Экскурсия методы изучения природы

Урок-экскурсия на тему «Методы изучения природы»

Конспект урока по биологии 5 класс.

Тема: «Методы изучения природы». Урок-экскурсия.

— обратить внимание на красоту природы, достойную восхищения, уважения и заботы;

— вспомнить правила поведения в природе;

— обобщить знания о телах и явлениях природы;

— выяснить методы изучения природы;

-определить приборы, применяемые для познания природы.

Оборудование: линейка, весы (ручные), термометр, компас, лупа, бинокль, барометр; у каждого учащегося бумага для записей и карандаш.

Учитель: Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, — услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умейте же и вы слушать эту музыку, умейте наслаждаться красотой. Молча посмотрите вокруг, послушайте голос природы.

— Что же вы услышали и увидели?

II . Актуализация знаний учащихся о природе, телах и явлениях природы.

— Так что же такое природа?

Ребята на экскурсии безошибочно определяют природу как окружающий нас мир.

— Природа состоит из множества различных тел. Каждый из вас покажет нам природное тело, на которое он обратил внимание, и определит, к живой или неживой природе оно относится. (Ответ детей.)

— Живые тела называются организмами, и вы обратили внимание на множество организмов вокруг нас. Как же вы отличили их от неживой природы? (Дети перечисляют: питание, дыхание, движение, размножение, рост и развитие. Учитель дополняет их ответы такими понятиями, как «обмен веществ» и «раздражимость».)

III . Правила поведения в природе.

— Но, находясь в природе, необходимо подчиняться определённым правилам. Давайте попробуем их перечислить. (Ответы детей. Поощрение учителя за правильные ответы.)

Учитель показывает рисунки учеников в виде знаков – предупреждений, которые нарисовали юные художники нашей школы. Давайте посмотрим, совпали ли наши мнения.

(Учитель внимательно выслушивает ответы всех учащихся и поощряет правильные.)

Затем детям предлагается ещё раз по цепочке назвать эти правила:

Ходить, по возможности, только по тропинкам;

Не рвать растения;

Не брать животных домой;

Не собирать коллекции живых организмов;

Разводить костры, соблюдая правила.

— Посмотрите, пожалуйста, вокруг как эксперты, какие нарушения этих правил вы заметили? (Устранить их по возможности.)

IV . Вокруг бионики.

Учитель: Мир вокруг нас полон удивительных тайн и замысловатых загадок. Человечеству уже известно многое из того, как устроены животный и растительный миры. Вопрос в том, как распорядиться этими знаниями во благо и человеку, и природе, т.е. выступать не против природы, а сообща с ней, стараясь во всех своих действиях учитывать, как это отразиться на окружающем нас мире. И если мы порой не способны найти ответ сами, может быть, стоит посоветоваться с природой?

Чему же научился человек у природы, какие технические решения она ему подсказала?

(Дети вспоминают о птице-самолёте, и о гусенице трактора, и о подводной лодке, и о ноже, заточенном как зуб, и о строительстве, и о многом другом. Можно обратить их внимание на паутину и отметить, что по аналогии с ней была придумана технология подвесного моста, а перо птицы – прообраз широко используемой застёжки — «молнии»; рассказать о существовании науки бионики).

V . Методы изучения природы.

Учитель: Как важно и интересно изучать природу! Но давайте подумаем, какими же методами это можно делать?

Среди ответов учащихся легко выделить три метода: наблюдение, эксперимент, измерение – и акцентировать на них внимание детей.

VI . Инструменты и приборы для изучения природы.

Учитель: Многие из приборов, используемых для измерений, вам хорошо знакомы. Попробуйте определить и пояснить их назначение.

Детям предлагаются: линейка, весы, термометр, секундомер, компас, лупа, бинокль, барометр. Уточняются единицы измерений, цена деления.

Можно определить толщину почвенных горизонтов, скорость движения жука или полёта птицы.

Измерения часто необходимы в исследовательской работе. Правила постановки эксперимента можно продемонстрировать на учебно-опытном участке. Осенью уже видны результаты, и школьники могут попытаться сделать выводы.

VIII . Учитель: Наблюдение — один из самых широко используемых методов, но для его проведения необходимо и желание, и терпение, и умение. Понаблюдаем, какие изменения произошли в природе осенью. (Дети перечисляют).

Учитель показывает рисунки детей на тему: «Осенние явления в природе». Посмотрите, правы ли они.

(Следует вспомнить правила оформления дневника наблюдений за погодой. Можно понаблюдать за жизнью муравейника и предложить детям продолжить наблюдение во внеурочное время. Можно предложить сочинить об этом сказку.)

