Экскурсия по комнате старины

Экскурсия в «Музей русской старины».
материал по теме

Экскурсия в «Музей русской старины», созданный при Поздеевском СДК.

Скачать:

Вложение Размер
ekskursiya_v_muzey_russkoy_stariny_yunyy_ekskursovod.docx 279.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Поздеевская основная общеобразовательная школа

Юный экскурсовод года

Экскурсовод: Новоселова Татьяна

Руководитель: Домрачева Елена Павловна

Д. Поздеево, 2014 год

Наименование музея: «Музей русской старины»

Год создания: 2013

Профиль музея: историко-краеведческий

Местонахождение музея: Поздеевский сельский дом культуры

Адрес: 606840, Нижегородская область, Шарангский район, Роженцовская сельская администрация, д. Поздеево, д.67

Контактный телефон: 2-63-36

Руководитель музея: Серебрякова Надежда Васильевна Название экскурсии: «Русские традиции чтим и бережем» Экскурсию подготовили: — ученица 7 класса МБОУ Поздеевской школы Новоселова Татьяна — учитель английского языка МБОУ Поздеевской школы Домрачева Елена Павловна

Экскурсовод (хозяйка русской избы в традиционном русском костюме: сарафане и кокошнике):

Непогода, холод, слякоть,

Стынут руки на ветру.

Сердце просится поплакать,

Сердце просится к теплу.

Нет уютнее местечка на любые времена,

В дом, где жаром греет печка от сгоревшего бревна.

В низенькой светёлке с створчатым окном

Светится лампада в сумраке ночном.

По стенам укладка с дедовским добром,

Узкая скамейка, скрытая ковром.

Крашеные пяльца со стулом расписным

И кровать резная с пологом цветным.

Здравствуйте гости дорогие: красны девицы и добры молодцы.

Давайте поздороваемся по старинному русскому обычаю (кланяется, прижав руку к сердцу).

Умный сильный наш народ

Свою землю бережёт.

А преданья старины

Забывать мы не должны!

Много лет назад, люди жили в домах, которые назывались избами. Это был дом деревянный, срубленный из бревен. Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала!

В русской избе была одна комната, самая светлая, красивая и называлась она- горницей. Добро пожаловать в уютную светлую русскую горницу — атмосферу истинно русского гостеприимства и доброжелательности!

В горнице стоит кровать, украшенная подзором, с подушками, сложенными горкой, стол с вышитой скатертью, на окнах висят кружевные занавески, на полу лежат домотканые половики.

В доме два очага: духовный – красный угол и земной – огонь в печи.

Красный угол от слова «красивый» – духовный центр дома – располагался в переднем углу. В нем божница, где на особой полочке — иконы в окладах, украшенные ткаными или вышитыми полотенцами, сухими целебными травами. Это было почётное место, куда приглашали дорогих гостей. Красному гостю — красное место. В избе, в красном углу вся семья сходилась на ежедневные застолья. В будни женщины здесь пряли, ткали, шили; мужчины что-то мастерили, чинили, занимались ремеслом. Под присмотром старших здесь же и находились дети.

Печь — своеобразный центр избы, символ добродетели и тепла. Располагалась печь в противоположном красного углу, на западе. В одной избе она белоснежная, а в другой – вся расписная. Её украшали особенно тщательно. Печь кормила семью, согревала дом, лечила, просушивала, и освежала воздух в помещении. На ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Через ткань с дровяной золой проливали кипяток, и получался щёлок — мягкая мыльная вода. Ею мыли голову, в такой воде стирали бельё и вовсе не нуждались в заморских шампунях. Тепло, которым дышала печь, было сродни теплу душевному. В зимние морозные дни дети, набегавшись на улице, грелись на печи, слушая бабушкины сказки.

Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки; ткали, вышивали, плели лапти, ткали кудель с помощью веретена. Многие вещи сохранились и до сих пор, мы их видим в нашем музее. А теперь давайте рассмотрим поближе те вещи, которыми пользовались наши дедушки и бабушки.

Вещи древние, для ведения хозяйства полезные.

Что такое рубель, крынка.

Как в светце горит лучинка

Где живёт ухват, подзор

Нам не знать большой позор!

Бабушка прядёт на прялке

В чугунке вода кипит

Возле печки прям, за лавкой

Кочерга у нас стоит.

