Экскурсия по детской библиотеки с первоклассниками

Экскурсия первоклассников в школьную библиотеку.
методическая разработка (5 класс)

Библиотечная экскурсия: понятие и виды.

В последние годы мы все чаще используем такую форму работы как экскурсия. Её основная функция – формирование информа­ционной культуры личности.

Главный объект орга­низатора библиотечной экскур­сии – экскурсанты. Экскурсия проводится именно для них. Их воспитание, их развитие, рас­ширение их кругозора и просвеще­ние в сфере информационной гра­мотности – цель экскурсии в биб­лиотеке.

А поэтому необходимо макси­мально учесть уровень информиро­ванности, общей культуры экскурсан­тов.

Среди средств работы по вос­питанию информационной культу­ры пользователей, есть такие, кото­рые воздействуют преимущест­венно интеллектуальным путем (например, библиотечный урок, лекция). Особенностью библиотеч­ной экскурсии в силу наглядного ее характера является то, что она осо­бенно эффективно воздействует и на уровне эмоциональном.

Скачать:

Вложение Размер
Экскурсия в школьную библиотеку. 43.47 КБ

Предварительный просмотр:

Маслова А.П.
Экскурсия первоклассников в школьную библиотеку.

Познакомить учащихся 1 классов со школьной библиотекой.

Задачи:
Развить интерес к чтению.
Познакомить с правилами пользования библиотекой

Познакомить детей с такими понятиями — «читатель, библиотекарь, абонемент, читальный зал, формуляр читателя».

У дверей библиотеки ребят встречает библиотекарь Дети рассажваются.
Библиотекарь .
Наша экскурсия начинается с вопроса: «Что такое библиотека? (Дом, где живут книги)

Библиотекарь: Снаружи смотришь –

Но нет жильцов обычных в нём.

В нём книги интересные

Стоят рядами тесными.

На длинных полках вдоль стены

Вместились сказки старины:

И Черномор, и царь Гвидон,

И добрый дед Мазай …

Как называют этот дом?

Попробуй, угадай. (Дети: «Библиотека»)
Кукольное представление .
Смешарик.

Правильно, ребята, это библиотека- дом для разных книг.

— Очень просим, заходите

В наш просторный, книжный дом!
Лунтик.
Очень просим, поглядите,

Как мы с книжками живем.

Библиотекарь -хозяин этого дома, и зовут её –Анна Петровна.

Смешарик.
Зачем людям нужна библиотека?
Лунтик.
Кто на все вопросы мне ответит?
Смешарик.
Кто расскажет про дела вокруг?
Мурзилка.
Да, такой волшебник есть на свете:

КНИГА – лучший спутник наш и друг.

Библиотекарь рассказывает о книжном фонде библиотеке, о расстановке фонда, знакомит с тематическими полками, книжными выставками. О том, кому принадлежат книги в библиотеке, как стать читателем библиотеки, как можно пользоваться библиотечными книгами.

Посмотрите, какие разные книги стоят на полках. Некоторые из них совсем новые, другие читали ещё ваши папы и мамы. Именно от вас, девочки и мальчики, зависит сколько лет проживут книжки на полках. Бывает, что с ними случаются неприятные истории.

Из-за ширмы появляются две ученицы в костюмах книжки(одна -рваная, другая аккуратная).

Однажды встретились две книжки,

Разговорились меж собой:

— Ну, как твои делишки?

Одна спросила у другой.

-Ох, милая, мне стыдно перед классом,

Обложки вырвал… с мясом!

Да что обложки… оборвал листы!

Из них он делает кораблики, плоты

Боюсь, листы пойду на змей,

Тогда лететь мне в облака!

А у тебя целы бока?
Чистая книга .
— Твои мне не знакомы муки.

Не помню я такого дня,

Чтобы, не вымыв чисто руки,

Сел ученик читать меня!

— А посмотри-ка на мои листочки:

На них чернильной не увидишь точки,

Про кляксы я молчу –

О них и говорить — то неприлично…

— Зато и я его учу

Не как-нибудь, а на « отлично»!
Грязная книга .
— Ну, мой на тройках едет еле- еле

И даже двойку получил на той неделе…

Библиотекарь.
Это очень грустные стихи, дети. Но я думаю, что у нас таких мальчишек и девчонок в школе нет. И вы сейчас узнаете правила пользования библиотекой.
За ширмой появляются куклы- сказочные герои.(Незнайка и Бипоша).
Правила пользования книгами.

Бипоша.
Чистая книжка — это приятно! Не оставляй на ней ты пятна. Привычку скверную оставь: листая, пальцы не слюнявь!

Незнайка.
В обложку книгу обверни. Где взял её- туда верни! Запомни! Книга- лучший друг, но только не для грязных рук!

