- Познавательно — творческий проект «Эх, лапти, лапоточки!» проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Экскурсия в музейной комнате «Лапти лыковые»
- Методическая разработка экскурсии » Эх, лапти мои, лапотника»
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- «Самый уникальный экспонат музея. Лапти»
- Скачать:
- Подписи к слайдам:
Познавательно — творческий проект «Эх, лапти, лапоточки!»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Вы не спешите, лапти сдать в музей,
Пускай хоть пара будет в вашем доме.
Будь, словно лапоть, каждый скромен,
И незаметен в простоте своей.
В настоящее время всё чаще замечаешь, что дети очень мало получают информации о русских народных обычаях и традициях, о быте русских людей. Родители мало внимания уделяют русской культуре, не говоря уже о культуре малой Родины. Поэтому была выбрана данная тема, которая позволит объединить усилия ДОУ и семьи для успешной социализации ребенка и формирования устойчивого познавательного интереса к народной культуре, ее материальным и духовным ценностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lapti.docx | 28.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 20 «Росинка» г. Омутнинска Кировской области
Материал на районный конкурс по теме
«Формирование познавательной мотивации у детей дошкольного возраста.»
Сценарий занятия «ЭХ, ЛАПТИ, ЛАПОТОЧКИ…»
Любимова Наталья Владимировна,
2016 г.
Актуальность. В настоящее время всё чаще замечаешь, что дети очень мало получают информации о русских народных обычаях и традициях, о быте русских людей. Родители мало внимания уделяют русской культуре, не говоря уже о культуре малой Родины. Поэтому была выбрана данная тема, которая позволит объединить усилия ДОУ и семьи для успешной социализации ребенка и формирования устойчивого познавательного интереса к народной культуре, ее материальным и духовным ценностям. Находясь в постоянном соприкосновении с фольклором дети постепенно осваивают народный музыкально-поэтический язык, стереотипы поведения, коммуникативные навыки.
Формирование начал национальной культуры детей и взрослых, приобщение детей к традициям и обычаям вятского народа.
- Формировать интерес к знакомству с бытом вятского народа и таким видом обуви как лапти.
- Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, вызвать эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведения.
- Воспитывать у детей и их родителей уважение к культуре малой Родины, гордость за свой народ, уважение к прошлому.
Предполагаемый результат проекта.
- Дети проявляют интерес к изучению народной культуры Вятки.
- Имеют представления о традициях вятского народа.
- Осознают принадлежность к своему народу.
- Используют в активной речи устный народный фольклор.
- Желают и умеют играть в народные игры, используя считалки и правила.
- Имеют представления о старинном виде обуви-лаптях.
- Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, логопед, музыкальный руководитель, родители, представители музея, библиотекари.
- Подготовительный этап.
Цель: определить и заинтересовать темой, подобрать материал, создать соответствующую развивающую среду.
Беседа «Это было давным –давно…»
Дать знания детям о старинной Вятке.
Рассматривание альбомов «Вятка в прошлом», фотоальбомов «Достопримечательности нашего города»
Воспитывать патриотические чувства к малой Родине
Рассматривание «Дымковских игрушек»
Развивать умение рассматривать произведения творчества Вятских мастеров
Развивать умение изготавливать игрушку из солёного теста, раскрашивать, используя простые элементы дымковской росписи
Знакомство с предметами быта Вятского края
Оформление книжной выставки «Эх, лапти!»
Воспитывать любовь и уважение к народной культуре через чтение детской литературы
- Основной этап.
Цель: способствовать познавательно-исследовательской и творческой самореализации дошкольников, воспитывать уважение к прошлому.
«Лиса по лесу ходила»
Развивать координацию речи с движениями, мелкую и общую моторику
Разучивание частушек, считалок, прибауток, потешек
Обогащение словарного и лексического запаса детей; развитие памяти, эмоционально окрашенной речи
«Эх, лапти мои, лапоточки мои!»
Продолжать знакомить детей с бытом русского народа и со старинной обувью-лаптями.
Творческая мастерская «Сувенир-лапоточки»
Продолжать знакомить с изготовлением поделок из солёного теста; развивать творческие способности детей
Отгадывание загадок о предметах быта
Развивать память, внимание, логическое мышление
Дидактические игры: «Что было-что стало», «Ласковые слова», «Найди дымковскую роспись», «Четвёртый лишний»
Развивать умение образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, активизировать словарь по теме
Оформление выставки «Путешествие в прошлое»
Привлечь родителей к участию оформления выставки. Воспитывать желание проявить творчество, активность.
Консультация для родителей «Не забывайте-народные игры!»
Повысить педагогическую компетенцию родителей
- Заключительный этап . (подведение итогов)
Цель: анализ результативности выполнения поставленных задач.
презентация проекта родителям, вручение сувениров родителям
Положительное отношение родителей к продуктам деятельности детей
Перспектива: представление материалов проекта на методических конкурсах.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
На тему «Эх, лапти мои, лапоточки мои!»
- Продолжать знакомить детей с бытом русского народа и со старинной обувью-лаптями.
- Развивать память и внимание при заучивании частушек, потешек.