На доске скоблёной белой,

Красный угол с образами,

Золотых окладов блик.

Пространство у печи – женская половина, «бабий кут».

Здесь всё, чем заведовала женщина, хозяйка дома:

Вот старинные кувшины,

Сделаны они из глины.

Варили в них пищу на целый день,

Кушай кашу кому не лень.

У печи стояли важно,

Как стойкие солдаты.

Из печи горшочки с кашей

Тянут железные ухваты.

Ты помощница моя,

Напрядешь ты пряжи мне,

Что не видно края.

Перед вами утюг,

Бабушкин старинный друг.

Грелся он в то время на углях

И жил во всех дворах.

А теперь для вас загадка.

Нужен, коль станет

Интерьер избы, как правило, составляли стол и лавки .

Стол – одна из основных частей избы. «Божья ладонь» называли его, а потому по нему нельзя было бить, влезать на него детям, садиться. Это место семейной трапезы. Непременным элементом всех праздников и торжеств являлось ЗАСТОЛЬЕ : семья собиралась вокруг стола, показывая свое единство. «Когда семья вместе, и душа на месте», — говорили наши предки.

Любили русские люди почаёвничать, т.е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара.

Особая гордость нашего музея – кровать , изготовленная в начале 20 века и ткацкий стан.

Сейчас мы ещё раз вспомним все предметы, о которых говорили. У меня есть сундучок, в котором загадки о предметах быта , я предлагаю вам их отгадать.

Что дают – глотает (печь).

2 .Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват).

3 .Стоит толстячок,

Всем пить чай велит (самовар).

4. Тёмненький пузатенький, в печке стоит, кашу варит (чугунок).

Мы познакомились со старинной русской избой. В старину не было ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев. Как же люди свободное время поводили, чем занимались?
Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала весёлая игра.
Коли народ невесел
Низко голову повесил
Знаю я, нужна игра:
Распотешится пора.
Я предлагаю вам немного поиграть. (3 раза с ускорением) Я буду произносить слова и показывать движения, а ваша задача – повторять за мной.

За дровами мы идём. И пилу с собой несём,
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить!
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки!

Молодцы! «Делу — время, потехе — час»- говорили наши предки. Посетив наш «Музей русской старины», вы можете более подробно рассмотреть предметы русской старины. Я желаю вам не забывать свои истоки. Мальчикам расти настоящими сильными защитниками своей Родины, а девочкам – учиться хранить домашний очаг, расти добрыми хозяйками. Позвольте мне подарить вот такие домики, но они не простые – в них народные мудрости, надеюсь, что они вам пригодятся.

Сей музей, мы покидаем, русская изба так хороша!

В каждом стареньком предмете живёт русская душа.

Русские традиции, храня, мы память чтим и свято бережём

Всё, что досталось от далёких предков, мы в своём музее соберём.

Благодарю за внимание!

Пословицы о доме и семье
— Без хозяина дом – сирота.
— Не красна изба углами, а красна пирогами.
— Семья сильна, когда над ней крыша одна.
— Вся семья вместе, так и душа на месте.
— Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
— Коли в семье лад, так ненадобен и клад.
— Мир в семье любовью держится. — Не дом хозяина красит, а хозяин дом.

Список использованной литературы:

1. Аникин В.П. Русские народные поговорки, пословицы, загадки и детский фольклор. – М., -1957. – 165 с.
2. Ащурков В.Н., Коцюба Д.В., Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. М.:1997.
3. Горяева Н.А. «Декоративно прикладное искусство в жизни человека» Москва «Просвещение», 2006
4. Лаврентьева Л.С., Смирнова Ю.И. «Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор»
5. «Русские народные загадки, пословицы, поговорки», Москва, «Просвещение»,1990г.
6. Раппопорт П.А. Древнерусское жилище. Л., 1975
7. Тихонова М.Н., Смирнова М.С. «Красна изба», С. – П., 2000 г.
8. Терещенко А. Быт русского народа. М., 1997.
9. «Чудесный короб», Сборник, Москва, «Детская литература»,1989 г.

Источник

Интерактивная экскурсия в музей крестьянского быта «Как жили наши предки»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

г. Углегорска Сахалинской области

Интерактивная экскурсия

«Как жили наши предки»

(проводится на базе музея крестьянского быта «Русская изба»)

Автор:

Горенко Ольга Фёдоровна

методист I квалификационной категории

ДДТ г. Углегорска Сахалинской области,

г. Углегорск, 2020

Пояснительная записка

Цель:приобщение учащихся к русской национальной культуре через знакомство с жизнью, бытом и обычаями русского народа.