— А теперь каждому из вас предлагается понаблюдать за каким-либо явлением или чудом природы, которое производит на вас наибольшее впечатление, или описать его. (Если объект мелкий, можно воспользоваться лупами). По вашему желанию эта работа может быть оценена. Не забывайте о правилах поведения в природе.

После завершения индивидуального этапа выслушиваются и поощряются ответы. Детям предлагается встать в круг и поиграть в мяч, но, бросая его, играющий должен сказать, что нового он узнал на уроке. («Можете не спешить, задержите мяч, подумайте»)

Можно повторить признаки живого: бросаешь – назови тело, поймал – определи, относится ли оно к живым организмам.

X . Задание на дом: оформить записи в тетради.

1.Биология. 5 класс (авт. Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.)

2. Примерная программа по биологии. 5-9 классы

3. Программа курса биологии для 5 — 9 классов (авторы: И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова)

4. Голубев, И. Р. Окружающая среда и ее охрана / И.Р. Голубев, Ю.В. Новиков. — Москва: РГГУ, 1985. — 192 c.

5. Горбенко, Н. В. Методические рекомендации к учебному пособию С. Б. Шустова, Л. А. Шустовой, Н. А. Горбенко «Химические аспекты экологии» / Н.В. Горбенко, Е.И. Тупикин, С.Б. Шустов. — М.: Русское слово — учебник, 2015. — 264 c.

6. Дзятковская, Е. Н. Программы внеурочной деятельности. Моя экологическая грамотность. 5-6 классы. Экология общения. 7 класс / Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров. — М.: Просвещение, 2012. — 901 c.

7. Самкова, В. А. Экология. 5-9 классы. Примерная рабочая программа по учебному курсу / В.А. Самкова. — М.: Академкнига/Учебник, 2015. — 787 c.

8.Турыгина, С. В. Экологический марафон. Игры, фестивали, программы для дошкольников и начальной школы / С.В. Турыгина, Н.А. Кашина. — М.: Феникс, 2010. — 128 c.

Источник

Экскурсия как форма изучения природы младшими школьниками

Цель исследования: выявить систему экскурсий для изучения природы в 3 классе по программе А.А.Плешакова.

Объект исследования: процесс обучения младших школьников окружающему миру.

Предмет исследования: экскурсия – как форма изучения природы.

Гипотеза: процесс усвоения знаний по окружающему миру будет более успешным, если применить систему мини экскурсий (кратких выходов) на природу.

Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Когда в экскурсии принимает участие весь класс, и материал экскурсии тесно связан с программой по естествознанию, она становится формой общеклассной работы. В этом случае она включается в систему уроков и является важной частью учебного процесса.

Экскурсия объединяет учебный процесс в школе с жизнью: знакомит учащихся с реальными объектами в их целостности, во взаимосвязи с другими явлениями.

Экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки. Исследовательский подход к изучению конкретных объектов, явлений, процессов, используемый при проведении экскурсий, помимо иллюстративного позволяет организовать активную познавательную деятельность учащихся.

На экскурсиях создаются благоприятные условия для выявления эстетической ценности мира природы, ее научно-познавательного значения, формирование грамотного поведения в природной среде. Восприятие красоты природы, с которой они постоянно соприкасаются, ощущение ее гармонии, влияют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого отношения ко всему живому. Во время выполнения совместных заданий школьники учатся сотрудничать между собой.

Ведущий метод изучения природы на экскурсиях – наблюдение. Именно наблюдение позволяет формировать у ребенка полное и четкое представление об окружающем мире, выявлять взаимосвязи.

При изучении курса естествознания в начальной школе экскурсии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе. Они проходят через все классы в любой существующей на сегодняшний день программе по естествознанию

Методика проведения экскурсии.

I этап. Подготовка к экскурсии. Успех экскурсии во многом зависит от ее подготовки. Можно выделить следующую последовательность:

  1. Составление тематического и годового плана, где определяется время и тематика экскурсии.
  2. Изучение учебной и методической литературы.
  3. Предварительное посещение учителем места проведения экскурсии; выбор наиболее интересных объектов, с которыми предполагается познакомиться на экскурсии; изучение и определение маршрута; выбор мест остановок для наблюдений; продумывание характера самостоятельных наблюдений, сбора материала.
  4. Составление плана, конспекта проведения экскурсии, в котором должны быть отражены образовательно-развивающие и воспитательные цели, методы обучения, объекты наблюдения, ход экскурсии.
  5. Подбор оборудования и инвентаря: блокнот (тетрадь) для записей, карандаш, ластик, цветные карандаши, а также и другое снаряжение, которое определяется тематикой и характером заданий.
  6. Продумывание организации познавательной деятельности учащихся.
  7. Подготовка к экскурсии самих детей:
    – знакомство их с целью, задачами экскурсии,
    – постановка вопроса, который они будут решать во время экскурсии;
    – информирование учащихся о правилах поведения во время экскурсии.
  8. Распределение учащихся по группам (бригадам).

