧБОЙС УППФЧЕФУФЧЙС ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС ЧПЪТБУФОЩН ОПТНБФЙЧБН.
чЩСЧМЕООЩЕ ПФЛМПОЕОЙС НПЗХФ СЧМСФШУС ЖБЛФПТБНЙ ТЙУЛБ ЙМЙ РТЙЪОБЛБНЙ ОЕЛПФПТЩИ ЪБВПМЕЧБОЙК. рПЬФПНХ ХНЕОЙЕ РТБЧЙМШОП ПГЕОЙФШ РПМХЮЕООЩЕ ТЕЪХМШФБФЩ ЙЪНЕТЕОЙК, НПЦЕФ УРПУПВУФЧПЧБФШ ЧПУРЙФБОЙА ХУФБОПЧЛЙ ОБ ЪДПТПЧЩК ПВТБЪ ЦЙЪОЙ.
оЙЦЕ РТЕДУФБЧМЕОЩ НЕФПДЙЛЙ ЙЪНЕТЕОЙС ОБЙВПМЕЕ ЮБУФП ЙУУМЕДХЕНЩИ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ ЧЕМЙЮЙО.
нЕФПДЩ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ ЙЪНЕТЕОЙК
йЪНЕТЕОЙЕ ТПУФБ (ДМЙОЩ ФЕМБ)
йЪНЕТЕОЙС РТПЧПДСФ РТЙ РПНПЭЙ ФЭБФЕМШОП РТПЧЕТЕООЩИ ЙЪНЕТЙФЕМШОЩИ РТЙВПТПЧ: ЧЕУПЧ, ТПУФПНЕТБ, УБОФЙНЕФТПЧПК МЕОФЩ, ДЙОБНПНЕФТБ (ЛЙУФЕЧПЗП Й УФБОПЧПЗП).
чУЕ ЙЪНЕТЕОЙС ЦЕМБФЕМШОП РТПЧПДЙФШ Ч РЕТЧХА РПМПЧЙОХ ДОС, ОБФП-ЭБЛ Й РПУМЕ ЖЙЪЙПМПЗЙЮЕУЛЙИ ПФРТБЧМЕОЙК. йЪНЕТСЕНЩК ДПМЦЕО ВЩФШ ПДЕФ МЙЫШ Ч МЕЗЛХА ФТЙЛПФБЦОХА ПДЕЦДХ.
йЪНЕТЕОЙЕ ТПУФБ — РТПЙЪЧПДЙФУС Ч РПМПЦЕОЙЙ УФПС РТЙ РПНПЭЙ ТПУФПНЕТБ. пВУМЕДХЕНЩК УФБОПЧЙФУС ОБ РМПЭБДЛХ ТПУФПНЕТБ, УРЙОПК Л ЧЕТФЙЛБМШОПК УФПКЛЕ, ЧЩРТСНЙЧЫЙУШ, РТЙЛБУБСУШ Л УФПКЛЕ ЪБФЩМЛПН, НЕЦМПРБФПЮОПК ПВМБУФША, СЗПДЙГБНЙ Й РСФЛБНЙ. уЛПМШЪСЭБС ЗПТЙЪПОФБМШОБС РМБОЛБ РТЙЛМБДЩЧБЕФУС Л ЗПМПЧЕ ВЕЪ ОБДБЧМЙЧБОЙС.
пЮЕОШ ЧБЦОП РТПЧПДЙФШ ЙЪНЕТЕОЙЕ ТПУФБ Ч РЕТЧХА РПМПЧЙОХ ДОС, ФБЛ ЛБЛ Л ЧЕЮЕТХ ТПУФ ЮЕМПЧЕЛБ УФБОПЧЙФУС НЕОШЫЕ ОБ 1-2 УН. рТЙЮЙОПК ЬФПНХ СЧМСЕФУС ЕУФЕУФЧЕООБС ХУФБМПУФШ Ч ФЕЮЕОЙЕ ДОС, УОЙЦЕОЙЕ НЩЫЕЮОПЗП ФПОХУБ, ХРМПЭЕОЙЕ НЕЦРПЪЧПОПЮОЩИ ИТСЭЕЧЩИ ДЙУЛПЧ Й УЧПДБ УФПРЩ Ч ТЕЪХМШФБФЕ РТСНПИПЦДЕОЙС. тПУФ НПЦЕФ ЪОБЮЙФЕМШОП ЧБТШЙТПЧБФШУС Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ОБУМЕДУФЧЕООПУФЙ, ЧОХФТЙХФТПВОПЗП ТБЪЧЙФЙС Й ПФ ОБМЙЮЙС ЪБВПМЕЧБОЙК.
оБ ТПУФ ПЛБЪЩЧБАФ ЧМЙСОЙЕ ЗЕОЕФЙЮЕУЛЙЕ ЖБЛФПТЩ, РПМПЧЩЕ ТБЪМЙЮЙС, ЧПЪТБУФ, УПУФПСОЙЕ ЪДПТПЧШС Й Ф.Д. дМЙОБ ФЕМБ НПЦЕФ УППФЧЕФУФЧПЧБФШ ЧПЪТБУФХ, ОП НПЦЕФ Й ЪОБЮЙФЕМШОП ПФМЙЮБФШУС ПФ ЧПЪТБУФОПК ОПТНЩ, РТЙ ЬФПН НБМЩК ТПУФ ОБЪЩЧБАФ ОБОЙЪНПН, Б ЧЩУПЛЙК ЗЙЗБОФЙЪНПН. у ЧПЪТБУФОЩНЙ ОПТНБФЙЧБНЙ ТПУФБ НПЦОП ПЪОБЛПНЙФШУС Ч ФБВМЙГБИ РТЙЧЕДЕООЩНЙ ОЙЦЕ.
