Экскурсия как метод экологического образования дошкольников

Экскурсии и походы в природу как средство экологического воспитания дошкольников
консультация по теме

Консультация для воспитателей

Скачать:

Вложение Размер
bez_imeni_1.docx 6.76 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсии и походы в природу как средство эколого-валеологического воспитания старших дошкольников.

Современные подходы к организации экологической работы с детьми дошкольного возраста основываются на предоставлении детям максимальных возможностей для организации непосредственных контактов, общении ребенка с миром природы. Именно это позитивно-ориентированное общение обеспечит успех воспитания у ребенка основ ценностного отношения к природному окружению, удовлетворит его потребность в эмоциональном, чувственном взаимодействии с объектами природы, позволит как можно полнее познать и осознать те процессы и явления, которые происходят в мире природы. Исходя из этого, одной из важнейших форм организации экологической работы с детьми должны стать экскурсии и походы в природу.

Современное экологическое воспитание детей базируется на деятельностном подходе, который должен обеспечить овладение детьми необходимыми практическими умениями и навыками экологически-ориентированной деятельности, развитие способности к самостоятельному выбору объектов, приложения сил.

Экологические знания, которые ребенок усваивает в процессе непосредственного общения с природой во время экскурсий и походов становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности по сохранению окружающей среды и оздоровлению своего организма.

С одной стороны, такая деятельность – своеобразный результат сформировавшейся у дошкольника в процессе экологического образования мотивации и потребности, критерий уровня экологической культуры, с другой – в процессе самой деятельности происходит становление и формирование отношения «ребенок – окружающая среда».

Педагогическая целесообразность организации и проведения экскурсий и походов в природу основана на уникальной системе экологического воспитания В.А. Сухомлинского. Основа этой системы – воспитание детей через природу, осуществление их всестороннего развития.

Экскурсии и походы в природу дают возможность детям в естественной обстановке получать знания, информацию о природных объектах и явлениях. Во время экскурсий дети постигают мир природы во всем его богатстве и многообразии, видят и учатся осознавать те естественные процессы, которые в природе протекают.

Экскурсии и походы в природу имеют не только образовательные задачи (освоение детьми основных признаков сезонов и изменений, которые происходят при этом в растительном и животном мире), но и оздоровительные, и воспитательные. Надо уже с детского сада воспитывать в детях любовь к природе, желание вести здоровый образ жизни , помогать им видеть прекрасное в окружающей их природе, открывать для них мир больших чувств и мыслей, способствовать тому, чтобы ребята становились защитниками, друзьями природы.

По характеру решаемых педагогических задач можно выделить четыре разновидности экскурсий: природоведческая, экологическая, на сельскохозяйственный объект, экскурсия эстетического характера.

Как разновидность экскурсионной работы предлагаю использовать походы в природу.

Поход — это интересное комплексное мероприятие, в процессе которого решаются разные педагогические задачи: оздоровительные, познавательные, природоохранные, эстетические.

Походы сложнее в организации, поэтому могут проводиться реже, чем экскурсии.

Результативность применения экскурсии и похода обеспечит грамотная реализация педагогом — воспитателем всех их этапов.

Первый этап — подготовительный.

Основная задача педагога на данном этапе – организовать детей, исходя из уже имеющегося опыта, сформулировать цели и задачи, которые необходимо решить на предстоящей экскурсии. Так же в этот этап входят подготовка воспитателя и детей.

Второй этап экскурсии и похода – организация познавательной и практической деятельности детей .

Большое значение на этом этапе будет иметь выбор воспитателем оптимальных методов работы с детьми. Стержнем любой экскурсии и похода должно стать наблюдение, сопровождающееся беседой.

Третий этап – заключительный.

Он направлен на обобщение, закрепление, систематизацию, углубление представлений, полученных детьми в ходе экскурсии и похода в природу, и охватывает всю последующую работу с детьми.

