Экскурсия как особая форма организации обучения

Экскурсия как форма организации учебного процесса
методическая разработка по теме

Зражевская Татьяна Ивановна

Учитель русского языка и литературы Индустриально-судостроительного лицея Кировского района города Санкт-Петербурга, член санкт – петербургского общества “Психология и педагогика чтения“

Экскурсия как форма организации учебного процесса имеет большое значение для школьников и студентов.

Слово “экскурсия” в переводе с латинского языка “excursio” означает “поездка“.

Во-первых, это коллективное посещение музея, достопримечательного места, выставки и т.п. Во-вторых, это поездка, прогулка с образовательной , научной, спортивной или увеселительной целью.

Для школьников и студентов такие выезды всегда интересны сменой места действия, времени и формы деятельности.

Они любят экскурсии, часто пишут восторженные отзывы о проведении экскурсии. Но учащейся молодежи интересно все-таки самим подготовить и провести экскурсию, потому что многие хотят стать и становятся экскурсоводами.

Задача программы экскурсионного обслуживания – достижение целей, которые бывают:

· Познавательные (тематика: историческая, архитектурно-градостроительная, литературная, искусствоведческая и т.д.);

· Развлекательные (отдых, спорт);

· Профессиональные (деловые, бизнес-туры, участие в выставках, ярмарках и др.);

· Другие цели (паломничество, хобби, обучение или повышение квалификации и т.д.);

По содержанию экскурсионные программы бывают ознакомительные и тематические.

Ознакомительная экскурсионная программа включает обзорную экскурсию, дающую представление о городе (стране), его истории, особенностях и обычаях населения, об архитектурных памятниках и современной жизни.

Цель тематической экскурсии – расширение познания школьников и студентов по определенной тематике.

Для более углубленного изучения определенной тематики могут разрабатываться циклы экскурсий.

Например, литературный цикл экскурсий, посвященный жизни и творчеству А.С.Пушкина в Санкт-Петербурге, в Царском селе, в Михайловском и т.д.

1тур.” А.С.Пушкин в Петербурге”. Экскурсия по пушкинским местам Санкт-Петербурга и посещение музея — квартиры А.С.Пушкина на Мойке, Черная речка.

2 тур.”Царскосельский лицей”.Экскурсия в лицей в Царском Селе и прогулка по Александровскому парку.

3 тур.”Михайловское”.Экскурсия в Пушкинские горы, посещение Михайловского, Тригорского, Вороньей горы, Святогорского монастыря.

Описанию тура и составлению экскурсионной программы должно уделяться большое значение. Программу можно изменять, дополнять, совершенствовать.

Разработка экскурсии — это большая работа специалистов. Поэтому содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний, компетентности, степени практического опыта специалистов, от усвоения ими основ логики, педагогики и психологии, их умения выбирать наиболее эффективные способы и приемы воздействия на экскурсантов, важна этика и культура речи экскурсовода.

В рамках учебного процесса практикуется такая форма обучения, как заочная экскурсия. Причем организовывать заочную экскурсию можно на разных уроках: на уроках литературы, русского языка, истории, географии, истории города и т.д.

Группа учащихся выбирает тему заочной экскурсии, предложенную преподавателем: “Достоевский Ф.М. в Петербурге“,”Гоголь Н.В.в Петербурге“, “ Некрасов А.Н. в Петербурге“,”Петербург- город литературных героев”, “За страницей учебника”,“Мой район”,”Моя улица“, “История школы” и т. д.

Начинается большая подготовительная работа:

· Определение цели и задачи заочной экскурсии;

· Возрастной ценз — для кого предназначена экскурсия: для взрослых или детей;

· Отбор литературы – это книги, брошюры, статьи, которые будут использованы при подготовке данной экскурсии;

· Отбор экскурсионного объекта — объектами рассмотрения может быть писатель, его жизнь и судьба,

· творчество писателя;

· произведение писателя,

· литературные герои,

· реальные адреса, где живут вымышленные литературные герои и наоборот;

· люди, которые были рядом с писателем,

· адреса, где проживал писатель; история здания.

· Отбор и изучение экскурсионных объектов — это сведения, характеризующие объект: а) вид объекта— фотографии, снимки,

Б) его наименование и переименования, которые могли быть; в)событие, с которым связан объект; г) место нахождения; д) краткое описание; е) авторы и время создания объекта; ж) источники;

· Составление маршрута экскурсии – это карта(схема)маршрута, показан путь следования группы. Обозначены начало и конец маршрута, объекты показа.

· Комплектование “ папки экскурсовода“, куда вкладываются фотографии, схемы, карты, чертежи, рисунки, репродукции, копии документов, цитаты из литературных произведений, видеоматериалы.

· Выбор приемов и техники проведения экскурсии.

· Составление индивидуального текста. Композиционно выстраивается материал – обязательное вступление, основная часть, заключение, логические переходы.

