Экскурсия, как форма обучения детей дошкольного возраста.
«Экскурсия, как форма обучения
детей дошкольного возраста»
Экскурсия – одна из форм организации образовательной деятельности в детском саду. Основное значение экскурсии в том, что она обеспечивает формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни.
Экскурсия в детском саду – это увлекательное мероприятия, которое с радостью воспринимается детьми. Это уникальная возможность познакомить детей с искусством, профессиями, окружающим миром в другой обстановке, получить новые захватывающие впечатления.
По содержанию экскурсии делятся на:
- Исторические, в которых освещается конкретный период истории края;
- Военно-исторические, т.е .экскурсии по местам военных событий и в военно-исторические и мемориальные музей;
- Производственные, которые раскрывают историю предприятия, показывают его достижения, производственный процесс;
- Природоведческие — по экологической тематике, к уникальным памятникам природы, в отделы природы краеведческого музея;
- Искусствоведческие экскурсии рассказывают о творчестве композиторов, художников. Это экскурсии в картинные галереи, выставочные залы;
- Литературные;
- Архитектурно-градостроительные — с показом памятников архитектуры, знакомящие с планировкой и застройкой города.
По месту проведения экскурсии подразделяются на
- Городские (обзорные и тематические);
- Заочные (видеосюжеты);
- Загородные (автобусные и пешеходные);
- Музейные.
По форме проведения экскурсии подразделяются следующим образом:
- — Обычные экскурсии (обзорные и тематические);
- — Учебные;
- — Экскурсии – прогулки.
Успех экскурсию зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей.
Подготовка воспитателя заключается в определении цели экскурсии и отборе программного содержания, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.
Воспитатель выбирает наилучший путь к месту экскурсии. Продолжительность пути не должна превышать в средней группе 30 минут, в старшей и подготовительной группах – 40-50 минут, учитывая особенности дороги, состояние погоды.
Заранее осматривается место будущей экскурсии, уточняется маршрут, находятся нужные объекты, намечается содержание и объем тех знаний, которые дети получат, устанавливаются места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей. Готовятся стихи, загадки, пословицы, игровые приемы по теме экскурсии. Продумывается оборудование, которое необходимо взять с собой.
Подготовка детей начинается с сообщения цели экскурсии, создания мотивации, заинтересованности к теме экскурсии. Напоминаются правила поведения на улице, в лесу, в общественных местах. Нужно обратить внимание на одежду, обувь детей.
При разработке экскурсии решаются задачи:
- воспитательные: экологическое, эстетическое, патриотическое воспитание.
- образовательные: познавательное развитие (развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира);
- развивающие: формирование навыков наблюдения (умение видеть признаки предметов, цвет и оттенки, форму, фактуру, пространственное положение), мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умение устанавливать связи разной степени сложности) воображения и творческих способностей.
Структура экскурсии включает в себя:
- Вводную беседу с напоминанием о её цели;
- Коллективное наблюдение стимулируется с помощью вопросов, загадок, сравнений, игр, общением с работниками предприятий;
- Индивидуальное самостоятельное наблюдение детей;
- Сбор природоведческого материала;
- Игры детей с собранным материалом;
- Итог экскурсии-беседы, рассказы детей, что удивило, порадовало, запомнилось.
Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в играх, в наблюдениях в уголке природы за принесенными объектами.
С развитием компьютерной техники и глобальных сетей появилась возможность проведения виртуальных экскурсий в стенах детского сада. Не покидая здания, можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами детского сада, города и даже страны.
Виртуальная экскурсия – это один из методов проектной деятельности и является эффективной формой обучения дошкольников. Она представляет собой способ знакомства с объектами окружающего мира, не посещая в реальности самого места; знакомство педагога с методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера.
Виртуальная экскурсия позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства.
Этапы виртуальной экскурсии:
Подготовительный этап:
- Изучение и подбор литературы;
- Определение целей и задач;
- Изучение экскурсионных объектов;
- Отбор фото и видеоматериалов;
- Составление маршрута экскурсий;
- Подготовка текста экскурсии;
- Определение техники ведения виртуальной экскурсии.
Основной этап.
Показ экскурсии: видеопутешествие, видеоэкскурсия, фотопутешествие (подбор текста к слайдам, к фотоматериалам, озвучивание презентации).
Заключительный этап итоговая беседа (обобщение, систематизация увиденного, услышанного, обмен впечатлениями).
Для реализации поставленных задач, в ДОУ была создана материально-техническая база, способствующая успешной информатизации воспитательно-образовательного процесса. Дополнено техническое оснащение дошкольного учреждения ноутбуками, проекторами, демонстрационными экранами.
Мультимедийные пособия помогают детям получать знания об окружающем мире, проявлять заинтересованность, любознательность, активно участвовать в процессе познания.
