Экскурсия по биологии 8 класс многообразие птиц парка

Урок-экскурсия «Знакомство с птицами парка». 7-й класс

Разделы: Биология

Класс: 7

Задачи:

  • познакомить учащихся с разнообразием птиц городского парка, отметить видовой состав фоновых птиц и особенности их жизни весной;
  • провести наблюдения за весенним поведением птиц, обратить внимание на приспособления птиц к определенным условиям жизни;
  • развивать у учащихся понимание экологических взаимосвязей в природе,
  • единства и целостности естественных биогеоценозов; рассмотреть вопросы охраны птиц.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация «Птицы парка».

Учитель. Прекрасен и многолик мир птиц. Подобно совершенным и ярким бабочкам, украшают птицы наши леса, луга, горы, сады и парки. Стоит лишь оглянуться вокруг вокруг, вслушаться в таинственную тишину и мир необычных, часто волшебных звуков открывается перед нами. Он манит, а иногда и на всю жизнь увлекает нас бесконечным разнообразием сверкающих красок, движений и звуков.
– Как называется наука изучающая птиц?
– Чем занимается орнитолог? (Орнитолог – это биолог, изучающий птиц. Он наблюдает за их поведением в условиях живой природы, мегаполиса и в неволе. Отслеживает сезонные миграции.)
– Сегодня я предлагаю вам выступить в роли орнитолога. Заняться научно-исследовательской работой.
– С помощью нашего друга компьютера мы отправимся на экскурсию в городской парк. Но сначала выполним небольшие задания.

Задание 1. Назовите признаки, которые отличают птиц от изученных Вами ранее классов позвоночных животных?

Задание 2. Укажите на рисунке названия органов внешнего строения птиц. Впишите в кружочки цифры, указывающие названия органов внешнего строения птиц.

Читайте также:  Исследовательская работа путешествие с комнатными растениями

Задание 3. Каковы характерные особенности внешнего и внутреннего строения птиц в связи с их приспособлением к полету.
А сейчас мы с вами отправимся в городской парк чтобы познакомиться с разнообразием птиц с особенностями их жизни весной. Но нам нужно помнить, что весной жизнь пернатых связана главным образом с размножением. В эту пору птицы заявляют о себе песнями и криками, брачными играми. Напомню еще раз вы входите в весенний парк, полный жизни, шорохов и песен, будьте внимательны, держите «ушки на макушке».
Приближаясь к парку мы слышим звенящую песенку. Видите на вершине березы обыкновенную овсянку.
А вот птица с темными продольными пестринками на оливково- серой спинке и на охристо – желтой груди. Она с громкой песней взлетает косо верх, на секунду задерживается в воздухе и с протяжным свистом «сиа-сиа-сиа…» планирует на вершину другого дерева. Этот полет лесного конька повторяется каждые 2-3 минуты.
В кроне деревьев и в глубине кустов вы непременно услышите песню садовой славки.
Мы познакомились с тремя обитателями парка. Посмотрите какие у них «законы соседства»: лесной конек обитает в верхней части крон деревьев, садовая славка в кустарниках, обыкновенная овсянка на земле и в нижней части крон. Первая и вторая птицы насекомоядные, а третья зерноядная. Никто никому не мешает.
Мы вошли в парк и идем по дорожке. На ней большое количество следов птиц. По следам можно более подробно, чем при прямом наблюдении, узнать о секретах их жизни.
– Чьи это следы?
Следовая дорожка представляет собой отпечаток лапок вороны, оставленные на мелком шагу. След лапы четырехпалый. Передние пальцы отпечатываются в следе как совершенно свободные. Задний палец заканчивается острым когтем, более длинным, чем когти на остальных пальцах, на которых они короткие и тупые.
Передние пальцы образуют между собой острый угол.
Длина среднего пальца приблизительно 4,0 см.
Длина наружного пальца равна 3,0 см.
Задний палец примерно такой же длины, что и средний.
(След вороны)
Весной во время гнездования вороны непривычно затихают. Свои гнезда устраивают в кронах стройных и высоких деревьев.

