Экскурсия по экологической тропе
методическая разработка (средняя группа)
Тема НОД: «Весенняя экскурсия по экологической тропе»
Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие
Цель: расширять представления об изменениях в природе (деревьях)весной на экологической тропе в детском саду.
Закреплять умение детей узнавать и называть деревья на экологической тропе детского сада.
Расширять и углублять знания детей о характерных особенностях деревьев.
Систематизировать знания о некоторых особенностях строения дерева.
Продолжить формирование основ экологической культуры через общение с природой на экологической тропе.
Развивать у детей память, внимание, умение соотносить в играх движения со словами.Развивать воображение и логическое мышление.
Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, правильное поведение в природной среде.
Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная.
Формы реализации детских видов деятельности: путешествие по экологической тропе, подвижна игра, беседа, наблюдение за природными объектами.
Формы организации: групповая.
Материалы и оборудование:карточки с загадки, мел.
Методическое сопровождение:Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений // Москва – Творческий центр. – 2005. -235с.Бойко Л.А. Воспитание экологической культуры детей // 2005. – с.79-82
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekolog_tropa.docx | 24.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЗЕРНЫШКО» ГОРОДА БАЛАШОВА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Экскурсия по экологической тропе
Тема НОД: « Весенняя экскурсия по экологической тропе»
Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие
Цель: расширять представления об изменениях в природе (деревьях)весной на экологической тропе в детском саду.
Закреплять умение детей узнавать и называть деревья на экологической тропе детского сада.
Расширять и углублять знания детей о характерных особенностях деревьев.
Систематизировать знания о некоторых особенностях строения дерева.
Продолжить формирование основ экологической культуры через общение с природой на экологической тропе.
Развивать у детей память, внимание, умение соотносить в играх движения со словами.Развивать воображение и логическое мышление.
Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, правильное поведение в природной среде.
Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная.
Формы реализации детских видов деятельности: путешествие по экологической тропе, подвижна игра, беседа, наблюдение за природными объектами.
Формы организации: групповая.
Материалы и оборудование: карточки с загадки, мел.
Методическое сопровождение: Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений // Москва – Творческий центр. – 2005. -235с.Бойко Л.А. Воспитание экологической культуры детей // 2005. – с.79-82
1 этап: мотивационно – побудительный этап
Воспитатель. Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по экологической тропе, путешествуя по которой, мы узнаем, как живет и чувствует себя окружающая нас природа.
Что такое тропа (ответы детей).
Воспитатель. Экологическая тропинка состоит из определенных остановок и на каждой остановке живут природные существа: растения, насекомые, птицы. По этой тропе мы будем путешествовать в любое время года и постараемся узнать много нового, интересного и удивительного.
Ну, что хотите пройти по экологической тропинке?
Воспитатель. Но перед тем как отправиться на экскурсию, давайте вспомним правила поведения в природе.
Воспитатель. Молодцы. Вспомнили правила поведения в природе.
Дети. Ходить нужно только по тропинкам, чтобы не вытоптать растения и цветы.
Если кто -то идет на встречу, нужно уступить дорогу, но не надо вставать на газон.
Если увидишь мусор, нужно подобрать его.
Нельзя рвать цветы, ломать ветки деревьев.
2 этап: организационно – поисковый этап
Воспитатель. Начнем наше путешествие по тропе от домика хозяина тропинки.Ребята кто из вас знает, где живет хозяин нашей экологической тропы? Молодцы. Правильно. Сегодня мы понаблюдаем за деревьями на экологической тропинке.
— Посмотрите на деревья и расскажите, какие изменения произошли с ними с наступлением весны.
Воспитатель. Под каким деревом домик у нашего хозяина.
Отгадайте загадку :
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит.
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (Береза) .
Воспитатель. Как вы узнали, что это береза?
Воспитатель обращает внимание детей на тонкие, развесистые, кудрявые ветви березы.
Как изменилось это дерево весной?
