- Музей денег мира в Москве — деньги как продукт отношений
- Деньги как объект изучения и коллекционирования
- Московский «Музей денег»
- Задачи, которые решает Музей в повседневной работе.
- Экскурсионный цикл музея
- У «Музея денег» есть свой магазин
- Как найти «Музей денег»
- Режим работы и расценки
- Что ещё достойно внимания в районе «Речного вокзала»
- Экскурсии по записи
- Обзорные экскурсии для школьных групп
- Для начальной и средней школы
- «Когда деньги были пушистыми» (1–5 класс).
- «От ракушек к банкомату» (6–7 класс).
- Для старшей школы
- «Секреты денежного дела» (8–9 класс).
- «Деньги в российской истории» (10–11 класс).
- «Звериные истории» (для детей 6-10 лет в сопровождении взрослых)
- «Волшебная копилка» (для детей старше 10 лет и взрослых)
- «Открылся взору клад монет» (дети от 7 лет и взрослые)
- «Копить, носить и сохранять» (1-11 класс, взрослые)
- «Деньги в русской литературе» (8-10 класс).
- «Верю – не верю: легенды о деньгах» (5-11 класс, взрослые)
- «Ищем клады» (1-5 класс)
- «Гром победы, раздавайся: военные деньги и боевые награды» (для взрослых и школьников старше 14 лет)
- Интерактивное занятие «Из чего делают монеты» (6–9 класс)
- Музейные уроки (иллюстрирующие учебный курс по истории и обществоведению)
- Семейный квест «В поисках Гуртика» (школьники 3–9 класса и их родители)
Музей денег мира в Москве — деньги как продукт отношений
Что общего между плиткой чая, грецким орехом, раковиной каури и солью? Сейчас нам трудно в это поверить, но всё это — деньги. Расчётные системы Китая, Тибета, Полинезии и Египта. Привычный вид деньги приобрели несколько тысячелетий назад: сначала в виде слитков, фрагментов общего куска драгоценного металла, потом — чеканной монеты.
Деньги появились как находка идеальной формы социальных отношений. За два с половиной тысячелетия они многократно меняли оценочный знак с плюса на минус. То их объявляли «даром богов», то — «творением дьявола», то — тупиком экономики.
По всему миру им устанавливали как памятники, так и мраморные надгробия, таили их в кладах, посвящали деньгам стихи и оды. Все эти проявления пиетета подогревались непреходящим стойким интересом людей к монетам, купюрам, боннам. Различия проявлялись только в отношении к деньгам:
- как к символу власти;
- поводу к распрям;
- эквиваленту богатства и красивой жизни;
- средству накопления;
- мотиву преступления;
- товарной массе;
- историческому артефакту;
- мистической энергии;
- условию сохранения красоты и здоровья;
- коллекционному фонду;
- художественному арт-объекту.
Деньги как объект изучения и коллекционирования
Такая многозначность денег побудила людей к глубокому изучению их происхождения, истории, миграции, видоизменения, способов производства. Изучение привело к созданию хранилищ документальных результатов этих исследований и самих артефактов — так появились музеи.
Со временем, Музеи денег стали непременной достопримечательностью на всех континентах Земли, кроме Антарктиды. Только в России деньгам посвящены экспозиции 5 музеев и одного виртуального, 2 из которых находятся в Москве.
При Пушкинском Музее изобразительных искусств, в отделе нумизматики экспонируется старинная, всё время пополняющаяся коллекция из 200 тысяч монет, банкнот, медалей от античных времён и до наших дней. Но особый интерес у нумизматов и почитателей бонистики, а также учащихся средних школ вызывают экскурсии в «Музей денег», что на Речном вокзале.
Московский «Музей денег»
Появился он в САО совсем недавно, в 2011году как презентация частной коллекции, увлечённого нумизматикой банкира Александра Ивановича Плющенко. Энтузиасты арендовали для музея коридор 1 этажа и лестницы кирпичного четырёхэтажного офисного здания, известного в городских справочниках как «Московское речное пароходство».
