Экскурсия по еврейским местами

Содержание
  1. ЭКСКУРСИИ
  2. Экскурсия по еврейским местам
  3. Экскурсия по еврейским местами
  4. Путешествия, которые вдохновляют!
  5. Путешествия, которые вдохновляют!
  6. Программа тура
  7. Продолжительность:
  8. Даты по запросу
  9. Стоимость индивидуальной экскурсии (на русском языке):
  10. Стоимость индивидуальной экскурсии (идиш):
  11. В стоимость включено:
  12. Даты тура
  13. Минск
  14. Экскурсии
  15. Экскурсии Все экскурсии
  16. Обзорная экскурсия «От античности до перестройки» по расписанию
  17. Обзорная экскурсия по выставке «Шейнцис. Эссе в четырех картинах» по расписанию
  18. Обзорная экскурсия «От античности до перестройки» по расписанию
  19. Иммерсивная экскурсия по выставке «Шейнцис. Эссе в четырех картинах»
  20. Обзорная экскурсия «От античности до перестройки» по расписанию
  21. Ты одессит, а это значит.
  22. Путеводитель по еврейскому местечку
  23. Откуда взялись еврейские местечки
  24. Как устроен штетл
  25. Экскурсия по дому
  26. Штибл (дерех-циммер)
  27. Алькер
  28. Секрет
  29. Подвал
  30. Куща (сукка)
  31. Кто живет в штетле

ЭКСКУРСИИ

Место встречи: у памятника Кириллу и Мефодию на Славянской площади (м. Китай-город, выход по указателям к Славянской пл.)

Продолжительность: 2 часа

Стоимость: 500 рублей

Ближайшие даты:

Термин «Еврейская Москва» очень обширен и охватить его совсем непросто. А это лишь частный пример истории евреев в Российской Империи, СССР и России. В свою очередь история евреев в нашей стране есть исключительный, но совсем не единственный пример диаспоры народа за последние 2000 лет.

Наша прогулка начнется в парке Зарядье — сердце еврейской Москвы XIX века, где мы познакомимся с истоками московской еврейской общины и еврейской жизни в Белокаменной в целом. Попробуем восстановить атмосферу уникального в своём роде «еврейского гетто» в двух шагах от Кремля.
Из Зарядья мы отправимся в древний район «Глинищи», где в 1891 году был построен духовный центр еврейской Москвы — Московская хоральная синагога. Дорога в синагогу не долгая, но мы её проведём максимально с пользой. Параллельно краеведческим очеркам о районе мы будем много говорить о ключевых событиях и героях еврейской истории и истории религии иудаизм и о героях, событиях еврейской Москвы.

Читайте также:  Англ артикли с достопримечательностями

Московская хоральная синагога есть явное «место силы» в столице и вся ее непростая история это подчёркивает. Мы посетим главный зал синагоги и узнаем как иудеи общаются со Всевышнем, послушаем об основных еврейских праздниках, познакомимся с языком иврит.
Окрестности синагоги тоже полны тоже полны «еврейских адресов». Закончим нашу прогулку «в гостях» у одного из самых известных евреев России Исаака Левитана.

Прогулку поводит Духовный Михаил — географ и опытный проводник по Израилю. Михаил в детстве, до репатриации в Израиль, много проводит времени в стенах синагоги, но с тех пор вырос в тонко чувствующего пространство краеведа.

Внимание! Экскурсия включает посещение Московской хоральной синагоги. Посещение культового объекта предполагает покрытые головы мужчинам, женщины — в скромной одежде.

