- «Зимние явления в природе» (экскурсия в природу), 6-й класс
- Ход экскурсии
- I. Организационный момент
- II. Рассказ учителя:
- III. Краткое ознакомление учащихся с растительностью местности.
- IV. Самостоятельная работа учащихся по заданиям
- V. Сообщение учащихся о проделанной работе.
- VI. Итоги экскурсии.
- VII. Домашнее задание:
- Экскурсия «Зимние явления в жизни растений и животных»
- Школьные натуралистические экскурсии
«Зимние явления в природе» (экскурсия в природу), 6-й класс
Разделы: Биология
Класс: 6
Задачи:
- Образовательные:
1.1. Развитие биологических понятий: «стебель», «побег», «узлы», «междоузлия», «почечные кольца», «возраст побега», «почка», «почки верхушечные и боковые», «почки листовые и цветочные», «развитие побега из почек», «расположение деревьев по почкам, силуэтам, обрезка деревьев, формирование коры».
1.2. Формировать биологическое понятие приспособленность растений к зимним условиям. - Воспитательные:
2.1. Умственное.
2.2. Атеистическое (периодичность развития растений обусловлена их взаимосвязью с условиями окружающей среды).
2.3. Трудовое (выработка умений и навыков по определению деревьев по почкам, силуэтам, ознакомление с обрезкой).
2.4. Нравственное (отношение учащихся к природе и друг к другу; отношение между звеньями, правила поведения учащихся в природе).
2.5. Эстетическое (эстетическое восприятие зимней природы).
2.6. Природоохранительное.
Оборудование: карточки задания на четыре звена, блокноты и карандаши.
Цели: познакомить уч-ся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям; продолжить работу по эстетическому и экологическому воспитанию учащихся.
Ход экскурсии
I. Организационный момент
(наведение дисциплины внимания, задачи экскурсии, план отчета по экскурсии).
II. Рассказ учителя:
Учитель: В зимнее время, когда снег покрывает землю и начинаются морозы, кажется, что растения должны погибнуть. Но это не так.
Вспомните, на какие группы подразделяются цветковые растения? (Деревья, кустарники и травы: однолетние, многолетние, двухлетние).
С наступлением холодного времени года погибают только однолетние травы, рассеяв свои семена. Жизнь многолетних и двухлетних травянистых растений, так же, как деревьев и кустарников, продолжается.
Почему растения зимой не погибают?
- На стеблях и побегах деревьях и кустарников находится толстая кора! Молодые однолетние побеги ещё до наступления холодов одревесневают.
- Почка – это тоже приспособление к перенесению неблагоприятных условий, чешуйки на почках плотные, кожистые. Они защищают внутренние части почки от низких температур. Какие?
- Сбрасывание листьев на зиму, вступление в состояния покоя одревесневших побегов – это также приспособление растений к перезимовке.
- Накапливание в тканях дерева запасных питательных веществ, чем больше запас питательных веществ, в первую очередь крахмала, тем морозоустойчивее будет растение.
- Снежный покров защищает травянистые растения, их корни клубни, луковицы, корневища, которые сохраняются под снежным покровом в почве.
В лесу под снегом находятся вечнозеленые травянистые растения: кислица с тройчатым листом, копытень, листья которого похожи на след копыта лошади.
Зимой рассеивают семена некоторые породы деревьев. Такими породами деревьев являются: плоды ясеня (крылатки) — узкие, заостренные с одного конца; плоды клена ясенелистного; рассеивают свои семена ель (март), сосна (апрель)… и летят семена по снежному насту.
III. Краткое ознакомление учащихся с растительностью местности.
Учитель: Вот перед нами берёза. Её легко зимой отличить от других деревьев. У берёзы гладкий ствол, от него под острым углом отходят вверх боковые ветки и свисают вниз молодые побеги. Зарисуйте силуэт берёзы.
Ребята! Обратите внимание, на белом стволе березы в виде черных черточек находятся чечевички – это маленькие бугорки с отверстиями, через них в растение поступает кислород для дыхания, осуществляется газообмен. На других деревьев тоже есть чечевички.
