Внеклассное мероприятие по теме «Экскурсия в кабинет химии»
опыты и эксперименты по химии (5 класс) на тему
Внеклассное мероприятие по теме «Экскурсия в кабинет химии»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_3.docx | 10.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по теме «Экскурсия в кабинет химии»
Мероприятие проводилось для учащихся 4 класса.
- познакомить учащихся с профессией учителя химии,
- пробудить у ребят познавательный интерес к химии,
- показать практическую необходимость изучения данного предмета в школе и роль учителя химии в формировании химических знаний.
- познакомить ребят с профессией учителя химии, личностными и профессиональными качествами педагога,
- пробудить у ребят познавательный интерес к неизведанному для них предмету – химии.
- формирование престижа знаний, в т.ч. по химии,
- развитие представления о необходимости знаний в практической деятельности человека.
- воспитать у учащихся уважительное отношение к труду педагога,
- познакомить с профессиями, где необходимы химические знания, и с учебными заведениями, где данные профессии можно приобрести.
Оборудование и реактивы:
железный гвоздь, стеклянный стакан, медная проволока, алюминиевая ложка, химический стакан с чистой водой, пробирки с кислотой, щелочью, водой, универсальная лакмусовая бумажка, полая стеклянная палочка, пробирка с известковой водой, мрамор (из коллекции), кусочки мрамора, соляная кислота, пробирка с газоотводной трубкой, термит (смесь железной окалины с порошком алюминия), магниевая лента, лучинка, спиртовка, спички, две стеклянные палочки, концентрированная соляная кислота, раствор гидроксида аммония, дихромат аммония, запал, демонстрационная подставка, тиоцианат калия, хлорид железа (III), лист бумаги, ватный тампон, пробирки с соком лука и лимона на каждый стол, палочки с ватным наконечником, спиртовки на каждый стол, листочки бумаги.
Беседа о профессии учителя.
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о профессии учителя химии. Так как вы являетесь учениками, то, наверное, хорошо себе представляете, чем занимается учитель в школе. (Ученики дают ответ примерно такого содержания: учат, воспитывают и т.д.)
Чему учат учителя своих учеников? (перечисляют)
Какими качествами должен обладать учитель, чтобы воспитывать и учить детей? (перечисляют)
Ведущий дополняет ответы детей.
Какого учителя любят дети? (перечисляют)
Как вы думаете, чему учит ребят учитель химии ? (дети выдвигают свои версии).
Химия – наука трудная, но очень интересная. Предмет химии вы начнете изучать в 8 классе.
Ребята, скажите, какие науки о природе вы знаете? ( природоведение ). С чем знакомит вас этот предмет? ( с живой и неживой природой ).
Перечислите тела, которые относятся к живой природе? ( перечисляют ), к неживой природе? ( перечисляют ). Все эти тела относятся к физическим телам.
Давайте выясним, из чего состоит физическое тело железный гвоздь? ( из железа ), стеклянный стакан? ( из стекла ), медная проволока ( из меди ), алюминиевая ложка (из алюминия ). ( Во время вопросов идет демонстрация всех названных тел.) Сможете ли вы одним словом назвать железо, стекло, медь, алюминий? ( дети возможно смогут дать правильный ответ, если этого не произойдет, то ведущий называет сам ).
То, из чего состоит физическое тело, называют веществом. Так вот химия – это наука о веществах. Она изучает строение, свойства и возможности применения веществ в деятельности человека.
Например, почему в алюминиевой кастрюле можно готовить пищу, и этот же металл используют в самолетостроении, почему для изготовления гвоздей используют железо, а не другие металлы, почему в золотые изделия обязательно добавляют серебро, какова технология производства стекла и стали, как работают нефтеперерабатывающие заводы и многое, многое другое изучает химия.
А теперь давайте поговорим о самом распространенном веществе на планете. О каком? ( о воде ). Знаете ли вы, какое значение вода имеет для жизни на Земле? ( перечисляют: без воды человек не может прожить и суток, она необходима для нормального функционирования нашего организма, в воде живут рыбы и другие животные, вода нужна для работы заводов, электростанций, для умывания, мытья посуды и влажной уборки, для стирки, вода – регулятор климата на планете ).
В каком состоянии мы можем встретить воду на нашей планете? ( лед – твердое, жидкость, пар – газообразное ). Опишите, как выглядит вода в жидком состоянии? ( демонстрация стакана с водой, опустив ложку в стакан, можно показать, что она прозрачна, перелив в другой стакан, что текуча ) ( прозрачная, бесцветная, текучая, без запаха, без вкуса ).
Знаете, в природе очень много веществ, похожих на воду. Многие из них опасны для здоровья и даже для жизни человека. Их нельзя пробовать на вкус. Как же узнать, где вода? Можно воспользоваться специальными веществами, которые называются индикаторами. Проведем опыт.