Источник

Экскурсия по еврейским местам

Приятным весенним, солнечным днём , 22 апреля 2007 года мы отправились на экскурсию по еврейским местам города Иркутска. Этот подарок нам сделала экскурсовод Белецкая Ирина Викторовна, директор образовательного центра «High school«.Экскурсия прошла организованно. Мы все собрались у Хеседа к 11 часам, сели в автобус.
Она рассказывала нам об истории Иркутска, о том, как евреи попали в Иркутск и о многом другом. Ссыльные и политзаключённые евреи остались в Иркутске и селились компактно по указанию градоначальника, в связи с этим появились еврейские улицы, одна из них, Саламатовская, ныне Карла-Либнехта. Первым объектом экскурсии была аптека Писаревского, которая является достопримечательностью Иркутска, так как в ней сохранилась вся обстановка, которая была ещё при Моисее Григорьевиче Писаревском, купце второй гильдии. Нужно отдать должное работникам аптеки, которые сохраняют интерьер аптеки в прежнем виде, есть даже витрина, в которой хранятся старинные склянки, мензурки, весы.
Следующей остановкой была сгоревшая синагога, которую, к счастью, начали ремонтировать, уже провели электричество и отопление. Там прихожан ждал Раввин Аарон Вагнер, чтобы рассказать о том, какой будет полностью восстановленная синагога и как проходит её строительство.
В синагоге планируется обустроить два молитвенных зала, отдельно для мужчин и для женщин. На втором этаже будет женская часть молитвенного зала, библиотека, интернет-клуб, учебные классы и выставочные стенды. На первом этаже будет мужская половина молитвенного зала. Кроме этого предполагается создание медицинского кабинета.
Будет функционировать миква для женщин и мужчин отдельно. Также входит в план возрождения синагоги — кошерная кухня, столовая. На первом этаже собираются сделать гардероб. Чердачное помещение намечается использовать, как 3-ий этаж для еврейских организаций и общественных работ. Аарон Вагнер надеется, что места хватит всем и, что достаточно его будет для Сохнута и еврейских молодёжных организаций. Планируется выделить помещение под еврейский детский сад и еврейскую школу, которое будет находиться рядом с синагогой.
При строительстве синагоги обнаружились интересные находки. Во- первых, когда копали, то обнаружили совсем целую нишу для ТОРЫ, но, к сожалению, нашли её без свитков ТОРЫ. Во-вторых, отыскали микву для женщин на том же самом месте, где она была 100 лет назад, даже сохранился её старый фундамент. Сейчас миква – это глубокая яма 8-ми метров, когда будут её делать, то она будет менее глубокая, чем сейчас.
Последним объектом нашей экскурсии было Лисихинское еврейское кладбище, которое раньше имело название Амурское. Мы видели могилу известного в городе врача Франк — Каменецкого и других. Многие могилы очень красиво украшены резьбой, старинным орнаментом, на некоторых из них есть украшения того времени. Сохранились и старинные памятники, есть надписи на иврите, старинные звёзды Давида. У нас не получилось только посмотреть запланированные в эту экскурсию объекты: пассаж Юцисов, Дом Кузнеца и Дом Файнбергов, так как экскурсию из-за некоторых обстоятельств пришлось немного сократить. Всё ровно это не помешало прихожанам быть довольными экскурсией и все выразили большую благодарность Белецкой Ирине Викторовне.
В планах на будущее съездить в Тальцы и сделать выезд куда-нибудь на природу, скорее всего на Байкал.

Фрайзингер Лилия, студентка журфака ИГУ.

Источник

Экскурсия по еврейским местами

Путешествия, которые
вдохновляют!

Консультация и бронирование: понедельник — пятница с 09:00 до 19:00, суббота с 11:00 до 16:00

Путешествия, которые
вдохновляют!

Консультация и бронирование: понедельник — пятница с 09:00 до 19:00, суббота с 11:00 до 16:00

Программа тура

Продолжительность:

Даты по запросу

Экскурсия для тех, кто помнит и кому не все равно!
Пешеходная экскурсия будет проходить по кварталам 19 века, где компактно проживали евреи, по улицам бывшего еврейского гетто с посещением мемориала «Яма», посвященного памяти погибших узников минского гетто, аллеи Праведников.

Экскурсия пройдет также по историческим и памятным местам Минска (посетим железнодорожный вокзал, пл. Независимости , пр. Независимости, Национальная библиотека, троицкое предместье, Дом природы, расположенный в здании бывшей синагоги, площадь Свободы) – исторический центр Минска начиная с 16 века.

