- Разработка математической экскурсии в 1 классе по теме «Сравниваем признаки предметов».
- Просмотр содержимого документа «Разработка математической экскурсии в 1 классе по теме «Сравниваем признаки предметов».»
- Организация образовательной экскурсии на уроках математики в начальной школе
- Урок -экскурсия по математике
Разработка математической экскурсии в 1 классе по теме «Сравниваем признаки предметов».
План с подробным описанием каждого этапа математической экскурсии в осенний парк.
Просмотр содержимого документа
«Разработка математической экскурсии в 1 классе по теме «Сравниваем признаки предметов».»
Тема из раздела
Сравниваем признаки предметов.
Место проведения урока — экскурсии
Этап изучения темы
Знакомство с новой темой.
Тип урока-экскурсии по ведущей деятельности
Оборудование урока — экскурсии
Фишки разные по форме,размеру,цвету, лист с заданиями, блокноты, карандаши(ручки).
План проведения урока — экскурсии
I. Доэкскурсионная подготовка (проходит в учебном кабинете)
II. Экскурсия (вне учебного кабинета)
III. Послеэкскурсионная работа (проходит в учебном кабинете)
Задания и вопросы для учеников на каждом из трёх этапов урока — экскурсии
Доэкскурсионная подготовка (проходит в учебном кабинете)
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок. (Поезд.)
– Сколько вагонов везет каждый поезд? Чем похожи эти вагоны? Чем отличаются вагоны?
– Сравните сами рисунки. Чем ещё они отличаются? (На втором рисунке у поезда нарисован дым.)
– Что нарисовано на второй картинке? (Бусы.)
— Придумайте свои вопросы по этой картинке! (Возможные вопросы: Сколько бусинок на бусах слева? Сколько бусинок справа? Где бусинок больше? Чем похожи все бусинки? (по форме) Чем отличаются бусинки? (Размером и цветом.) Сколько маленьких бусинок слева? Справа? Где их меньше?– Сколько больших бусинок слева? Справа? Что можете сказать про их количество?Сколько зеленых бусинок слева? Справа ? Сколько красных бусинок слева? Справа?)
— На какие две группы можно разделить все бусинки по цвету? Сколько бусинок оказалось в каждой группе? По размеру на какие группы можно разделить? Сколько бусинок в каждой группе?
— Что мы делали в этих заданиях?(сравнивали предметы на рисунках и сами рисунки)
-По каким признакам можно сравнивать предметы? (форма, цвет, размер, положение относительно остальных объектов, количество)
-А чтобы потренироваться в сравнении предметов по разным признакам, мы отправимся в парк. Мы разделимся на группы, каждая группа получит своё задание на листочках. Деление на группы происходит с помощью фишек (разных по цвету, форме и размеру). У кого одинаковые по цвету: это первая группа, у кого оказались одинаковые по форме: это вторая группа, кому попались одинаковые по размеру, это третья группа.
1 группа: Признаки предметов. Цвет.
«Соберите листья деревьев разные и одинаковые по цвету. Придумайте вопросы, задания или игру для всего класса на отработку умения проводить сравнение по цвету и умения делить на группы по вашему признаку.»
2 группа: Признаки предметов. Форма.
«Соберите листочки разные и одинаковые по форме. Придумайте вопросы, задания или игру для всего класса на отработку умения проводить сравнение по форме и умения делить на группы по вашему признаку.»
3 группа: Признаки предметов. Размер.
«Соберите природный материал (это могут быть: листья, шишки, камни, веточки) разные и одинаковые по форме. Придумайте вопросы, задания или игру для всего класса на отработку умения проводить сравнение по размеру и умения делить на группы по вашему признаку.»
Выстраиваемся паровозиками по двое и идём на экскурсию в парк.
— Какое сейчас время года? Что происходит осенью с листьями деревьев? (изменяют цвет и опадают)
— А как мы можем определить, с какого дерева упал листок? (по форме)
— А как определить, какой листик был на момент опадания ещё маленьким, а какой успел вырасти? (по размеру)
Учитель проводит игру:
— Найдите каждый по два листочка одинакового цвета. Поднимите свои листочки. Опустите.
Игра «Измени». Класс стоит кругом, в центре – учитель. Учитель поднимает листочек и говорит: «Измени цвет!» или «Измени размер!», «Измени цвет, форму, размер!» На середину круга выбегают ученики с соответствующим листочком. Остальные проверяют правильность выполнения задания.
— Молодцы! А теперь расходитесь по своим группам и начинайте сбор необходимого материала.
1. Обработка экскурсионного материала:
Ребята обсуждают вопросы и задания по своей теме.
2. Презентация обработанного материала
Каждая группа выступает с результатами своей групповой работы. Предлагает свои вопросы/задания/игру по теме.