Экскурсии и походы в природу будут эффективным средством экологического образования дошкольников только при условии их методически грамотной организации и систематического применения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Интерес к природе, как средство экологического воспитания дошкольников»Воспитатель МДОУЦРР — Детский сад №10 воспитатель Березенко Наталья Викторовна г.Алексеевки Белгородской обл.

Ознакомление детей дошкольного возраста с экологией.

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. При отборе растений для уголка природы следует учитывать, чтобы растение было подходящим для той или и.

Консультация для воспитателей.

Тематическая неделя «Перелетные птицы».

Отчет о работе по экологическому воспитанию дошкольников.

Источник

Прогулка и экскурсия как форма воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста
статья на тему

Статья «Прогулка и экскурсия как форма воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста»

Скачать:

Вложение Размер
progulka_i_ekskursiya_kak_forma_vospitaniya_ekologicheskoy_kultury_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx 23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 62 городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Прогулка и экскурсия как форма воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста

Воспитатель: Ибрагимова Р.Р.

Экологическое воспитание является одним из направлений психолого-педагогической работы с детьми по освоению образовательной области. Целью экологического воспитания становится формирование человека с новым экологическим мышлением, который будет осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде.

Основные экологические понятия ребёнок усваивает через самые разнообразные формы. Прогулка и экскурсия являются одними из основных форм экологического воспитания дошкольников. Они имеют большое воспитательно-образовательное значение: они предоставляют возможность детям напрямую общаться с природой в разные сезоны, проводить активную детскую деятельность. Планирование и проведение разнообразной деятельности на прогулке позволяет воспитывать любовь и бережное отношение к природному окружению.

В дошкольном учреждении используются различные виды прогулок:

1. По месту проведения:

  • на территории участка ДОУ;
  • за пределами территории ДОУ.

2. По содержанию:

  • традиционная, которая включает в себя трудовую деятельность детей (уборка листьев, снега и т. д., подвижные и тихие игры и т. д.);
  • тематическая, состоящая из наблюдений и бесед на конкретную тему;
  • целевая, организованный выход за пределы территории детского сада, на небольшое расстояние (до 2 км);
  • экскурсия, должна проводиться хотя бы 1 раз в месяц, начиная со средней группы.

Последовательность проведения прогулок зависимости от:

  • от предыдущей деятельности детей;
  • от сезона года;
  • от индивидуально-возрастных особенностей детей;
  • от интересов детей.

Наблюдение – это важный компонент прогулки. Во время прогулок ведутся индивидуальные, групповые и коллективные наблюдения. Важно пробуждать самостоятельную мыслительную деятельность детей, научить их замечать новое, использовать имеющийся опыт.

Также важным компонентом прогулки является трудовая деятельность. Организация труда детей проводится в следующих формах:

  • индивидуальные трудовые поручения (используются во всех возрастных группах детского сада);
  • работа в группах;
  • коллективный труд.

Таким образом, прогулка является замечательной формой воспитания, где взрослые могут постепенно приобщать детей к природе, рассказывать о жизни различных растений и животных. Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы.

Еще одной важнейшей формой экологического воспитания является экскурсия.

Экскурсия является одним из видов занятий и основных форм организации работы по экологическому воспитанию, одним из трудоемких и сложных форм обучения. Экскурсии обычно проводятся вне дошкольного учреждения.

Образовательной задачей экскурсии является освоение детьми системы экологических представлений и элементарных (предметных) понятий о природе.

При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.

По характеру решаемых педагогических задач можно выделить четыре разновидности экскурсий: природоведческая, экологическая, на сельскохозяйственный объект, экскурсия эстетического характера.

Вместе с тем, использование всех разновидностей экскурсий направлено на воспитание любви к природе и осознанное и бережное отношение к ней.

Структура экскурсии включает:

  • вводную беседу;
  • коллективное наблюдение;
  • индивидуальное самостоятельное наблюдение детей;
  • сбор материала;
  • игры детей;
  • заключительная часть, во время которой подводится итог экскурсии и напоминается необходимость бережного отношения к природе.

