Экскурсия по библиотеке для молодежи
Библиотека — мудрый дом души!
Здесь жизнь в ином — духовном измеренье.
Страничный шелест — путь на пик вершин,
С которых лишь рукой до озаренья.
Всему меняют цену времена,
И от иного — ни пера, ни пуха.
Но для людей пока, как хлеб, она нужна.
Библиотека — храм души и духа!
Библиотекарь — очень важная и нужная профессия. У многих людей есть домашние библиотеки. Книги стоят на полках и в шкафах. Читают их взрослые и дети. Они знают все свои книги. Но есть еще огромные хранилища книг — библиотеки. Работа библиотекаря проходит в библиотеке, среди книг.
9 марта 2017 года специалистами муниципального учреждения «Молодёжный центр» для учащихся восьмых классов Брейтовской школы была организована и проведена экскурсия в центральную районную библиотеку.
Встретила ребят Ольга Соловьёва, заведующая отделением. Она рассказала юным экскурсантам об истории возникновения библиотечной системы в Брейтовском районе и продемонстрировала фильм Александра Груничева «Библиотека служит людям». Из фильма ребята узнали, что библиотекарь не только выдаёт книги, но и участвуют в «домашнем» театре, проводит различные мероприятия, такие, например, как краеведческие чтения и чтения по избирательному праву. Как бы много книг не было собрано у вас дома, в библиотеке выбор книг неизмеримо больше!
Участники мероприятия познакомились с каталогами, книжным фондом, действующими выставками и новостями библиотеки, посмотрели зал абонемента и читальный зал. Из рассказа Ольги Сергеевны ребята также узнали о том, как библиотекарь устраивает красочные книжные выставки, посвящённые юбилею писателя или поэта. Эти выставки часто украшаются детскими рисунками и то, что приглашаются авторы известных и любимых книг на встречу с читателями. Пройдя в читальный зал, гости мероприятия обратили внимание на то, что здесь много столов с компьютерами и стульев, за которые можно сесть, чтобы что-то прочитать, найти необходимую информацию в интернете для подготовки экзамена, урока, а при необходимости и записать что-то. Также набирается определенная группа пожилых людей для обучения на компьютере.
А напротив двери ребята увидели пианино. Как рассказала Ольга Сергеевна, пианино не для того, чтобы петь песни, как на музыкальных занятиях в детском саду, а для того, чтобы читать стихи, отрывки из каких-то произведений и слушать глубокую, серьезную классическую музыку, которая помогает их прочувствовать и понять. Для этого работники библиотеки устраивают литературные вечера. Здесь же хранятся старые газеты и журналы, выпущенные в разные годы. Они нужны тем читателям, которые хотят вспомнить какую-то информацию из истории нашего поселка, страны. Нередко библиотекари находят и восстанавливают исторические фотографии и фильмы.
Некоторые считают, что книги, а вместе с ними и профессия библиотекаря в скором времени уйдут в прошлое, но это не так! К тому же современные библиотеки идут в ногу со временем. Подтверждением тому становится применение таких новшеств, как электронные книги — планшеты.
Ольга Сергеевна рассказала о преимуществах профессии «Библиотекаря», перечислила качества, которыми должен обладать специалист. Ученики на практике увидели, как нужно общаться с посетителями, заполнять картотеку и оформлять личную карточку — талон читателя.
После экскурсии старшеклассники поблагодарили Ольгу Соловьёву за интересный рассказ. Полученные знания они смогут закрепить в конкурсно-игровой программе «Библиотека — моя судьба».
Библиотекарь — информации хранитель,
От детских сказок до статей научных,
Он в необъятном книжном лабиринте
Путь к знаниям указывает лучший,
Его профессия сложна и многогранна,
Обязанностей разных очень много,
И никакие каталоги, базы данных
Его работу заменить не смогут!
Учреждение «Молодежный центр» благодарит сотрудников муниципального учреждения культуры «Брейтовская районная Центральная библиотечная система» за интересный и увлекательный рассказ о работе библиотекаря.