Задачи:

  1. дать представление о некоторых характерных особенностях жизни русского народа, национальных традициях и обычаях убранства и украшения жилища, назначении бытовых предметов;
  2. развивать познавательную активность и кругозор учащихся;
  3. воспитывать у учащихся интерес к изучению истории своего народа, уважение к укладу жизни, быту своих предков, чувство общности со своими истоками.

В конспекте по теме «Как жили наши предки» представлен материал по изучению русской народной культуры.

Интерактивная экскурсия, рассчитанная на детей 6-8 лет, знакомит с традициями русской избы, предметами быта, народной одеждой. Проходит в ДДТ г. Углегорска Сахалинской области в музее крестьянского быта «Русская изба».

Самые интересные, увлекательные и познавательные экскурсии — это, несомненно, интерактивные. Они организуются в игровой форме, где главными героями выступают не экспонаты музеев, а сами дети.

С восторгом дети воспримут экскурсию » Как жили наши предки», где они смогут при помощи ухвата достать чугунок из печи, покачать люльку, попробовать пареную репу, поиграть на ложках, примерить русские народные костюмы и многое другое.

Данный материал адресован педагогам дополнительного образования, воспитателям.

Ожидаемые результаты:

— развитие познавательного интереса к истории родной земли, чувства гордости за свою родину;

— повышение уровня знаний детей о быте русского народа;

— обогащение словарного запаса названиями предметов русского быта, загадками, поговорками и пословицами;

— духовно-нравственная ориентация учащихся.

Формы, методы реализации:

— форма проведения мероприятия – экскурсия;

— форма работы учащихся – коллективная;

— интерактивный метод: взаимодействие всех участников;

— наглядно-словесный метод: показ экспонатов, рассказ, активизация внимания учащихся через взаимодействие с целевой аудиторией путем постановки вопросов; использование малых фольклорных форм: загадок, пословиц и поговорок;

— практический метод: работа с экспонатами музея;

— игровой метод: воображаемая игровая ситуация, вовлечение в прошлое.

Активизация словаря: древность, быт, предки, изба, красный угол, иконы, образа, кухонная утварь, устье, стряпать, зыбка, кочерга, ухват, чугунок, рубель, лапти.

Необходимое материально-техническое обеспечение: интерьер русской избы -красный угол, печь, мебель, посуда, чугунок, ложки деревянные, прялка, сундук, ухват, кочерга, утюг чугунный, коромысло, вёдра, рукомойник, рушник; лапти и валенки. Русские народные костюмы для ведущих и ряженья, ключ, макет русской избы (из дерева или бумаги). Угощение – горшочек пареной репы, тульский пряник, леденцы на палочках.

Перечень использованной литературы.

  1. Л.В.Соколова, А.Ф.Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис-Пресс», 2017 г.
  2. Дорожин Ю. «Как жили наши предки». Издательство «Мозаика-Синтез», Москва, 2012 г.
  3. 1.Тихонова М. В., Смирнова Н. С. «Красна изба. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада». Издательство: Детство-Пресс, 2017 г.
  4. 2.Короткова, М.В. Путешествие в историю русского быта [Текст]/ М.В. Короткова. — Москва: «Дрофа», 2003. – 256с.
  5. 3.Марина Улыбышева «Русская изба. От печки до лавочки»,
  6. 4.Князева, О.Л. Как жили люди на Руси [Текст]/ О.Л. Князева. — Санкт – Петербург: «Детство-Пресс», 1998. – 64с.
  7. 5.Лунина, Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры [Текст]/ Г.В. Лунина. — Москва: «Элизетрейдинг», 2004. – 128с.
  8. .Интернет ресурсы:
  9. › repa-iskonno-slavyanskij-produkt/
  10. › detskijsad/znakomstvo-doshkolnikov-s-…
  11. › metodicheskaya-razrabotka…izba…

Ход мероприятия:

Организационный момент

Дети собираются в рекреации. В центре неё располагается стол — на нём стоит макет русской избы. Негромко звучит спокойная русская народная музыка. Детей встречает ведущая в русском народном костюме – Агафья.

