Экскурсия по краеведению с использованием технологии контемплятивно акустического освоения мира

«Экскурсии по краеведению (экологии) с использованием технологии контемплятивно-акустического освоения мира, с применением приёмов (игр, упражнений) для обучающихся 3-4 классов

Разработка «Экскурсии по краеведению (экологии) с использованием технологии контемплятивно-акустического освоения мира, с применением приёмов (игр, упражнений) для обучающихся 3-4 классов

Астафьева Елена Алексеевна, педагог дополнительного образования

Разработка экскурсии по краеведению (экологии) с использованием технологии контемплятивно-акустического освоения мира, с применением приёмов (игр, упражнений).

Экскурсия на реку Большой Пит поселка Брянка для обучающихся 3-4 классов.

Я разработала экскурсию на реку Большой Пит, находящейся в нашем поселке. Прекрасный вид открывается с моста, с которого можно увидеть изгибы реки, горы и чудесные пейзажи леса.

Цель экскурсии меняется в зависимости от времени года, но главным остаётся созерцание вида реки и окружающей природы. Таким образом в разное время года ставятся разнообразные обучающие, развивающие и воспитательные цели:

— Это наблюдение за изменениями в природе и наблюдение за жизнью обитателей реки и леса;

— Проведение акций по защите водных ресурсов от загрязнений;

— По желанию обучающихся делаем зарисовки видов, открывающихся с моста.

Река Большой Пит является правым притоком Енисея. Общая длина реки составляет 415 км.

Река берёт своё начало на северных склонах Заангарского плато. Река протекает по территории Северо-Енисейского района Красноярского края. В долине реки расположен посёлок Брянка (184 км от устья реки). До центра района р.п. Северо-Енисейский 167 км.

Исток Большого Пита находится на склонах хребта Енисейский Кряж. C пустившись в гор, река держит путь на юго-запад по среднегорью, представляющему собой чередование невысоких хребтов и одиночных гор. Пройдя две трети своего пути, река огибает горы и делает крутой поворот на севезо-запад. В низовьях река вновь огибает горы и течет на юго-запад, и, наконец, на самом нижнем участке, на территории Енисейского района, устремляется на запад. Здесь Большой Пит течет по равнине, сильно петляет и извивается, образует меандры и оставляет большие старицы.

Горы, в которых река прокладывает русло, покрыты тайгой. Хвойные леса чередуются с тайгой смешанного типа. В лесу на разных участках доминируют разные породы деревьев, здесь можно встретить густые ельники, пихтач, сосняки, участки, почти полностью занятые лиственницей и кедром. На некоторых участках много березы, осины, повсеместно распространен густой кустарник (черемуха, ольха, смородина, другие виды).

Животный мир отличается разнообразием:

В реке обитает много рыбы. Самыми распространенными видами являются окунь, хариус, лещ, елец, ленок, щука, в верховьях реки есть небольшой таймень. Здесь встречается и редкая рыба тугун.

В Красноярском крае насчитывается свыше 90 видов млекопитающих. В горах водятся архары, бараны, снежные барсы, на севере — белые медведи и северные олени, в степи — бурозубки, волки, зайцы, рыси, суслики и росомахи. Но, конечно, больше всего млекопитающих в тайге — соболь, песец, горностай, белка, лисы, которые имеют промысловое значение. На Столбах можно встретить по-настоящему таежных зверей — маралов и лосей, обитают здесь кабарги и куницы, водятся зацы-беляки и бурые медведи.

А вот рептилий в Красноярском крае немного. Известно лишь 4 вида змей (гадюки, ужи, полозы и щитомордники) и 2 вида ящериц (живородящие и прыткие).

Так же скупо представлены земноводные. Чаще всего встречаются тритоны, лягушки, жабы и сибирские углозубы.

Птиц в Красноярском крае насчитывается свыше 400 видов. Это аисты и буревестники, гагары и гуси, дятлы и журавли, стрижи. Промысловое значение имеют курообразные, куропатки, тетерева, глухари, различные виды гусей, ржанок, голубей и пеликанов.

Умение слушать окружающий мир рождает удивление перед чудом природы. Использование акустической технологии включает такие формы работы с обучающимися, как:

— слушание птиц и распознавание их по голосам,

-обучение пользованию звукозаписывающими устройствами (на традиционные диктофоны и более современные записывающие средства),

— восприятие звуков живой природы (голоса птиц, шум реки)

— слушание леса весеннего, летнего, осеннего, зимнего и сопоставление звуковых рядов.

Эта технология важна с точки зрения обогащения сенсорного опыта, так как способствует формированию художественного образа природы, рождению эстетических переживаний.

Для того чтобы обучающиеся лучше усвоили пройденный материал и больше знали о своём родном крае во время экскурсии проводим викторину

Викторина «Тропинками родного края»

Какие кустарники распространены по берегам реки ?

Ответ: черемуха, ольха, смородина, жимолость, шиповник.

Любимое лакомство снегирей ?