Фото и автор: специалист Ирина Смирнова
Источник
Сценарий виртуальной экскурсии в Юношескую библиотеку г. Сыктывкар
Сценарий виртуальной экскурсии.
Тема: Экскурсия по юношеской библиотеке горда Сыктывкара..
Цель: Привлечь студентов на регулярное посещение библиотеки
Задачи:
- Знакомство с библиотекой;
- Обозначение значимых мест в библиотеке;
- Заинтересовать студентов в посещении библиотеки с помощью демонстрации новых технологий.
Обзорная экскурсия по юношеской библиотеке горда Сыктывкара.
Библиотекарь: Здравствуйте, дорогие друзья. Мы очень рады провести для Вас виртуальную обзорную экскурсию по нашей Юношеской библиотеке. Мы пришли к Вам не случайно, ведь вы уже студенты. А это значит, что из Детской библиотеки вы уже выросли. Скажите, пожалуйста, кто-то был уже у нас? (подростки отвечают)
Библиотекарь: Отлично! Теперь вопрос к тем, кто у нас впервые. Есть ли у вас какие-то представления о нашем учреждении? (ответ подростков)
Библиотекарь: спасибо большое, может какие-то ваши мысли мы учтем в будущем, и не исключено что в ближайшем будущем откроем новый зал. Ну а сейчас прошу вас отключить звук ваших мобильных телефонов, ведь наша экскурсия начинается!
На экране слайд №1
Библиотекарь: приятного просмотра!
На экране слайд №2
Библиотекарь: логичнее и правильнее будет начать наше путешествие с истории создания нашей библиотеки. Ведь Юношеская библиотека Республики Коми прошла интересный путь развития, изменений, поиска. Она создана в марте 1974 г. В 70-е годы Юношеская библиотека активно формирует книжные фонды, налаживаются контакты с правительственными организациями, учебными заведениями, предприятиями, где трудится молодёжь.
На экране слайд №3
Библиотекарь: Период 80-х – начала 90-х годов был временем борьбы за достойную библиотеку. Много усилий потребовалось руководству и коллективу, чтобы добиться расширения выделенных площадей с 279 кв.м. до 600 кв.м., провести капитальный ремонт, открыть отдел периодики, отдел искусств, найти место для книгохранения. Республиканская газета «Красное знамя» от 14 декабря 1991 года писала: «Здесь никто не наставляет на путь истинный, нет назидательности и академичности, напротив, каждый выбирает свой вариант решения, свои формы поведения…И сотрудники библиотеки по праву гордятся своим детищем. Здесь, в Юношеской библиотеке, подобрались единомышленники – те, кто против казённой тиши в библиотечных залах». В сложный период 90-х годов, когда речь шла не о развитии, а о выживании, библиотеке удалось сохранить главное – стабильное комплектование книжного фонда и полноценную подписку на периодические издания. Именно в это время Юношеская библиотека Республики Коми становится очень востребованной у молодёжи города. Меняются образовательные программы школ, высших и средних специальных заведений. Читальные залы Юношеской библиотеки переполнены, стоят очереди у кафедр. В библиотеку идут за учебной и деловой литературой. Все силы и ресурсы направлены на информационное обеспечение образовательного процесса. По сути, в этот период Юношеская библиотека Республики Коми вынужденно взяла на себя функцию учебной библиотеки и успешно с ней справилась.
На экране слайд №4
Библиотекарь: В конце 90-х – начале 2000-х годов начинается информатизация учреждения. Быстро пополняются электронные каталоги, появляется сайт библиотеки. В 2003 г. открывается зал электронной информации. Его появление стало заметным событием для молодёжи, так как заполнило нишу интернет – услуг в городе.