Вот тополь. Зарисуйте его силуэт. Тополь можно отличить от других растений по почкам. Какие почки у тополя? Обратите внимание на цвет коры.
Какие ещё растения можно определить по почкам?
Почки рябины опушены. Это тоже приспособление к перенесению неблагоприятных условий. Почки ивы покрыты всего одной чешуей.
IV. Самостоятельная работа учащихся по заданиям
Задание № 1
Сравните особенности внешнего вида двух деревьев (липа и тополь) и запишите в блокнотах:
— Какова окраска коры того и другого дерева?
— Какой вид имеют почки этих деревьев? (Окраска, расположение).
— По каким другим признакам можно отличить эти деревья зимой?
Задание № 2
Сравните особенности внешнего вида двух деревьев (сирень, рябина, береза) и запишите в блокнотах:
— Какова окраска того и другого дерева?
— Какой вид имеют почки деревьев? (Окраска, расположение).
— По каким другим признакам можно отличить эти деревья?
V. Сообщение учащихся о проделанной работе.
VI. Итоги экскурсии.
Учитель: Итак, сегодня мы узнали о приспособлениях у деревьев, кустарников и трав к перенесению зимних условий, научились распознавать деревья и кустарники по силуэтам, почкам, коре.
VII. Домашнее задание:
письменный ответ по экскурсии (план тетради).
Источник
Экскурсия «Зимние явления в жизни растений и животных»
Школьные натуралистические экскурсии
Зимние явления в природе всегда вызывают у детей познавательный интерес и потребность их изучения. Учащихся прежде всего интересует, как переносят растения и животные неблагоприятные условия в зимний период. Развитие познавательного интереса и поддержание гуманного отношения к живому – наиважнейшая задача учителя биологии. Проведение экскурсий в период неблагоприятных условий для жизни растительного и животного мира, таких, как резкие колебания температур, влаги и др., одно из условий решения этой задачи.
- Продолжить формирование понятия о взаимосвязи растительных и животных организмов с окружающей средой, о жизненных формах и их приспособленности к зимним условиям.
- Показать относительный характер приспособлений к условиям окружающей среды. На основе знаний о побеге сформировать понятие о кроне, листопаде, вечно- и зимнезеленых растениях.
- Продолжить формирование умений распознавания древесных и кустарниковых форм по силуэтам, коре, чечевичкам, почкам, плодам и различным видоизменениям органов растений.
- Продолжить формирование практических умений по фенологическим наблюдениям, ведению дневников наблюдений, соблюдения правил поведения в природе.
- Научить читать следы жизнедеятельности животных и устанавливать связь их с растениями (элементы пищевых цепей).
- Продолжить изучение видового состава живых организмов и их охраны.
- Сформировать оценочные умения состояния природного сообщества и в разработке мер по его улучшению и сохранению.
- Раскрывать эстетическую ценность наблюдаемых объектов и рекреаций.
- Способствовать выработке у учащихся умений преодоления трудностей и трудовых навыков.
Предлагаемая методика проведения экскурсий в зимний период может быть использована учителем в 6-м или в 7-м классе по программе с углубленным изучением биологии. При изучении зимних явлений в живой природе для шестиклассников материал по наблюдению за животными является дополнительным, а для семиклассников – основным. Целесообразно провести экскурсию совместно с учителями рисования, литературы и географии. Перед экскурсией учителя указанных дисциплин знакомят учащихся на своих уроках с заданиями, выполняемыми на экскурсии. Например, наблюдения за погодой, высотой солнца над горизонтом, ориентирование на местности, изображения зимнего пейзажа, зимних мотивов в природе, народных примет о зиме и т.д. Выполнение заданий отражается в отчете, который проверяется учителем. Каждый учитель выставляет оценки по своему предмету.
- для всего класса: саперная лопата, метровая линейка, секатор, термометр, фотоаппарат, пакеты с кормом для зимующих птиц и зверей;
- для каждого звена: ручная лупа, линейка, пакет с инструктивными карточками, карточками-рисунками силуэтов растений и животных.