Что изображено на гербе Северо- Енисейского района?

Ответ: медведи с луком и лопатой.

Какие реки протекают по территории Красноярского края ?

Ответ: Енисей, Ангара, Тунгуска, Мана, Большой Пит, Тасей.

Какое событие, произошедшее 30 июня 1908 года в нашем крае, называют «загадкой 20 века»? Хакасское землетрясение. Падение Тунгусского метеорита. Свечение облаков в стратосфере.

Ответ: п адение Тунгусского метеорита.

Что в переводе означает «Енисей»? Большая вода. Сильная вода. Холодная вода.

Ответ: большая вода.

Какой город называли «воротами» в Восточную Сибирь? Омск. Минусинск. Енисейск.

Когда был образован Красноярский край? 1934 год. 2. 1619 год. 3. 1908 год.

Ответ: в 1934 году.

Какое место занимает наш край по площади среди регионов России? 1 место. 2 место. 3 место. 4 место.

В конце экскурсии для закрепления материала о животном мире Красноярского края предлагаю упражнение «Животные».

Группа: 8-10 человек.

Материал : заранее заготовленные карточки с названиями животных родного края.

Инструкция: Я раздам вам карточки, на которых написано название животного Красноярского края . Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «Медведь», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «Медведь».

Педагог раздаёт карточки (если в группе нечётное количество участников, Педагог тоже принимает участие в упражнении).

«Прочитайте, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого – найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Другими словами, всё, что мы будем делать, мы будем делать молча.

Когда вы найдёте свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».

После того как все участники группы нашли свою пару, педагог спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?»

Это упражнение обычно проходит очень весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость и в игровой форме закрепляется пройденный материал. В то же время оно способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой стороны, искать такие средства самовыражения, которые будут понятны другим. После завершения упражнения можно предложить поделиться впечатлениями, рассказать о том, как участники находили свою пару.

Технология контемплятивно-акустического освоения мира открывает широкие возможности исследования мира природы.

1. Астафьева Г.Г. Природа Северо-Енисейского района.

2. Бабкина И.В. Оценка влияния природных факторов и хозяйственной деятельности на состояние водных экологических систем края / Проблемы использования и охраны природных ресурсов Центральной Сибири. Вып. 6 /Гл. ред. В.Г. Сибгатулин. — Красноярск: ГПКК КНИГиМС, 2004. — С. 10-12 с.

3. М.В.Кириллов. Ю.А. Щербаков Красноярский край ст. 30-34.2012г.

4 . Корпачев В.П., Бабкина И.В. Водные ресурсы и основы водного законодательства. Красноярск: Изд-во СибГТУ, 2018, 316 с. 15.

5. Фотографии Астафьевой Е.А.

6. https://xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn- Природа, растения и животные Красноярского края

Источник

Разработка «Экскурсии по краеведению (экологии) с использованием технологии контемплятивно-акустического освоения мира, с применением приёмов (игр, упражнений) из «Копилочки АМО»».

Мясникова Евгения Александровна

образования по экологии (краеведению)

Разработка экскурсии по краеведению (экологии) с использованием технологии контемплятивно-акустического освоения мира, с применением приёмов (игр, упражнений) из «Копилочки АМО».

Экскурсия на реку Кундрючья в г. Красный Сулин для учащихся начального и среднего звена.

Я разработала экскурсию на смотровую площадку реки Кундрючьей, находящейся в нашем городе, с которой открывается замечательная панорама. Наша смотровая площадка расположена на небольшой возвышенности, с которой можно увидеть крутые изгибы реки и чудесные пейзажи леса.

Цель экскурсии меняется в зависимости от времени года, но главным остаётся созерцание вида реки и окружающей природы. Таким образом в разное время года ставятся разнообразные обучающие, развивающие и воспитательные цели:

— Это наблюдение за изменениями в природе и наблюдение за жизнью обитателей реки и леса;

— Проведение десантов по очистке территории от мусора;

— По желанию обучающихся делаем зарисовки видов, открывающихся с возвышенности.

Пройдя плотину ГРЭС «Несветай» Кундрючья устремляется дальше, на восток, образуя одну за другой тринадцать излучин на территории города Красного Сулина, будто желает найти дорогу поудобнее.

Берега реки здесь обильно защищены громадными вербами, что дало повод нашим предкам назвать образовавшийся в начале XIX века хутор Вербенкой, ставший в 30-е годы нашего века частью города.

То правый, то левый берега реки необыкновенно круты, имеют скалистые выходы; а противоположный от скал берег, как правило, – пойменные луга, старицы.

Река постоянно извивается до самого Киселево.

Воды богаты рыбой, здесь насчитывается около 100 видов рыб, большая часть из которых обитает в пресной воде: голавль, стерлядь, синец, линь, сом, карась, щука, вьюн и др. Часть рыбы является проходной, обитая в море, но заходя на нерест в притоки Дона: осетры, белуга, севрюга, сельдь и пузанок. Также здесь водятся белые и черные амуры, зеркальные карпы, белые и пестрые толстолобики, тихоокеанская кефаль, а также угорь.

