Экскурсия как форма экологической работы дошкольников

Экскурсии в природу – как форма организации экологического воспитания дошкольников
статья по окружающему миру по теме

С незапамятных времен человечество ценит природу и видит в ней не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Наблюдения в естественных условиях, благодаря которым дети воспринимают окружающий мир во всем богатстве, красочности, динамике, способствуют развитию любознательности, эстетических и нравственных чувств.
В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Чем больше органов чувств участвуют в таком познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, богаче становятся его представления.

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения.

Скачать:

Вложение Размер
Экскурсии в природу 1.47 МБ
Экскурсии в природу – как форма организации экологического воспитания дошкольников 52.6 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

2 младшая группа (организация экскурсий на учебно-опытный участок) Средняя группа (тематические занятия и организация праздника урожая) Старшая группа (экскурсии за пределы территории детского сада)

Методика проведения и организации экскурсий

Творческая деятельность детей Коллективные работы Поделки из выращенных на учебно-опытном участке овощей Организация выставок совместного творчества родителей и детей

Предварительный просмотр:

«Экскурсии в природу – как форма организации экологического воспитания дошкольников».

Синякова Елена Владимировна

МБДОУ д/с № 6 п.г.т. Сафоново

С незапамятных времен человечество ценит природу и видит в ней не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Наблюдения в естественных условиях, благодаря которым дети воспринимают окружающий мир во всем богатстве, красочности, динамике, способствуют развитию любознательности, эстетических и нравственных чувств.

В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе . Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Чем больше органов чувств участвуют в таком познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, богаче становятся его представления.

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения.

Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.

1. Дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания.

2. Экскурсия формирует у детей первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе.

3. Экскурсии предоставляют возможность собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы.

4. Экскурсии развивают наблюдательность, интерес к природе.

5. Красота природы вызывает у детей глубокие переживания, разнообразные положительные впечатления, способствует развитию эстетических чувств.

6. Экскурсии помогают воспитывать у детей любовь и бережное отношение к родной природе, любовь к Родине.

2. Виды экскурсий

По характеру решаемых педагогических задач можно выделить четыре разновидности экскурсий:

В своей работе для формирования экологических знаний детей дошкольного возраста мной используются все разновидности экскурсий.

Экскурсии за пределы детского сада проводятся со средней, старшей и подготовительной группами. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 мин, в старшей и подготовительной к школе группах — 40-50 мин . С младшими группами рекомендуются наблюдения на своём земельном участке и только во вторую половину года короткие экскурсии на луг, в парк (лес).

При разработке экскурсии ставлю и решаю комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.

Всю работу по проведению экскурсий осуществляю в три этапа.

1 этап – доэкскурсионная подготовка,

2 этап – непосредственное проведение экскурсии,

3 этап – обработка экскурсионного материала.

Планируя экскурсию, необходимо точно определить тему и цель, конкретизировать программное содержание, наметить объект экскурсии и маршрут. Определяя место экскурсии, необходимо учитывать физические возможности детей, сезон, особенности дороги, погоду. Следует заранее наметить последовательность наблюдений, содержание и объём тех знаний, которые должны получить дети, установить, в какой части экскурсии они могут самостоятельно вести наблюдения и отдыхать. Чтобы экскурсия была интересной следует заранее подобрать стихи, загадки, пословицы, игры.

За несколько дней до экскурсии необходимо провести с детьми небольшую беседу, для того чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию. Дети должны знать куда пойдут, что увидят, зачем, что нужно собрать. Также следует обратить внимание на одежду детей, она должна быть с учётом погоды и сезона.

При проведении экскурсии следует учесть, что каждая экскурсия строится по определенному плану, то есть в ее состав входят:

  • вводная беседа,
  • коллективное наблюдение,
  • индивидуальные самостоятельные детские наблюдения
  • сбор природного материала,
  • игры ребят с собранным материалом,
  • подведение итога экскурсии.

После возвращения с экскурсии собранный материал размещается в уголке природы. Через 2-3 дня проводится занятие с использованием раздаточного материала (рисование, лепка, дидактические игры с природным материалом, чтение художественной литературы, заслушивание рассказов детей о том, где были и что делали).

В заключении проводится обобщающая беседа, в ходе которой, воспитатель задаёт вопросы детям так, чтобы восстановить весь ход событий.

Конечно, большими помощниками в организации и проведении экскурсий являются родители. Родителей следует привлекать на всех этапах проведения экскурсии.

На этапе подготовки к экскурсии, прежде всего проведение различных консультаций. Основной целью, которых является пропаганда организации семейных походов в природу. После таких семейных походов дети с удовольствием делятся своими впечатлениями.

Многие родители принимают участие непосредственно в экскурсиях.

И самую большую роль выполняют родители на этапе работы после экскурсии. Совместно с родителями дети дома изготавливают поделки с использованием собранного природного материала для организации в группе выставок, оформляют своеобразные листы путешествий, в которых делятся своими впечатлениями или рассказывают, какое открытие они совершили.

Таким образом, экскурсии в природу являются эффективным, средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности дошкольника. В общении с родной природой формируются основы материалистического понимания окружающего мира, воспитываются нравственные и эстетические качества, пробуждаются добрые чувства. Воспитывать у детей интерес и любовь к родной природе — значит растить ее верного друга, будущего заботливого хозяина богатств своей Родины.

