Экскурсия в музей «Волшебница вода»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Экскурсия в музей «Волшебница вода»
/конспект совместной деятельности для детей подготовительной группы/
- Дать детям представление о том, что вода очень важна для всех живых существ: вода – источник жизни;
- познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода таит в себе много неизвестного;
- Сформировать у детей знания о свойствах воды /снег, лед, пар/ и в каком виде существует вода в окружающей среде;
- Учить проводить опыты, соблюдать технику безопасности при их проведении;
- Познакомить со звуком воды, ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
- Прививать бережное отношение к воде, понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, который нужно беречь;
Тип мероприятия: познавательно – исследовательское
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, безопасность, художественное творчество.
Виды деятельности: игровая, познавательно — исследовательская, продуктивная, коммуникативная.
Форма организации: экскурсия в музей «Волшебница вода»
Оборудование: Глобус, яблоко, стаканы, 3-х литровая банка с водой, фонтан, камешки, блюдца, сахар, соль, подсолнечное масло, чайные ложечки, марля, вата, конус из бумаги, бумажные полотенца, лёд, термос, зеркало, бумага, краски, кисточки, ватман, распылитель…
Воспитатель: Давайте возьмемся за руки. Улыбнемся друг другу. Чтобы создать хорошее настроение.
Чтобы много узнать на нашей экскурсии, нужно быть внимательными, не кричать, слушать друг друга.
Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в гости к одной королеве. Хотите узнать, как её зовут? Тогда отгадайте загадку:
Я и тучка, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)
Воспитатель: Правильно, это Волшебница Вода. И сегодня мы с вами отправимся к ней в гости, и узнаем, почему же она Волшебница?
-Ребята, в вашем детском саду открылся музей «Волшебницы воды» и вы являетесь его первыми посетителями. Наш музей необычный, в нём не только много экспонатов, но и ещё здесь можно всё трогать руками, проводить опыты. Сегодня я ваш экскурсовод и приглашаю вас на экскурсию в наш музей.
-Первый экспонат нашего музея — глобус. Ребята, я предлагаю вам посмотреть на глобус и сказать какого цвета на нём больше? (голубого) .
-А что обозначают голубым цветом? (воду) . А жёлтым? (сушу). Покажите на глобусе воду
— А какие водоёмы вы знаете? (океан, море, река, пруд, озеро, ручей, родник) — А кто знает, сколько на земле океанов? (четыре океана), а сколько морей (тридцать морей). Как вы думаете, много это или мало? А какую часть занимает суша? (четвертую). Давайте проверим.
У меня в руках яблоко. Представим, что это наша планета. Четвертая ее часть — суша, а вот эта большая часть — вода. Так много или мало воды на планете? (много).
Ребята, а какую воду мы с вами пьём? Солёную или пресную? (Пресную). Правильно, вы уже знаете, что в морях и океанах вода солёная, а в реках, озёрах – пресная.
Если представить, что вся вода планеты умещается в 3-х литровой банке, то пресная вода занимает всего лишь полстакана. (отливаем из банки полстакана воды). Отберём пипеткой из стакана три капли – мы получим воду рек и озёр. Это та вода, которую человек может использовать. И если вы посмотрите на эти капли, то можете сделать уже другой вывод. Оказывается, что пресной воды на нашей планете ни так уж и много и мы с вами должны бережно к ней относиться.
Теперь мы с вами переходим к экспонатам, где вы сами сможете понаблюдать за водой, попробовать её, понюхать. Я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты.
Ребята, в нашей лаборатории имеется необычный предмет. Давайте к нему подойдем и рассмотрим его. Дети подходят к фонтану и рассматривают его.
Воспитатель: Кто знает, как этот предмет называется?
Для чего он нужен?
А в нашем городе есть фонтаны, где они находятся?
А что льется в фонтане? (вода).
Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем?
Дети: Вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.
Воспитатель: Значит она какая? (жидкая)
Воспитатель: Когда вода движется, она издает звуки. Давайте их
— Когда вода течет из крана, мы слышим звук С-С-С-С
-В кипящем чайнике мы слышим звук воды — Ш-Ш-Ш-Ш.
