- Экскурсия, как одна из форм организации познавательной деятельности младших школьников во внеурочное время проект (4 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Организация познавательной деятельности младших школьников на уроках-экскурсия
- Выявление эстетической ценности мира природы. Изучение связи между человеком и окружающей средой. Формирование универсальных учебных действий. Роль экскурсий в обучении младших школьников Октябрьской школы №1. Развитие связной и выразительной речи детей.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Подобные документы
Экскурсия, как одна из форм организации познавательной деятельности младших школьников во внеурочное время
проект (4 класс) на тему
Экскурсии создают условия для работ исследовательского характера, что помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии младших школьников. Наряду с интеллектуальным развитием младших школьников, экскурсии способствуют видеть красоту окружающего мира, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края, дают возможность пробудить чувство гордости за свою малую родину, её народ и почувствовать себя частью своего родного края. Помочь ребенку сделать свои открытия должны мы – учителя. Нужно постараться ненавязчиво и доступно, а также занимательно и интересно ввести детей в мир природы, воспитать нравственные и эстетические отношения к окружающей действительности, сформировать умения вести себя в природе и среди людей в соответствии с экологическими закономерностями и нормами общечеловеческой морали. Достичь эту цель можно разными путями, но один из действенных- это экскурсии по достопримечательностям и другим интересным местам родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursii_1.doc | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Экскурсия, как одна из форм организации познавательной деятельности младших школьников во внеурочное время
Два мира есть у человека: Один который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил.
В наше время востребована личность, обладающая креативностью, умеющая творчески решать задачи, с которыми сталкивается в жизни. Из школы должен выйти человек, который научится усваивать не только некоторые знания, но, самое главное, усвоит способы добывания нужной информации, сможет быть социально адаптированным.
Познавательные способности человека — это свойство мозга изучать и анализировать окружающую действительность, находя способы применения полученной информации на практике. Познание — сложный и многоуровневый процесс [1, с.36].Изучая методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой ц ель — решение проблемы по активизации познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность. Современные родители не всегда могут оказать правильное воздействие на формирование духовно-нравственных качеств личности ребёнка, хотя, они заинтересованы в этом. Но только в школе тоже невозможно воспитывать и развивать ребёнка. Поэтому воспитательная работа и внеурочная деятельность в классе направлена на тесное взаимодействие с родителями школьников, работниками музеев, библиотеками города, с учреждениями дополнительного образования, а также с другими интересными местами города. В результате такого взаимодействия семьи и школы повышается интерес к истории и культуре родного края, расширяется культурный кругозор не только у детей, но и их родителей.
Современный мир существенно раздвигает рамки образовательного пространства. Традиционный урок перестает быть для ребенка основным и единственным источником информации. Поэтому, я считаю, экскурсия как одна из форм организации познавательной деятельности младших школьников во внеурочное время дают учителю надежный инструмент для реализации ФГОС. В начальной школе экскурсионная работа подразделяется на несколько групп:
— группа природоведческих экскурсий (или их называют «Экскурсии в природу»);
— краеведческие экскурсии (в первую очередь– знакомство с микрорайоном, в котором находится школа);
— музейные экскурсии, которые непосредственно связаны с таким понятием, как «музейная педагогика».
Экскурсии создают условия для работ исследовательского характера, что помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии младших школьников. Наряду с интеллектуальным развитием младших школьников, экскурсии способствуют видеть красоту окружающего мира, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края, дают возможность пробудить чувство гордости за свою малую родину, её народ и почувствовать себя частью своего родного края. Принципами организации внеурочной деятельности младших школьников стали: — учет возрастных особенностей обучающихся; (Специфической особенностью процесса воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Несмотря на это, процесс должен идти постоянно, но без насилия, руководствуясь принципом “не навреди” и обязательно в тесном взаимодействии семьи и школы.) — преемственность с технологиями учебной деятельности; — опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности; (Реализовать внеурочную деятельность в виде экскурсий я начала ещё задолго до ФГОС, потому что видела и понимала полезность этого мероприятия ) — опора на ценности воспитательной системы школы; ( Цель работы школы — создание условий, обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования, формирование осознанного отношения к здоровью, здоровому и безопасному образу жизни в едином здоровьесберегающем образовательном пространстве для готовности выпускников к выбору профессиональной сферы деятельности при дальнейшем культивировании здоровьесберегающих способов жизнедеятельности) — свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Каждое путешествие имеет свое завершение в виде творческой работы. При реализации какого- либо проекта учитываются следующие педагогические условия: — организация творческой деятельности коллектива младших школьников с соблюдением таких этапов, как стартовая беседа, планирование, подготовка, проведение дела и его анализ; — создание ситуации успеха; — организация работы в малых группах; — планирование коллективных дел в русле общей цели воспитания — всестороннего развития личности
На первом собрании я познакомила родителей с программой воспитательной работы с классом. Акцент был сделан на значение экскурсий по краеведению в развитии детей. Родители меня в этом поддержали, более того, они сами стали договариваться об экскурсиях с различными организациями города. За 4 года мы объездили все предприятия города (в плане молочный завод, хлебный и колбасный цех), музеи города, являемся активными посетителями библиотек. Но работу эту начали с изучения родословной каждого ученика класса. На празднике, посвященном дню семьи, дети презентовали их. Были показаны настоящие шедевры: красочно оформленные плакаты, фотографии в рамочках, древо родословной Юли Аниськиной, выполненное из бисера. Всё это не осталось лежать мертвым грузом. Родители говорят, что их родословные стали украшение интерьера в квартирах. Далее мы выяснили некоторые интересные сведения о своей школе. Далее поехали за пределы школы. В 4 классе впервые совершили выезд за город, в Национальный парк «Смольный». Поездка была вместе с родителями. Все получили массу приятных и полезных впечатлений. А венцом этого мероприятия было сочинение — мозаика «Хроника одного дня». После экскурсий в музеи МВД, ОМОН, ГАИ, в питомник служебных собак дети рассуждали о том, можно ли совершить геройский поступок в мирное время, выяснили, чем сказочный герой отличается от реального героя. Поездки на предприятия города привела к размышлению о важности всех профессий.