Музей небольшой, стенды и витрины не позволяют одновременно представить зрителям весь фонд — более 4000 экспонатов. Но здесь можно увидеть и самые необычные деньги прошлых времён, и расчётные единицы экзотических стран, и современные денежные знаки. Коллекционеры часами рассматривают экспозицию, в которой хранятся денежные раритеты двухсот стран, 3000 единиц бонистики, включая современные банкноты стран, вновь появившихся на карте мира.
Музей очень нуждается в собственном помещении, потому что кроме показа постоянной экспозиции ведёт большую просветительскую работу. Это интерактивные экскурсии и совместные партнёрские проекты с организациями и учреждениями Москвы и РФ по истории мирового денежного обращения, повышению финансовой компетентности граждан столицы.
Задачи, которые решает Музей в повседневной работе.
- Описание взаимосвязанной истории денежного обращения всех стран посредством расширения музейного фонда.
- Разработка новых экскурсионных программ, рассчитанных на интересы разных целевых аудиторий.
- Участие в международной и региональной выставочной деятельности.
- Работа по повышению финансовой осведомлённости населения с помощью создания новых образовательных программ; знакомство с культурами стран мира.
- Благотворительные экскурсии для детей из семей льготных категорий.
- Популяризация истории денег путём создания сувенирной продукции.
Если у человека много денег, то он может купить за них всё что угодно — скажите Вы. Но в Москве есть уникальное место, где собраны самые драгоценные камни, ювелирные изделия для самых первых лиц в истории России и т. п. И всё это не купить ни за какие деньги. Алмазный фонд Кремля позволяет нам увидеть драгоценные прелести исторического значения. Рядом находиться оружейная палата Москвовского Кремля. Экскурсия окажется более полной, если Вы посетите сразу два этих места.
Но не все драгоценности «спрятались» в алмазном фонде. В палатах бояр Романовых, можно узнать о царской жизни легендарного рода, увидеть предметы обихода правителей и многое другое. Обо всём этом читайте в статье по адресу: http://rus-ekskurs.net/dostoprimechatelnosti/muzei/muzej-dom-romanovyh-v-zaryade-ekskurs-v-tsarskij-rod.html
Экскурсионный цикл музея
Специалистами музея разработан цикл из 8 экскурсий, в которых можно узнать обо всём разнообразии денежных знаков, используемых человечеством. По сути дела, взглянуть на деньги с точки зрения их эстетической и декоративной ценности. Проследить в канве российской истории те изменения, которые претерпело то или иное платёжное средство в ходе экономических и политических реформ.
Можно из достоверных источников узнать об удивительных фактах мирового денежного общения за последние сотни лет. Убедиться в мистической взаимосвязи конкретных исторических личностей и денег с «говорящими именами» — «Петеньки», «Катеньки». Найти связи денег с эпохальными по значимости фактами географических и исторических открытий.
А тем, кому сложно устоять на месте, в музее предложат пешую экскурсию к местам бывших монетных дворов и таинственных мест открытых кладов.
В содержание экскурсий включены исторические факты (натуральный обмен) и поучительные легенды (о печальной участи царя Мидаса), художественные образы («Данте и Вергилий у реки Стикс» Делакруа) и описание традиций, связанных с монетами античных повествований. Есть экскурсии об истории бумажных денег и их виртуальных эквивалентах, ценных бумагах и денежных суррогатах.
У «Музея денег» есть свой магазин
Понятно, что трудности со свободными площадями позволили Музею открыть только виртуальный магазин в Интернете. Но в нём можно купить уникальные товары, напрямую связанные с тематикой основной экспозиции. Это:
- альбомы для хранения монет или банкнот с самым разным количеством листов;
- книги по теме нумизматики или бонистики;
- бизнес-подарки;
- сувенирные монеты и купюры:
- футляры для монет;
- ткань для полировки монет;
- сувенирные листы (неразрезанные) долларов любого достоинства.
Как найти «Музей денег»
Музей находится на Ленинградском шоссе в доме под номером 59. Это рядом с остановкой общественного транспорта «Северный речной порт» (метров 400). Если идти от метро «Речной вокзал», то прогулка не займёт больше 10 минут. Сесть надо в первый вагон из центра и за стеклянной дверью повернуть направо.
