Экскурсия как форма воспитания младших школьников

Экскурсии в воспитании младших школьников.
статья по окружающему миру (3 класс) по теме

Экскурсии имеют огромное влияние на развитие наблюдательности, воображения, чувств ребёнка. Экскурсии проводятся в течение всего учебного года. Можно проводить экскурсии в игровой форме, использовать в беседе произведения В. Бианки, Сладкова и других писателей.

Скачать:

Вложение Размер
ekskursii.doc 39 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКСКУРСИИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

учитель начальных классов

филиал МБОУ Сосновской сош №2 в с. Верхняя Ярославка

Знакомство учащихся с окружающим миром надо начинать с близкого и понятного, знакомого для них: школа, пришкольный участок, улицы, прилегающие к школе, на улицах — завод, фабрика, почта, магазин, библиотека, аптека, детский сад, — ферма, клуб, мастерская. Здесь трудятся люди, родители учащихся. Что они делают? Для чего? Как? На экскурсиях дети находят ответы на эти вопросы. Так, они знакомятся с трудом строителя, шофера, продавца, колхозника, библиотекаря.

Огромно влияние природы на развитие наблюдательности, воображения, чувств ребенка. Первые восприятия природы ребенком остры, они открывают ему красоту окружающего мира.

Экскурсии проводятся в течение всего учебного года.

Можно применить игровую форму знакомства детей с разными породами деревьев, которые растут на участке и около школы. Для этого, собрав листья и плоды разных деревьев и кустарников, надо разложить их в беспорядке, а затем предложить ребятам разобрать по породам и правильно назвать их. Во время экскурсии ученики собирают листья плодовых деревьев и кустарников для гербария.

На учебно-опытном участке старшеклассники показывают ребятам свои грядки с овощами и злаковыми культурами, которые посадили весной, рассказывают, как ухаживали за ними в течение лета, какие были трудности. Здесь же выделяют грядки для младшеклассников. Старшеклассники советуют, что могут посадить малыши.

Целесообразно закончить экскурсию выполнением первого трудового задания, которое предварительно продумывают вместе с учителем старшеклассники. Задания могут быть такими: посадить несколько деревьев или кустарников, собрать ягоды и семена для птиц на зиму или выполнить другие нужные дела на пришкольном участке.

Весной младшеклассники вместе со взрослыми высаживают на грядках выращенную ими рассаду овощных культур и цветы на клумбах. В течение весны и лета дети ухаживают за растениями и наблюдают за их ростом. Осенью они убирают свой первый урожай.

Экскурсии, цель которых — наблюдения за сезонными изменениями в природе в течение года, лучше проводить на одном и том же участке леса или парка. В хорошо знакомом месте дети смогут скорее заметить и острее почувствовать происшедшие изменения в природе

Во время экскурсий в природу используются все возможности для развития у детей наблюдательности, формирования чувства заботы о пернатых друзьях, растениях.

В лесу или парке учитель предлагает детям хорошо рассмотреть ветки и листья разных деревьев: березы, клена, липы, дуба, осины, рябины, заметить различия в их окраске.

Можно задать вопрос: листья каких деревьев начинают желтеть раньше других? Дети вспоминают, что уже в конце лета желтеют листья березы и липы. Значит, эти деревья раньше других почувствовали приближение осени. Внимание детей обращается и на то, что осенью всюду около деревьев много опавших листьев. Учитель помогает ребятам найти правильный ответ на вопрос, почему деревья осенью сбрасывают листву.

Дети вспоминают, что летом они видели разных насекомых: жуков, стрекоз, кузнечиков. Где же они сейчас? Учитель показывает детям, что жучки спрятались под корой деревьев, в опавших листьях. Они уснули на всю осень и зиму. А весной под теплыми солнечными лучами вновь проснется природа, деревья наденут свой зеленый наряд, оживут насекомые. Так постепенно учитель формирует у учащихся представления о взаимосвязях в природе.

