Экскурсия как вид туристической деятельности

Экскурсия как вид туристической деятельности.


С какой бы целью не ехали туристы к той или иной страны, в путешествии всегда будет присутствовать познавательный элемент. Турист получает новые для себя сведения, впечатления и ощущения, на основе которых формируются новые знания, меняется мировоззренческая система оценок. Это определяет большую роль информационно-экскурсионной работы, высокие требования к информации, средств и методов ее распространения (популяризации или пропаганды).

Одной из основных характеристик экскурсии является наличие в ней трех основных элементов: показа, рассказа и движения.

Экскурсионный показ имеет активный характер, ибо это целенаправленное наблюдение, сконцентрировано на тех деталях или свойствах объекта, которые важны для раскрытия темы экскурсии. Показ имеет аналитический характер экскурсанты наблюдают не только объект в целом, но и видят его детали, части, учатся выделять главное. Показ в экскурсионном движении играет опережающую роль то есть раскрытие темы идет от показа к рассказу, рассказ подчиняется показа.

Рассказ это та сумма сообщений и пояснений, информация об объектах, которую предоставляет группе экскурсовод. Выбирая разные приемы рассказа, экскурсовод дает объектам определения, объясняет детали, дает характеристику, выявляя существенные качества объектов, формирует общее представление о них или даже рисует картину событий, связанных с ними. Экскурсионная рассказ имеет характер монолога, потому что за рассуждениями экскурсовода экскурсанты делают выводы по теме.

Экскурсия предполагает также ответы на вопросы экскурсантов, на которые нужно отводить определенную часть экскурсионного времени. Рассказ и показ объектов зависят от скорости движения. Движение является непременным признаком экскурсии. Он может быть ускоренным, замедленным, с остановками. Во время транспортной экскурсии предполагаются остановки с выходом и без выхода из транспорта. Движение присутствует также и в построении самой экскурсии: от вступления к кульминации, которых может быть несколько в зависимости от подтем и от кульминации к заключительной части.

Читайте также:  Красивые статусы про путешествия

Важным условием эффективности экскурсии является правильно организованное наблюдение объектов в сочетании с детальными пояснениями экскурсовода. Соотношение показа в экскурсии и рассказа может иметь три уровня: Рассказ больше за показ (Р П); Рассказ равен показу (Р П); Рассказ меньше за показ (Г П). В первом варианте экскурсия носит скорее характер лекции, во втором познавательный эффект усиливается. Для экскурсионной методики более свойственен третий вариант, когда «рассказывают сами объекты», активность познавательной деятельности экскурсантов увеличивается, а экскурсовод «помогает объектам раскрыться». Экскурсия это двусторонний процесс изложения знаний на наглядном материале и их усвоение слушателями, что является результатом активного взаимодействия экскурсовода, экскурсионных объектов и самих экскурсантов.

В большой степени эффективность экскурсии зависит от экскурсовода, который занимает не только позицию информатора, но и организатора. Он должен активизировать как сам объект, заставить его «заговорить», так и экскурсантов, заставить их наблюдать и исследовать объект. Кроме того, он «наносит настроение» экскурсантам, выступая в роли эмоционального лидера. Для этого экскурсоводу необходимы не только знания объектов, владение темой, но и владение экскурсионной методике для группы данного типа.

В экскурсознавстве существует типология экскурсионных групп по разным признакам. В первую очередь среди них следует выделить типы экскурсионных групп по составу участников и их отношением к участию в познавательном процессе. В экскурсиях для взрослой и детской аудитории используются различные методики. Дети не могут долго концентрировать внимание на информационном материале, лучше воспринимают игровые приемы его изложения. Они более эмоциональны, но и быстрее устают. При проведении экскурсий для специалистов-специалистов определенной темы и для отдыхающих также пользуются различными методиками. В первом случае преобладает информативность, во втором эмоциональный настрой.