Каждому участнику экскурсии будет полезно и познавательно посещение Музея истории культуры евреев Беларуси (или Музея истории Великой Отечественной войны, мемориального комплекса «Хатынь», Музея выдающегося скульптура Заира Азгура и мемориала на месте концлагеря у деревни Малый Тростенец (на выбор))

Вечером для Вас запланирован поход в Государственный русский драматический театра им.Горького. В здании которого 100 лет назад была самая большая в Беларуси синагога, а позже работал знаменитый Белорусский государственный еврейский театр (экскурсия по желанию).

Стоимость индивидуальной экскурсии (на русском языке):

(легковой автомобиль): 130 $
(микроавтобус 15 человек): 145 $

Стоимость индивидуальной экскурсии (идиш):

(легковой автомобиль): 160 $
(микроавтобус 15 человек): 170 $

В стоимость включено:

  • транспортное обслуживание
  • экскурсионное обслуживание

Спасибо за заявку. Мы свяжемся с вами, как только сможем.

Даты тура

Минск

Минская область занимает центральную часть Беларуси и является самой большой по территории среди других областей страны.
Обласной центр области — город Минск. Он же столица Беларуси и самый крупный город.

Область на втором месте по количеству водоемов. Всего в Минской области более 450 рек и около 500 водоемов, есть и искуственые водохранилища. Крупнейшие озера — Нарочь и Свирь.

Частично в Минской области расположен Березинский биосферный заповедник, с присвоенным статусом международного. Богатой и уникальной природой обладает природный национальный парк «Нарочанский». Присутствуют особо охраняемые государством природные территории.

Область несомненно обладает высоким уровнем в организации экскурсий, праздничных мероприятий, фестивалей. Самыми посещаемыми достопримечательностями, символизирующими трагедию и невероятное мужество нашего народа во времена ВОВ, являются такие памятные места как: Хатынь, Линия Сталина, Курган Славы, стоит посетить музей ВОВ в Минске.

Большой популярностью наделен белорусский этнографический музей «Дудутки». Здесь открывается в дверь в прошлое и гости могу познакомиться с культурой и традициями белорусского народа. На ттерритории комплекса постоянно проводятся фестивали и народные гуляния.

Обязателен к посещению дворцово-парковый ансамбль, охраняемый ЮНЕСКО, в городе Несвиже. Замок являлся резиденцией могущественной династии Радзивиллов. Что же можно посмотреть в самом Минске? Список памятников архитектуры, археологии, религии просто огромен. Отправившись на прогулку или обзорную экскурсию по столице обязательно стоит увидеть самый знаменитый или как называют его в столице — Красный костел, посетить остров слез, интересное архитектурное решенеие — Национальную библиотеку, построенную в виде алмаза, Троицкое предместье, Городскую ратушу, ботанический сад и многое другое.

Туры по Минской области всегда отличаются своей уникальностью и насыщенностью.

Беларусь гостеприимная страна, с множеством достопримечательностей, мест отдыха, удивительной природой и местным колоритом. Путешествуй по Беларуси, и ты поймешь, что такой ты её не видел ещё никогда!

Источник

Экскурсии

Вместе с нашими гидами вы можете отправиться в увлекательное путешествие по многовековой истории еврейского народа в России и за её пределами, а также познакомиться с его культурой и религиозной традицией.

Это путешествие будет не совсем обычным — самые последние достижения в области информационных технологий позволят вам в буквальном смысле прикоснуться к истории. Музейная экспозиция позволяет проводить экскурсионные и образовательные программы, посвященные истории России и Древнего мира, традиции иудаизма, культуре, философии и даже кулинарии.

Уроки-экскурсии для школьников перечислены в полном списке экскурсионных программ.

Для посетителей с ограниченными возможностями существует программа «Доступная среда», специально разработанная для слабовидящих.

Мы проводим экскурсии на трёх языках: русском, английском и иврите.

