План-конспект внеурочного урока-экскурсии на тему «Войди в лес другом!»
Разделы: Биология
Цель экскурсии: показать, какие изменения произошли в природе с приходом весны, развесить скворечники.
Задачи:
- Выявить изменения, происходящие с растениями в весенний период;
- Научить наблюдать за сезонными явлениями в природе, описывать результаты наблюдений;
- Познакомить с правилами поведения в природе.
- Способствовать эстетическому воспитанию учащихся средствами природы и искусства.
- Развесить скворечники под девизом: «Не оставим без дворца ни синицу, ни скворца»
Оборудование: Карандаши, блокнот, скворечники, молоток, гвозди, лестница.
Место проведения экскурсии: экосистема хвойного леса на территории школьного лесничества.
Время проведения: 21 марта – день леса (12. 50-13.35).
Возраст учащихся: 11-16 лет
Подготовка учителя к экскурсии:
- Спланировать маршрут экскурсии по местам растительностью — лесной, (чтобы показать обучающихся особенности пробуждения природы экосистем).
- Провести беседу об охране природы.
- Провести беседу о правиле поведения в природе.
- Договорится с Канашским лесничеством о подготовки материала для скворечников.
- Провести беседу с детьми: о маршруте и длительности экскурсии, об одежде, о программном содержании.
- Собрать аптечку: йод, зеленка, бинт, спирт или одеколон, жгут.
Подготовка учащихся к экскурсии:
- Побеседовать с учащимися о различных периодах весны (погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой пробуждающейся природы, с вопросами ее охраны).
- Ввести три новых понятия о весне.
- Поручить учащимся подготовить сообщения как правильно развешивать скворечники.
- Подготовить детей к восприятию природы, привлечь внимание к объектам экосистемы «Лес». Формировать умение правильно вести себя в лесу.
Ход урока
I. Ознакомление учащихся с правилами поведения в лесу
Учитель: Ребята, я вам предлагаю отправиться на экскурсию в весенний лес, но в наших краях еще лежит снег. С нами во время экскурсии будут, представители Канашского лесничества под руководством с нашим лесником Емельянов Ю.П. Назовите, какие правила нужно соблюдать, придя в лес. (Дети отвечают)
- Нельзя разжигать костер в лесу, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.
- Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
- Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
- Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.
- О правилах поведения в зимнем лесу (нужно ходить только по уже протоптанным дорожкам; не задевать кустов, потому что зимой замерзшие ветки становятся хрупкими и легко ломаются; быть внимательными — чтобы не пропустить следов на снегу, не напугать лесных жителей, услышать голоса леса, увидеть красивые пейзажи);
Учитель: Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Итак, давайте войдем в лес другом!
II. Введение в тему урок-экскурсии (создание эмоционального настроя)
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
А.К. Толстой
— О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).
— Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? (уж снег последний в поле тает).
— Какие признаки весны назвал автор в своем стихотворении? (снег последний тает, кувшинчик расцветает, пар восходит от земли и зовут друг друга журавли).
III. Основная часть
Сегодня на уроке мы с вами находимся в сосновом лесу на территории школьного лесничества и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.
— Какие признаки весны вы знаете? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни становятся длиннее; становится теплее)
— Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет)
— Какой весенний месяц самый холодный? (Март)
— Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло)
— Теперь представим себе небо. Какое оно весной? (Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака)
Какое небо сегодня?
— Какие осадки выпадают весной? (В марте — снег, а апреле — снег и дождь, в мае — дождь.)
— Бывают ли весной грозы? Когда? (В мае)
— Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).
Теперь посмотрите внимательно побеги сосны, видно ли такие признаки (Да)
-Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести)
Это можно наблюдать на сегодняшний день (Нет)
— Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (Первоцветы: печеночница, хохлатка, ветреница, медуница, мать-и-мачеха)
— Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести)
— Почему же подснежники зацветают так рано? (Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется немного)
— Какие цветы расцветают в конце весны, в мае? (Ландыши, одуванчики, фиалки)
А теперь поговорим о сроках наступления весны:
- «календарная весна» — 1 марта;
- «астрономическая» — 21 марта — День весеннего равноденствия на всем земном шаре (кроме приполярных областей), день равен ночи;
- «биологическая» начало сокодвижения у клена остролистного (24 марта), а затем у березы бородавчатой (8 апреля)
Ребята, сегодня какой день объявлен по всему миру? (День леса)
Какой год объявлен в этом году? (Год экологии (Указ Президента Российской Федерации № 7 от 5 января 2016 г.) и одновременно Годом особо охраняемых природных территорий (ООПТ) (Указ Президента Российской Федерации № 392 от 1 августа 2015 г.), приуроченного к празднованию 100-летия создания первого в нашей стране государственного природного заповедника – Баргузинского.)