Систематическое использование виртуальных экскурсий в детских образовательных учреждениях в сочетании с традиционными методами, позволяют сделать процесс интересным, качественным, результативным.
Список литературы:
1. Беляева Л.В. Организация методического сопровождения реализации ФГОС дошкольного образования в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования [Электронный ресурс]. — URL: obrazovatelnye-standarty
2. Бурлакова Г. В. Экскурсия как средство внеурочной деятельности: единство формы и содержания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 11 (ноябрь). – С. 51–55. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14307.htm.
3. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой [Электронный ресурс]. — URL: gramoteyka.jimdo.com.
4. Волосовец , Т. В. Методические разработки. Институт психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования [Электронный ресурс]. — URL: obrazovatelnye-standarty.
5. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / Рос. Акад. образования, Психологический ин-т, Междунар. Ассоциация «Развивающее обучение» [Электронный ресурс]. — URL: psychlib.ru ›mgppu/DTe/DTe-001.htm.
6.Коёкина О.И., Цекасова Н.И. Взаимодействие дошкольных организаций по реализации ФГОС дошкольного образования // Управление ДОУ. — 2015. — С. 31 — 33.
7. Затеева Е.В. Развитие готовности педагога к реализации ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс]. — URL: obrazovatelnye-standarty.
8.Нифонтова С.Н., Гаштова О.А., Жук Л.Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7 лет. Учебно-методическое пособие. — СПб.: ООО «Издательство «Детство -пресс»». — 2010. — 96 с.
9. Калугина С.Е. Организация предметно-пространственной среды при переходе на ФГОС ДО [Текст]/ С.Е. Калугина, О.В. Артамохина // Управление ДОУ. — 2015. — № 4. — С. 34 – 36.
Источник
Экскурсия как форма организации учебной деятельности учащихся младших классов
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Большеусинская средняя общеоборазовательная школа»
Экскурсия как форма
организации учебной деятельности учащихся младших классов
Большая Уса, 2012
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Одной из форм обучения в начальной школе является экскурсия.
Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Экскурсия включается в систему уроков и является важной частью учебного процесса. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся.
Экскурсионный метод относится к комплексным методам, которые дают возможность сосредоточить внимание на не отдельных элементах знания, а на жизненных явлениях, взятых в целом, во всей их сложности, в процессе развития. Требования этого метода состоят в следующем: выявить связи между отдельными сторонами предметов и явлений, выбрать в наблюдаемых объектах самое важное, существенное и вокруг изучения его концентрировать весь материал; увязывать вновь изучаемый материал с опытом и знаниями экскурсантов. В основе экскурсионного метода лежат наглядность, обязательное сочетание показа с рассказом.
Учителю, использующему такую форму обучения как экскурсия, необходимо учитывать в работе следующее:
а) в основе любой учебной экскурсии лежит экскурсионный метод сообщения знаний;
б) показ и рассказ являются важными элементами экскурсии;
в) движение — один из основных признаков экскурсии;
г) экскурсия на основе деятельностного подхода предполагает организацию активной познавательной деятельности учащихся, направленную на самостоятельное открытие нового знания.
Младший школьник – это ребёнок-почемучка. Любознательность его по сравнению с дошкольным возрастом усиливается. Ребенок учится и осознает себя не столько объектом обучения, сколько субъектом познания, у него появляется стремление самому докопаться до сути явлений. Высокая познавательная потребность, любознательность, активность, заинтересованность ребёнка в окружающем мире – это бесценный дар, которым можно и нужно умело пользоваться для развития его мышления, расширения кругозора, формирования экологической и общей культуры.
Современная классификация экскурсий:
· По содержанию: обзорные и тематические.
Обзорные экскурсии, как правило, многотемны («Прошлое, настоящее и будущее села», «Село на пяти холмах»), где используется исторический и современный материал. Примером обзорной природоведческой экскурсии может служить экскурсия в лес под названием «Войди в природу другом», которая раскрывает лес как сообщество растительного и животного мира.
Тематическая экскурсия посвящена одной теме («В гости к зеленому другу», «Зеленая аптека»).
· По особенностям организации познавательной деятельности: иллюстративные и исследовательские.
· По учебной цели: вводные (по курсу или теме), текущие (по мере изучения темы) и обобщающие (после изучения темы).
· По тематике все экскурсии можно разделить на группы:
— ознакомление с многообразием органического мира, наблюдение за явлениями природы в различное время года, исследование объектов живой природы;
— ориентирование на местности, ознакомление с формами земной поверхности, полезными ископаемыми, исследование объектов неживой природы;
— экскурсии в краеведческий музей, на выставки, производства.
Каждая группа экскурсий имеет свою специфику и требует серьезной предварительной подготовки руководителя и учащихся.
