Экскурсия по голосеменным растениям

Экскурсия в мир хвойных растений

Идея этой публикации возникла после встречи с учениками 4 класса. Меня пригласили провести для них игру. В игре мы вспоминали и хвойные растения. Оказалось, что детям было трудно определить некоторые растения. Мало кто из городских школьников бывает в лесу, тем более, в зимнем. Но можно совершить и виртуальную экскурсию. Я вас приглашаю в зимний лес

Давайте подойдём вот к этому растению. Мы видим пока только нижнюю часть ствола. Кое-где сохранились сухие сучья. Посмотрите на кору. Она тонкая. На ней не бывает мощной толстой корки, поэтому такие растения страдают от низовых пожаров. Если мы разгребём снег, то можем найти коричневые шишки длиной 10-16 см. На ветках зимой скапливается много снега, ветки прогибаются и снег скатывается с них. Догадались, о каком растении идёт речь. Напишите на листочке, а потом проверьте себя. Это дерево перед вами

Конечно, это всем знакомая ель. Её полное название — ель европейская. Высотой до 60-90 метров, живёт до 250-300 лет. Дерево вечнозелёное. Хвоинки держатся на дереве 5-7 лет, а потом опадают. А как можно доказать , что хвоя всё-таки опадает? Под ёлкой всегда можно найти опавшие иголки

На нашем пути новое растение. Что отличает его ствол? На стволе растрескавшаяся толстая корка, которая спасает от лесного низового пожара. Лес из таких деревьев называют краснолесьем, в нём светло. Хвоинки более длинные, расположены на стебле в пучках по две. Шишки короткие, их чешуи толстые, семян в них меньше, чем в шишках ели. Это растение знакомо всем.Предположите, как оно называется

Если вы назвали это растение сосной, то вы угадали. Это сона обыкновенная. Обратите внимание на ствол в верхней части, там кора тонкая и гладкая, отслаивающая, красновато-коричневого цвета. В лесу у сосны обыкновенной ажурная крона только на верхушке, где много света

Созревшие в шишках семена распространяются ветром. Семена прорастают. Через несколько лет мы можем любоваться вот такими растениями. Можно даже узнать возрст молодых сосен. Мутовки — это боковые побеги одного уровня,которые отходят от главного стебля как лучи. К числу мутовок надо прибавить два. Вот и возраст сосёнки. Два — потому что в первые 2 года мутовки не образуются. Сколько же лет этому растению?

Эти сосны растут у меня на даче. Есть их посадки и в нашем лесу, но там они растут медленней. Это сосны не обыкновенные, а сибирские, которые неправильно называют кедрами. Настоящие кедры теплолюбивы, их можно увидеть в Крыму. Как узнать сосну сибирскую?

Крона у сосны сибирской более пышная, растение это теневыносливо. Хвоинки располагаются не по две, как у обыкновенной, а в пучке по .Шишки более крупные, их семена называют орешками,кедровыми

Есть среди хвойных интересное растение. Про него не скажешь, что оно зимой и летом одним цветом. Вот такое оно сейчас не только в этой аллее, но и в лесу. Знакомое растение?

А где же зелёная хвоя? Осенью пожелтела и опала. Это лиственница европейская. Узнать её зимой можно по мелким шишкам, которые не опадают несколько лет. Лиственница — быстро растущее растение, с 3-4 лет и до 30-40 она ежегодно подрастает на один метр. Древесина её тяжёлая и тонет в воде

В лесу нам встретится и это растение. Его называют северным кипарисом за его пирамидальную крону, как у кипарисов юга России. Это дерево или кустарник с колючими мелкими хвоинками. Растёт медленно, но живёт до 600 лет. Догадались, о чём идёт речь?

Хвоинки его собраны в пучки по три,семян в шишкоягодах тоже три. Шишкоягоды — это не плоды, плодов у хвойных растений, как и у дрыгих голосеменных, нет. Листья можжевельника выделяют в 6 раз больше ароматных веществ, убивающих бактерий, чем сосна. Индейцы Северной Америке в таких зарослях поселяли больных туберкулёзом

Посаженный перед домами, можжевельник растёт быстрее. Он неприхотлив, не переносит только дым

Это растение мне привезли из Пермского края несколько лет назад. В детстве оно растёт медленно. Отличается высокой теневыносливостью, поэтому в таких лесах деревья растут близко друг к другу. Под этим деревом никогда не найдёшь шишек, потому что они, возвышающиеся как свечи над ветками (а не под ними, как у ели) присозревании семян рассыпаются. Может быть кто-то знает это растение.

