Особняк В. Носова по проекту Л. Кекушева — редкий пример «деревянного» модерна: расскажу как попасть бесплатно
Недалеко от станции метро Электрозаводская находится чудесный особняк начала 20 века ( ул. Электрозаводская, д. 12, стр. 1 ), выполненный по проекту знаменитого архитектора модерна Л. Кекушева .
Он совершенно не вписывается в окружающий пейзаж. Смотря на него, возникает вопрос – как такое элегантное, утонченное здание могло появиться среди не сильно привлекательного заводского района?
Дом в стиле модерн был построен по заказу богатого купца- промышленника Василия Носова.
Выбор места для возведения особняка объяснялся двумя факторами: он находился вблизи принадлежащей купцу фабрики «Промышленно-торговое товарищество Носовых» (Малая Семеновская 5-7), а также от старого дома на Введенской площади ( Малая Семеновская, 1, строение 1 ), который Носов оставил семье своего сына.
В 1903 году этот район считался окраиной Москвы и выглядел совсем не так урбанистически, как сейчас. Дом был построен на пригорке с живописным видом сразу на две реки: Яузу и Хапиловку (которая сейчас скрыта в коллекторе).
Когда смотришь на особняк Носова, в глаза бросается одна деталь – он выглядит скорее как богатая дача, чем городской дом.
В дореволюционном журнале «Зодчий» за 1908 г я нашла этому объяснение – Носов вдохновлялся стилистикой американских коттеджей. Однако Кекушев уговорил Носова отказаться от «прямого заимствования» и предложил ему другой вариант, скорее напоминающий здания в стиле бельгийского модерна. Ощущение загородной дачи при этом сохранилось.
Деревянный дом на каменном основании был построен за короткий срок, строительство длилось с середины апреля по декабрь 1903 года, и обошелся Носову в 200 000 руб. Дом был обустроен со всеми удобствами : водное отопление, приточная и вытяжная вентиляция, электрическое освещение, горячая и холодная вода.
Интерьеры особняка Носова
В журнале «Зодчий» за 1908 г читаем:
Внутренняя отделка состояла из довольно гладких потолков с небольшими тягами карнизов, гладко оштукатуренных стен, окрашенных масляной краской или обитых материей, и панелей из различных пород дерева. Парадная лестница, ведущая во второй этаж из столовой – дубовая, с дубовыми же поручнями, панелями по стенам и входной дубовой аркой. В столовой также дубовые панели на высоту 2 арш., далее стены оштукатурены и окрашены масляной краской. Камины также отделаны разным деревом, с майоликовыми плитками и бронзой. Лепных украшений ни внутри дома, ни на фасаде нет вовсе
Вот и большая парадная дубовая лестница. Она — доминанта дома; связывает два уровня жилой части — мужскую и женскую половины.
Обратите внимание на деревянную скамью у стены. Кекушев спрятал в ней батарею, от того на ней было очень удобно (и тепло) сидеть зимними вечерами, рассматривая виды за окном .
В особняке Носова сохранились камины с керамической абрамцевской плиткой.
Рамы оконных и дверных обрамлений, переплеты окон, сами двери, деревянные панели стен, полотна лестниц – дошли до сегодняшнего дня в сохранности и выглядят также, как и во времена В. Носова
Обратите внимание на дверные заполнения. В доме не было витражных окон, но многие двери с витражными вставками.
Часть светильников в стиле модерн восстановлены по фотографиям, но в доме, в том числе, сохранилось и оригинальное освещение. Например, потолочный светильник в столовой.
Ну и теперь, как и обещала, рассказываю, как бесплатно попасть в особняк Носова
В особняке часто проводятся выставки, на которые в рабочие дни (с 11 до 18.00) вход свободный.
Например, с 15 марта — 30 апреля 2021 идет выставка « Русское царство» Максима Маркевича.
Когда подойдете к закрытой калитке, не пугайтесь, позвоните в домофон и скажите охраннику, что хотите посетить выставку.
Также следите за афишей на сайте : в особняке проводятся за символическую плату концерты и другие мероприятия.