Бипоша.
Загнуты в книжке все листы! А про закладку помнишь ты? Переплет не выгибай. Бумажный он- не забывай!

Незнайка.
Наши правила запомни! И старайся выполнять. И тогда…интересные секреты книжки будут раскрывать!

Библиотекарь: Я уверена, что некоторые из вас уже умеют читать. Есть такие ребята? Поднимите руки. А остальные ребята совсем скоро научатся читать. И тогда без помощи мамы и папы смогут путешествовать по стране Почемучек.
А еще в библиотеке есть книги, которые на дом не выдаются. Почему? Потому что есть такие книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. Это справочники, словари, энциклопедии и другие книги, которые часто пользуются читатели. Этими книгами можно пользоваться только в помещении библиотеки, поэтому в читальном зале есть столы для работы. В читальном зале все работают и ведут себя тихо.
Выходят Незнайка и Лунтик .
Незнайка .

В читальном зале тишина

Нам особенно нужна

В вестибюли, коридоры

Не мешайте нам читать, —

Сегодня у нас необычный гость, узнаете?

Лечит маленьких детей.

Лечит птичек и зверей.

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор …(Айболит)

Здравствуйте, ребята!
У нас в библиотеке есть необычная больница. Книжки, как и люди, тоже болеют. Правда, они не чихают и не кашляют. Они как-то незаметно начинают болеть: желтеть, сохнуть, рассыпаться по листочкам (показывает стопку таких книг).
Эти терпеливые больные не плачут, не стонут, не жалуются.
И вот тут на помощь им прихожу я и мои друзья. Мы их лечим (показывает подклеенные книги).
— Если у книги разорван лист, его надо подклеить скотчем, чтобы был виден текст.
— Мятую страницу можно разгладить, если положить ее между листами не очень плотной бумаги и прогладить теплым утюгом.
— Следы от пальцев и карандашей нужно стереть мягким ластиком.
— Если у книжки оторвалась обложка или переплет, нужно из марли или ситца вырезать полоску шириной 5 – 6 см в высоту книги. Намазать ткань клеем и прижать так, чтобы внутренняя сторона обложки и первый лист сошлись. То же самое сделать в конце книги, а потом положить книгу под груз.
Библиотекарь:

Доктор Айболит познакомил вас с некоторыми приемами лечения больных книг. Если у вас что-то случится с книгами, приходите к нам в «Книжкину больницу», мы вам поможем полечить вашу больную. А сейчас мы прощаемся с Доктором Айболитом и послушаем стихотворение С.Маршака «Книжкины жалобы, или чего книга желала бы».

Выходит Королева-книга, читает стихотворение .
Я – книга! Я – товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид всегда приятен,
Оберегай меня от пятен!
Мой переплет не выгибай,
Мой корешок не поломай!
Привычку скверную оставь,
Листая, пальцы не слюнявь!
Не забывай меня в саду,
Вдруг дождь нагрянет на беду.
Меня в бумагу оберни!
Где взял меня – туда верни!
Не загибай мои листы,
А про закладку помнишь ты?
Запомни: я твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.

А сегодня у нас еще необычный гость – это Всезнайка-Загадайка, он принес с собой для вас загадки.
Всезнайка-Загадайка:

Говорит не говорит,

Слышать не слышит,

И нам объясняет (Книга)

У стены большой и важный –

Дом стоит многоэтажный,

Мы на нижнем этаже

Всех жильцов прочли уже! (Книжный шкаф)

Я всё знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу,

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться (Книга)

От рождения немые

А как только встанут в ряд

Сразу вдруг заговорят (Буквы)

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней. (Книга)
Всезнайка-Загадайка :

Я загадал вам несколько загадок, и все они посвящены книге, чтению. Потому что книги имеют большое значение в жизни человека.

Я к вам обращаюсь, мои милые дети,

Полезнее книги нет вещи на свете,

Пусть книги друзьями приходят в дома:

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

И еще несколько советов от Всезнайки-Загадайки:

— Читайте не спеша, чтобы понять и почувствовать смысл прочитанного.

— Книгу надо дочитывать до конца.

— Во время чтения книги рассматривайте рисунки.

— Если встретится непонятное слово, спросите у старших о его значении.

— Дома можно читать вслух, но нужно учиться читать и про себя.

— Наиболее удобно читать сидя за столом, ни в коем не лежа, это вредно для зрения, не следует читать во время еды, поздно вечером, при плохом освещении.

Сегодня мы с вами много говорили о том, из каких отделов состоит библиотека, как надо и как не надо обращаться с книгами, чтобы проверить как вы это запомнили мы проведем викторину.
Кукольное представление. Машенька и Медведь. Библиотекарь комментирует ответы детей.