тБУРТЕДЕМЕОЙЕ ДМЙОЩ ФЕМБ (УН) РП ЧПЪТБУФХ (АОПЫЙ).
чПЪТБУФ | хТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС | ||||||
оЙЪЛЙК | оЙЦЕ УТЕДОЕЗП | уТЕДОЙК | чЩЫЕ УТЕДОЕЗП | чЩУПЛЙК | |||
рТПГЕОФЩ (гЕОФЙМЙ) | |||||||
3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 | |
16 МЕФ 17 МЕФ | 154,0 159,3 | 158,0 163,0 | 162,2 168,1 | 169,8 174,7 | 177,4 181,2 | 182,0 185,1 | 185,0 187,9 |
тБУРТЕДЕМЕОЙЕ ДМЙОЩ ФЕМБ (УН) РП ЧПЪТБУФХ (ДЕЧХЫЛЙ).
чПЪТБУФ | хТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС | ||||||
оЙЪЛЙК | оЙЦЕ УТЕДОЕЗП | уТЕДОЙК | чЩЫЕ УТЕДОЕЗП | чЩУПЛЙК | |||
рТПГЕОФЩ (гЕОФЙМЙ) | |||||||
3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 | |
16 МЕФ 17 МЕФ | 151,7 154,2 | 155,0 157,3 | 158,3 161,2 | 163,7 165,6 | 169,0 170,0 | 172,0 173,1 | 174,1 175,5 |
йЪНЕТЕОЙЕ НБУУЩ ФЕМБ (ЧЕУБ)
у ЧПЪТБУФОЩНЙ ОПТНБФЙЧБНЙ ЧЕУБ НПЦОП ПЪОБЛПНЙФШУС Ч ФБВМЙГБИ, РТЙЧЕДЕООЩНЙ ОЙЦЕ.
тБУРТЕДЕМЕОЙЕ НБУУЩ ФЕМБ (ЛЗ) РП ЧПЪТБУФХ (АОПЫЙ).
чПЪТБУФ | хТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС | ||||||
оЙЪЛЙК | оЙЦЕ УТЕДОЕЗП | уТЕДОЙК | чЩЫЕ УТЕДОЕЗП | чЩУПЛЙК | |||
рТПГЕОФЩ (гЕОФЙМЙ) | |||||||
3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 | |
16 МЕФ 17 МЕФ | 41,2 46,4 | 45,4 50,5 | 51,8 56,8 | 58,8 63,7 | 65,9 70.6 | 73,0 78,0 | 82,5 86.2 |
тБУРТЕДЕМЕОЙЕ НБУУЩ ФЕМБ (ЛЗ) РП ЧПЪТБУФХ (ДЕЧХЫЛЙ).
чПЪТБУФ | хТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС | ||||||
оЙЪЛЙК | оЙЦЕ УТЕДОЕЗП | уТЕДОЙК | чЩЫЕ УТЕДОЕЗП | чЩУПЛЙК | |||
рТПГЕОФЩ (гЕОФЙМЙ) | |||||||
3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 | |
16 МЕФ 17 МЕФ | 42,4 45,2 | 46,8 48,4 | 51,0 52,4 | 56,0 57,2 | 61,0 62,0 | 66,2 68,0 | 76,1 79,0 |
йЪНЕТЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЗПМПЧЩ
йЪНЕТЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЗПМПЧЩ РТПЙЪЧПДСФ ЮЕТЕЪ ОБЙВПМЕЕ ЧЩУФХРБАЭЙЕ ФПЮЛЙ ЪБФЩМПЮОПЗП ВХЗТБ Й ОБДВТПЧОЩЕ ДХЗЙ. уППФЧЕФУФЧХАЭЙЕ ЧПЪТБУФХ ТБЪНЕТЩ ЗПМПЧЩ НПЦОП ОБКФЙ Ч ФБВМЙГБИ.
тБУРТЕДЕМЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЗПМПЧЩ (УН) РП ЧПЪТБУФХ (АОПЫЙ).
чПЪТБУФ | хТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС | ||||||
оЙЪЛЙК | оЙЦЕ УТЕДОЕЗП | уТЕДОЙК | чЩЫЕ УТЕДОЕЗП | чЩУПЛЙК | |||
рТПГЕОФЩ (гЕОФЙМЙ) | |||||||
3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 | |
16 МЕФ 17 МЕФ | 52,4 52,5 | 53,4 53,5 | 54,4 54,6 | 56,2 56,3 | 57,9 58,0 | 59,0 59,1 | 60,1 60,2 |
тБУРТЕДЕМЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЗПМПЧЩ (УН) РП ЧПЪТБУФХ (ДЕЧХЫЛЙ).