Читайте также:  Достопримечательности красноярского края для детей

Различным является подбор информации для отечественных и зарубежных туристов. В последнем случае подбирается наиболее существенная информация, которая дает общее представление, без детализации и оперирование понятиями, известными жителям данной страны. В зависимости от участия в познавательном процессе экскурсознавцы выделяют экскурсионные группы «хочу все знать», группы «уточните мою точку зрения», группы без определенной цели и смешанные. Зачастую экскурсоводы встречаются с последним типом групп, что вынуждает их оперативно менять методические приемы в течение одной и той же экскурсии.

Экскурсионные объекты могут быть зрительным доказательством выдвинутого экскурсоводом тезису, его иллюстрацией, быть наглядной опорой или отправной точкой изучения определенного материала, создание воображаемой картины определенного события. Для каждой отдельной экскурсии объекты, как и словесный материал, подбираются в соответствии с ее темп, идеи, цели и задач. Тема (греч. thema основание, положение) это предмет экскурсии, круг вопросов или явлений, которые она изучает.

Главная мысль, замысел экскурсии является ее идеей. Цель экскурсии указывает, почему именно выбран данную тему для разработки в экскурсии и какого результата следует стремиться после ее проведения, а задачи детализируют направления разработки экскурсионной темы.

Источник

Экскурсия как вид туристских услуг. Ее функции

Туристская услуга — это результат деятельности организации или индивидуального предпринимателя по удовлетворению по­требностей туриста в организации и осуществлении тура или его отдельных составляющих. Туристская услуга может быть матери­альной (размещение, питание, транспорт) и социально-культурной (экскурсии, лечение, оздоровление и др.).

Туристские услуги можно подразделить на основные и дополни­тельные: основные обязательно включены в любой тур, дополни­тельные — по желанию туриста. К основным услугам относятся размещение, питание, транспорт и экскурсии. Их оплата, как пра­вило, входит в базовую стоимость тура. Дополнительные услуги (медицинское обслуживание, дополнительное питание, посещение развлекательных мероприятий и др.) оплачиваются сверх базовой стоимости.

Экскурсионная услуга предоставляется для удовлетворения по­знавательных интересов туристов (экскурсантов). Она включает разработку и внедрение программ экскурсионного обслуживания или отдельных экскурсий, их организацию и проведение, услуги экскурсовода.

Экскурсии являются основой культурно-познавательного туриз­ма. При проектировании туров обычно планируются обзорные экс­курсии в городах, посещение крупных музеев или галерей, основных историко-культурных памятников и достопримечательных мест.

Для каждой экскурсии экскурсионное бюро разрабатывает сле­дующие документы: озвучиваемый текст, технологическую карту, утвержденные правила техники безопасности, порядок контроля за качеством проведения экскурсий, систему страхования экскур­сантов и экскурсовода.

Однако экскурсия — это не только методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, это прежде всего информационно емкий и интересный рассказ экскурсовода о событиях, связанных с увиденным. Неверно, что экскурсия — это работа только экскурсовода и отдых для экскур­сантов, туристы вольно или невольно приобщаются к знаниям, включаются в просветительский процесс.

Можно выделить следующие основные признаки экскурсии: на­личие экскурсантов, квалифицированного экскурсовода, протя­женность процесса во времени (от 45 мин до 1 сут) и пространстве (движение по заранее составленному маршруту), показ объектов на месте их естественного или искусственного (в музее) располо­жения, тематическая целенаправленность.

При отсутствии любого из этих признаков мероприятие пере­стает называться экскурсией и превращается в прогулку, беглый осмотр, прослушивание замечаний гида об объектах по мере их по­явления, при движении автобуса и др.

Еще одним признаком экскурсии является активная деятель­ность всех ее участников — и экскурсовода и экскурсантов.

Разные виды экскурсии имеют свои особенности: у автобусных, например, — обязательный выход для осмотра достопримечатель­ностей, у музейных — знакомство с материалами, расположенны­ми на стендах, у производственных — осмотр станков, агрегатов, механизмов.

