Экскурсия осенние явления живой природы

Урок-экскурсия «Осенние изменения в природе».
методическая разработка на тему

Цели: знакомство с природными объектами и явлениями, расширение знаний детей о сезонных изменениях в природе; развитие умения наблюдать, сравнивать, обобщать, высказывать свое впечатление, развитие коммуникативных навыков, развитие творческих способностей, воспитание добрых чувств в контакте с природой; оздоровление детей.

Скачать:

Вложение Размер
urok-ekskursiya_osennie_izmeneniya_v_prirode.docx 16.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-экскурсия «Осенние изменения в природе».

Цели: знакомство с природными объектами и явлениями, расширение знаний детей о сезонных изменениях в природе; развитие умения наблюдать, сравнивать, обобщать, высказывать свое впечатление, развитие коммуникативных навыков, развитие творческих способностей, воспитание добрых чувств в контакте с природой; оздоровление детей.

Оборудование: планшеты, бумага для записей и рисунков, карандаши, ручки, фломастеры, пакеты и коробки для сбора природных материалов.

Остановка 1. Перед входом в парк.

Дети любуются красотой парка, читают подготовленные самостоятельно стихи Ф. Тютчева, И. Бунина, А. Пушкина об осенней природе.

Остановка 2. Изменения в неживой и живой природе. Игра «Что изменилось».

Воспитатель кратко описывает какое-либо явление природы, каким оно было в летний период. Дети должны сказать, какие изменения произошли с ними осенью.

«Летом было очень жарко». (Осенью стало прохладнее).

«Ярко светило солнце». (Солнце закрыто тучами).

«Небо было голубое». (Осенью небо хмурое, серое).

«Дул теплый ласковый ветерок». (Дует холодный порывистый ветер).

«Трава и листва на деревьях были зелеными и сочными». (Осенью травы и листва пожелтели, засохли).

«Дети купались в реке». (Никто не купается, холодно).

«Жужжали пчелы, порхали бабочки, летали мухи». (Насекомых мало, попрятались в укрытия).

«Было много цветов». (Цветущих растений очень мало).

«Летом мальчики гуляли в шортах и футболках, девочки – в платьицах». (Люди надели куртки, шапки, сапожки).

«Работники парка стригли газоны». (Дворники сгребают листву).

Остановка 3. У водоема.

Как изменился водоём по сравнению с летом? Цвет воды, температура, водные растения, подготовка их к зиме (зимующие части – корни, корневища – находятся в иле, на дне водоема). Распространение семян по воде. Насекомые и другие животные водоема, которых можно наблюдать.

Остановка 4. Поляна в пейзажной части парка.

Игра «Найди дерево».

Каждый ребенок подготовил загадки о деревьях.

Один ученик загадывает загадку о дереве, остальные дети, отгадав её, должны подбежать к этому дереву. Используется один из «законов прогулки» – «закон круга»: воспитатель поднимает флажок, нужно прибежать обратно в круг и выслушать новую загадку.

Игра «Подбери лист».

Каждый берет какой-нибудь лист, упавший на землю. Дети с одинаковыми листьями образуют отдельные группы. Найдите дерево, с которого упал ваш лист. Назовите дерево. Найдите ещё точно такой же лист, такого же размера, цвета, формы.

Дети встают друг за другом и образую «поезд», который идет от станции «Дубовая» к станции «Березовая», «Рябиновая» и т.д. Ведущий открывает билетную кассу и продает билеты (разные листья). Поезд прибывает на станцию «Дубовая». Дети с билетами – листьями дуба – выходят и становятся у дерева. На обратном пути поезд забирает пассажиров, но для этого они должны показать обратный билет.

Игра «Подружись с деревом».

  1. Выбери себе одно дерево.
  2. Поговори с деревом:

Сколько тебе лет?

Что ты чувствуешь сейчас?

Кто твои друзья?

  1. Закрой глаза, прикоснись щекой к коре:

Какой сон приснился дереву? Расскажи всем детям.

  1. Нарисуй (по выбору) самое красивое дерево, самое веселое, грустное, одинокое, могучее, старое, молодое, хрупкое.

Дети объединяются в пары или небольшие группы и выполняют задания:

1-я группа. Найдите что-то, что пахнет.

2-я группа. Послушать три звука, издаваемые не человеком, а кем-то другим.

3-я группа. Поищите, где гнездятся птицы.

4-я группа. Какие три цвета ты видишь больше всего?

5-я группа. Где животное может спрятаться от дождя?

6-я группа. Чем пахнет земля?

7-я группа. Найди что-то, чему столько же лет, сколько тебе.

8-я группа. Найди что-то, что может стать частью тучи или облака.

Сигнал «Закон круга».

Отчет групп о выполненных наблюдениях.

Сбор листьев, плодов, семян для поделок.

Что тебе особенно понравилось и запомнилось на экскурсии?

