Экскурсия как способ познания окружающего мира
статья
Экскурсия как способ познания окружающего мира
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_kak_sposob_poznaniya_okruzhayushchego_mira.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Экскурсия как способ познания окружающего мира
Федеральный государственный образовательный стандарт начального школьного образования нацелен на приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; познания окружающего мира.
В связи с этим перед педагогами сегодня стоит задача поиска новых или же трансформации старых, но по каким-то причинам утративших былую популярность, форм образовательного процесса, позволяющих достичь целей, поставленных государством.
Одной из таких многофункциональных и эффективных форм работы с детьми является экскурсия.
Экскурсии, безусловно, сложны организационно, в связи, с чем и оказались за бортом современной системы образования. Однако же отказ от них — большая ошибка, поскольку правильно организованная экскурсионная деятельность воздействует на формирование общей культуры личности, развивает социальные, нравственные, коммуникативные, эстетические, интеллектуальные, физические качества ребенка, пробуждает в нем познавательную активность и живой интерес к миру, в котором он живет
Экскурсия является такой формой организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым, развивая познавательную активность младшего школьника.
В то же время, на практике мы видим, что количество экскурсий по сравнению с классными уроками незначительно — обычно не более 3-5 в год. Это связано с тем, что далеко не все изучаемые объекты и явления можно наблюдать в окрестностях школы, своей местности.
Моя работа посвящена теоретическим аспектам познания окружающего мира посредством экскурсии и методическим особенностям в ходе экскурсий.
Окружающий мир дает детям целостные знания о природе, общественной среде, жизни человека и самого человека. В процессе ознакомления детей с окружающим миром педагог использует закономерности природы и социума для формирования целостности знаний, целостности сознания ребенка.
Познание окружающего мира детьми важно осуществлять по ряду принципов.
Принцип интеграции знаний в процессе деятельности в окружающей среде (слайд 4)
предполагает взаимосвязь задач из разных разделов программы: ознакомление детей с родной природой, окружающей средой, развитием речи, художественно-речевой деятельностью, формирование элементарных математических представлений. Решение этих задач осуществляется на интегрированных занятиях в учебном заведении.
Принцип целостности и системности
предполагает вооружение детей системой знаний об окружающей среде в их целостности, что обеспечивает формирование у детей школьного возраста целостной личности, целостного сознания, целостной картины мира.
Принцип деятельностного опосредствования (слайд 6)
предполагает погружение детей в различные виды познавательной деятельности (языковую, художественно-речевую, трудовую, продуктивную, игровую, конструктивную, коммуникативную и др).
Принцип взаимодействия (слайд 7)
развитие и формирование целостной личности ребенка возможны только в системах: «организм — среда», «личность -окружающая среда», «ребенок — социум», «педагог — ребенок», «дети -окружающая среда».
Принцип сочетания познавательных и воспитательных задач в процессе ознакомления детей с окружающей средой (слайд 8)
планируя любую познавательную деятельность в окружающей среде, воспитатель обязательно предполагает и воспитательные задачи: воспитание любви к родному краю, Родины, родных и близких людей, воспитание патриотических чувств, гражданственности; экологическое, валеологическое, экономическое воспитание; воспитание трудолюбия, любознательности, настойчивости и тому подобное .
Прежде всего экскурсия — это увлекательная форма работы учителя с классом, в ходе которой дети учатся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом, с явлениями природы, с условиями окружающей среды. Следовательно, экскурсия как форма обучения решает целый комплекс образовательно-развивающих и воспитательных задач. (слайд 9)
Готовясь к экскурсии, учитель определяет ее задачи, объем и содержание материала, который надо проработать на ней, место экскурсии в общей системе программных вопросов. Очень важно хорошо изучить место проведения экскурсии. Это надо делать даже в тех случаях, когда оно знакомо учителю. В процессе ознакомления с местностью найти наиболее интересные типичные объекты; изучить и определить маршрут, удобные места для остановок; продумать характер самостоятельных наблюдений учащихся; выяснить, что ребята могут собрать для коллекций (без ущерба для природы); составить план проведения экскурсии, наметить основные вопросы для итоговой беседы.
Экскурсии по природоведению имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют на практике многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки.