-А еще вода может вырываться из крана, и мы слышим звук ФР-ФР-ФР-ФР.
— Когда дождик на улице- КАП-КАП-КАП-КАП. (дети произносят звуки вместе с воспитателем) .
-А если бросить камешек в воду, что будет? Что мы услышим? Хотите узнать?
Проходите к стаканчикам с водой. Чтобы услышать, что вам скажет водичка, нужно бросить камешек в воду и внимательно слушать ответ в тишине.
• Опыт- эксперимент «Что сказала водичка? » Буль – буль
Воспитатель: ну, что ж, молодцы, проходите теперь к следующему экспонату. Здесь на столе стоят три блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.
Слушайте первую загадку:
Белый камень в воде тает. (сахар).
Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку.
Воспитатель: Теперь вторая загадка.
В воде родиться,
Воды боится. (соль).
Убираем салфетку со второго блюдца.
Воспитатель: И, наконец, третья, последняя загадка.
Желтое, а не солнце,
Льется, а не вода,
На сковороде — пенится,
Брызгается и шипит. (масло).
Воспитатель: Ребята, а почему соль и сахар боятся воды.
Дети: Потому что они в ней исчезают, растворяются.
Воспитатель: Предлагаю вам всем пройти и сесть за столы.
Дети рассаживаются на рабочие места.
Перед тем как вы начнёте проводить опыты в нашей лаборатории, я хочу вас предостеречь и напомнить вам, что баночки, с которым вы будете работать – стеклянные. Работать с ними нужно очень осторожно и аккуратно, чтобы не разбить стекло и не пораниться!
Воспитатель: Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите две баночки с водой. В одну положите ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается?
Растворился сахар в воде или нет?
Воспитатель: Возьмите другую баночку и насыпьте в неё ложечку соли. Размешайте её. Что теперь произошло?
Дети: Соль растворилась в воде.
Воспитатель: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло она также исчезнет как сахар и соль. Давайте с вами узнаем это. Добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла.
Идет самостоятельная работа детей.
Что произошло с маслом в воде?
Дети: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.
Воспитатель: Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились
Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.
Вывод: в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
» Очистка воды».
Воспитатель: Ребята, посмотрите еще раз на ту баночку, куда мы наливали масло. Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему?
Дети: Нет. Она пахнет маслом и, наверное, неприятная на вкус.
Воспитатель: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?
Дети: Её нужно очистить от масла.
Воспитатель: А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной марли и ваты. Посмотрите, как я это сделаю. ( Воспитатель показывает, как сделать фильтр, затем, как его установить в баночку). А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно.
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель: У всех все правильно получилось, какие вы молодцы! Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, по немного, будем лить масленую воду в баночку с фильтром.
Идет самостоятельная работа детей.
Воспитатель: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?
Дети: Вода стала чистой.
Воспитатель: Куда же делось масло?
Дети: Все масло осталось на фильтре.
Воспитатель: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды.
Вывод: воду можно очистить с помощью фильтра.
Воспитатель: Пройдёмте к следующему экспонату.
Воспитатель показывает ледяной кубик.
Воспитатель: Ребята, это что?
Дети: Это ледяной кубик.
Воспитатель: Из чего состоит лёд?
Воспитатель: В каком состоянии вода?
Дети: Вода в твёрдом состоянии.
Воспитатель: Что надо сделать, чтобы вода стала в жидком состоянии?
Дети: Воду необходимо нагреть.
Воспитатель: Какой процесс происходит?
Воспитатель: Правильно, ребята! Происходит процесс таяния. Из твердого состояния вода превращается в жидкое состояние.
Воспитатель: Ребята, что случится, если мы продолжим дальше нагревать воду?
Дети: Вода превратится в пар.
Воспитатель: Да, верно. Когда вода очень сильно нагреется, начинается процесс кипения и вода превращается водяной пар. А видели ли вы процесс превращения воды в пар дома?