Прогулки в лес убедили учеников в том, что необходимо охранять природу. 22 мая 2014 года наш класс принял участие в акции МВД республики Мордовия «Спасем лес от пожара вместе!», которая состоялась в парке культуры и отдыха Пролетарского района Саранска. Дети на специальных стендах развесили рисунки-плакаты, в которых призвали взрослых бережнее относиться к лесу и лесным насаждениям. Ребята описали причины возникновения лесных пожаров и попросили горожан не выбрасывать окурки и стекла, не оставлять в лесу разожженные костры. Класс за это был награжден грамотой МВД.
Большое значение имеют совместные экскурсии в музей и в библиотеки. Работники музеев и библиотек не только обогащают знания детей, показывают пример правильной коммуникации, но и воспитывают нравственно. Дети получают возможность соприкоснуться с этими сокровищницами. Ведь если процесс образования понимать как механизм передачи ценностей науки, культуры и исторического опыта поколений, то музей и библиотеки необходимо признать основным звеном этого механизма, поскольку они являются важным компонентом комплекса деятельности школы по формированию основ воспитания. Обучение с помощью музея и библиотеки активизирует школьников, мобилизует и развивает их способности, стимулирует любознательность и интерес к той огромной сумме знаний, которую накопило человечество.
После походов в музей или библиотеки в классе организуются выставки, конкурсы рисунков, фотографий и поделок, совместные доклады, презентации.
Мы знаем, какое большое значение в воспитательной работе имеют коллективные походы в театр. Такие мероприятия формируют мировоззрение учащихся, нравственную и этическую культуру, развивают наблюдательность, влияют на формирование взглядов, вкусов, привычек, помогают выбрать линию поведения. Ребенок при этом развивается гармоничней, повышаются показатели его умственного и психического развития:
— усложнение речи, словарный запас обогащается посредством многочисленных искусствоведческих,
исторических терминов, отрывков из литературных произведений и т.д.;
— умение анализировать архитектурные памятники и ориентироваться во времени;
— умение внимательно выслушивать, рассматривать, воспринимать и запоминать памятные места и события;
— умение применять на экскурсии знания, полученные в школе, и. наоборот, узнанными на экскурсии знаниями дополнять школьный материал.
Исходя из опыта своей работы, считаю, что наблюдения во время экскурсий можно и нужно использовать учениками в исследовательских работах. Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения. Исследовательское поведение — один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Так после наблюдений за ящерицами, появилась исследовательская работа Воробьева А. «Как появляются ящерицы». В ней он нам объяснил, что мы имели дело с живородящим видом ящериц.
Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению. (Например, во время экскурсии в Национальный парк «Смольный» дети заметили следы крупного копытного животного.
Ребята предположили, что это следы лосей- ведь они были в лесу. Тогда я предложила им сфотографировать эти следы и выяснить, верна ли их догадка. Детям пришлось выяснить, какими бывают следы лосей. Оказалось, что лоси также как и коровы парнокопытные, но их следы поострее коровьих. Сравнивая результаты исследований с увиденными следами, ребята вынуждены были признать, что они видели следы не лосей, а коров)
Академик Д. Лихачёв, говоря о значении своего края и истории в воспитании граждан страны, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая духовную оседлость, так как, если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати — поле. «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой.
Помочь ребенку сделать свои открытия должны мы – учителя. Нужно постараться ненавязчиво и доступно, а также занимательно и интересно ввести детей в мир природы, воспитать нравственные и эстетические отношения к окружающей действительности, сформировать умения вести себя в природе и среди людей в соответствии с экологическими закономерностями и нормами общечеловеческой морали.
Вся эта работа убедили меня в том, что: — возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; — происходит развитие умственной и мыслительной деятельности учащихся; — растёт самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют; — учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе.
Передавая обучающихся в 5-й класс, классному руководителю буду рекомендовать продолжить практиковать экскурсии. В этом видят преемственность и родители учеников.