На экране слайд №5
Библиотекарь: Далее последовали серьезные перемены. Появилась идея проекта «Библиотека для молодёжи в новом формате», который был реализован к концу 2012 года. Появились удобные места для работы, общения, проведения досуга. Открыты новые структурные подразделения: абонемент художественной литературы, зал общения и творчества, зал активного досуга. Появился свободный доступ к книжному фонду, как на абонементе, так и в читальных залах. Свободная зона Wi-Fi действует в библиотеке и на прилегающей к ней территории. Точки доступа читателей к электронным каталогам размещены непосредственно в отделах обслуживания. Продлено время работы библиотеки до 20:00. У молодёжи города появилось место, где можно активно проводить досуг и реализовать собственные идеи на некоммерческой основе.
На экране слайд №6
Библиотекарь: Сегодня в библиотеке работает много молодёжных клубов: «Комиксы и сериалы», клуб посткроссеров, английский клуб, клуб японской культуры «Осака», клуб корейской культуры «Чин Гу», киноклуб «Б.Э.К.», литературный клуб «Логорифм», клуб ролевой игры «Семейка Смит», фотокружок «За кадром», клуб молодых родителей «Счастливы вместе». Помимо зала «Пятый угол», где проходят спектакли театра-студии Юношеской библиотеки, можно уединиться с друзьями в зале «Тет-а-тет». Давайте познакомимся поближе с залами Юношеской библиотеки и с деятельностью, которая там происходит.
На экране слайд №7
Библиотекарь: холл – место, где вы можете зарегистрироваться и получить электронный читательский билет; самостоятельно взять или вернуть книгу, не прибегая к помощи библиотекаря; расположиться на красочных диванах, чтобы почитать книжку или связать одежду для деревьев библиоскверика. В холле вы сможете пользоваться компьютером и интернетом, подключаться к свободному Wi-Fi, играть на музыкальных инструментах или научиться вырезать по дереву. Кроме того, в холле регулярно проводятся концерты и мастер-классы.
На экране слайд №8
Библиотекарь: этот зал носит интересное название «Пятый угол». Это самый молодежный и популярный зал в Юношеской библиотеке. Здесь хранится самая большая в городе коллекция комиксов, которые можно взять почитать, расположившись на мягких разноцветных пуфиках и диванах.
На экране слайд №9
Библиотекарь: в этом зале каждую неделю собираются любители фильмов и сериалов, игроки «Го» и косплееры, которые готовятся к крупному в Республике Коми фестивалю – «СырКону». Кроме этого, в зале «Пятый угол» можно проводить лекции, тренинги и использовать установленную интерактивную доску, делать уроки или просто встречаться с друзьями. Здесь можно: собираться с друзьями, играть в настольные игры, посещать клубы (например, Клуб косплееров, киноклуб и другие), читать комиксы (здесь самая большая коллекция в Коми)
На экране слайд №10
Библиотекарь: следующий зал называется «Оранжевый зал». Это самый большой зал в библиотеке. Назван так из-за цвета мебели – столов, стульев и стеллажей, расположенных в зале. Здесь проводятся творческие выставки фотографий, картин и работ, выполненных вручную. Этот зал – излюбленное место для дискуссионных клубов, мастер-классов, обучающих и развлекательных мероприятий.
На экране слайд № 11
Библиотекарь: в «Оранжевом зале» регулярно проходят встречи с писателями, волонтерами, юными журналистами; собираются активисты клубов «Маленькая академия счастливой жизни», «Хроники героев» и проводится интеллектуально-развлекательная игра «ЧеховъQuiz». Кроме того, в этом зале можно проводить конференции, устраивать и отмечать Дни Рождения, делать уроки или играть в настольные игры.
На экране слайд № 12
Библиотекарь: далее зал периодических изданий. Один из самых маленьких залов в Юношеской библиотеке. Здесь хранятся периодические издания. Стоит отметить, что «свежие» газеты и журналы поступают в зал регулярно, отчего вы не пропустите важные новости или программу телепередач. Несмотря на то, что в зале поместится всего несколько человек, здесь можно поиграть в настольные игры небольшой компанией.
