Урок-экскурсия «В гости к Осени».
материал по окружающему миру на тему
Дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой природе: расширить знание детей об осенних изменениях в жизни растений, в жизни насекомых и птиц, показать их связь с неживой природой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osen.doc | 317 КБ |
Предварительный просмотр:
Процесс познания мира невозможен без ощущений. Именно они «поставляют» нам сведения о предметах. Всем известно значение чувственного познания – от него зависит развитие разнообразных сфер личности человека: познавательной деятельности (умение наблюдать, давать полную сенсорную характеристику объекту), личностных качеств (любознательности, внимательности и др.).
Чтобы развивать детскую наблюдательность, «провоцировать» детские вопросы нужно стараться использовать любую возможность на экскурсии .Предлагаю познакомиться с содержанием урока «В гости к осени».
Цель урока: Дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой природе: расширить знание детей об осенних изменениях в жизни растений, в жизни насекомых и птиц, показать их связь с неживой природой.
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «отчего» на зеленом листке,
«Куда» полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдем – ка, дружек, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.
— Ребята, какое сейчас время года? (Осень)
— Обратите внимание на небо. Какое оно? (Ответы детей)
— Как греет солнце?
— Расскажите о погоде сегодня. (Ясно, облачно, пасмурно. Осадки, без осадков. Ветрено, безветренная погода.)
- Осенние изменения в неживой природе.
— Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе.(Облака, небо, ветер, солнце, вода и т. д.)
Далее можно предложить вспомнить погоду летом и сразу же путем сравнения, определить осенние изменения.
а) Летом небо голубое, лишь кое – где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.
б) Летом дожди кратковременные, теплые; осенью дожди затяжные, холодные.
в) Летом погода теплая, много теплых дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.
Похолодание, первые заморозки. Появление инея, затяжные дожди, густые туманы, первый снег – все это осенние явления в неживой природе.
- Как меняется осенью жизнь растений.
— А теперь рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений.
Летом деревья и кустарники были зеленые, некоторые цвели, а затем появились плоды и начали созревать семена (шиповник). Но с похолоданиями в природе начинается листопад – с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать.
— Остановитесь на минуту, оглянитесь вокруг, прислушайтесь к звукам.
— Найдите листья разного цвета.
— Определите запах осенней листвы, грибов, прелой травы.
— Определите на ощупь разные предметы (лист, травинку, гриб).
Опишите свои ощущения, чувства.
И. Бунин наблюдая осенний лес, был поражен его красотой. Обратите внимание, какие краски он увидел в лесу:
Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
— С чем сравнивал лес И. Бунин? Почему?
— А теперь посмотрите на деревья и кусты. На всех ли деревьях он начинается?
— А какие деревья не сбросят листву?
Обратить внимание детей на то, что с понижением температуры воздуха, изменение окраски листьев идет все интенсивнее. Быстрее идет и листопад. Особенно сильнее опадают листья после заморозков.
— Как вы думаете, ребята, почему же в природе происходит листопад?
Сбрасывая листья, растения спасаются от засухи, т. к. листья испаряют большое количество влаги. Но с наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлажденную воду корни растений не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега.
— Кто догадается, почему хвойные деревья не сбрасывают листву , а остаются зелеными весь год?
Листья хвойных деревьев покрыты кожицей, такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять из охлажденной почвы мало воды. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться так, как он удерживался на широких пластинах лиственных деревьев. Наш кедровый стланик это карликовая сосна. Зовут кустарником если 2 – 3 метра высотой или деревцем до 5 – 7 метров. Писатель Варлам Шаламов назвал стланик «самым поэтическим деревом». Вот как он рассказывал о нем: « Стланик мужественен и упрям, как все северные деревья. Дни проходят за днями, снега нет, и все по осеннему… А стланик гнется. Гнется все ниже и прижимается к земле, растягивая свои изумрудные лапы. Он похож на спрута, одетого в зеленые перья. И вот уж с белого неба сыплется, как порох, снег, и стланик погружается в зимнюю спячку, как медведь.»
Показать лист тополя, гроздь рябины, шишку.
(Можно рассказать о тополе. Что это дерево чаще всего сажают в городе, во первых потому, что они прекрасно очищают городской воздух от пыли и копоти, во – вторых, они выделяют в атмосферу больше кислорода, чем другие деревья.
