Экскурсия как форма организации исследовательской деятельности

Экскурсия как форма исследовательской деятельности обучающихся в гражданском становлении личности

Дата публикации: 09.11.2017 2017-11-09

Статья просмотрена: 977 раз

Библиографическое описание:

Колычева, Т. И. Экскурсия как форма исследовательской деятельности обучающихся в гражданском становлении личности / Т. И. Колычева, Т. А. Засыпкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 45 (179). — С. 232-234. — URL: https://moluch.ru/archive/179/46293/ (дата обращения: 28.04.2021).

Краеведение — это просветительство. Изучая литературу белгородского края и современную жизнь Белгородчины, мы получаем возможность детально изучить и пропагандировать все, что связано с его историей. Д. С. Лихачёв писал: «Краеведение учит любить не только свои родные места, но учит знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, культурой, повышать свой культурный уровень».

Говоря о поиске наиболее эффективных способов активизации исследовательской активности детей при изучении краеведения, нельзя не принимать во внимание такой вид работы как экскурсия. Самое главное преимущество экскурсии — это наглядность: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

В прошлом веке педагоги-психологи, изучавшие исследовательский метод обучения, определяли экскурсии ведущую роль, считая ее одной из форм исследовательского метода обучения. Экскурсия — это одна из форм организации учебной деятельности, которая может быть использована при проведении обучающимися различных исследований.

Экскурсия дает возможность изучать разнообразные объекты в их реальном окружении. У обучающегося появляется возможность найти огромное количество материала для собственных наблюдений, анализа и осмысления. Ее можно назвать своеобразной основой для детских исследований. Она дает мощный толчок детскому мышлению, возможность увидеть множество противоречий и проблем для собственных исследований. Источники для получения новых сведений создают практическую базу для аналитической работы, помогают выработать суждения, умозаключения и выводы.

Читайте также:  Торты с тематикой путешествий

Наши экскурсии по форме являются интегрированными, комплексными, объединяя содержательные линии предметов: краеведение и иностранный язык (в основном, английский).

Юные экскурсоводы овладевают универсальными учебными действиями, которые в дальнейшем помогут им определить культурные и духовно-нравственные ориентиры, обеспечивают успешную социализацию личности, приобретению профессии.

При формировании и развитии у обучающихся навыков исследовательской необходимо следовать следующим принципам: актуальность, научная обоснованность, системность, мобильность, многообразие форм подведения итогов, продуктивность, личностно ориентированный подход.

При соблюдении этих принципов в процессе организации экскурсионной деятельности формируются следующие исследовательские умения:

‒ определение способа действия с учетом знаний, полученных в различных областях;

‒ поиск недостающей информации в информационном поле;

‒ установление причинно-следственных связей.

‒ умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

‒ умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи.

Менеджерские умения и навыки:

‒ планирование деятельности (время, ресурсы);

‒ принятие решений и прогнозирование их последствий;

‒ анализ собственной деятельности (промежуточные и итоговые результаты).

‒ выстраивать учебное взаимодействие;

‒ объяснять свою точку зрения;

‒ находить компромисс и т. д.

Презентационные умения и навыки:

‒ навыки монологической речи;

Работа ведется поэтапно.

Первый этап — это поисковый этап, на котором педагог предлагает темы для исследования. Обучающиеся обсуждают предложенные темы, и выбирают наиболее интересную для них.

Второй этап — аналитический, т. е. он предполагает согласование общей линии разработки проекта; формирование групп; обсуждение подробного плана работы над проектом (экскурсией); выбор путей сбора информации для контрольного текста экскурсии.

Третий этап — практический. Он представляет собой реализацию всех поставленных задач работы над проектом (экскурсией). Педагог координирует работу, обсуждая все с членами группы, знакомясь с результатами подготовительной работы каждого или группы в целом.

Четвёртый этап — презентационный. Один из важных этапов осуществления проекта — проведение экскурсии. Он завершает, подводит итог всей проведенной подготовительной работе и важен как для обучающихся, так и для педагога.

Пятый этап — контрольный. На этом этапе происходит отчёт, оценка результатов проекта (проведенной экскурсии) и общего хода над ним.

Формы учебной работы включают в себя фронтальную и индивидуальную.