Экскурсии за пределами детского сада проводят начиная со средней группой.

Подготовка воспитателя к экскурсии заключаются, прежде всего, в определении цели экскурсии и отборе программного содержания, определения места экскурсии. Для того чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приёмы.

Сначала детям сообщается цель экскурсии. Дети должны знать, куда они пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать. При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном.

Работа после экскурсии. Сразу же после возвращения с экскурсии собранный материал необходимо разместить в уголке природы. Через 2—3 дня после экскурсии воспитатель проводит занятия с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение проводится обобщающая беседа.

Таким образом, экскурсии помогают формировать представления воспитанников об экологических системах Экскурсии – форма познавательного развития детей, прежде всего, решаются задачи образовательной области. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.

Список используемой литературы

  1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. С-П.: «Детство – пресс» — 2006 г.
  2. Кондрашова М.А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005 г. – 116 с.
  3. Саморукова П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: учебное пособие для педагогических училищ. – М.: Просвещение, 1991 г.
  4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002 г. – 336с.

Источник

Экскурсия как средство воспитания экологической культуры дошкольников (из опыта работы).
методическая разработка (старшая группа) на тему

В настоящее время одной из приоритетных педагогических проблем является формирование экологической культуры детей. Формирование основ экологической культуры в условиях ДОУ может осуществляться в различных формах: это непосредственно образовательная деятельность, н аблюдения за природными явлениями, специально организованные игровые обучающие ситуации, целевые экскурсии, занятия по физической культуре, праздники в рамках народного творчества.
Учитывая возрастные особенности, наглядный характер мышления дошкольников, их эмоциональность и впечатлительность можно предположить, что одним из оптимальных средств такого образования, детей является активное использование экскурсий, посредством которых решаются многие задачи.

Скачать:

Вложение Размер
Экологическое воспитание дошкольников. 23.59 КБ

Предварительный просмотр:

Татьяна Анатольевна Климова

воспитатель, 1 квалификационная категория

Татьяна Васильевна Килина

МБДОУ детский сад № 47 г. Асбест

Экскурсия как средство воспитания экологической культуры дошкольников (из опыта работы)

Экскурсии — один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию. К.Д.Ушинский называл природу великой воспитательницей. Он отводил природе одно из основных мест в первоначальном обучении детей, видя в ней средство развития наблюдательности и логики ума [1].

В ходе экскурсии одновременно решаются разные задачи:

  • оздоровительные;
  • познавательные;
  • Нравственные;
  • эстетические.

Экскурсии проводятся в средней, старшей и подготовительных группах 1 раз в месяц. Экскурсии делятся на 2 вида:

— природоведческие (познавательные) экскурсии – в парк, лес, к озеру;

— экскурсии с целью ознакомления с трудом взрослых (школа, библиотека).

Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать дошкольникам сезонные изменения, которые происходят в природе.

Структура экскурсии: вводная беседа; коллективное наблюдение; индивидуальное самостоятельное наблюдение детей; сбор материала; игры детей с собранным материалом; заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.

Продолжительность экскурсии 1час 30 мин. Перед экскурсией воспитатель напоминает детям правила поведения на улице.

Конспект экскурсии в зимний период времени в старшей группе

«У леса на опушке»

Цель: сформировать представление о зиме как времени года, научить детей подмечать характерные признаки зимних явлений в природе. Воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе.

  • закрепить знания детей о том, как живая природа приспосабливается к условиям зимы;
  • закреплять с детьми нормы правильного поведения в природе;
  • побуждать детей к творчеству и фантазии;
  • активизировать внимание, слуховую память, наблюдательность, словесно-логическое мышление;
  • воспитывать заботливое отношение к живой и неживой природе;
  • воспитывать познавательный интерес.

Оборудование: картинки с изображением зверей и их следами, кормушки, изготовленные дома, корм для птиц.

Сопровождающие – воспитатель, младший воспитатель, родители (законные представители).