На столе — три стакана: с растворами кислоты, щелочи и с водой. Распознавание с помощью лакмуса или метилового оранжевого (или универсального индикатора)
При использовании универсального индикатора:
В кислоте – красный, в щелочи – синий, в воде – окраска не изменяется.
А кто из вас знает какой газ мы выдыхаем? ( возможно дети дадут правильный ответ – углекислый газ ). Человек и животные выдыхают углекислый газ. В этом можно легко убедиться с помощью такого реактива, как известковая вода. Если через нее пропустить углекислый газ, она помутнеет. Кто из вас хочет провести этот опыт?
Ученик дует в трубочку, опущенную в пробирку с известковой водой. Раствор мутнеет.
Углекислый газ может выделяться не только при дыхании, но и из некоторых горных пород. Представьте, что вы геологи и нашли незнакомый минерал, по цвету и структуре напоминающий мрамор ( показать образец ). Вам нужно проверить, так ли это на самом деле.
На столе кусочки мрамора и флакончик с соляной кислотой. При приливании соляной кислоты к мрамору начнет выделяться углекислый газ. Опустив газоотводную трубку в известковую воду, вода помутнеет.
Подобный опыт вы можете повторить дома, чем не только удивите, но и порадуете маму.
Для проведения опыта возьмите эмалированный чайник и столовый уксус (не путайте с уксусной эссенцией: она опасна, так как может вызвать ожоги кожи). К воде в чайнике добавьте небольшое количество столового уксуса. Вы услышите шипение и увидите, как выделяются пузырьки углекислого газа. Если воду в чайнике нагреть, вы заметите, что процесс пойдет быстрее. Через несколько минут воду вылейте, чайник ополосните чистой водой и торжественно вручите маме. Пусть и она порадуется, что в результате химического эксперимента, проведенного вами, чайник не только не пострадал, но и очистился от накипи, уменьшающей время его закипания.
Ребята, все вы хорошо представляете себе алюминий. Это очень легкий металл, поэтому его используют для строительства самолетов. Это очень электропроводный металл, поэтому из него изготавливают электрические провода для линий электропередач. Нетоксичность алюминия позволяет использовать его для изготовления посуды. Хотя сейчас более современные материалы вытеснили алюминий, и его все реже используют для изготовления посуды.
А было время, когда алюминий считался самым редким металлом. В середине 19 века алюминий был дороже золота почти в 10 раз. Только очень богатые люди могли позволить себе есть из алюминиевых тарелок. Дороговизна алюминия заключалась в том, что не было разработано дешевого способа получения чистого алюминия из его руды. И самого алюминия получали очень мало.
А тем временем американский студент-химик Чарльз Мартин Холл, услышав от своего учителя, с какими трудностями сопряжено получение чистого алюминия, и как, должно быть, разбогатеет и прославится тот, кто откроет дешевый способ получения алюминия, решил заняться этим. В дровяном сарае он оборудовал лабораторию самодельными и взятыми на прокат аппаратами и довольно скоро открыл способ получения алюминия. Удивительно, что в том же году французский металлург Поль Эру, которому было столько же лет, сколько и Холлу, разработал тот же метод получения алюминия. Метод Холла-Эру сделал возможным промышленное получение алюминия. Алюминий сильно подешевел, а студент-химик Чарльз Холл так и не стал богатым. Судьбе было угодно отпустить создателям нового способа получения алюминия и одинаковое количество лет жизни. Алюминий также используют в металлургической промышленности в качестве восстановителя металлов из их соединений. Проведем восстановление железа из его оксида. Для этого используем алюминий. Реакция идет с выделением такого большого количества теплоты, что этот процесс используют для сварки стальных изделий.
Алюминотермический способ получения железа. Поджечь термит (смесь железной окалины с порошком алюминия) с помощью магниевой ленты. Образуются яркие вспышки из-за выделяющегося большого количества теплоты. Восстанавливается железо.
Вы слышали русскую пословицу «Нет дыма без огня»? А я могу показать противоположное: вы увидите дым, но при этом я ничего не буду поджигать.
Ведущий берет две стеклянные палочки. Одну смачивает в концентрированном растворе аммиака, другую – в концентрированной соляной кислоте. Палочки подносит друг к другу, но так, что они не соприкасаются. Над палочками появляется струйка «дыма» (хлорид аммония).
А вы знаете, что такое вулкан? ( ответы детей ). Извержение вулкана захватывающее и потрясающее по своей мощи зрелище. А хотите, мы увидим вулкан прямо сейчас?
На демонстрационном столе – макет вулкана. В кратер вмонтирован фарфоровый тигель, в который насыпан измельченный дихромат аммония.