Несомненным достоинством данной формы является возможность регулировать темп продвижения обучаемого, применять индивидуальный подход в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Степень сформированности знаний, умений и навыков определяет следующие показатели:

‒ уровень и качество творческих работ;

‒ уровень культуры и техники представления исследовательских материалов;

‒ уровень практического применения умений и навыков, которые отслеживаются в ходе проведения зачётных, самостоятельных и обязательных учебных работ;

‒ способность обучающихся применять знания на практике в конкретных условиях, таких как экскурсии: «Храм-часовня. Пещерка Святителя Иоасафа», «Архитектурные памятники Белгорода»», «Одна Победа на войне», «Мой Белый город».

Воспитание гражданственности личности обучающихся в современных условиях все больше требует обращения к опыту, накопленному предшествующими поколениями, в частности, своего региона.

Главным результатом поисковой, исследовательской работы являются разработка и проведение экскурсии, что способствует развитию интеллектуальной, творческой личности, с высокой степенью самостоятельности, высокой культуры, способной организовывать свою деятельность, любящей свой родной край, гражданского становления личности.

  1. Даринский А. В. Краеведение./ А. В. Даринский. — М.: «Просвещение», 1987. — с. 154.
  2. Савенков А. И. Путь в неизведанное: как развивать свои исследовательские способности./А. И. Савенков. — М., Генезис, 2005. — с.305.

Источник

Экскурсия как форма исследовательской деятельности в гражданском становлении личности/ООО «Издательство Молодой ученый», ноябрь 2017г.
статья

«Экскурсия как форма исследовательской деятельности в гражданском становлении личности». Авторы делятся опытом работы .

Скачать:

Вложение Размер
kolycheva_t.i._zasypkina_t.a.docx 29.21 КБ
kolycheva_t.i._zasypkina_t.a.docx 29.21 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ГРАЖДАНСКОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ

педагог дополнительного образования

ГБУДО «Белгородский областной Дворец детского творчества»

учитель английского языка МБОУ «Гимназия №5 г. Белгорода

Краеведение — это просветительство. Изучая литературу белгородского края и современную жизнь Белгородчины, мы получаем возможность детально изучить и пропагандировать все, что связано с его историей. Д.С. Лихачёв писал: «Краеведение учит любить не только свои родные места, но учит знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, культурой, повышать свой культурный уровень».

Говоря о поиске наиболее эффективных способов активизации исследовательской активности детей при изучении краеведения, нельзя не принимать во внимание такой вид работы как экскурсия. Самое главное преимущество экскурсии — это наглядность: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

В прошлом веке педагоги-психологи, изучавшие исследовательский метод обучения, определяли экскурсии ведущую роль, считая ее одной из форм исследовательского метода обучения. Экскурсия — это одна из форм организации учебной деятельности, которая может быть использована при проведении обучающимися различных исследований.

Экскурсия дает возможность изучать разнообразные объекты в их реальном окружении. У обучающегося появляется возможность найти огромное количество материала для собственных наблюдений, анализа и осмысления. Ее можно назвать своеобразной основой для детских исследований. Она дает мощный толчок детскому мышлению, возможность увидеть множество противоречий и проблем для собственных исследований. Источники для получения новых сведений создают практическую базу для аналитической работы, помогают выработать суждения, умозаключения и выводы.

Наши экскурсии по форме являются интегрированными, комплексными, объединяя содержательные линии предметов: краеведение и иностранный язык (в основном, английский).

Юные экскурсоводы овладевают универсальными учебными действиями, которые в дальнейшем помогут им определить культурные и духовно-нравственные ориентиры, обеспечивают успешную социализацию личности, приобретению профессии.

При формировании и развитии у обучающихся навыков исследовательской необходимо следовать следующим принципам: актуальность, научная обоснованность, системность, мобильность, многообразие форм подведения итогов, продуктивность, личностно ориентированный подход.

При соблюдении этих принципов в процессе организации экскурсионной деятельности формируются следующие исследовательские умения:

• определение способа действия с учетом знаний, полученных в различных областях;

• поиск недостающей информации в информационном поле;

• установление причинно-следственных связей.

• умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

• умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи.

Менеджерские умения и навыки:

• планирование деятельности (время, ресурсы);

• принятие решений и прогнозирование их последствий;

• анализ собственной деятельности (промежуточные и итоговые результаты).

• выстраивать учебное взаимодействие;

• объяснять свою точку зрения;

• находить компромисс и т.д.