Экскурсии Все экскурсии

Обзорная экскурсия «От античности до перестройки» по расписанию

Вместе с нашими гидами вы можете отправиться в увлекательное путешествие по многовековой истории еврейского народа в России и за её пределами, а также познакомиться с его культурой и религиозной традицией.

Обзорная экскурсия по выставке «Шейнцис. Эссе в четырех картинах» по расписанию

На обзорной экскурсии по выставке «Шейнцис. Эссе в четырех картинах» мы расскажем о творчестве Олега Шейнциса, посмотрим на его оригинальные макеты и узнаем, как сегодня с наследием художника работают его коллеги по театру.

Обзорная экскурсия «От античности до перестройки» по расписанию

Вместе с нашими гидами вы можете отправиться в увлекательное путешествие по многовековой истории еврейского народа в России и за её пределами, а также познакомиться с его культурой и религиозной традицией.

Иммерсивная экскурсия по выставке «Шейнцис. Эссе в четырех картинах»

Иммерсивная экскурсия по выставке «Шейнцис. Эссе в четырех картинах» – это экскурсия «по методу Шейнциса». Обычно от посетителя в выставочном пространстве требуют только слушать и созерцать – наша экскурсия, напротив, пригласит посетителей к соучастию, соавторству в создании театрального действия.

Экскурсия начнется с включения в биографию и творчество Олега Шейнциса; что произойдет после этого – не знаем даже мы.

Обзорная экскурсия «От античности до перестройки» по расписанию

Вместе с нашими гидами вы можете отправиться в увлекательное путешествие по многовековой истории еврейского народа в России и за её пределами, а также познакомиться с его культурой и религиозной традицией.

Ты одессит, а это значит.

В советском кинематографе о евреях предпочитали не вспоминать. Однако были исключения. Об этом мы поговорим на экскурсии в очках дополненной реальности «Ты одессит, а это значит. ».

Она продолжает цикл, посвящённый образам евреев на отечественном киноэкране. Первая часть «Еврейское счастье: от войны до войны» охватывала время с 1909 по 1939 годы. Во второй серии мы поговорим о периоде с 1940 по 1990 годы.

Экскурсия рассчитана на взрослых и детей от 12 лет.

Источник

Путеводитель по еврейскому местечку

Как и когда появились еврейские местечки? На каких языках говорили их жители? Что они ели, в каких условиях жили, где работали и как проводили свободное время? Ответы на все эти вопросы (а также рецепт фаршированной рыбы) — в путеводителе по штетлу!

  1. История
  2. Карта штетла
  3. Дом
  4. Жители
  5. Время
  6. Еда

Откуда взялись еврейские местечки

Городок, большинство жителей которого составляют евреи, на идише назы­вается штетл. Этот термин исследователи стали активно использовать для обо­зна­­чения еврейского местечка после выхода в 1962 году книги Марка Зборов­ского и Эли­забет Херцог «Жизнь среди людей: культура штетла».

Штетлы появились в конце XVI — начале XVII века на землях, принадлежавших крупным польско-литовским магнатам, на восточных окраинах Речи Поспо­ли­той, простиравшейся от Балтийского моря и почти до Черного. В конце XVI ве­ка Радзивиллы, Потоцкие, Сапеги и другие аристократы получили от короля привиле­гию, то есть особое, юридически прописанное право создавать в своих владениях частные города. Жители такого города должны были платить земле­вла­дельцу специальный поземельный налог чинш (от латинского census — «перепись»). Такой частновладельческий город, обладавший особым статусом (до этого города подчинялись исключительно центральной вла­сти), получил в польском языке специальное название — «местечко». На идиш это слово переводи­лось как «штетл». Впоследствии оно вошло и в русский язык.

