Экскурсия наблюдение растения зимой

Экскурсия «Жизнь растений и кустарников зимой»
план-конспект урока по биологии (6,7 класс) по теме

Экскурсия имеет слудующую цель

познакомить учащихся с деревьями и кустарниками зимой, изучить их характерные особенности (форма кроны, окраска коры, расположение почек)

Задачи:— актуализация прежних знаний по темам «Стебель», «Побег», «Растение – живой организм», усвоение новых понятий по теме «Растение – живой организм» и новых способов действий, систематизация и обобщение новых знаний;

— развитие умений проводить самостоятельные наблюдения в природе, умений осмысливать результаты работы;

— воспитание экологической и нравственно-эстетической куль

Экскурсия может быть проведена в рамках внеурочной деятельности по предмету, и в рамках урока по теме «Побег» (6 класс)

Скачать:

Вложение Размер
ekskursiya.doc 40 КБ

Предварительный просмотр:

План конспект экскурсии по теме

«Жизнь деревьев и кустарников зимой»

Цель: познакомить учащихся с деревьями и кустарниками зимой, изучить их характерные особенности (форма кроны, окраска коры, расположение почек)

Задачи: — актуализация прежних знаний по темам «Стебель», «Побег», «Растение – живой организм», усвоение новых понятий по теме «Растение – живой организм» и новых способов действий, систематизация и обобщение новых знаний;

— развитие умений проводить самостоятельные наблюдения в природе, умений осмысливать результаты работы;

— воспитание экологической и нравственно-эстетической культуры.

Оборудование: бланки с заданиями, карандаши, измерительные приборы, линейки

1. Беседа по технике безопасности.

— Ребята, во время экскурсии вы должны соблюдать правила по технике безопасности. Прежде всего, будьте внимательны, т.к. вблизи пришкольного участка проходит автодорога.

При работе с деревьями и кустарниками помните, что на них могут быть сухие старые ветки. Кроме того, на некоторых кустарниках встречаются иголки и шипы.

2. Вводная экскурсия.

— Зимой деревья и кустарники меняют свой обычный вид. Прежде всего, это связано с потерей листьев. Как же происходит жизнь растений в зимний период? Именно с этим периодом в жизни растений мы познакомимся сегодня на экскурсии. Тема нашей экскурсии – «Жизнь деревьев и кустарников зимой». Цель экскурсии — познакомиться с деревьями и кустарниками зимой, изучить их характерные особенности (форма кроны, окраска коры, расположение почек)

Зима – это наиболее трудное время для растительного мира наших широт. Условия жизни растений изменяются. И поэтому растениям для того, чтобы выжить необходимо, приспособиться к этим условиям. Те факторы, которые в летний период были в достатке, зимой почти полностью отсутствуют. Как вы считаете, какие факторы можно отнести к их числу?

(К таким факторам можно отнести тепло, воду, солнечный свет.)

— Правильно. Но, прежде всего растениям не хватает тепла. Для основных физиологических процессов растений наших широт – роста, фотосинтеза, дыхания – оптимальная температура +22 0 С. Такие условия в летний период вполне обеспечивают нормальную жизнедеятельность растений. Зимой же температурные условия весьма далеки от оптимальных, поэтому основные процессы жизнедеятельности растений практически отсутствуют. Процесс фотосинтеза не происходит, наблюдается лишь слабое дыхание. Такое состояние в жизни растений называют покой .

Кажется, что зима – это малоподходящее время для изучения растений. Однако, это не так! В некотором роде зимой даже лучше знакомиться с растительным миром. Это особенно хорошо видно на примере городских деревьев и кустарников.

Лиственный покров, скрывавший устройство кроны, зимой отсутствует, и поэтому мы можем более подробно рассмотреть ее форм, или как говорят ботаники – архитектонику дерева. Каждое дерево имеет свой силуэт, свою форму кроны, различающуюся очертанием, определенным характером ветвления, направлением роста побегов, толщиной ветвей и другими особенностями. В ряде случаев по силуэту дерева можно судить об условиях, в которых оно живет.

(Учитель подводит учеников к деревьям.)

— Рассмотрев силуэт дерева, теперь обратите внимание на некоторые детали. Как мы знаем, ствол и ветви дерева или кустарника одевает кора. Вспомните какую функцию она выполняет?

(Кора защищает растения от высыхания и смягчает влияние резких колебаний температур.)

— Внимательно посмотрите на цвет коры растений. Что вы наблюдаете?

(У разных деревьев и кустарников кора отличается по цвету.)

— Верно. Растения отличаются друг от друга и цветом коры. У одних деревьев кора имеет зеленовато-бурый цвет, у других красноватый или серый.

(Учитель обращает внимание учащихся на деревья.)

— Кроме того, зимой пока нет листвы, мы можем внимательно рассмотреть почки. Вспомните, что такое почка?

(Почка – это зачаточный побег будущего листа.)

— Правильно. Сравнивая почки разных видов деревьев и кустарников, мы можем увидеть, что они различаются между собой. Внимательно, посмотрите на побеги. В чем заключается их различие?