· Обсуждение подготовленного материала- выбор лучшей экскурсии,

дополнение и обновление “ портфеля экскурсовода“.

Заочная экскурсия как форма занятия имеет обучающий характер.

Учащиеся должны многое узнать в процессе подготовки и изучения материала, должны уметь преподнести материал ясно, выразительно, логично, важен стиль речи, качество речи, владение орфоэпическими, грамматическими, лексическими нормами культуры речи.

Слово “экскурс“ в переводе с латыни “excursus”означает “уклонение, отступление (в речи)”- отступление от главной темы изложения для исследования, освещения побочного вопроса.

В процессе проведения экскурсии подобных экскурсов может быть много- это и краткий экскурс в историю, в языкознание, географию и т. д. Обычный урок литературы может стать интересным , междисциплинарным за счет активности и заинтересованности самих учащихся. Это урок-созидание, творчество.

Главное, увлечь идеей проведения экскурсии, создать условия для работы над темой и подбором материала. Тем более наш город, “где каждый камень историей дышит”… и поэзией:

Давно стихами говорит Нева,

Страницей Гоголя ложится Невский,

Весь Летний сад — Онегина глава.

О Блоке вспоминают Острова,

А по Разъезжей бродит Достоевский.

Удачными были экскурсии, составленные нашими учащимися о писателях, о литературных героях , об истории школы. Составлена “Летопись школы”, которая опубликована в школьном журнале. В школьном журнале печатаем лучшие творческие работы, стихи учащихся, рассказы, рисунки.

Компьютеризация образования очень помогает в обучении учащихся. Существует видеоряд заочных экскурсий по Эрмитажу, Русскому музею и т.д.

Теперь можно создавать грандиозные проекты- экскурсии, не выходя из класса, аудитории.

Скачать:

Вложение Размер
ekskursiya_kak_forma_organizatsii_uchebnogo_protsessa.doc 40 КБ

Предварительный просмотр:

Зражевская Татьяна Ивановна

Преподаватель русского языка и литературы Индустриально-судостроительного лицея Кировского района города Санкт-Петербурга, член санкт – петербургского общества “Психология и педагогика чтения“

Экскурсия как форма организации учебного процесса.

Экскурсия как форма организации учебного процесса имеет большое значение для школьников и студентов.

Слово “экскурсия” в переводе с латинского языка “excursio” означает “поездка“.

Во-первых, это коллективное посещение музея, достопримечательного места, выставки и т.п. Во-вторых, это поездка, прогулка с образовательной , научной, спортивной или увеселительной целью.

Для школьников и студентов такие выезды всегда интересны сменой места действия, времени и формы деятельности.

Они любят экскурсии, часто пишут восторженные отзывы о проведении экскурсии. Но учащейся молодежи интересно все-таки самим подготовить и провести экскурсию, потому что многие хотят стать и становятся экскурсоводами.

Задача программы экскурсионного обслуживания – достижение целей, которые бывают:

  • Познавательные (тематика: историческая, архитектурно-градостроительная, литературная, искусствоведческая и т.д.);
  • Развлекательные (отдых, спорт);
  • Профессиональные (деловые, бизнес-туры, участие в выставках, ярмарках и др.);
  • Другие цели (паломничество, хобби, обучение или повышение квалификации и т.д.);

По содержанию экскурсионные программы бывают ознакомительные и тематические.

Ознакомительная экскурсионная программа включает обзорную экскурсию, дающую представление о городе (стране), его истории, особенностях и обычаях населения, об архитектурных памятниках и современной жизни.

Цель тематической экскурсии – расширение познания школьников и студентов по определенной тематике.

Для более углубленного изучения определенной тематики могут разрабатываться циклы экскурсий.

Например, литературный цикл экскурсий, посвященный жизни и творчеству А.С.Пушкина в Санкт-Петербурге, в Царском селе, в Михайловском и т.д.

1тур.” А.С.Пушкин в Петербурге”. Экскурсия по пушкинским местам Санкт-Петербурга и посещение музея — квартиры А.С.Пушкина на Мойке, Черная речка.

2 тур.”Царскосельский лицей”.Экскурсия в лицей в Царском Селе и прогулка по Александровскому парку.

3 тур.”Михайловское”.Экскурсия в Пушкинские горы, посещение Михайловского, Тригорского, Вороньей горы, Святогорского монастыря.

Описанию тура и составлению экскурсионной программы должно уделяться большое значение. Программу можно изменять, дополнять, совершенствовать.

Разработка экскурсии — это большая работа специалистов. Поэтому содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний, компетентности, степени практического опыта специалистов, от усвоения ими основ логики, педагогики и психологии, их умения выбирать наиболее эффективные способы и приемы воздействия на экскурсантов, важна этика и культура речи экскурсовода.

