Экскурсия как урок технологии

Экскурсия на уроках технологии

Экскурсия -это форма организации или обучения, предполагающая непосредственное восприятие объекта.

по способу познавательной деятельности : иллюстративные (дети более пассивно наблюдают); исследовательские.

по месту экскурсии в теме : вводная; текущая; обобщающая.

по содержанию : экскурсия на природу; экскурсия на предприятие; в музей.

Методика проведения экскурсии:

1 этап — подготовительный:

-определить место, маршрут, время, остановки;

-предварительное посещение места экскурсии для изучения;

-предусмотреть необходимое оборудование;

-разработать задания детям и способы фиксации результатов выполненных заданий;

2 этап: учитель сообщает детям задачи , инструктирует по технике безопасности;

-выполнение задания детьми;

3 этап : — подвести итоги работы , просмотреть результаты задания, иногда задать д/з.

Подготовка учителя к проведению учебной экскурсии в природу включает:

1. Формулировку цели и задачи экскурсии

2. Выбор маршрута, ознакомление с ним на местности, изучение природы района экскурсии и его достопримечательностей

3. Определение количества и местоположения остановок во время экскурсии, составление индивидуальных и групповых домашних заданий

4. Отбор содержания и методов подготовки учащихся к экскурсии

5. Определение возможностей использования материалов экскурсии на уроках технологии.

Формируя цель и задачи экскурсии, учитель исходит, прежде всего, из требований школьной программы. Необходимо учитывать время проведения экскурсии, так как этим определяется подготовленность учащихся к самостоятельной работе при выполнении практических заданий, а также возможность сбора краеведческого материала для тем курса, подлежащих изучению в дальнейшем. Для проведения экскурсии в природу выбирается район, расположенный вблизи школы и знакомый учащимся.

К организации учебных экскурсий предъявляются некоторые общие требования:

1. Вводная беседа учителя. Её начинают с обзора окружающей местности (напоминание учащимся цели и задачи экскурсии), краткой характеристики природных особенностей местности и отдельных краеведческих объектов.

2. Самостоятельная работа учащихся по изучению природных объектов по намеченному плану

3. Заключительная беседа, на которой обобщаются результаты наблюдений и проведённых исследований, проверяется правильность выполнения заданий, напоминается ход выполнения работы дома: оформления собранных материалов.

Источник

Публичное выступление «Учебные экскурсии в обучении технологии»

Существуют различные формы и методы, которые стимулируют учебную деятельность учащихся. Одной из них является учебная экускурсия.

Просмотр содержимого документа
«Публичное выступление «Учебные экскурсии в обучении технологии»»

«Учебные экскурсии в обучении технологии».

Существуют различные формы и методы, которые стимулируют учебную деятельность учащихся. Одной из них является учебная экскурсия. Несмотря на то, что эта форма образовательного процесса – одна из старейших, её потенциал для развития познавательной и творческой активности личности, коммуникативных качеств по-прежнему высок. В настоящее время все больше педагогов начинают заново открывать для себя и обучающихся учебные экскурсии.

Превратить учебу в увлекательное действие, вовлечь учащихся в разные виды деятельности, «оживить» учебный процесс, увлечь и заинтересовать учащихся, расширить их кругозор, мотивировать их познавательную активность, развивать умения и способности позволит такая форма обучения, как урок-экскурсия.

Технология – один из немногих предметов школьной программы, который объединяет различные области знаний в школе, способствует соединению теории с практикой. А на таких занятиях ученики могут установить связь между учебой и реальной жизнью, изучить объекты, явления, процессы в естественной среде.

Проведение учебных экскурсий усиливает практическую направленность обучения, реализуя тем самым принципы наглядности и связи обучения с жизнью, особенно это относится к предмету технология. Поэтому я часто применяю данную форму проведения уроков. По содержанию уроки-экскурсии делятся на тематические, охватывающие одну или несколько тем одного предмета, и комплексные, базирующиеся на содержании взаимосвязанных тем двух или нескольких учебных предметов.

Как пример могут являться тематическая экскурсия по одному из разделов предмета «Технология» раздел «Кулинария». Экскурсия проходит в начале изучения этого раздела в школьной столовой и знакомит учащихся с процессом производства, технологией приготовления, помещениями для приготовления пищи, оборудованием, а также профессиями кулинарного производства.

Примером комплексной экскурсии является экскурсия в Филиал ПЭС «Лабытнанги» ПАО «Передвижная энергетика» на электростанцию г. Лабытнанги, тема которой «Электрический ток. Виды источников тока и приёмников электрической энергии» — 8 класс. При проведении экскурсии взаимосвязанные темы предмета «Технология» и предмета «Физика». Довольно таки сложная экскурсия по восприятию

обучающимися, так как само производство не из легких, но как раз знания по физике помогли понять процесс производства электрической энергии.