(Почки различаются по окраске, форме.)

— Верно. Но почки различаются также и расположением на побеге. Какие типы расположения вы знаете?

(Супротивное, очередное, мутовчатое.)

— Хорошо. Теперь давайте приведем примеры растений с такими типами расположения почек. У каких растений имеется супротивное расположение?

(Супротивное расположение почек у сирени, черемухи.)

— Правильно. У каких растений наблюдается очередное расположение?

(Очередное расположение у тополя, клена.)

— Верно. Вспомните, какой тип расположения у дуба?

(У дуба мутовчатое расположение.)

— Теперь мы проведем небольшое ботаническое исследование деревьев и кустарников на пришкольном участке.

(Учитель делит класс на группы по 5-6 человек. Каждая группа получает бланк с заданиями. Учитель обращает внимание учащихся на этот бланк.)

— Ребята, посмотрите на бланк. Вначале вам необходимо не только подсчитать количество деревьев и кустарников на вашем участке, но и назвать несколько из них. Затем вы выбираете одно из них и описываете его по указанному на бланке плану. Обратите внимание, что высоту дерева вы измеряете приблизительно. Диаметр ствола измеряется при помощи линейки или метра на высоте 1\3 метра, т.е. примерно на уровне груди. Размер почек измерьте также при помощи линейки. После этого, вам нужно внимательно осмотреть дерево или кустарник и найти на нем повреждения и сделать предположение о причинах возникновения этих повреждений. Кроме того, вы должны зарисовать силуэт выбранного вами дерева, обращая внимание при этом на форму кроны, характер ветвления, направление роста побегов, толщину ветвей. Все ли вам понятно?

— Можете приступать. На выполнение задания вам дается 20 минут.

3. Самостоятельная работа учащихся.

(Учитель распределяет учеников по разным участкам. После выполнения заданий, ученики сдают бланки и отчитываются о сделанной работе.)

5. Обобщающая беседа.

— Теперь вы знаете, что деревья и кустарники в зимний период меняют свой облик. В чем это проявляется?

(Зимой большинство растений не имеют листьев.)

— Действительно. С чем связано опадение листьев?

(Опадение листьев у растений связано с тем, что условия их жизни изменяются. Прежде всего им не хватает тепла, которое необходимо для основных физиологических процессов растений наших широт – роста, фотосинтеза, дыхания. )

— Хорошо. При отсутствии тепла идут ли процессы жизнедеятельности у растений?

(Процесс фотосинтеза не происходит, наблюдается лишь слабое дыхание.)

— Правильно. Процессы жизнедеятельности у древесных растений практически отсутствуют. Как называют такое состояние растений?

(Такое состояние называют покой.)

— Верно. Именно в этот период, когда большинство деревьев и кустарников находятся в безлистном состоянии, мы можем рассмотреть и изучить их более подробно. С какими же характерными особенностями растений мы познакомились?

(мы познакомились с такими характерными особенностями как форма кроны, окраска коры, расположение почек.)

6. Подведение итогов.

— Сегодня во время экскурсии мы заглянули в таинственный мир природы, и сумели не только познакомиться, но и понять, как же растения существуют в зимний период. Кроме того, мы познакомились с отличительными особенностями растений.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия имеет слудующую цельпознакомить учащихся с деревьями и кустарниками зимой, изучить их характерные особенности (форма кроны, окраска коры, расположение почек) Задачи:- актуализация прежн.

Тема урока:Определение деревьев и кустарников зимойКласс: 7Цель:Научить учащихся определять деревья и кустарники в безлиственном состоянии по побегамЗадачи:1.Закрепить знания учащихся, полученны.

Метапредметный урок «Исследование», «Гипотеза». Сфера реализации исследовательской деятельности учащихся: фенологические наблюдения.

Цели: познакомить учеников с царством растений, их видовым разнообразием на примере деревьев и кустарников; сформировать представления детей о деревьях и кустарниках, об их сходстве, различии, пользе.

Конспект урока для 4 класса коррекционной школы VIII вида. Предмет «Окружающий мир», тема урока «Растения зимы. Хвойные растения». Проведению урока предшествовала экскурсия с классом, где дети з.

Конспект урока окружающего мира в 1 классе, ПНШ.

Презентация к уроку окружающего мира «Учимся различать деревья и кустарники зимой» (ПНШ, 1 класс).

Источник

Конспект тематической прогулки «Наблюдение за деревьями и кустарниками зимой» для средней группы

Зоя Виталиевна Разумная
Конспект тематической прогулки «Наблюдение за деревьями и кустарниками зимой» для средней группы

Цель: формирование знаний об особенностях жизни деревьев и кустарников в зимний период.

Задачи:

Образовательные: сформировать представление о том, что деревья и кустарники — живые существа, уточнить сходство и различия между деревьями и кустарниками.

Развивающие: развивать любознательность, желание наблюдать за природой,

формировать познавательно — исследовательские знания и умения.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к живой природе.