Физкультминутка «Похлопали – потопали»
Учитель рассказывает о деревьях.
Если он говорит правду, дети хлопают, если нет – топают.
– Деревья умеют ходить, бегать и прыгать.
– Они прочно удерживаются корнями, уходящими глубоко в землю.
– Зимой деревья одеты в зеленый наряд из листьев.
– Внутри деревьев течет сок.
– На нашем лесу много разных деревьев.
– Если все деревья вырубить, то наша Земля будет красивее.
Как правильно развешивать кормушки вам расскажет Ф.И. обучающего — мой помощник.
Вешать можно на дерево, шест, стену на высоту от 3 м с легким наклоном вперед, чтобы в леток не затекал дождь, и птицам легче было выбираться. Развешивать скворечники можно в течение всего года, но лучшее время конец марта начало апреля. Вход должен быть направлен на юг, восток, или юго-восток, чтобы ветра не задували в скворечник.
Учитель: Ребята, на сегодня скворечники делать нам помогли работники лесничества. Мы с вами тоже попробуем на кружке вместе учителями технологии сделать скворечники. Для этого вы должны знать, как правильно сделать скворечники.
Как правильно сделать скворечник расскажет лесник — Емельянов Юрий Петрович.
Итак, скворечник должен быть обязательно деревянным (любые породы деревьев, кроме хвойных). Стенки внутри скворечника оставляют необработанными, шершавыми и неровными. Это для того, чтобы птицы могли цепляться коготками за стенки. Какой материал можно использовать:
- наструганные сухие доски лиственных пород (береза, осина, ольха и т.п.), использовать спрессованное дерево (ДСП, ДВП и т.п.) нельзя оно токсично и недолговечно;
- гвозди или саморезы длинной 4-4,5 см;
- краска без запаха
Размеры скворечника
- доски должны быть толщиной не менее 2 см, чтобы стенки хорошо сохраняли тепло;
- оптимальный внутренний размер:
— квадратное дно 10-15 см (природное дупло 12х12 см, так что ориентируетесь на эти размеры),
— диаметр летка (отверстия) 4,5-5 см,
— расстояние от летка до дна 15-20 см,
— высота скворечника 30-35 см,
— верхний козырек должен выступать не менее чем на 5 см, чтобы защитить вход от непогоды.
Ребята, давайте начнем развешивать скворечники под руководством представителей школьного лесничества.
IV. Рефлексия
— Как вы думаете, почему урок-экскурсия называется «Войди в лес другом!»
— Что нового узнали?
— Что дал вам этот урок для жизни?
— Что вам захотелось после этого урока…?
— Стали ли мы друзьями леса?
V. Заключение
Ребята, вот и выходит наше время. Я считаю, что мы с вами сегодня сделали добро для природы, особенно для леса. Давайте повернемся к лесу и скажем до свидания и спасибо…
Источник
Экскурсия
план-конспект занятия (2 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №117»
города Снежинска Челябинской области
Осенняя прогулка ( экскурсия)
Цели: продолжить знакомство детей с сезонными изменениями в живой
способствовать укреплению нервной системы ребёнка через
эстетические переживания и укреплению физического здоровья;
воспитывать бережное отношение к природе.
Время проведения: период золотой осени в солнечную погоду.
- Объявление целей экскурсии, напоминание о правилах поведения в дороге, в лесу.
- Основная часть
— Дети, подумайте: кто нас сейчас будет встречать в лесу?
— Мы полюбуемся красками золотой осени, самого яркого, хоть и короткого, периода – листопада. Давайте поздороваемся с хозяевами, обитателями леса, пожелаем им красоты, тепла и добра…Улыбнитесь им, почувствуйте, как улыбаются они в ответ.
