Экскурсия в осенний лес
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Экскурсия в осенний лес, 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_v_osenniy_les.docx | 25.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Выполнила студентка 21 группы Полникова Валерия
Тема: Экскурсия в осенний лес
Класс: 2
Цель: создать условия для усвоения представлений об осенних изменениях в живой природе, в жизни растений и животных в связи с приходом осени.
— образовательные: способствовать ознакомлению учащихся с осенними изменениями в природе, расширять знания о растительном и животном мире.
— развивающие : создать условия для развития общеучебные и исследовательские умений и навыков: наблюдения, сравнения, систематизации и классификации.
— воспитательные : способствовать формированию экологического сознания, представления о взаимосвязи объектов живой природы, воспитывать бережное отношение к природе.
1. Вводная часть (вводная беседа)
-Какое время года наступило?
-Какие осенние месяцы знаете?
-Какой месяц осени сейчас?
-Сегодня мы отправимся на экскурсию в осенний лес. Но сначала давайте повторим правила поведения в лесу.
Правила друзей природы:
1. Не ломать деревья и кустарники, не срывать травянистые растения.
2. Не сбивать грибы, даже несъедобные.
3. Не обрывать паутину и не убивать пауков.
4. Не распугивать птичьи стаи.
5. Не ловить диких зверей и птиц и не уносить их домой.
6. Не шуметь в лесу, в парке.
Шумом вы отпугнете животных, помешаете им. А сами увидите и услышите гораздо меньше. Старайтесь не нарушать ни одно из правил.
-Сентябрь, октябрь, ноябрь
2. Основная часть:
— коллективное наблюдение;
— индивидуальное, самостоятельное наблюдение детей;
— игры детей с собранным материалом
-Ребята, обратите внимание на небо. Какое оно? Вспомните, какое небо было летом?
-Как греет солнце?
-Как изменилась температура воздуха?
-Давайте проверим это с помощью термометра.
— Как изменился ветер?
-Давайте определим, есть ли сейчас ветер по верхушкам деревьев. Что происходит с деревьями? Какой можно сделать вывод?
— Посмотрите на лес и скажите, как изменился общий вид леса по сравнению с летом? Как изменилась окраска листьев на различных деревьях и кустарниках?
— Обратите внимание на то, как падают листья: одни — тихо и плавно, другие – кружась, третьи – порывисто. Как называют это явление?
-Ребята, посмотрите и скажите, какие деревья есть в лесу. Давайте полюбуемся деревьями. Посмотрите, какие они красивые!
Самостоятельная работа (Каждая группа получает свое задание.)
Задание для 1-й группы: внимательно посмотрите вокруг и перечислите деревья и кустарники, у которых пожелтели и покраснели листья.
Задание для 2-й группы: соберите коллекцию опавших листьев деревьев и кустарников.
Задание для 3-й группы: соберите семена, плоды различных растений (шишки, гроздья рябины, калины, “вертолетики” клена, желуди и орехи).
-Ребята, давайте с вами поиграем.
Игра “Угадай растение”: ученики 2-й группы показывают листья, а остальные угадывают, какому растению они принадлежат.
Игра “Угадай плоды и семена”: ученики 3-й группы показывают свои находки, а остальные угадывают растения, которым они принадлежат.
— В лесу растут деревья, кустарники и травянистые растения. Все они требуют разное количество света, тепла, влаги. Одни из них светолюбивые, а другие, наоборот, хорошо растут в тени и на открытых участках погибают от перегрева. Третьи нуждаются в тепле и т. д. Чтобы ужиться вместе большому разнообразию растений, необходимы специальные приспособления. Одно из них — ярусное расположение. Верхний, или первый, ярус образуют деревья, выносящие свои кроны к свету, например дуб, липа, старая береза. Под ни ми во втором ярусе растут рябина, черемуха. Третий ярус составляют кустарники, а четвертый — травянистые растения. Пятый ярус составляют мхи и грибы. Освещенность в лесу уменьшается от яруса к ярусу, поэтому внизу растут самые теневыносливые растения. Почва в лесу покрыта опавшими листьями деревьев и кустарником, остатками отмерших травянистых растений, которые образуют лесную подстилку. Она населена мельчайшими организмами — микробами. Под действием микробов остатки растений разлагаются, образуя перегной. Перегной превращается в минеральные вещества. В результате в почву пол вращаются взятые у нее растениями питательные вещества.