Предварительная работа: работа с иллюстрациями деревьев, кустарников, зимнего пейзажа, беседы, чтение стихотворений и рассказов.

Воспитатель: отгадайте загадки, и вы узнаете, за чем мы сегодня будем наблюдать.

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки. (дерево)

Зимой раздевается. (дерево)

Чем больше колец,

Тем старше жилец. (дерево)

Воспитатель: правильно, в загадках речь идет о деревьях.

Дети и воспитатель наблюдают за деревьями.

Как отличить нас? Очень просто!

У дерева ствол выше ростом.

Стволов же больше –-у меня.

Так как же называюсь я? (кустарник)

Дети и воспитатель идут в гости к кустарникам.

Воспитатель: чем отличаются деревья от кустарников? (ответы детей)

Воспитатель: в чем сходство деревьев и кустарников? (ответы детей)

Воспитатель: как называются деревья, которые сбрасывают листья? (ответы детей)

Воспитатель: как называются деревья, которые стоят круглый год зелеными? (ответы детей)

Воспитатель: как вы думаете, как чувствуют себя деревья зимой? (ответы детей)

Воспитатель: давайте рассмотрим почки. Что можно о них сказать?

Воспитатель: почки на деревьях и кустарниках такие маленькие, потому что растения сбросили листву. Сокодвижение и рост замедлились, растения отдыхают, спят.

Зимой веточки деревьев и кустарников особенно уязвимы, они хрупкие, ломкие, поэтому их нужно оберегать. Деревья будут спокойно спать до весны. Когда солнышко пригреет, они проснутся и порадуют нас зеленью, а летом укроют в своей тени.

Познавательно-исследовательская деятельность.

Воспитатель: какая часть у дерева самая главная? (корни)

Найдите корни у дерева?

Воспитатель: как вы думаете, что будет с растением, если корни замерзнут? (ответы детей)

Воспитатель: правильно, дети, растение погибнет. Чтобы корни не замерзли, их нужно укрыть снегом. Для корней деревьев снег, как для людей одеяло. Под снегом образуется воздушное одеяло и мороз не может проникнуть к корням деревьев.

Дидактическая игра «Узнай дерево по описанию»

Каждый год на нем с охотой

Жаль, что каждый вертолет

На всего один полет. (клен)

Я ношу другие шишки,

Не такие, как у елки,

Ветки около макушки,

И длинней мои иголки (сосна)

Все знают, что у елки

Не листья, а иголки,

И так же, как она

С иголками (сосна)

Вошли во все дворы.

С них летом много пуха,

А осенью – листвы.

Растут они не просто так,

А воздух очищают (тополь)

Великан в нашем парке живет,

Но совсем никого не пугает!

И кто осенью в гости придет –

Желудями он всех угощает (дуб)

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки (береза)

Лучше ты ее не трогай.

Ой, остры иголочки

У зеленой (елочки)

Я знаю дерево одно,

Любимо пчёлками оно:

Нектар им щедро отдаёт,

Что превратили в сладкий мёд. (липа)

Что за плакса навсегда

Поселилась у пруда.

Ветви в нём свои купает,

Это дерево кто знает? (ива)

Что за дерево стоит —

Ветра нет, а лист дрожит? (осина)

Пирамидки эти елки

У них не колкие иголки

И красивы и стройны

Ёлку юга назови? (кипарис)

Подвижная игра «Хитрая лиса»

Цель: развивать выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге, в быстроте построения по сигналу.

Подвижная игра «Гуси – Лебеди»

Цель: развивать умение выполнять движения по сигналу, упражняться в беге с увертыванием.

Трудовая деятельность.

Подсыпание снега к стволам деревьев, чтобы они не вымерзли.

Цель: формировать умение работать сообща, воспитывать трудолюбие.

Индивидуальная работа.

Отработка прыжков с места.

Благодарю за внимание и поддержку!

Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за деревьями и кустарниками» Цель: расширять и углублять знания о растениях. Задачи: Образовательные: учить видеть состояние деревьев и кустарников в разную погоду,.

Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за деревьями и кустарниками зимой» Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за деревьями и кустарниками зимой» Цель: расширять и углублять знания о растениях. Задачи:.

Конспект прогулки «Наблюдение за цветущими деревьями и кустарниками» Цель прогулки:Учить детей видеть красоту ярких красок весны; познакомить с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев] (цветение);.

Конспект прогулки «Наблюдение за цветущими деревьями и кустарниками» в средней группе Цели: учить видеть красоту ярких красок весны; познакомить с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветение); воспитывать.

Конспект прогулки «Наблюдение за деревьями и кустарниками» с экспериментированием ЦЕЛИ: учить узнавать и различать деревья и кустарники по характерным признакам ; формировать представления о корне как части растения,.

«Наблюдение за деревьями и кустарниками». Конспект прогулки с экспериментированием Цель прогулки: Упражнять детей в различении деревьев и кустарников по плодам (семенам) и листьям; обобщать представление об осеннем расцвечивании.

Источник

Читайте также:  Виртуальная экскурсия по раифскому монастырю
Оцените статью