  1. Мир природы и ребёнок/под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. ой. — СПб.: «Акцидент», 1998г.
  2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М.: Академия, 2001г.
  3. Саморукова П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. М., 1992г.
  4. Соломахина Г.И. Наблюдение за сезонными изменениями в природе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1995г.
  5. Богина Т.Л.: «Режим дня в детском саду» — М.: «Просвещение», 1987г.
  6. Каменева Л.А.:«Как знакомить дошкольников с природой» — М.: «Просвещение», 1983г.
  7. Каменева Л.А.:«Методика ознакомления детей с природой в детском саду» — М.: «Просвещение», 1991г.
  8. Лучич М.В.: «Прогулки с детьми в природу» — М.: «Просвещение», 1969г.
  9. Мазурина А.Ф.:«Наблюдения и труд детей в природе» — М.: «Просвещение», 1976г.
  10. Фролов В.Г.: «Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке» — М.,«Просвещение», 1986г.
  11. Фролов В.Г.: «Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста» — М.,«Просвещение», 1983г.

Источник

Прогулка и экскурсия как форма воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста
статья на тему

Статья «Прогулка и экскурсия как форма воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста»

Скачать:

Вложение Размер
progulka_i_ekskursiya_kak_forma_vospitaniya_ekologicheskoy_kultury_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx 23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 62 городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Прогулка и экскурсия как форма воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста

Воспитатель: Ибрагимова Р.Р.

Экологическое воспитание является одним из направлений психолого-педагогической работы с детьми по освоению образовательной области. Целью экологического воспитания становится формирование человека с новым экологическим мышлением, который будет осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде.

Основные экологические понятия ребёнок усваивает через самые разнообразные формы. Прогулка и экскурсия являются одними из основных форм экологического воспитания дошкольников. Они имеют большое воспитательно-образовательное значение: они предоставляют возможность детям напрямую общаться с природой в разные сезоны, проводить активную детскую деятельность. Планирование и проведение разнообразной деятельности на прогулке позволяет воспитывать любовь и бережное отношение к природному окружению.

В дошкольном учреждении используются различные виды прогулок:

1. По месту проведения:

  • на территории участка ДОУ;
  • за пределами территории ДОУ.

2. По содержанию:

  • традиционная, которая включает в себя трудовую деятельность детей (уборка листьев, снега и т. д., подвижные и тихие игры и т. д.);
  • тематическая, состоящая из наблюдений и бесед на конкретную тему;
  • целевая, организованный выход за пределы территории детского сада, на небольшое расстояние (до 2 км);
  • экскурсия, должна проводиться хотя бы 1 раз в месяц, начиная со средней группы.

Последовательность проведения прогулок зависимости от:

  • от предыдущей деятельности детей;
  • от сезона года;
  • от индивидуально-возрастных особенностей детей;
  • от интересов детей.

Наблюдение – это важный компонент прогулки. Во время прогулок ведутся индивидуальные, групповые и коллективные наблюдения. Важно пробуждать самостоятельную мыслительную деятельность детей, научить их замечать новое, использовать имеющийся опыт.

Также важным компонентом прогулки является трудовая деятельность. Организация труда детей проводится в следующих формах:

  • индивидуальные трудовые поручения (используются во всех возрастных группах детского сада);
  • работа в группах;
  • коллективный труд.

Таким образом, прогулка является замечательной формой воспитания, где взрослые могут постепенно приобщать детей к природе, рассказывать о жизни различных растений и животных. Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы.

Еще одной важнейшей формой экологического воспитания является экскурсия.

Экскурсия является одним из видов занятий и основных форм организации работы по экологическому воспитанию, одним из трудоемких и сложных форм обучения. Экскурсии обычно проводятся вне дошкольного учреждения.

Образовательной задачей экскурсии является освоение детьми системы экологических представлений и элементарных (предметных) понятий о природе.

При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.

По характеру решаемых педагогических задач можно выделить четыре разновидности экскурсий: природоведческая, экологическая, на сельскохозяйственный объект, экскурсия эстетического характера.

Вместе с тем, использование всех разновидностей экскурсий направлено на воспитание любви к природе и осознанное и бережное отношение к ней.

Структура экскурсии включает:

  • вводную беседу;
  • коллективное наблюдение;
  • индивидуальное самостоятельное наблюдение детей;
  • сбор материала;
  • игры детей;
  • заключительная часть, во время которой подводится итог экскурсии и напоминается необходимость бережного отношения к природе.

Экскурсии за пределами детского сада проводят начиная со средней группой.

Подготовка воспитателя к экскурсии заключаются, прежде всего, в определении цели экскурсии и отборе программного содержания, определения места экскурсии. Для того чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приёмы.

Сначала детям сообщается цель экскурсии. Дети должны знать, куда они пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать. При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном.

Работа после экскурсии. Сразу же после возвращения с экскурсии собранный материал необходимо разместить в уголке природы. Через 2—3 дня после экскурсии воспитатель проводит занятия с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение проводится обобщающая беседа.

Таким образом, экскурсии помогают формировать представления воспитанников об экологических системах Экскурсии – форма познавательного развития детей, прежде всего, решаются задачи образовательной области. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.

Список используемой литературы

  1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. С-П.: «Детство – пресс» — 2006 г.
  2. Кондрашова М.А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005 г. – 116 с.
  3. Саморукова П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: учебное пособие для педагогических училищ. – М.: Просвещение, 1991 г.
  4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002 г. – 336с.

Источник

Читайте также:  Самые красивые места бодрума
Оцените статью