Агафья: Здравствуйте, милые детушки (дети здороваются).

Зовут меня Агафья.Да, мы друг другу – «здравствуете» сказали. А, что означает это слово? (Пожелать кому – то здоровья).

Верно, это слово не простое. Еще с давних времен на Руси, повелось, при встрече с человеком желать ему здравствовать, т. е. — быть здоровым. А какое это пожелание? Как его надо произносить? (Это слово доброе! Произносить его надо ласково, с улыбкой и т. д).

Да, слово это доброе и нужное. Оно всегда возвращается к тому человеку, который дарит его другим людям.

Перед детьми макет русской избы.

— Всякое житьё начинается с дома.Как вы думаете, ребятушки, для чего человеку нужен дом? (Ответы)

— Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил. Не зря говорят:«Хорошо тому, кто в своём дому».

А вы знаете, в каких домах жили русские люди в прошлые времена? (В деревянных домах, построенных из бревен, без единого гвоздя.)

— Почему строились именно деревянные дома?(Кругом был лес.Деревянные дома тёплые, сухие).

— Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами. А еще их называли срубами, потому, что их рубили топорами. Вот перед нами деревянная изба. Хотите заглянуть внутрь дома?(Ответы)

— Сегодня я приглашаю вас отправиться в старину, во время наших пра-пра-пра-дедушек и бабушек. Мы перенесемся в далекие времена, поговорим о русском быте и узнаем, как жили наши предки.

Как же мы попадем в прошлое, ведь у нас нет машины времени? (Дети высказывают свои версии).

-У меня есть один волшебный предмет, с егопомощью мы сможем перенестись в стародавние времена. Но вот незадача, пока вы не отгадаете что это такое, предмет не возымеет волшебной силы.

Отгадайте-ка загадку, будьте внимательны:

Кто хвост повернет,

Тот в дом и войдет.

— Правильно, какие вы догадливые, это ключ, он-то нам и поможет.

— Помните как себя вести в гостях?

(Быть приветливыми, не шуметь, не толкаться, не брать чужие вещи без спроса).

— Всё-то вы знаете. Молодцы. Тогда в путь! Вот только ещё пряник «Тульский» возьмём, негоже ходить в гости без подарка. Вы любите получать подарки? На Руси говорили «гостинцы», от слова «гость». А это значит, что по обычаю человек всегда входил в дом с подарком.

Подходят к двери музея «Русская изба».

-Для того чтобы попасть в древность, нужно открыть эту заветную дверь. Скажем волшебные слова и попробуем открыть замок.

Ключ замочек отопри.

Агафья:Двери открываются, русская старина начинается.

Дети входят в избу и видят: за прялкой сидит Красна-девица в русском сарафане и кокошнике.

Агафья: (кланяется)Мир Вашему дому.

Девица (Василиса), увидев гостей, встает и подходит к ним.

Василиса: Здравствуйте, гости дорогие! (Кланяется, приложив руку к сердцу и затем, опустив ее вниз)Я рада видеть вас в своей горнице. Зовут меня Василисой. А вы, чьи будете? Откуда вы?(Ответы детей)

Агафья:Нам захотелось заглянуть в русскую избу, узнать, как жили наши предки.Вручает пряник. Василиса с улыбкой берёт пряник, рассматривает. Благодарит, кланяется.

Василиса:Гость на пороге – хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Всем ли места хватило? Всем ли удобно?

-Хорошо, я вам с радостью поведаю о жизни на Руси. Русские люди много трудились. Раньше люди жили в деревнях. Делали все своими руками: строили избы, делали мебель, изготавливали посуду, шили одежду и т.д.

Обстановка в избе была скромная, строгая, все на своих местах, все для пользы дела.

Самой большой ценностью в доме были иконы. Если вдруг случался пожар, то хозяин первым делом бросался в красный угол, снимал со стены образа (иконы) и уносил в безопасное место. А уж после этого принимался тушить огонь.

Красный угол – означало «красивый, хороший, светлый», самое почётное и заметное место в избе. В красном углу совершали моленья и решали самые важные семейные вопросы. В красном углу находился большой стол. Во время праздничной трапезы его покрывали скатертью. В красный угол приглашали сесть самых уважаемых гостей. «Красному гостю – красное место», — говорили в народе.