Обязательными требованиями к экскурсии являются научность, актуальность (связь с современностью), доходчивость и убеди­тельность. Материал, предлагаемый на экскурсии, должен быть строго научным, все факты излагаются по достоверным источни­кам, на которые можно сослаться, если слушатель попытается опро­вергнуть сказанное. Рассказ экскурсовода должен постоянно об­новляться в соответствии с сегодняшними реалиями, событиями в стране и мире. Речь экскурсовода должна быть убедительной и до­статочно эмоциональной, доходчивой, понятной людям с разным уровнем подготовки.

1) информационно-познавательная — усвоение информации по конкретной теме или разделу знаний;

2) воспитательная — создание у экскурсантов правильного от­ношения к увиденному (природоведческие экскурсии, например, воспитывают бережное отношение к природе, искусствоведче­ские — эстетическое восприятие увиденного, этнографические — уважение к традициям разных народов и т.д.);

3) развлекательно-досуговая экскурсия — это вид отдыха, способ проведения свободного времени (если это не учебная экскурсия);

4) эстетическая — воспитание у экскурсантов эстетического со­знания, уменья видеть и понимать красоту;

5) коммуникативная — общение и взаимодействие экскурсантов между собой и экскурсоводом в процессе знакомства с объектами экскурсии, усвоения информации;

6) рекламная — продвижение туристических возможностей края, пропаганда его имиджа (любая производственная экскурсия способствует рекламе предприятия или его продукции).

Основными элементами экскурсии являются показ, рассказ и движение. Без показа экскурсия может превратиться в лекцию. Рассказ, как правило, вторичен по отношению к показу, соотноше­ние показа и рассказа зависит от темы, привлекательности самого объекта, профессиональных качеств экскурсовода. Движение от объекта к объекту — обязательная часть любой экскурсии. Пере­движение может быть пешим или на транспорте — автобусе, тепло­ходе, поезде, троллейбусе, других видах транспорта.

Виды экскурсий

Классификации экскурсий (т.е. распределению их на группы по каким-либо признакам, определяющим характер их подготовки и проведения) уделяли внимание многие специалисты экскурсион­ного дела. Так, в 1922 г. Б.Е.Райков в книге «Методика и техника ведения экскурсий» классифицирует их по содержанию, объему, ме­тоду проведения, логическому построению, продолжительности, со­ставу участников. Существуют классификации И. М. Гревса, Н. П. Ан­циферова, В. А. Герда и др.

Сегодня наиболее универсальной является классификация экс­курсий по содержанию, составу участников, месту и форме прове­дения, способу передвижения, продолжительности.

По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные (много­плановые, политематические) и тематические.

Обзорные экскурсии позволяют за короткое время получить общее и цельное представление об объекте. Обзорная экскурсия по городу, например, строится на показе разновременных его объек­тов: памятников истории и культуры, зданий и сооружений, мест знаменательных событий, природных красот. Рассказ ведется со времени возникновения города до настоящего времени. Бывают обзорные экскурсии по крупным музеям (в Санкт-Петербурге по Эрмитажу, Русскому музею, Кунсткамере).

Тематические экскурсии подразделяются на шесть групп:

исторические — они бывают историко-краеведческими, архео­логическими, этнографическими, военно-историческими, истори- ко-биографическими, историко-религиозными;

архитектурно-градостроительные — подразделяются на обзор­ные с показом архитектурных памятников определенного истори­ческого периода, стиля или относящихся к творчеству какого-либо архитектора, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам, посвященные одному типу построек (двор­цам, храмам и др.);

искусствоведческие — они бывают историко-театральные, историко-музыкальные, по местам жизни деятелей искусства; раз­вития народных художественных промыслов, в картинные галереи и выставочные залы, музеи, мастерские художников и скульпто­ров;

литературные — бывают литературно-биографические (по ме­стам жизни и творчества писателей, поэтов, драматургов, литерато­ров); историко-литературные (по отдельному периоду развития ли­тературы); литературно-художественные (по местам, описанным в литературных произведениях);

природоведческие — подразделяются на ботанические, зооло­гические, гидрологические, геологические, по уникальным памят­никам природы;

производственные — технологические, историко-технические, профессионально-ориентационные (для учащихся), рекламные.