Время экскурсии – февраль.
Место проведения экскурсии – лес, где можно показать жизненные формы растений, их приспособленность к зимним условиям, жизнедеятельность животных (местонахождение, защита от мороза, передвижение по снегу, добывание корма и питание, размножение и т.д.).
Ботаническую часть экскурсии в шестом классе можно с успехом провести в парке, в сквере, на территории учебно-опытного участка. Желательно использовать маршрут, который был выбран для осенней экскурсии.
Весь материал рекомендуется строить в сравнительном плане, добиваясь понимания учащимися перехода растений и животных из одного состояния в другое, продолжая развитие понятия о приспособленности как результата действия факторов неживой природы на строение и жизнедеятельность организмов. Необходимо вспомнить с учащимися о тех приспособлениях, которые они отметили еще осенью при подготовке растений к зиме.
Подготовка к зимней экскурсии начинается осенью. Так, на осенней экскурсии обращается внимание на подготовку к зиме различных форм растений. Начиная с осенней экскурсии, учащиеся ведут записи в дневниках наблюдений за живой и неживой природой. Члены юннатского кружка заготавливают карточки с рисунками силуэтов деревьев и кустарников. На рисунке необходимо показать силуэт дерева, расположение и общий вид почек. Учащиеся восьмого класса заготавливают карточки рисунков следов и силуэтов птиц и зверей. Карточки заготавливаются в зависимости от количества наиболее распространенных видов растений и животных. На специальном стенде “Готовимся к зимней экскурсии” предусмотрена рубрика “Зимняя природа в произведениях художников, поэтов и писателей”. В копилку класса собираются загадки, поговорки, пословицы и приметы о зиме. На стенде вывешивается схема маршрута экскурсии с указанием мест остановок. Перед началом экскурсии учащиеся получают пакет со схемой маршрута, заданиями и карточками. После завершения экскурсии они сдают его учителю с приложением выполненных заданий.
На первой остановке во вступительной беседе следует рассмотреть следующие вопросы:
- Что можно считать началом зимы?
- Что означает покой в природе?
Затем учащимся предлагается описать зимний пейзаж. В беседе выясняется, что по календарю зима начинается первого декабря. Астрономическим началом зимы является 22 декабря (самый короткий, день и самая длинная ночь). По народному календарю – замерзание рек и выпадение снега и его сохранение. Следует отметить, что зима наступает не сразу. Морозы сменяются оттепелями. Снег выпадает и тает. Затем земля покрывается сплошным снежным покровом, защищая озимые и другие травянистые растения от неблагоприятных зимних условий.
Установить особенности среды обитания в зимнюю пору (зимний ландшафт, свойства снежного покрова, его толщина, температура воздуха). Результаты наблюдений записать в блокнот.
Каждому звену предлагается провести наблюдение за конкретным объектом живой природы.
- Рассмотреть на рисунке силуэт кустарника, почки и ветки с листьями. Найти кустарник в природе и указать его название. Внимательно рассмотреть кору и определить ее цвет. Найти чечевички и описать их внешний вид. Раскрыть значение коры и чечевичек в жизни растений. Найти и внимательно рассмотреть почки, указать их размер, опушение и расположение сомкнутых почечных чешуй. У основания почки рассмотреть листовой след. Объяснить значение почек в жизни растений. Рассмотреть побег и установить его возраст.
- Рассмотреть на карточке рисунок силуэта дерева. Назвать его и найти на остановке. Провести те же наблюдения (в той же последовательности) что и за кустарником. Результаты наблюдений занести в блокнот.
В качестве объекта для наблюдений можно использовать следующие кустарники: сливу колючую (терн), бересклет бородавчатый, шиповник собачий. Из деревьев: березу повислую, клен остролистный, дуб обыкновенный (летний) и др.