В старину любили люди почаевничать, т.е. чай из древнего чайника — самовара попить.За самоваром собиралась вся большая дружная крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. У каждого за столом имелось своё место. Под образами сидел хозяин, глава семейства – отец.(Показ, как из самовара наливали чай, дети пробуют наливать).

Важное место в доме занимала печь.Печь- это сердце дома. А для чего нужна печь?(Ответы)

-Русская печь обогревала, кормила семью, на ней спали старики и дети, грели воду, сушили одежду, грибы и ягоды…

— А чем топили печь? (Дровами)

— Кто же занимался заготовкой дров?(Ответы)

— Конечно же, мужчины, потому что это очень тяжёлый труд, нужно быть сильным и крепким человеком.

Печку называли — кормилицей.Чем же могла печь накормить своих хозяев? (В русской печи готовили щи, кашу, варили квас, пекли хлеб, блины, пироги. )

-Угол, к которому печь была повёрнута устьем(показывает устье), назывался бабьим кутом. Здесь хозяйничала женщина: стряпала — готовила еду, пекла хлеб, пряла, шила.

В этой, спрятанной за занавеской, части избы находилась стенная полка, где размещались предметы кухонной утвари, т.е. посуда и инструменты для приготовления пищи. Для создания уюта полку старались украсить кружевами. Хозяюшки были настоящими искусницами.

В чем же хозяйка варила обед? Знакомство с чугунком.

Василиса.Это чугунок. Он не заменим в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.Показ чугунка – дети поднимают чугунок, определяют, что он тяжелый.

— Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен помощник. Слушайте загадку:

«Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает, что схватит – отдает, а сам в угол идет».(Ухват)

— Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?Дети пробуют,хозяйка помогает.

— Еще есть загадка про другого помощника хозяйки, слушайте:

скачет в огонь (кочерга).

— Кочерга нужна хозяйке, чтобы поленья разгоревшихся дров подвинуть вглубь топки, и угли в ней пошевелить, и золу (сгоревшие дрова) из топки выгрести.Показывает.

Агафья: Кто из вас знает, как раньше воду носили, водопровода-то не было!? (Воду носили в ведрах с помощью коромысла).

Василиса: Попробуете принести ведра на коромысле? Кто смелый?(1-2 ребенка)

— Ну, что, легко ли воду носить? Трудно. Носили воду в дом из речки, порой издалека.

Устали? Пора немного отдохнуть и подкрепиться. Ребята, доводилось ли кому-нибудь из вас попробовать пареную репу? Хотите отведать это блюдо?Но сначала мы будем мыть руки. Чистота залог здоровья. На Руси-матушке всегда любили чистоту, воду.Подходят к умывальнику.

Посмотрите, это умывальник, рукомойник с двойным носиком. Дети, которых в семье было много, помогали друг другу умываться, опрокидывая рукомойник каждый со своей стороны. Показывает, дети моют руки, помогая друг другу.

— Вытирали руки рушником, полотенцем. Его сами ткали и украшали красивой вышивкой. Рушников в избе было немало: одними накрывали хлеб, другими вытирали руки и посуду, доили корову, хлопотали — хозяйничали возле печи и т.д.

А вот и обещанное блюдо. Достаёт из печи горшочек с пареной репой и угощает ребят. Были времена, когда не было картофеля на Руси. Тогда в основном ели репу, полезный овощ. Из репы готовили различные блюда: варили похлёбки и каши, пекли пироги с ней и парили. Гости пробуют репу, делятся впечатлениями.

Немного перекусили. А теперь отгадайте ещё одну загадку и найдите этот предмет в избе.

а вся в дырках»(Сито)

— Верно, это сито, оно у нас висит возле печи. Ситом сеяли муку, и тогда тесто для хлеба, на пироги получалось очень пышным и мягким. Посмотрите, как это делается. Показ

— Давайте и мы с вами попробуем просеять муку через сито.

Дети пробуют просеять муку через сито.

Из муки потом замешивали тесто, да хлеб пекли. Ведь какой обед без хлеба. Недаром на Руси говорили: «Хлеб — кормилец», «Без хлеба сыт не будешь».

— А посмотрите, какой красивой ложкой мы насыпали в сито муку. В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую мужчины вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». А как вы думаете, для чего еще могли пригодиться ложки? (Ответы)

-Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и под их веселый ритм пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.