Один тополь выделяет столько, сколько 3 липы, 4 сосны или 7 елей. Тополя неприхотливы, если весной посадить черенок длиной 30 см, то уже к осени вырастет метровое деревце.
- Осенние изменения в жизни животных.
— Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было? (Мошки, мухи, комары, пауки… )
— А сейчас с приходом осени их больше или меньше стало?
— Где они прячутся?
У насекомых температура тела непостоянная. Она изменяется в соответствии с изменением температуры в окружающей среде. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромное место, другие зимуют в стадии личинки или куколки.
С насекомыми тесно связана жизнь птиц потому, что для многих птиц они являются основным кормом.
— Чем еще питаются птицы? (Семенами, плодами, зелеными побегами растений; журавли, цапли – лягушками, хищные птицы – мышами и д. р. мелкими животными.)
Так почему же птицы улетают в теплые края?
Вывод: Птицы питаются разнообразным кормом. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно обилие плодов и семян, замерзают водоемы. Поэтому птицы летят туда, где есть корм.
— Все ли птицы улетают осенью? Кто улетает?
-Какие остаются и как они себя ведут? (Ответы детей)
Птицы перебираются ближе к жилью человека, т. к. здесь легче отыскать корм.
Перелетные птицы преодолевают большие расстояния, летят иногда без отдыха целый день или ночь. Устают. Много птиц гибнет во время перелета, попадая в бурю или ураган.
Поэтому не надо пугать птиц, разгонять стаю, опустившуюся для поиска пищи или отдыхающую на деревьях и кустарниках. А птиц оставшихся на зиму надо подкармливать.
Я рассказываю о жизни зверей осенью, о том, как они готовятся к зиме, а ученики должны отгадать о каком звере идет речь.
Осенью у нас забот немало. Во – первых, мы линяем. Во – вторых, надо позаботится о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Накопим за лето и осень жирку, и спать можно ложиться в берлогу. Жир – это запас пищи на всю зиму. (Медведь)
А мы к зиме меняем шубу на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. Но если бы не зоркий глаз, острый слух, тонкое чутье, то никакая хитрость не спасет от волков и охотничьих собак. Свою главную добычу – мышей – полевок помогают находить нос и уши. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнемся с косым или набреду на зайчонка. (Лиса)
У меня врагов полным – полно. И все – таки я живу, не тужу. Выручает меня нос, чуткие уши, быстрые ноги неприметная шубка. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно – белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее – веточками деревьев, корой с их стеблей. (Заяц.)
— О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?
— Какие происходят изменения в живой природе с приходом осени?
Д/З Прочитать текст « Неживая природа осенью».
Источник
Урок-экскурсия в 4 классе «Природа осенью»
план-конспект по окружающему миру
Урок-экскурсия для учащихся 4 класса «Природа осенью»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-ekskursiya_v_4_klasse.docx | 65.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-экскурсия для учащихся 4 класса «Природа осенью»
Место проведения: парковая зона возле школы.
Цели: познакомить детей с особенностями природы осенью, изменениями, которые происходят в растительном и животном мире
Образовательные задачи: 1) учить распознавать листья наиболее распространенных пород деревьев; 2) развивать умение различать кустарники, деревья, травы.
Воспитательные задачи: 1) воспитывать бережное отношение к природе; 2) закрепить правила поведения в природе, на экскурсии вспомнить изменения в неживой природе; 3) продолжить формирование эстетического отношения к природе, интереса к ее изучению; 4) повышать уровень экологической культуры учащихся.
Развивающие задачи: 1) развивать логическое мышление: анализ, синтез, сравнение, обобщение; 2) обогатить представления детей конкретными наблюдениями за осенними явлениями в жизни растений, животных; 3) осуществлять наблюдения за природными явлениями; устанавливать зависимости в природе; 4) сравнить летнюю природу с осенней; 5) развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Планируемые результаты экскурсии:
• самоопределение – осознают ценностное отношение к природному миру;
• смыслообразование – осуществляют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве разнообразии природы;
• интерес к исследовательской работе.
• контроль и оценка – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным материалом,
• понимать выделенные учителем ориентиры действия во время учебной экскурсии.