чПЪТБУФ | хТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС | ||||||
оЙЪЛЙК | оЙЦЕ УТЕДОЕЗП | уТЕДОЙК | чЩЫЕ УТЕДОЕЗП | чЩУПЛЙК | |||
рТПГЕОФЩ (гЕОФЙМЙ) | |||||||
3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 | |
16 МЕФ 17 МЕФ | 50,9 51,0 | 51,7 51,8 | 52,3 52,4 | 53,8 53,9 | 55,3 55,4 | 56,0 56,1 | 56,9 57,0 |
йЪНЕТЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ
йЪНЕТЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ РТПЧПДСФ УМЕДХАЭЙН ПВТБЪПН: Ч РПМПЦЕОЙЙ УФПС, ТХЛЙ ПРХЭЕОЩ, РТЙ НБЛУЙНБМШОПН ЧДПИЕ, РПМОПН ЧЩДПИЕ Й УРПЛПКОПН ДЩИБОЙЙ. уБОФЙНЕФТПЧХА МЕОФХ ОБЛМБДЩЧБАФ ЗПТЙЪПОФБМШОП, УЪБДЙ РПД ХЗМБНЙ МПРБФПЛ, УРЕТЕДЙ РП ПЛПМПУПУЛПЧЩН ЛТХЦЛБН, Б Х ДЕЧХЫЕЛ РПД НПМПЮОЩНЙ ЦЕМЕЪБНЙ.
чПЪТБУФОЩЕ ОПТНБФЙЧЩ ПЛТХЦОПУФЙ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ ХЛБЪБОЩ Ч ФБВМЙГБИ.
тБУРТЕДЕМЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ (УН) РП ЧПЪТБУФХ (АОПЫЙ).
чПЪТБУФ | хТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС | ||||||
оЙЪЛЙК | оЙЦЕ УТЕДОЕЗП | уТЕДОЙК | чЩЫЕ УТЕДОЕЗП | чЩУПЛЙК | |||
рТПГЕОФЩ (гЕОФЙМЙ) | |||||||
3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 | |
16 МЕФ 17 МЕФ | 73,3 77,0 | 76,1 80,1 | 80,0 82,9 | 84,9 87,6 | 89,9 92,2 | 93,6 95,5 | 97,0 98,4 |
тБУРТЕДЕМЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ (УН) РП ЧПЪТБУФХ (ДЕЧХЫЛЙ).
чПЪТБУФ | хТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС | ||||||
оЙЪЛЙК | оЙЦЕ УТЕДОЕЗП | уТЕДОЙК | чЩЫЕ УТЕДОЕЗП | чЩУПЛЙК | |||
рТПГЕОФЩ (гЕОФЙМЙ) | |||||||
3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 | |
16 МЕФ 17 МЕФ | 73,0 75,4 | 75,9 78,0 | 78,8 80,7 | 83,0 84,7 | 87,1 88,0 | 90,6 91,1 | 93,9 94,6 |
тБЪОЙГБ ЧЕМЙЮЙЙ ПЛТХЦОПУФЕК ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ ОБ ЧЩУПФЕ ЧДПИБ Й ЧЩДПИБ ПФТБЦБЕФ РПДЧЙЦОПУФШ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ, ЛПФПТХА РТБЧЙМШОЕЕ ОБЪЩЧБФШ ЬЛУЛХТУЙЕК ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ ЧП ЧТЕНС ДЩИБОЙС. жПТНХМБ ТБУЮЕФБ ЬФПЗП РПЛБЪБФЕМС РТЙЧЕДЕОБ ОЙЦЕ.
ьЛУЛХТУЙС ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ | = | пЛТХЦОПУФШ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ ОБ ЧДПИЕ | — | пЛТХЦОПУФШ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ ОБ ЧЩДПИЕ |
еУМЙ РПМХЮЕООЩК ТЕЪХМШФБФ ТБЧЕО 4 УН Й НЕОЕЕ, ЕЗП ТБУГЕОЙЧБАФ ЛБЛ ОЙЪЛЙК. еУМЙ ПО ТБЧЕО 5 — 9 УН — УТЕДОЙН, Б ЕУМЙ 10 УН Й ВПМЕЕ -ЧЩУПЛЙН.
йЪНЕТЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЪБРСУФШС
йЪНЕТЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЪБРСУФШС РТПЧПДСФ Ч УБНПН ХЪЛПН НЕУФЕ МХЮЕЪБРСУФОПЗП УХУФБЧБ. рПМХЮЕООБС ЧЕМЙЮЙОБ ДБЕФ РТЕДУФБЧМЕОЙЕ П ФЙРЕ ФЕМПУМПЦЕОЙС. фБЛ, ЕУМЙ Х ЦЕОЭЙО ПЛТХЦОПУФШ ЪБРСУФШС НЕОЕЕ 14 УН, НПЦОП ЗПЧПТЙФШ П ИТХРЛПН ФЕМПУМПЦЕОЙЙ, ЕУМЙ ПФ 14 ДП 16,5 УН — П УТЕДОЕН, Б ЕУМЙ УЧЩЫЕ 16,5 УН — П РМПФОПН. х НХЦЮЙО ПЛТХЦОПУФШ ЪБРСУФШС НЕОЕЕ 16,5 УН УЧЙДЕФЕМШУФЧХЕФ П ИТХРЛПН ФЕМПУМПЦЕОЙЙ, ПФ 16,5 ДП 18 УН — П УТЕДОЕН, УЧЩЫЕ 18 УН — П РМПФОПН.
