Экскурсия как средство ознакомления дошкольников с природой

Консультация для педагогов » Экскурсия как средство ознакомления детей с природой»
консультация по окружающему миру (средняя группа) по теме

Консультация » Экскурсия как средство ознакомления детей с природой»

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc 36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Экскурсия как средство ознакомления детей с природой»

Влияние природы на ребёнка огромно. Дети ежедневно, в той или иной форме сталкиваются с её объектами или явлениями. Такое общение с окружающим обогащает чувственный опыт ребёнка, будит фантазию, и способствует возникновению различных вопросов, ответы на которые он не всегда может найти самостоятельно, без помощи взрослых. В раннем дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребенок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности, которые взрослый человек и не заметит. Ребенок способен удивиться тому, что его окружает, задает массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных, как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. И самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире, о природе – это ранний возраст дошкольников. У детей этого возраста развивается интерес к природе. Этот интерес надо поддерживать и развивать. Детей среднего дошкольного возраста желательно знакомить с явлениями и объектами ближайшего окружения: с растениями и животными; с сезонными явлениями, со свойствами воды и песка и т. д.

Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с природой, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии для детей среднего возраста на территории дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом.

Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.

На экскурсиях дети знакомятся с растениями, птицами и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе, воспитанию у детей материалистического мировоззрения. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.

Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья. Находясь на экскурсии, дети собирают разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы (плоды деревьев и кустарников, опавшие листья, цветы, камешки и т. д.).

В своей работе по ознакомлению детей с природой я использую два вида экскурсий: природоведческие экскурсии и экскурсии на сельскохозяйственные объекты (ознакомление с трудом взрослых на огороде и в саду).

Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одно и то же место в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе.

Экскурсии на сельскохозяйственные объекты проводятся эпизодически для ознакомления с отдельными видами труда взрослых.

Экскурсию провести значительно труднее, чем занятие в группе, поэтому успех ее зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей.

Подготовка воспитателя заключается, прежде всего, в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Я намечаю экскурсию, исходя из требований программы.

Для того чтобы экскурсия была интересной, подготавливаю стихи, загадки, пословицы, игровые приёмы.

Подготовка детей начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать.

Воспитанники должны знать, что экскурсия — это занятие, которое проводится не в группе, — а в природе и на сельскохозяйственном объекте, поэтому на экскурсии необходимо быть дисциплинированным и внимательным. Я напоминаю детям правила поведения на улице.

При подготовке к экскурсии обращаю внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно в соответствии с погодой и сезоном.

К экскурсии подготавливаю экскурсионное снаряжение и оборудование для размещения собранного материала в уголке природы.

Методика проведения природоведческих экскурсий. Природоведческая экскурсия включает в себя вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальное самостоятельное наблюдение детей, сбор природоведческого материала, игры ребят с собранным материалом. Порядок частей варьируется в зависимости от цели экскурсии, сезона. Приведя детей к месту экскурсии, в краткой беседе напоминаю ее цель, даю ребятам осмотреться. Основной частью экскурсии является коллективное наблюдение, с помощью которого решаются все основные задачи экскурсии. Воспитатель должен помочь детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Для этого я использую различные приемы: вопросы, загадки, сравнения, игры, рассказы, пояснения.

Опираясь на чувственный опыт ребёнка, и используя наглядность во время экскурсии, я обращаю внимание ребёнка на состояние погоды (Посмотри какая сегодня теплая погода, ярко светит солнышко, ему радуются птички, бабочки, цветочки…. И нам с тобой весело гулять). Если пошёл дождь, предлагаю ребёнку подставить ладошки, и таким образом он почувствует холодный дождь (осенью) или тёплый (летом).

Знакомясь с растениями, ребёнок учится отличать деревья от травянистых растений (У деревьев толстые, прочные стволы, у трав – тонкие и гибкие стебли, они легко гнутся и ломаются). Обратите внимание на разнообразную форму листьев, окраску и запах цветов. Прочтите ребёнку небольшое стихотворение, загадайте простые загадки о тех деревьях и цветах, которые встретились вам на прогулке.