1. Амонашвили, Ш.А. Личностно- гуманная основа педагогического процесса. [Текст] / Ш.А. Амонашвили. М.: Университет, 1990.- 88с.
2. . Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]/Л.И. Божович.-М.:Педагогика, 1997. — М.: Просвещение,- С.324.
3. Возрастная и педагогическая психология//Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 1984 — 446с.
4. . Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. — 3-е изд. [Текст] / Л.С. Выготский. М.: 2007. — 94 с.
5. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д.В. Григорьев М.: Просвещение, 2007. — 223с.
6. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. [Текст] / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов -М., Владос, 2010. -233 с.
7. Давыдов, В.В. Российская педагогическая энциклопедия. [Текст] / В.В. Давыдов. М.:Просвещение, 1999.-280 с.
8. Дубровина И. В «Младший школьник. Развитие познавательных способностей». [Текст]/И.В.Дубровина М.: Просвещение, 2007. -180с.
9.Каирова, И. А. Педагогический словарь. [Тест] / И.А. Каирова. М.: Просвещение, 1960. — 256 с.
10. Монтессори М. Дети — другие. [Тест] / М. Монтессори М.: Издат. Дом «Карапуз», 2009. -336с.
11. Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] /Г.И. Щукина. — М.: Просвещение, 1979. — 97 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В статье описан опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями, а точнее, с неслышащими детьми . Применение игровых технологий на уроках математики в школе I, II вида позволяет решать .
Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников.Климова Ольга Александровнаучитель на.
Младший школьный возраст – благоприятный период для вовлечения учащихся в учебно-исследовательскую деятельность. Для учеников начальной школы характерны любознательность, желание узнавать .
Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, ставить перед собой и обществом новые задачи и находить их решения. Поэтому столь громко звучит сейчас требование реализаци.
проект по теме «Кружок как внеурочная форма активизации познавательной деятельности младших школьников".
Цель проекта: Создание Лаборатории открытий для организации исследовательской деятельности.Задачи проекта:разработать комплекс дидактических материалов, которые направлены для развития исследовательск.
Источник
Организация познавательной деятельности младших школьников на уроках-экскурсия
Выявление эстетической ценности мира природы. Изучение связи между человеком и окружающей средой. Формирование универсальных учебных действий. Роль экскурсий в обучении младших школьников Октябрьской школы №1. Развитие связной и выразительной речи детей.
Рубрика | Педагогика |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 11.01.2017 |
Размер файла | 32,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://allbest.ru
1. Сущность и виды экскурсии в младшем школьном возрасте
2. Методические особенности организации познавательной деятельности младших школьников
3. Опыт работы педагогов и психологов в организации познавательной деятельности младших школьников на уроках естествознания
Список использованной литературы
Экскурсия в природу — классическая форма изучения окружающей среды. Главное значение экскурсий в природу состоит в том, что дети наблюдают явления и объекты в естественной обстановке и рассматривают их не изолированно, а в сочетании с другими объектами. На экскурсиях создаются благоприятные условия для выявления эстетической ценности мира природы, ее научно-познавательного значения, формирование грамотного поведения в природной среде. Дети убеждаются в единстве и разнообразии природы. При этом у учащихся развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы, обогащается личный опыт.
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Одной из форм обучения в начальной школе является экскурсия.
Экскурсия — это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Экскурсия включается в систему уроков и является важной частью учебного процесса. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся.
Роль экскурсий в обучении младших школьников трудно переоценить. З.А. Клепинина и Г.Н. Аквилева отмечают, что экскурсии очень важны для развития детей младшего школьного возраста, так как «предметы не изолированы от окружающей среды, а находятся непосредственно в этой среде, поэтому учащиеся могут полнее и глубже изучать связь между организмами и окружающей средой».[3]
Объект исследования — процесс образования младших школьников на уроках естествознания.
Предмет исследования — особенности использования экскурсии на уроках естествознания для младших школьников.
Цель исследования — обосновать возможность использования экскурсии для повышения эффективности в образовании младших школьников на уроках естествознания.
— рассмотреть понятие экскурсии,
— выделить ее методические особенности,
— изучить опыт учителей по использованию экскурсии на уроках естествознания.
1. Сущность и виды экскурсии в младшем школьном возрасте
Воспитание любви, сознательного, бережного отношения к природе, является главной педагогической задачей. Своей яркостью, многообразием, динамичностью природа воздействует на все чувства ребенка и оставляет в его душе глубокий след на всю жизнь. Она благотворно влияет на развитие наблюдательности, эстетических чувств, и впоследствии это влияние сказывается на творческой деятельности человека и его отношение к окружающей природе. Первоначальные знания о природе ложатся в основу формирования материалистического мировоззрения. Наблюдая, сравнивая, обдумывая, ребенок одновременно развивает свое мышление и речь. В общении с природой у детей воспитывается чувство прекрасного, любовь к Родине. Таким образом, природоведческая экскурсия является одной из массовых форм пропагандисткой и культурно-просветительной работы.