На экране слайд № 13
Библиотекарь: «Гвоздильня–Lab» – особая зона в библиотеке, где все желающие могут заниматься техническим творчеством, экспериментировать, воплотить свои идеи с помощью современной техники: 3D-принтер, приборы для выжигания по дереву, лобзиковый станок, фотопринтер, термопресс и комплект 3D-ручек. Здесь можно (на экране слайды с № 14 по № 18): печатать на 3D-принтере, распечатывать собственные изображения на кружках, выпиливать сувениры на электро-лобзике, создавать модели при помощи 3D-ручек, выжигать по дереву, проводить и посещать мастер-классы.
На экране слайд № 19
Библиотекарь: «Лофт» – самый молодой зал Юношеской библиотеки. Здесь хранятся энциклопедии, книги по экономике, политологии и социологии. В этом зале можно делать уроки, конспектировать лекции, читать любимые книжки.
На экране слайд № 20
Библиотекарь: в «лофт-зале» регулярно собираются клуб варгеймеров и игроки в «Мафию».
На экране слайд № 21
Библиотекарь: Зал отраслевой литературы – один из самых крупных отделов Юношеской библиотеки. Здесь можно найти учебники по предметам для школы, колледжа или университета, научно-популярную литературу. В этом зале регулярно проводятся литературные квесты и игры. Кроме того, в зале отраслевой литературы можно научиться шить на швейной машинке.
На экране слайд № 22
Библиотекарь: в читальном зале помимо книг хранится большая коллекция настольных игр, которые понравятся и взрослым, и детям. Игры на логику, смекалку, ловкость, быстроту мышления… Они не оставят равнодушным!
На экране слайд № 23
Библиотекарь: В этом зале хранятся книги художественной литературы. Здесь можно найти книжку «по душе» как для взрослого, так и для ребенка. Этот зал регулярно становится местом проведения квестов, интеллектуально-развлекательных игр для небольших компаний.
Заключение: Вот и подошла к концу наша виртуальная экскурсия по нашей Юношеской библиотеке. Надеемся, что вам все понравилось. Спасибо за внимание.
Ждем вас в нашей библиотеке, до скорой встречи.
Источник
Особенности разработки сценария виртуальной экскурсии по библиотеке
ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»
Особенности разработки сценария виртуальной экскурсии по библиотеке
по направлению подготовки
Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании
курса профессиональной переподготовки
Обуховой Ангелины Олеговны
Работа библиотекаря сложная, ответственная, разноплановая. Смысл труда библиотекаря не только в умении понимать, разделять с читателем его заботы — нужно помогать ему. А чтобы помогать профессионально надо многое знать и уметь.
Библиотекарь должен знать не только художественную литературу, но и идти в ногу с прогрессом, следить за новыми достижениями в науке и технике. Общение в библиотеке – сложный процесс профессиональных отношений. Большую долю рабочего времени библиотекаря занимает повседневное общение с читателями.
Соответственно, библиотекарь должен уметь проконсультировать посетителей своей библиотеки о современных достижениях и тенденциях не только в отечественной и зарубежной литературе, но и в той области науки, которой занимаются читатели его профессиональной образовательной организации.
Около половины библиотекарей и более трети руководителей признают необходимость реализации творческого начала во всех отделах библиотеки. Библиотекари также активны при разработке сценариев, организации и проведении массовых мероприятий. Наибольшая активность в реализации творческого потенциала наблюдается у работников со стажем до 20 лет (конкурсы, массовые мероприятия, внедрение новых форм и методов.
Новое тысячелетие для литературы и науки началось с подведения итогов прошедших периодов, усиления противостояния культур, появления нового подхода к науке и научной практике. В настоящее время отношение к культуре и науке стало более практическим и прагматическим.
Что касается отношения к отечественной и зарубежной классической литературе, то наблюдаются две основные тенденции.
Одна из них связана с тем, что несмотря ни на какие перемены, классическая литература считается главенствующей в формировании мировоззрения современного молодого поколения и, в определенной степе-ни ему навязывается без учета реалий настоящего времени. Именно поэтому молодежь считает ее устаревшей, неактуальной и неинтересной.