Магнаты приглашали евреев из Центральной Европы для экономического развития своих латифундий То есть землевладений. . Во многих городах и местечках Подолии Подолия, или Подолье, — историческая и географическая область над север­ными притоками среднего Днестра и верхним течением Южного Буга; сейчас — юго-западная область Украины. , основанных польскими магна­тами в XVI–XVII веках, евреи были в числе первых поселенцев. Владелец местечка выдавал его жителям специальные грамоты, в которых фиксировались их права и обязан­но­сти. Евреи получали участок земли под кладбище в бессрочную аренду, право построить синагогу и открыть микву — бассейн для ритуального омовения. Все это было необходимо для организации жизни общины.

Еврейские купцы в Варшаве. Литография Яна Феликса Пиварского. Первая половина XIX века Biblioteka Narodowa

Несмотря на войны, погромы и эпидемии, в XVII–XVIII веках случился расцвет местечковой жизни: в это время в местечках жила половина евреев мира и примерно 80 % еврейского населения Речи Посполитой.

До 1844 года штетлом управлял кагал — выборная администрация, похожая на польский магистрат Магистрат (лат. magistratus — «началь­ство») — сословный орган городского управления. , где право голоса было только у домовладельцев. Кагал содержал синагогу, приглашал раввина, но самое главное — он отвечал за сбор налогов с общины. Именно поэтому еврейское общинное само­управ­ление устраивало и местные, и центральные власти.

Еврейские странствующие портные остановились в местечке Парысов. годы YIVO Institute for Jewish Research / The University of Illinois at Urbana-Champaign

Из одного местечка в другое можно было доехать за день. Путешествовавший еврей мог остановиться в соседнем штетле, там перекусить кошерной едой и безопасно переночевать, а крестьянин — съездить туда на базар и вернуться обратно домой в тот же день.

Словосочетание «еврейское местечко» появилось после разделов Речи Поспо­литой 1772, 1793 и 1795 годов, когда в состав Российской империи вошли обширные западные территории, на которых жило огромное количество евреев. В 1791 году была создана черта еврейской оседлости — территория, за преде­лами которой евреям запрещалось постоянно жить, — просуще­ство­вавшая до революции. После того как местечки стали частью Российской империи, в них поначалу сохранились кагалы, общинные налоги и раввинский суд . Реформы Николая I упразднили кагальное управление, а с 1827 года штетлы были обязаны поставлять рекрутов в русскую армию Отслужившие солдаты еврейского происхо­ждения могли селиться за чертой оседлости и не возвращаться в свое родное местечко. Так образо­вались новые общины в Сибири (например, Томске, Иркутске) и Центральной России (Саратове, Воронеже). . При этом сохранились раввинские суды, хедеры (начальные школы) и осталась часть особых еврейских общинных налогов.

Раввин Барух Рабинович (в центре) в беседе с раввином Шлоиме Шлисселем, председателем . Мукачево, 1935–1938 годы humus.livejournal.com

В XIX веке происходит множество социаль­ных и экономических изменений, в резуль­тате которых традиционная жизнь штетла рушится, а его население нищает. Кризис усиливают волны погромов, прокатившихся после убийства Александра II В 1881–1882 годах на юге Российской импе­рии прокатилась серия еврейских погромов. После убийства императорa Александра II 1 марта 1881 года в российских газетах появились статьи с обви­нениями евреев в убийстве царя. Погро­мы начались почти одновременно в нескольких местах и прохо­дили при без­действии, а иногда попуститель­стве местных властей. . Большин­ство молодых людей стремятся покинуть штетлы. Они уезжают в большие города — Одессу, Варшаву, Лодзь, эмигрируют в США. Многие решают получить высшее образование, причем значительно проще оказывается поступить в иностранные университеты. В местечках начинают селиться неевреи, и все же, несмотря на это, в конце XIX века еврейское население составляет едва ли не половину жителей штетлов: 46 % — в Право­бережной Украине, 54 % — в Виленской губернии, 65 % — в Белоруссии.

Основным разговорным языком штетла был идиш, или маме-лошн, — «материнский язык»: все евреи говорили на нем с детства Существует несколько диалектов идиша: в этом тексте все идишские названия и слова приведены в соответствии с литературной нормой языка. . Однако читать и писать на идише не было принято, если не считать специальную литературу для женщин (переводы романов, сборники молитв тхинес, а также популяр­ную книгу «Цейне-Рейне», в которой были собраны фрагменты Торы с коммента­риями). На иди­ше могли говорить и неевреи, которые работали с евреями, помогали им по хозяй­ству или жили по соседству.