Однако стоит иметь в виду, что в этом случае полностью все помещения посмотреть не получится.
Если же у вас есть желание увидеть весь особняк и узнать более подробно его историю и историю его владельцев, приходите на одну из многочисленных экскурсий. Стоимость от 700 руб.
Спасибо за внимание! Надеюсь, вам было интересно 😊
Если Вам понравилась эта статья, ставьте лайк! Чтобы чаще видеть в ленте мои публикации, подписывайтесь на канал «Зачем я там была?» Еще больше путешествий и историй в моем Инстаграм
Источник
Как устроен терем Асташово — главное место силы 2020 года
Асташово — это та самая усадьба, которая фигурирует во всех подборках путешествий по России в 2020 году, находится черт знает где и из которой все возвращаются в восторженном восхищении. О ней пишут, что это музей или что это отель, но на самом деле усадьба Асташово — намного больше чем просто место для сна, прогулок и экскурсий. Уже сейчас терем меняет к лучшему удаленную часть Костромской области, до которой раньше добирались лишь краеведы. Редакция PRTBRT съездила в терем и разузнала, как там все устроено.
Терем в Асташово — что это?
Деревянная усадьба на севере Костромской области. Ближайший город — Чухлома. На территории усадьбы терем в два жилых этажа с чердаком и башней, три дубль-дома неподалеку, пруд и часовня. Работает терем как музей и как отель. Сюда можно приехать с экскурсией или переночевать в гостинице. Уникальным терем делают сразу несколько особенностей.
Находится буквально посередине ничего. Вокруг, кроме усадебных построек, ничего нет, хотя это именно то самое место, где крестьянин Мартьян Сазонов его построил. Еще 120 лет назад здесь была большая деревня.
Это пример беспрецедентной реставрации. Занимался им один из главных специалистов по деревянному зодчеству России архитектор Александр Попов. Он, например, реставрировал усадьбу Поленово и менее известную, но на самом деле самую старую сохранившуюся деревянную русскую церковь Ильи Пророка на Цыпинском погосте.
У места нет аналогов в России. Это показательный пример того, как может выглядеть туризм в нашей стране: терем в глуши, в советское время был сельским МФЦ и потом в буквальном смысле стал никому не нужен — не удалось даже найти первоначального собственника, — но благодаря усилиям команды стал настоящей сенсацией. Здесь были Артемий Лебедев и дизайнер Вика Газинская, сюда приезжают с экскурсиями «Заповедные железные дороги». Как только об этой усадьбе узнают за рубежом, здесь будет солд-аут на годы вперед.
А еще уникальность в том, что в этом месте история живет не под толстым стеклом и табличкой «не трогать» — здесь к истории можно прикоснуться, почувствовать ее и даже полежать на ней. Сюда можно приехать с детьми, а можно с палаткой. Невероятная для России возможность окунуться не в аляпистую, сделанную по разнарядке реконструкцию, а в живой жилой дом с более чем столетней историей.
Источник
ДОМ-МУЗЕЙ МАКСИМА ГОРЬКОГО (ОСОБНЯК РЯБУШИНСКОГО)
На пересечении тишайших Малой Никитской и Спиридоновки, в роскошном доме в стиле модерн постройки Ф.О. Шехтеля, находится Дом-музей А. М. Горького . А до революции хозяином дома был Степан Рябушинский. Поэтому кто-то называет особняк домом Рябушинского, а кто-то музеем Горького. Сотрудники музея рассказывают о жизни писателя, его семьи, его творчестве. А если вы не любите долгие экскурсии, можно просто отдохнуть на лавочке в уютном тенистом дворике, а потом самостоятельно посмотреть неземной красоты интерьеры Дома.
Фасады здания облицованы глазурованным кирпичом, поверху обвиты лентой мозаичного фриза с изображением ирисов (на фото выше), а гладкие стены прорезаны квадратами больших окон. Так выглядит бывшая главная — парадная дверь. Сегодня вход в музей происходит через «черный ход».