Дети встают в круг, держась за руки, улыбаются деревьям, голубому небу, солнцу, друг другу.
— Послушайте тишину леса. Как вам кажется рад нам лес?
— Как вы себя чувствуете, какое у вас настроение?
Раз вам хорошо, значит, и лес вам рад, запомните это своё открытие и приходите в лес всегда как к другу, помогайте ему, берегите…Видите, сколько радости он вам посылает!
— Скажите теперь: в чём волшебная сила улыбки? Радостно у вас на душе, настроение хорошее?
Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, радости, друг другу, то ваша волшебная улыбка всегда будет возвращаться к вам радостью. Ведь окружающий мир – большое волшебное зеркало. И заметнее всего это в лесу. Будьте внимательны сегодня на экскурсии, и вы обязательно это заметите, если сумеете увидеть всю красоту окружающей природы и улыбнуться ей. Помните, как поётся в детской песенке: «От улыбки хмурый день светлей…» и «дружба начинается с улыбки!»?
— А так ли тихо в лесу?
— Чем пахнет в лесу осенью?
— Отличаются ли ароматы осеннего леса от ароматов летнего и весеннего? (Пахнет опавшими листьями, грибами.)
Лесной воздух отличается чистотой и содержит особые полезные вещества, которые вырабатывают все растения. Эти вещества губительно действуют на болезнетворные микробы. Поэтому подышать чистым лесным воздухом полезно для здоровья
Остановка 1. В мастерской художницы Осени.
— Теперь давайте полюбуемся осенними красками расписного лесного шатра
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
— Сосчитайте, сколько цветов и оттенков вы видите на листьях деревьев и кустарников. Обратите внимание, что листья разных деревьев отличаются по цвету.
— Знаете, от чего листья желтеют и опадают? Этот вопрос очень сложный, поэтому ответить наа него мы постараемся в школе на уроке.
— Приглядитесь, листьев каких деревьев больше всего среди опавших?
Оказывается, раньше всех теряют листья липа, берёза и вяз, позже – осина, вишня, сирень.
Сбор и рассматривание опавших листьев.
Остановка 2. Пообщаемся с птицами.
— Дети, посмотрите, сколько вокруг птичек: воробьёв, синичек, ворон.
— Вспомните, как передвигается воробей и попрыгайте, как прыгают воробышки.
— Вспомните, как «ходят» синички и вороны.
Дети быстро семенят маленькими шажками, а затем ходят по кругу вперевалочку «вороньим» шагом.
- Подведение итога экскурсии.
— Вот и заканчивается наша экскурсия в осенний лес. Видите, сколько секретов здоровья мы сегодня узнали, помните о них.
На обратном пути — определение названий деревьев, поиск листьев названного дерева, сбор букетов из опавших листьев.
Листья золотые падают, летят,
Листья золотые устилают сад.
Много на дорожках листьев золотых,
Мы букет хороший соберём из них.
Мы букет поставим посреди стола.
Осень золотая в гости к нам пришла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предлагается рекомендация к проведению внеклассного мероприятия.Устный журнал.ЦОР Виртуальная экскурсия по Красной Книге РТ».
Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классе специальной коррекционной школы VIII вида, по теме: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени». В предложенном примерно.
«Начальная школа XXI века», 3 класс.
Тема: В зоопарке. Лексика по теме «Животные, обитающие в зоопарке». Монологическая речь по теме «He/She can(can’t)», «I have got».Цели:Образовательные: активизировать лексический материал по тем.
Экскурсия в посёлок Гузерипль поможет детям проявить интерес к истории родины, национальной культуре, открыть для себя новые ценности, дети лучше узнают друг друга. Краеведение является од.
Примеры экскурсий по окружающему миру («ПРИРОДА И МЫ» ; Экскурсия в парниково-тепличное хозяйство городской организации «Зеленстрой» (зима)) помогут молодым учителм и студентам при подг.
Укучыларны үсемлекләрдәге көзге үзгәрешлр, яфраклардагы көзен төсләр төрлелеген күререгә өйрәтү.Яфраклы һәм ылыслы агачларга аңлатма бирүТуган ягыбызда үсүче агачлар белән танышуУкучыларда ихтибарлылы.
Источник