Другим важным языком был лошн-койдеш — «святой язык», иврит, на котором написана Тора и ведется богослужение. На иврите также велось обучение мальчиков, а раввины писали религиозные тексты. Местные языки — украинский, польский, литовский и другие — использовались для разговоров с клиентами лавок и мастерских. Были еще государствен­ные языки — сначала польский, затем русский и не­мецкий (в России и Австро-Венгрии соответственно), которые нужно было знать для коммуникации с властями.

Евреи изучают Талмуд в старой синагоге Люблина YIVO Institute for Jewish Research / The University of Illinois at Urbana-Champaign

После крушения Российской и Австро-Венгерской империй большинство местечек оказались на территории СССР и Польши. В 1923 году советские власти вводят новую систему административного деления: термин «местечко» исчезает из административного словаря, а сами они получают статус райцен­тров или сел. Однако в бывших штетлах живет довольно много евреев и сохраняется традиционный уклад. После Второй мировой часть еврейского населения, успевшая уехать в начале войны в эвакуацию, возвра­щается домой. Эти поселения нельзя назвать штетлом в полном смысле слова, и все же они напоминают местечко XIX века отдельными элементами жизни, памятью о ней. Окончательно местечки исчезают в — начале го­дов, когда начинается массовая эмиграция еврейского населения в Израиль и другие страны.

Как устроен штетл

Представим себе типичное местечко в Речи Посполитой веков. В центре находится замок владельца, рыночная площадь, а также костел и синагога, распо­ложенные в противоположных концах площади. Границей штетла служит река, ручей, овраг, вал или крепостная стена. Костел обычно находился в верхней части, ближе к замку, а синагога — внизу. Иногда на окраине, ближе к кре­стьянским предместьям, строили православ­ную или униатскую церковь. Штетл наследо­вал пространственно-планировочную структуру поселений того времени, и такие городские изменения XIX века, как выравни­вание улиц и введение регулярной плани­ровки, его почти не коснулись. После пожаров и других разрушений постройки в местечках возводились на своих прежних местах.

Переулок в еврейском квартале. Фотография Алтера Кацизне. Луцк, около 1926 года © YIVO Institute for Jewish Research / The University of Illinois at Urbana-Champaign

В XIX веке размер налога на дома, находившиеся в местечке на чин­шевом праве, зависел от ширины фасада, выходившего на торговую улицу. По мере удаления дома от центра размер налога существенно снижался, что, однако, не приво­дило к снижению плотности застройки: селившиеся на периферии бедняки не могли платить большие налоги и продолжали строить дома вплот­ную. На окраине местечка могли размещаться кварталы, больше напоми­наю­щие села, поэтому границу между еврейским плотно застроенным штетлом и полусельской нееврейской окраиной было невозможно не заметить Однако это не значит, что в городском центре и на базарной площади не было домов, в кото­рых жили люди нееврейского происхождения. . У въезда в еврейские кварталы часто возводили символические ворота — конструкцию из стоек и перекла­дины. В Шаббат к ним крепили веревку или проволоку, которая создавала так называе­мую границу эрува — террито­рию, внутри которой можно было перемещаться в субботу с вещами в руках Шаббат — суббота, седьмой день недели в иудаизме, в который Тора предписывает евреям воздерживаться от работы и других действий (например, переносить вещи). .

Карта Одессы с границами эрува. После 1894 года ‏האוניברסיטה העברית בירושלים (Еврейский университет в Иерусалиме)

Со временем плотно застроенная старая часть штетла превращалась в самый бедный район: например, в местечке Тульчин такой район назывался Капца­новка (от «капцн» — «бедняк» на идише). В советское время главная улица в таком квартале бывшего штетла, где продолжали жить евреи, обычно носила имя Шолом-Алейхема — единствен­ного признанного в стране классика еврейской литературы.