На первой экскурсии дети видят птиц. Учитель рассказывает, что на зиму остались только зимующие птицы и им трудно пережить суровую и холодную зиму. Человек всегда помогает им. Птицы не только доставляют удовольствие человеку своим пением. Они замечательные помощники человека. Ласточки, дятлы, скворцы, синицы, мухоловки, горихвостки, трясогузки и многие другие истребляют огромное количество насекомых, ко­торые наносят вред растениям наших лесов, полей, огородов. Помогать птицам должны и дети, поэтому летом и осенью нужно заготавливать для них корм на зиму, собирать семена подорожника, подсолнечника, арбуза, дыни. Хорошо заготовить для пернатых сушеные ягоды рябины, бузины, можжевельника, калины и семена клена, липы, ясеня.

В лесу учащиеся собирают шишки, сучья и веточки причудливой формы, листья для осеннего букета, гербария. Учитель обращает внимание детей на то, что осень —время сбора урожая. Люди собирают плоды своего труда.

Экскурсии в природу продолжаются в зимнее и весеннее время года.

Во время экскурсии зимой дети обходят знакомые места леса, в которых были осенью. Они наблюдают изменения, происшедшие в лесу. Вместе с учителем находят ответы, почему идет снег, почему ель и сосна зимой по-прежнему зеленые. Хорошо показать детям, как зимует трава, осторожно раскопав снег в том месте, где она росла летом. Под снегом дети увидят среди пожелтевшей травы зеленые травинки. Так они поймут, что растения живут зимой. На пришкольном участке дети окучивают снегом деревья и кустарники, чтобы им было тепло зимовать, а также чтобы собралось больше влаги в земле. Во время экскурсии ребята вспоминают, какие птицы остались зимовать, как и чем их нужно подкармливать. Дети приносят для птиц корм, который они собирали осенью.

На экскурсии ранней весной дети выясняют, почему у стволов деревьев снег быстрее тает. Дети наблюдают за работой ручейка, находят ответ на вопрос, почему ручей в одних местах течет быстро, а иногда его течение становится совсем незаметным. Дети любят пускать по воде «кораблики» —бумажные самоделки, а то и просто щепки, небольшие ветки. Учитель предусматривает желание ребят и отводит время для этих игр.

В лесу по указанию учителя дети срезают несколько веток разных деревьев и, принося их после экскурсии в класс, ставят в воду. Они наблюдают за ростом почек, появлением листочков.

Дети наблюдают за началом весенних работ в садах, парках и скверах. Садовники осторожно спиливают лишние ветки, чтобы деревья росли лучше. После этого крона деревьев будет гуще и красивее.

В мае дети наблюдают за,признаками поздней весны. Нужно обратить их внимание на появление травы, на ее ярко-зеленый цвет. Деревья в лесу выглядят по-весеннему нарядными. Можно послушать звуки весеннего леса, пение птиц. Голос кукушки дети легко отличают, по стуку по стволу дерева узнают дятла.

Во время экскурсии учитель может пересказать детям один-два рассказа В. Бианки о лесных зверях, птицах («Теремок», ¦Лесные домишки», «Мастера без топора», «Кто чем поет», «Как лис ежа перехитрил», «Хвосты» и др.).

Весной полевые работы в полном разгаре. Сеют семена, высажипают рассаду, прореживают всходы, в садах и огородах рыхлят слежавшуюся землю. В конце мая можно провести экскурсию в сад. Здесь дети видят самый лучший майский подарок -весны — цветущие яблони, вишни, груши, черешни.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме » Нравственно-экологическое воспитание младших школьников в процессе экскурсий в группе продленного дня Приобщ.

Младший школьный возраст — это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо.

Духовно-нравственное воспитание — сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка высокие духовные и нр.

В системе экологического образования и воспитания исключительно важную роль играет школа, где экологическое образование и воспитание должно носить непрерывный, интегрированный характер и осуществлятьс.

Источник

Экскурсия как форма организации учебной деятельности учащихся младших классов

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Большеусинская средняя общеоборазовательная школа»

Экскурсия как форма

организации учебной деятельности учащихся младших классов

Большая Уса, 2012

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Одной из форм обучения в начальной школе является экскурсия.

Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Экскурсия включается в систему уроков и является важной частью учебного процесса. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся.