— Ребята, каких птиц вы видели летом? Почему их не видно сейчас?
-Как вы думаете, почему птицы улетают осенью?
-Но не все птицы улетают в теплые края. Посмотрите вокруг, каких птиц можно увидеть?
-Ребята, какие животные обитают в лесу?
— Осенью можно увидеть, как звери готовятся к зиме. Белка сушит грибы, собирает и прячет в дупло орехи и жёлуди. А вот барсуку и медведю не нужно делать запасы. За осень они отъедаются и ложатся спать в своих норках до весны. Не встретишь осенью и ёжика. Забрался он куда-нибудь под кучу хвороста или в другое укромное место, свернулся в клубок и уснул непробудным сном.
-Ребята, посмотрите вокруг. Какие грибы вы видите?
— Самые известные грибы – те, у которых есть шляпка и ножка. Такие грибы называют шляпочными. Под землёй от их ножки отходят в разные стороны тонкие, белые, похожие на паутину нити. Это грибница – подземная часть гриба. Это главная часть гриба. Среди шляпочных грибов есть съедобные и несъедобные. Есть и по-настоящему ядовитые грибы. Самый опасный – бледная поганка. Этот гриб смертельно ядовит! Однако все грибы нужны природе. Нити грибницы, срастаясь с корнями деревьев, снабжают их дополнительным количеством воды и минеральных солей. Взамен деревья делятся с грибами питательными веществами, которые образуются в зелёных листьях. Грибами питаются многие животные (например, лоси, белки, полёвки, сороки).Многие грибы перерабатывают растительный мусор в лесу.
— А как надо собирать грибы? Послушайте рассказ и решите, кто из девочек был прав
«Как сёстры собирали в лесу грибы». Старшая сестра Наташа взяла младшую Олю в лес. Девочки повязали косынки, взяли корзинки и побежали в лес. Они оказались на опушке. Под елью приметили большой белый гриб. Оля наклонилась, чтобы вырвать его, но Наташа запретила и предложила его осторожно, не повредив грибницу, срезать. Проходя дальше, Оля заметила полянку с мухоморами и хотела их затоптать, но сестра не разрешила это сделать, объяснив, что сюда придут лечиться лоси. В другом месте Оля разглядела маленький грибок и хотела раскопать почву, чтобы его достать, но сестра не одобрила её намерения, сказав, что гриб должен подрасти..
сравнению с летом? Как изменилась окраска листьев на различных
деревьях и кустарниках?
-Темное, мрачное, затянуто тучами; летом было ясное небо.
-Учащиеся определяют температуру воздуха с помощью термометра.
-Ветер стал более холодным, сильным, порывистым.
-Деревья качаются, наклоняются, значит сейчас есть ветер.
-Ответы детей. Наблюдают за деревьями, любуются.
-Самостоятельная работа учащихся по группам
-Игровая деятельность. Дети угадывают растения, к которому принадлежат листья, плоды и семена.
Источник
Урок- экскурсия «В гости к осени»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Урок окружающего мира
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.docx | 27.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Работка урока-экскурсии по окружающему миру во 2 классе «В гости к осени».
Цель: формирование представления об осени как о времени года, уточнить знания об осенних явлениях в живой и неживой природе, их взаимосвязи.
Предметные: научатся определять признаки осени, названия осенних месяцев, наблюдать явления природы осенью.
Метапредметные: принимать и сохранять цели и задачи учеб. Деятельности, использовать различные способы поиска, сбора, обработки информации, овладевать логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам.