Дальше движение будет ориентировано забором, вдоль которого нужно пройти до правого поворота. На Ленинградском шоссе визуальным ориентиром будет магазин «Магнолия». По подземному переходу (с выходом направо) через лесопарк прямо к кирпичному (оригинальной архитектуры) зданию Пароходства. Музей вас ждёт на первом этаже.
Режим работы и расценки
По будним дням музей работает с 10 до 18.00. В выходные — с 11 до 19.00. В дни Новогодних каникул он будет работать 3,5 и 8 января по графику выходных дней.
Экскурсии нужно заказывать заранее по телефону (499)652 94 56:
- групповые (взрослые, студенты, школьники до 10 чел.)— 2 000 руб;
- групповые (свыше 10чел.) — 2 000+200 руб за человека;
- групповые (для пенсионеров до 10чел.) — 1500 руб;
Разовый билет для учащихся — 100 руб.; для взрослых — 200 руб.; для дошкольников и пенсионеров — бесплатно.
Что ещё достойно внимания в районе «Речного вокзала»
В стильных интерьерах «Музея истории коньяка» (Ленинградское шоссе, 67) можно ознакомиться с процессом производства этого элитного напитка, увидеть орудия труда виноградарей, бондарей, виноделов. Экскурсия заканчивается дегустацией. Заказ экскурсий предварительный, режим — по договорённости.
По ул.Адмирала Макарова, 4 ,кроме воскресенья и понедельника, бесплатно принимает посетителей «Музей морского флота». Москва – порт пяти морей! Почему бы ей не иметь музея морской тематики?
Музей охоты и рыболовства
Если от «Речного вокзала», проехать одну станцию по зелёной ветке метро до «Водного стадиона», то можно бесплатно посетить первый и единственный в стране «Музей охоты и рыболовства». Основа экспозиции — чучела зверей и птиц на вращающихся платформах. Всё это — охотничьи трофеи. Есть в экспозиции и витрина охотничьего оружия. Кроме пятницы, субботы и воскресенья музей открыт с 10 до 17.00.
Но начинать свой экскурсионный день всё-таки стоит с Московского «Музея денег».
Источник
Экскурсии по записи
Музей истории денег работает с рядом ограничений. На что нужно обращать внимание, планируя визит в музей, можно посмотреть здесь.
Мы проводим экскурсии по записи для групп численностью не более 20 человек.
Организованные группы по предварительной записи могут заказать обзорные экскурсии, образовательные и тематические программы, адаптированные под разные возрастные категории.
Оставить заявку на проведение экскурсии (не позднее, чем за три дня до предполагаемой даты посещения) можно по телефонам: 8 (812) 324-14-68, 8-921-415-25-34 или по электронной почте museum@goznak.ru. В случае подачи заявки по электронной почте необходимо получить от сотрудников музея подтверждение о возможности проведения экскурсии в указанные в заявке дату и время.
Сделать заявку на экскурсионное обслуживание можно с помощью онлайн-сервиса (расположен в правом верхнем углу страницы). Для подтверждения бронирования с вами свяжутся сотрудники музея.
Обращаем ваше внимание на то, что данная форма бронирования экскурсий используется только для организованных групп. В случае, если вы хотите забронировать место на обзорной экскурсии по расписанию (ежедневно, в 13.00, 15.00, 17.00 и 18.30), вам необходимо перейти в раздел «Билеты» и воспользоваться сервисом предварительного бронирования билетов.
Стоимость экскурсионного обслуживания по записи – 2000 рублей (для группы от 1 до 20 человек) + стоимость входных билетов для участников экскурсии (стоимость билета для взрослых – 200 рублей; для детей старше 7 лет, учащихся и пенсионеров – 100 рублей).
Стоимость экскурсионного обслуживания по записи для групп учащихся учреждений среднего и среднего специального образования – 1000 рублей (для группы от 1 до 20 человек) + стоимость входных билетов для участников экскурсии – 100 рублей).
Подробнее о стоимости билетов в Музей истории денег – в разделе «Билеты».
Обзорные экскурсии проводятся как для взрослых, так и для школьных групп. Для групп детей дошкольного возраста обзорные экскурсии не проводятся.