рТЕДУФБЧМЕОЙЕ П УЙМПЧЩИ ЧПЪНПЦОПУФСИ ЙУРЩФХЕНПЗП НПЦОП РПМХЮЙФШ У РПНПЭША ДЙОБНПНЕФТЙЙ. йУРПМШЪХЕФУС ДМС ЬФПЗП РТЙВПТ ДЙОБНПНЕФТ, ЙЪНЕТСАЭЙК УЙМХ УЦБФЙС НЩЫГ ТХЛЙ.
йУРЩФХЕНЩК НБЛУЙНБМШОП УЦЙНБЕФ ДЙОБНПНЕФТ РТБЧПК, ЪБФЕН МЕЧПК ТХЛПК. тХЛБ ДПМЦОБ ВЩФШ ЧЩФСОХФБ Ч УФПТПОХ, Й РПДОСФБ ДП ХТПЧОС РМЕЮ. йЪНЕТЕОЙЕ РТПЧПДСФ 2-3 ТБЪБ Й ЪБРЙУЩЧБАФ ОБЙВПМШЫХА ГЙЖТХ. фПЮОПУФШ ЙЪНЕТЕОЙС +\- 2 ЛЙМПЗТБННБ. уП УТЕДОЙНЙ ЧПЪТБУФОЩНЙ ЧЕМЙЮЙОБНЙ УЙМПЧЩИ ЧПЪНПЦОПУФЕК АОПЫЕК Й ДЕЧХЫЕЛ НПЦОП РПЪОБЛПНЙФШУС Ч ФБВМЙГЕ.
уТЕДОЙЕ ЧПЪТБУФОЩЕ ОПТНБФЙЧЩ ДЙОБНПНЕФТЙЙ (ЛЗ).
чПЪТБУФ (ЗПДЩ) | аОПЫЙ | дЕЧХЫЛЙ |
15 16 17 | 35,34+/-0,69 41,09+/-0,71 44,00+/-0,71 | 22,93+/-0,38 24,24+/-0,41 26,24+/-0,33 |
рПУМЕ РТПЧЕДЕОЙС ДЙОБНПНЕФТЙЙ ТБУУЮЙФЩЧБАФ УЙМПЧПК ЙОДЕЛУ РП ЖПТНХМЕ:
уЙМПЧПК ЙОДЕЛУ = нЩЫЕЮОБС УЙМБ ЧЕДХЭЕК ЛЙУФЙ (ЛЗ) / чЕУ ФЕМБ (ЛЗ)
дМС ПРТЕДЕМЕОЙС УЙМЩ НЩЫГ ТБЪЗЙВБФЕМЕК УРЙОЩ ЙУРПМШЪХАФ УФБОПЧПК ДЙОБНПНЕФТ, ЛПФПТЩК УОБВЦЕО ПРПТОПК РМПЭБДЛПК ДМС ОПЗ. рТЙ ;ЪНЕТЕОЙЙ УФБОПЧПК УЙМЩ ЙУРЩФХЕНЩК ЧУФБЕФ ОБ ПРПТОХА РМПЭБДЛХ. дБМЕЕ ПЗЙВБЕФУС, ВЕТЕФУС ТХЛБНЙ ЪБ ТХЮЛХ ДЙОБНПНЕФТБ Й У НБЛУЙНБМШОЩН .УЙМЙЕН НЕДМЕООП ЧЩРТСНМСЕФУС. йУУМЕДПЧБОЙЕ РПЧФПТСАФ 2-3 ТБЪБ, ПФНЕЮБАФ МХЮЫЙК ТЕЪХМШФБФ. фПЮОПУФШ ЙЪНЕТЕОЙС ТБЧОБ +/- 5 ЛЙМПЗТБНН. ч ФБВМЙГЕ РТЕДУФБЧМЕОЩ ЛБЮЕУФЧЕООП-ЛПМЙЮЕУФЧЕООЩЕ ПГЕОЛЙ УФБОПЧПК: УЙМЩ НХЦЮЙО Й ЦЕОЭЙО.
пГЕОЛБ УФБОПЧПК УЙМЩ (ЛЗ).
пГЕОЛБ УФБОПЧПК УЙМЩ | цЕОЭЙОЩ | нХЦЮЙОЩ |
оЙЪЛБС | нЕОЕЕ 90 | нЕОЕЕ 130 |
оЙЦЕ УТЕДОЕК | 90-119 | 130-159 |
уТЕДОСС | 120-149 | 160-189 |
чЩЫЕ УТЕДОЕК | 150-180 | 190-220 |
чЩУПЛБС | вПМЕЕ 180 | вПМЕЕ 220 |
нЕФПДЩ ПГЕОЛЙ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС
пГЕОЛБ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС Ч МАВПН ЧПЪТБУФЕ РТПЙЪЧПДЙФУС РХФЕН УТБЧОЕОЙС БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ ДБООЩИ УП УТЕДОЙНЙ ТЕЗЙПОБМШОЩНЙ ЧЕМЙЮЙОБНЙ ДМС УППФЧЕФУФЧХАЭЕЗП ЧПЪТБУФБ Й РПМБ.