«Поезд». На доске висит изображение поезда с вагончиками, которые представляют этапы урока и вопросы к ним: «Что было интересным? Что понравилось? Что нового узнали? Чему научились? Кого бы ты хотел похвалить и за что? Как бы ты оценил(а) работу вашей группы? Какие трудности возникали? Чем полезен урок? Хотел бы ты ещё отправиться на математическую экскурсию?»
Материальный продукт урока-экскурсии
Наборы природных материалов, по которым можно изучать сравнение признаков предметов и деление на группы по признакам; вопросы и задания, направленные на закрепление изученного материала.
Источник
Организация образовательной экскурсии на уроках математики в начальной школе
Классы: 1 , 2 , 3 , 4
Современное образование постоянно претерпевает различные изменения в своей структуре и требованиях. С 2009 года, с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования нового поколения (далее — ФГОС НОО) на первый план выдвигается несколько типов результатов: предметные, метапредметные и личностные. К метапредметным результатам относятся познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД. Для получения всесторонне развитого и социализированного обучающегося важно работать над развитием и формированием всех этих видов.
Ключевым моментом в формировании метапредметных результатов является организация проектной и учебно-исследовательской деятельности, в процессе которой, в том числе, протекает самообразование обучающегося. Учебно-исследовательская деятельность предполагает работу над разнообразными проектами в соответствии с познавательными интересами обучающихся. [2] Г.И. Щукина определяет познавательный интерес как «избирательную направленность личности, обращенную к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями». [3, С. 55] У младших школьников в первом классе присутствует желание быть успешным в учебе. Ученик уверен, что у него все должно получиться хорошо и очень переживает свои неудачи, не всегда понимает их причины. Поэтому развитие познавательного интереса является важным фактором в обучении, так как от его уровня напрямую зависит успешность обучения младшего школьника.
Для развития познавательного интереса возможно организовать учебно-исследовательскую деятельность на уроках математики через нетрадиционные формы уроков. К таким формам можно отнести: урок-экскурсию, урок-путешествие, урок-сказку.
В курсе математике начальных классов есть ряд вопросов, изучение которых возможно через организацию особой формы обучения — проведение учебной экскурсии. Учебные экскурсии необходимо проводить в том случае, если нужно организовать наблюдение и изучение различных объектов или явлений в реальных условиях. Помимо этого, уроки-экскурсии служат отличным средством развития познавательного интереса обучающихся: такие уроки проводятся за пределами классного кабинета, обучающиеся могут свободно передвигаться и общаться, контактировать с предметами окружающего их мира.
В Педагогическом энциклопедическом словаре понятие учебной экскурсии определяется как «форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях». [1, С. 469]
Учебные экскурсии считаются эффективной формой организации образовательного процесса, в связи с чем определяют ряд функций, среди которых можно выделить основные:
- Реализация принципа наглядности обучения, так как в процессе экскурсии обучающиеся имеют возможность взаимодействия с изучаемыми предметами или явлениями.
- Учебные экскурсии способствуют повышению научности обучения и обеспечивают взаимосвязь изучаемого материала с жизнью младших школьников.
Учитывая функции учебной экскурсии, рассмотрим особенности ее организации на уроках математики в начальной школе.
Математические экскурсии направлены на:
- развитие наблюдательности, внимания, памяти;
- совершенствование мышления, речи;
- улучшение ориентировки в явлениях в окружающей действительности;
- развитие умения самостоятельно открывать новое для себя математическое знание, в том числе из программного материала;
- улучшенное понимание учебного материала, осмысление, усвоение его;
- формирование исследовательских умений.
Учебная экскурсия на уроках математики состоит из трех частей: вступления, основной части и заключения.
На этапе вступления происходит освещение темы экскурсии, раскрытие основных изучаемых вопросов и их конкретизация. Вступление должно быть ярким и лаконичным по форме и актуальным по содержанию. Учитель должен стремиться к тому, чтобы сразу привлечь внимание экскурсантов, так как начало экскурсии – момент, когда у экскурсантов складывается первое впечатление об экскурсии.
В основной части сочетаются показ, рассказ и практическая деятельность. Ее содержание состоит из отдельных подтем, которые раскрываются на объектах и объединены главной темой. Освещение каждой экскурсионной подтемы в экскурсии целесообразно завершать обобщением материала – выводом.
Во время математической экскурсии можно организовать:
- Наблюдения в природе (выявление закономерностей между величинами; особенности наблюдаемых фактов: размер и расположение объектов по отношению друг к другу, взаимосвязь предметов в пространстве и много другое).
- Практику учеников, в ходе которой они накапливают знания, жизненный опыт, познавая мир через ощущения, контакт.
