Экскурсия по древней руси для 6 класса

Урок истории по теме «Путешествие в Киевскую Русь». 6-й класс

Класс: 6

Презентация к уроку

Форма урока: урок-путешествие.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цель урока: обобщить и закрепить знания обучающихся по теме “Древняя Русь в VIII – первой пол. XII вв.”.

Обучающие:

  • Обобщить знания по теме “Древняя Русь в VIII – первой пол. XII вв.” посредством выполнения творческих заданий: создание кластера, создание дидактического материала для кабинета истории – альбома “История в лицах”, и альбома с ошибками “Исторические ошибки”, создание на интерактивной доске комплексной карты “Киевская Русь в IX-XIIвв”.
  • Проверить глубину усвоения знаний обучающимися по теме ““Древняя Русь в VIII – первой пол. XIIвв”.
  • Формировать навыки исследовательской деятельности, анализа, сравнения и сопоставления известных фактов.

Развивающие:

  • развитие способностей обучающихся устанавливать взаимосвязи между историческими явлениями; умения самостоятельно оценивать значение различных событий и роль в них исторических персонажей;
  • способствовать развитию речи; развитие логического мышления и образного восприятия;
  • прослеживать причинно-следственные связи, умения определять и объяснять понятия, сравнивать;
  • творчески подходить к выполнению заданий; работать самостоятельно; работать в нестандартной обстановке;
  • развитие навыков работы с интерактивной доской SMART.

Воспитательные:

  • Воспитание у обучающихся интереса к истории нашей страны, любовь и уважение к прошлому нашего народа;
  • Развитие эмоциональной сферы обучающихся за счет использования средств наглядности и музыки на уроке.

Технические средства обучения:

  • компьютер
  • мультимедийный проектор
  • интерактивная доска » SMART»
  • мультимедийная презентация “Путешествие в Киевскую Русь”
  • переносной мобильный класс

Урок сопровождается презентацией “Путешествие в Киевскую Русь”.

Ход урока

1. Вводно-мотивационный. Учитель: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Лариса Николаевна. И сегодня мы с вами проведём совместный урок. Надеюсь, что вы с улыбкой воспримете всё, что будет на нём происходить.

Выявление психологического настроя обучающихся:Учитель: Ребята, возьмите, пожалуйста, закладки и отметьте галочкой изображение, соответствующее вашему настроению на начало урока (Приложение 2).

Молодцы! Отложите закладки в сторону. Внимание на экран! (Слайды 2-11: Памятник Тысячелетие России).

Учитель: Этот памятник был воздвигнут в честь тысячелетия России в городе Новгород. В памятнике запечатлены основные вехи истории Российского государства. Здесь изображены князья, цари, императоры, выдающиеся полководцы, поэты и писатели, композиторы и многие другие славные Сыны России.

…Верхняя часть монумента в виде шара символизирует державу — эмблему царской власти. Коленопреклонённая женщина на шаре олицетворяет Россию. Её осеняет крестом Крылатый ангел — символ православной церкви. Другого такого монумента нет во всём мире. Он повествует не об одном событии, а о целом тысячелетии.

Учитель: Скажите, ребята,

  • В каком веке был воздвигнут этот памятник?
  • 2012 год в России был объявлен Годом Истории. А, кто знает, почему?
  • А как называлось наше государство в древности?

Учитель: Молодцы, ребята! Я уверена, что вы достаточно подробно знакомы с историей Древней Руси, поэтому я приглашаю вас совершить необычное путешествие – путешествие в Киевскую Русь — Слайд № 12.

Учитель: Цель данного путешествияобобщение и закрепление полученных ранее вами знаний.

В монастырской келье узкой,
В четырёх глухих стенах
О земле, о древнерусской,
Быль записывал монах.
И слова его простые
Сквозь века дошли до нас.
(Н.Кончаловская)

2. Формулирование темы урока, целей и задач:

Учитель:Слайд 13.Внимание на доску. Монах Киево-Печерского монастыря Нестор в своем великом произведении “Повесть временных лет”, задаёт 3 главных вопроса, на которые вам предстоит ответить. Сформулируйте их.

Ответы обучающихся:

  • Откуда пошла русская земля?
  • Кто стал первым княжить в Киеве?
  • Как развивалась русская земля, или какие изменения происходили в государстве?

Учитель: Молодцы! Ребята, задания вы будете выполнять группами.Обращаю ваше внимание на конверты, лежащие у вас на столах. В каждом из них находится фрагмент пазла (Приложение 3), который вы получите за каждое правильно выполненное задание. Собрав пазлы, группа получит изображение, связанное с темой нашего путешествия.Итак, в путь!

Учитель: Сейчас мы с вами составим “Кластер” со словом “Киевская Русь”.Назовите ключевые слова, которые вы можете соотнести с понятием “Киевская Русь”? Пожалуйста, ваши слова! Составление кластера. (слайд №14 работа с интерактивной доской). А теперь, я предлагаю вам 4 слова, в которые необходимо вставить пропущенную букву и объяснить значение слова.

Учитель: Молодцы, ребята! Возьмите из конверта №1 все по фрагменту пазла. (За это задание все группы получают пазл).