Экскурсионный метод относится к комплексным методам, которые дают возможность сосредоточить внимание на не отдельных элементах знания, а на жизненных явлениях, взятых в целом, во всей их сложности, в процессе развития. Требования этого метода состоят в следующем: выявить связи между отдельными сторонами предметов и явлений, выбрать в наблюдаемых объектах самое важное, существенное и вокруг изучения его концентрировать весь материал; увязывать вновь изучаемый материал с опытом и знаниями экскурсантов. В основе экскурсионного метода лежат наглядность, обязательное сочетание показа с рассказом.

Учителю, использующему такую форму обучения как экскурсия, необходимо учитывать в работе следующее:

а) в основе любой учебной экскурсии лежит экскурсионный метод сообщения знаний;

б) показ и рассказ являются важными элементами экскурсии;

в) движение — один из основных признаков экскурсии;

г) экскурсия на основе деятельностного подхода предполагает организацию активной познавательной деятельности учащихся, направленную на самостоятельное открытие нового знания.

Младший школьник – это ребёнок-почемучка. Любознательность его по сравнению с дошкольным возрастом усиливается. Ребенок учится и осознает себя не столько объектом обучения, сколько субъектом познания, у него появляется стремление самому докопаться до сути явлений. Высокая познавательная потребность, любознательность, активность, заинтересованность ребёнка в окружающем мире – это бесценный дар, которым можно и нужно умело пользоваться для развития его мышления, расширения кругозора, формирования экологической и общей культуры.

Современная классификация экскурсий:

· По содержанию: обзорные и тематические.

Обзорные экскурсии, как правило, многотемны («Прошлое, настоящее и будущее села», «Село на пяти холмах»), где используется исторический и современный материал. Примером обзорной природоведческой экскурсии может служить экскурсия в лес под названием «Войди в природу другом», которая раскрывает лес как сообщество растительного и животного мира.

Тематическая экскурсия посвящена одной теме («В гости к зеленому другу», «Зеленая аптека»).

· По особенностям организации познавательной деятельности: иллюстративные и исследовательские.

· По учебной цели: вводные (по курсу или теме), текущие (по мере изучения темы) и обобщающие (после изучения темы).

· По тематике все экскурсии можно разделить на группы:

— ознакомление с многообразием органического мира, наблюдение за явлениями природы в различное время года, исследование объектов живой природы;

— ориентирование на местности, ознакомление с формами земной поверхности, полезными ископаемыми, исследование объектов неживой природы;

— экскурсии в краеведческий музей, на выставки, производства.

Каждая группа экскурсий имеет свою специфику и требует серьезной предварительной подготовки руководителя и учащихся.

Особенности методики проведения экскурсии

Перед проведением конкретной экскурсии учитель должен составить ориентировочный план, ознакомиться с местом экскурсии, наметить маршрут, пункты остановки. Кроме того, определяются объекты, которые будут рассмотрены на экскурсии. Необходимо продумать содержание экскурсии (составить конспект). Определяется конкретная деятельность учащихся на экскурсии. Для этой цели заранее продумываются как индивидуальные самостоятельные задания, так и групповые, такие как отыскивание, сбор и распределение материала, наблюдение за теми или иными явлениями, выполнение конкретных замеров и т. д. При разработке конспекта необходимо предусмотреть вопросы для заключительной беседы с учащимися, форму записи результатов, выводы, окончательное оформление проделанной на экскурсии работы.

Перед экскурсией учитель предварительно в классе сообщает учащимся цель, план и маршрут экскурсии, раздает задания для самостоятельной работы; проводит инструктаж о правилах поведения в природе (или на другом объекте), о движении на маршруте, о поддержании определенной дисциплины.

Тогда же необходимо разделить учащихся на группы для выполнения самостоятельной работы. Учитель объясняет, что и как нужно подготовить детям, какие должны быть сделаны записи, как оформить результаты наблюдений и исследований.

