Экскурсия как вид туристической деятельности.
С какой бы целью не ехали туристы к той или иной страны, в путешествии всегда будет присутствовать познавательный элемент. Турист получает новые для себя сведения, впечатления и ощущения, на основе которых формируются новые знания, меняется мировоззренческая система оценок. Это определяет большую роль информационно-экскурсионной работы, высокие требования к информации, средств и методов ее распространения (популяризации или пропаганды).
Одной из основных характеристик экскурсии является наличие в ней трех основных элементов: показа, рассказа и движения.
Экскурсионный показ имеет активный характер, ибо это целенаправленное наблюдение, сконцентрировано на тех деталях или свойствах объекта, которые важны для раскрытия темы экскурсии. Показ имеет аналитический характер экскурсанты наблюдают не только объект в целом, но и видят его детали, части, учатся выделять главное. Показ в экскурсионном движении играет опережающую роль то есть раскрытие темы идет от показа к рассказу, рассказ подчиняется показа.
Рассказ это та сумма сообщений и пояснений, информация об объектах, которую предоставляет группе экскурсовод. Выбирая разные приемы рассказа, экскурсовод дает объектам определения, объясняет детали, дает характеристику, выявляя существенные качества объектов, формирует общее представление о них или даже рисует картину событий, связанных с ними. Экскурсионная рассказ имеет характер монолога, потому что за рассуждениями экскурсовода экскурсанты делают выводы по теме.
Экскурсия предполагает также ответы на вопросы экскурсантов, на которые нужно отводить определенную часть экскурсионного времени. Рассказ и показ объектов зависят от скорости движения. Движение является непременным признаком экскурсии. Он может быть ускоренным, замедленным, с остановками. Во время транспортной экскурсии предполагаются остановки с выходом и без выхода из транспорта. Движение присутствует также и в построении самой экскурсии: от вступления к кульминации, которых может быть несколько в зависимости от подтем и от кульминации к заключительной части.
Важным условием эффективности экскурсии является правильно организованное наблюдение объектов в сочетании с детальными пояснениями экскурсовода. Соотношение показа в экскурсии и рассказа может иметь три уровня: Рассказ больше за показ (Р П); Рассказ равен показу (Р П); Рассказ меньше за показ (Г П). В первом варианте экскурсия носит скорее характер лекции, во втором познавательный эффект усиливается. Для экскурсионной методики более свойственен третий вариант, когда «рассказывают сами объекты», активность познавательной деятельности экскурсантов увеличивается, а экскурсовод «помогает объектам раскрыться». Экскурсия это двусторонний процесс изложения знаний на наглядном материале и их усвоение слушателями, что является результатом активного взаимодействия экскурсовода, экскурсионных объектов и самих экскурсантов.
В большой степени эффективность экскурсии зависит от экскурсовода, который занимает не только позицию информатора, но и организатора. Он должен активизировать как сам объект, заставить его «заговорить», так и экскурсантов, заставить их наблюдать и исследовать объект. Кроме того, он «наносит настроение» экскурсантам, выступая в роли эмоционального лидера. Для этого экскурсоводу необходимы не только знания объектов, владение темой, но и владение экскурсионной методике для группы данного типа.
В экскурсознавстве существует типология экскурсионных групп по разным признакам. В первую очередь среди них следует выделить типы экскурсионных групп по составу участников и их отношением к участию в познавательном процессе. В экскурсиях для взрослой и детской аудитории используются различные методики. Дети не могут долго концентрировать внимание на информационном материале, лучше воспринимают игровые приемы его изложения. Они более эмоциональны, но и быстрее устают. При проведении экскурсий для специалистов-специалистов определенной темы и для отдыхающих также пользуются различными методиками. В первом случае преобладает информативность, во втором эмоциональный настрой.
Различным является подбор информации для отечественных и зарубежных туристов. В последнем случае подбирается наиболее существенная информация, которая дает общее представление, без детализации и оперирование понятиями, известными жителям данной страны. В зависимости от участия в познавательном процессе экскурсознавцы выделяют экскурсионные группы «хочу все знать», группы «уточните мою точку зрения», группы без определенной цели и смешанные. Зачастую экскурсоводы встречаются с последним типом групп, что вынуждает их оперативно менять методические приемы в течение одной и той же экскурсии.
Экскурсионные объекты могут быть зрительным доказательством выдвинутого экскурсоводом тезису, его иллюстрацией, быть наглядной опорой или отправной точкой изучения определенного материала, создание воображаемой картины определенного события. Для каждой отдельной экскурсии объекты, как и словесный материал, подбираются в соответствии с ее темп, идеи, цели и задач. Тема (греч. thema основание, положение) это предмет экскурсии, круг вопросов или явлений, которые она изучает.
Главная мысль, замысел экскурсии является ее идеей. Цель экскурсии указывает, почему именно выбран данную тему для разработки в экскурсии и какого результата следует стремиться после ее проведения, а задачи детализируют направления разработки экскурсионной темы.