По времени проведения относительно изучаемых тем различают вводные, сопутствующие и заключительные уроки-экскурсии. Вводные экскурсии, как пример, посещение городского краеведческого музея, перед изучением раздела «Художественные ремесла», где учащиеся знакомятся с видами декоративно – прикладного искусства нашего региона.

Сопутствующие экскурсии призваны обеспечить более глубокое и наглядное понимание учащимися изучаемой темы, проблематизацию и практическую значимость теоретического материала. Объяснение нового материала по теме урока «Инструменты и приспособления при выполнении ручных работ» проходит в форме учебной экскурсии, где обучающиеся посещают магазин «Ткани и Ателье», расположенный в Бизнес – центре города. Обучающиеся могли не только увидеть швейные принадлежности, но и выполнить с помощью их различные операции (отрезать, намелить, распороть, вывернуть и т. д.).

Заключительные экскурсии проводятся после изучения раздела программы с целью обобщения и систематизации материала, выявления его связи с реальными процессами и явлениями. Примером данной экскурсии – это экскурсия на телевидение «ЛТВ» по разделу «Современное производство и профессиональное самоопределение» тема «Классификация профессий». Во время экскурсии были представлены профессии телевидения, относящиеся к различным классам (согласно классификации профессий по Е. А. Климову): «человек — техника» – монтажер, «человек — человек» – телеведущий, «человек — знаковая система» – звукорежиссер, «человек — художественный образ» – художник – гример. Обучающиеся попробовали себя в различных образах.

Чтобы экскурсия дала положительные результаты необходимо серьезно продумать методику проведения всех этапов экскурсии, что позволит в полной мере достигнуть поставленных целей и учащиеся смогли бы приобрести не только новые знания, но и яркие впечатления.

Тем не менее, структурные элементы различных видов уроков-экскурсий являются в достаточной степени определенными.

В целом структура урока-экскурсии похожа на структуру обычного урока.

Организационно-мотивационная часть. Учитель сообщает учащимся тему, цель, задачи урока, знакомит с основными вопросами и объектами экскурсии, напоминает о технике безопасности. На этом этапе можно дать ребятам карточки, на вопросы которой они должны ответить в ходе показа или после него, заранее сообщить виды творческих работ.

Актуализация опорных знаний. Нужно вспомнить основные моменты, связанные с темой экскурсии.

Непосредственно экскурсионная часть, словесное сопровождение сведений по теме, как мое, так и представителя магазина, показ приемов, создание проблемной ситуации, при этом ученики не должны просто оставаться зрителями и слушателями, а как можно активнее участвовать: задавать вопросы, делать записи, зарисовки, фотографировать, изучать (смотреть, трогать, наблюдать, измерять и др.).

Обобщение и систематизация знаний, рефлексия. Происходит обобщение и систематизация полученных знаний, выделяется главное. Ученики делятся своим мнением, впечатлениями.

5. Итоги. Учитель оценивает работу учащихся, дает творческое домашнее задание: сделать фотоотчет, презентацию, выпустить стенгазету, оформить стенд, написать сочинение, составить отчет и др.

Экскурсии можно классифицировать по характеру наблюдаемых объектов на:

— реальные экскурсии — это вид учебной работы, при котором обучение проводится на натуральном, естественном или производственном объекте вне границ кабинета, школы.

Преимущества: наглядность, практическая значимость, профориентация учащихся, укрепление мотивации к предметной области, реализация межпредметных связей и т. д.

Экскурсию необходимо подготовить, что занимает достаточно много времени это и предварительно изучить экскурсионный объект, согласовать время проведения, выяснить его образовательные возможности, определить цели и задачи, тип и структуру экскурсии, подготовить проблемные вопросы и задания для учащихся, установить источники информации, составить план экскурсии, наметить маршрут передвижения, подготовить дополнительные наглядные пособия и необходимое оборудование (измерительный инструмент, блокноты, карандаши, фотоаппарат и др.), провести организационную беседу с учащимися, разъяснить правила безопасности и поведения на экскурсии, кратко охарактеризовать экскурсионный объект, обратить внимание на что обратить внимание, за чем наблюдать, как и что записывать и фотографировать.

— виртуальные экскурсии. Часто по различным причинам невозможно провести реальную экскурсию, но в связи с внедрением компьютерных технологий в учебный процесс существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий – виртуальные.

Виртуальную экскурсию более удобно применять для организации учебного процесса, так как она не требует больших усилий в своей подготовке. Учащимся не нужно покидать учебное заведение, одной из главных особенностей виртуальной экскурсии является ее применение на любом этапе урока.

Виртуальная экскурсия — это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий.