Основная задача природоведческих экскурсий заключается в том, чтобы показать объекты природы, расширить знания учеников, об окружающей природе, воспитать бережное отношение к природным богатствам, сделать каждого ученика активным и сознательным участником мероприятий по рациональному использованию, охране и воспроизводству природных богатств.
Природоведческая экскурсия проводится в естественной природной среде, ее объектами являются предметы и явления природы: лес с его растительным и животным миром, реки, озера, моря и другие водоемы; формы земной поверхности: горы, равнины, холмы и овраги, растения и животные в среде их обитания; явления природы: восход и заход солнца, облачность, северное сияние, сезонные явления природы и т.д. [10, с. 71].
В настоящее время общепринятой является классификация, в основе которой лежит деление экскурсий на следующие группы: по содержанию, составу участников, месту проведения, способу передвижения, форме проведения.
У каждой из названных групп имеются свои специфические признаки.
В эту группу входят два вида экскурсий — обзорные и тематические.
Обзорные экскурсии, как правило, многотемны. К их числу относятся такие, экскурсии как «Прошлое, настоящее и будущее Москвы», «Город на семи холмах», в обзорной экскурсии используется исторический и современный материал.
Обзорными природоведческими экскурсиями являются такие, которые раскрывают окружающий природный комплекс. Объектами экскурсии в природу служат различные предметы и явления живой и неживой природы. Примером обзорной природоведческой экскурсии может служить загородная экскурсия в лес под названием «Войди в природу другом», которая раскрывает лес как сообщество растительного и животного мира.
Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы. Если это историческая экскурсия, то в е основу положено одно значительное событие или несколько событий, объединенных одной темой, иногда более продолжительный период времени.
Тематические экскурсии подразделяются на шесть групп: исторические, военно-исторические, производственные, природоведческие, искусствоведческие, литературные и архитектурные.
Природоведческие тематические экскурсии подразделяются на ботанические, зоологические, геологические, экскурсии к уникальным памятникам природы и т.д.
Ботанические — раскрывают широкую проблему «Человек и мир растений».
В зоологических экскурсиях раскрывается проблема «Человек в мире животных».
Геологические экскурсии посвящены строению земной коры. Их маршрут лежит по равнинам и горам, по старым руслам рек и по дну древних морей.
Экскурсии к уникальным памятникам природы могут быть организованы в природный заповедник или заказник.
Заповедник — это участок земли или водной поверхности, на которой имеются природные объекты особой научной или культурной ценности. Главным направлением их деятельности является: сохранение редких и ценных видов растительного, животного мира и объектов неживой природы; содержание в неприкосновенности участков природы, содействие размножению редких и вымирающих, а так же важных для человека видов; комплексное стационарное изучение природы.
Заказники — это лесные или водные угодья, находящиеся под охраной государства в цель увеличения численности охотничьих и промысловатых зверей, птиц, рыб. В заказчиках запрещены охота, рыболовство, вырубка лесов на ограниченный срок.
По месту проведения, различаются экскурсии — городские, загородные, производственные и музейные. Городская — предусматривает показ всего города или одной из его частей. Загородные экскурсии делятся на обзорные и тематические.
В зависимости от места проведения природоведческие тематические экскурсии могут быть городскими, музейными, загородными. Например, ботаническая экскурсия «По садам и паркам города», является городской, а экскурсия «В гости к зеленому другу» (в лес) или «Зеленая аптека» — загородной.
По способу передвижения экскурсии бывают пешеходными и с использованием различных видов транспорта. Преимущество пешеходных экскурсий в том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа. Транспортные экскурсии — в подавляющем большинстве автобусные.
Деления экскурсий на четко определенные группы имеет большое значение для практической деятельности. Правильная классификация экскурсий обеспечивает условия для лучшей организации, создает основу для деятельности.
По особенностям организации познавательной деятельности учащихся: экскурсии делятся на иллюстративные и исследовательские.
Экскурсии по природоведению бывают вводными (по курсу или теме), текущими (по мере изучения материала темы) и обобщающими (после изучения материала темы).
На вводных экскурсиях учащиеся получают общее представление об изучаемом материале, задания по наблюдению на всю тему, проводят кратковременные наблюдения. Текущие экскурсии предполагают знакомство с конкретными объектами или явлениями в самой природе. Обобщающие экскурсии проводятся в конце изучения темы или части ее и предполагают конкретизацию, систематизацию и обобщение изученного материала. Они строятся таким образом, чтобы школьники нашли в окружающей их природе то, что изучали в классе и по учебнику дома, и ответили на поставленные учителем вопросы. [18, с. 94]
Каждая группа экскурсий имеет свою специфику и требует серьезной предварительной подготовки руководителя и учащихся.
2. Методические особенности организации познавательной деятельности младших школьников
Экскурсия — достаточно распространенная форма работы с детьми. С ее помощью достигаются различные педагогические цели. В школе экскурсии используются не только на уроках, но и во внеклассной, во внешкольной работе.
На современном этапе развитии школы необходимо, Чтобы экскурсии превратились в регулярное общеразвивающее занятие, чтобы в школе велась серьезная планомерная работа. Особенно необходима эта работа в школе с группами продленного дня, где экскурсии предназначена для активного отдыха школьников после урока.
