Экскурсия как способ изучения английского языка

Экскурсия как средство развития коммуникативной компетенции школьников на уроках иностранного языка
материал по английскому языку на тему

Скачать:

Вложение Размер
ekskursiya_statya_gotovaya.docx 26.75 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия как средство развития коммуникативной компетенции школьников на уроках иностранного языка

Архипова А.И., учитель английского языка

ГБОУ «СОШ №143 с углубленным изучением

английского языка» г. Санкт-Петербург

Придерживаясь образовательных стандартов, мы должны помнить, что изучение иностранного языка на базовом уровне в старшей школе направлено на дальнейшее развитие сформированной в основной школе иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности таких ее составляющих, как:

— речевая компетенция – развитие у школьников коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение и письмо); умений планировать свое речевое и неречевое поведение, выходить из положения при дефиците языковых средств при получении и передаче информации, а также использовать иностранный язык на основе междисциплинарного подхода как средство формирования целостной картины мира;

— языковая компетенция – овладение старшеклассниками новыми языковыми единицами в соответствии с отобранными темами и сферами общения, что должно привести к увеличению объема языковых единиц; развитию навыков оперирования этими единицами в коммуникативных целях;

— социокультурная компетенция – увеличение объема знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;

— учебно-познавательная компетенция – развитие общеучебных и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, а также удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.

Из выше изложенного можно сделать вывод, что следует уделить особое внимание развитию ключевых компетенций таких, как коммуникативная и межкультурная. Нам следует помнить, что существуют разные средства и методы обучения, способствующие созданию благоприятных условий обучения иностранному языку, а также позволяющие каждому ученику проявить свой потенциал, активность и творческие способности. Отходя от стандартных форм обучения, мы предлагаем рассмотреть «экскурсию» как средство развития коммуникативной компетенции школьников на уроках иностранного языка.

Учебная экскурсия – (от лат. excursio — поездка, прогулка) – форма организации учебно-воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках и прочее. Экскурсии делятся на две группы: школьные и внешкольные.

Школьная экскурсия это – форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту, по выбору учителя и по темам, связанным с программами.

Школьные экскурсии имеют два вида:

— урочные – проводимые непосредственно во время учебного процесса, и внеурочные – факультативные – проводимые после основных уроков, внесенные в учебный план и имеющие соответствующую утвержденную программу.

Экскурсия как форма организации образовательного процесса может иметь несколько направлений: познавательное, эстетическое и духовно- нравственное.

Данная форма обучения, как правило, имеет несколько этапов.

На первом этапе учителю необходимо провести подготовительную работу, где перед учениками ставятся задачи, непосредственно связанные с содержанием предстоящей экскурсии. Это позволит провести экскурсию на высоком уровне и в соответствии с намеченным планом.

На втором этапе следует тщательно продумать и обосновать тему экскурсии.

На третьем этапе, при определении цели экскурсии важно помнить, что нужно:

— развивать умение учащихся находить интересующую их информацию и дифференцировать ее в соответствии с озвученной темой экскурсии. Это развивает навыки работы с современными информационными ресурсами, формирует умения создавать презентации на заданную тему, а также грамотно указывать использованные источники и цитируемые фразы;

— повышать лексический запас учащихся. Экскурсия является нестандартным средством развития коммуникативной компетенции учащихся, это является положительным фактором разучивания активной лексики, так как запоминание происходит на этапе повышения мотивации, активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, что приводит к непроизвольному запоминанию лексики и использованию ее в монологической речи ученика;

— обогащать культурологические и исторические знания учащихся. Это дает возможность визуализировать объекты культуры, заданные темой экскурсии, развить чувство патриотизма, затронуть личностные интересы учащихся, которые могут быть связаны с их личным опытом, что дает возможность обучаемым в полной мере реализовать личностно-ориентированный подход;