• находить необходимую информацию в окружающем мире для решения учебной задачи; логические — анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; проводить аналогию между изучаемым материалом и собственным опытом,
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• анализ и синтез, выведение следствий;
• умение организовать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками;
• умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
• управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
• рассказывать об изменениях, происходящих в природе осенью;
• характеризовать осенний месяц;
• знакомиться с осенними изменениями в растительном и животном мире,
• обобщить и привести в систему знания детей об осенних изменениях в природе,
• формировать инструментальные навыки и умения исследовательского поведения: видеть проблему, строить предположения, давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, наблюдать, доказывать и защищать свои идеи,
• расширить кругозор детей,
• вырабатывать правила поведения в окружающем мире.
Оборудование: инструкционные карточки, папка для сбора листьев, лупа, коробка или корзинка для сбора плодов.
— Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир природы.
Вспомните, какая бывает природа? (Живая и неживая)
— Перечислите, что относится к неживой природе? (Солнце, звёзды, воздух, вода, камни)
— А что относится к живой природе? (Растения, человек, животные)
— Всё в природе подчинено законам. Жизнью природы управляют и времена года. Какие
времена года вы знаете, назовите.
Опустел уютный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл? (Сентябрь.)
Всё мрачней лицо природы —
Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (Октябрь. )
Поле чёрно-белым стало,
Падает то дождь, то снег,
А ещё похолодало,
Льдом сковало воды рек,
Мёрзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц, подскажи? (Ноябрь.)
— Ещё раз перечислите эти месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
— К какому времени года они относятся? (К осени)
Учитель. Какая погода в октябре?
-Чаще налетают порывистые холодные ветры. Подует ветер, сорвёт с ветки листок, и он, медленно кружась ,опускается на землю.
— По утрам стелются по лесным полянам и речным лугам белые влажные туманы.
В октябре нередки дожди, но не тёплые летние, а холодные, мелкие, моросящие, а небо затянуто серыми облаками.
— В конце месяца бывают заморозки. Лужицы покрываются тонкой корочкой льда, на траву и кусты ложится серебристый иней.
-Как вы думаете, для чего мы идем на экскурсию?
Дети. Наблюдать за признаками осени?
Учитель знакомит учащихся с маршрутом экскурсии, правилами поведения.
II. Непосредственное проведение экскурсии
(Читает подготовленный ученик)
С клёнов полетели.
Заблестел на лужах
Первый тонкий лёд.
Учитель. Ребята, куда мы пришли? (В парк). Давайте посмотрим вокруг. Какие изменения произошли в природе? (Ответы детей).
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат!
— Что происходит осенью с листьями деревьев? (Листья деревьев меняют окраску и опадают)
— Давайте понаблюдаем за небом: какое оно? Ярко-синее или бледно-голубое? И есть ли на нём облака?
(Характеризуя осенний парк, следует отметить, в какие цвета окрашиваются листья разных деревьев, у всех ли растений в одинаковой степени произошло это изменение, одинаково ли изменяется окраска листьев на одном дереве. От того, что листья разнообразно окрашены, лес осенью очень красив. Это время осени называют золотой осенью.)
— Как изменилась окраска листьев на различных деревьях и кустарниках?
-Что еще происходит с листьями?
— Найти деревья и кустарники, которые не изменились с лета.
Учитель. Ребята, а что такое листопад? Как вы думаете, почему в природе
происходит листопад? (Сбрасывая листья, растения спасаются от физиологической засухи, так как листья испаряют большое количество влаги. Но с наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлажденную воду корни растений не всасывают.)
— Когда листьев больше опадает: в затишье или при ветре, объяснить почему?
— Каких опавших листьев больше: зеленых или частично изменивших окраску? (Листопаду предшествует изменение окраски листьев.)
-На всех ли лиственных деревьях одновременно начался листопад?
— Со всех ли деревьев уже опали листья?
— Видели ли вы сейчас растения с листьями?
— Когда лес бывает более красивым – в сентябре или сейчас? Почему?
-Когда началось изменение окраски листьев, какая в это время была погода (температура воздуха)?
-Когда началось массовое изменение окраски листьев?
— Как изменилась к этому времени температура воздуха? (Надо сравнить температуру воздуха в начале и в конце листопада. Дети увидят, что с понижением температуры изменение окраски листьев происходит интенсивнее. Быстрее идет листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков.)
Дети и учитель идут по тропе парка.