Ведущий сильно нагревает в пламени горелки конец стеклянной палочки и опускает в тигель с дихроматом аммония, удерживая его там до начала реакции. Затем он вынимает палочку. Реакция протекает самопроизвольно с выбросом искр и «вулканического пепла» — оксида хрома (III).
Ребята, а вы любите открывать тайны? Я тоже очень люблю. И нам сейчас предстоит прочитать секретное послание. Оно написано секретными чернилами. Давайте попробуем.
Ученик смачивает ватный тампон раствором хлорида железа (III) под руководством ведущего. Обрабатывает тампоном лист бумаги, на котором записано какое-нибудь поучительное высказывание с помощью тиоцианата калия. Появляются кроваво-красные буквы.
Секретными чернилами часто пользовались люди, когда им было необходимо скрыть важную информацию. Текст надписи могли прочитать только те, кто знал, с помощью каких чернил она была сделана, и чем необходимо обработать секретное послание. Чернила использовали тайные агенты, знаменитые шпионы, политические деятели, которым необходимо было скрываться, революционеры, и даже императоры. А вы хотите узнать рецепт секретных чернил? Самыми простыми по составу и способу изготовления являются чернила из сока лимона или лука. Для этого необходимо выдавить сок из лимона или лука. Взять палочку с ватным наконечником и написать секретное послание. А чтобы его прочитать, достаточно нагреть листок над пламенем, но аккуратно, чтобы листок не загорелся.
На столах детей пробирки с соком лимона и лука, стеклянные палочки, лист бумаги и спиртовка. Ребята пишут послания друг другу и передают их. С помощью ведущего, который зажигает спиртовки и помогает нагреть листочки, учащиеся читают послание.
Дорогие ребята! Сегодня мы приоткрыли завесу над удивительными тайнами замечательной науки – химии. Скажите, что вам понравилось, что вы запомнили с занятия? Нужна ли наука химия в нашей с вами жизни? Почему? Давайте вернемся к тому, с чего начали наше занятие. Какими еще качествами должен обладать учитель? Должны ли быть какие – то особые профессиональные качества у учителя химии? (смелость, умение проводить химические эксперименты, знать свойства веществ, ведь среди них могут быть очень опасные, должен уметь делать урок безопасным) .
Мы с вами выяснили, что химия очень важна как в повседневной жизни, так и в промышленных масштабах страны. Поэтому учитель химии учит детей этому предмету, чтобы вчерашние ученики приобрели нужную хорошую профессию, стали профессиональными работниками.
Надеюсь, когда вы подрастете, вы выберите себе профессию по душе, и возможно свяжете свою жизнь с химией, а может быть, станете учить детей этой замечательной науке. Желаю вам успеха!
Источник
Сценарий внеклассного мероприятия «Экскурсия по кабинету химии «Химическое турне»». 8-й класс
Класс: 8
Цель: повторить и закрепить знания по химии в игровой форме, повысить интерес к изучаемому предмету.
Задачи:
- Обучающая задача: повторить и проанализировать полученные знания по химии.
- Развивающая задача: побуждение учащихся к познавательной деятельности; развитие логического мышления; реализация межпредметных связей искусства и химии; развитие сообразительности; обогатить кругозор и интеллект учащихся дополнительными знаниями.
- Воспитательная задача: воспитание любознательности, наблюдательности, внимательности, коллективизма.
1. Методы, в основе которых лежит способ организации мероприятия:
- словесный (устное изложение, рассказ)
- наглядный (показ иллюстраций, эксперимента)
2. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся:
- объяснительно-иллюстративный — учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный — учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- исследовательский — самостоятельная творческая работа учащихся, подготовка сообщения по заданной теме.
Для повышения интереса к мероприятию были предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, досуговое общение.
Технологии: игровая, сотрудничество
Турне – это путешествие по круговому маршруту. И сегодня мы приглашаем вас в турне по кабинету химии! Вашими экскурсоводами будут члены химического кружка “Последователи Менделеева”: Борисов Ярослав, Ильичёва Анастасия, Куретова Анастасия, Степанов Тимофей и Шелудякова Елизавета – наш видео-оператор.
Представьте — вы входите в кабинет химии в школе, а таблицы Менделеева — нет. Вы наверняка ощутите, что в кабинете явно чего — то не хватает, без чегостановится не комфортно, не хватает химии! Потому что, таблица — уникальный путеводитель, который нужно правильно “читать”, а затем воспользоваться полученной информацией.
Таблица Менделеева или Периодическая система химических элементов Дмитрия Ивановича Менделеева – это графическое выражение периодического закона, установленного им в 1869 году. Она отражает самую нужную информацию о химических элементах. В своей таблице Д.И. Менделеев расположил химические элементы по рядам в порядке возрастания их массы, подобрав длину рядов таким образом, чтобы химические элементы в одной колонке имели похожие химические свойства.