Это пихта сибирская. Рассказ о хвойных не будет полным, если мы не вспомним те растения, которые используются для озеленения городов, деревень , дач.

Это казацкий можжевельник. Стебли его не тянутся вверх, а склонёны к земле. Листья чешуйчатые, а не иголки

Туя — незаменимое растение для крупных городов. Их атмосферу она переносит спокойно. Её можно даже пересаживать во взрослом состоянии.

Завершаем эксурсию по хвойным растениям, впереди новые встречи с листопадными растениями

Возможности использования материала

Данный материал можно использовать на занятиях кружка по экологии при изучении голосеменных растений. В шестом классе при изучении многообразия растений на уроке по голосеменным данный материал позволит расширить знания учащихся. И,несомненно, материал будет важен в курсе «Окружающий мир» во втором и третьем классе приизучении разнообразия растений, в четвёртом — при изучении природных зон России

1.Жизнь растений Том 4 под редакцией профессора И.В. Грушницкого М, Просвещение, 1972.

2. Лес России под редакцией А.И.Уткина, Г.В. Линдемана. М,Научное издательство «Большая Российская энциклопедия, 1995

3. Школьник Ю. Растения.Полная энциклопедия М, изд-во Эксмо,2005

4. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. М, Просвещение, 1991

Источник

Открытый урок-путешествие по теме «Голосеменные растения»

Разделы: Биология

Сегодня на уроке мы совершим путешествие по станциям:

  1. Станция: Историческая
  2. Станция: Географическая
  3. Станция: Исследовательская
  4. Станция: Промышленная
  5. Станция: Экологическая

Цель: познакомиться с местообитанием, строением, размножением, значением голосеменных растений.

Всем известна детская загадка:

Зимой и летом одним цветом? (ель),(можно назвать и сосну, и кедр..)

Что летом и зимой в рубашке одной? (ель, сосна)

Эти растения относятся к отделу голосеменных растений, характеризуются тем, что образуют семена, как и покрытосеменные растения.

Голосеменными эти растения называют потому, что их семена развиваются не в плодах как у покрытосеменных растений, а лежат открыто (голо) на поверхностях чешуй шишек. Наиболее знакомые, важные и многочисленные голосеменные– это хвойные растения.

Сообщение: Когда появились на Земле хвойные растения.

(Где можно встретить хвойные растения сейчас)

Хвойные леса называют Тайгой, которые распространены к югу от тундры. Эти леса идут непрерывной и широкой полосой от западных границ России до Восточной Сибири, занимая большую часть лесной зоны. Тайга протянулась с запада на восток более чем на 7000км.

Почвы под таежными лесами относительно бедны питательными веществами, чем почвы под широколиственными лесами, тем более степями.

В разных районах страны внешний облик тайги не одинаков, различны и образующие ее деревья. Многим жителям европейской части России знаком тенистый еловый лес, в котором всегда царит полумрак. Это пример темнохвойной тайги.

Тот кто живет в восточной Сибири, хорошо знает лиственничный лес – светлый, полный солнца. Это- светлохвойная тайга. В европейской части страны тайга образована по большей части елью и сосной, хотя на крайнем северо-востоке можно встретить и некоторые другие хвойные деревья. Сибирская тайга преимущественно лиственничная, однако известную роль здесь играют и такие хвойные деревья, как сибирская сосна (кедр), сибирская пихта, обыкновенная сосна, сибирская ель.

Учитель: Какие хвойные деревья растут в Сибири? Какое дерево самое распространенное в России?

Сообщение: Сибирская сосна, сосна обыкновенная

Сообщение: Ель, пихта

Учитель: Теперь вы имеете представление о некоторых голосеменных растениях. А сейчас мы отправимся на следующую станцию и проведем исследование сосны обыкновенной и ели сибирской.

3. Станция: Исследовательская

Тема: Строение голосеменных растений сосны и ели.

Цель: изучить внешний вид побегов и шишек сосны и ели..