На заключительном этапе экскурсии подводятся итоги и делаются выводы по теме, которые оформляются и представляются в виде рисунков, диаграмм, презентаций и прочего.
На уроках математики наиболее часто используются исследовательские экскурсии. Рассмотрим подробнее структуру исследовательской экскурсии, которую в начальной школе лучше всего организовывать не дольше 45 минут:
- Сообщение темы и задач экскурсии (2 минуты);
- Вводная беседа (5-7 минут);
- Самостоятельная работа учащихся (15 минут);
- Отчет о проделанной работе (8-10 минут);
- Дополнительное сообщение учителя (3-5 минут);
- Заключительная беседа (5 минут);
- Домашнее задание (1-3 минуты).
Учитель на таком уроке является организатором самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности учеников. Поэтому педагоги не дают готовые ответы, а только предлагают ученикам различного вида вопросы.
Уроки-экскурсии для наибольшей продуктивности лучше организовывать в групповой форме работы с четким распределением ролей. Например, для темы, связанной с решением задач возможен следующий вариант распределения ролей в группе из шести человек:
- первый ученик придумывает задачу на предложенную учителем тему;
- второй — изображает условный рисунок к ней;
- третий — делает для нее схему;
- четвертый — выполняет для точности схемы необходимые измерения;
- пятый — записывает арифметическое решение;
- шестой — оформляет ответ задачи.
После чего результаты работы представляются перед всеми группами и оцениваются.
Из всего вышесказанного вытекает, что образовательные экскурсии по математике – одна из форм процесса познания, создающая условия для органичного, непосредственного получения, добывания учениками знания через собственные ощущения объективной реальности.
Обучение младших школьников математике на основе программы, с включением разных форм организации образовательного процесса, в том числе уроков-экскурсий, способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Обучающиеся научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.
Источник
Урок -экскурсия по математике
с использованием групповых форм работы
г. Евпатория, 2011г.
Тема. Письменное деление на однозначное число. Решение составных уравнений. Задачи с величинами «скорость», «время», «расстояние». Нахождение площади прямоугольника. История родного города в числах.
Цель: закреплять умение решать усложненное уравнение, совершенствовать умение письменного деления многозначного числа на однозначное, повторить умение решать задачи с величинами «скорость», «время», «расстояние», нахождение площади прямоугольника; развивать вычислительные навыки, формировать умение логически мыслить, рассуждать, осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении учащихся, используя интерактивные методы, воспитывать интерес к математике, истории города.
Оборудование: опорные таблицы, карточки с заданиями, досочки для устного счета, иллюстрации с изображением памятных мест Евпатории .
Тип урока: закрепление знаний.
I .Мотивация учебной деятельности.
— Посмотрите на эту фотографию. Что вы можете сказать об этом здании?
— А в математическом смысле?
— Сегодня на уроке мы проведем заочную математическую экскурсию по небольшой части города, и вы узнаете некоторые сведения, касаемые истории города и относящиеся к ним числа. Вы будете непосредственными участниками этих открытий.
— Как выдумаете: что мы должны положить в рюкзачки для того, чтобы наша математическая экскурсия прошла успешно? Прочитайте тему урока и скажите.
алгоритм деления на однозначное число
взаимосвязь между компонентами деления;
правила нахождения скорости, времени, расстояния;
правило нахождения площади прямоугольника.
II . Актуализация опорных знаний.
— Начнем нашу экскурсию, отправившись к вокзалу. Старое здание вокзала было построено по проекту архитектора А.Н. Душкина после войны на месте сгоревшего во время фашистской оккупации деревянного здания. Выполнив задание по устному счету, мы узнаем дату постройки нового здания. Но прежде чем устно считать, вспомним некоторые правила
1. Игра «Учитель – ученик»
— Посмотрите на таблицу и подумайте, что нужно повторить, чтобы успешно справиться с заданием.
-«Учителя» — учащиеся первого варианта – будут задавать вопросы, а «ученики»- учащиеся второго варианта – отвечать.
«Учитель» задает вопрос, а «ученик» отвечает на него (повторить нахождение неизвестных компонентов и результатов действия деления).
2. Работа по таблице.
— Приготовьте планшеты для устного счета.
а 2100 300 5400 250 45
— А теперь найдите сумму полученных чисел. Чему равно значение суммы? Когда же построили это здание вокзала? (1953 год)
III . Повторение письменного деления многозначного числа на однозначное
1. Фронтальная работа.
— Теперь отправимся на трамвайную остановку. Знаете ли вы, в каком году в Евпатории открылось трамвайное движение? Выполнив небольшую самостоятельную работу, вы это узнаете.
— Посмотрите на таблицу и скажите, решение каких примеров вы будете закреплять (алгоритм письменного деления). Примеры решите самостоятельно (карточка 1) .