Поэтому задача современного библиотекаря состоит в том, чтобы указать молодым людям на те аспекты проблем, которые рассматриваются в классической литературе, которые их волнуют в реальной жизни. Следует обратить внимание читателей на то, что многие проблемы, которые рассматривают современные писателя были подняты и начали рас-сматриваться еще в хронологический период литературного творчества тех или иных писателей.
Библиотечное краеведение — важная составная часть профессионально развития библиотекаря, хотя и имеет свои особенности, обусловленные спецификой отрасли. Его цель — выявить, собрать, сохранить и предоставить в пользование читателям все печатные материалы, связанные по содержанию с определённой местностью, которая для её населения является родным краем. Не менее важно — обеспечить библиографической информацией об этих материалах всех желающих.
Истоки возрождения национальной культуры, во многом в знании своей истории, своих корней. Возросший интерес читателей библиотек к краеведческой литературе увеличивает и значение библиотечного краеведения, т.к. библиотеки как информационные учреждения должны обеспечивать удовлетворение краеведческих информационных потребностей.
Цель проекта: рассмотреть особенности разработки сценария виртуальной экскурсии по библиотеке
I. Перечислить и обосновать особенности проведения виртуальной экскурсии студентам разных курсов.
II. Написать сценарий виртуальной экскурсии.
IV. Выявить ожидаемые результаты проведения виртуальной экскурсии.
Важной составляющей работы библиотеки в сфере профессионального образования – это продвижение книги и чтения. Знакомить читателя с книгой можно традиционными способами: с помощью флаеров, листовок, книжных выставок. А можно использовать различные интернет-инструменты и сервисы, делать интерактивные выставки, создавать бук-трейлеры, говорящие аватарки, учебные видеоролики и виртуальные экскурсии.
Виртуальная экскурсия – это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов (музеи, парки, улицы городов, пр.) с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов.
Любая виртуальная экскурсия, так же как и реальная, должна иметь маршрут в виде заранее намеченного пути следования, где указаны основные пункты. Пунктами маршрута могут быть разделы каталога библиотеки, географические точки, объекты культуры, мемориальные места, архитектурные памятники и другое. Виртуальные экскурсии также можно создавать по страницам книг. Можно создавать путешествия по населенным пунктам из сюжета книг, экскурсии по достопримечательностям и памятным объектам описанного в книге населенного пункта, маршруты, связанные с биографиями писателей и поэтов, или путешествовать вместе с литературными героями. Можно спроектировать путешествия-рассказы о различных исторических событиях.
“MyHistro” является сервисом, который позволяет создавать виртуальные путешествия. Для таких путешествий могут применяться фотографии, тексты и видеоролики. Этот сервис позволяет устанавливать метки на карте, добавлять в метки текстовые описания мест с фотографиями из компьютера пользователя, датой и временем посещения этого места.
Готовая работа может быть помещена на страницах сайта или на библиотечной электронной интерактивной выставке. Совместная работа с картой предполагает возможность приглашения нескольких участников.
Для работы в этом сервисе могут зарегистрированные по адресу электронной почты или через аккаунты в социальных сетях “Facebook” или “Twitter” пользователи. При работе есть возможность русифицировать этот сервис. Очень полезным качеством сервиса является то, что материалы, которые созданы пользователем можно просматривать как в галерее “MyHistro”, так и экспортировать в удобном формате. Можно сохранить данные в виде таблицы, которая будет содержать текстовые данные о местоположении, времени и описании события. Можно сохранить их в форматах, позволяющих загрузить и просмотреть их в Google maps или в другом картографическом ресурсе. Материалы могут быть сохранены в удобном для печати формате PDF, что даст возможность использовать их в качестве учебного материала при недоступности компьютера или интернета.
Далее рассмотрим сценарий виртуальной экскурсии в библиотеку “АзБуки” в г.о. Орехово -Зуево для детей младшего школьного возраста
Цель виртуальной экскурсии : расширять знания детей об окружающей жизни; познакомить детей с профессией библиотекарь; заинтересовать детей на регулярное посещение библиотеки; формировать интерес к книге.