Ход работы

  1. Рассмотрите внешнее строение побега сосны. Определите размер хвоинок, как они располагаются на побеге.
  2. Рассмотрите внешнее строение шишки сосны. Какую форму она имеет?
  3. Зарисуйте внешнее строение побега и шишки сосны.
  4. Рассмотрите внешнее строение побега ели. Определить размер хвоинок, как они располагаются на побеге
  5. Рассмотрите внешнее строение шишки ели. Какую форму она имеет.
  6. Зарисуйте внешнее строение побега и шишки ели.
  7. Сделайте вывод о чертах сходства и различия сосны и ели.

(сходство: хвоинки, семена лежат открыто; различие: длина хвоинок, размер и плотность шишек)

Учитель: Еще вы увидели, как лежат семена на чешуйках шишек. А как же семена образуются?

( работа с таблицей)

Учитель: В чем преимущество семенных растений перед споровыми? (не нужна вода для оплодотворения, оплодотворение внутри семязачатка, где развивается зародыш, семя имеет запас питательных веществ, емя более надежный орган размножения и расселения.)

Следующая станция Промышленная

Игра- викторина “Хвойные растения”

Я читаю описание хвойных растений, их применение. Попробуйте выяснить, какому растению соответствует данное описание.

  1. Это растение растет на разнообразных почвах, но предпочитает пески. На укороченных побегах по 2 хвоинки. Шишки небольшого размера. Светолюбивое растение. Дает хорошую строевую и поделочную древесину; из смолы получают скипидар, канифоль (сосна обыкновенная)
  2. Самое высокое дерево из распространенных в России хвойных растений – достигает 70 м. Укороченных побегов нет. Хвоя одиночная плоская. Образуют темнохвойные леса на обширной территории Сибири. Древесина используется в производстве бумаги, из коры добывают ценный бальзам. (пихта сибирская)
  3. Крупное дерево высотой до 50 м с пирамидальной кроной. Укороченных побегов нет. Одиночные побеги обычно четырехгранные. Дерево теневыносливо. Дает ценную строевую древесину. (ель обыкновенная)
  4. Светолюбивое дерево, образующее светлые леса. Древесина твердая, смолистая долговечная, используется в строительстве. На укороченных побегах – пучки мягкой хвои, ежегодно на зиму сбрасываемой. (лиственница сибирская)
  5. Высокое дерево, образующее леса на обширной территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. На укороченных побегах – пучки из 5 хвоинок. Дает ценную древесину и крупные съедобные семена, называемые орешками, из которых добывают ценное масло.

Учитель: Где используются хвойные растения?

(В строительстве, как поделочный материл, получают бумагу (ель), искусственный шелк из древесины сосны, изготовляют мебель, музыкальные инструменты, защитные лесополосы, озеленение дворов и улиц.

5. Станция: Экологическая

(Какую же экологическую роль играют хвойные растения на Земле?)

Голосеменные растения, как и все зеленые растения Земли, участвую в процессе фотосинтеза, поглощают углекислый газ и обогащают воздух кислородом. Кроме того , хвойные леса сохраняют влагу, препятствуют разрушению почв. Хвойные растения выделяют в воздух фитонциды – особые биологически активные вещества, уничтожающие или препятствующие размножению микробов.

Учитель: подводится итог урока. На этом наше путешествие закончено.

Источник

Урок экскурсия по теме «Хвойный лес как экологическое сообщество. Роль голосеменных в природе, их использование человеком.»

Хвойный лес как экологическое сообщество. Роль голосеменных в природе, их использование человеком.

продолжить формировать представление о голосеменных растениях, познакомить с разнообразием голосеменных;

раскрыть экологическую роль голосеменных растений, приспособленность голосеменных к жизни в конкретных условиях;

показать их роль в природе, использование их человеком ;

активизировать познавательную активность учащихся через живое восприятие реального мира и личный практический опыт его освоения;

способствовать формированию естественнонаучной картины мира;

повышать двигательную активность учащихся;

развивать наблюдательность, внимательное отношение к окружающему миру;

воспитывать любовь к малой родине,

прививать любовь к природе, формировать экологическую культуру учащихся;

— расширить представления о спектре профессий, связанных с исследованием и освоением природы, продолжить формировать навыки практической природоохранительной деятельности;

— развивать эстетические чувства, позитивные эмоции, доброту, отзывчивое отношение ко всему живому;

— учить восприятию красоты природы, ощущать ее гармонию;

— способствовать выработке навыков работы в группе.