Дети: Да. Когда кипит вода в чайнике, или мама когда суп варит, то тоже пар из кастрюли и т. д.
Воспитатель: Всё правильно, какие вы наблюдательные! Молодцы!
Воспитатель: А теперь, ребятки, посмотрите. В нашем термосе очень горячая вода. Я открою крышку и, что появится?
Воспитатель демонстрирует, дети ведут наблюдение
Воспитатель: А сейчас я подставлю сюда зеркало, подержу его чуть –чуть над паром, а вы обратите внимание, что появилось на зеркале?
Дети: Появились капли.
Воспитатель: Откуда появились эти капли?
Дети: Вода испарилась. Пар стал подниматься вверх и оказался на крышке.
Воспитатель: Правильно, Вы очень внимательные ребята! Наш пар снова превратился в воду.
Воспитатель: Чтобы вы легче запомнили, я предлагаю вам поиграть. Станем с вами в круг. Наш круг, как и вода, может менять свою форму – вытягиваться в овал. А теперь представьте себе, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту – она стала нагреваться. Каждый из нас – частичка воды. Вода нагревается, и вам становится жарко. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже больно держаться друг за друга. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться (дети бегают по группе), и каждый из вас движется сам по себе – Вы стали частичкой пара. А теперь вас замораживают, вам становиться холодно. Что вы будете делать? Конечно, надо встать поближе друг к другу, обняться, чтобы вам стало потеплее.
Воспитатель: Итак, мы с вами выяснили, что вода – жидкая, пар – газообразный, лёд –твердый.
Воспитатель: Ну что ж, а теперь пройдёмте к следующему экспонату.
Воспитатель: Ребята, Волшебница вода приготовила вам подарок. Вот эти листы бумаги она хочет вам подарить. Эти листы бумаги волшебные! На этих листах изображена водица в различных её проявлениях, но увидеть вы их сможете, если закрасите листы бумаги полностью голубой краской.
Воспитатель раздает детям листы бумаги и предлагает детям приступить к работе.
Самостоятельная работа детей
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Ну, а теперь скажите, что изображено на этих листах? (ответы детей).
Воспитатель: Наша экскурсия подошла к концу и мне кажется, что она создала у вас определённое настроение. Отразите его, используя цвет краски, который больше подходит вашему настроению.
Опыт с водой и гуашью.
Воспитатель: Посмотрите, какая радуга настроений у нас получилась (радостная, светлая, спокойная). А теперь давайте соединим наши настроения в единое море. Посмотрите, какое красивое море настроений у нас получилось.
Вы заметили, что на нашем занятии у нас присутствуют гости? Давайте поинтересуемся, какое у них настроение вызвало наше занятие. Каким цветом они его выразят? Тем более они так давно держали кисточки в своих руках. Давайте не откажем им в этом.
Гости раскрашивают лист бумаги, дети его сбрызгивают водой, соединив настроение гостей в одно целое.
Воспитатель: Всем вам огромное спасибо за работу в нашем музее. Будем рады вновь видеть вас в нашем музее.
Источник
Экскурсия в мини-музей «Волшебница Вода»
план-конспект занятия (окружающий мир) по теме
С помощью экскурсии в музей продолжить начатый в детском саду разговор о воде и ее свойствах, опираясь на материал музейной экспозиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatel.docx | 25.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Экскурсия в мини-музей «Волшебницы Воды»
Познакомить детей со свойствами, состоянием и значением воды в нашей жизни; с тем, как человек использует различные свойства воды, с круговоротом воды в природе. Воспитывать бережное отношение к воде, развивать экологическую культуру.
Раскрыть детям смысл понятий музей, экскурсовод, экспонат. Продолжить начатый в детском саду разговор о воде и ее свойствах, опираясь на материал музейной экспозиции. Развивать познавательную способность и познавательную деятельности. Формировать умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
Расширять кругозор воспитанников, формировать активную жизненную позицию.
Предварительная работа с детьми:
Беседы о воде, ее свойствах и состояниях, чтение стихотворений, рассматривание картинок, заучивание пословиц о воде. Беседы о музее, правилах поведения в музеях.