Дети играют на ложках, кто желает, выполняет танцевальные движения.

Василиса:Молодцы, хорошо, весело играли, плясали. Смотрю, обувь-то у вас крепкая, такая долго не сносится! Знаете ли вы, какую обувь носили в старину? (Лапти, валенки)

— Валенки носили зажиточные крестьяне. Семья, в которой были хоть одни валенки, считалась богатой. Изготовляли валенки из овечьей шерсти. Обувью простых людей на Руси были лапти. Плетением лаптей на всю семью занимались мужчины и мальчики-подростки. Лапти плели из лыка –коры липы, бересты — верхнего слоя коры берёзы (показывает бересту, дети рассматривают, трогают), кожаных ремешков. Мужчины занимались и плетением корзин, которых было довольно много в избе, разных форм и размеров.(Показывает).

Ребята, как вы думаете, что это за предмет? (Люлька, кроватка, колыбелька).

— В старину в эту колыбель называли ещё «Зыбкой», и качали малышей и пели им колыбельные песенки. Люльку обязательно закрывали пологом: он и от комаров да мух оберегал, да и от нечистого глаза прятал. Для полога выбиралась самая красивая ткань, его украшали кружевами и лентами.Дети пробуют покачать люльку.

-А теперь давайте посмотрим, что еще есть в нашей избе.

Это прялка (показ). Зимними долгими вечерами хозяйка с помощью веретена на ней пряла нитки. А из ниток затем ткали полотно и шили одежду, вязали носки, цветные варежки и другие вещи – хозяйки сами рукодельничали – потому что в магазинах этого нельзя было купить. Показ -пряжа, вязаные вещи, льняная ткань.

— Хозяйка следила, чтобы все ходили в чистой одежде. Ребята, как стирают ваши мамы? (Ответы).

-А раньше стирали вручную – в корыто ставили стиральную доску, стирали щелоком (березовая зола от дров), мыло пришло чуть позже.Посмотрите,как это делается. Показ, дети пробуют потереть полотенце о стиральную доску.

— Понравилось вам белье стирать?

-А теперь будем белье гладить. Так чем же воспользуемся?Гладили так — на большую скалку накручивали белье и раскатывали рубелем – показывает.Пробуют гладить.

— Или гладили вот таким чугунным утюгом. Электричества раньше не было и поэтому, чтобы утюг нагреть в него клали горячие угли, позжепоявился чугунный утюг, который для нагревания ставили в печь, и только потом изобрели электрический утюг.Осторожно берут в руки чугунный утюг и определяют, что на вес он тяжёлый.

— А какая мебель была в избе? (Стол, лавки, сундуки). –А вы, знаете, почему лавки делали широкими? (На них спали).

-Правильно на них спали.

-А это что? (Сундук). Показывает сундук.

— А для чего он нужен? (Хранить вещи, домашнюю утварь.)

— Давайте-ка заглянем внего и посмотрим, что там лежит.

Василиса открывает сундук и показывает, что в нем лежат вещи.

Агафья:Смотрите, сколько добра в сундуке, как много разных вещей хранится в нем.Рассматривают, называют.

— Красота-то какая! Василисушка-душа, разреши-ка, пожалуйста, ребятам примерить эти наряды.

Василиса: Разумеется, с радостью!

Дети одеваются врубахи, сарафаны. Надеваютголовные уборы: мальчики картузы, колпаки,а девочки – веночки, кокошники, повязывают ленточки.Агафья приглашает Василису и ребят сделать фотоснимок на память.Затем ребята снимают наряды.

Агафья: Вам понравилось?

-Что нового узнали о русской избе?

— Какие названия запомнили?

Василиса: Мне бы хотелось узнать, за что вы любите свой настоящий дом, свой родной очаг? (Ответы детей)

— Спасибо за ваши ответы.

Агафья: Ну, чтож, хватит гостевать, пора и честь знать. Благодарим тебя, Василиса, за русское гостеприимство!

Василиса:Вот вам гостинцы на дорожку, любимое детское лакомство – петушки на палочках. Раздает леденцы.

— Я была очень рада Вас повидать! До свидания! Приходите ко мне еще в гости. Скатертью дорога, легкого пути!

Дети благодарят. Агафья берет волшебный ключ, дети произносят хором:

Источник

Читайте также:  1 день путешествия может дать
Оцените статью