— развивать монологическую и диалогическую речь. Учащиеся развивают умение логического построения своего монологического высказывания, кроме этого, качественное и свободное владение материалом по теме снимает психологический барьер и уровень тревожности при возникновении спонтанных вопросов, вовлекающих его в диалогическую речь;

— совершенствование умения представлять себя на публике. Поскольку экскурсия является формой демонстрации знаний, умений и навыков владения иностранным языком на достаточно высоком уровне, то эта форма развития коммуникативной компетенции более подходит для учеников старших классов (10-11). Для учеников подросткового возраста немаловажно умение самопрезентовать и реализовать себя. Проведение экскурсии позволит ученику научиться располагать к себе аудиторию, снять страх публичного выступления, произвести впечатление, учиться ярко и эмоционально выражать свои мысли.

Четверным этапом работы является, непосредственно, проведение самой экскурсии. Каждому учащемуся для начала предлагается проводить экскурсии для своих одноклассников с выездом на место достопримечательности, а затем для учеников параллельных классов, учителей и родителей.

Пятым этапом является проведение рефлексии. На этом этапе осуществляется обсуждение того, что удалось и не удалось сделать, каких результатов удалось достичь, какие ошибки следует учесть, чтобы откорректировать указанные самими учащимися недочеты. Учитель на данном этапе является своего рода наблюдателем процесса рефлексии. Выслушивается каждый участник, итог подводится самими учениками или учителем. Совместно происходит оценка по заданным учителем в начале элективного курса критериям результативности и формулируются общие выводы.

Подводя итог, можно сделать вывод, что экскурсия является одним из высоко результативных средств обучения, способствующих развитию коммуникативной компетенции, и в совокупности ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенции.

Основными направлениями обучения иностранному языку в 10-11 классах являются познавательный и учебный аспекты, а среди видов речевой деятельности на первый план выдвигаются чтение и говорение. Также происходит систематизация приобретенных ранее знаний, умений и навыков, подготовка к успешной сдаче Единого Государственного Экзамена. Экскурсия как форма развития монологической речи по заданной теме также является прекрасным способом подготовки к устной части ЕГЭ.

Опираясь на пособия для подготовки к ЕГЭ, одобренные ФИПИ, а также демо-версии, в современном учебном процессе можно рекомендовать несколько тем экскурсий:

— Петропавловская крепость, выставка ледяных фигур,

— соборы Санкт- Петербурга,

— музеи современного искусства.

Не стоит забывать, что подобная форма обучения не только решает учебные задачи, но и способствует развитию личностных качеств подростка:

— повышение самооценки в глазах своих сверстников (ученики, проводившие экскурсии своим одноклассникам, проявляли инициативу участия в районных и городских конкурсах экскурсоводов. Неоднократно занимали призовые места);

— снятие коммуникативных барьеров в процессе выступления на публике;

— умение использовать полученные ранее знания в реальной жизни;

— умение объективно оценивать выступления сверстников;

— умение конструктивно сформулировать замечания и адекватное восприятие критики в свой адрес.

Таким образом, экскурсия не только позволяет учителю сделать учебный процесс ярче и интереснее, но и помочь учащимся осознать необходимость владения иностранным языком как средством коммуникативного взаимодействия с носителями иноязычной культуры, а также рассмотреть филологическое образование как направление будущей профессиональной деятельности.

1. Баранников, А.В. Содержание общего образования: Компетентностный подход. — М.: ГУ ВШЭ, 2012. — 51 с.

2. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. — СПБ: Педагогика, 2013. — 235 с.

3. Бордовская Н.В. Системная методология современных педагогических технологий. — СПб: Педагогика, 2010. — 116 с.

7. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: Учебно-методическое пособие. — М.: АПКиПРО, 2013. — 101 с.

8. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособности личности. — М.: МПСИ, 2013. — 400 с.

9. Святославский А. В. Городская экскурсия. Основы теории и практики. — М.: Центр подготовки туристских кадров, 2011. — 431 c.

10. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. — М.: Логос, 2009. — 272 с.