Предварительная работа воспитателя:
Подбор дидактического материала.
музей, экскурсия, экспонат, экскурсовод, круговорот, газообразное состояние.
- Словесный: использование художественного слова, рассказ, беседа.
- Игровой
- Наглядный: наблюдение, рассматривание предметов, схем.
- Экспериментирование
- Анализ
Наглядный материал, оборудование:
Глобус, капля воды, схема с изображением круговорота воды в природе, схема « Путь воды к водопроводному крану», банка с водой, стакан, оборудование для проведения опытов, чистая питьевая вода, лед, термос с горячей водой, удостоверения экскурсоводов, бейджики.
1.Психологический настрой, знакомство с темой экскурсии
2. Рассказы о свойствах и состояниях воды
4.Беседа «кому нужна вода?»
4. Знакомство с круговоротом воды в природе
5. Работа в лаборатории музея
6. Подведение итогов
— Ребята, нас пригласили в музей.
— Что такое музей?
— Если вы отгадаете загадки, то узнаете, в какой музей мы сегодня «идем».
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я, кто я такая? (Вода)
Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает. (Вода)
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу. (Вода)
— Правильный ответ – вода. Сегодня мы идем в «Музей Волшебницы Воды».
Дети «идут» в музей.
— Посмотрите, на двери висит замок, а ключи какие странные. Да, это вовсе не ключи, а задания. Если мы с ними справимся, то замок откроется.
— Кто такой экскурсовод?
-Что такое экспонат?
— Как нужно вести себя в музее?
— Все верно, только наш музей необычный, здесь все экспонаты можно трогать, двигать, ставить опыты
— Замок открылся, и мы можем войти. Что-то никого не видно. Смотрите записка для нас. Читает записку: «Дорогие ребята. Приношу вам свои извинения, но все работники музея уехали за новыми экспонатами».
— Что же делать? А вы хотите побыть взрослыми? Я предлагаю вам заменить экскурсоводов и провести экскурсию по «Музею Волшебницы Воды?».
— Ребята, а почему воду называют Волшебницей?
— Потому что в природе вода постоянно превращается из капелек дождя в снежинки и льдинки и наоборот. Вода бывает в трех состояниях – жидком, твердом и газообразном.
— А вот и первый экспонат (тарелка со льдом).
— Кто хочет быть экскурсоводом и рассказать об этом экспонате? (Желающему ребенку воспитатель прикрепляет бейджик «Экскурсовод»)
— В тарелке находится кусочек льда. Лед – это твердое состояние воды. Если мы возьмем лед в руки, то почувствуем, что лед холодный, прозрачный, хрупкий, скользкий, мокрый (дети пробуют взять лед в руки). Лед сравнивают со стеклом, потому что он прозрачный, но его нельзя вставить в окно, потому что от нагрева солнечных лучей он растает.
— Ребята, у нас в музее солнышка нет, а он все равно тает. Почему? (Потому что в помещении тепло).
— Как можно ускорить этот процесс? (Положить лед на батарею или нагреть в ладошках).
Перейдем к следующему экспонату.
— Что это? (Стакан с водой).
— Кто хочет рассказать об этом экспонате?
— В стакане находится вода в жидком состоянии, она не имеет цвета (прозрачная), вкуса и запаха. А так же вода не имеет собственной формы, если перелить воду в другую емкость, то она примет форму емкости. (ребенок демонстрирует жидкое состояние воды переливая ее из стакана в стакан)
— Ребята, попробуйте воду на вкус, поймете, что она не имеет вкуса, а если понюхаете, то убедитесь, что она не пахнет. (ребята трогают, нюхают, переливают)
— О следующем экспонате я хочу вас рассказать сама.
— Скажите, что поднимается из моей кружки? (пар)
.- Пар – это еще одно состояние воды, которое называется газообразным. Крошечные горячие капельки воды поднимаются в прохладный воздух , соприкасаясь с ним образуют видимое облачко в виде пара.
— Где вода встречается в газообразном состоянии? (пар из чайника, когда течет из крана горячая вода..)