- Воспитывать интерес к вятской народной культуре.
Оборудование: корзинка, лапти большие и маленькие, береста, 2 кепки со цветочками, костюм Миланьи, русская народная музыка, солёное тесто, стеки, досочки.
(входит Миланья, одетая в русский народный костюм).
В.: Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте, детишки! Здоровьюшка вам доброго да тёплого! Давайте позовём к нам солнышко!
Выгляни в окошечко!
В.: Вот и солнышко встало, лучиками засияло! Милости прошу, детки, присаживайтесь на стульчики. Вот все и разместились! Вы все ко мне пришли нарядные, а что же у вас на ногах?
Д.: Сандалии, туфли.
В.: А как назвать одним словом!
В.: А в старые времена не было не туфель не сандалий, носили другую обувь.
У любого не спроси, что носили в старину,
Из коры плели калошки, обували их на ножки. (лапти). Что это?
Правильно, это лапти, плетёная обувь. Лапти, лёгкие, через дырочки плетёные проходит воздух. Можно было сплести их разного размера, чтобы они не сваливались с ног, к ним приделаны завязки.
Дидактическая игра «Назови ласково»
Д.: лапоточки, лапотки, лапти, лапташки, лапотушки.
Звучит русская народная музыка, чтобы лапоть не скучал, давайте поиграем «Передай, лапоть». (на ком музыка останавливается, тот пляшет присядку).
В.: Милые детишки, отгадайте-ка загадку из чего же плели лапти. Из какого дерева?
С моего цветка берёт пчёлка самый вкусный мёд, а меня все обижают шкурку тонкую сдирают. (липа) Как вы думаете, что за шкурку тонкую сдирают.
В.: Поэтому липка и грустит, ведь с её ствола сдирали кору или как говорили «драли лыко». А ещё лапти плели из бересты. Что такое береста? (показ бересты).
Лапти быстро снашивались, летом за 3 дня, а зимой за 10 дней. Почему?
Д.: Потому что зимой дел было меньше, чем летом.
В.: Лапти плели из доступного материала, поэтому, кто не ленился, тот ходил в новых лаптях. Пока лапти плели, люди пели песни, придумывали частушки.
Ребёнок 1: Эх, лапти, мои, лапоточки мои,
Огороды вы пахали, танцевать сюда позвали.
Ребёнок 2: Гуляй, Андрей, не жалей лаптей
До субботы доживём, новы лапти наживём.
Малоподвижная игра: «Заинька» (ребёнок одевает лапти, бегает по центру, показывает по тексту движения)
Заинька, пойдём в лес,
Серенький, пойдём в лес.
Вот так, вот так пойдём в лес!
Вот так, вот так надевай!
Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Вот так, топни ножкой!
Вот так, вот так попляши!
В.: изготовление лаптей из солёного теста.
В.: О чём мы с вами узнали? Что вам понравилось? О чём вы расскажите родителям?
Источник
Экскурсия в музейной комнате «Лапти лыковые»
Экскурсия по теме «Лапти лыковые»
Отгадайте загадку: «Из липы свито дырявое корыто, по дороге идёт, клетки кладёт»
Сего дня мы вам расскажем об очень древней обуви русских крестьян – о лаптях.
Плели лапти из лыка. Об этом даже в песне поётся:
«ой, лапти мои, лапти лыковые, вы не бойтесь ходитё, батька новые сплетёт»
Как же готовили лыко? Срубали молодую липку, разрезали её на части по 1-1,5 метра. Затем обдирали с неё кору и замачивали в тёплой воде, чтобы кора размягчилась и отслоилась. Потом её вынимали из воды, подсушивали, снимали верхний слой и разрезали на ровные красивые полосочки, скручивали в рулон-луток, либо в бобины.
Плели лапти с помощью специального приспособления – кочедыка(швайки).
Носили лапти и взрослые и дети. Иногда приходилось делить лапти между братьями и сёстрами, поэтому лаптей надолго не хватало. А отправляясь в дальнюю дорогу, приходилось брать с собой запасные лапти. В среднем одна пара лаптей изнашивалась за 3-4 дня.
Лапти были основной повседневной летней (а порой и зимней) обувью.
В холодное время к лаптям пришивали или привязывали опушку – полоску холщовой ткани. А в дождливую погоду на лапти привязывали небольшую дощечку-подошву.
Старожилы рассказывают, что в лаптях ходили на речку полоскать бельё, одежду зимой. Чтобы лапти не промокали, их смачивали водой и они покрывались корочкой льда. Таким образом лапти не промокали, и ноги были ы в тепле.
С лаптями носили онучи – длинные узкие полосы ткани из шерсти или конопли. Ею оборачивали стопу и голень до колена, а поверх обвивали ногу крест накрест длинными шнурками-гасниками ил верёвками.
Лапти плели не только из лыка, но и из явора, осоки, соломы, бересты и т.д.
В Росси лапти предпочитали сапогам, так как сапоги стоили 1 рубль, а лапти – 3 копейки.
В день можно было сплести несколько пар лаптей, а народные умельцы-мастера умудрялись плести до 8-10 пар в день.