II этап. Проведение экскурсии.

1. Вступительная беседа, главная цель которой является создание необходимого эмоционального настроя.
2. Коллективная работа на местности.
3. Работа в группах (бригадах) по изучению намеченных объектов.
4. Обмен полученными сведениями между бригадами.
5. Выводы, обобщение.

III этап. Подведение итогов, анализ.

1. Систематизация полученных знаний учащихся (обрабатываются записи, рисунки, собранные материалы).
2. Оценивание работы учащихся и своей работы.
3. Необходимо сделать соответствующие выводы, учесть все недочеты и положительные моменты в последующих экскурсиях.
4. Использование материалов экскурсии в учебной работе.

Анализ программ по окружающему миру.

Отличительной особенностью естественнонаучного образования в начальной школе на современном этапе является вариативность программ. Своеобразие каждой программы предоставляет учителю возможность выбрать наиболее приемлемый для него вариант учебного курса. В зависимости от профиля школы, уровня подготовки учащихся изучение естествознания может строиться по-разному.

Во всех этих программах экскурсии отводится значительное место.

Рассмотрим некоторые из них.

Программа З.А.Клепининой “Природа и люди”.

Программа “Природа и люди” сохраняет в обновленном варианте все положительное, что было накоплено в многолетней практике преподавания курса природоведения, вместе с тем учитывает идеи развивающего обучения. Ведущими принципами отбора и конструирования содержания по-прежнему остаются классический принцип – краеведческий, сезонности и другие.

Особое место в программе уделяется экскурсиям. Наблюдения в природе ведутся по заданиям учебников и учителя. Порядок и конкретные объекты для наблюдений определяются особенностями природы и последовательностью изменений в природе данной местности. Поэтому учитель вправе произвести перестановку уроков, корректировку их содержания, заданного в учебниках, максимально приближая содержание изучаемого материала к окружающей действительности и ее изменениям.

Программа А.А.Плешакова “Зеленый дом” – система учебных курсов с экологической направленностью. Основные задачи курса – систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, обогащение их нравственного опыта, формирование бережного отношения к природе.

Программа построена с учетом присущих младшим школьникам эмоциональной отзывчивости, любознательности и вместе с тем способности овладевать определенными теоретическими знаниями. Ее экологическую направленность определяют идеи многообразия и экологической целостности природы, единства природы и человека.

Особое внимание уделяется экскурсиям в природу, во время которых учащиеся наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями, происходящими с растениями, поведением животных и т.д.

В результате анализа программ и изучения теории по проведению экскурсий в природе, нами были внесены некоторые дополнения и изменения. Была разработана система кратких выходов в природу и дополнили уже имеющиеся экскурсии, предложенные автором программы.

Так как опытная работа проводилась в 3 классе по программе Плешакова А.А., то и систему разработанных экскурсий мы рассмотрим на примере данного класса.

Разделы Темы уроков Экскурсии, рекомендованные Плешаковым А.А. Дополнения
Как устроен мир. Природа. Многообразие природы. 1. Неживая природа.
2. Живая природа.
Человек. Общество. Изменения в природе под влиянием человека. Изменения в природе под влиянием человека.
Мир глазами эколога. Охрана природы. Охрана природы. Охрана природы.
Эта удивительная природа. Тела. Вещества. Частицы. Разнообразие веществ.
Прозрачный невидимка (воздух).
Вода.
Свойства воздуха.
Как разрушаются камни. Что такое почва. Свойства почвы.
Разнообразие растений. Размножение и развитие растений. Распространение семян.
Кто что ест. С кем дружит дуб. Зависимость явлений и объектов живой природы.
Размножение животных. Великий круговорот жизни.

Из таблицы видно, что практически в каждую тему по окружающему миру были включены экскурсии. Это помогало учащимся лучше усвоить материал, разнообразить виды деятельности на уроке, заинтересовать детей.

Приведенные выше экскурсии можно применять в учебной работе на различных этапах урока – при объяснении нового материала, повторении и закреплении.

Список использованной литературы

  1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. – М.: Издательский центр “Владос”, 2007.
  2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе. – М.: Издательский центр “Академия”, 2010.
  3. Дьякова Р.А. Основы экскурсоведения. – М.: Издательский центр “Просвещение”, 2000.

Источник

Читайте также:  Замки долины луары франция экскурсия
Оцените статью