Практика организации экскурсионных занятий в группе продленного дня показывает, что в методике их проведения имеются некоторые особенности, которые отличают их от учебных экскурсий, а также прогулок
Методика проведения экскурсии:
1. На экскурсии в начальной школе преобладающей является двигательная деятельность, основу которой составляет ходьба.
2. Необходимы кратковременные остановки с элементами игры
3. Если это не урок- экскурсия с большими познавательными задачами, а экскурсии во внеурочное время, то познавательная деятельность сокращается, чтобы не вызывать дополнительного утомления детей умственной работой, т. к. ее более чем достаточно на уроке.
4. Важно менять маршруты экскурсий.
5. Содержание экскурсий дополняются небольшими беседами на идейно- нравственные темы, побуждают учащихся высказывать свои суждения и давать оценки.
6. К организации экскурсий активно привлекаются сами учащиеся.
7. Экскурсия должна нести в себе приподнятое настроение, эмоциональную окраску на всем протяжении экскурсии.
Приемы проведения экскурсии:
1. Построение. Это прием экономит время и помогает быстро установить порядок.
2. Учитель перед строем сообщает тему экскурсии, ее цель, маршрут.
3. Распределение обязанностей.
4. Проверка готовности (осмотр одежды, обуви соответственно сезону).
5. Проводится инструктаж по технике безопасности.
6. Пересчет детей.
7. Во время самой экскурсии учитель может на короткое время прервать ее для дополнительного инструктажа.
8. Завершение экскурсии, чистка одежды.
9. Проверка наличия всех учащихся.
10. Подведение итогов: небольшая беседа о поведении детей, о настроении детей
Экскурсия как форма работы предполагает выход с детьми за пределы школы. Вне школы обстановка другая: нет организующих моментов, к которым привыкли ребята. Поэтому экскурсия требует от учителя больших усилий, чтобы установить порядок. Надо прежде всего установить границы пространства, в пределах которого будет проходить экскурсия.
Экскурсия в начальной школе должна проходить на свежем воздухе. Опытные педагоги всегда имеют запасной вариант экскурсии с учетом дождя, сильного ветра, мороза. Он должен умело использовать различные укрытия, более удобные маршруты, места для остановок. Не надо спешить в школу, а надо как можно дольше побыть с детьми на свежем воздухе.
Готовясь к экскурсии, надо заранее продумать приемы показа экскурсионного объекта. Надо вести осмотр в наиболее благоприятное время, чтобы не вызвать у детей разочарования, ведь каждый объект должен предстать перед экскурсантами в выигрышном виде. Знакомство с ним должно вызвать у учащихся чувство удовлетворения и восхищения.
Во время экскурсии надо стараться активизировать не только зрительное восприятие объекта, но и слух, осязание и обоняние. Картина мира благодаря этому становится богаче.
При подготовке к экскурсии педагог уделяет серьезное внимание маршруту. Надо чтобы в нем было что- то новое: красивое место для игр, живописный отрезок пути, яркий предмет изучения. Протяженность маршрута в начальной школе от 2 до 3 км. Кольцевым маршрутам отдается предпочтение перед радиальными. Движение обратно тем же путем утомляет детей. природа экскурсия речь школьник
Нельзя допускать скопления большого количества детей на одном маршруте. Подготовка к экскурсии предполагает. что источником информации будет экскурсовод. Им могут быть и родители или старшие ребята. Это внесет новизну, необычность. Конечно, опытный педагог заранее готовит и помогает им определить объем и содержание информации.
Младшие школьники не могут длительное время находится в состоянии повышенного внимания, поэтому информация должна быть краткой, лаконичной, интересной. Появление нетерпения или невнимания — это сигнал для окончания просмотра объекта.
Содержание экскурсии является предметом особой заботы учителя, так как оно направлено на подготовку школьников к жизни и труду. Поэтому социальная и природная среда становятся объектом системного экскурсионного изучения.
3. Опыт работы педагогов и психологов в организации познавательной деятельности младших школьников на уроках естествознания
Рассмотрим опыт учителя Октябрьская средняя общеобразовательная школа №1 Царенко Г.Е. Она использовала в своем педагогическом опыте экскурсию «Сад и его обитатели». Рассмотрим подробнее ее опыт.[2]
Цели: закрепить знания детей о весенних изменениях в природе (прибавление светового дня, количество солнечных дней, цвет неба, повышение температуры, таяние снега, сосульки, капель, проталины, набухание почек, первые листочки, первые цветущие деревья); развивать умение сравнивать различные периоды весны; продолжать развивать связную речь детей; работать над дыханием, интонационной выразительностью; воспитывать радостное, бережное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.
Оборудование: карточки-модели игры «Когда это бывает?», билеты на автобус, карточки-схемы.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание репродукций картин известных художников, наблюдения за явлениями природы, набуханием почек (веточки в вазе), ежедневное наблюдение и работа с календарем природы.
Словарная работа: почки, цветущие деревья, плоды.