1. Предварительная работа в группе. Вспомнить с детьми, каким был лес поздней осенью, какие деревья сбрасывают листья на зиму, а какие – нет? Чтение стихотворения А. Пушкина «…Идёт волшебница зима», рассказа «Деревья зимой» Н.Павловой.

2. По дороге в лес. Ребята, вы знаете, что зима живёт в 3-х месяцах. Давайте вспомним их.

— Какой месяц начинает зиму? (декабрь)

— А какой месяц начинает новый год? (январь)

— И последний месяц зимы — это . (февраль)

Отгадывание загадок: не зверь, а воет (ветер); он всю зиму пролежал, весной в речку побежал (снег); с неба падает зимой, тихо кружит над землей, легкая пушинка белая… (снежинка; без рук рисует, без зубов кусает (мороз).

3. У леса на опушке . Остановитесь, посмотрите вокруг, послушайте лесную тишину, полюбуйтесь красотой зимнего пейзажа.

— Какое у вас ощущение от зимнего леса?

Посмотрите, что изменилось по сравнению с осенью: погода, цвет неба, внешний вид леса.

— Какие пословицы, поговорки о зиме вы знаете? Я буду начинать, а вы заканчивайте.
1. Мороз не велик, …да стоять не велит.

2. Дым столбом… — к морозу..

3. Холодная зима –… жаркое лето.

4. Зима снежная – … лето дождливое

Перед тем, как зайти в лес, вспомним правила поведения в нём. Что нельзя делать в лесу, если мы его друзья? (Шуметь, ломать деревья и кустарники…)

— Слышите, как хрустит снег под ногами? Из чего состоит снег? (Снег состоит из снежинок.) Что же с ними происходит, когда мы на них наступаем? (Кристаллики снежинок ломаются, поэтому слышен треск).

— Ребята, подумайте и скажите, где снег быстрей тает, в лесу или в городе? (В городе). Почему? (В городе снег грязный, лучи солнца сильней его нагревают).

Лес-дом для многих зверей и птиц, а мы с вами всего лишь гости. Какой же он, зимний лес? (Красивый, всё покрыто снегом, будто пушистым ковром.)
— Скажите, как можно узнать, кто живет в этом лесу? (По следам, звукам)
— Попробуйте, определить, чьи это следы? (Воспитатель показывает картинки со следами зверей, дети называют животных).

Игра «Кто мог оставить следы?»

Подвижная игра «Мороз — Красный нос».

— А сейчас прислушайтесь. (Тихо в лесу, никто не щебечет.) А как вы думаете, почему? (Птицы улетели юг, им нечем питаться, холодно) Как называют этих птиц? (Перелётные) Назовите несколько (грач, жаворонок, дрозд и др.)

— А все ли птицы улетают в тёплые края? Какие птицы остаются у нас на зиму? (Воробьи, вороны, галки, сороки, синицы, снегири и др.)

— Почему они остаются? (Они могут добывать корм).
— Как их называют? (Зимующие).

— А как мы можем помочь птицам? ( Подкармливать и делать для них кормушки). Дети при помощи взрослых развешивают изготовленные кормушки.

— Чем мы угостим наших друзей? (Пшено клюют только воробьи, синицы любят сало, снегири рябину, воробьи – крошки хлеба). Дети наполняют кормушки. После чего было предложено собрать сломанные ветки, шишки, образовавшиеся мхи для модели зимнего леса.

4. На обратном пути дети обменивались впечатлениями, вспоминали наиболее интересные, запомнившиеся моменты. В группе для закрепления полученных знаний предлагались дидактические игры «Засели лес животными» , «Что за птица», подгруппами составляли рассказы «Что мы видели в лесу».

1. Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – С. 53.

2 .Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М.: Академия, 2001г.

3. Саморукова П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. М., 1992г.

4. « Четыре времени года», С.А. Веретенникова, А. А. Клыков. М. Просвещение. 1996 г.

Источник

Читайте также:  Достопримечательности таллина за 1 день маршрут с картой
Оцените статью