Воспитатель. Сережки — это цвет березы. А осенью, в них созревают мелкие семена и разлетаются в разные стороны.
Воспитатель. Что больше всего любят березы?
Воспитатель. Да, березы любят солнышко и растут обычно на полянках, где много солнца.
Береза самое распространенное дерево на всей Руси, ее можно встретить повсюду. Она украшает наши города, это очень красивое дерево. Много стихов и песен сложил про нее народ и называют ее «Русская красавица».
Воспитатель читает стихотворение «Березка»
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей
Березка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, листве кружевной
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Воспитатель . В лесу береза приносит много пользы человеку, животным и другим растениям.
Воспитатель. Следующая остановка, там где растет рябинка. А где рябина у нас растет?
Воспитатель. Пойдемте, поздороваемся с рябиной.
Ребята, посмотрите внимательно на рябину. Она похожа на другие деревья и кустарники или нет? Чем она похожа?
Как вы считаете, рябина это дерево или куст?
Воспитатель. Правильно, кустарник, потому что у нее несколько тонких стволов, рябина может расти как кустарник и как небольшое дерево.
А давайте мы потрогаем рябину. Что вы ощутили? Чем покрыт ствол рябины? Воспитатель. Правильно. Ствол рябины покрыт корой.
Воспитатель. Зачем вообще нужна кора дереву и кусту? Кора нужна для того, чтобы защищать ствол.
Воспитатель. Как вы думаете, можно сравнить кору с кожей человека?
Можно, потому что кожа человека тоже защищает.
Воспитатель. Как вы считаете, что рябине нужно, чтобы она хорошо росла? Правильно. Солнце, вода, птицы.
Воспитатель. Для чего ей нужно солнце, вода, птицы?
Воспитатель. Давайте поиграем — Какие части дерева вы еще знаете?
Игра «Покажи ствол, ветви, корни, листья».- Я буду называть часть дерева, а вы выполнять движения.
«ствол» — опустили вниз руки
«листья» — шевелим пальчиками
«корни» — топаем ногами
«ветви» — поднимаем руки вверх
Следующая остановка там, где растет следующее дерево.
Отгадайте загадку :
Клейкие раскрылись почки —
Нарядился он в листочки.
Летом в пух оделся щеголь.
Догадались? — Это. (тополь)
Воспитатель обращает внимание детей на его сильный ствол, пышные ветви. Какую пользу приносит это дерево?
Правильно. Это дерево дает много кислорода, воздух рядом с ним чище и свежее.
Воспитатель Игра «Тропинка»
По команде ведущего дети преодолевают воображаемые препятствия.
1) Спокойно идем по тропинке. Вокруг — кусты, деревья. Шелестят, листья. На тропинке впереди — большие лужи. Одна, вторая, третья. (Идут большими шагами)
2) Спокойно идем по тропинке. Тропинка ведет через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три, четыре. Перешли через болото.
3) Снова идем спокойно. Перед нами — овраг. Через него переброшено бревно. Переходим через овраг по бревну. Идем осторожно, сохраняя равновесие! Ух, наконец перешли!
4) Идем спокойно. Что это? Тропинка стала липкой от мокрой, раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней. Еле-еле отдираем ноги от земли. Идем с трудом.
5) Дорога опять стала хорошей. Спокойно идем. А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны! Перелезаем через него.
6) Идем спокойно по тропинке. Хорошо вокруг! Вот и пришли! Молодцы!
Воспитатель предлагает детям отгадать еще одну загадку :
Кто и летом, и зимой
В колкой шубке смоляной?
В дождь осенний и в капель
Не снимает шубку. (ель)
Воспитатель. Чем отличается ель от других деревьев?
Воспитатель . Как называются ее иголки?
Хвоинки. Елка — это хвойное дерево.
Воспитатель. А вы знаете, что ель тоже «цветет», в мае, примерно в то время, когда и черемуха. «Цветение» у нее красочное, заметное. На концах ветвей в верхней части появляются ярко — красные, величиной с наперсток шишечки. Это шишки, которые мы видим осенью.