После выполнения второго задания, учащиеся сообщают результаты своих наблюдений по конкретным видам кустарников и деревьев. Наблюдаемые явления позволят отметить, что почки покрыты плотно сомкнутыми почечными чешуями, у некоторых растений – волосками и смолой. На ветках можно найти следы опавших почечных чешуй и подсчитать по ним возраст ветки. Плотная, покрытая пробковым слоем кора деревьев защищает их от испарений и вымерзания. Иногда на молодых побегах к зиме не образуется пробковый слой, что приводит к вымерзанию их в течение зимы.
Необходимо отметить роль чечевичек в процессе газообмена. Пробковый слой имеет разную толщину. У молодых растений кора гладкая от сплошного тонкого слоя пробки, у старых – образуются толстые слои пробки. Разрываясь, они образуют трещины, через которые происходит газообмен, а также проникают микроорганизмы, поселяются грибы-трутовики, вызывающие заболевания древесины. Пробковый слой предохраняет живые ткани луба и древесины от резких колебаний температуры в зимний период.
В каком же состоянии находятся растения зимой? Учитель должен дать краткую информацию о глубоком покое в зимний период, охарактеризовав его как необходимый этап в развитии растений, обусловленный глубокими изменениями (опадание листьев, защитные приспособления на почках, накопление в клетках питательных веществ). Свойство впадать в покой возникло как ответная реакция на условия существования. Для выхода из состояния покоя необходимо, чтобы в клетках растения произошли изменения, направленные на образование растворимых сахаров. Это возможно при повышении температуры. Однако у каждого растения есть свои сроки пребывания в состоянии покоя. Поэтому даже солнечные дни в конце зимы не вызывают активного роста у растения. Это еще одно из важнейших свойств растения приспосабливаться к зимним условиям – глубина покоя. Она неодинакова у разных видов трав, деревьев и кустарников. Чтобы это проверить, достаточно поставить их побеги в воду в феврале и наблюдать появление распускания почек. Например, у сирени происходит быстрое распускание, а у липы – очень длительное.
Третье задание выполняется совместно всеми звеньями.
Очистить площадку площадью 0,5 м 2 от снега. По возможности составить список видов травянистых растений, обнаруженных на площадке. Выявить травы, зимующие с зелеными листьями, ростки эфемеров. Объяснить, почему возможно подснежное развитие?
Обсуждая наблюдения, необходимо сравнить почки травянистых растений с почками древесных, обратить внимание на отсутствие у почек травянистых форм жестких почечных чешуй. Температура под снегом выше 0°, резких колебаний нет. Лесная подстилка и снежный покров предохраняют травы от вымерзания.
После подведения итогов по наблюдениям за растениями, необходимо перейти к вопросу о сходстве приспособлений к зимним условиям у растений и животных. Оно выражено в общем снижении жизнедеятельности, в защите от резких колебаний температуры. Вместе с тем, мир животных в зимний период имеет свои специфические черты приспособлений.
Назвать увиденных во время экскурсии животных. К каким типам и классам они относятся? Где находятся насекомые и в какой стадии развития они зимуют? Какой видовой состав птиц и какой образ жизни они ведут? Как добывают корм и питаются? Размножаются ли они зимой? Какую роль играет снежный покров в зимний период для животных? По силуэтам птиц и зверей и по их следам, изображенных на рисунках, найти их в природе и понаблюдать за ними. Определить в каком направлении животное двигалось и что оно делало на этом месте?
При подведении итогов по заданию 4, необходимо сделать вывод, что у животных существуют приспособительные признаки (спячки, перемещение из одних мест в другие, линька, накопление жира в организме, образование стай или стад). Необходимо отметить, что многие животные погибают или заболевают из-за недостатка корма, уничтожения другими животными.
Дать анализ состояния зимовки растений и животных в местах проведения экскурсий. Определить роль деятельности человека в данном местообитании (негативную и позитивную).
Заслушав устные ответы учащихся по этому заданию, учитель напоминает о написании отчета по экскурсии. Отчет составляется по схеме, предложенной в заданиях. Оценка выставляется только после оформления результатов экскурсии и написания отчета каждым учеником.
Источник