Читайте также:  Конспект проведения экскурсии изготовление дидактического материала для проведения экскурсии

– Какая птица своей простой песней раньше других пернатых предвещает скрытый приход весны? (Синица)
Составьте краткую характеристику синицы по следующим критериям:

Клюв – сильный, конусовидный, сплюснутый с боков.
Лапы и когти – сильные, толстые ноги с крепкими пальцами и загнутыми когтями. Синицы ловко цепляются к ветке и качаясь вниз головой обследуют все щели в коре.
Окраска оперения – спинная сторона желтовато- зеленого цвета, брюшная сторона желтая с широкой черной полосой вдоль груди и брюха. Голова, щеки черные. Крылья серовато голубого цвета со светлой полоской. Хвост черноватый с голубоватым налетом.
Особенности полета – летают быстро, редко взмахивая крылышками как бы ныряют вниз, после чего, быстро взмахнув пару раз, вновь взмывают к небу, описывая в воздухе пологие параболы.
Зрение – остпрое, во много раз превосходящее человеческое.
Среда обитания – лиственные леса, сады, парки, рощи.

– Какую пользу приносит синица? (Поедает жуков и их личинок)
За сутки съедает вредителей в 2,5 раза больше собственного веса. Пара синиц, вместе с выводками могут сохранять от вредителей сад в 40 фруктовых деревьев.

– Прислушайтесь. Слышите «Ку-ку-ку-ку–ку-ку..» Кукушку знают все.

Ученик. Сообщение о кукушке.

Учитель.

– У какой птицы самый длинный язык? У дятла 15 см.
– На рисунке изображены особенности строения дятла. Объясните как устроено гнездо дятла; как помогают ему удерживаться на дереве хвост и лапы; как устроен язык дятла и какое значение имеет такое его строение.
– По рисунку установите, какую еловую шишку объел бурундук, а какую обгрызла белка; какую облущил дятел, а какую клест? (1 – клест, 2 – дятел, 3 – белка, 4 – полевка.)

– А вот и другая птица

Ученик. Сообщение о воробье.

– Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой?
– Какая птица вертится, стрекочет, весь день хлопочет? (Сорока)

Ученик. Сообщение о сороке.

Учитель. Каждый природный ландшафт населен определенным комплексом птиц. Каждый вид этого комплекса характеризуется набором специфических приспособлений к конкретным условиям данного биотопа. Птицы расположены так, чтобы меньше мешать друг другу. В весеннее время птицы нуждаются в особой охране, в тишине и покое.

– Наше путешествие было интересным? Вы утомились. Располагайтесь поудобнее. Закройте глаза.

… Ярко светит солнце, дует легкий ветерок,
я вдыхаю его чистый, свежий воздух.
Колышутся травы луга, надомной гордо кружат птицы.
Мне хорошо и приятно.
Я очень рад, что встретился с удивительным миром птиц.
Я хочу жить в мире с природой. Я буду другом и защитником всему живому.

Домашнее задание: Отчет об экскурссии.

Источник

Экскурсия на тему: «Изучение многообразия птиц»

Большинство экскурсий проводятся в природе, но к сожалению, за 40 минут урока в нашем городском парке мы с ребятами не сможем увидеть всего многообразия пернатых. В данном случае я воспользовалась возможностями краеведческого музея. Заранее предупреждаю детей об экскурсии, договариваюсь о проведении экскурсии с сотрудниками музея. Экскурсовод в течение 15 минут знакомит ребят с экспонатами отдела природы (полько птицы). Далее каждый ученик получает рабочий лист с инструкцией и работает 20-25 минут. После выполнения работы листы сдаются учителю на проверку.

Просмотр содержимого документа
«Экскурсия на тему: «Изучение многообразия птиц»»

Тема: Изучение многообразия птиц

Цель: познакомиться с многообразием птиц, обитающих в Курганской области; научиться распознавать принадлежность птиц к отрядам и выявить черты приспособленности к определенным условиям среды обитания.

Место проведения: Далматовский краеведческий музей.

Внимательно выслушайте экскурсовода.