Летом 1900 года на Малой Никитской началось строительство роскошного особняка для Степана Павловича Рябушинского — одного из представителей третьего поколения династии. Степа́н Па́влович Рябуши́нский — русский предприниматель, банкир, коллекционер, меценат, вместе с братом Сергеем основал первый в России автомобильный завод АМО, ныне Завод имени Лихачёва. Улица Малая Никитская в те годы выглядела весьма провинциально: невысокие деревянные или каменные дома, куры, гуляющие по булыжной мостовой, аромат самоварного дымка. Чтобы разместить здесь городскую усадьбу с изысканным домом, внутренним двором и службами — прачечной, дворницкой, кладовой, гаражом и конюшней — требовался опытный архитектор, способный мыслить неординарно. Заказ на строительство получил Фёдор Осипович Шехтель (1859–1926), работы которого особенно нравились Степану Павловичу. Когда началось строительство дома на Малой Никитской, Рябушинскому было 26 лет. В архитектуре его резиденции сплелись мотивы английской готики и мавританской архитектуры; внутренняя отделка, участие в создании которой принимал М.А. Врубель, поражает великолепием. После октябрьской революции, Степан Рябушинский спешно с женой и двумя детьми (Еленой и Борисом) эмигрировал в Италию; потомки по линии дочери Елены (1902—2000) проживают в Милане, носят фамилию Rijoff (Рыжовы). С 1919 г. в здании размещалось государственное издательство (Госиздат), с 1925 по 1931 — Всесоюзное Общество культурных связей с заграницей, а затем особняк был предоставлен в распоряжение только что вернувшемуся в СССР М. Горькому. В 1965 г. здесь открылся музей писателя.
Сам Горький не участвовал в выборе своего жилища и не высказывал никаких пожеланий. Еще в 1928 г. он получил письмо некой советской труженицы с просьбой не уезжать снова в Италию и отказаться от своей тамошней виллы, на что ответил в газете «Рабочая Москва»: « Кстати, у меня там нет своей виллы. У меня никогда не было и не будет своих домов, своей «недвижимой собственности» . Писатель М. Слонимский вспоминал, как однажды некий льстивый гость поднял тост «За хозяина дома!». Лицо Горького побагровело, и он перебил оратора вопросом: « За какого хозяина? Я не хозяин этого дома. Хозяин — Моссовет! «, — после чего встал и вышел из комнаты.
Главной изюминкой дома стала парадная лестница холла, выполненная в форме волны («тающая лестница»). Каскад мраморных волн, выкидывающий высоко вверх люстру-медузу, зеленоватые стены, имитирующие морскую стихию, приглушённое освещение, ручки дверей в форме морского конька создают картину подводного мира. Шехтель продолжил эту игру и в оформлении остальных комнат — растительные мотивы, морская тематика, причудливые улитки и бабочки, замаскированные в деталях интерьера, — в этом доме кипит особенная жизнь. Трагически сложилась судьба Ф.О. Шехтеля. Архитектор с семьей остался в России, пытался найти своё место в новой стране социализма. Семью Шехтеля выселили из особняка на Большой Садовой, и великий архитектор, стоявший у истоков русского модерна, строивший для Морозовых, Рябушинских, Смирновых, до конца своих дней скитался по съёмным квартирам и домам и умер больным и нищим. Сегодня по его проектам изучают историю архитектуры, а на небосклоне есть малая планета, названная в его честь.
Есть в особняке и свои секреты — тайная старообрядческая молельня, расположенная в мансарде северо-западной части дома; с улицы её не разглядеть. Стены и купол в молельне покрывает уникальная абстрактная храмовая роспись — небольшая комната максимально стилизована под древнюю церковь. Чтобы пройти в тайную комнату, нужно было подняться на второй этаж, пройти по узкой галерее и — вверх по чёрной лестнице. Посторонние и не догадывались, что в доме есть такое помещение.
Горький прожил в доме на Никитской всю оставшуюся жизнь, до 1936 года. Поселился на первом этаже — подниматься по двенадцатиметровой лестнице больному писателя было сложно. А наверху устроилась его семья — сын Максим Алексеевич с женой Надеждой Алексеевной (дома ее звали Тимоша) и внучки Марфа и Дарья.