Машенька.
Как называется отдел в библиотеке, где выдаются книги на дом? (абонемент).

  • Медведь .
    Что такое «читальный зал», для чего он нужен в библиотеке? (поработать со справочным фондом или почитать журналы).
  • Машенька.

Какие отделы есть в нашей библиотеке? (абонемент, читальный зал, хранилище).

  • Медведь .
    Как называется специальная тетрадка, в которой библиотекарь записывает книги, выданные на дом? (формуляр).
  • Машенька.

    Как переводится на русский язык слово «библиотека» (книгохранилище).

  • Медведь .
    Ты получил новые учебники, как за ними ухаживать? (надеть обложку и сделать закладку).
  • Машенька.

    Назови библиотечную мебель (стеллажи, каталожные ящики, кафедра)

  • Медведь .
    Для чего в библиотеке делают книжные выставки? (для облегчения выбора книг).
  • Машенька.

    На сколько дней выдаются книги на дом в библиотеке? (10 дней).

    На этом наше путешествие по библиотеке заканчивается. Мы приглашаем Вас записаться в нашу библиотеку.Запись с разрешения родителей по группам в ГПД.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ВАЖНУЮ РОЛЬ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ИГРАЕТ БИБЛИОТЕКА. НА БИЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ УЧАЩИМСЯ ОТКРЫВАЕТСЯ ЧУДЕСНЫЙ МИР ЛЮБИМЫХ КНИГ, ПРИВИВАЕТСЯ У.

    Сценарий праздника школьной библиотеки«Сказочная страна – библиотека»(для учащихся начальных классов).

    Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №1» Школьная библиотекакак условие реализации Федеральногогосударственного образовательного станда.

    Начало школьной жизни — серьезное испытание для детей, приходящих в первый класс, не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно. Для содействия обучающимся в социально-психологической ада.

    Библиотечный урок для 1 класса, корекционной школы. Целью урока, является знакомство детей с библиотекой и професснией библиотекаря.

    Презентация к выступлению на семинаре руоводителей школьных библиотек раскрывает возможности взаимодействия учитея ОРКСЭ и школьной библиотеки.

    Модернизация системы образования требует глубокого изменения во всех структурных подразделений школы, в том числе и информационно-методическое обеспечение учебного процесса.Функции совреме.

    Источник

    Экскурсия в школьную библиотеку (1-А класс) «Знакомьтесь: здесь живут книги!»
    классный час (1 класс) на тему

    -Познакомить обучающихся с основными понятиями – библиотека,книжный фонд, отделы библиотеки.

    -Сформировать и закрепить первичные навыки самообслуживания вусловиях библиотеки.

    -Прививать умение самостоятельно ориентироваться в мире книг.

    -Ознакомить детей с правилами поведения в библиотеке.

    Скачать:

    Вложение Размер
    ekskursiya_v_biblioteku-1_klass.docx 20.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Экскурсия в школьную библиотеку (1-А класс)

    «Знакомьтесь: здесь живут книги!»

    -Познакомить обучающихся с основными понятиями – библиотека,

    книжный фонд, отделы библиотеки.

    -Сформировать и закрепить первичные навыки самообслуживания в

    -Прививать умение самостоятельно ориентироваться в мире книг.

    -Ознакомить детей с правилами поведения в библиотеке.

    Учитель: Здравствуйте дети! Есть такой дом на свете, в

    котором собраны для вас путеводители по жизни. Дом этот большой или

    маленький, но всегда удивительный, называется он …

    Давайте попробуем отгадать загадку:

    Но нет жильцов обычных в нём.

    В нём книги интересные

    Стоят рядами тесными.

    На длинных полках вдоль стены

    Вместились сказки старины:

    И Черномор, и царь Гвидон,

    И добрый дед Мазай …

    Как называют этот дом?

    Молодцы, конечно, это библиотека! «Библио» по-гречески – книга,

    Дети отправляются на экскурсию в библиотеку и знакомятся с библиотекарем.

    -А знаете, сколько лет существует в мире библиотека? (выслушать

    предположительные ответы) Почти 5 тысяч лет! Это 50 раз по сто лет!

    Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были.

    -А зачем нужно читать книги? (ответы детей)

    -Молодцы, ребята! Я убедилась, что вы хотите стать умными, хотите

    много узнать нового.

    -Итак, библиотека – это дом книги.

    -В библиотеке очень много книг, журналов, и все это называется книжным фондом.

    -Для того чтобы мы могли быстро найти нужную книгу, она должна

    стоять на своем месте. Другими словами можно сказать, что каждая книга

    имеет свой дом и свою квартиру.

