- По следам Героя нашего времени
- Мы также рекомендуем
- Академическая галерея
- Академическая галерея
- Грот Лермонтова
- Грот Лермонтова
- Место дуэли Лермонтова
- Место дуэли Лермонтова
- Лермонтов в Пятигорске
- Лермонтов в Пятигорске
- По следам Печорина
- Дом Печорина
- Бульвар
- Елизаветинский источник
- Эолова Арфа
- Магазин Челахова
- Дом княжны Мери
По следам Героя нашего времени
После выхода в свет романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Пятигорск стал известен. Именно поэт сделал его узнаваемым, ведь местом действия одной из глав данного романа «Княжна Мери» он выбрал Пятигорск. Персонажи романа гуляли по улочкам Пятигорска, дышали его воздухом, любовались природными пейзажами. Давайте пройдем вслед за героями и увидим город их глазами.
«Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подножья Машука: во время грозы облака будут опускаться до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бештау синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу предо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, — а там дальше, — амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начиная с Кавказа и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом…»
— так описывает город, приехавший в него Печорин, один из главных героев романа.
По приезде в город Печорин пишет в своем журнале:
Именно так выглядело это место во времена Лермонтова около Елизаветинского источника. Не было Академической (Елизаветенской) галереи, которая сейчас украшает эту площадку. Она была построена в 1849 г по проекту архитектора С.И.Уптона. Да и добираться до источника в те времена надо было по извилистой тропинке и подъем был достаточно утомительным. Удобная лестница из травертина была построена в 1923-1924 гг. по проекту кисловодского архитектора П.П.Еськова.
Елизаветинский или как его еще называли Кислосерный источник был в те времена самым популярным, он был открыт в 1809 г доктором Ф.П.Гаазом. Источник был на возвышении и оттуда открывался великолепный вид на долину как тогда, так и в наши дни.
Считается, что картину, которую написал поэт и где изображен Пятигорск первопоселенцев в 1837 г, он писал от этого места.
Собираясь спуститься, он увидел картину, когда Грушницкий пытался привлечь к себе внимание княжны Мери и спрятавшись за углом крытой галереи он наблюдал эту сцену. Затем они вместе спустились вниз.
Во времена Лермонтова в городе было два «Цветника» — один у Елизаветинского источника, другой у Николаевских ванн.
Бульвар, который протянулся от Елизаветенского источника до железнодорожного вокзала в наше время многие в городе сегодня именуют Бродвеем, в те времена он имел протяженность всего на версту и делился на Верхний, Средний и Нижний. Именно в верхней части Елизаветинского цветника располагался дом госпожи Хастатовой, куда и приезжал ребенком поэт.
— описание традиций «водяного общества» говорит нам о том, что в описываемые времена бульвар был центральным местом встреч и прогулок, там происходили все события, происшествия и истории, здесь отдыхали после лечения у источника. Это было важное место в городе, он был средоточием всей его курортной жизни.
Ротонда из травертина была построена в 1831 г. в классическом стиле на месте бывшего казачьего сторожевого поста. Она была излюбленным местом прогулок. Зодчие Бернардацци использовали особенности расположения видовой площадки, продуваемой ветрами. Каменный павильон был посвящён богу ветров греческой мифологии Эолу. Павильон был звуковым, чем и был интересен для отдыхающих. Считают, что звуки арфы очень нравились музыкально одаренному Лермонтову.
Место, где стоит Эолова арфа, одно из самых видовых в городе. Сюда любят приходить до сих пор, чтобы полюбоваться в хорошую погоду цепью Кавказских гор во главе с величавым Эльбрусом. В утреннее или вечернее время его склоны то нежно розовеют в лучах восходящего солнца, то горят рубинами закатных огней. Отсюда открывается и хороший вид на старую часть города Пятигорска, который и зародился между отрогами горы Машук Горячей и Холодной.
Когда в 1829 г вокруг Елизаветинского источника проводили благоустройство местности, была обнаружена небольшая пешерка. Бернардацци устроили в ней грот, его отделали, высекли в нем каменные скамьи. К гроту проложили дорожку, обсадив вокруг нее кустарники и деревья. Несомненно, поэт бывал в нем, туда же приводит и своих героев: Печорина и Веру.