Чтобы не замерзнуть на мраморной лавочке, на нее направлен поток теплого воздуха из такой замысловатой решетки. Система не сохранилась до наших дней. После 1917 года особняк Рябушинских перешёл во владения города и принадлежал попеременно Наркомату по иностранным делам, Государственному издательству, психоаналитическому институту, детскому саду. За эти годы были утрачены мебель Рябушинских и осветительные приборы, выполненные по эскизам Шехтеля, разрушена вентиляционная система и разобран уникальный камин из каррарского мрамора, находившийся в столовой, по слухам он сейчас где-то в «Архангельском», на бывшей даче минобороновского начальства.
Уникальные витражи, паркет из ценных пород дерева, живописные потолки, роскошные люстры, лепнина — дом на Малой Никитской не очень-то соответствовал вкусам писателя из народа. Горький не раз говорил о нём : «Величаво, грандиозно, улыбнуться не на что» . А это уютная библиотека с огромным окном, вместительными шкафами, диваном и кожаными креслами. Обратите внимание на великолепный потолок библиотеки ( на фото ниже ).
Самая большая комната ( на фото ниже ) служила столовой, гостиной. Постоянное место Горького за столом отмечено чайным прибором. Завтрак обычно проходил в узком кругу, более оживленно становилось за обедом и вечернем чаем. Здесь проходили встречи Горького с многочисленными гостями, прежде всего писателями, людьми искусства; велись многочисленные дискуссии о тогдашнем методе литературы, получившем название «социалистического реализма». Почти все известные писатели 1930-х годов побывали у Горького — его дом заменял им писательский клуб. Были литературные обеды, ужины, да и просто по любому вопросу приходили туда. В мемуарах К.И. Чуковского (первый том), например, можно про это прочесть.
Кабинет. В этой комнате писатель проводил утренние часы с 9 до 2 дня, отводя самое продуктивное время работе над своими произведениями: творческая деятельность Горького в эти годы была огромна. Эта комната более других отражает вкусы Алексея Максимовича. Кабинет был похож на рабочие комнаты писателя там, где он жил — в Сорренто в Италии, Теселли в Крыму, на подмосковной даче в Горках. «Казалось, что он возит свою рабочую комнаты с собой», — вспоминал С.Я. Маршак. Во второй половине дня Горький работал здесь над рукописями начинающих писателей, отвечал на письма многочисленных корреспондентов, занимался редакторской работой по руководимым им изданиям.
Рабочий стол (у окна), большой, выше обычного и без ящиков, был сделан по просьбе Горького — за таким столом он привык работать. Книги, блокноты с заметками, остро заточенные цветные карандаши, которыми писатель правил тексты, свои и чужие, всё аккуратно лежит на столе в ожидании хозяина. Вдоль стен — шкафы, где разместилась внушительных размеров коллекция — Горький собирал резные работы из кости мастеров XVIII–XX веков (нецки).
Спальня (на фото ниже). Здесь только необходимое. Антикварный спальный гарнитур — случайное приобретение при меблировке дома и не отражает склонности писателя. В шкафу и комоде — личные вещи и одежда Алексея Максимовича. По его просьбе повешена угловая книжная полка, на которой расставлялись книги для ежедневного вечернего чтения. В последнем подборе оказались: «Народные русские сказки», собранные А. Афанасьевым, «Песни» Беранже, произведения Р. Роллана и стихи Н. Языкова, книги К.С. Станиславского и В.Г. Короленко и др. Иногда Горький в шутку называл себя «профессиональным читателем».
На тумбочке возле кровати — снимок старшей внучки Алексея Максимовича — Марфы. Это одна из самых последних фоторабот сына — Максима Алексеевича. Он скончался 11 мая 1934 года от крупозного воспаления легких. Эту потерю Горький фактически не смог перенести и пережил сына лишь на два года.
Как найти: ул. Малая Никитская, д. 6/2. Вход 300/150 руб. Плата за экскурсию — отдельно. Часы работы — 11.00-17.30, пн, вт — выходные дни. Карты не принимаются.
Источник