Животный мир отличается разнообразием.

В нашей области встречаются 76 видов млекопитающих, среди которых наибольшей многочисленностью обладают грызуны – сурков, сусликов, тушканчиков, мышей, полевок и других видов здесь насчитывается 29. Среди хищников самыми распространенными видами выступают волки, лисы, хорьки, ласки, горностаи, перевязки, норки, барсуки и выдры.

Встречаются ежи, бурозубки, белозубки, выхухоли, кабаны, косули, лани, 2 вида оленей и лоси. Регулярно в область мигрируют сайгаки. Также здесь можно встретить зайца-русака, 9 видов летучих мышей, разнообразных ящериц и змей. Во многих водоемах можно встретить болотных черепах.

В Ростовской области обитает большое количество птиц, часто здесь можно встретить аистов, сов, дятлов, горлицу, иволгу, зябликов, синиц, уток, журавлей и сокола. Также обитают пеликаны, бакланы, чайки, поганки, крачки, лебеди, гуси, кулики, орлан-белохвост и скопа.

Умение слушать окружающий мир рождает удивление перед чудом природы. Использование акустической технологии включает такие формы работы с учащимися, как:

— слушание птиц и распознавание их по голосам,

-обучение пользованию звукозаписывающими устройствами (на традиционные диктофоны и более современные записывающие средства),

— восприятие звуков живой природы (голоса птиц, шум реки)

— слушание леса весеннего, летнего, осеннего, зимнего и сопоставление звуковых рядов.

Эта технология важна с точки зрения обогащения сенсорного опыта, так как способствует формированию художественного образа природы, рождению эстетических переживаний.

Для того, чтобы учащиеся лучше усвоили пройденный материал и больше знали о своём родном крае во время экскурсии проводим викторину

Викторина «Тропинками родного края»

В каком году основан город Красный Сулин?

Ответ: 25 сентября 1797 года полковнику Андрею Лукичу Сулину Указом Екатерины II была выделена земля под построение хутора.

Какая птица изображена на вершине памятного знака «Сулину – 200»?

Ответ: Кольчатая горлица – символ нашего города.

Какое дерево изображено на гербе и флаге нашего города?

Какие реки протекают по территории Красного Сулина?

Ответ: Кундрючья, Большая Гнилуша, Малая Гнилуша.

Какие речные обитатели дали название одному из посёлков?

Ответ: Посёлок Раково – вырос из поселений безземельных крестьян, арендовавших участки у богатых казаков на побережье реки Кундрючьей. По словам старожилов, здесь водилось очень много раков.

Какое дерево дало название одному из посёлков города?

Ответ: Посёлок Вербенский – был основан отставным генерал-майором Фёдором Черевковым в 1806 году и назывался хутор Малый Черевков. Своё нынешнее название получил в начале ХХ века из-за множества верб, растущих в округе.

Название какого посёлка связано со скалой?

Ответ: Посёлок Скелеватка – высота скалы 25 метров. От слова «скеля» (скала).

Какое уникальное озеро признано одним из 7 чудес Красного Сулина?

Ответ: Каньон – озеро искусственного происхождения. Его длины около 500 метров.

В конце экскурсии для закрепления материала о животном мире Сулинского района предлагаю упражнение «Животные».

Группа: 8-10 человек. (желающие)

Материал : заранее заготовленные карточки с названиями животных родного края.

Инструкция: Я раздам вам карточки, на которых написано название животного Ростовской области. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «ёж», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «ёж».

Учитель раздаёт карточки (если в группе нечётное количество участников, учитель тоже принимает участие в упражнении).

«Прочитайте, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого – найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Другими словами, всё, что мы будем делать, мы будем делать молча.

Когда вы найдёте свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».

После того как все участники группы нашли свою пару, учитель спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?»

Это упражнение обычно проходит очень весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость и в игровой форме закрепляется пройденный материал. В то же время оно способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой стороны, искать такие средства самовыражения, которые будут понятны другим. После завершения упражнения можно предложить поделиться впечатлениями, рассказать о том, как участники находили свою пару.

Технология контемплятивно-акустического освоения мира открывает широкие возможности исследования мира природы.

1.Активные методы обучения. Электронный курс. Международный Институт Развития “ЭкоПро”, Образовательный портал “Мой университет”,

2.Карпушева Е.Т. Экспедиция: традиция и инновация в экологическом образовании. — Проблемы экологического образования: материалы Первой Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 31 марта 2010 г. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2010. С. 241.

3.Вопросы викторины взяты из викторины Муниципального бюджетного учреждения культуры «Центральная библиотечная система» Красносулинского городского поселения Центральная городская библиотека им.М.А.Шолохова.

4.Фотографии и материал о животном мире взяты из электронной газеты «Красный Сулин .ру».

Источник

Читайте также:  Экскурсия по волгодонской аэс
Оцените статью