Продолжительность обзорной экскурсии для взрослых – от 40 до 50 минут. В ходе экскурсии гости знакомятся с историей денежного обращения в России – от товаро-денег и первых монет, которые находят на территории Руси до современных денежных знаков и электронных платежных средств. Участники экскурсии увидят все основные типы монет и банкнот России, в том числе – уникальные и редкие экземпляры, которых нет в собраниях других музеев. Экскурсовод расскажет, когда появились первый рубль и первая копейка, почему случился «Медный бунт» и в чем заключалась денежная реформа Петра I. Участники экскурсии смогут «посетить» монетный двор и бумажную мельницу XVIII века, узнать, каких революционеров хотели поместить на советские банкноты и сколько сохранилось золотых монет, выпущенных в память столетия В. И. Ленина.
После обзорной экскурсии посетители могут самостоятельно продолжить знакомство с музеем.
Обзорные экскурсии для школьных групп адаптированы под особенности восприятия информации школьниками разного возраста.
Обзорные экскурсии для школьных групп
Для начальной и средней школы
«Когда деньги были пушистыми» (1–5 класс).
Продолжительность – 30 минут.
Школьники отправятся в путешествие во времени и узнают:
- чем пользовались на Руси наши предки до того, как появились монеты;
- как делались монеты в эпоху Петра I;
- почему появились бумажные деньги;
- кто был предком современных кассовых аппаратов;
- почему печки топили деньгами.
«От ракушек к банкомату» (6–7 класс).
Продолжительность – 45 минут.
В ходе экскурсии школьники выяснят:
- когда появились первые монеты и банкноты в русском государстве, и как они изменялись со временем;
- каковы традиции оформления денежных знаков;
- когда в России перестали делать монеты из золота и серебра;
- какой материал лучше всего подходит для изготовления бумажных денег.
Для старшей школы
«Секреты денежного дела» (8–9 класс).
Продолжительность – 45 минут.
Участники программы познакомятся с основными денежными понятиями и этапами истории производства.
- почему первые монеты, сделанные на Руси, были похожи на рыбью чешую;
- что такое гурт монеты;
- как выглядели первые бумажные деньги;
- как на бумаге получается водяной знак;
- как сегодня защищены бумажные деньги.
«Деньги в российской истории» (10–11 класс).
Продолжительность – 45 минут.
Экскурсия поможет сформировать представление о роли денег в политической, экономической и социальной истории России. Экскурсовод расскажет:
- когда в России появилась единая денежная система;
- кого изображали на монетах и банкнотах в Российской империи;
- чем были обеспечены бумажные деньги;
- почему в советские годы существовало две валюты;
Также школьные группы могут посетить образовательные программы; тематические экскурсии и квесты.
Тематические экскурсии рассчитаны на для взрослых с детьми, а также на школьные группы
«Звериные истории» (для детей 6-10 лет в сопровождении взрослых)
Продолжительность – 30 минут.
В ходе экскурсии участники помогут плюшевому медведю по имени Гуртик расколдовать мышку Полушку, которую злая волшебница превратила в медную монетку. Заодно они «познакомятся» с драконом, которого изображали на монетах 600 лет назад; увидят зверей, украшавших когда-то сибирские монеты, и выяснят, кто из семейства кошачьих «спрятался» на одной из современных купюр.
«Волшебная копилка» (для детей старше 10 лет и взрослых)
Продолжительность – 40 минут.
Что появилось раньше: рубль или копейка? Из чего делали бумагу для денег? Что использовали вместо монет во время Первой мировой войны? Во время экскурсии участникам предстоит поразмышлять над этими вопросами, а экскурсовод поможет найти правильные ответы и объяснит, почему было так, а не иначе.
«Открылся взору клад монет» (дети от 7 лет и взрослые)
Продолжительность – 30 минут.
В ходе экскурсии гости увидят клады различных эпох: от серебряных дирхемов X века до стеклянной бутылки, в которую в годы Гражданской войны спрятали царские банкноты, свернув их в трубочки и залив горлышко воском. Из рассказа экскурсовода участники узнают, как со временем менялась «мода» на сосуды, в которых прятали деньги, какие монеты чаще всего зарывали в землю в разные эпохи.