«Сегодня я встал поздно; прихожу к колодцу — никого уже нет. Становилось жарко; белые мохнатые тучки быстро бежали от снеговых гор, обещая грозу; голова Машука дымилась, как загашенный факел; кругом него вились и ползали, как змеи, серые клочки облаков, задержанные в своем стремлении и будто зацепившиеся за колючий его кустарник. Воздух был напоен электричеством. Я углубился в виноградную аллею, ведущую в грот; мне было грустно. Я думал о той молодой женщине с родинкой на щеке, про которую говорил мне доктор. Зачем она здесь? И она ли? И почему я думаю, что это она? и почему я даже так в этом уверен? Мало ли женщин с родинками на щеках? Размышляя таким образом, я подошел к самому гроту. Смотрю: в прохладной тени его свода, на каменной скамье сидит женщина, в соломенной шляпке, окутанная черной шалью, опустив голову на грудь; шляпка закрывала ее лицо. Я хотел уже вернуться, чтоб не нарушить ее мечтаний, когда она на меня взглянула.
— Вера! — вскрикнул я невольно.
Она вздрогнула и побледнела.»
Грот был местом, где отдыхающие могли укрыться от лучей палящего солнца или переждать дождь.
Некоторые современники считали, что в образ Веры Лермонтов вложил некоторые черты Вареньки Лопухиной, любовь и нежность к которой он пронес через всю свою жизнь.
После выхода в свет романа Лермонтова, грот навсегда остался связанным с его именем.
Описание Лермонтовым гор, что располагаются на территории КМВ весьма живописно. Поэт не единожды упоминает в своих произведениях название горы Бештау. А именно девять раз. В романе дважды. Человек, появившейся в этих местах впервые, вряд ли знал бы названия гор, Печорин говорит устами самого поэта. Бывал ли Лермонтов он на вершинах Машука и Бештау? Скорее всего да, ведь написанные строки некоторых произведений рисуют картины, которые он мог видеть именно оттуда.
Следующим местом действия стала городская Ресторация.
Это было первое каменное здание города. Сам Лермонтов останавливался в ней в 1837 г, поэтому хорошо знал ее изнутри. В Ресторации останавливались приезжающие в город. Здесь они могли передохнуть и осмотреться, а затем найди жилье для более длительного проживания в округе.
Здание по проекту архитектора Шарлеманя был значительно переработан Джузеппе Бернардацци, учтя местные особенности.
Она стала центром жизни курорта: здесь проводи балы, или как их называли увеселительные вечера, играли за ломберными столами, организовывали различные торжества и устраивали собрания. В таких развлечениях «водяного общества» участвовал и сам поэт, будучи в Пятигорске. Здесь же проходит и бал, описанный Лермонтовым в романе.
«Зала ресторации превратилась в залу Благородного собрания. В девять часов все съехались. Княгиня с дочерью явилась из последних; многие дамы посмотрели на нее с завистью и недоброжелательством, потому что княжна Мери одевается со вкусом. Те, которые почитают себя здешними аристократками, утаив зависть, примкнулись к ней. Как быть? Где есть общество женщин — там сейчас явится высший и низший круг. Под окном, в толпе народа, стоял Грушницкий, прижав лицо к стеклу и не спуская глаз с своей богини; она, проходя мимо, едва приметно кивнула ему головой. Он просиял, как солнце.
Танцы начались польским; потом заиграли вальс. Шпоры зазвенели, фалды поднялись и закружились».
В здании Ресторации Лермонтов останавливается на одну ночь и в 1841 г., когда приехал в город вместе со Столыпиным.
Далее герои, по существующей традиции на Водах, переезжают в Кисловодск.
Мы также рекомендуем
Академическая галерея
Академическая галерея
Между горой Горячей и Михайловским отрогом Машука, словно соединяя их, находится легкое белокаменное здание. Это «каменная корона» Пятигорска – Академическая галерея.
Грот Лермонтова
Грот Лермонтова
Ниже Эоловой арфы в скале, при спуске от нее к Академической галереи заметен грот. Он связан с памятью о великом поэте XIX века и в современный период носит имя Лермонтова.
Место дуэли Лермонтова
Место дуэли Лермонтова
На северо-западном склоне Машука стоит одинокий памятник. Здесь погиб выдающийся поэт России М.Ю. Лермонтов
Лермонтов в Пятигорске
Лермонтов в Пятигорске
Имя города Пятигорска неразрывно связано с именем поэта; здесь он бывал, будучи ребенком, здесь зародился и складывался сюжет его единственного оконченного романа «Герой нашего времени»; эти места он сохранил в памяти на всю свою жизнь, здесь трагически оборвалась его жизнь.
Источник
По следам Печорина
Михаил Лермонтов. Вид Пятигорска. 1837−1838 гг.