11. Требования к методической разработке экскурсии: Метод. рекомендации. — М.: ЦРИБ «Турист», 2012. — 321 c.

12. Глушанок Т. М. Хуусконен, Н. М. Практика Экскурсионной деятельности. СПб.: «Издательский дом Герда», 2006. – 208 с.

15. ENGLISH – I ( II, III ) Гацкевич М.А., издательство “КАРО”, Санкт Петербург, 2014 г.

Источник

Экскурсия как один из методов интерактивного обучения иностранным языкам в вузах в сфере туризма и сервиса

Автор: Костоварова Валентина Васильевна, Чудайкина Галина Михайловна

Бесплатный доступ

Статья посвящена проблеме введения инновационных технологий в процесс обучения. Основное внимание в работе авторы акцентируют на том, что инновационная педагогическая деятельность является важной составляющей образовательного процесса. Авторы отмечают, что это тот фундамент, на котором строится конкурентоспособность учреждения на рынке образовательных услуг. Инновационная деятельность связана как с научно-методической работой педагогов, так и с учебно-исследовательской и научной практикой студентов. Цель инновационной деятельности — качественное изменение личности обучающегося. Этим она отличается от традиционной системы образования и подразумевает использование интерактивных методов обучения. Высокоэффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются: мозговой штурм, мастер-класс, разработка проекта, ролевая игра, экскурсия. В статье подробно рассматривается один из методов интерактивного обучения иностранным языкам — экскурсия. Авторы приходят к выводу, что применение этого метода диктуется спецификой подготовки будущих специалистов, которые будут работать в индустрии туризма и гостеприимства и помогает превратить владение иностранным языком из пассивного навыка в активный. На основании анализа совместной деятельности устанавливается, что происходит взаимодействие студентов друг с другом и преподавателем, который становится равноправным партнером и консультантом. Задача авторов этой статьи состоит в том, чтобы определить значение экскурсии как одного из интерактивных методов преподавания иностранных языков в вузе, ознакомить читателя с опытом применения данного метода в преподавании иностранных языков в Российском государственном университете туризма и сервиса.

Коммуникативная компетенция , инновационная деятельность , компетентностный подход , проектная методика

Источник

Учебная экскурсия- форма интерактивных технологий, как способ мотивации при обучении иностранному языку

Учебная экскурсия- форма интерактивных технологий, как способ мотивации при обучении иностранному языку

Цель обучения иностранному языку сегодня, когда он объективно является общественной ценностью, когда международное общение приобрело массовый характер, можно сформулировать как «обучение общению на иностранном языке». Но практика показывает, что эта планка очень высока для многих наших школьников, в том числе, и моих. а трудности часто вызывают отторжение, снижение интереса к предмету, как следствие, снижение успеваемости по предмету. Передо мною, как и перед каждым учителем иностранного языка, стоит вопрос: как мотивировать учащихся к изучению иностранного языка? С моей точки зрения, очень актуально внедрение нетрадиционных практик, технологий в традиционные форматы учебы, в частности, интерактивных технологий обучения , которые поддерживают интерес к предмету и активную вовлеченность учащихся, самостоятельный поиск путей решения поставленной задачи, обучение умению работать в команде и создают основу для расширения базы знаний по предмету.

Из всех форм интерактивного обучения я отдаю предпочтение учебной экскурсии . Экскурсия позволяет объединить учебный процесс в школе с реальной жизнью, тем самым вызывая у учащихся живой интерес. Использование данной технологии заставляет ученика думать, творить, работать с источниками информации, в том числе, интернет –ресурсами. Да, эта технология не нова, но, работая с нею на протяжении ряда лет, я создала свою систему работы с данной интерактивной технологией, которая позволяет мне продуктивно использовать её как в учебной, так и во внеурочной работе. В своей практике я использую различные типы учебных экскурсий (в реальном времени, виртуальные, как элемент урока), в зависимости от дидактической цели я делю экскурсии на два типа: вводные и обобщающие. Вводные мини-экскурсии используются мною в начале урока, на этапе постановки проблемной задачи, второй тип – заключительные авторские мини-экскурсии в конце урока, которые учащиеся создают, используя изученный лексический и грамматический материал. Создание экскурсий — процесс сложный, но увлекательный. Для создания экскурсий учащиеся используют алгоритм, созданный мною. Данный алгоритм включает в себя словарь или Word Bank , сам текст экскурсии, составленный по определённому плану и материалы на проверку понимания текста: кроссворды, квизы, настольные игры-путешествия, викторины, чайнворды, презентации. Учебная экскурсия используется мною не только при изучении страноведческих тем, мы можем отправиться на экскурсию и в библиотеку, и в школьный музей. 1