Интересно заметить, что лапти в основном не отличались в паре друг от друга, то есть были на одну ногу, поэтому, если один изнашивался, его легко можно было заменить новым.
Источник
Методическая разработка экскурсии » Эх, лапти мои, лапотника»
Методическая разработка экскурсии
«Эх, лапти мои, да лапотушечки»
Наименование подтем и перечень основных вопросов
«Самая доступная обувь.»
У стенда №1 «Летопись лаптя.»
Бойцы Красной армии в лаптях; Изображения Владимира Красное Солнышко.
Когда появились первые лапти? Почему лапти были самой распространённой обувью на Руси?
Пройдём к началу экспозиции и остановимся у стенда «Летопись лаптя» Обратите внимание на виды лаптей.
прошлое, показ фотографий.
«Материал для изготовления лаптей. Инструмент»
«Сырьё для изготовления».
У витрины №3 «Кочедык и деревянная колодка».
Музейные экспонаты: Деревянная колодка, кочедык. Стенд с сырьём для изготовления лаптей.
Что такое лыко? Как выглядели вязники? Какие лапти называли самыми плохими?
Пройдём к витрине
Подойдём к витрине №3
Обратите внимание на сырьё для изготовления лаптей.
Обратите внимание на инструменты, при помощи которые плелись лапти.
Рассказ от первого лица.
Экскурс в прошлое, показ фотографий.
Сравнение разных типов колодок.
Показ элементов объекта.
3-й «Типы плетения».
«Виды плетения лаптя»
Лапти прямого плетения;
Лапти косого плетения;
Лапти смешанного плетения.
Под каким углом укладывались лычные полосы в различных типах плетения лаптей? Что такое «верзень»?
Пройдёмте к следующей витрине.
Сравнение объектов показа.
«Лапоть с онучами»
Лапоть с онучами.
Какой материал использовали для онуч? Что такое кудель? Как делали обмотку онучами мужчины и женщины?
Подойдём к витрине №6.
Обратите внимание на особенности обмотки онуч.
Показ элементов объекта.
«Лапти как оберег.
Лапоть с домовым; Лапоть слева от входа.
Лапоть с домовым.
Фото «Памятник лаптю в Вязьме».
Подойдём к витрине №8.
Обратите внимание на особенности коллекционирования кукол.
Показ элементов объекта.
Номер материала: ДБ-696782
- Свидетельство каждому участнику
- Скидка на курсы для всех участников
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
«Самый уникальный экспонат музея. Лапти»
Мини-проект «Самый уникальный экспонат музея. Лапти»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lapti.pptx | 332.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МУЗЕЙ НАРОДНОГО БЫТА НИЖЕГОРОДСКОГО КРАЯ МБОУ «Средняя школа № 35» г. Дзержинск Нижегородская область Лапти «Самый уникальный экспонат музея» Выполнили: Иванова Дарья, ученица 6 «А» класса Руководитель: Охапкина Надежда Николаевна
«Из липы свито дырявое корыто, По дороге идет клетки кладет» (лапти ) Среди множества крестьянских промыслов и домашних производств Нижегородского региона изготовление лаптей занимало особое место. Лапти – самый распространенный вид обуви, который использовался практически в каждой крестьянской семье, независимо от уровня благосостояния. Даже в зажиточном лесном Заволжье, жители которого утверждали, что они «лаптей не нашивали», лапти плели повсюду. Как правило, это было поздней осенью и зимой, когда у крестьянина появлялось достаточно свободного времени, чтобы заготовить обувь впрок для всей семьи, а нередко и на продажу.
Материал для лаптей найти было не трудно: их плели из липового лыка, реже из коры ракиты, ивы, березы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать три – четыре деревца. Перед началом плетения лаптей лыко размачивали, очищали от коры и разрезали на ленты. Затем одновременно из 5-6 лент, образуя строку, на специальной колодке начинали плетение, используя обычный крючок.
Для прочности и утепления лаптей внутрь стелили соломку. Летом , отправляясь на сенокос, обувались в лапти редкого плетения, не удерживающие воду, — рачки. В зависимости от времени года, лапти обували на холщевые , шерстяные или суконные подмотки (онучи). Держались лапти на оборах – кожаных узких ремешках или веревках из конопляного волокна – моченцах , опоясывающих ногу до колена . Плелись лапти без различия правой и левой ноги.
Плели лапти, как правило, мужчины и мальчики-подростки, это считалось исключительно мужским занятием. Обучать мальчиков плетению лаптей начинали рано, в 7 – 8 лет, а наблюдать за этим процессом они могли с пеленок, поскольку все мужики в семье в зимнее время готовили лапти для всей семьи на весь год, пар по 5 – 6 каждому. Уже к десяти-двенадцати годам подросток мог сплести лапоть не хуже взрослого. Хороший мастер мог за день сплести две пары лаптей. Носились лапти недолго: в горячую пору – 4 дня, а зимой -10 дней. « В дорогу идти – пять пар лаптей плести»,- говорили в народе. Но зато стоили лапти не более 5 копеек (а сапоги несколько рублей), отсюда их доступность и распространенность.
Источник