Ход мероприятия: (На столе разложены карточки-модели игры «Когда это бывает?».)
I. Буратино задает вопросы: Педагог. К нам в гости пришел Буратино. Целый год вы помогали ему решать трудные задачи. Вот и сейчас Буратино просит помочь разобраться, о каком времени года идет речь в стихотворениях, которые ему вчера читала Мальвина. (Звучат стихотворения.)
Педагог. Послушайте еще стихотворения и определите, о каком весеннем месяце каждое из них. (Звучат стихотворения.)
Буратино. Вот теперь и я все понял. А хотите отправиться вместе со мной на экскурсию в цветущий сад? Тогда нужно получить билеты на автобус, а для этого ответьте на вопросы.
II. Игра «Где что зреет?» Педагог показывает две ветки: на одной — плоды и листья одного растения (яблоня), на другой — плоды и листья разных растений (например, листья крыжовника, а плоды груши). Нужно ответить на вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» (Дети отвечают, получают билеты и занимают места.)
III. Экскурсия в сад: Педагог. Дети, давайте рассмотрим плодовые деревья. Сравните одно дерево с другим (какие листочки, цветы). У всех деревьев свои соцветия. Давайте сравним яблоню и вишню, укажите сходства, различия. (Беседа с Буратино в саду.)
Я предлагаю составить схему развития дерева от семечка до плода.
Буратино. А почему весной сразу не бывает плодов? (Ответы детей.)
Ребята, давайте поиграем в игру «Угадай, что в руке». Воспитатель. Дети, встаньте в круг, руки держите за спиной. Я положу вам в руки фрукты. Затем покажу один из них. Дети, которые определили на ощупь такой же фрукт, по сигналу подбегают ко мне.
(После игры Буратино угощает детей фруктами.)
Интересен опыт учителя Устюжанинская СОШ Иванцовой Зои Александровны. Она использовала в своей практике «Осеннюю экскурсию». Рассмотрим описание «Осенней экскурсии».[1]
Цель: наблюдение за осенними изменениями в живой и неживой природе; воспитание эстетических чувств и бережного отношения к природе.
Оборудование: гербарные папки, коробки. В случае отсутствия гербарных папок предложить детям взять обыкновенные ученические тетради, где каждый лист переложен листом такого же размера.
Учитель должен предварительно выбрать место для экскурсии. Оно должно быть постоянным при проведении всех экскурсий для наблюдений сезонных изменений.
Большое значение имеет целенаправленная предварительная подготовка на уроках и во внеурочное время. На уроках чтения в этот период изучаются произведения о лете и осени, разучиваются стихи. На уроках русского языка пишем сочинения-миниатюры по осенним картинам художников, записываем поговорки, пословицы, загадки на осеннюю тематику.
Материалы для осенней экскурсии:
1. Какое время года наступило?
2. Как изменилась температура воздуха в сравнении с летом?
3. Какая сегодня погода?
4. Какое небо? Есть ли ветер?
5. Каких насекомых встретили?
6. Каких птиц увидели?
7. Что особенно запомнилось?
Во время экскурсии стихи читают дети и учитель.
Домашнее задание: написать сочинение, изготовить гербарий.
Учитель начальных классов МАОУ СОШ№4 Дмитриева А. А. полагает, что структура урока-экскурсии должна выглядеть следующим образом: [18]
индивидуальное самостоятельное наблюдение детей;
игры детей с собранным материалом;
заключительная часть, во время которой учитель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.
Подготовка учителя: заключаются, прежде всего, в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает учитель экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.
Определяя место экскурсии, учитель выбирает наилучший путь к нему — не утомительный, не отвлекающий учащихся от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды.
Как бы ни было знакомо место экскурсии, необходимо за день, за два до неё осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, учитель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объём тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей.
Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии даёт возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и продумать приёмы её ведения. Для того чтобы экскурсия была интересной, надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приёмы.
Подготовка учащихся: Начинается с сообщения цели экскурсии. Ученики должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать.
Ученики должны знать, что экскурсия — это занятие, которое проводится не в помещении, а в природе, поэтому на экскурсии необходимо быть дисциплинированным и внимательным. Напомнить детям правила поведения на улице.
При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном.
К экскурсии учителю следует подготовить экскурсионное снаряжение и оборудование для размещения собранного материала в уголке природы. Хорошо привлечь к его подготовке детей. Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии.
Ниже приводится примерный перечень оборудования, необходимого на экскурсиях в природу:
Оборудование для сбора растений:
Лопатки или совочки для выкапывания растений — 3.
Нож складной для срезания веток с дерева или кустарника — 1.
Папки для растений — 2.
Корзиночки для шишек, листьев — 2.
Сачки водяные для вылавливания растений из водоемов — 2.
Ведерки полиэтиленовые (или корзинки) для переноски растений — 2-3.
Оборудование для сбора животных:
Сачки воздушные для ловли насекомых в воздухе — 1-2.
Сачки водяные для вылавливания животных из водоема — 1-2.
Коробки с отверстиями для переноски животных — 4-5.