Источник
Экскурсия как вид туристских услуг. Ее функции
Туристская услуга — это результат деятельности организации или индивидуального предпринимателя по удовлетворению потребностей туриста в организации и осуществлении тура или его отдельных составляющих. Туристская услуга может быть материальной (размещение, питание, транспорт) и социально-культурной (экскурсии, лечение, оздоровление и др.).
Туристские услуги можно подразделить на основные и дополнительные: основные обязательно включены в любой тур, дополнительные — по желанию туриста. К основным услугам относятся размещение, питание, транспорт и экскурсии. Их оплата, как правило, входит в базовую стоимость тура. Дополнительные услуги (медицинское обслуживание, дополнительное питание, посещение развлекательных мероприятий и др.) оплачиваются сверх базовой стоимости.
Экскурсионная услуга предоставляется для удовлетворения познавательных интересов туристов (экскурсантов). Она включает разработку и внедрение программ экскурсионного обслуживания или отдельных экскурсий, их организацию и проведение, услуги экскурсовода.
Экскурсии являются основой культурно-познавательного туризма. При проектировании туров обычно планируются обзорные экскурсии в городах, посещение крупных музеев или галерей, основных историко-культурных памятников и достопримечательных мест.
Для каждой экскурсии экскурсионное бюро разрабатывает следующие документы: озвучиваемый текст, технологическую карту, утвержденные правила техники безопасности, порядок контроля за качеством проведения экскурсий, систему страхования экскурсантов и экскурсовода.
Однако экскурсия — это не только методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, это прежде всего информационно емкий и интересный рассказ экскурсовода о событиях, связанных с увиденным. Неверно, что экскурсия — это работа только экскурсовода и отдых для экскурсантов, туристы вольно или невольно приобщаются к знаниям, включаются в просветительский процесс.
Можно выделить следующие основные признаки экскурсии: наличие экскурсантов, квалифицированного экскурсовода, протяженность процесса во времени (от 45 мин до 1 сут) и пространстве (движение по заранее составленному маршруту), показ объектов на месте их естественного или искусственного (в музее) расположения, тематическая целенаправленность.
При отсутствии любого из этих признаков мероприятие перестает называться экскурсией и превращается в прогулку, беглый осмотр, прослушивание замечаний гида об объектах по мере их появления, при движении автобуса и др.
Еще одним признаком экскурсии является активная деятельность всех ее участников — и экскурсовода и экскурсантов.
Разные виды экскурсии имеют свои особенности: у автобусных, например, — обязательный выход для осмотра достопримечательностей, у музейных — знакомство с материалами, расположенными на стендах, у производственных — осмотр станков, агрегатов, механизмов.
Обязательными требованиями к экскурсии являются научность, актуальность (связь с современностью), доходчивость и убедительность. Материал, предлагаемый на экскурсии, должен быть строго научным, все факты излагаются по достоверным источникам, на которые можно сослаться, если слушатель попытается опровергнуть сказанное. Рассказ экскурсовода должен постоянно обновляться в соответствии с сегодняшними реалиями, событиями в стране и мире. Речь экскурсовода должна быть убедительной и достаточно эмоциональной, доходчивой, понятной людям с разным уровнем подготовки.
1) информационно-познавательная — усвоение информации по конкретной теме или разделу знаний;
2) воспитательная — создание у экскурсантов правильного отношения к увиденному (природоведческие экскурсии, например, воспитывают бережное отношение к природе, искусствоведческие — эстетическое восприятие увиденного, этнографические — уважение к традициям разных народов и т.д.);
3) развлекательно-досуговая экскурсия — это вид отдыха, способ проведения свободного времени (если это не учебная экскурсия);
4) эстетическая — воспитание у экскурсантов эстетического сознания, уменья видеть и понимать красоту;
5) коммуникативная — общение и взаимодействие экскурсантов между собой и экскурсоводом в процессе знакомства с объектами экскурсии, усвоения информации;
6) рекламная — продвижение туристических возможностей края, пропаганда его имиджа (любая производственная экскурсия способствует рекламе предприятия или его продукции).
Основными элементами экскурсии являются показ, рассказ и движение. Без показа экскурсия может превратиться в лекцию. Рассказ, как правило, вторичен по отношению к показу, соотношение показа и рассказа зависит от темы, привлекательности самого объекта, профессиональных качеств экскурсовода. Движение от объекта к объекту — обязательная часть любой экскурсии. Передвижение может быть пешим или на транспорте — автобусе, теплоходе, поезде, троллейбусе, других видах транспорта.
Виды экскурсий
Классификации экскурсий (т.е. распределению их на группы по каким-либо признакам, определяющим характер их подготовки и проведения) уделяли внимание многие специалисты экскурсионного дела. Так, в 1922 г. Б.Е.Райков в книге «Методика и техника ведения экскурсий» классифицирует их по содержанию, объему, методу проведения, логическому построению, продолжительности, составу участников. Существуют классификации И. М. Гревса, Н. П. Анциферова, В. А. Герда и др.
Сегодня наиболее универсальной является классификация экскурсий по содержанию, составу участников, месту и форме проведения, способу передвижения, продолжительности.
По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные (многоплановые, политематические) и тематические.