Важное место я отвожу на экскурсии вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать его с другими предметами, находить отличие и сходство, устанавливать связь между различными явлениями природы.

Показывая тот или иной предмет, я забочусь о том, чтобы он хорошо был виден всем детям. Это достигается правильной расстановкой воспитанников полукругом. При рассматривании объектов учитываю, что знания детей будут прочны только в том случае, если они получены в результате активной работы всех органов чувств. Сопровождаю наблюдения стихотворениями, загадками. Естественное, ненавязчивое обращение к поэзии углубляет впечатление детей, помогает им почувствовать красоту природы.

По окончании основной части я даю детям возможность удовлетворить их любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. При выполнении детьми самостоятельной работы воспитатель не должен оставаться пассивным наблюдателем. Иногда надо показать ребятам, как пользоваться, например, совком, как выкапывать растения. Однако помощь не должна сводиться к выполнению работ за детей.

Во время отдыха детей я провожу игры и игровые упражнения. Дети закрепляют знания о характерных особенностях предмета, выражают словами качество предмета, запоминают названия растений. Можно провести такие игры, как «Узнай по запаху», «Раз, два, три — к одуванчику беги!».

В заключительной части экскурсии еще раз обращаю внимание детей на общую картину природы.

Работа после экскурсии. Сразу же по возвращении с экскурсии собранный материал я размещаю в уголке природы. Собранный материал можно оформить в виде гербариев, наглядных пособий.

Через 2—3 дня после экскурсии провожу занятие с использованием раздаточного материала, организовываю рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, чтение художественной литературы, рассказы детей о том, где были и что видели, обобщающую беседу.

Экскурсии на сельскохозяйственные объекты. С детьми среднего дошкольного возраста проводят экскурсии в огород и на клумбы.

Эти экскурсии дают возможность показать детям, как человек воздействует на природу, как выращивает растения, как ухаживает за ними. Кроме того, на экскурсиях дети знакомятся с основными трудовыми операциями.

Своеобразие этих экскурсий состоит в том, » что дети наблюдают труд людей. Основная цель экскурсий — показать, что и для какой цели делают люди, как относятся к своему труду, каковы его результаты.

Таким образом, экскурсии и последующая работа должны способствовать получению необходимого чувственного опыта ребенком, осознанию детьми чувства единства с природой.

Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу, и эту любовь старались привить детям.

Источник

«Экскурсия как средство ознакомления детей с природой»
консультация

Влияние природы на ребёнка огромно. Дети ежедневно, в той или иной форме сталкиваются с её объектами или явлениями. Такое общение с окружающим обогащает чувственный опыт ребёнка, будит фантазию, и способствует возникновению различных вопросов, ответы на которые он не всегда может найти самостоятельно, без помощи взрослых. В раннем дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребенок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности, которые взрослый человек и не заметит. Ребенок способен удивиться тому, что его окружает, задает массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных, как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. И самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире, о природе – это ранний возраст дошкольников. У детей этого возраста развивается интерес к природе. Этот интерес надо поддерживать и развивать. Детей младшего дошкольного возраста желательно знакомить с явлениями и объектами ближайшего окружения: с растениями и животными; с сезонными явлениями, со свойствами воды и песка и т. д.

Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с природой, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии для детей младшего возраста на территории дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом.

Скачать:

Вложение Размер
ekskursiya_kak_sredsvo_.docx 18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Экскурсия как средство ознакомления детей с природой»

Влияние природы на ребёнка огромно. Дети ежедневно, в той или иной форме сталкиваются с её объектами или явлениями. Такое общение с окружающим обогащает чувственный опыт ребёнка, будит фантазию, и способствует возникновению различных вопросов, ответы на которые он не всегда может найти самостоятельно, без помощи взрослых. В раннем дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребенок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности, которые взрослый человек и не заметит. Ребенок способен удивиться тому, что его окружает, задает массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных, как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. И самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире, о природе – это ранний возраст дошкольников. У детей этого возраста развивается интерес к природе. Этот интерес надо поддерживать и развивать. Детей младшего дошкольного возраста желательно знакомить с явлениями и объектами ближайшего окружения: с растениями и животными; с сезонными явлениями, со свойствами воды и песка и т. д.

Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с природой, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии для детей младшего возраста на территории дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом.

Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.

На экскурсиях дети знакомятся с растениями, птицами и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе, воспитанию у детей материалистического мировоззрения. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.

Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья. Находясь на экскурсии, дети собирают разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы (плоды деревьев и кустарников, опавшие листья, цветы, камешки и т. д.).

В этом возрасте ребёнку важно взаимодействовать с этими объектами и явлениями: посмотреть, потрогать, понюхать, послушать, попробовать на вкус. В то же время взрослому не стоит перегружать детей информацией, так как это может привести к хаотичности знаний.

В своей работе по ознакомлению детей с природой я использую два вида экскурсий: природоведческие экскурсии и экскурсии на сельскохозяйственные объекты (ознакомление с трудом взрослых на огороде и в саду).

Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одно и то же место в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе.

Экскурсии на сельскохозяйственные объекты проводятся эпизодически для ознакомления с отдельными видами труда взрослых.

Экскурсию провести значительно труднее, чем занятие в группе, поэтому успех ее зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей.

Подготовка воспитателя заключается, прежде всего, в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Я намечаю экскурсию, исходя из требований программы.

Для того чтобы экскурсия была интересной, подготавливаю стихи, загадки, пословицы, игровые приёмы.

Подготовка детей начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать.

Воспитанники должны знать, что экскурсия — это занятие, которое проводится не в группе, — а в природе и на сельскохозяйственном объекте, поэтому на экскурсии необходимо быть дисциплинированным и внимательным. Я напоминаю детям правила поведения на улице.

При подготовке к экскурсии обращаю внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно в соответствии с погодой и сезоном.

К экскурсии подготавливаю экскурсионное снаряжение и оборудование для размещения собранного материала в уголке природы.

Методика проведения природоведческих экскурсий. Природоведческая экскурсия включает в себя вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальное самостоятельное наблюдение детей, сбор природоведческого материала, игры ребят с собранным материалом. Порядок частей варьируется в зависимости от цели экскурсии, сезона. Приведя детей к месту экскурсии, в краткой беседе напоминаю ее цель, даю ребятам осмотреться. Основной частью экскурсии является коллективное наблюдение, с помощью которого решаются все основные задачи экскурсии. Воспитатель должен помочь детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Для этого я использую различные приемы: вопросы, загадки, сравнения, игры, рассказы, пояснения.

Опираясь на чувственный опыт ребёнка, и используя наглядность во время экскурсии, я обращаю внимание ребёнка на состояние погоды (Посмотри какая сегодня теплая погода, ярко светит солнышко, ему радуются птички, бабочки, цветочки…. И нам с тобой весело гулять). Если пошёл дождь, предлагаю ребёнку подставить ладошки, и таким образом он почувствует холодный дождь (осенью) или тёплый (летом).

Заинтересовать и привлечь внимание детей мне помогает сказочный персонаж, старичок — лесовичок (я сделала его из крупной кедровой шишки и тонких веточек деревьев). Этот персонаж будет приходить в гости к ребёнку, приносить разнообразный природный материал, из которого получаются интересные поделки; приглашать на прогулку, собирать природный материал.

Ребёнок будет рассматривать материал, ощупывать исследовать его. В результате будет развиваться восприятие ребёнка: он станет различать форму, цвет и другие части предметов.

Знакомясь с растениями, ребёнок учится отличать деревья от травянистых растений (У деревьев толстые, прочные стволы, у трав – тонкие и гибкие стебли, они легко гнутся и ломаются). Обратите внимание на разнообразную форму листьев, окраску и запах цветов. Прочтите ребёнку небольшое стихотворение, загадайте простые загадки о тех деревьях и цветах, которые встретились вам на прогулке.