Посуда для переноски водных животных — 2-3.
Всё оборудование должно находиться в определённом месте. Перед экскурсией учитель должен тщательно продумать, какой материал собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим взять с собой.
Заключительный этап экскурсии: Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в наблюдениях в уголке природы за принесенными объектами. Сразу же после возвращения с экскурсии собранный материал необходимо разместить в уголке природы (растения поставить в вазы, цветочные горшки; животных поместить в аквариум, террариум, садки), за растениями и животными организовать наблюдения.
Через 2-3 дня после экскурсии учитель проводит занятия с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение проводится обобщающая беседа.
Планируя беседу после экскурсии, учитель должен поставить вопросы так, чтобы в памяти учащихся восстановить весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести их к установлению связей между явлениями.
Природоведческая экскурсия включает вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные наблюдения и сбор природного материала, заключительную часть, где учитель, подводя итог, обращает внимание учеников на общую картину природы.
Построение экскурсий и последовательность их проведения варьируются в зависимости от цели, от сезона. Приведя детей к месту экскурсии, учитель в краткой беседе напоминает цель занятия, дает им осмотреться, затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы.
Основная часть экскурсии — коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Учитель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Он дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением.
Основное внимание в наблюдении уделяется вопросам, вопросам-заданиям, заставляющим учащихся рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между явлениями природы.
Полезно в процессе наблюдения явлений использовать произведения детской художественной литературы, стихотворения, загадки. Обращение к поэзии должно быть естественным, ненавязчивым.
По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определенных растениях или животных и, кроме того, решать задачи воспитания бережного отношения к природе.
Так Дмитриева А.А. делится опытом по проведению экскурсии «Осенний лес».
Цель: подвести учащихся к пониманию того, что человек — часть живой природы, что природа, в частности лес или парк, оказывает благоприятное воздействие на здоровье, самочувствие и настроение человека.
Экскурсии в лес (парк) желательно проводить в одну и ту же местность. Можно совмещать их с природоведческими экскурсиями, тогда, соответственно, удлиняется время их проведения. Первая из таких экскурсий проводится в начале учебного года, в период ранней осени, в ясный солнечный день. При проведении экскурсии важно обратить внимание на одежду и обувь учащихся, побеседовать на тему, какая одежда и обувь наиболее соответствуют погодным условиям, почему.
Детей могут сопровождать, кроме учителя, 1—2 родителя. Не следует придерживаться жесткой дисциплины во время экскурсии. Дети идут свободно, общаясь между собой, высказывая свои впечатления.
Следует подчеркнуть пользу пеших прогулок, обратить внимание на радостное, приподнятое настроение детей, на те факторы, которые их вызывают. Можно поговорить, как влияет природа на органы чувств, рассказать, что зеленый цвет успокаивающе действует на нервную систему, зрение, что лесной шум и шелест листьев благоприятны для слуха, обратить внимание детей на разнообразие запахов и осязательных ощущений в лесу. С этой целью можно предложить детям потрогать кору разных деревьев, листья, понюхать цветы. Учитель беседует о том, чем можно полакомиться в осеннем лесу, а что нельзя есть, можно ли пробовать на вкус незнакомые растения, плоды, ягоды и семена.
Педагог учит детей правилам поведения в лесу — идти по тропинке, не шуметь, не рвать растения, не ломать ветки, не разрушать гнезда и муравейники и т.д. Можно поговорить о возможных неожиданных встречах — с дикими животными, насекомыми, змеями, посторонними людьми, о том, как вести себя, чтобы не заблудиться. При беседах с учащимися необходимо обращаться к жизненному опыту детей: были ли у вас неприятные случаи, встречи в лесу? как вы с ними справились? и т.д.
Если в лесу (парке) встретятся лекарственные растения (шиповник, рябина и др.), грибы, следует о них поговорить подробнее.
Во время экскурсии возможны различные дидактические игры. Например, выбери самый красивый уголок в лесу, попробуй рассказать, чем он тебе понравился. Нарисуй словесный портрет дерева. Расскажи про самое удивительное растение. Правда ли, что растения чувствуют добро, зло, боль? Поговори с деревом. Кто больше услышит звуков? Какой запах кажется тебе наиболее приятным? Есть ли в лесу запоздалые цветы? Найди их.
При подведении итогов экскурсии можно коротко поговорить на тему Природа и здоровье, что дала экскурсия для здоровья детей, как лес повлиял на настроение и самочувствие детей.
Контакты с природой, систематическое общение с ней является важнейшим средством и условием формирования отзывчивого и ответственного отношения детей младшего школьного возраста к её объектам и явлениям. Только непосредственное общение с природой, ее восприятие способствуют развитию у детей чувства природы, пониманию ее многообразной и универсальной ценности, формированию культуры поведения, созданию образов окружающего мира. Известно, что природа дарит человеку прекрасные, незабываемые минуты духовного и физического отдыха и здоровья. Поэтому в процессе общения с ней дети осознают необходимость ее сохранения как среды жизни, источника здоровья.