3. Повторение и закрепление знаний – работа с мобильным классом

Учитель: Следующее Тестовое задание поможет вам при ответе на первый вопрос нашего путешествия. Запустите тестовик на ноутбуке, но выполняя задание, помните, что время ограничено музыкальным отрывком (работа с ноутбуком — тест в программе MyTestX):

1. Предками русского, украинского и белорусского народов были:

А) восточные славяне Б) западные славяне В) южные славяне

2. Какой князь считается родоначальником династии русских князей:

А) Аскольд Б) Кий В) Дир Г) Рюрик

3. Кто и кому отправил послание: “Земля наша велика и обильна, а наряда (управления) в ней нет. Приходите и княжите нами”?:

А) новгородцы – варяжскому князю Рюрику

Б) новгородцы – киевским князьям Аскольду и Диру

В) древляне – киевскому князю Игорю

4. Народное собрание, решавшее важнейшие вопросы жизни племени, называлось:

А) вече Б) ареопаг В) ополчение

5. Что свидетельствовало о появлении Древнерусского государства у славян:

А) усиление рои народного собрания

Б) создание единой системы управления

В) появление религиозных верований

6. Образование Древнерусского государства относится к:

А) 862 г. Б) 882 г. В) 988 г.

7. Древнерусское государство называлось:

А) Киевская Русь Б) Московская Русь В) Золотая Орда

8. Кто считается первым князем Древнерусского государства:

А) Рюрик Б) Олег В) Игорь

9. Торговый путь “из варяг в греки” проходил:

А) из Белого моря в Каспийское

Б) из Балтийского моря в Чёрное

В) из Белого моря в Чёрное

10. Кто составлял основную массу населения Руси:

А) дружинники Б) ремесленники В) крестьяне — общинники

Учитель: на компьютере учителя появляются результаты теста. Спасибо. Молодцы! Хорошо, справились с заданием. Возьмите из конверта №2 по фрагменту пазла.

Учитель: Итак, какая из групп готова ответить на первый вопрос нашего путешествия “ Откуда пошла Русская земля?” или “Кто были наши предки и когда образовалось государство Киевская Русь?”Слайд 15.

Учитель:Переходим к следующему заданию. Огромная роль в развитии государства принадлежала князьям. Давайте вспомним, какой след они оставили в жизни Древнерусского государства?!

Теперь вы работаете в парах. Ваша совместная задача создать альбом “ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ”. Каждая пара готовит одну страницу, соотнеся изображение с одной из предложенных характеристик. Наклейте выбранную характеристику к предложенному портрету, но помните, что время ограничено музыкальным отрывком. (слайд 16). – для выполнения задания возьмите конверт №3.

Учитель:Закончили работу. Поменяйтесь листами с соседями по группе. А теперь проверьте правильность выполнения работы с данными, которые вы увидите на экране — слайды №17-24.

1 стр. альбома РЮРИК. У кого эта страница? Прочитайте, что получилось. Посмотрите на слайд. Правильно? Хорошо! Помести данную страницу в альбом “История в лицах”.

2 стр. альбома ОЛЕГ. У кого она? Прочитайте, что получилось. Посмотрите на слайд. Правильно? Нет! Ошибка. Помести данную страницу в альбом “Историческая ошибка”. И т.д. (ребята выходят со своими листами и закрепляют их в тот или иной альбом – это используется вместо физкультминутки).

Учитель: Ребята, посмотрите, у нас получилось 2 альбома: “История в лицах” и “Исторические ошибки”. Им(и) в качестве дидактического материала могут пользоваться и другие учащиеся. Поднимите руку, у какой пары правильно выполнено задание (получают пазл).

Учитель: Итак, ответим на второй вопрос нашего путешествия – Кто стал первым княжить в Киеве? (Слайд 25) — Олег. Молодцы, справились с поставленной задачей.

Учитель: И последний вопрос, на который предстоит ответить в ходе путешествия – Как русская земля развивалась? Работа с контурной картой. Откройте конверт №4 и выполните предложенное задание, подготовьте одного докладчика для ответа у доски, но помните, что время ограничено музыкальным отрывком. Ребята работают с контурной картой.

Учитель: Время истекло, приглашаю по очереди к доске по одному представителю от группы. Кто готов? При выполнении задания прошу менять цвет пера. (задание выполняется на интерактивной доске – за правильный ответ получают пазл) — Слайд 26.

Учитель: Ребята, так как же развивалась русская земля? — (Слайд 27).

Учитель: Молодцы! Нам остаётся выполнить ещё одно задание, которое будет индивидуальным для каждого. Задание “Загадки Хроноса” (исторические задачи). Необходимо разделить цифровую цепочку на исторические даты и назвать событие, произошедшее в данном году.

1. 8628829079119881019 (Слайд 28)

(Слайд 29, на котором помещена информация правильного решения исторической задачи).

  • 862 год — призвание варягов
  • 882 год — образование Древнерусского государства “Киевская Русь”
  • 907, 911 года — походы князя Олега на Царьград
  • 988 год – крещение Руси
  • 1019 год – начало правления Ярослава Мудрого

2. Найдите значение выражения, составленного из исторических дат:

(Создание “Повести временных лет” + Первый поход Олега на Царьград) — (Основание древнерусского государства — Приход варягов в славянские земли) + Крещение Руси = ? – Слайд 30.