Воспитатель. Мы закрепили и уточнили знания о знакомых деревьях, получили новую информацию.
Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам поиграть П/И «Раз, два, три — к дереву беги»
Дети находят березу, подходят к ней, здороваются. Дети. Только у березы ствол белого цвета. Ответы детей.
Источник
Экскурсия по экологической тропе
Алиса Витушкина
Экскурсия по экологической тропе
«Экскурсия по экологической тропе»
-закреплять и обогащать знания детей о растениях и животных;
-развивать словарь детей новыми для них словами.
-воспитывать привычку заботиться о природе и её обитателях.
Материал и оборудование: Карта, корзинка с лекарственными растениями
Ход экскурсии:
В: Дети, сейчас мы с вами отправимся в путешествие по экологической тропе. Увидим много интересного, нового. Понаблюдаем за животными, птицами и растениями. Посмотрите, что у меня есть. Это карта нашей природной тропы. На карте отмечены все остановки, на которых мы должны побывать. Мы не должны пропустить ни одну остановку. Каждая остановка имеет своё название. Итак, начнём наше путешествие!
Первая остановка: «Кто на дереве стучит?».
В: Ребята, кто из вас когда-нибудь слышал стук на дереве? Кто же там стучит?
В: Правильно, Коля. А кто знает, как выглядит дятел?
Саша: У дятла яркая окраска, длинный клюв.
В: Молодец, Саша. А какая окраска у дятла?
Настя: Жёлтая, чёрная и красная.
В: Правильно, Настя. Грудка белая, крылья чёрные, а на голове у дятла есть красный беретик. А кто из вас знает, чем питаются эти птицы?
Оля: Семенами деревьев и ягодами.
Миша: Насекомыми, которые прячутся в кору деревьев.
В: Молодцы, дети. Вы всё у меня знаете. Ребята, а вы знаете, зачем дятлы стучат по дереву?
В: Самцы стучат по сухим ветвям, издавая «барабанную дробь», привлекающую самок. А для чего дятлам длинный клюв?
Света: С помощью клюва дятлы долбят древесину, а с помощью длинного языка извлекают насекомых.
В: Умница, Света. Ребята, мы всё узнали об этих птицах. Давайте последуем на следующую остановку.
Вторая остановка: «Молодая ель».
В: Дети, эта остановка называется «Молодая ель». Посмотрите, что у нас здесь растёт?
Катя: Эта Ёлочка.
В: Правильно, Катя. Это Ёлочка. С чем у вас ассоциируется ёлка?
Дети: С Новым Годом.
В: А кто-нибудь из вас знает какую-нибудь песенку про ель?
«В лесу родилась ёлочка»
В: Какой ты молодец! А кто мне сможет описать ель?
Саша описывает ель. Я его при случае поправляю.
В: Дети, а вы знаете, что ель и летом и зимой зелёная?
В: А у ели есть плоды? Света, скажи нам.
Света: Да, у ели есть свои плоды и называются они шишками.
В: Ребята, я хочу вам сказать, что ель живёт очень-очень долго, около 300 лет и поэтому необходимо беречь это дерево. Ведь она, как и живой человек растёт и тянется к солнышку. А нехорошие люди не жалеют это дерево и под Новый Год срубывают почти все ели. А оставшиеся после праздника деревья выносят и домов и сжигают. Ну вот мы и узнали про ель. А сейчас давайте отправимся на следующую остановку. Посмотрим на карте, что же у нас идёт далее.
Третья остановка: «Домик Божьей Коровки».
В: Ребята, кто-нибудь из вас знает, где живёт Божья коровка?
Дети: Нет, мы не знаем.
В: Божьи коровки зимой живут под листьями или сухой травой. А летом укрываются между расщелинами камней и коры. А кто знает, чем питаются эти насекомые?
В: Правильно, Денис. Божья коровка является защитником садов. А какая окраска у этого насекомого? Кто мне скажет?