Значительное место в системе экологического образования занимает урок-экскурсия. Он оставляет больший «след» в сознании ребенка, чем урок в классе.
Экскурсия — это форма учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Ребенку, особенно в начальных классах, более свойственно общение с конкретным объектом, в частности, с природой, чем общение с книгой.
В методике организации и проведения экскурсии выделяют следующие этапы: планирование, подготовка учителя к экскурсии, подготовка учащихся, проведение экскурсии, подведение итогов. Но экскурсия даст эффект, если она правильно, основательно подготовлена и проведена, в противном случае она превращается в простую прогулку, которая не имеет нужного образовательного и воспитательного значения.
Исходя из всего сказанного в данной работе, можно говорить о больших возможностях использования экскурсии как формы экологического образования.
Экскурсии формируют у детей систему знаний о природе; открывают доступные детскому пониманию связи между отдельными предметами и явлениями природы, дают возможность на ярких примерах показать, как человек использует и изменяет природу для практических целей.
Экскурсии формируют у детей положительное отношение к природе, нормы поведения в природе. Экскурсии значимы в природоохранном обучении.
Урок-экскурсия находит применение во всех программах по природоведению.
Использование экскурсии на уроках природоведения способствует расширению и систематизации представления младших школьников об экологии как науке и формированию навыков заботливого отношения к природе. Что подтвердило выдвинутую гипотезу исследования.
Список использованной литературы
1. Иванцова З. А. Экскурсия для младших школьников //http://infourok.ru/ekskursiya_dlya_mladshih_shkolnikov-430433.htm
2. Царенко Г.Е. Урок + презентация по окружающему миру по теме «Сад и его обитатели»// http://infourok.ru/material.html?mid=22359
3. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. — М., Академия, 2008.
4. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания: Учеб. пособие для вузов. — М.: Владос, 2008.
5. Еремина А.А. Методика преподавания естествознания : Учебно-методический комплекс / — М: МГОУ, 2008
6. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями / Под ред. Б.П. Пузанова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. — 439 с.
7. Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Ф. Козина. — М. : Прометей, 2011.
8. Программы методической подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «Информатика» с учетом требований ФГОС ВПО третьего поколения [Электронный ресурс] : методическое пособие / Т. Б. Захарова, Н. Н. Самылкина. — Эл. изд. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.-376 с. : ил. — (Педагогическое образование).
9. Диагностика социально-педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОУ [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / под ред. Н.И. Левшиной, В.И. Турченко. — 2-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2015. — 88 с.
10. Лихачев Б.Т. Педагогика : курс лекций / Б.Т. Лихачев ; под ред. В.А. Сластенина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 647 с. — (Педагогическое наследие).
11. Туризм и краеведение: образовательные программы для системы дополнительного образования детей / Под ред. Ю.С. Константинова, А.Г. Маслова; Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения. — М.: Советский спорт, 2005. — 324 с.
12. Журавлев В. П. От азбуки до учебно-методического комплекта (к истории создания учебно-методических комплектов по литературе для общеобразовательной школы): Монография. — М.: МПГУ, 2011. — 136 с.
13. Мир вокруг нас. Хрестоматия. 1-2 кл. (1-4). Плешаков А.А. — АСТ-Пресс, 2008.
14. Природа. Книга для учащихся начальных классов. Плешаков А.А. — Вентана-Граф, 2006.
15. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. Плешаков А.А.. — Просвещение, 2009.
16. Мир вокруг нас. 1 кл. (1-4). Плешаков А.А. — Просвещение, 2007.
17. Мир вокруг нас. 2 кл. (1-4), 3 кл. (1-4). Плешаков А.А. — Просвещение, 2008.
18. Дмитриева А.А. Методические рекомендации и разработки уроков-экскурсий по предмету «Естествознание» в начальной школе //http://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-i-razrabotki-urokovekskursiy-po-predmetu-estestvoznanie-v-nachalnoy-shkole-469086.html
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Характеристика универсальных учебных действий, их виды и функции. Организация внеурочной деятельности младших школьников. Рассмотрение внеурочную деятельность младших школьников по русскому языку как средства формирования универсальных учебных действий.
курсовая работа [793,1 K], добавлен 21.09.2015
Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения. Выразительное чтение и техника речи: игровые приемы, методика. Опытно-экспериментальная работа, тестирование, анализ результатов.
дипломная работа [510,8 K], добавлен 27.06.2016
Характеристика и функции регулятивных универсальных учебных действий младших школьников. Сущность музыкальной деятельности, ее виды и формы. Опытно-экспериментальная работа по формированию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.
дипломная работа [109,8 K], добавлен 13.06.2014
Понятие «универсальные учебные действия». Системно-деятельностный подход к обучению школьников, связь с содержанием учебных предметов. Экспериментальная работа по формированию у младших школьников логических универсальных учебных действий на уроках.
курсовая работа [423,5 K], добавлен 21.05.2013
Понятие системы универсальных учебных действий учащихся младших классов. Возрастные особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. Применение информационных технологий в процессе воспитания младших школьников.
дипломная работа [1,4 M], добавлен 11.06.2014
Источник