Учитель. Ребята, отгадайте, о каком дереве я загадаю загадку:
И, глядя, его клюют. (Рябина)
Дети рассматривают встретившиеся деревья, кустарники, обсуждают форму листьев, их величину. По ходу собирают семена, листья для гербария.
– Какие деревья растут в, парке?
– Отгадайте, о каких деревьях говорится в этих загадках.
1.Зимой и летом одним цветом.
2. Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?
– Докажите, что ваши отгадки правильны.
Это задание вызвало большую активность со стороны учащихся.
– Сравните ели, которые описывает М. Лермонтов, с теми, которые вы видите в этом парке.
Читается отрывок из стихотворения М. Лермонтова “Осень”:
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникши ели,
Зелень мрачную хранят.
Учащиеся, прослушав отрывок, отметили, что в парке ели и сосны выглядят не мрачно, а очень нарядно, весело, потому, что они выделяются среди золотых березок и красных осинок, а желтые листочки, которые лежат на их ветках, еще больше оттеняют их зеленый наряд.
– А какие деревья осенью меняют свою листву?
– Расскажите о березках, какие они были летом, а какие сейчас? С чем можно сравнить их наряд?
– Посмотрите еще раз на березки в парке. Что вы подметили? Расскажите об этом. (Крона у березки кружевная, а такого белоснежного ствола, как у березки, нет ни у одного дерева. Березка похожа на балерину в золотой пачке, которая кружится на одной ножке.)
Игра «Кто быстрее найдет березу, сосну, дуб».
Учитель. Идем дальше.
«Все меня топчут,
Ребята, о чем я говорю? (Об аллее). Какая она?
Обратить внимание детей на скамейки.
Уч итель. Ребята для чего нужны скамейки? Для чего служат указатели? (Для того чтобы ориентироваться на многочисленных аллеях нашего парка).
2. Работа в группах, фиксация результаты работы в инструкционных карточках
Учащиеся разбиваются на группы по 3-4 человека и работают самостоятельно. Задание учитель составляет заранее на отдельных карточках. Перед выполнением самостоятельной работы учитель напоминает о том, какое количество материала нужно собрать и как это делать. Подчеркивается необходимость соблюдения элементарных правил охраны природы. Собирать можно только опавшие листья, веточки, кору.
Задания для 1-й группы: «Охрана природы»
1. Какой мусор был найден вашей группой на данной территории? Пластиковые бутылки и упаковки. Макулатура.
Другие отходы (какие?)
2. Какие из найденных вами отходов принимаются для переработки?
3. Какие отходы относятся к опасным? Есть ли такие отходы на данной территории?
4. Какие меры принимаются для сохранения чистоты территории? Что бы вы еще могли предложить?
5. Нарисуйте два знака ,призывающих людей не мусорить на данной территории.
Задача. В сутки автомобиль способен выбросить в воздух примерно 20 кг выхлопн ых газов. Сколько выхлопных газов могут выбросить в воздух 8 автомобилей за 10 суток?
Успеха в работе!
Задание для 2-й группы.
1. Посмотрите, что стало с почвой с приходом осени. Почему? 2. Как изменилось поведение насекомых с приходом осени? Почему? Понаблюдайте за их внешним видом. Много их или мало? Где они чаще всего встречаются – на солнце, в тени? Почему? Где они прячутся?
– Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было летом?
У насекомых температура тела непостоянная. Она изменяется в соответствии с изменением температуры в окружающей среде. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, другие зимуют в стадии личинки и куколки.
С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом.
3. Задача. Для образования в природе слоя почвы толщиной 1 см требуется, по подсчетам ученых, 400 лет. Сколько лет потребуется для образования слоя почвы в 5 см?
Успеха в работе!
Задание для 3-й группы.
1. Измерьте температуру воздуха на месте проведения экскурсии, сравните с летними измерениями. (Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно. Как повлияла температура воздуха на жизнь растений?
2. Соберите опавшие листья, с помощью учителя определите, с каких деревьев они опали.
3. Задача. Сейчас охота в наших лесах запрещена полностью на 18 видов зверей и 29 видов птиц. На сколько видов зверей и птиц в общем запрещена охота?
Задание для 4-й группы.
1. Пронаблюдайте, какой дует ветер в день экскурсии (холодный, теплый; слабый, сильный). Определите с помощью компаса его направление
2. Каких птиц вы встретили на экскурсии? Чем они заняты? Почему?