Выставка рисунков «Портрет дерева».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Окружающего мира в 1 классе по программе «Школа 2100».

Материал содержит конспект урока окружающего мира «Осенние изменения в природе» для 1 класса («Школа 2100»).

Презентация к уроку окружающего мира 2 класс.

Интегрированный урок по окружающему миру и изобразительному искусству. Дети отправляются в путешествие по осеннему лесу, расширяют знания об осенних изменениях в жизни растений, насекомых, .

Наблюдение за осенними изменениями в природе.

В пректе участвовали все ученики нашего класса. Дети разделились на группы, каждая из которых отвечала за свою часть работы: «фотокорреспонденты» фотографировали деревья в период листопада и дан.

в этом уроке отражены основные моменты экскурсии. После организационного момента использую упражнения на коррекцию мышления. Далее использую установочную беседу и основные этапы проведения экскурсии. .

Источник

5 кл. Экскурсия «Осенние явления в жизни растений и животных», школьный. 2014г.
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

5 кл. Экскурсия «Осенние явления в жизни растений и животных», школьный. 2014г.

Скачать:

Вложение Размер
ekskursiya_5_kl.docx 23.08 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия «Осенние явления в жизни растений»

Подготовила и провела

учитель биологии и химии

Цель: Познакомить с осенними явлениями в жизни растений родного края, дать опережающие знания о листопадных и вечнозеленых растениях.

  • Выявить изменения, происходящие с растениями в осенний период;
  • Научить наблюдать за сезонными явлениями в природе, описывать результаты наблюдений.
  • Развивать умение проводить наблюдения в живой природе;
  • Способствовать приобретению навыков правильного поведения в природе;
  • Воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности за нее.
  • Познакомить с профессиями фенолога, эколога, фитодизайнера.

Основные понятия и термины

Листопад, листопадные и вечнозеленые растения.

Формы и методы обучения

Метод: Комбинированный (словесный, практический, исследовательский)

Формы: групповая, фронтальная

Предметные: учащиеся имеют начальные представления об осенних явлениях в их жизни; о том, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определенной среде; приобретают навыки правильного поведения в природе.

Метапредметные : развивается умение проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты.

Личностные : формируются чувство любви к родной природе, бережное отношение к природе и элементы экологической культуру.

Подготовка к экскурсии: презентация или иллюстрации по теме “Осень”, ветви деревьев, кустарников и травянистых растений, различные листья, разнообразные сухие и сочные плоды.

I. Вступительная беседа, в процессе которой выясняется, какие представления имеют школьники о естественных и искусственных сообществах растений. Школьники перечисляют особенности искусственного сообщества, отмечая, что сад, парк– это культурные насаждения растений и приводят примеры естественных сообществ.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.
(Ф.И. Тютчев)

1. Кто из вас любит это время года? А что вам очень нравится осенью?

2. Выявить признаки осени: неустойчивая погода, короткий световой день, понижение температуры воздуха, увеличение влажности и количества осадков, появления по утрам тумана, потемнение воды в реках и прудах, дружный отлет многих птиц, созревание плодов растений, раскрашенная листва на деревьях.

3. Выяснить причины осенних изменений в природе:

  • Что происходит с растениями осенью?
  • Как изменяется окраска листьев у деревьев, кустарников, трав?
  • Какие условия погоды влияют на изменение окраски листьев?
  • Почему легко опадают желтые листья?
  • Какое значение имеет листопад?
  • Почему в народе говорят “Не от добра дерево лист роняет”?
  • Правильно ли поступают, когда из садов, парков, скверов осенью увозят опавшие листья?
  • Что произошло бы с кленом, если бы он на зиму остался с зелеными листьями?
  • У каких растений листья остаются зелеными до заморозков? А после выпадения снега чернеют? (Ольха, сирень, некоторые яблони, молодые тополя.)
  • У всех ли растений одинаковая продолжительность листопада? (Например, у березы – два месяца, у липы – две недели.)
  • А что происходит с наземными частями травянистых растений?
  • А почки растений готовятся к зиме?
  • Какие вы знаете травянистые растения, которые цветут до глубокой осени? (настурция, ноготки, душистый горошек, гвоздика, флоксы, астры, георгины, гладиолусы, клевер, ромашка, дикая редька, пастушья сумка, сурепка, паслен черный)

Кто из вас знает о профессии фенолога, фитодизайнера, эколога? Рассказ учителя.

III. Конкурс. Узнай меня.

1. Учитель показывает листья различных растений. Учащиеся называют растения.

2. На подносе набор с сочными и сухими плодами. Учащиеся получают задание: отделить сочные плоды от сухих. Чем сухие плоды отличаются от сочных? Чем отличается ягода от костянки? Назовите растения.

  1. Самостоятельная работа учащихся по заданиям к экскурсии.

Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает карточку с заданием. В конце экскурсии каждая группа предоставляет устный отчет о проделанной работе. Полный письменный отчет по экскурсии каждый ученик предоставляет в виде домашнего задания к следущему уроку.

Карточка — задания к экскурсии № 1

1. Внимательно рассмотрите растения на территории школьного двора. Сколько культурных зон с преобладанием определенной растительности можно выделить? Дайте своё названия этим зонам.

  1. Подсчитайте количество клёнов на территории школьного двора.
  2. Выясните, какие осенние явления можно наблюдать в жизни клёна. Соберите по 5 листьев клёна разной окраски.
  3. Д/З.

1. На листе формата А4 письменно ответьте на задания экскурсионной карточки.

2. Напишите небольшое сообщение о клёне.

3. Высушите собранные во время экскурсии листья и приклейте их к отчету.

Карточка — задания к экскурсии № 1

  1. Внимательно рассмотрите растения школьного двора. Подсчитайте сколько деревьев и сколько кустарников находится на его территории.
  2. Найдите на территории школьного двора кустарник с плодами. Выясните название этого кустарника.
  3. Соберите несколько листьев и плодов этого кустарника.
  4. Д/З.

1. На листе формата А4 письменно ответьте на задания экскурсионной карточки.

2. Напишите небольшое сообщение о любом кустарнике, который растет на территории школьного двора.

3. Высушите собранные во время экскурсии листья, плоды и прикрепите их к отчету.

Карточка — задания к экскурсии № 1

  1. Внимательно рассмотрите растения, растущие на школьной клумбе №1. Дайте название этой клумбе. Выясните название цветущих растений.
  2. Подсчитайте, сколько цветов растет на этой клумбе.
  3. Соберите аккуратно несколько цветков и плодов (семян) растений.
  4. Д/З.

1. На листе формата А4 письменно ответьте на задания экскурсионной карточки.

2. Зарисуйте несколько растений клумбы № 1 и подпишите названия этих растений.

3. Высушите цветки, собранные на экскурсии, прикрепите цветки и плоды (семена) к отчету

4. Итоги экскурсии. Устный отчёт каждой группы.

Беседа о бережном отношении к природе.

Сейчас нам предстоит обсудить основные положения природоохранной памятки.

  1. Выходя в природу, наблюдай за ее красотой, за цветущими деревьями, кустарниками и травами.
  2. Не ломай веток деревьев и кустарников, не срывай цветущих травянистых растений.
  3. Запомни растения, подлежащие строжайшей охране. Срывать такие растения строго запрещено!
  4. Запрещается в лесу разводить костры. Во время экскурсий или похода следует останавливаться у водоема и разводить костер в установленном месте. Уходя из леса, необходимо тщательно потушить костер.
  5. Соблюдай правила сбора грибов. Не повреждай грибницу. Это ведет к гибели не только грибов, но и других симбиотических растений.
  6. Бережно относитесь ко всему живому. Не разоряй птичьих гнезд, муравейников! Охраняй насекомых! Помни, что многие из них являются опылителями цветковых растений!
  7. Запрещено бросать ненужные предметы в воду.
  8. Соблюдай чистоту в лесу, на лугу и в других местах твоего отдыха. Остатки пищи, банки, бумагу следует сжечь или закопать в землю. Любые проблемы надо начинать решать с себя. И всем вместе, дружной семьей. Быстро и энергично. Иначе будущего может не быть.

Как яблоко на блюде,
У нас Земля одна.
Не торопитесь люди
Все вычерпать до дна…
Нам жировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.
М. Дудин

V. Подведение итогов экскурсии:

1. Kакие методы биологических исследований были использованы (наблюдение, описание, сравнение, эксперимент).

2. Kакие виды биоценозов узнали на экскурсии?

3. Значение осенних явлений в жизни растений и животных.

4. Вспомните пословицы, загадки, связанные с осенними явлениями.

“Если лист ничком ложится, когда опадает, – к урожаю на будущий год”.

“Если осенью листопад пройдет скоро, надо ждать крутой зимы”.

“Когда в заячье ухо лист дуба развернется, сей овес”.

“Больше леса – больше снега, больше снега – больше хлеба”.

“Много рук, а нога одна”. (Дерево.)

“Сидит – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет – почернеет”. (Лист.)

“Летом одевается, зимой раздевается”. (Растение.)

“Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает”. (Лес.)

“Зимой и летом одним цветом”. (Хвойный лес.)

“Есть дерево: свет наставляет, больных исцеляет”. (Береза.)

“Осенью в щель заберется, а весной проснется”. (Муха.)

Задает вопросы: не было ли затруднений при выполнении заданий? Если имелись, то, какие были затруднения и почему?

Какие чувства вызвала у вас осень в природе?

Хотелось бы вам изучать природу нашего края?

Оформить отчет о выполнении заданий. В отчёте могут быть приведены стихи об осени

Источник

Читайте также:  Диалог по английскому языку экскурсия
Оцените статью