15 октября исполняется 205 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Как говорят гиды, «его жизнь и творчество были неразрывно связаны с Кавказом». И с этим не поспоришь. Главный роман писателя — «Герой нашего времени» — до сих пор остается своеобразным путеводителем по городам Кавминвод. Гуляем по литературным местам романа с пятигорским краеведом Александрой Коваленко.
Дом Печорина
Первая дневниковая запись Печорина в «Княжне Мери» посвящена его приезду на Кавминводы: «Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли».
Никто теперь с точностью не может сказать, где именно находился дом героя из знаменитого романа. Правда, некоторые догадки у краеведов все же есть.
— Если принять во внимание, что Печорин смотрит на мир глазами Лермонтова, то с большой очевидностью можно предположить, что он остановился в том доме, который сейчас все местные жители знают как «дом Мартынова». Это самый верхний дом по улице Соборной в историческом квартале города. Лермонтов сам жил там в свой предпоследний визит. Именно оттуда можно наблюдать тот самый вид на Машук, описанный в книге.
«Печоринская квартира» расположена по соседству с Государственным музеем-заповедником Михаила Лермонтова — усадьбой, где поэт останавливался в свой последний визит на воды. Сейчас это обычный жилой дом, который, правда, давно нуждается в реставрации.
Фото: Игорь Чабаненко/ТАСС
Бульвар
Вся жизнь героев «Княжны Мери» разворачивается у некоего «бульвара», где собирается «водяное общество». Сюда первым делом и отправляется новоприбывший офицер Печорин. Об одной из своих прогулок он напишет:
Иллюстрация: Александр Клюндер
Портрет Лермонтова, 1838 год
«Поздно вечером, то есть часов в одиннадцать, я пошел гулять по липовой аллее бульвара. Город спал, только в некоторых окнах мелькали огни. С трех сторон чернели гребни утесов, отрасли Машука, на вершине которого лежало зловещее облачко; месяц подымался на востоке; вдали серебряной бахромой сверкали снеговые горы. Оклики часовых перемежались с шумом горячих ключей, спущенных на ночь».
— Бульвар был сосредоточением курортной жизни: здесь гуляли, дышали свежим воздухом, здесь же завязывались и курортные романы, — говорит Коваленко. — Бульвар делился на Верхний и Средний. Нижняя часть появилась позже, когда приезжал сюда еще никому не известный юноша — Лев Толстой. Верхний начинался там, где теперь находится вход в курортный Парк Цветник. Эта аллея, слева от Цветника, и была бульваром, ведущим вплоть до Елизаветинского источника, нынешней Академической галереи. Аллея была обсажена с двух сторон липами. Место было пустынное — чтобы создать хоть какую-то тень, специально высаживали деревья.
После революции бульвару дали звучное название — проспект Кирова. А местные жители любовно называют его Бродвеем. И неудивительно: улица до сих пор остается одной из основных прогулочных зон горожан и туристов.
Елизаветинский источник
Хотя Печорин не раз говорил, что жизнь ему недорога, о здоровье он все же заботился и исправно ходил пить пятигорский нарзан.
В дневнике он пишет: «Наконец, вот и колодец… На площадке близ него построен домик с красной кровлею над ванной, а подальше — галерея, где гуляют во время дождя. Несколько раненых офицеров сидели на лавке, подобрав костыли, — бледные, грустные».
В наши дни улица Кирова, поднимаясь по чудесной двухмаршевой лестнице, упирается в Академическую галерею, бывшую Елизаветинскую. Сейчас это белокаменное здание — городская доминанта: ее видно из разных точек Пятигорска. А во времена Лермонтова именно на ее месте и стоял тот самый «колодец». А рядом с ним — легкий деревянный открытый павильон. Ни то, ни другое до наших дней, к сожалению, не сохранилось.
— Здесь и стоял водный источник, к которому стекалось «водяное общество» и офицеры, находящиеся на лечении. По рекомендациям местных докторов выпивали по несколько стаканов сразу. Тут же был построен деревянный домик с одной ванной — по сути, тут зарождалась наука бальнеология.
Несмотря на то, что место изменилось до неузнаваемости, на современной Академической галерее снимали не один исторический фильм, в том числе и экранизацию «Героя нашего времени». Кстати, в галерее по-прежнему пьют, правда не только воду: сейчас внутри нее расположен уютный ресторан с видом на Пятигорск.
Фото: Руслан Шамуков/ТАСС
Эолова Арфа
Печорин не теряет времени даром и продолжает осматривать пятигорские достопримечательности.
Запись из дневника: «На крутой скале, где построен павильон, называемый Эоловой Арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльборус; между ними было два гувернера со своими воспитанниками, приехавшими лечиться от золотухи».