Презентационные умения и навыки:

• навыки монологической речи;

Работа ведется поэтапно.

Первый этап – это поисковый этап, на котором педагог предлагает темы для исследования. Обучающиеся обсуждают предложенные темы, и выбирают наиболее интересную для них.

Второй этап – аналитический, т. е. он предполагает согласование общей линии разработки проекта; формирование групп; обсуждение подробного плана работы над проектом (экскурсией); выбор путей сбора информации для контрольного текста экскурсии.

Третий этап – практический. Он представляет собой реализацию всех поставленных задач работы над проектом (экскурсией). Педагог координирует работу, обсуждая все с членами группы, знакомясь с результатами подготовительной работы каждого или группы в целом.

Четвёртый этап – презентационный. Один из важных этапов осуществления проекта – проведение экскурсии. Он завершает, подводит итог всей проведенной подготовительной работе и важен как для обучающихся, так и для педагога.

Пятый этап – контрольный. На этом этапе происходит отчёт, оценка результатов проекта (проведенной экскурсии) и общего хода над ним.

Формы учебной работы включают в себя фронтальную и индивидуальную.

Несомненным достоинством данной формы является возможность регулировать темп продвижения обучаемого, применять индивидуальный подход в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Степень сформированности знаний, умений и навыков определяет следующие показатели:

  • владение терминологией;
  • уровень и качество творческих работ;
  • уровень культуры и техники представления исследовательских материалов;
  • уровень практического применения умений и навыков, которые отслеживаются в ходе проведения зачётных, самостоятельных и обязательных учебных работ;
  • способность обучающихся применять знания на практике в конкретных условиях, таких как экскурсии: «Храм-часовня. Пещерка Святителя Иоасафа», «Архитектурные памятники Белгорода»», «Одна Победа на войне», «Мой Белый город».

Воспитание гражданственности личности обучающихся в современных условиях все больше требует обращения к опыту, накопленному предшествующими поколениями, в частности, своего региона.

Главным результатом поисковой, исследовательской работы являются разработка и проведение экскурсии, что способствует развитию интеллектуальной, творческой личности, с высокой степенью самостоятельности, высокой культуры, способной организовывать свою деятельность, любящей свой родной край, гражданского становления личности.

  1. Даринский А.В. Краеведение./ А.В. Даринский. – М.: «Просвещение», 1987. — с. 154.
  2. Савенков А. И. Путь в неизведанное: как развивать свои исследовательские способности./А.И. Савенков. – М. , Генезис, 2005. – с.305.

Предварительный просмотр:

ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ГРАЖДАНСКОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ

педагог дополнительного образования

ГБУДО «Белгородский областной Дворец детского творчества»

учитель английского языка МБОУ «Гимназия №5 г. Белгорода

Краеведение — это просветительство. Изучая литературу белгородского края и современную жизнь Белгородчины, мы получаем возможность детально изучить и пропагандировать все, что связано с его историей. Д.С. Лихачёв писал: «Краеведение учит любить не только свои родные места, но учит знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, культурой, повышать свой культурный уровень».

Говоря о поиске наиболее эффективных способов активизации исследовательской активности детей при изучении краеведения, нельзя не принимать во внимание такой вид работы как экскурсия. Самое главное преимущество экскурсии — это наглядность: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

В прошлом веке педагоги-психологи, изучавшие исследовательский метод обучения, определяли экскурсии ведущую роль, считая ее одной из форм исследовательского метода обучения. Экскурсия — это одна из форм организации учебной деятельности, которая может быть использована при проведении обучающимися различных исследований.

Экскурсия дает возможность изучать разнообразные объекты в их реальном окружении. У обучающегося появляется возможность найти огромное количество материала для собственных наблюдений, анализа и осмысления. Ее можно назвать своеобразной основой для детских исследований. Она дает мощный толчок детскому мышлению, возможность увидеть множество противоречий и проблем для собственных исследований. Источники для получения новых сведений создают практическую базу для аналитической работы, помогают выработать суждения, умозаключения и выводы.

Наши экскурсии по форме являются интегрированными, комплексными, объединяя содержательные линии предметов: краеведение и иностранный язык (в основном, английский).

Юные экскурсоводы овладевают универсальными учебными действиями, которые в дальнейшем помогут им определить культурные и духовно-нравственные ориентиры, обеспечивают успешную социализацию личности, приобретению профессии.