(Слайд31, на котором помещена информация правильного решения исторической задачи).

(1113 + 907) – (882 — 862 ) + 988 = 2988

Подведение итогов. Выставление оценок:

Учитель: — Ребята, вы успешно справились с задачами, поставленными в начале путешествия. Мы с вами прошли долгий путь, где вы показали свои знания и умения. Его мы можем назвать “ПУТЬ УСПЕХА” (слайд 32). Успешен тот, кто достигает цели. А, на сколько, была успешна каждая группа, мы сейчас посмотрим. Соедините, пожалуйста, фрагменты пазла с помощью степлера в единую картину. Посмотрим, у кого, что получилось. Какие картины из истории Руси? (“Три богатыря”, “Князь Олег”, “Софийский собор в Киеве”, “Гусляры”).

Поднимите руки, у кого получилась целая картина. Молодцы! Вы сегодня по праву заработали оценку “5”.

У кого не хватает одного пазла? – оценка “4”, двух пазлов – оценка “3”.

Дом.задание. Учитель: Наше совместное путешествие по Древней Руси завершилось, но вы сможете продолжить его сами, выбрав маршрут-домашнее задание, размещённый в буклетах. Это дифференцированное задание, позволит вам продолжить путешествие самостоятельно и уже за страницами учебника. СЛАЙД 33 с дом.заданием.

Задание учащимся: А теперь, предлагаю Вам вновь обратиться к закладкам и отметить изображение, соответствующее вашему настроению в конце урока. Приятно, что наша совместная работа подняла вам настроение, пусть эти закладки останутся у вас в память о нашем знакомстве.

Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом —
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
А преданья старины
Забывать мы не должны!
(Н. Кончаловская)

Большое спасибо всем за работу на уроке. Желаю вам успехов в изучении истории нашей страны. Всего доброго! До свидания! – Слайд 34

Литература.

  1. Учебник История России. С древнейших времен до конца XVI в. 6 класс: учеб. для общеобразоват.учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. — М.: Просвещение, 2010.
  2. Дорожкина Н.И. Современный урок истории: использование мультимедийных презентаций: 5-11 классы. — М.: Вако, 2009.
  3. Кончаловская Н. Наша древняя столица. – М.: Детская литература, 1998.
  4. Шаповал В.В. Дидактические материалы по истории России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс” к учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной “История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. – М.: Экзамен, 2008.

Источник

Презентация по истории «Прогулка по древнему городу» (6 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Великий Новгород Выполнила: Акинина Ирина, ученица 6 класса Проверила: Губина Елена Алексеевна

Великий Новгород — один из древнейших и известнейших городов России (в 2009 году официально отметил 1150-летие). Место призвания летописного Рюрика и зарождения российской государственности. В Средние века — центр Новгородской Руси, а затем центр Новгородской земли в составе Киевской Руси и Русского государства.

Особенностью Новгорода является то, что он всегда был и остаётся разделён на две части — Торговую и Софийскую стороны, границей между которыми является река Волхов

Архитектура древнего Новгорода Главная достопримечательность исторического центра города — кремль, построенный в 15 веке. Там сохранились 9 древних башен, а также собор Святой Софии (11 век), один из самых древних каменных храмов России, и Софийская звонница. Собор Святой Софии Премудрости Божией возведен при князьях Ярославе Мудром и его сыне Владимире в 1045 году.

Собор Святой Софии и Софийская звонница.

Также среди построек кремля выделяется Грановитая (Владычная) палата — редкий памятник готической архитектуры, единственное, что осталось сегодня от архиепископской резиденции. В настоящее время здесь находятся фонды и экспозиция древнерусского декоративно-прикладного и ювелирного искусства

Ярославово дворище и Древний торг были перенесены на Торговую сторону с Рюрикова городища Ярославом Мудрым еще в начале 11 в. Здесь, как говорили в старину, «церкви кустом стоят». До наших дней на территории Ярославова дворища сохранились памятники архитектуры 12-16 веков, среди которых самый древний — Никольский собор (1113 г.), в нем сохранилась фресковая живопись и резные иконостасы.

Памятник «Тысячелетие России» установлен в Великом Новгороде. Его открыли в 1862 году в память о 1000-летии провозглашения русским князем варяга Рюрика. Монумент увековечивает важную для страны дату, которую принято считать началом образования Русского государства. Кроме того, он посвящен важнейшим принципам российской государственности – самодержавию, православию и народности.

Рюриково городище – археологический памятник у истока реки Волхов на правом берегу. По данным раскопок, люди непрерывно жили на этом месте со времен неолита (VIII-III тысячелетие до н.э.). Городище известно как место нахождения резиденции новгородский князей, с ним связаны имена многих политических деятелей древней Руси. Считается, что Новгород назван Новым Городом относительно Старого Города, находившегося на Городище.

Номер материала: ДБ-1176330

  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Красивые места россии с названиями
Оцените статью