В рамках учебного процесса практикуется такая форма обучения, как заочная экскурсия. Причем организовывать заочную экскурсию можно на разных уроках: на уроках литературы, русского языка, истории, географии, истории города и т.д.

Группа учащихся выбирает тему заочной экскурсии, предложенную преподавателем: “Достоевский Ф.М. в Петербурге“,”Гоголь Н.В.в Петербурге“, “ Некрасов А.Н. в Петербурге“,”Петербург- город литературных героев”, “За страницей учебника”,“Мой район”,”Моя улица“, “История школы” и т. д.

Начинается большая подготовительная работа:

  • Определение цели и задачи заочной экскурсии;
  • Возрастной ценз — для кого предназначена экскурсия: для взрослых или детей;
  • Отбор литературы – это книги, брошюры, статьи, которые будут использованы при подготовке данной экскурсии;
  • Отбор экскурсионного объекта — объектами рассмотрения может быть писатель, его жизнь и судьба,
  • творчество писателя;
  • произведение писателя,
  • литературные герои ,
  • реальные адреса, где живут вымышленные литературные герои и наоборот;
  • люди, которые были рядом с писателем,
  • адреса, где проживал писатель; история здания.
  • Отбор и изучение экскурсионных объектов — это сведения, характеризующие объект: а) вид объекта — фотографии, снимки,

Б) его наименование и переименования , которые могли быть; в) событие, с которым связан объект; г) место нахождения ; д) краткое описание; е) авторы и время создания объекта ; ж) источники;

  • Составление маршрута экскурсии – это карта(схема)маршрута, показан путь следования группы. Обозначены начало и конец маршрута, объекты показа.
  • Комплектование “ папки экскурсовода “, куда вкладываются фотографии, схемы, карты, чертежи, рисунки, репродукции, копии документов, цитаты из литературных произведений, видеоматериалы.
  • Выбор приемов и техники проведения экскурсии.
  • Составление индивидуального текста. Композиционно выстраивается материал – обязательное вступление, основная часть, заключение, логические переходы.
  • Обсуждение подготовленного материала- выбор лучшей экскурсии,

дополнение и обновление “ портфеля экскурсовода“.

Заочная экскурсия как форма занятия имеет обучающий характер.

Учащиеся должны многое узнать в процессе подготовки и изучения материала, должны уметь преподнести материал ясно, выразительно, логично, важен стиль речи, качество речи, владение орфоэпическими, грамматическими, лексическими нормами культуры речи.

Слово “экскурс“ в переводе с латыни “excursus”означает “уклонение, отступление (в речи)”- отступление от главной темы изложения для исследования, освещения побочного вопроса.

В процессе проведения экскурсии подобных экскурсов может быть много- это и краткий экскурс в историю, в языкознание, географию и т. д. Обычный урок литературы может стать интересным , междисциплинарным за счет активности и заинтересованности самих учащихся. Это урок-созидание, творчество.

Главное, увлечь идеей проведения экскурсии, создать условия для работы над темой и подбором материала. Тем более наш город, “где каждый камень историей дышит”… и поэзией:

Давно стихами говорит Нева,

Страницей Гоголя ложится Невский,

Весь Летний сад — Онегина глава.

О Блоке вспоминают Острова,

А по Разъезжей бродит Достоевский.

Удачными были экскурсии, составленные нашими учащимися о писателях, о литературных героях , об истории школы. Составлена “Летопись школы”, которая опубликована в школьном журнале. В школьном журнале печатаем лучшие творческие работы, стихи учащихся, рассказы, рисунки.

Компьютеризация образования очень помогает в обучении учащихся. Существует видеоряд заочных экскурсий по Эрмитажу, Русскому музею и т.д.

Теперь можно создавать грандиозные проекты- экскурсии, не выходя из класса, аудитории.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Это методическое пособие предназначено для преподавателей спецдисциплин. В нем описаны дидактические требования к уроку; требования и критерии, характеризующие современный урок; дана структура урока о.

Педагог- это творец, он создает урок как произведение педагогического мастерства, создает его для детей и вместе с детьми. Урок должен имеет свое лицо, своеобрази.

«Совершенствование методики преподавания уроков музыки с нестандартной формой организации учебного процесса»По плану участия преподавателей ГАПОУ «ЛМХПК» в деятельности региональной инновационной площ.

Методические рекомендации по подготовке и проведению уроков теоретического обучения, по формированию целей и структуры урока.

Работа по формированию общих компетенций осуществляется при изучении учебных дисциплин или междисциплинарных курсов, во время прохождения учебной и производственной практик, входящих в модуль. О.

В статье автор делится опытом организации виртуальных экскурсий на занятиях.

Методическая разработка урока по адаптированной учебной дисциплине ОДП.04 Профессиональное самоопределение и саморазвитие личности (адаптированная образовательная программа профессиональной подготовки.

Источник

Читайте также:  Чем отличается квест от экскурсии
Оцените статью