3. Задача. Сова уничтожает за год 1000полевых мышей. Сколько килограммов хлеба сохраняет в год одна сова, если одна полевая мышь в год запасает 1 кг зерна?
Привал «Думаем, вспоминаем»
— Слушайте внимательно, ищите ошибки.
Катюша начала готовиться к походу в лес еще с пятницы. В сентябрьское воскресенье Катюша с дедушкой вышли из дому и пошли краем села к лесу. Прошло минут пятнадцать. Вот и лес. Блестят в воздухе тонкие паутинки, сыплются на землю пестрые листья. Прячет осень под пестрым ковром грибы. Но у Катюши глаза зоркие. И вот уже полно лукошко сморчков и строчков. А вот дружная семейка опят на старом пне, и рядом в траве желтеют их шляпки. Слышно кукование кукушки, поет, заливается зяблик, из кустов доносятся трели соловья. Хорошо в лесу! Накануне прошел дождь, и солнце блестит на листьях люпина, еще краше оттеняя его синие цветы. В небольших водоемах резвятся головастики, скоро они превратятся во взрослых лягушек. Катюша захватила с собой и ведерко. Щедрый лес не подвел ее. Набрала Катюша земляники и малины. Обедали с дедушкой на лесной вырубке, рядом росла рожь, и было видно, как там подкармливаются перед отлетом на юг белые журавли. С полным лукошком и ведерком возвращались домой. Вышли к полю и увидели -высоко в небе стремительно пролетают ласточки. «Видно, к дождю», — сказал дедушка.
Ошибки. 1. Сморчки и строчки встречаются в конце апреля — мае, но не в сентябре. 2. Кукушка, зяблик и соловей прекращают петь в июне, иногда в начале июля. 3. Люпин отцветает в июле. 4. Головастиков, как правило, в сентябре уже нет. 5. Земляника кончается в начале июля, малина — в конце июля. 6. Рожь в сентябре бывает неубранной лишь у нерадивых хозяев.7.Белые журавли обитают в тундре. 8. Ласточки летают высоко — к хорошей погоде, а не к дождю.
Учитель: Итак, мы завершили небольшую экскурсию в наш осенний дивный уголок природы. Что вы узнали, что вас поразило, что вы увидели и услышали в природе? Пожалуйста, попробуйте дома об этом нарисовать, сделать фотографии, гербарии, колажи. Возможно, кто-то придумает небольшой рассказ или сказку, а на следующем уроке мы их послушаем.
III. Послеэкскурсионная работа
Творческий отчет детей по результатам исследований на экскурсии:
— ответы на вопросы в классе по группам.
— Творческая выставка «Дары осени».
- Описание специфики методики работы в процессе реализации этапа непосредственного проведения экскурсии.
Доминирующими методами являются исследовательские, практические, так как дети самостоятельно наблюдают и выявляют признаки весны, фиксируют результаты работы в инструкционных карточках. Групповая работа проводится на этапе непосредственного проведения экскурсии. Организуется исследовательская работа в звеньях. На первом этапе каждое звено получает практическое задание, обсуждает план его выполнения, а на завершающем этапе группы делают творческий отчет.
- Соблюдение техники безопасности в процессе экскурсии.
Во время экскурсии учащийся обязан:
• соблюдать программу, маршрут, график проведения и установленный порядок проведения экскурсии;
• соблюдать правила личной гигиены;
• соблюдать установленную руководителем группы форму одежды;
• соблюдать правила безопасности в конкретных природных и погодных условиях;
• соблюдать правила дорожного движения и пользования транспортом;
• соблюдать местные традиции и обычаи;
• бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры, к личному и групповому имуществу.
• покидать место расположения группы;
• трогать руками колючие, режущие и незнакомые растения;
• пробовать на вкус незнакомые растения, грибы, ягоды, рыбу и другие «дары природы»;
• трогать ядовитых, жалящих и незнакомых насекомых рыб и животных;
• пить воду из водоемов без соответствующей обработки;
• без разрешения сопровождающих удалятся от группы на расстояние, превышающее пределы прямой видимости;
• без разрешения сопровождающих трогать руками и приближаться к каким-либо птицам и животным;
• выполнять любые действия без разрешения сопровождающего работника.
3. Предоставление фотоматериалов экскурсионной деятельности.
Источник