Рассмотрите птиц, выясните:

К какому отряду принадлежат птицы

Рассмотрите клювы птиц каждого отряда, определите к какой экологической группе они принадлежат (зерноядные, насекомоядные, хищные, всеядные)

Определите места обитания (лес, открытые пространства, водоплавающие, птицы болот и побережий)

Данные наблюдений занесите в таблицу

Экологические группы по типу питания

Источник

Презентация к урокам биологии на тему «Многообразие птиц» 7-8 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Ко Дню птиц
в Якутии
Выполнила: учитель биологии МОБУ «Маганская СОШ»
городского округа «Город Якутск» РС(Я)
Сидорова Зоя Михайловна

Орнитология — это наука, изучающая птиц. 19 февраля – Всемирный день орнитологов, в Якутии отмечается с 1983 года. К предметам орнитологии относят классификацию, строение, функции, эволюцию, распространение, миграцию, воспроизведение, экологию и поведение птиц. В Якутии проводится большая работа по охране и изучению птиц. Проводится регулярное слежение за состоянием популяций, а в жизненно важных места обитания создаются резерваты. В отношении редких видов принимаются законодательные акты, запрещающие их добычу и преобразование их местообитаний. Далеко за пределами России известны научные труды заслуженного учителя школы РСФСР Б.Н.Андреева, первых якутских ученых — орнитологов П.Д.Ларионова, Г.П. Ларионова, В.И.Перфильева, Ю.В.Лабутина, Б.И.Сидорова.

Родился 3 февраля 1946 года в селе Жемкон-2 Хангаласского улуса. Окончил Покровскую школу. После службы в рядах Советской Армии поступил на биолого-географический факультет Якутского Государственного университета. После окончания ВУЗа совмещал работу учителя с работой кадрового охотника и продолжал изучение птиц. В 1979 году поступил в аспирантуру Томского университета и с 1982 года работал в БГФ (ИЕН). Читал интересные лекции, проводил увлекательные практики со студентами, руководил их дипломной работой. Участвовал в научном обосновании, организации и открытии Момского национального парка. Поддерживал связь с кабинетом биологии Дворца детского творчества, Работниками Соттинского музея «Дружба», много работал со школьниками Намского и Хангаласского улуса. Опубликовал различные научные статьи, а также книги «Оседлые птицы Средней Лены»; «Зимующие птицы Якутии»; является одним из авторов энциклопедии «Животные Якутии»; инициатор серии книг «Знаете ли вы… Якутии».
1946-2017
Сидоров Борис Игнатьевич

Родился 28 января 1915 года в селе Кутана Сунтарского улуса в семье потомственного учителя Николая Трофимовича и Марии Лавровны Андреевых. В 1932 году закончил педагогические курсы учителей начальной школы в г. Вилюйске, а в 1936 году Якутский педагогический техникум. Работал учителем Кюндяинской, Шеинской, Нюрбинской, Вилючанской и Эльгяйской школе. С 1961 по 1963 год Борис Николаевич работал методистом и директором Республиканской станции юных натуралистов в городе Якутске. С 1967 года преподавал в Эльгяйской школе и организовал музей природы. По сей день такие его работы, как «Птицы Среднего Вилюя», «Цветоводство в Якутии» и «Советы юным таксидермистам» имеют огромное значение в экологическом воспитании подрастающего поколения. А монография «Птицы Вилюйского бассейна» является единственным фундаментальным исследованием орнитофауны Западной Якутии.
1915-1985
Андреев Борис Николаевич

Итогом многолетних неустанных трудов Б.Н. Андреева как ученого, краеведа, таксидермиста, художника и талантливого организатора явилось создание уникального Музея природы в селе Эльгяй Сунтарского улуса Республики Саха (Якутия). В основе музея лежит ландшафтный принцип, в его экспозициях представлены многие виды птиц и животных из всех географических зон планеты.
Начало музея заложила личная коллекция Бориса Николаевича, состоявшая из 400 тушек птиц, которые были обменены на тушки птиц и шкуры животных других природных зон из зоологических музеев Москвы, Ленинграда, Киева и Алма-Аты. Юннаты вместе со своим учителем побывали в многочисленных экспедициях в разных уголках Советского союза, сами делали чучела, придумывали экспозиции и рисовали к ним фоновые картины. В 1980 году на базе музея был создан первый в республике биологический класс.
Эльгяйский музей природы

Экологические группы птиц по месту обитания
Птицы леса
Птицы культурных ландшафтов
Птицы открытых пространств
Хищные птицы
Водоплавающие и околоводные

Птицы леса
Птицы в лесу находят себе пищу, строят свои гнезда, откладывают яйца и выводят птенцов. Густые ветви древесных растений скрывают птиц от врагов и защищают от неблагоприятных погодных условий. С лесом связана жизнь многих куриных, дневных хищных птиц, сов, почти всех дятлов и большинства воробьиных. Все эти птицы обладают короткими, широкими крыльями и длинным хвостом.