По составу участников экскурсии подразделяют на взрослые и детские; для местных и приезжих туристов; городского и сельско­го населения; организованных однородных групп (например, из одного учреждения) и сборных; профессионалов и дилетантов. Особый контингент экскурсантов — религиозные паломники, ма­ленькие дети, инвалиды, пожилые, трудные подростки, vip- клиенты.

По месту проведения экскурсии подразделяются на городские, загородные, музейные, производственные, комплексные.

По способу передвижения экскурсии подразделяются на транс­портные и пешеходные. Протяженность пешеходного маршрута ограничена физическими возможностями экскурсантов и не может быть слишком большой — объекты должны находиться недалеко друг от друга. Среди транспортных экскурсий наиболее распро­странены автобусные. Во время автобусных экскурсий происходит показ в движении с последующим рассказом об экскурсионных объектах на остановках; осмотр с обязательным выходом из авто­буса и рассказ в пути о местах, мимо которых проезжают экскур­санты. Внешние факторы (необходимость соблюдать правила до­рожного движения, пробки, поломки) могут помешать проведению автобусной экскурсии. В качестве транспорта часто используются речные и морские теплоходы, вертолеты, трамваи и троллейбусы, гораздо реже — велосипеды и даже гужевой транспорт.

Минимальная продолжительность экскурсии — 45 мин, макси­мальная — не более 24 ч. Если экскурсионная программа длится в течение суток, то она включает перерывы на прием пищи, стоянки для отдыха, покупки сувениров, ознакомления с путевой информа­цией.

По форме проведения экскурсии подразделяются на следующие типы.

Экскурсии-массовки. Экскурсанты одновременно двига­ются в нескольких автобусах, проведение экскурсии сочетается с организацией каких-либо культурно-массовых мероприятий. На экскурсиях-массовках экскурсоводу нельзя углубляться в специ­альные вопросы, перегружать рассказ излишними деталями и под­робностями. Экскурсия-массовка может длиться в течение дня с перерывами-привалами, во время которых экскурсантам предлага­ют поесть, поучаствовать в викторинах и конкурсах и т. п.

Экскурсии-прогулки. Обычно проводятся на природо­ведческие темы в парк, лес на реку. На такой экскурсии осмотр со­четается с отдыхом, этим экскурсии-прогулки похожи на экскурсии- массовки.

Экскурсии-концерты. Они посвящены музыкальной теме и включают прослушивание музыкального произведения во время движения в автобусе или во время осмотра музея. Другой вариант: концерт может предварять экскурсию или завершать ее, если экс­курсия проводится в музыкальном театре или консерватории.

Рекламные экскурсии. Проводятся на предприятии или фирме, их цель — привлечение клиентов или деловых партнеров.

Экскурсия-демонстрация. Часто применяется как фор­ма учебной деятельности для коллег или обучающихся с целью де­монстрации методологических приемов (в том числе для начинаю­щих экскурсоводов).

Экскурсия-беседа. Она включает встречу с человеком, чья деятельность имеет отношение к теме экскурсии. Такой беседой можно начинать экскурсию или заканчивать. Например, если про­водится экскурсия по предприятию, то логично начать ее или за­кончить встречей с кем-либо из руководства. Экскурсия на воен­ную тему может включать встречу с ветераном Великой Отече­ственной войны, других боевых действий.

Трассовая экскурсия. Проводится по пути к месту назна­чения. Экскурсовод рассказывает о всех интересных объектах по ходу движения автобуса.

Как видим, существует множество критериев для классифика­ции экскурсий. Однако следует учитывать, что любая классифика­ция условна, типы экскурсий могут не совпадать с названными, пе­ресекаться и взаимодополнять друг друга.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник

Оцените статью