гЕОФЙМШОЩК НЕФПД
мХЮЫЙК УРПУПВ ПГЕОЛЙ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС У РПНПЭША ГЕОФЙМШОЩИ ФБВМЙГ, ПО РТПУФ Ч ТБВПФЕ, ФБЛ ЛБЛ ЙУЛМАЮБАФУС ТБУЮЕФЩ. гЕОФЙМШОЩЕ ФБВМЙГЩ ЫЙТПЛП РТЙНЕОСЕФУС ЪБ ТХВЕЦПН У ЛПОГБ 70-И ЗПДПЧ XX ЧЕЛБ. чЩЫЕ ВЩМЙ РТЙЧЕДЕОЩ ФБВМЙГЩ ДМС ФБЛЙИ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ РПЛБЪБФЕМЕК ЛБЛ ТПУФ, ЧЕУ, ПЛТХЦОПУФЙ ЗПМПЧЩ, ЗТХДЙ.
гЕОФЙМШОЩЕ ФБВМЙГЩ РПЪЧПМСАФ УТБЧОЙФШ ЙОДЙЧЙДХБМШОЩЕ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙЕ ЧЕМЙЮЙОЩ УП УФБОДБТФОЩНЙ ФБВМЙЮОЩНЙ, РПМХЮБЕНЩНЙ РТЙ НБУУПЧЩИ ПВУМЕДПЧБОЙСИ. уПУФБЧМСАФ ЬФЙ ФБВМЙГЩ УМЕДХАЭЙН ПВТБЪПН: БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙЕ ДБООЩЕ 100 ЮЕМПЧЕЛ (100%) ПДОПЗП ЧПЪТБУФБ ЧЩУФТБЙЧБАФ Ч РПТСДЛЕ ЧПЪТБУФБОЙС. ъБФЕН РПЛБЪБФЕМЙ 3, 10, 25, 50, 75, 90, 97 ПВУМЕДХЕНЩИ ЧОПУСФ Ч ФБВМЙГЩ, Ч ЛПФПТЩИ УПИТБОСАФ ЧЩЫЕХЛБЪБООХА ОХНЕТБГЙА (ЙМЙ РТПГЕОФ, ЙМЙ РЕТГЕОФЙМШ, ЙМЙ РТПУФП ГЕОФЙМШ).
еУМЙ РПМХЮЕООЩЕ ТЕЪХМШФБФЩ УППФЧЕФУФЧХАФ 25 — 75 ГЕОФЙМА, ФП ТБУУНБФТЙЧБЕНЩК РБТБНЕФТ УППФЧЕФУФЧХЕФ УТЕДОЕНХ ЧПЪТБУФОПНХ ХТПЧОА ТБЪЧЙФЙС. еУМЙ ЦЕ РПЛБЪБФЕМШ УППФЧЕФУФЧХЕФ 10 ГЕОФЙМА, ЬФП ЗПЧПТЙФ П ТБЪЧЙФЙЙ ОЙЦЕ УТЕДОЕЗП; Б ЕУМЙ 3 — П ОЙЪЛПН ТБЪЧЙФЙЙ. еУМЙ РПЛБЪБФЕМШ ЧИПДЙФ Ч РТЕДЕМЩ 90 ГЕОФЙМС, ТБЪЧЙФЙЕ ПГЕОЙЧБАФ ЧЩЫЕ УТЕДОЕЗП; Б ЕУМЙ Ч 97 — ЛБЛ ЧЩУПЛПЕ.
пРТЕДЕМЕОЙЕ ЗБТНПОЙЮОПУФЙ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС
жЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ УЮЙФБЕФУС ЗБТНПОЙЮОЩН, ЕУМЙ ЧУЕ ЙУУМЕДХЕНЩЕ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙЕ РПЛБЪБФЕМЙ УППФЧЕФУФЧХАФ ПДОПНХ Л ФПНХ ЦЕ ГЕОФЙМШОПН ТСДХ, МЙВП ДПРХУЛБЕФУС ПФЛМПОЕОЙЕ ЙИ НЕЦДХ УПВПК Ч РТЕДЕМБИ УПУЕДОЕЗП ГЕОФЙМС. вПМШЫБС ТБЪОЙГБ УЧЙДЕФЕМШУФЧХЕФ П ОЕЗБТНПОЙЮОПН ТБЪЧЙФЙЙ.
бОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛБС ПГЕОЛБ НЕФПДПН ГЕОФЙМЕК РПЮФЙ ЧУЕЗДБ ПЧРБДБЕФ У ПГЕОЛПК УПУФПСОЙС ЪДПТПЧШС Х ДЕФЕК, РПДТПУФЛПЧ Й НПМПДЕЦЙ. ДБООЩК НЕФПД ЙНЕЕФ РТЕЙНХЭЕУФЧБ РЕТЕД ДТХЗЙНЙ, ПО ПВЯЕЛФЙЧЕО, ПТТЕЛФЕО, УПРПУФБЧЙН, РТПУФ Ч ЙУРПМШЪПЧБОЙЙ Й РПЪЧПМСЕФ УМЕДЙФШ ЪБ .ЙОБНЙЛПК БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ ДБООЩИ, ХЧЙДЕФШ ЙЪНЕОЕОЙС РПЛБЪБФЕМЕК — ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ЧПЪТБУФБ. рТЙ ЬФПН УТБЪХ ВХДХФ РПМХЮЕОЩ ДБООЩЕ, БТБЛФЕТЙЪХАЭЙЕ ЛБЮЕУФЧП ТБЪЧЙФЙС (УТЕДОЙК ХТПЧЕОШ, ЧЩЫЕ УТЕДОЕЗП, ЧЩУПЛПЕ, ЙМЙ ОЙЦЕ УТЕДОЕЗП, ОЙЪЛПЕ).
рТЙНЕТ: АОПЫБ 17 МЕФ ЙНЕЕФ ТПУФ 181,2 УН, ЧЕУ 70,6 ЛЗ, ПЛТХЦОПУФШ ЗТХДЙ 92,2 УН, ПЛТХЦОПУФШ ЗПМПЧЩ 58 УН. чУЕ «БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙЕ РБТБНЕФТЩ ОБИПДСФУС Ч ГЕОФЙМШОЩИ ФБВМЙГБИ Ч РТЕДЕМБИ 75 ГЕОФЙМС, ЮФП УППФЧЕФУФЧХЕФ УТЕДОЕНХ ЗБТНПОЙЮОПНХ ХТПЧОА ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС.
йМЙ ДТХЗПК РТЙНЕТ: АОПЫБ 17 МЕФ ЙНЕЕФ ТПУФ 187,9 УН (97 ГЕОФЙМШ), НБУУХ 46,4 ЛЗ (3 ГЕОФЙМШ), ПЛТХЦОПУФШ ЗПМПЧЩ 58 УН (75 ГЕОФЙМШ), ПЛТХЦОПУФШ ЗТХДЙ 80,1 УН (10 ГЕОФЙМШ). йЪ РПУМЕДОЕЗП РТЙНЕТБ ЧЙДОП, ЮФП ТПУФ НПМПДПЗП ЮЕМПЧЕЛБ ЧЩУПЛЙК, НБУУБ ОЙЪЛБС, ПЛТХЦОПУФШ ЗПМПЧЩ УППФЧЕФУФЧХЕФ УТЕДОЕНХ ЧПЪТБУФОПНХ ХТПЧОА ТБЪЧЙФЙС, Б ПЛТХЦОПУФШ ЗТХДЙ ОЙЦЕ УТЕДОЕЗП. жЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ ОЕЗБТНПОЙЮОПЕ.
зБТНПОЙЮОПУФШ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС НПЦОП ПГЕОЙФШ, ЙУРПМШЪХС ДЧХИНЕТОЩК ЛЧБДТБФ ЗБТНПОЙЮОПУФЙ Ч ЛПФПТПН ЙНЕАФУС ЫЛБМЩ ДМЙОЩ Й НБУУЩ ФЕМБ, ОЕПВИПДЙНП МЙЫШ ОБКФЙ НЕУФП РТЕУЕЮЕОЙС ГЕОФЙМШОЩИ ТСДПЧ НБУУЩ Й ДМЙОЩ ФЕМБ.
жЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ УЮЙФБЕФУС:
— зБТНПОЙЮОЩН, Й УППФЧЕФУФЧХАЭЙН ЧПЪТБУФХ — ЕУМЙ ЧУЕ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙЕ РПЛБЪБФЕМЙ ОБИПДСФУС Ч РТЕДЕМБИ 25 — 75 ГЕОФЙМС.
— зБТНПОЙЮОЩН, ПРЕТЕЦБАЭЙН ЧПЪТБУФ — ЕУМЙ РПМХЮЕООЩЕ ТЕЪХМШФБФЩ УППФЧЕФУФЧХАФ 90 — 97 ГЕОФЙМА.
— зБТНПОЙЮОЩН, ОП У ПФУФБЧБОЙЕН ПФ ЧПЪТБУФОЩИ ОПТНБФЙЧПЧ — ЕУМЙ ДБООЩЕ ПВУМЕДХЕНПЗП ОБИПДСФУС Ч РТЕДЕМБИ 3-10 ГЕОФЙМС. чУЕ ПУФБМШОЩЕ ЧБТЙБОФЩ ЗПЧПТСФ П ОЕЗБТНПОЙЮОПН ТБЪЧЙФЙЙ.
пВМБДБФЕМА МАВПЗП ЧБТЙБОФБ ЧОЕ ГЕОФТБМШОПЗП ЛЧБДТБФБ ЗБТНПОЙЮОПУФЙ, ОБДМЕЦЙФ ПВУМЕДПЧБФШУС Х ЧТБЮБ У ГЕМША ЧЩСУОЕОЙС РТЙЮЙОЩ ЬФПЗП СЧМЕОЙС.