Давайте поиграем в игру «Вода-не вода». Если я называю объект или явление, которое содержит воду, вы поднимаете руки вверх, а если нет, то хлопаете в ладоши: дождь, камень, роса, ветер, , ветер, песок, море, компот, кукла, лед, платье, туман.
— Дети, а как вы думаете, кому нужна вода? (воспитатель подводит ребят к следующей экспозиции «Кому нужна вода»). Смотрите, эта дама в голубом одеянии символизирует реку. По обе стороны от реки берега из песка и камня, на берегу прыгает лягушонок, ползает улитка, в воде плавают водоплавающие птицы. В реке много рыбы. Животные приходят к реке на водопой. Вода нужна всем живым существам. И, конечно она необходима человеку: чтобы пить, в быту. Без воды не сделать очень многих обычных дел: не умыться, не постирать, не приготовить еды. По рекам и морям ходят пароходы, перевозя грузы и людей.
«Без воды вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить,
«Без воды вам не прожить!»
Вода — это жизнь. Наш друг и помощник. А откуда мы берем воду и как она попадает к нам в дом, мы сможем посмотреть на следующей схеме (рассматривание схемы «Как вода попала в дом»).
— Наша экскурсия продолжается, обратите ваши взоры на следующий плакат «Ходят капельки по кругу».
— Кто хочет рассказать о круговороте воды в природе? (воспитатель прикрепляет бейджик желающему ребенку)
— Здесь идет дождик. Капли дождя полетели на землю и попали в водоем. Пригрело солнышко, капли воды испарились и превратились в пар. Поднялись вверх, в небо. Когда соберется вместе много-много капель воды, снова пойдет дождь. Так капли движутся по кругу. Получается круговорот воды.
— А теперь самая интересная часть нашей экскурсии. В нашем музее есть оборудование для опытов, и каждый из вас сможет сам изучить свойства воды. Воспитатель ставит несколько опытов с детьми.
Опыт 1.Вода прозрачная.
Перед детьми стоят стаканы с водой и молоком. Детям предлагается опустить в молоко, любую игрушку. Видим мы игрушку в молоке? (нет). Затем опустить игрушку в воду. Видна там игрушка? (да).
Вывод: вода прозрачная.
Опыт 2.У воды нет вкуса.
У нас три стакана. А сейчас немного я с вами поиграю. Предлагаю ребенку закрыть глаза. Ребенок пробует воду (соленую, сладкую) с закрытыми глазами. Определяет на вкус то, что он попробовал. Затем так же предлагаю с закрытыми глазами попробовать воду и определить, что он попробовал. Какая вода? (безвкусная).
Вывод: у воды нет вкуса.
Опыт 3.У воды нет запаха.
Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья. Вывод: чистая вода не имеет запаха.
Опыт 4. Вода не имеет собственной формы
Налить воду в чашки, блюдца, баночки. Какую форму она принимает? Вывод: вода принимает форму того предмета, в который её наливают.
— Наша экскурсия по музею подходит к концу. Сегодня вы узнали много нового и интересного о воде и ее свойствах, о роли воды в жизни человека и всего живого. Хочу добавить, что к воде надо относиться бережно, не загрязнять водоемы, экономно расходовать воду из крана, потому что благодаря Волшебнице Воде на Земле существует все живое и мы свами в том числе. Заканчивая нашу экскурсию, хочу отметить. Что музей в котором мы сегодня побывали отличается от обычных: в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем не только можно, но и нужно!
— Наш музей можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. А еще вы можете приносить экспонаты из дома и дополнять коллекцию музея Волшебницы Воды. Поэтому я предлагаю вам дома нарисовать рисунки о воде и подарить их музею, в знак благодарности за интересную экскурсию, чтобы вы и другие ребята с удовольствием возвращались сюда снова и снова.
Я благодарю ребят, которые помогли сегодня провести экскурсию и с гордость вручаю вам удостоверения « Лучший экскурсовод Музея Волшебницы Воды». Спасибо всем.
Источник