Применение как реальных, так и виртуальных экскурсий на уроках технологии делают процесс обучения и преподавания более интересным, качественным и результативным.

Урок-экскурсия — действенная форма занятий как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Она помогает связать теорию и практику, учебу с жизнью. И конечно, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

1. Долженко Г.П. Экскурсионное дело: Учебное пособие. Издание второе, исправленное и дополненное – Москва: ИКЦ «МарТ», 2006

2. Кулаев К.В. Экскурсионная деятельность: теоретические и методологические основы. – М.: Турист, 2004

Источник

Урок-экскурсия. Как организовать и провести урок-экскурсию. Ошибки начинающих учителей

Превратить учебу в увлекательное действие, вовлечь детей в разные виды деятельности, мотивировать их познавательную активность, развивать умения и способности детей позволит такая форма обучения, как урок-экскурсия. На таких занятиях ученики могут установить связь между учебой и реальной жизнью, изучить объекты, явления, процессы в естественной среде. Наглядность, доступность, научность, связь теории и практики — эти дидактические принципы реализуются на уроках-экскурсиях.

Типы уроков-экскурсий

В зависимости от места в учебной программе экскурсии могут быть трех типов:

  • Вводная экскурсия проводится в начале изучения новой темы. Например, первый урок биологии в 5 классе по разделу «Растения», посвященный разнообразию мира растений, можно провести на природе, на пришкольном участке, в ботаническом саду. Дети ознакомятся с травами, кустарниками и деревьями, уточнят понятия о светолюбивых и теневыносливых, дикорастущих и культурных, лиственных и хвойных растениях.
  • Экскурсия по определенной теме. Например, тема «Творчество С.Т. Аксакова» изучается в Литературном музее.
  • Итоговая экскурсия, систематизирующая знания по разделу или курсу. Последние в учебном году уроки биологии и географии, посвященные взаимодействию человека и природы, лучше провести на экологической тропе.

Подготовка к уроку-экскурсии

Подготовка интересного и эффективного урока всегда требует достаточно много времени. Учитель должен четко определить цель и задачи экскурсии и продумать ее содержание в соответствии с ними.

Объекты для экскурсии должны быть подобраны таким образом, чтобы до них можно было легко и быстро добраться. Они должны представлять познавательную ценность, быть интересными. Важно учитывать и требования безопасности, например, не стоит вести детей в ветхое здание, каким бы ценным в историческом отношении оно ни было.

Педагог заранее продумывает, как будет проводить урок, какие методы применять, как вовлекать детей в познавательную деятельность, в активное восприятие. Он готовит материалы, пользуясь различными источниками, составляет маршрут, пишет краткий, но емкий и интересный текст об объектах экскурсии, готовит творческие задания для детей.

Кроме этого, учителю необходимо заранее пройти маршрутом планируемой экскурсии. Это нужно для того, чтобы:

  • легко ориентироваться на маршруте;
  • просмотреть хронометраж, ведь для младших школьников не рекомендуются экскурсии длительностью больше часа, а для старших — более двух уроков;
  • уточнить описания объектов, при необходимости внести изменения.

Даже если экскурсия будет проходить в музее, картинной галерее, театре и т. д., учителю нужно заранее посетить эти места. Если саму экскурсию будет проводить экскурсовод, стоит обговорить с ним, на какие вопросы следует обратить особое внимание.

На помощь учителю могут прийти ученики, которые получили опережающее задание узнать что-то интересное о конкретных объектах и подготовить небольшой рассказ о них. А в школьных музеях часто именно учащиеся являются экскурсоводами по определенным темам.

План урока-экскурсии

В целом структура урока-экскурсии похожа на структуру обычного урока.

  1. Организационно-мотивационная часть. Учитель сообщает учащимся тему, цель, задачи урока, знакомит с основными вопросами и объектами экскурсии, напоминает о технике безопасности. На этом этапе можно дать ребятам карточки, на вопросы которой они должны ответить в ходе показа или после него, заранее сообщить виды творческих работ.
  2. Актуализация опорных знаний. Нужно вспомнить основные моменты, связанные с темой экскурсии.
  3. Непосредственно экскурсионная часть, в которой ученики должны не просто оставаться зрителями и слушателями, а как можно активнее участвовать: задавать вопросы, делать записи, зарисовки, фотографировать, изучать (смотреть, трогать, наблюдать, измерять и др.).
  4. Обобщение и систематизация знаний, рефлексия. Происходит обобщение и систематизация полученных знаний, выделяется главное. Ученики делятся своим мнением, впечатлениями.
  5. Итоги. Учитель оценивает работу учащихся, дает творческие задания на дом: сделать фотоотчет, презентацию, выпустить стенгазету, оформить стенд, написать сочинение, составить отчет и др. Наиболее интересные работы можно разместить на сайте школы, чтобы с ними могли ознакомиться другие ученики и родители.