лЧБДТБФ ЗБТНПОЙЮОПУФЙ (чУРПНПЗБФЕМШОБС ФБВМЙГБ ДМС ПГЕОЛЙ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС).
  | рТПГЕОФОЩЕ (гЕОФЙМШОЩЕ) ТСДЩ | |||||||
3% | 10% | 25% | 50% | 75% | 90% | 97% | ||
нБУУБ ФЕМБ РП ЧПЪТБУФХ | 97% |   |   |   |   |   | зБТНПОЙЮОПЕ ТБЪЧЙФЙЕ ПРЕТЕЦБАЭЕЕ ЧПЪТБУФ | |
90% |   |   |   |   |   | |||
75% |   |   | зБТНПОЙЮОПЕ ТБЪЧЙФЙЕ УППФЧЕФУФЧХАЭЕЕ ЧПЪТБУФХ |   |   | |||
50% |   |   |   |   | ||||
25% |   |   |   |   | ||||
10% | зБТНПОЙЮОПЕ ТБЪЧЙФЙЕ ОЙЦЕ ЧПЪТБУФОЩИ ОПТН |   |   |   |   |   | ||
3% |   |   |   |   |   | |||
дМЙОБ ФЕМБ РП ЧПЪТБУФХ |
нЕФПД рПМС вТПЛБ
лТПНЕ ГЕОФЙМШОПЗП УРПУПВБ ПГЕОЛЙ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС, ТБЪТБВПФБООПЗП МЙЫШ ДМС ДЕФЕК Й НПМПДЕЦЙ ДП 17 МЕФ, УХЭЕУФЧХАФ Й ДТХЗЙЕ. уБНЩН РТЙВМЙЪЙФЕМШОЩН Й УФБТЩН СЧМСЕФУС ТБУЮЕФ ЙДЕБМШОПЗП ЧЕУБ РП ЖПТНХМЕ, РТЕДМПЦЕООПК 100 МЕФ ОБЪБД ЖТБОГХЪУЛЙН БОФТПРПМПЗПН рПМЕН вТПЛПН:
йДЕБМШОЩК ЧЕУ (ЛЗ) = ТПУФ (УН) — 100
ьФХ ЖПТНХМБ Ч ОБУФПСЭЕЕ ЧТЕНС РТЕПВТБЪПЧБОБ УМЕДХАЭЙН ПВТБЪПН:
дМС НХЦЮЙО йДЕБМШОЩК ЧЕУ (ЛЗ) = 0,9 (ТПУФ (УН) — 100)
дМС ЦЕОЭЙО йДЕБМШОЩК ЧЕУ (ЛЗ) = 0,85 (ТПУФ (УН) — 100)
жПТНХМБ вТПЛБ ОЕ ХЮЙФЩЧБЕФ ФПЗП, ЮФП Х ЦЕОЭЙО ЪОБЮЙФЕМШОП ВПМШЫЙК УМПК РПДЛПЦОПЗП ЦЙТБ, ЮЕН Х НХЦЮЙО; ЮФП ЧПЪТБУФ ЮЕМПЧЕЛБ ЧОПУЙФ УЧПЙ ЛПТТЕЛФЙЧЩ Ч ТБУЮЕФЩ Й Ф.Д.
рП НОЕОЙА НОПЗЙИ ДЙЕФПМПЗПЧ, ТБУЮЕФЩ ЧЕУБ РП ЖПТНХМЕ вТПЛБ НПЗХФ РТЙЧЕУФЙ Л ФПНХ, ЮФП ОЕЛПФПТЩЕ МАДЙ ЧЩУПЛПЗП ТПУФБ ВХДХФ УЮЙФБФШ УЧПК ЧЕУ ОПТНБМШОЩН, ИПФС ОБ УБНПН ДЕМЕ ПОЙ УФТБДБАФ ЙЪВЩФПЮОЩН, Й ОБПВПТПФ, ОЕЛПФПТЩЕ ОЙЪЛПТПУМЩЕ, ЮЕК ЧЕУ Ч ОПТНЕ, УЮЙФБФШ ЕЗП ЙЪВЩФПЮОЩН.
йОДЕЛУ лЕФМЕ
вПМЕЕ БВУФТБЛФОЩН, ОП ФЕН ОЕ НЕОЕЕ ОБДЕЦОЩН РПЛБЪБФЕМЕН ЗБТНПОЙЮОПУФЙ ТБЪЧЙФЙС, ЙУРПМШЪХЕНЩН ЧП НОПЗЙИ УФТБОБИ НЙТБ РТЙ ЧЛМАЮЕОЙЙ ДПЗПЧПТБ УФТБИПЧБОЙС, СЧМСЕФУС ФБЛ ОБЪЩЧБЕНЩК (ЙОДЕЛУ НБУУЩ), ЙМЙ ЙОДЕЛУ лЕФМЕ. ч ТБУЮЕФ ЕЗП ЧЧПДСФУС ЧУЕ ФЕ ЦЕ ЧЕМЙЮЙОЩ Й ЖПТНХМБ ЧЩЗМСДЙФ УМЕДХАЭЙН ПВТБЪПН:
йОДЕЛУ лЕФМЕ | = | чЕУ (ЛЗ) |
тПУФ 2 (Н) |
рТЙНЕТ: ЧЕУ ПВУМЕДХЕНПЗП 67 ЛЗ, Б ЕЗП ТПУФ 1,74 Н. рТПЧЕДС ОЕУМПЦОПЕ ЧЩЮЙУМЕОЙЕ, РПМХЮЙН ТЕЪХМШФБФ 22,01. дМС ЕЗП ПГЕОЛЙ ОЕПВИПДЙНП ЪОБФШ УМЕДХАЭЕЕ. йОДЕЛУ лЕФМЕ ДМС ЦЕОЭЙО Ч ОПТНЕ ДПМЦЕО ВЩФШ ТБЧЕО 19-24, Б ДМС НХЦЮЙО -20-25. еУМЙ ЪОБЮЕОЙС ЙОДЕЛУБ ТБЧОП 26, ЙМЙ РТЕЧЩЫБЕФ ЬФПФ РПЛБЪБФЕМШ, ФП ТЕЮШ ЙДЕФ П ЧТЕДОПН ДМС ПТЗБОЙЪНБ ЙЪВЩФЛЕ ЧЕУБ. пВ ПЦЙТЕОЙЙ I УФ ЗПЧПТСФ, ЕУМЙ ЙОДЕЛУ лЕФМЕ ТБЧЕО 26-30; II УФ — ЕУМЙ 30-40; III УФ — ЕУМЙ ВПМЕЕ 40. еУМЙ ЙОДЕЛУ лЕФМЕ ОЙЦЕ ХЛБЪБООЩИ ОПТНБФЙЧПЧ, ФП ЬФП ХЛБЪЩЧБЕФ ОБ ДЕЖЙГЙФ ЧЕУБ.