— закрепить знания об окружающем мире;
— развивать коммуникативные отношения в ходе игры;
— продолжать знакомить с правилами поведения в общественных местах;
— уточнять представление детей о библиотеке;
— развивать интерес к печатному слову;
Ребята, мы с вами сегодня отправимся в путешествие, а в какое, попробуйте догадаться. Все вы любите, когда вам читают книги. Можно выбрать книгу дома, можно попросить у друга, а можно пойти в (библиотеку).
Мы словно попали в волшебное царство
В нем тысячи книг на полках живут.
Придут сюда умные, добрые дети,
От корки до корки все книги прочтут.
Чтобы начать наше путешествие, я предлагаю вам отгадать загадки:
1. Если книгу написал, значит, ты писатель
Если книгу прочитал, значит, ты…
2. Таблетки и микстуру вам продает аптекарь,
Учебники и книги найдет …
3. Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
— Молодцы! Все загадки отгадали. Ну что теперь за книгами?
Итак, попали мы с вами в библиотеку! Что же означает это слово? «Библио» – книга, а «тека» — хранилище, то есть место, где хранятся книги. Мы с вами зашли в библиотеку. Чтобы нам было комфортно здесь находиться, оставим свою верхнюю одежду в гардеробе. Но чтобы начать путешествие в книжный мир, мы должны узнать, как нужно вести себя в библиотеке.
1. В библиотеке соблюдай порядок, веди себя тихо, громко не разговаривай. 2. Войдя, поздоровайся с библиотекарем, а получив книгу, обязательно скажи спасибо.
3. Книгу бери только чистыми руками.
4. В книге не загибай углы, не пиши ручкой, пользуйся только закладкой.
5. Если книга повреждена, подлечи ее – заклей.
6. Библиотечные книги береги особенно! Знай, что они предназначены не только для тебя, но и для многих других детей.
Теперь вы знаете правила поведения в библиотеке.
А встречает нас здесь библиотекарь. Библиотекарь – очень важная и нужная профессия. Работа библиотекаря проходит в библиотеке, среди книг. Каждая библиотека – это целые города, длинные ряды книжных полок тянутся там как улицы. Занимают эти хранилища многие этажи. В них собраны книги из разных стран. Найти нужную книгу в таком городе помогает библиотекарь. Библиотекарь выдаёт книги. Он постоянно общается с читателем, отвечает на его вопросы, советует, какую книгу прочесть. Библиотекарь рассказывает о детских писателях, их новых книгах.
И вот мы с вами попали в помещение, которое называется – абонемент.
Что же это за помещение такое? Помещение, где выдаются книги на дом, называется абонементом. Сюда вы можете прийти и записаться в библиотеку.
Книги на абонементе выбирают с открытых полок. Книги расставлены по темам или по алфавиту, т. е. у каждой книги обязательно есть свой адрес, чтобы ее могли легко найти.
Игра «Адрес книги».
На полках прикреплены рисунки предметов из разных сказок. Детям предлагается расставить книги на эти полки, т. е. найти нужный адрес книги.
Посмотрите, в библиотеке некоторые книжки заблудились, давайте поможем библиотекарю расставить книги на свои места, используя обозначения на полках.
1. Кот в сапогах – сапог.
2. Айболит – градусник.
3. По щучьему веленью – щука.
4. Гадкий утенок – утенок.
5. Красная шапочка – шапочка.
Молодцы, ребята, все книги поставили на свои места, теперь и другие дети смогут быстро найти их и прочитать.
А чтобы прочитать книгу, в библиотеке есть специальное помещение, которое называется читальный зал. Посмотрите, в читальном зале много столов со стульями, чтобы каждый желающий мог посмотреть или прочитать понравившуюся ему книгу. В читальном зале нужно вести себя тихо, чтобы не отвлекать других читателей. Здесь читают книги, которые нельзя забирать домой, это те книги, которые могут понадобиться в любой момент, например энциклопедии, словари.