Особенности методики проведения экскурсии
Перед проведением конкретной экскурсии учитель должен составить ориентировочный план, ознакомиться с местом экскурсии, наметить маршрут, пункты остановки. Кроме того, определяются объекты, которые будут рассмотрены на экскурсии. Необходимо продумать содержание экскурсии (составить конспект). Определяется конкретная деятельность учащихся на экскурсии. Для этой цели заранее продумываются как индивидуальные самостоятельные задания, так и групповые, такие как отыскивание, сбор и распределение материала, наблюдение за теми или иными явлениями, выполнение конкретных замеров и т. д. При разработке конспекта необходимо предусмотреть вопросы для заключительной беседы с учащимися, форму записи результатов, выводы, окончательное оформление проделанной на экскурсии работы.
Перед экскурсией учитель предварительно в классе сообщает учащимся цель, план и маршрут экскурсии, раздает задания для самостоятельной работы; проводит инструктаж о правилах поведения в природе (или на другом объекте), о движении на маршруте, о поддержании определенной дисциплины.
Тогда же необходимо разделить учащихся на группы для выполнения самостоятельной работы. Учитель объясняет, что и как нужно подготовить детям, какие должны быть сделаны записи, как оформить результаты наблюдений и исследований.
Урок-экскурсия как деятельностная форма обучения младших школьников будет эффективна, если будет подчинена определенным требованиям. Основное требование – организация активной познавательной деятельности учащихся, которые не должны быть только зрителями и слушателями. Для этой цели им следует давать индивидуальные самостоятельные задания, такие как отыскивание, сбор и распределение материала, наблюдения за теми или иными явлениями природы, выполнение конкретных замеров, исследований и прочее. Далее необходимо организовать просмотр собранного материала, беседу для объяснения причин тех или иных наблюдаемых, исследуемых явлений, подвести учащихся к предположениям, первым выводам, предварительным обобщениям. Окончательное подведение итогов проводят в школе, после оформления результатов.
Обычно учащиеся наиболее активны в тех случаях, когда на экскурсии применяется исследовательский метод. Он требует от детей больше инициативы в выполнении работы, проведении наблюдений за объектами и явлениями, более самостоятельных выводов на основании увиденного и изученного на экскурсии.
Второе требование – конкретность материала изучаемых объектов и заданий. Длинных словесных объяснений и отступлений от основной темы и объектов экскурсии лучше избегать. Не следует перегружать учащихся множеством специальных терминов и названий тех или иных объектов. Как правило, на экскурсиях с младшими школьниками целесообразно рассмотреть не более 8–10 объектов. Задача экскурсии – вскрыть связи, отношения, закономерности, которые свойственны объектам наблюдений и исследований.
Следующее требование – это умелое сочетание показа, рассказа и самостоятельной деятельности учащихся. Важно правильно показывать на экскурсии различные объекты, не исключая и самых мелких, приучать детей становиться вокруг руководителя широким кольцом, радиус которого определяется протянутой рукой преподавателя.
В заключение необходимо заслушать, оценить результаты деятельности всех учащихся на экскурсии.
Время проведения экскурсии с младшими школьниками не должно превышать 35 минут, так как более длительные экскурсии утомляют.
• Мотивация. Постановка проблемы.
• Формулировка целей и задач экскурсии, результата, который будет получен в ходе экскурсии.
• Осуществление самостоятельной деятельности учащихся.
• Информационно- аналитический этап.
Экологические экскурсии в современном прочтении имеют свою специфику. Она заключается в том, что во время экскурсии кроме образовательных задач могут решаться посильные для младших школьников экологические проблемы. Следует так организовать деятельность детей, чтобы она была направлена на выявление нарушений в природе. Это выявление загрязнений территории, по которой проходит экскурсия, состояния растительного покрова, следов человеческой деятельности и т. д. Предварительная беседа поможет заинтересовать учащихся, раскроет необходимость личного участия в деле охраны природы. Можно рассказать о Красных книгах и объяснить, что в природе все взаимосвязано и гармонично, и наша задача сохранить этот удивительный и многообразный мир.
Можно дать задание выяснить состояние зеленых насаждений, степень вытоптанности участков парка или леса, загрязненности водоема, реки, пруда, озера. В процессе экскурсионной деятельности подвести к вопросу: что мы можем сделать для охраны природы? Логическим продолжением экскурсии может стать организация проектной деятельности с конкретным результатом и планом его достижения (подготовка экологических плакатов, листовок, рисунков, обращений и др.). Такая работа вызывает у школьников большой интерес, способствует формированию универсальных учебных действий, активной жизненной позиции.