На практике я осуществила анализ экскурсий по программе «Школа 2100». Содержание программы «Окружающий мир» А.А. Вахрушева, с точки зрения экскурсий и наблюдений на экскурсиях.
Место и цель проведения экскурсии
Знакомство с рекой, озером, равнинной местностью, горами (или холмами)
Наблюдения за особенностями растительного и животного мира природных зон
Живые участники круговорота веществ
В природное окружение школы (водоем, поле, луг, лес)
Наблюдения за экосистемой и ее обитателями
В процессе проделанной работы была проанализирована научно — методическая и психолого-педагогическая литература. В соответствии с темой работы был подобран методический материал. Помимо проанализированной литературы в работе применялись систематизированные знания и умения, полученные при изучении специальных дисциплин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дети не выбирают развивающую их среду, они живут в той, что выстроили для них взрослые. Маленькому ребенку мир представляется хаосом неопознанных вещей. Подрастая, он исследуют свой мир и многое узнае.
в гости к ребятам пришёл Колобок.
Моделирование как метод познания окружающего мира.Здравствуйте!За время работы в педагогической деятельности я строю отношения с детьми на основе личностно-ориентированного подхода и.
Интегрированный урок как средство познания окружающего мира в условиях реализации ФГОСГолева Л.М.МКОУ «Лицей села Верхний Мамон».
Доклад на тему: Значения экскурсий в природу как метода формирования исследовательских умений при познании окружающего мира младших школьников.
В начальной школе действие моделиро-вания в большинстве случаев предстаёт не как содержание (до-полнительная тема в обучении), а именно как учебное действие, средство перевода мышления учащихся на бол.
Особенности проведения уроков с детьми с нарушение слуха , роль игры в социализации детей.
Источник
Экскурсия как процесс познания
Экскурсия представляет собой процесс познания окружающего нас мира, его предметов и явлений. Это познание начинается с непосредственного чувственного восприятия изучаемого объекта или явления, с ощущений, которые получаются с помощью органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса). Познание состоит из двух ступеней, которые служат основой экскурсии: чувственного познания (ощущение, восприятие, представление) и логического познания (мышление).
Ощущение — чувственный образ, психический процесс отражения человеческим мозгом отдельных свойств предметов и явлений, как результат их воздействия на органы чувств. Ощущения позволяют людям отображать в своем сознании такие свойства и качества предметов и явлений, как их размеры, форму, звук, температуру, запах, скорость, твердость, тяжесть и др. Ощущения являются источниками получения материала для таких чувственных образов, как восприятие и представление.
Важную ролы в экскурсии играет восприятие, представляющее собой результат воздействия на органы чувств объекта — памятника истории и культуры, явления, события, которые служат предметом наблюдения и изучения. Восприятие более сложно, чем ощущение, оно построено на нескольких или многих ощущениях, каждое из которых отражает отдельное свойство или сторону предмета, явления, события. Совокупность ощущений экскурсанта и представляет собой то, что мы называем восприятием, т. е. отражение в сознании человека всего предмета — экскурсионного объекта, явления, события в целом. Наблюдая объект, мы различаем его основные свойства — размер, цвет, конфигурацию, место расположения, сочетание с другими объектами, сходство с ними, отличия от них, сохранность и т. д. Сумма этих свойств, отраженных в сознании, позволяет правильно воспринять весь объект.
В дальнейшем в ходе экскурсии восприятия в определенном сочетании служат основой для выработки представления.
Представление по сравнению с ощущениями и восприятиями содержит больше обобщений. Представления не определяются тем, что экскурсанты наблюдают перед собой в данный момент, это чувственно-наглядный образ объекта, наблюдаемого ранее, на той же или другой экскурсии. Такой образ, сохраненный в сознании, воспроизводится без непосредственного восприятия самого объекта на органы чувств»
Представления играют большую роль в механизме экскурсии. Они дают возможность экскурсантам, сочетая уже запечатленные в сознании образы с тем, что они наблюдают в данный момент, получить более сложное и глубокое представление о другом объекте (объектах). Однако любое представление, так же, как ощущение и восприятие, не раскрывает внутренних связей объектов. Оно не выходит за границы непосредственного отражения экскурсионного объекта в сознании людей.