Куда можно оправиться на экскурсию

Объект экскурсии выбирается в зависимости от цели и задач урока. Иногда может быть достаточно выйти на пришкольный участок, чтобы ознакомиться с растущими там видами растений, с сезонными изменениями в природе или посмотреть, как проводятся наблюдения над погодой в метеоплощадке.

Во многих школах есть свои школьные музеи краеведческого направления, где также можно проводить такие уроки.

Интересны уроки-экскурсии по городу, когда изучаются исторические памятники, знаменательные места. Важно только не увлечься и не затянуть ее, лучше подготовить серию небольших маршрутов, чем один долгий и утомительный.

Много полезной и интересной информации можно получить в музеях.

Объектами экскурсий могут быть учебные заведения, промышленные, сельскохозяйственные и транспортные предприятия. И конечно, памятники природы родного края.

Если же возможности побывать на нужных объектах нет, то на помощь придут виртуальные экскурсии. Многие музеи на своих сайтах предоставляют такую возможность. А при изучении географии и истории с помощью современных компьютерных технологий можно посетить практически любую точку мира.

Уроки-экскурсии: универсальная форма для всех школьных предметов

Подобрать тему для урока-экскурсии можно практически по любому предмету. Исторические памятники, музеи, улицы, названные именами героев, можно посетить на уроках истории. Парки, зоосады, природные объекты ждут юных биологов.

На уроках географии можно совершить экскурсию на практически любую форму рельефа, гидрографический объект (реку, озеро). Ребята не только любуются красотой природы и слушают рассказ учителя, но проводят измерения (например, размеры озера, температуру воды в нем, скорость течения реки и т. п.), съемку участка местности, изучают почвенный профиль. География населения и хозяйства России уже подразумевает посещение предприятий.

Уроки русского языка и литературы можно проводить в виде экскурсии в библиотеку, в дома-музеи писателей и поэтов. Это же касается и преподавания родных языков.

Такие предметы как физика, химия, технология требуют хотя бы одной экскурсии в год на предприятия. Там ученики смогут воочию убедиться, как работают физические и химические законы при разных технологических процессах. Это способствует также и профессиональной ориентации учеников старших классов. Привлечение к проведению урока специалистов, которые могут досконально объяснить процесс и которым обычно дети задают вопросов больше, чем учителю, только повысит эффективность экскурсии.

И очень большие возможности для экскурсий открывает изобразительное искусство. Это и художественные музеи, и дома-музеи, и путешествия по местам, изображенным художниками-земляками, и объекты старинной и современной архитектуры.

В большинстве сельских школ есть маршрут для экскурсий, где можно расширить и углубить знания по естественным наукам. Это экологические тропы. На ней лучше проводить интегрированные уроки химии, биологии, географии.

Для учеников начальных классов найдется довольно много экскурсионных объектов и внутри школы. Им будет интересно посетить учебные кабинеты любых «взрослых» предметов, школьный музей, мастерские, компьютерные классы, посмотреть школьную столовую «изнутри». А для первоклассников после изучения букваря можно устроить очень полезную экскурсию в библиотеку. Здесь экскурсию по разделам библиотеки могут провести герои любимых книг, библиотекарь объяснит, как искать книгу по каталогу. А в конце ребят торжественно посвятят в читатели.

Ошибки при проведении урока-экскурсии

Иногда проведенная экскурсия не достигает поставленной цели этому могут быть следующие причины:

  • Учитель увлекается рассказом в ущерб показу, что нарушает принцип наглядности. Если есть возможность, дети должны все посмотреть, понюхать, потрогать, пощупать, «попробовать на зуб». Они сами должны убедиться в свойствах предмета, лично ознакомиться с ним. Разумеется, речь не идет о музейных экспонатах под стеклом.
  • Не соблюдается логика показа объектов, нарушена хронология, перепутана последовательность. А это вносит сумятицу и затрудняет восприятие.
  • Объекты показываются каждый по отдельности, не связанно друг с другом. Получается своего рода калейдоскоп, в котором трудно найти общее для всех элементов.
  • Ученики — пассивные получатели знаний, не вовлечены в познавательную деятельность. Чтобы такого не было, учитель должен при подготовке к уроку-экскурсии грамотно подготовить вопросы и задания для учащихся, точно поставить перед ними четкую цель и объяснить задачи.

Урок-экскурсия — действенная форма занятия как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Она помогает связать теорию и практику, учебу с жизнью. И конечно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

А вы проводите уроки-экскурсии? Поделитесь с нами своими идеями в комментариях.

Источник

Читайте также:  Информация странах достопримечательности история
Оцените статью