    Библиотекарь:В нашей библиотеке есть два основных отдела : абонемент и

    читальный зал . Абонемент в библиотеке означает место, где выдают книги

    -У нас есть книги, которые не выдаются на дом – это энциклопедии и

    словари. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. И

    хорошо, что они всегда в читальном зале.

    (Библиотекарь рассказывает, как расставлены книги, что такое выдача

    и возврат книги).

    -Специально для вас, ребята, мы выписываем интересные журналы…..

    ПОЯВЛЯЕТСЯ Любка — Книголюбка, пытается отобрать журнал,

    Учитель : А вы кто? Почему вырываете журнал?

    Л-К: Я — Любка – Книголюбка, прилетела со сказочной планеты…

    Учитель : а почему у тебя такое странное имя, инопланетный

    Л-К: А вы не знаете, ребята? Правда-правда, не знаете? На нашей

    планете книги самое главное лакомство, мы охотимся за книгами и едим

    буквы! А вы меня в библиотеку запишете?

    Библиотекарь: Запишем, если ты правила пользования библиотекой

    Л-К: Да я их отлично знаю, вот слушайте! (вскакивает).

    Во-первых, в библиотеку зашли сразу кричите, вопите, бегайте.

    Книги разбрасывайте, подарите, кому хотите, оставьте на лавочке… Книгу читаете, чтобы запомнить страницу, берете, ЗАГИБАЕТЕ СТРАНИЧКУ…

    Учитель: Стоп-стоп. Остановись Любка, присядь, отдохни. Мы

    с ребятами расскажем тебе о настоящих правилах пользования библиотекой!

    Учитель-Ребята, подумайте и скажите, как нужно вести себя в библиотеке?

    (выслушать предположительные ответы)

    Учитель- Правило №1. В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает

    Правило №2 . Книги надо возвращать вовремя, ведь их ждут другие

    читатели. В нашей библиотеке книгу можно взять на 14

    Правило №3 . С библиотечными книгами надо обращаться бережно,

    чтобы их смогли прочесть как можно больше ребят.

    Правило №4. Библиотечные книги нельзя терять, иначе, в школьной

    библиотеке не останется ни одной книги.

    Правило №5. Книги в библиотеке надо ставить точно на то место,

    где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту

    книгу для другого ученика.

    Библиотекарь: Молодцы ребята! Знаете правило.

    Л-К: А можно хоть немножечко поиграть?

    Детишки-ребятишки, я предлагаю провести игру «Веселые мартышки».

    Я буду играть вместе с вами, читаю стихотворение, и мы все вместе

    Мы — веселые мартышки,

    Мы играем громко слишком,

    Мы в ладоши хлопаем,

    Мы ногами топаем,

    И друг другу даже

    Как скажу я цифру 3 –

    Все с гримасами замри!

    Л-К: Ну вот видите, как хорошо мы запомнили первое правило,

    тишина должна быть в библиотеке.

    Библиотекарь: А сейчас давайте поговорим о главном библиотечном

    богатстве – о книгах. Книги — как люди: рождаются, живут, стареют. Как и

    люди, могут болеть. Мы все знаем, что любую болезнь легче предупредить,

    чем вылечить. И мы с вами должны книги и учебники: что? – БЕРЕЧЬ!

    Давайте мы с вами запомним, что с книгами делать нельзя (после

    каждого правила, выясняем, почему этого делать нельзя):

    • Нельзя книги перегибать;

    • Нельзя загибать книжные страницы;

    • Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки. А как

    называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг?

    • Нельзя писать и рисовать в книгах;

    • Нельзя читать книги во время еды;

    Учитель- Ребята, Вы любите сказки?

    Конечно, любите. Сказки любят все. Вот мы сейчас и посмотрим, как

    вы их знаете. А вопросы для вас приготовили писатели и герои книг:

    — Из какой сказки эти предметы: разбитое корыто, невод?

    — В какой из моих сказок пироги, блины да сушёные грибы

    использовались не по назначению?

    3 Кощей Бессмертный:

    — Где находится моя смерть?

    — Из какой сказки эти предметы: полено, курточка из бумаги, ярко-

    зелёные штанишки, туфли из старого голенища, шапочка-колпачок с

    кисточкой, огромная нечесаная борода и семихвостая плётка?

    Учитель-: Молодцы, ребята! Вы настоящие читатели! Итак,

    сегодня мы с вами узнали, что такое библиотека, правила поведения в ней,

    узнали, как надо правильно обращаться с книгами и даже поиграли в игры!

    Библиотекарь-Книжкин дом открыт для вас. Всегда ждем вас в гости!

    Источник

    Читайте также:  Прицеп для путешествий капля
  • Оцените статью