Приведем одну из формулировок термина «представление»: это «. образ предметов, воздействовавших на органы чувств человека, восстанавливаемый по сохранившимся в мозгу следам при отсутствии этих предметов и явлений, а также образ, созданный усилиями продуктивного воображения. Представление осуществляется в двух формах — в виде воспоминания и воображения. Если восприятие относится только к настоящему, то представление одновременно относится и к настоящему и к прошлому».
Представления связаны с мышлением, они являются промежуточным, связующим звеном между чувственным и логическим познанием.
Основой действенности любой экскурсии является мышление, как процесс, в ходе которого экскурсанты сопоставляют свои мысли, т. е. рассуждают, умозаключают. Именно в процессе мышления человек сравнивает и составляет, анализирует и синтезирует. Мышление не является непосредственным отражением экскурсионных объектов и жизненных явлений в сознании людей. Это опосредственное (мысленное) познание предметов и явлений материального мира. В. И. Ленин писал: «Представление ближе к реальности, чем мышление? И да и нет. Представление не может схватить движения в целом, например, не схватывает движения с быстротой 300 000 км в 1 секунду, а мышление схватывает и должно схватить».
В процессе мышления на экскурсии ее участники получают представления не только об единичных предметах и явлениях, но и о свойствах, которые являются общими для многих предметов, для целой их группы, т. е. происходит обобщенное познание предметов и явлений. Результатом мышления, как высшей ступени познания действительности, является образование понятий.
Понятие представляет собой целостную совокупность суждений о наиболее общих, существенных признаках, отличающих наблюдаемый объект от других объектов, которые входят в маршрут экскурсии или же наблюдались экскурсантами ранее. Понятие — это итог познания объекта или явления.
Понятие в рассказе экскурсовода существует в форме мысли, которая что-либо утверждает в отношении конкретного предмета или явления, его связей с другими предметами или явлениями. При построении рассказа на экскурсии, использовании таких форм рассказа, как справка, описание, объяснение, комментирование, во вступлении, заключении могут быть использованы самые различные понятия. Для того чтобы сделать рассказ более убедительным, в частности, избежать однообразия в изложении мыслей, необходимо помнить о наличии трех классов понятий:
1. Видовые и родовые понятия — в зависимости от того, какой род или вид объектов наблюдается. Например, видовые понятия «жилой дом», «дом культуры», соответствующее им родовое понятие «здание»; видовое понятие «государство», родовое «политическая организация».
Любое видовое понятие имеет признаки определенного класса предметов, родовое понятие включает в себя несколько классов.
В экскурсии «Архитектурные памятники XVI—XIX вв. в Костроме» основой для образования понятий у экскурсоводов служат различные постройки — жилые корпуса, здания культурно-бытовых учреждений, здания культового назначения (церкви, часовни, ансамбли монастырей), общественные и промышленные здания. Каждое из этих зданий, правильно показанное, отразит свою сущность, своп признаки, свое назначение в понятии, которое будет иметь существенные отличия от понятий, «связанных» с другими зданиями. Однако все эти видовые понятия, независимо от того, к какому конкретному зданию они относятся, войдут в одно общее, родовое понятие «здание».
2. Единичные и общие понятия различаются с учетом количества наблюдаемых объектов. Единичное понятие отражает признаки одного предмета, например, «Рязань», «Серпуховский историко-художественный музей». Общее понятие отражает признаки целой группы однородных предметов. Названные выше единичные понятия войдут в однородные группы, которые образуют общие понятия: «город» и «музей». Такими общими понятиями являются «книга», «река», станция», «завод».
3. Конкретные и абстрактные понятия. Конкретным понятием называют то, что отображает конкретный памятник архитектуры, произведение живописи или определенный класс предметов — «архитектурный ансамбль», «улица», «площадь».
К абстрактным понятиям относятся те, что в сознании человека отображают не данный конкретный объект, а определенное свойство или качество многих объектов данного вида. Например, для высотных зданий таким качеством является высота, для участников сражений на «Малой земле» — стойкость, мужество, для современных мостов Ленинграда — изящество конструкций, оригинальность и смелость инженерных замыслов и решений.
Синонимом понятия является понимание сути дела. В рассказе экскурсовода понятия находят выражения в виде мыслей, которые отражают общие и существенные признаки предметов (объектов), явлений и событий.
Процесс познания не заканчивается появлением понятий. В дальнейшем они развиваются в такие формы мышления, как суждение и умозаключения.
Источник