Вот какое интересное путешествие в книжный мир у нас получилось. А теперь вы должны поскорее научиться читать, чтобы стать активными читателями библиотеки. Ведь если вы будете много читать, будете много знать, сможете открыть волшебные тайны планет и звёзд, сумеете разгадать загадки природы, и может быть, однажды, на книжной полке вам попадётся книга, которая поведёт вас по жизни.
Виртуальные экскурсии, конечно, не заменят реального посещения желаемых объектов, а именно библиотек и музеев, но это отличный способ познакомиться с желанными и такими далекими для некоторых местами. Ожидаемыми результатами виртуальной экскурсии является ощущение полного присутствия, получение информации школьником и расширение кругозора. Именно технология 3D дает ощущение полного присутствия. Можно управлять своим продвижением по музеям и библиотекам с такой скоростью, которая удобна. В экскурсии младших школьников непосредственное участие принимают родители, переключая слайды или оказывая другую техническую помощь на сайтах. Учащиеся страшей и средней школы сами могут рассмотреть вблизи какой-либо предмет, переходить из зала в зал, покинуть экскурсию в любой момент и продолжить в любое удобное время — в этом преимущества виртуальных экскурсий.
Другой положительный момент виртуальных экскурсий — расширение кругозора детей, приобщение их к прекрасному через искусство. Возможность использования данных программ на уроках, при прохождении соответствующей темы, сделает их более живыми и интересными.
Также виртуальные экскурсии эффективны для передачи информации и, в некоторых случаях, понижают уровень тревожности. Это очень важный момент, так как дети с ограниченными возможностями нередко испытывают дискомфорт, отправляясь на “живую” экскурсию. Надо добавить, что даже самая красочная, качественная и интересная экспозиция музея не сможет до конца нам передать то ощущение, которое возникает при общении,
соприкосновении с подлинным искусством.
Виртуальная экскурсия — это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий.
Виртуальная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства. Достоинства данных экскурсий в том, что воспитатель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям и интересам детей.
Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Дети не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий.
Использование виртуальных экскурсий формирует у детей потребности в получении информации при помощи доступных средств, повышает мотивацию к познанию, формирует активную личностную позицию в окружающем мире.
Во время виртуальных экскурсий меняется взаимодействие библиотекаря с воспитанниками: его активность уступает место активности воспитанника, задача взрослого – создать условия для их инициативы. Воспитанники выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт взрослого, побуждает воспитанников к самостоятельному поиску, исследованию.
Выделяют следующие формы проведения виртуальных экскурсий:
1.Мультимедийные презентации с помощью программы PowerPoint («Живопись русских художников», «Народные игрушки», «Что нужно строителю (стоматологу, окулисту, повару)», «История часов», «Дорожная азбука» и т. д.);
2.Видеоэкскурсии (Экскурсии «Космодром», «Подводный мир», «Антарктида», «Шоколадная фабрика», «Где делают бумагу?», «Как создается книга, газета», «Можно ли жить в пустыне?», «Что внутри вулкана?», «Русский музей» и т .д.);
3.Интерактивное общение с помощью программы “Skype” позволило расширить возможности по разработке и внедрению цикла мероприятий, способствующих обогащению игровой деятельности старших дошкольников в процессе знакомства с профессиями. У детей появилась возможность осуществить виртуальную экскурсию на рабочее место своих родителей (проект «Я у мамы (папы) на работе»); познакомить детей с жизнью детей Крайнего Севера (проект «Жить вместе здорово!»), сформировать представления о школе (проект «Ура! Школа!») и т. д.
В заключение нужно сказать, что активное применение виртуальных экскурсий активизирует познавательную активность и способствует развитию психических познавательных процессов детей школьного возраста, преодолевает их интеллектуальную пассивность, обогащает социальный опыт, дает возможность использовать полученный опыт в практической деятельности, что способствует росту достижения детей и их ключевых компетентностей.
Источник