Исследовательская экскурсия имеет свои особенности. Учитель разрабатывает индивидуальные и групповые задания для исследования, заранее записывает их на карточки или задает детям устно по ходу экскурсии. Экскурсию можно проводить фронтально, т. е. по заданию и сигналу учителя все дети проводят одинаковые исследования за установленный промежуток времени. Учащиеся могут быть разделены на группы. При этом группы могут получить одинаковые задания для изучения одинаковых объектов или одинаковые задания по разным объектам. Например, группам предлагается изучить разные растения, но план их исследования одинаковый. Кроме того, группы могут изучать разные объекты по разным заданиям. Задания должны быть сформулированы четко, без лишних слов. В них должна быть определена последовательность изучения объектов, а при необходимости обращено внимание на их какие-то детали. Полезны задания на сравнение, которые помогут более отчетливо обнаружить, а, следовательно, и охарактеризовать качества, проявления и отдельные стороны изучаемого объекта.
Исследовательский подход к изучению природы позволяет на экскурсиях обучать учащихся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, устанавливать связи между наблюдаемыми предметами и явлениями природы, способствуя формированию навыков самостоятельного изучения окружающей действительности.
Экскурсия в природу — классическая форма изучения окружающей среды.
Природа — ничем не заменимый источник знаний. Она дает богатейший материал для развития эстетических чувств, наблюдательности, воображения детей. «А воля, а простор, природа, … а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были воспитателями? — писал — зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым сложно соперничать влиянию педагога. »
Главное значение экскурсий в природу состоит в том, что дети наблюдают явления и объекты в естественной обстановке и рассматривают их не изолированно, а в сочетании с другими объектами. Дети рассматривают, изучают любой объект как часть единой системы, осознают себя как часть системы мира природы. При этом у учащихся развиваются наблюдательность, обогащается личный опыт.
Велико и воспитательное значение экскурсий. Именно на экскурсиях у учащихся формируется интерес, любовь, бережное отношение к природе. Кроме того, формируются многие личностные качества ребенка.
Значение экскурсии в начальной школе.
-углубление, расширение знаний, понятий об отдельных предметах и явлениях природы;
-формирование целостного мировоззрения о взаимоотношениях в природной среде;
-проверка теоретических знаний на практике;
— приобретение навыков самостоятельной исследовательской работы;
-развитие наблюдательности, внимания, сообразительности;
— развитие умения сравнивать и анализировать;
-развитие интереса к изучению природы;
-воспитание патриотизма, любви к природе;
-воспитание культуры поведения в природе, аккуратности, ответственности;
— воспитание бережного отношения к природе
Кроме того, экскурсии, связанные с пребыванием на свежем воздухе, содействуют укреплению здоровья детей. Наконец, экскурсии дают возможность собрать разнообразный природный материал для последующих занятий в классе и для приготовления всевозможных наглядных пособий — гербариев, коллекций.
Программа I класса (по УМК «Перспективная начальная школа», Окружающий мир) рассчитана на 32 часа. Вопросы, составляющие ее содержание, сгруппированы в блоки: «Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире», «Живая природа», «Природа и её сезонные изменения», «Наша родина — Россия». В этих темах учащиеся знакомятся с окружающим их миром: планетой, на которой они живут, водой, воздухом, растениями, животными. Они получает элементарные сведения о значении воды, света, воздуха для жизни. Здесь же начинают формироваться первоначальные экологические представления, навыки исследовательской деятельности.
1 класс. Экскурсии в природу. Осень.
Тема: «Жизнь растений осенью»
Задачи: познакомить учащихся с изменениями в жизни растений осенью, с разнообразием форм, окраски листьев растений в осенний период; дать понятие о лиственных и хвойных растениях; провести исследование «Растения нашего края»; формировать культуру поведения в природе; собрать раздаточный материал для урока по теме «Учимся различать деревья и кустарники».
1 класс. Экскурсии в природу. Зима.
Тема: «Как зимуют травы, кустарники и деревья».
Задачи: расширить знания учеников о жизни деревьев и кустарников в зимний период, исследовать особенности жизни травянистых растений зимой, продолжить формирование умения делать выводы из наблюдений.
Таким образом, можно сделать выводы:
1) экскурсия — это часть педагогического процесса, которая используется как одна из деятельностных форм обучения в начальной школе;
2) главная задача современных уроков-экскурсий заключается в том, чтобы грамотно организовать познавательную, исследовательскую деятельность учащихся, вооружить учеников навыками самостоятельного наблюдения и анализа зрительновоспринимаемой информации, способствовать повышению эффективности усвоения изучаемого материала.
1. Урок — экскурсия. Методика его организации и проведения. // Начальная школа.1998 №11.
2. Жестова экскурсии в лес. //Начальная школа.-1991, N7.
3. Минаева работа по природоведению в начальных классах. — Минск, 1980.
4. Салеева экологического воспитания младших школьников. //Начальная школа.-1991, N4.
Источник