Катя: Божья коровка бывает разных цветов. Есть красная с чёрными пятнами, а есть жёлтая, тоже с чёрными пятнышками.
В: Умница, Катюша. Вот мы и узнали про спасительницу садов – Божью коровку. Интересная получилась остановка?
Дети: Да, нам очень понравилось. А какая следующая остановка?
В: Давайте посмотрим на нашу карту. Итак, следующая остановка «Лесная аптека».
Четвёртая остановка: «Лесная аптека».
В: Дети, а на этой остановке мы с вами познакомимся с очень полезными растениями. Что значит полезными, кто мне скажет?
Саша: То есть нужными для человека.
В: Да, Саша прав. Действительно, эти растения нужны человеку, их называют целебными. Посмотрите, какие же растения у нас тут есть. Назовите их. (Растения разложены в корзинке, стоящей на пенке).
Оля: Подорожник, ромашка, одуванчик, мята.
В: Молодец, Оля. Назвала все растения, которые лежат в корзинке. Дети, эти растения называются целебными, так как они помогают людям при различных заболеваниях. Катя, какое целебное свойство у подорожника, при каких заболеваниях он может нам помочь.
Катя: Если ребёнок упал и из раны кровоточит, нужно приложит листик подорожника, но только чистого, вымытого водичкой, и кровь сразу перестанет течь.
В: Молодец, Катя. Всё верно сказала. Все запомнили?
В: А при каких заболеваниях на поможет ромашка?
Саша: При простуде мама заваривает вкусный чай с ромашкой и ребёнок сразу выздоравливает.
В: Да, правильно. Ну а мята?
Дима: Мята тоже помогает при простуде.
(С детьми описываю целебные свойства всех растений, находящихся в корзинке).
В: А как нам быть зимой? Ведь в это время года не растут никакие травы. Кто мне подскажет? Оля, попробуй ты.
Оля: Моя мама засушивает растения, складывает в мешочек и прячет в плетёную корзинку. Поэтому я зимой очень редко болею.
В: Какая молодец мама у Оли. Дети, а как нужно беречь эти растения летом?
Денис: Не срывать их просто так.
Света: Не топтать их.
В: Правильно. Молодцы! Ребята, а теперь давайте отгадаем несколько загадок:
На тоненькой былинке,
Качается и гнётся
У солнечной тропинки.
У него чудесный
Он большого солнца
В: Молодцы. Ну что, посмотрим на нашу карту? Дети, у нас осталась последняя остановка. Ну что продолжим наш путь?
Пятая остановка: «Домик сторожа».
В: Ребята, посмотрите, куда нас привела наша карта. Это домик сторожа. Может мы постучимся, и попросим войти?
(Дети стучат в дверь, сторож открывает её и приглашает всех в дом).
Сторож: Ребята, а что вас привело ко мне?
В: У нас есть эта карта. Мы сегодня путешествовали по местам, отмеченным на этой карте. Последняя остановка это твой домик. Мы с ребятами узнали много интересного, полезного.
Сторож: А может, вы поделитесь со мной своими впечатлениями?
(Дети рассказывают сторожу всё, что видели на экологической тропе, делятся своими впечатлениями).
Сторож: Ух, ребята, какие же вы молодцы!
В:Наша экскурсия по экологической тропе подошла к концу,вы все большие молодцы!
Открытый просмотр прогулки по экологической тропе Цель: Обобщить знания детей об объектов экологической тропы Задачи: Закреплять умение детей узнавать и называть деревья на экологической.
Квест по экологической тропе на улице «День защиты детей» 01 июня 2020г. : «День Защиты Детей» — Квест по экологической тропе на улице. Действующие лица: Старичок Боровичок- Кудрина Е. П., Карлсон-Романюта.
Фотоотчет о создании на экологической тропе зоны отдыха Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Сегодня хочу поделиться с Вами фотоотчетом о создании на экологической тропе зоны отдыха. Экологическая.
Источник