Обзорные экскурсии позволяют за короткое время получить общее и цельное представление об объекте. Обзорная экскурсия по городу, например, строится на показе разновременных его объектов: памятников истории и культуры, зданий и сооружений, мест знаменательных событий, природных красот. Рассказ ведется со времени возникновения города до настоящего времени. Бывают обзорные экскурсии по крупным музеям (в Санкт-Петербурге по Эрмитажу, Русскому музею, Кунсткамере).
Тематические экскурсии подразделяются на шесть групп:
исторические — они бывают историко-краеведческими, археологическими, этнографическими, военно-историческими, истори- ко-биографическими, историко-религиозными;
архитектурно-градостроительные — подразделяются на обзорные с показом архитектурных памятников определенного исторического периода, стиля или относящихся к творчеству какого-либо архитектора, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам, посвященные одному типу построек (дворцам, храмам и др.);
искусствоведческие — они бывают историко-театральные, историко-музыкальные, по местам жизни деятелей искусства; развития народных художественных промыслов, в картинные галереи и выставочные залы, музеи, мастерские художников и скульпторов;
литературные — бывают литературно-биографические (по местам жизни и творчества писателей, поэтов, драматургов, литераторов); историко-литературные (по отдельному периоду развития литературы); литературно-художественные (по местам, описанным в литературных произведениях);
природоведческие — подразделяются на ботанические, зоологические, гидрологические, геологические, по уникальным памятникам природы;
производственные — технологические, историко-технические, профессионально-ориентационные (для учащихся), рекламные.
По составу участников экскурсии подразделяют на взрослые и детские; для местных и приезжих туристов; городского и сельского населения; организованных однородных групп (например, из одного учреждения) и сборных; профессионалов и дилетантов. Особый контингент экскурсантов — религиозные паломники, маленькие дети, инвалиды, пожилые, трудные подростки, vip- клиенты.
По месту проведения экскурсии подразделяются на городские, загородные, музейные, производственные, комплексные.
По способу передвижения экскурсии подразделяются на транспортные и пешеходные. Протяженность пешеходного маршрута ограничена физическими возможностями экскурсантов и не может быть слишком большой — объекты должны находиться недалеко друг от друга. Среди транспортных экскурсий наиболее распространены автобусные. Во время автобусных экскурсий происходит показ в движении с последующим рассказом об экскурсионных объектах на остановках; осмотр с обязательным выходом из автобуса и рассказ в пути о местах, мимо которых проезжают экскурсанты. Внешние факторы (необходимость соблюдать правила дорожного движения, пробки, поломки) могут помешать проведению автобусной экскурсии. В качестве транспорта часто используются речные и морские теплоходы, вертолеты, трамваи и троллейбусы, гораздо реже — велосипеды и даже гужевой транспорт.
Минимальная продолжительность экскурсии — 45 мин, максимальная — не более 24 ч. Если экскурсионная программа длится в течение суток, то она включает перерывы на прием пищи, стоянки для отдыха, покупки сувениров, ознакомления с путевой информацией.
По форме проведения экскурсии подразделяются на следующие типы.
Экскурсии-массовки. Экскурсанты одновременно двигаются в нескольких автобусах, проведение экскурсии сочетается с организацией каких-либо культурно-массовых мероприятий. На экскурсиях-массовках экскурсоводу нельзя углубляться в специальные вопросы, перегружать рассказ излишними деталями и подробностями. Экскурсия-массовка может длиться в течение дня с перерывами-привалами, во время которых экскурсантам предлагают поесть, поучаствовать в викторинах и конкурсах и т. п.
Экскурсии-прогулки. Обычно проводятся на природоведческие темы в парк, лес на реку. На такой экскурсии осмотр сочетается с отдыхом, этим экскурсии-прогулки похожи на экскурсии- массовки.
Экскурсии-концерты. Они посвящены музыкальной теме и включают прослушивание музыкального произведения во время движения в автобусе или во время осмотра музея. Другой вариант: концерт может предварять экскурсию или завершать ее, если экскурсия проводится в музыкальном театре или консерватории.
Рекламные экскурсии. Проводятся на предприятии или фирме, их цель — привлечение клиентов или деловых партнеров.
Экскурсия-демонстрация. Часто применяется как форма учебной деятельности для коллег или обучающихся с целью демонстрации методологических приемов (в том числе для начинающих экскурсоводов).
Экскурсия-беседа. Она включает встречу с человеком, чья деятельность имеет отношение к теме экскурсии. Такой беседой можно начинать экскурсию или заканчивать. Например, если проводится экскурсия по предприятию, то логично начать ее или закончить встречей с кем-либо из руководства. Экскурсия на военную тему может включать встречу с ветераном Великой Отечественной войны, других боевых действий.
Трассовая экскурсия. Проводится по пути к месту назначения. Экскурсовод рассказывает о всех интересных объектах по ходу движения автобуса.
Как видим, существует множество критериев для классификации экскурсий. Однако следует учитывать, что любая классификация условна, типы экскурсий могут не совпадать с названными, пересекаться и взаимодополнять друг друга.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Источник