Личностные: развивать навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, уважительно относиться к тому, что тебя окружает, беречь природу родного края.
Долгожданный дан звонок, он пойдет ребятам впрок.
Какое сейчас время года?
Какие осенние месяцы вы знаете?
Какие изменения в неживой природе происходят с наступлением осени? (ответы детей)
Какие изменения в живой природе происходят с наступлением осени? (ответы детей)
У нас сегодня необычный урок, а урок-экскурсия. Мы пойдем наблюдать за изменением природы с наступлением осени.
(учащиеся одеваются и выходят на улицу)
Первая остановка «Неживая природа».
Ребята, что относится к неживой природе? (ответы детей)
Посмотрите на небо, что заметили? ( небо синее, много облаков)
Как греет солнышко? ( не так как летом) Можно ли нас смотреть на солнце? Почему?
Сделаем вывод, какие изменения происходят в неживой природе осенью.
( солнышко светит, но не греет так сильно как летом, небо чаще покрыть облаками, идет дождь, но он холодный)
Учитель: с наступление осени наступает похолодание.
Вторая остановка « Живая природа».
А) Посмотрите под ноги, что вы видите? (траву, насекомых, цветы)
Что можете сказать о траве и цветах? (вянут и желтеют)
Б) Отгадайте загадки:
У кого вся спинка в точках?
Кто пасётся на листочках?
Кого мы просим Подняться в небо
И принести нам оттуда хлеба? (Божья коровка)
На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Вся жизнь их связана с трудом. (Муравьи)
На цветок пахучий
Сел цветок летучий. (Бабочка)
Он сети, как рыбак, готовит,
А рыбы никогда не ловит. (Паук)
В зелёных мундирах
В траве на лугах
На длинных ногах. (Кузнечики)
Хоть вредитель — с виду милый.
Начиная майский лёт,
Он гудит как самолёт. (Майский жук)
Как их можно назвать одним словом? (насекомые)
Все ли эти насекомые живут у нас в Приморском крае?
А каких еще насекомых можете назвать?.
Что происходит с насекомыми осенью?
В) Игра « Чьи плоды?»
Желуди растут на — дубе;
яблоки растут на — яблоне;
круглая шишка на — сосне;
длинная шишка у — ели;
грозди рябины растут на — рябине;
сережки растут — на березе, ольхе, иве.
Какие деревья растут в нашем селе?
Что происходит с деревьями осенью? (опадают листья, окрашиваются в разные цвета)
Ветер листьями играет,
их с деревьев обрывает.
Всюду листики кружат — это значит… (Листопад)
Учитель: Листопад – самое красивое явление природы.
О нем нам расскажет…
В зимние морозы верхний слой почвы промерзает, и вода в нем превращается в лед. Корни не получают ни влаги, ни содержащихся в ней микроэлементов. Если дерево заранее не сбросит листья, оно продолжит испарять воду, и скоро наступит обезвоживание. Кроме того, мокрый снег и наледь слишком тяжелы даже для голых веток — зимой они становятся хрупкими и быстро ломаются после сильных метелей. Дерево, одетое в пышную листву, соберет на себе целые сугробы, согнется под их тяжестью и может рухнуть, не выдержать нагрузки. Еще одна важная причина, почему с деревьев опадают листья — избавление от накопленных за летний сезон токсинов и излишка питательных компонентов. Готовясь к зимнему сну, растения замедляют развитие и словно замирают в ожидании морозов, снегопадов и вьюг. Явление природы листопад — очень мудрое решение, оно позволяет растениям набраться сил для следующего сезона.
Теперь вам понятно, почему деревья сбрасывают листья на зиму?
Г) «Перелётные птицы»
Какие птицы прилетают к нам весной? (ответы)
Как их называют?
А вы знаете, какие птицы улетают последними? (водоплавающие: цапли, утки, бакланы).