Описываемая в романе Эолова Арфа сохранилась в Пятигорске до наших дней и уже стала одним из символов города. Легкая беседка возвышается над городом — она расположена на склоне Машука, чуть левее от Академической галереи. Внутри беседки установлен специальный инструмент, струны которого издают музыку от колебаний ветра.
— Когда-то на этом месте находился военный наблюдательный пост. Но в 1830 году генерал Эммануэль одобрил проект архитектора Джузеппе Бернардацци. И весной 1831 года ее строительство завершилось. Беседка стала украшением Эммануэлевского парка, — говорит краевед.
В этом году героине пятигорского курорта исполнилось 188 лет. Три года назад ее отреставрировали и восстановили «воздушный инструмент». Местные жители уверяют, что после ремонта звучать он стал по-другому — как-то современнее. Теперь здесь, как и во времена Печорина, на площадке около беседки можно встретить курортников, рассматривающих Пятигорск и снежную цепь Кавказских гор в телескоп.
Фото: Антон Новодержкин/ТАСС
Вид на Пятигорск со смотровой площадки рядом с Эоловой Арфой
Магазин Челахова
Одна из первых встреч Печорина с московской княжной Мери проходит в местном магазине. Вот что он рассказывает в своем дневнике:
«Вчера я ее встретил в магазине Челахова; она торговала чудесный персидский ковер. Княжна упрашивала свою маменьку не скупиться: этот ковер так украсил бы ее кабинет. Я дал сорок рублей лишних и перекупил его; за это я был вознагражден взглядом, где блистало самое восхитительное бешенство».
Владелец магазина «Депо разных галантерейных, косметических и азиатских товаров» Никита Челахов происходил из нахичеванских армян — самой большой диаспоры Пятигорска. Челахов, как купец, тонко чувствовал спрос. В городе, куда съезжалась избалованная удобствами столичная публика, не хватало товаров и продуктов первой необходимости, к которым привыкли представители «водяного общества». Сам Лермонтов покупал у Челахова книги. К сожалению, сейчас здание магазина не сохранилось.
— Магазин Челахова, скорее всего, находился в подвальном помещении дома, который стоял слева от Цветника, на месте, где потом построили отель «Бристоль». А сейчас в этом здании находится здание Полпредства СКФО, — рассказала Коваленко. — Между прочим, купец Челахов — учредитель первой библиотеки в Ставрополе, правда, это было гораздо позже. Но и при его магазине в Пятигорске был зал, где можно было купить или почитать журналы и книги. И это в то время, когда библиотек на Северном Кавказе не было совсем.
В 1840 году Никита Челахов получил участок на Среднем бульваре, на котором построил большой одноэтажный деревянный магазин на каменном фундаменте и жилой дом для своей семьи. Теперь на том самом фундаменте стоит магазин Центральный, построенный по проекту известного на Кавминводах архитектора Эммануила Ходжаева — родственника Челахова. Лермонтов в свой последний приезд в Пятигорск даже успел побывать в нем.
Дом княжны Мери
Просто перекупить ковер, понравившийся «хорошенькой княжне», Печорину, как мы помним, было мало.
«Около обеда я велел нарочно провести мимо ее окон мою черкесскую лошадь, покрытую этим ковром. Вернер был у них в это время и говорил мне, что эффект этой сцены был самый драматический».
Любой экскурсовод считает своим долгом показать туристам дом княжны Мери в Пятигорске. Но на самом деле одноэтажное здание на проспекте Кирова получило такой статус с легкой руки художника Михай Зичи. Он приехал в Пятигорск в конце XIX века, чтобы создать иллюстрации к роману Лермонтова. Зичи внимательно изучал текст романа, сопоставлял его с пятигорскими улицами и пришел к выводу, что это и есть тот самый дом.
— Михай Зичи — художник, венгр по происхождению, — рассказывает Коваленко. — Его пригласили в Россию в 1847 году, и он стал придворным художником. Это все равно, как сейчас вести Instagram высокопоставленного чиновника. Он зарисовывал моменты жизни императорской семьи: балы, совещания, визиты, обеды Но для нас огромное значение имеют его пятигорские иллюстрации. В 1881 году по заданию издателя Михай Александрович приехал на Кавказ. Он должен был сделать сто рисунков для нового издания «Героя нашего времени». Сам Зичи писал: «Лермонтов сделался моим кошмаром».
Теперь некогда деревянный «дом Мери» обложен кирпичем. В нем до сих пор живут люди. А вот славу одного из самых красивых домов Пятигорска он уже утратил, потерявшись на фоне более поздних построек.
Источник