Экскурсия по дому

В штетле XIX века жилая застройка состояла из строений разного времени: одно- или двухэтажных деревянных и глинобитных домов, зданий с дере­вян­ной надстройкой на каменном цоколе и полностью каменных. В подольских и бессарабских местечках стены подвалов и цокольных этажей делали из известняка, обмазывали слоем глины и белили. В XVIII веке крыши крыли соломой, а в XIX в основном использовали гонт Гонт — пластины из древесины. или черепицу. Стилистика фасадов менялась: архитектура штетла, хоть и ориенти­ровалась на местную традицию, усваивала веяния времени.

Штибл (дерех-циммер)

Первое помещение, расположенное у входа в дом. Оно было самым простор­ным, имело квадратную форму и называлось штибл, или дерех-циммер (на идише «проходная комната»). В него вела декорированная изнутри двустворчатая дверь. Обычно здесь распола­галась лавка или мастер­ская, поэтому в теп­лое время годы двери всегда были открыты. На дверных косяках были прибиты мезузы Мезуза — прикрепляемый к дверному косяку пергаментный свиток в специальном футляре, содержащий часть текста молитвы «Шма Исраэль» («Слушай, Израиль»). .

Следующее большое помещение называлось золь («зал» на идише). В про­сторных домах золь использовали только в Шаббат и праздники: вся семья собиралась здесь за столом. На восточной стене висел мизрах — специальное декора­тивное панно в рамке под стеклом в зажиточ­ных домах или лист с надписью «мизрах» — в бедных. В конце XIX — начале XX века на стены вешали портреты цадиков, известных раввинов или сионистских деятелей — в зависимости от взглядов, которых придерживались в семье. В качестве напоминания о том, что евреи находятся в галуте («изгнание» на иврите), а Иерусалим­ский храм разрушен, на восточной стене было принято оставлять незабеленный квадрат или рисовать его черной краской.

Обычно в центре комнаты стоял стол, а у стены — большой резной буфет с празднич­ной посудой. Здесь же хранились субботние подсвечники. В бедных домах буфет заменяла ниша с полками. Также в золь ставили софку — жесткий деревянный диван и одновременно вместительный сундук на низких ножках: подлокотники и боковые стенки были украшены резьбой, внутри хранили праздничную одежду. В состоятельных домах было принято иметь шкаф с книгами религиозного содержания, например полным комплектом Талмуда. В домах состоятельных просвещенных светских евреев в конце XIX — начале XX века в гостиной стояли рояли, а в книжных шкафах — светская литература на разных языках.

Алькер

В алькере («спальня» на идише) находились кровати с перинами и подушками. Здесь спали женщины, а мужчины — на скамьях и сундуках, где хранилась одежда. Даже в самых бедных домах в спальне стоял гардероб. И шкаф, и изго­ловья кроватей украшались резьбой. В бедных домах могла быть комната, которая одновременно выполняла функции и золя, и алькера. В таком случае у печи обычно устраивалась лежанка, вдоль стен стояли скамьи, которые ночью выполняли функции кроватей, в центре стоял стол, на стенах размещались полки с посудой.

Секрет

Иногда хозяин дома отгораживал себе неболь­­­шое пространство без окон. Это помещение называлось секрет: тут можно было хранить контрабандный товар или укрыться в случае опасности. Обычно в такое помещение вела узкая — около 30 сантимет­ров в ширину — дверь.

Дома отапливались печами голландского типа, а на кухне была большая русская печь — ойвн: она использовалась только для приготовления еды, в первую очередь хлеба. Хотя дома внутри часто перестраи­вались, печь никогда не разрушали: по примете это могло привести к несчастью. Также при пере­планировке нельзя было закладывать дверные и оконные проемы, а уж если это все-таки происходило, нужно было обязательно оставить сквозное отверстие. Считалось, что через двери и окна ходит шейдим, нечистая сила: если прегра­дить ей путь, она начнет вредить обитателям дома.