Урок-экскурсия как деятельностная форма обучения младших школьников будет эффективна, если будет подчинена определенным требованиям. Основное требование – организация активной познавательной деятельности учащихся, которые не должны быть только зрителями и слушателями. Для этой цели им следует давать индивидуальные самостоятельные задания, такие как отыскивание, сбор и распределение материала, наблюдения за теми или иными явлениями природы, выполнение конкретных замеров, исследований и прочее. Далее необходимо организовать просмотр собранного материала, беседу для объяснения причин тех или иных наблюдаемых, исследуемых явлений, подвести учащихся к предположениям, первым выводам, предварительным обобщениям. Окончательное подведение итогов проводят в школе, после оформления результатов.

Обычно учащиеся наиболее активны в тех случаях, когда на экскурсии применяется исследовательский метод. Он требует от детей больше инициативы в выполнении работы, проведении наблюдений за объектами и явлениями, более самостоятельных выводов на основании увиденного и изученного на экскурсии.

Второе требование – конкретность материала изучаемых объектов и заданий. Длинных словесных объяснений и отступлений от основной темы и объектов экскурсии лучше избегать. Не следует перегружать учащихся множеством специальных терминов и названий тех или иных объектов. Как правило, на экскурсиях с младшими школьниками целесообразно рассмотреть не более 8–10 объектов. Задача экскурсии – вскрыть связи, отношения, закономерности, которые свойственны объектам наблюдений и исследований.

Следующее требование – это умелое сочетание показа, рассказа и самостоятельной деятельности учащихся. Важно правильно показывать на экскурсии различные объекты, не исключая и самых мелких, приучать детей становиться вокруг руководителя широким кольцом, радиус которого определяется протянутой рукой преподавателя.

В заключение необходимо заслушать, оценить результаты деятельности всех учащихся на экскурсии.

Время проведения экскурсии с младшими школьниками не должно превышать 35 минут, так как более длительные экскурсии утомляют.

• Мотивация. Постановка проблемы.

• Формулировка целей и задач экскурсии, результата, который будет получен в ходе экскурсии.

• Осуществление самостоятельной деятельности учащихся.

• Информационно- аналитический этап.

Экологические экскурсии в современном прочтении имеют свою специфику. Она заключается в том, что во время экскурсии кроме образовательных задач могут решаться посильные для младших школьников экологические проблемы. Следует так организовать деятельность детей, чтобы она была направлена на выявление нарушений в природе. Это выявление загрязнений территории, по которой проходит экскурсия, состояния растительного покрова, следов человеческой деятельности и т. д. Предварительная беседа поможет заинтересовать учащихся, раскроет необходимость личного участия в деле охраны природы. Можно рассказать о Красных книгах и объяснить, что в природе все взаимосвязано и гармонично, и наша задача сохранить этот удивительный и многообразный мир.

Можно дать задание выяснить состояние зеленых насаждений, степень вытоптанности участков парка или леса, загрязненности водоема, реки, пруда, озера. В процессе экскурсионной деятельности подвести к вопросу: что мы можем сделать для охраны природы? Логическим продолжением экскурсии может стать организация проектной деятельности с конкретным результатом и планом его достижения (подготовка экологических плакатов, листовок, рисунков, обращений и др.). Такая работа вызывает у школьников большой интерес, способствует формированию универсальных учебных действий, активной жизненной позиции.

Исследовательская экскурсия имеет свои особенности. Учитель разрабатывает индивидуальные и групповые задания для исследования, заранее записывает их на карточки или задает детям устно по ходу экскурсии. Экскурсию можно проводить фронтально, т. е. по заданию и сигналу учителя все дети проводят одинаковые исследования за установленный промежуток времени. Учащиеся могут быть разделены на группы. При этом группы могут получить одинаковые задания для изучения одинаковых объектов или одинаковые задания по разным объектам. Например, группам предлагается изучить разные растения, но план их исследования одинаковый. Кроме того, группы могут изучать разные объекты по разным заданиям. Задания должны быть сформулированы четко, без лишних слов. В них должна быть определена последовательность изучения объектов, а при необходимости обращено внимание на их какие-то детали. Полезны задания на сравнение, которые помогут более отчетливо обнаружить, а, следовательно, и охарактеризовать качества, проявления и отдельные стороны изучаемого объекта.