При формировании и развитии у обучающихся навыков исследовательской необходимо следовать следующим принципам: актуальность, научная обоснованность, системность, мобильность, многообразие форм подведения итогов, продуктивность, личностно ориентированный подход.

При соблюдении этих принципов в процессе организации экскурсионной деятельности формируются следующие исследовательские умения:

• определение способа действия с учетом знаний, полученных в различных областях;

• поиск недостающей информации в информационном поле;

• установление причинно-следственных связей.

• умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

• умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи.

Менеджерские умения и навыки:

• планирование деятельности (время, ресурсы);

• принятие решений и прогнозирование их последствий;

• анализ собственной деятельности (промежуточные и итоговые результаты).

• выстраивать учебное взаимодействие;

• объяснять свою точку зрения;

• находить компромисс и т.д.

Презентационные умения и навыки:

• навыки монологической речи;

Работа ведется поэтапно.

Первый этап – это поисковый этап, на котором педагог предлагает темы для исследования. Обучающиеся обсуждают предложенные темы, и выбирают наиболее интересную для них.

Второй этап – аналитический, т. е. он предполагает согласование общей линии разработки проекта; формирование групп; обсуждение подробного плана работы над проектом (экскурсией); выбор путей сбора информации для контрольного текста экскурсии.

Третий этап – практический. Он представляет собой реализацию всех поставленных задач работы над проектом (экскурсией). Педагог координирует работу, обсуждая все с членами группы, знакомясь с результатами подготовительной работы каждого или группы в целом.

Четвёртый этап – презентационный. Один из важных этапов осуществления проекта – проведение экскурсии. Он завершает, подводит итог всей проведенной подготовительной работе и важен как для обучающихся, так и для педагога.

Пятый этап – контрольный. На этом этапе происходит отчёт, оценка результатов проекта (проведенной экскурсии) и общего хода над ним.

Формы учебной работы включают в себя фронтальную и индивидуальную.

Несомненным достоинством данной формы является возможность регулировать темп продвижения обучаемого, применять индивидуальный подход в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Степень сформированности знаний, умений и навыков определяет следующие показатели:

  • владение терминологией;
  • уровень и качество творческих работ;
  • уровень культуры и техники представления исследовательских материалов;
  • уровень практического применения умений и навыков, которые отслеживаются в ходе проведения зачётных, самостоятельных и обязательных учебных работ;
  • способность обучающихся применять знания на практике в конкретных условиях, таких как экскурсии: «Храм-часовня. Пещерка Святителя Иоасафа», «Архитектурные памятники Белгорода»», «Одна Победа на войне», «Мой Белый город».

Воспитание гражданственности личности обучающихся в современных условиях все больше требует обращения к опыту, накопленному предшествующими поколениями, в частности, своего региона.

Главным результатом поисковой, исследовательской работы являются разработка и проведение экскурсии, что способствует развитию интеллектуальной, творческой личности, с высокой степенью самостоятельности, высокой культуры, способной организовывать свою деятельность, любящей свой родной край, гражданского становления личности.

  1. Даринский А.В. Краеведение./ А.В. Даринский. – М.: «Просвещение», 1987. — с. 154.
  2. Савенков А. И. Путь в неизведанное: как развивать свои исследовательские способности./А.И. Савенков. – М. , Генезис, 2005. – с.305.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

От профессионального, творческого потенциала личности педагога, его способности воспринимать и реализовать идеи современной философии образования зависит эффективность реализации Национальной ин.

Важнейшей целью образования в настоящее время является всестороннее развитие ребёнка, раскрытие потенциала каждого, создание условий для максимально возможного доступа к образованию во всех формах. Че.

В данной презентации я попыталась показать, как, изучая язык, через самые простые приемы шаг за шагом дети учатся анализировать и делать выводы.

Компетентностный подход в обучении учащихся при написании исследовательских работ на билингвальной основе.

Данный творческий отчёт представлен на педагогическом совете с целью обобщения опыта работы по данному направлению.

Методический материал посвящен характеристике экскурсии, как одного из способ проведения внеурочной деятельности. Дается определение понятию «экскурсия», раскрываются цели экскурсии, рассмат.

В статье рассматриваются инновационные методы и приемы в изучении краеведения, что позволяет сформировать ценностное отношение личности к окружающему миру через приобщение к православно-ориентированны.

Источник

Оцените статью