чЕУ ФЕМБ Й ФЙР ФЕМПУМПЦЕОЙС
оЕУПНОЕООП, ЮФП НЕЦДХ ЧЕУПН ФЕМБ Й ФЙРПН ФЕМПУМПЦЕОЙС ЙНЕЕФУС УЧСЪШ, РТЙ ЬФПН ПДОБ Й ФБ ЦЕ ЧЕМЙЮЙОБ НБУУЩ ФЕМБ Х ИТХРЛПЗП Й РМПФОПЗП ЮЕМПЧЕЛБ, РТЙ ПДЙОБЛПЧПН ТПУФЕ, ИБТБЛФЕТЙЪХЕФ ЙИ ЖЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ РП ТБЪОПНХ. йДЕБМШОЩК ЧЕУ ЧЪТПУМПЗП ЮЕМПЧЕЛБ Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ФЙРБ ФЕМПУМПЦЕОЙС НПЦОП ХЪОБФШ ЙЪ ФБВМЙГ Й ОПНПЗТБНН, РТЕДМБЗБЕНЩИ Ч ДЙДБЛФЙЮЕУЛПН НБФЕТЙБМЕ ОБ РТБЛФЙЮЕУЛПН ЪБОСФЙЙ. чПУРПМШЪПЧБЧЫЙУШ ЛПФПТЩНЙ, ПГЕОЙЧБАФ РТПГЕОФ ПФЛМПОЕОЙС ЧЕУБ ФЕМБ ПФ ЙДЕБМШОПК ЧЕМЙЮЙОЩ. ьФП ДЕМБАФ ОЙЦЕ РТЕДУФБЧМЕООЩН УРПУПВПН ТБУЮЕФБ ПФЛМПОЕОЙК ПФ ЙДЕБМШОПЗП ЧЕУБ.
пФЛМПОЕОЙЕ ПФ НБУУЩ ФЕМБ
чПУРПМШЪПЧБЧЫЙУШ, ПДОЙН ЙЪ РТЕДМПЦЕООЩИ УРПУПВПЧ (ГЕОФЙМШОЩН, НЕФПДПН рПМС вТПЛБ, ОПНПЗТБННБНЙ) ХЪОБАФ, ЛБЛЙН ДПМЦЕО ВЩФШ ЙДЕБМШОЩК ЧЕУ ФЕМБ Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ЧПЪТБУФБ, РПМБ, ТПУФБ, ЙМЙ ДТХЗЙИ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ РПЛБЪБФЕМЕК. оП ОЕ ЧУЕЗДБ ТЕБМШОЩК ЧЕУ УППФЧЕФУФЧХЕФ ЙДЕБМШОПНХ. дМС ФПЗП, ЮФПВЩ ЧЩСУОЙФШ ЙНЕЕФУС МЙ ОЕДПУФБФПЛ ЙМЙ ЙЪВЩФПЛ ЧЕУБ ФЕМБ ДПУФБФПЮОП РТПЧЕУФЙ УМЕДХАЭЙК ТБУЮЕФ РП ЖПТНХМЕ:
дЕЖЙГЙФ (ЙЪВЩФПЛ) ЧЕУБ ФЕМБ = йДЕБМШОЩК ЧЕУ — тЕБМШОЩК ЧЕУ
еУМЙ РПМХЮЕООПЕ ЮЙУМП РПМПЦЙФЕМШОПЕ, ФП ЬФП ХЛБЪЩЧБЕФ ОБ ДЕЖЙГЙФ НБУУЩ ФЕМБ. б ЕУМЙ РТЙ ЧЩЮЙУМЕОЙЙ РПМХЮБЕФУС ПФТЙГБФЕМШОЩК ТЕЪХМШФБФ, ФП ЬФП ЗПЧПТЙФ ПВ ЙЪВЩФПЮОПК НБУУЕ ФЕМБ.
Источник