Исследовательский подход к изучению природы позволяет на экскурсиях обучать учащихся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, устанавливать связи между наблюдаемыми предметами и явлениями природы, способствуя формированию навыков самостоятельного изучения окружающей действительности.

Экскурсия в природу — классическая форма изучения окружающей среды.

Природа — ничем не заменимый источник знаний. Она дает богатейший материал для развития эстетических чувств, наблюдательности, воображения детей. «А воля, а простор, природа, … а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были воспитателями? — писал — зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым сложно соперничать влиянию педагога. »

Главное значение экскурсий в природу состоит в том, что дети наблюдают явления и объекты в естественной обстановке и рассматривают их не изолированно, а в сочетании с другими объектами. Дети рассматривают, изучают любой объект как часть единой системы, осознают себя как часть системы мира природы. При этом у учащихся развиваются наблюдательность, обогащается личный опыт.

Велико и воспитательное значение экскурсий. Именно на экскурсиях у учащихся формируется интерес, любовь, бережное отношение к природе. Кроме того, формируются многие личностные качества ребенка.

Значение экскурсии в начальной школе.

-углубление, расширение знаний, понятий об отдельных предметах и явлениях природы;

-формирование целостного мировоззрения о взаимоотношениях в природной среде;

-проверка теоретических знаний на практике;

— приобретение навыков самостоятельной исследовательской работы;

-развитие наблюдательности, внимания, сообразительности;

— развитие умения сравнивать и анализировать;

-развитие интереса к изучению природы;

-воспитание патриотизма, любви к природе;

-воспитание культуры поведения в природе, аккуратности, ответственности;

— воспитание бережного отношения к природе

Кроме того, экскурсии, связанные с пребыванием на свежем воздухе, содействуют укреплению здоровья детей. Наконец, экскурсии дают возможность собрать разнообразный природный материал для последующих занятий в классе и для приготовления всевозможных наглядных пособий — гербариев, коллекций.

Программа I класса (по УМК «Перспективная начальная школа», Окружающий мир) рассчитана на 32 часа. Вопросы, составляющие ее содержание, сгруппированы в блоки: «Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире», «Живая природа», «Природа и её сезонные изменения», «Наша родина — Россия». В этих темах учащиеся знакомятся с окружающим их миром: планетой, на которой они живут, водой, воздухом, растениями, животными. Они получает элементарные сведения о значении воды, света, воздуха для жизни. Здесь же начинают формироваться первоначальные экологические представления, навыки исследовательской деятельности.

1 класс. Экскурсии в природу. Осень.

Тема: «Жизнь растений осенью»

Задачи: познакомить учащихся с изменениями в жизни растений осенью, с разнообразием форм, окраски листьев растений в осенний период; дать понятие о лиственных и хвойных растениях; провести исследование «Растения нашего края»; формировать культуру поведения в природе; собрать раздаточный материал для урока по теме «Учимся различать деревья и кустарники».

1 класс. Экскурсии в природу. Зима.

Тема: «Как зимуют травы, кустарники и деревья».

Задачи: расширить знания учеников о жизни деревьев и кустарников в зимний период, исследовать особенности жизни травянистых растений зимой, продолжить формирование умения делать выводы из наблюдений.

Таким образом, можно сделать выводы:

1) экскурсия — это часть педагогического процесса, которая используется как одна из деятельностных форм обучения в начальной школе;

2) главная задача современных уроков-экскурсий заключается в том, чтобы грамотно организовать познавательную, исследовательскую деятельность учащихся, вооружить учеников навыками самостоятельного наблюдения и анализа зрительновоспринимаемой информации, способствовать повышению эффективности усвоения изучаемого материала.

1. Урок — экскурсия. Методика его организации и проведения. // Начальная школа.1998 №11.

2. Жестова экскурсии в лес. //Начальная школа.-1991, N7.

3. Минаева работа по природоведению в начальных классах. — Минск, 1980.

4. Салеева экологического воспитания младших школьников. //Начальная школа.-1991, N4.

Источник

Читайте также:  Оспиталет дель инфант достопримечательности
Оцените статью