Материалы экскурсий , дополненные различными заданиями, используются мною и моими коллегами как учебные материалы для обучения различным видам чтения, говорения.

Учебная экскурсия –как интерактивная технология, прекрасно вписывается и во внеурочную деятельность. Мною разработана программа внеурочной деятельности «Юные экскурсоводы» 2 , где учащиеся занимаются созданием экскурсий, учатся добывать и анализировать информацию для создания экскурсий, разрабатывают интересные маршруты по историческим местам Великобритании, родного города, микрорайона школы, выступают в роли экскурсоводов. Мы проводим конкурсы на лучшего экскурсовода, самую интересную экскурсию, по итогам проведения экскурсий организуются выставки, фото отчеты, выпускаются листовки, стенгазеты. Нами создан цикл экскурсий по исторически местам нашего города, который называется «Путешествие в прошлое Царского Села. К работе я привлекаю талантливых и одарённых детей, которые получают прекрасную возможность реализовать свои способности в сложной и интересной работе, находится занятие и для слабо успевающих детей, привлекаю родителей для разработки экскурсий, настольных игр-путешествий, буклетов, рекламных проспектов. Мною создана группа в Контакте «Давайте путешествовать вместе» для общения с детьми, их родителями, обмена информацией, поздравления победителей, организации совместных мероприятий, проектов. Данная работа имеет практический результат – ведь учащиеся создают свои авторские экскурсии, с которыми они успешно выступают на различных конкурсах. Наша школа – постоянный участник городского конкурса экскурсоводов «Отечество нам Царское Село».

Мы с моими учащимися активно включаемся в общешкольные значимые проекты, например, экологические, ведь наша шкода –школа Зелёного флага, включая в наши экскурсии экологические фрагменты. Примером может служить проект, итогом которого явилось создание эколого-краеведческой экскурсии «По зелёной тропе –вглубь истории», создание буклета экскурсии 3 . Экскурсии юных экскурсоводов объединены в электронный сборник, который опубликован на сайте школы. Нельзя не отметить и значение использования данной технологии в профориентационной работе: профессия экскурсовода в нашем историческом городе очень востребована и популярна, и некоторые мои выпускники выбрали данную профессию. Таким образом, использование технологии учебной экскурсии позволяет мне комплексно, в системе решать одновременно ряд учебных и воспитательных задач.

1.В первую очередь, интерактивная экскурсия интересна учащимся, поэтому повышает их мотивацию к изучению иностранного языка, более эффективному усвоению материала, расширяет их кругозор, углубляет их знания по предмету.

2.Велика воспитательная составляющая данной технологии: она помогает раскрыть таланты учеников, заставляет ученика думать, размышлять, способствует повышению самооценки, учить работать в группе, умению взаимодействовать.

3 .Технология урока –экскурсии позволяет мне объединить учебный процесс в школе с реальной жизнью, помогает включить учащихся в общешкольные и городские проекты, акции , решает профориентационные задачи, формирует гражданскую позицию, способствует экологическому воспитанию учащихся.

1 Приложение 1 Образцы экскурсий, созданные учащимися

2 Приложение 2 Программа внеурочной деятельности «Юные экскурсоводы»

Источник

Читайте также:  Интересные названия общественных мест
Оцените статью