Подвал

Подвалы часто состояли из нескольких помещений: высота каменных сводов могла достигать трех метров, а площадь подвала — превышать наземную часть. Если в доме находилось питейное заведение, в подвале хранили вино. В неко­торых местечках, например Томашполе, Шаргороде, Сатанове, подвалы образовывали своеобразную сеть подземных улиц. Из них, как и из домов, можно было выбраться разными способами и в случае опасности незаметно исчезнуть.

Куща (сукка)

Куща, или сукка, — специальная постройка, возводившаяся к празднику Суккот и заменявшая на восемь праздничных дней обычное жилье. В Талмуде описаны правила выбора мате­риалов для конструкции и последо­ва­тель­ность работ при возведении сукки. Напри­мер, крыша обязательно должна быть дырявой, чтобы были видны звезды, пробивались лучи солнца и капал дождь. Для этого кущу крыли еловыми ветками или камышом: такая сукка напоминала шалаш. Впрочем, существовал и другой тип сукки — внутри дома: делали или в золе специ­аль­ный раздвижной потолок, или в черепич­ной крыше — обитый жестью люк. В Подо­лии были популярны сукка-лоджия и сукка-веранда, которая к тому же свидетель­ствовала о состоятельности хозяина. Разби­равшиеся потолки на верандах и лоджиях во время праздника покрывали камышом.

Внутри дома находился крытый двор с выхо­дом в переулок. Здесь могли отгораживать кладовые или новые комнаты, если из детей обзаводился собственной семьей. Иногда из двора делали небольшую квартиру с отдельным выходом в переулок и сдавали.

Кто живет в штетле

Большая часть населения штетла занималась торговлей и ремеслом. Евреи были задей­ство­ваны как в мелкой розничной торговле, так и в оптовых между­народных поставках зерна, льна и леса. И все же в основном местечковые евреи были ремесленниками: портными, столярами, стекольщиками, сапожниками, шапочниками.

Социальная среда штетла не была однород­ной: расслоение было очень заметно. Места в синагоге, алия То есть вызов к чтению Торы. , выбор брачного партнера, места на кладбище — все это зависело от социальной иерархии. В штетле проживало несколько групп: шейне идн — высший класс; балебатим — зажиточные евреи, буквально «домо­владельцы»; балмелохес — ремесленники; просте — низший класс. Причем внутри эти группы не были одно­родны. Элита шейне идн руководила инсти­тутами штетла и контролировала его поли­тику — в синагоге эти люди обычно сидели около восточной стены. Средний класс — балебатим — владел магази­нами или мастер­скими: они не были очень богатыми, но поль­зо­вались уваже­нием и оказывали опреде­ленное влияние на жизнь штетла. Ниже по социаль­ной лестнице стояли высоко квалифицированные ремесленники — часов­щики и портные, которые шили дорогую одежду. Затем — обычные портные и са­пож­ники. К просте относились водоносы и носильщики. Еще ниже шли нищие и марги­нальные типы, которые были в каждом штетле.

Обнищавшие торговцы. Фотография Романа Вишняка. Польша, 1937 год © Роман Вишняк / Heritage Auctions

Важнейшим понятием для жителей местечка был ихес («родовитость» на идише) — проис­хождение человека и его родословная. Самы­ми родовитыми считались меюхес, потомки известных раввинов. Особенно ихес был важен при выборе брачного партнера. Ихес можно было «улучшить» посредством брака, достижениями, связанными с религиозной ученостью (например, написать книгу, стать известным раввином или судьей), разбогатев или занявшись политикой. Однако богатство ценилось ниже, чем религиозная ученость, поэтому местечковые богачи старались выдать своих дочерей за талантливых учеников бейт-мидрашей, которые впослед­ствии могли бы стать религиоз­ными автори­тетами и повысить ихес семьи. Ихес можно было и потерять — напри­мер, если в семье появлялись люди, портившие ее репутацию: сумасшедшие, вероотступники и так далее.

Источник

Оцените статью