Детская художественная литература о природе воздействует, как на сознание ребёнка, так и на его чувства. В сочетании с природоведческим наблюдением, книга поможет ребёнку внимательней присмотреться к окружающей природе, научит правильно её воспринимать.

Важное место я отвожу на экскурсии вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать его с другими предметами, находить отличие и сходство, устанавливать связь между различными явлениями природы.

Показывая тот или иной предмет, я забочусь о том, чтобы он хорошо был виден всем детям. Это достигается правильной расстановкой воспитанников полукругом. При рассматривании объектов учитываю, что знания детей будут прочны только в том случае, если они получены в результате активной работы всех органов чувств. Сопровождаю наблюдения стихотворениями, загадками. Естественное, ненавязчивое обращение к поэзии углубляет впечатление детей, помогает им почувствовать красоту природы.

По окончании основной части я даю детям возможность удовлетворить их любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. При выполнении детьми самостоятельной работы воспитатель не должен оставаться пассивным наблюдателем. Иногда надо показать ребятам, как пользоваться, например, совком, как выкапывать растения. Однако помощь не должна сводиться к выполнению работ за детей.

Во время отдыха детей я провожу игры и игровые упражнения. Дети закрепляют знания о характерных особенностях предмета, выражают словами качество предмета, запоминают названия растений. Можно провести такие игры, как «Узнай по запаху», «Раз, два, три — к одуванчику беги!».

В заключительной части экскурсии еще раз обращаю внимание детей на общую картину природы.

Работа после экскурсии. Сразу же по возвращении с экскурсии собранный материал я размещаю в уголке природы. Собранный материал можно оформить в виде гербариев, наглядных пособий.

Через 2—3 дня после экскурсии провожу занятие с использованием раздаточного материала, организовываю рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, чтение художественной литературы, рассказы детей о том, где были и что видели, обобщающую беседу.

Обобщающая беседа имеет большое значение. Я использую её для обобщения знаний, формирования элементарных понятий. Беседуя с детьми, стараюсь так ставить вопросы, чтобы в их памяти восстановился весь ход экскурсии. Подчеркиваю наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвожу детей в выводам и обобщениям.

Экскурсии на сельскохозяйственные объекты. С детьми младшего дошкольного возраста проводят экскурсии в огород и на клумбы.

Эти экскурсии дают возможность показать детям, как человек воздействует на природу, как выращивает растения, как ухаживает за ними. Кроме того, на экскурсиях дети знакомятся с основными трудовыми операциями.

Своеобразие этих экскурсий состоит в том, » что дети наблюдают труд людей. Основная цель экскурсий — показать, что и для какой цели делают люди, как относятся к своему труду, каковы его результаты.

Экскурсия на сельскохозяйственный объект включает в себя вводную беседу, коллективное наблюдение, беседу с взрослым, работающим на данном объекте, участие детей в труде. В заключение экскурсии впечатления детей обобщаются.

Таким образом, экскурсии и последующая работа должны способствовать получению необходимого чувственного опыта ребенком, осознанию детьми чувства единства с природой, чувства ответственности за своими действия, воспитывать бережное отношение к природе и правила поведения, не допускающие нанесения вреда окружающему миру влияющие на состояние природы.

Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу, и эту любовь старались привить детям.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия — один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсий ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как человек преоб.

В той статье описана работа по использованию дидактической игры природоведческого характера: проведена диагностика знаний детей 4-5 лет, подобрана и опробирована система дидактических игр по озн.

Из опыта работы по использованию мультимедийной презентации в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края.

Одна из главных задач сегодняшнего дня – воспитание интереса и любви к природе у детей дошкольного возраста. Не менее важной задачей является формирование у ребёнка понятия об общечеловеческих ценност.

Консультация » Экскурсия как средство ознакомления детей с природой&quot.

Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с природой, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии для детей мл.

Со словом «Родина» у каждого человека связаны эмоции с самым дорогим в его жизни. Это может быть населённый пункт, в котором он родился и вырос, местная природа.

Источник

Читайте также:  Основные достопримечательности кемеровской области
Оцените статью