Почему? (им еще есть корм в воде)
Почему ласточки, грачи, зяблики уже улетели? (стало мало насекомых)
Учитель: В нашем крае есть удивительная утка-мандаринка, которая занесена в Красную книгу. О ней нам расскажет…
Утка мандаринка – маленькая птичка, которая входит в число 10 самых красивых пернатых мира. Это символ китайской культуры. Фото утки мандаринки можно встретить в Китае повсюду. Ее изображали художники прошлых времен. Мандаринка — небольшая утка массой до 700 граммов. Питается моллюсками , червями, икрой рыб, семенами водных растений. Излюбленными местами этих птиц являются водоемы, с растущими рядом с ними деревьями и с завалами бурелома. Именно в таких местах уткам мандаринкам безопасно и комфортно. Мандаринка хорошо плавает, при этом высоко сидит на воде с несколько поднятым хвостом. Ныряет редко, только когда ранена. От своих родственников эти пернатые отличаются и способом гнездования. Они предпочитают высокие деревья. Там они гнездятся и проводят большую половину своего свободного времени, отдыхают. Время активных действий этих пернатых – утро, вечер. Свою активность они проявляют в поисках питания. Утки мандаринки, как и лебеди, если выбирают себе пару, то это на всю жизнь. Если с одним из партнеров что-нибудь случается второй уже никогда не ищет себе кого-нибудь другого.
А как называют птиц, которые зимуют с нами? (ответы)
Назовите зимующих птиц нашей местности. (воробьи, сороки, синицы, дятлы, вороны, поползни).
Нужно ли им помогать с наступлением холодов? (ответы детей)
Д) Остановка «Животные».
В птичник повадится — жди беды.
Рыжим хвостом заметает следы. (Лиса)
Вот иголки и булавки выползают из-под лавки.
На меня они глядят, молока они хотят. (Еж)
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке беленькой зимой,
А в серой шубке — летом. (Заяц)
Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (Белка)
Летом ходит без дороги между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос. (Медведь)
Все изрыл — и луг, и сад —
В темноте в часы прогулки
Рыл под полем переулки. (Крот)
Учитель: Как можно назвать этих животных? (дикие). А вы знаете, как дикие животные готовятся к зиме? ( ответы детей).
Да, ребята совершенно верно, одни животные ложатся в спячку, другие заготавливают корм на зиму, третьи меняют окраску, а четвёртых всю зиму ноги кормят.
Медведь один из представителей млекопитающих, который на зиму впадает в спячку. Такая необходимость у него возникает по той причине, что он не делает запасы пищи на зиму, а в этот период года его пища в природе отсутствует. Медведь питается главным образом растительной пищей. Спячка это единственный шанс на выживание, но к ней медведю приходится подготавливаться всё время на протяжении тёплого периода года. Он интенсивно питается и накапливает запасы жира. Во время спячки у медведя быстро снижается температура тела, становится медленнее дыхание, значительно замедляется сердцебиение. С наступлением тепла медведь выходит из этого состояния и продолжит процесс накопления жира. Будить медведя во время спячки категорически нельзя и даже опасно. Медведь просыпается очень разъяренным, но после этого может вновь не впасть в спячку и просто погибнуть. Как животное понимает, что наступила весна и пора выходить из спячки? Им об этом сообщает повышение температуры воздуха, которое они ощущают, а так же сильное чувство голода. Во время спячки медведь сосёт лапу, и это происходит вовсе не от того, что он очень голоден, а по причине необходимости увлажнения пересохшей кожи на ступнях, а так же для снятия ороговевших участков кожи. В период спячки у медведицы рождаются малыши. Медвежата рождаются совсем крохотными и слепыми, и на протяжении всего времени спячки матери питаются её молоком.
Понравился ли вам урок?
О каком времени года говорили?
Что интересного узнали?
Богат ли наш край животными и растениями?
Какие изменения происходят с неживой природой осенью?
А какие изменения происходят в живой природе?
Нарисовать рисунок на тему «Осень» или приготовить сообщение о животном нашего края. (на выбор)
Источник