1.Конверты для команд:

1)правила поведения в лесу,

4)план характеристики растения,

2.Куртки «Экологический патруль»;

3.Пакеты для мусора и перчатки;

4. Шишки, обработанные дятлом и белкой;

5. Карточки с интересными вопросами:

1). Как вы думаете, одинаково ли шумят хвойные и лиственные леса?

Шум ветра в лесу меняется в зависимости от породы деревьев. Сосны и ели разбивают ветер на вихри, следующие один за другим очень часто; при этом получается свистящий звук, имеющий очень высокий тон. В лиственном лесу посто­янно стоит шум, потому что широкая поверхность листьев разбивает ветер на небольшие струйки. Листья, дрожа, трутся друг о друга, шелестят. Весной, когда листья молодые и нежные, шелест их мягок; грубеет он осенью, когда листья становятся более жесткими.)

2) «Все породы деревьев смолистых, как-то сосна, ель, пихта и прочие, называются красным лесом, или краснолесьем» (С.Аксаков). Почему?

«У сосны кора, будто слоновая шкура, шершавая, толстая и очень добрая на ощупь» (Я.Ивашкевич).

3) Почему в сосновых борах строят противотуберкулезные санатории?

4) Почему смолу хвойных называют «живицей»?

5)Что случилось с этими шишками сосны?

(Одну обработала белка, а над другой начинал трудиться дятел, добывая семена)

6)Почему в хвойном лесу особенно необходимо соблюдать правила противопожарной безопасности?

(Летучие вещества быстро загораются с высокой температурой – погасить огонь очень трудно)

7) Почему сосна и можжевельник плохо живут в городских условиях?

8) Почему хвойные остаются зимой зелеными?

Инструкция по технике безопасности при поездке в автобусе и во время проведения экскурсии.

Постановка цели и задач урока. В пути вас ждут неожиданности и приключения. Вам предстоит выполнить интересные задания.

Начало экскурсии. Вводная беседа.

Мы прибыли на место нашей экскурсии. Чувствуете, как пахнет лесом, свежестью? Такой запах бывает только в хвойном лесу. Хвойные леса составляют более трети всех лесов планеты. человека.

Понятие об экологическом сообществе.

Видовой состав, популяции растений этого леса.

Экологические факторы, их краткая характеристика: засушливые места , бедная каменистая почва, количество света в лесу и на опушке.

Давайте рассмотрим Голосеменные с точки зрения экологии.

Как приспособлены сосны к этим факторам неживой природы?

А влияют ли растения на эти факторы? Леса обладают активными свойствами живого организма и являются регуляторами и стабилизаторами природных процессов биосферы, проявляют почвозащитные и водоохранные свойства, неразрывно связаны с жизнью человека. Они влияют и на климатические условия: температуру, свет, осадки, ветер.

Получение заданий в конвертах для каждой команды, краткая инструкция. Главное условие, которое нельзя забывать, — это не навреди!

И еще: отчитываясь о проделанной работе, каждый должен стараться сказать много и интересно, но за 1 минуту. Чтобы всем нам хватило времени.

V .Отчет по выполненным заданиям , оценивание ответов с помощью шишек.

VI . Посещение просеки, где дети высаживали саженцы хвойных растений, их комментарии.

VII .Остановка возле рощицы сосны Станкевича.

Ребята, Мы с вами очень счастливые люди. У нас есть все, чем можно гордиться, что можно любить: солнце, горы, покрытые лесом, волшебные родники и таинственные пещеры, сказочные водопады и море. Вы с Татьяной Владимировной уже побывали во многих красивейших уголках Байдарской долины, ходили в походы. А сегодня мы немного расширили ваши познания о малой Родине, прошлись по хвойному лесу, получили заряд бодрости и положительных эмоций. И поэтому мне тоже хочется завершить эту экскурсию стихами В.Приходько:

Поют, шумят, томят леса.
Мы принесем
Озон в сердцах и в венах.
И много дней,
Счастливых и мгновенных,
В нас не умолкнут сосен голоса.

Источник

Читайте также:  Города россии достопримечательности окружающий мир 2 класс
Оцените статью