Первоначальный вариант таблицы был разработан самим Д. И. Менделеевым в 1869—1871 годах и устанавливал зависимость свойств элементов от их атомного веса (по-современному, от атомной массы). Всего предложено несколько сотен вариантов изображения периодической системы (аналитических кривых, таблиц, геометрических фигур)
Предлагаю вам воспользоваться таблицей, чтобы назвать химические элементы, зашифрованные в ребусах. А также назвать их порядковый номер и относительную атомную массу. (Демонстрируются ребусы, в которых зашифрованы названия химических элементов)
(За верный ответ вручается жетон, кто в итоге соберет большее количество жетонов – получит приз)
Переходим дальше, нас ждёт следующая таблица
Таблица растворимости кислот, солей и оснований в воде при комнатной температуре содержит справочный материал, необходимый для решения задач по общей и неорганической химии.
По ней, например, можно посмотреть, протекает реакция или нет, в ней указан тип растворимости, отмечены вещества, не известные науке (не полученные) или полностью разлагающиеся водой.
Используя эту таблицу, сравните растворимость веществ, поставив знаки <> (больше-меньше) между формулами. ПРИЛОЖЕНИЕ №2
(Проверить, вручить жетоны)
У меня пересохло во рту, хочется попить воды
Есть вода! Но я бы посоветовал тебе выпить молока – очень хорошо для горла.
Но если не хочешь молоко, то вот тебе опять вода!
ХИМИЗМ
- CaCl2 + Na2CO3=2NaCl+CaCO3 (белыйосадок). Это реакция ионного обмена между солями, протекает за счёт образования осадка.
- CaCO3+2HCl=H2O+CO2 (газ без цвета и запаха) + CuCl2. Это реакция ионного обмена, более сильная кислота вытесняет из соли слабую, реакция протекает за счёт выделения газа.
Я вместо воды предпочитаю сок. Но если ты хочешь воды, то вот опять вода, кипяченая!
ХИМИЗМ
- Na2CO3 + фенолфталеин = малиновая окраска (соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой даёт щелочную реакцию среды при гидролизе её водного раствора)
- Na2CO3 + CH3COOH = CH3COONa + H2O + CO2 (газбезцветаизапаха) Это реакция ионного обмена,более сильная кислота вытесняет из соли слабую, реакция протекает за счёт выделения газа и образования малодиссоциирующего вещества – воды.
То вода, то сок, то молоко! Фокусники! Вкусно ли?
Это же всё химические реактивы, при обращении с ними необходимо соблюдать правила. ПРИЛОЖЕНИЕ №4
(Проверить, вручить жетоны)
А сейчас следующий экспонат – пианино, что оно делает в кабинете химии?
Химия или музыка? Разрываясь между наукой и искусством, прожил всю жизнь замечательный химик и прекрасный композитор Александр Порфирьевич Бородин. Несмотря на то, что значительную часть своей жизни деятель посвятил именно химии (он был одним из основателей Русского химического общества и автором более чем 40 научных работ), наибольшую известность ему все же принесла музыка. Самое известное из его музыкальных произведений – опера. Название оперы вы прочитаете, разгадав кроссворд. Разгадывайте и слушайте отрывок из этой оперы. ПРИЛОЖЕНИЕ №5+ музыкальный фрагмент
(Проверить, вручить жетоны)
Приборы, которые вы видели на рисунке, собраны на столе.
Прибор для фильтрования.
Смесь речного песка и соли неоднородная. Её можно разделить фильтрованием. Добавим воды, соль растворилась, а песок – нет. В результате фильтрования песок задержался на фильтре, а солёная вода стекла в стакан. Чтобы получить кристаллическую соль воду нужно выпарить.
Прибор для получения газов
ХИМИЗМ
- CuCO3 * Cu(OH)2(при нагревании) =2CuO+H2O+CO2(газ без цвета и запаха, вызывает помутнение известковой воды). Это реакция разложения, признаками реакции являются: изменение окраски (малахит зелёного цвета, а оксид меди (II) – чёрный) и выделение газа.
- CO2+Ca(OH)2=H2O+CaCO3 (белый осадок, помутнение)
“Кто не понимает ничего, кроме химии, тот и её понимает недостаточно”.Сказал Георг Лихтенберг,видный немецкий писатель, публицист, ученый 19 века, почетный член Петербургской Академии наук. Подтверждений этому великое множество, вспомните того же Александра Порфирьевича Бородина, химика и музыканта.
Биографии великих заслуживают пристального изучения. Ознакомьтесь с фактами из жизни одного из величайших русских ученых и скажите: кто он? ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
Вот и подошло к концу наше химическое турне – экскурсия по кабинету химии, круговой маршрут от Менделеева к Менделееву. Кто же был самым активным участником экскурсии?
Источник