Телосложение их плотное, голова небольшая, шея короткая, клюв короткий, сильный, слегка выпуклый, приспособленный для добывания грубого, преимущественно растительного корма.
Имеют жесткий, острый хвост, который служит для опоры. Два пальца направлены вперед, два назад. Длинный липкий язык. Клюв прямой острый, жестко сочленен с черепом.

Хищные птицы
Для хищных птиц характерно острое зрение, короткий сильный клюв, с загнутым книзу
острым концом надклювья. Мускулатура груди и задних конечностей мощная. Пальцы заканчиваются крупными и изогнутыми когтями. Все хищные птицы полезны для человека, подлежат повсеместно строгой охране. Дневные хищники (орлы, соколы, луни, ястребы, коршуны) живут в различных местах. Питаются они в основном птицами и млекопитающими. Ночные хищные птицы охотятся с наступлением сумерек и ночью. У них густое, рыхлое и мягкое оперение. На передней части их головы перья образуют характерный «лицевой диск». Крупные глаза обращены вперёд. Голова очень подвижна (2700).
Летают бесшумно, а добычу в темноте находят с помощью хорошо развитого слуха и острого зрения.

Водоплавающие и околоводные птицы
Жизнь водоплавающих, болотных и околоводных птиц связана с водоёмами, в которых они добывают корм. К этой экологической группе птиц относятся представители разных отрядов.

Болотных птиц представляет отряд Аистообразные, в который входят аисты и цапли. Они держатся около воды, но не умеют ни нырять, ни плавать, только медленно ходят по мелководью на длинных ногах и вылавливают водных животных тонким и длинным, как пинцет, клювом. Цапли имеют длинный, заострённый клюв, сжатый с боков, его края усажены мелкими зубчиками. Шея у них тоже длинная.

Гусеобразные смазывают перья с помощью клюва жироподобным веществом копчиковой железы, поэтому перья не намокают.
На лапах имеются плавательные перепонки между пальцами ног. Края уплощённого клюва имеют роговые пластинки, образующими вместе с пластинками мясистого языка фильтрующий аппарат. Процеживая воду и ил, кряквы добывают беспозвоночных, едят водные растения.

Птицы открытых пространств
Эти птицы обитают в лугах, степях, пустынях, приспособлены к миграции, поэтому имеют очень сильные крылья. Их кости весят меньше чем кости других типов птиц. Много времени они проводят на земле, разыскивая корм среди растений. У них сильные ноги и длинная шея, позволяющие обнаружить врага на большом расстоянии.
Белый журавль (стерх)
Серый журавль
Жаворонок

Птицы культурных ландшафтов
Воробьи, синицы, вороны, трясогузки, поползни, дятлы и другие птицы приспособились жить возле человека, строят свои гнезда на домах, в парках и полях. В зимнее время находят укрытия от холода, дополнительные источники корма на свалках, в контейнерах с бытовыми отходами и на кормушках. Они могут питаться как животной пищей (насекомыми, их личинками, мелкими животными), так и растительной пищей (семенами и плодами культурных и дикорастущих растений, хлебными крошками). Приносят пользу, истребляя вредных насекомых в садах, на лугах, огородах и полях. Пение многих из них украшают жизнь человека.

В природе
Звено в цепи питания
Опыление растений
Распространение растений
Регулирование численности насекомых, мелких грызунов
Санитары биогеоценозов

В жизни человека

Уничтожение вредителей сельского хозяйства, грызунов
Промысловая и спортивная охота
Птичий помет — удобрение
Пух, мясо, яйцо
Орнитозы
Эстетическое и научное

С наступлением холодов птицам требуется помощ

Виды скворечников
Виды кормушек

Источник

Оцените статью