Ответы примеров, решив в тетради, трое учащихся запишут на доске (по одному).
— А теперь подчеркните в первом значении частного единицы, во втором числе – десятки, в третьем – общее число сотен.
188805 : 5 (3776 1 )
21870 : 3 (72 9 0)
Дополнительное задание: составьте свои примеры.
— Выпишите подчеркнутые цифры по порядку. Какое число получилось?
— Так в каком году отправился в свое первое путешествие трамвай (тогда только вдоль моря)? В 1914 году 10 мая, а линия Вокзал – Театр открылась 14 ноября 1952 года.
2. Решение уравнений.
— Войдем в трамвай. Он подан специально для вас. Сидеть будете парами, как в классе. В пути вам нужно решить уравнения — по вариантам (карточка 2)
1вариант: х ∙ 2 = 1958- 930
2 вариант: 48 ∙ 2: х = 24
Дополнительно: составить уравнения подобного вида.
Корни уравнений озвучить и записать на доске.
— Трамвай довез нас до Театральной площади. В начале прошлого века она не была уложена плиткой (фото). Представьте, что мы на этой площади. На ней можно найти много камешков. Поищем их.
Алеша шел, шел, шел, желтый камешек нашел (показываю).
Ление шла, шла, шла, зеленый камешек нашла.
Даня шел, шел, шел, синий камешек нашел.
Глеб шел, шел, шел, белые камешки нашел.
— Сейчас мы будем решать задачи определенного вида. Посмотрите на камешки. Что на них написано? Задачи какого вида мы будем решать? Но сначала – игра «Карусель». В ней повторим правила, которые нам могут понадобиться (карточки с правилами о нахождении скорости, времени и расстояния).
— Как найти скорость? Время? Расстояние?
5. Решение задач
1) Работа в парах. Устное составление задач.
— А теперь, используя записанные на доске числа, составьте простую задачу на нахождение расстояния. Используйте величины: метры и минуты. Задача о движении трамвая (Трамвай ехал со скоростью 514 м/мин и был в пути 4 мин.Чему равно расстояние).
— Решите на планшетах. (2056 м)
— Переведите в километры и метры (2 км 056 м). Вот с такой же скоростью и за такое же время мы без остановок доехали бы раньше от вокзала до Театральной площади, проехав 2 км 058 м, немножко больше, чем у нас получилось.
— Какой памятник нас сразу же встречает на современной Театральной площади? Правильно, генерал-майора, летчика Н.А.Токарева, погибшего на родной евпаторийской земле, в районе озера Мойнаки, в 1944 г. Памятник ему поставлен в 1957 г.
2) Фронтальное решение составной задачи.
— Давайте решим задачу о самолетах.
Задача. За 2часа военный истребитель может пролететь 1800 км. Сколько километров он пролетит за 4 часа?
1800 : 2 : 4 = 3600 (км)
3) Работа в малой группе «Аквариум».
— Вспомните, кто у нас находил камешки? Они и будут «рыбками» в аквариуме.
— Как можно решить эту задачу другим способом?
1800 х (4 : 2) = 3600 (км)
4) Нахождение площади прямоугольника.
— Театральная площадь – одно из красивых мест Евпатории. А какую же площадь она занимает?
— Т.к. вы пока не можете письменно умножать на двузначные и более числа, то я вам сразу сообщу: ее площадь равна 2287 м (на доске записано S = 2287 м). Что вы заволновались? Я допустила какую-то ошибку? Правильно, площадь измеряется в квадратных единицах: 2287 м². Дописать индекс.
5) Самостоятельное решение задач (на планшетах) – по вариантам (карточка 3).
— Стараниями С.Э. Дувана – тогдашнего городского головы, были построены театр и библиотека, которые до революции1917 г.носила название имени императора Александра II ,освободителя крестьян от крепостного права. Имя А.С. Пушкина они получили в 1924 г. Почему именно в этом году, я спрошу у вас на уроке чтения. В 1944 г. гитлеровцы хотели сжечь театр, но не успели – помешали подпольщики.
— В каком году были построены театр и библиотека вы узнаете, решив задачи, записав на досочках только формулу и ответ.
1 вариант 2 вариант
а = 382 см а = 479 м
P — ? (1910 см²) Р — ? (1916 м²)
— Когда же был открыт театр им. А.С.Пушкина? Библиотека?
IV . Домашнее задание.
— На Театральной площади есть и другие памятные места. Теперь ваша очередь рассказать о них, составив интересные математические задания к следующему уроку.
— Нашу экскурсию закончим в библиотеке А.С. Пушкина. Проведем пресс-конференцию. Поделитесь своими впечатлениями об экскурсии.
Источник