«Копить, носить и сохранять» (1-11 класс, взрослые)
Продолжительность – 40 минут.
Участники экскурсии узнают, когда монеты-«чешуйки» хранили за щекой, и как выглядели сосуды-кубышки для хранения денег XVI–XVII веков; увидят украшения, сделанные из монет, коллекцию кошельков и копилок, а также рассмотрят клады монет и банкнот разных эпох.
«Деньги в русской литературе» (8-10 класс).
Участники программы узнают, на какие деньги герой Гоголя Павел Иванович Чичиков покупал мертвые души и как выглядели ассигнации; что такое «целковик», «билетик», «канарейка» и «полтина»; велико ли было приданое героини «Капитанской дочки» Пушкина Маши Мироновой; сколько заплатил герой «Медного всадника» за перевоз через Неву и сколько Раскольников получил за заложенное колечко от старухи-процентщицы.
Экскурсовод покажет подлинные монеты и банкноты XVIII – XX веков, выставленные в музее. Некоторые монеты можно будет подержать в руках.
В конце участники программы на большом интерактивном столе разберут ворох банкнот разных эпох, распределив их между героями литературных произведений и кинофильмов.
«Верю – не верю: легенды о деньгах» (5-11 класс, взрослые)
Продолжительность – 40 минут.
Участники узнают, встречался ли Петр I с Исааком Ньютоном, занимались ли чеканкой собственных монет уральские заводчики Демидовы и донской казак Емельян Пугачев, можно ли было в дореволюционные времена за пять рублей купить корову и правда ли, что вместо денег когда-то использовались марки.
«Ищем клады» (1-5 класс)
Продолжительность — 40 минут
Во время этой программы школьники с помощью специального шифра найдут в музее самый настоящий клад старинных монет и попробуют определить, кто и когда его мог спрятать. А до этого они узнают, какие клады наиболее характерны для того или иного времени, и увидят клады монет и банкнот разных эпох: от клада серебряных дирхемов, которому более 1000 лет, до клада советских монет.
«Гром победы, раздавайся: военные деньги и боевые награды» (для взрослых и школьников старше 14 лет)
Продолжительность – 45 минут.
Участники программ вспомнят когда появление монет и банкнот становилось прямым следствием боевых действий, узнают как война влияла на внешний вид, размер, стоимость монет и банкнот. А еще – о том, как войны порождали подделку денег на государственном уровне: участники программы увидят «наполеоновские» ассигнации, выпускавшиеся французами для расчетов на российской территории. Они узнают, что такое разменный кризис и как он связан с войнами. Гостям музея покажут деньги, которые ходили в СССР в годы Великой Отечественной войны, и деньги с изображениями выдающихся полководцев, проектировавшиеся в те годы. Кроме того гостей музея в ждет рассказ о боевых наградах, орденах и медалях разных лет, в числе которых редкие и неутвержденные образцы.
Интерактивное занятие «Из чего делают монеты» (6–9 класс)
Продолжительность – 90 минут
Участники узнают, из чего делали монеты в древности и средневековье, почему случился Медный бунт, зачем во времена князя Меншикова в монеты добавляли мышьяк, чем отличается белое золото от красного, а бронза – от мельхиора. Кроме того, школьники увидят монеты из золота, серебра, платины, меди, алюминия и цинка, а также подержат в руках и взвесят на специальных весах некоторые из экспонатов. Завершится занятие викториной о монетных металлах.
Музейные уроки (иллюстрирующие учебный курс по истории и обществоведению)
Продолжительность – 50 минут
Школьники научатся работать с новым видом источников – денежными знаками. Они узнают, о том, что денежная продукция могла быть отражением важных изменений в жизни общества, а также средством пропаганды. В ходе урока старшеклассники смогут сопоставить информацию из различных видов источников и критически осмыслить пройденный материал. В конце занятия ученикам будут предложены задания для самостоятельной работы, направленные на закрепление полученных навыков.
- «Немые свидетели петровских реформ» (7 и 10 класс)
- «Финансовые реформы XIX века: Е. Ф. Канкрин и С. Ю. Витте» (8 и 10 класс)
- «Жить в эпоху перемен: 1914–1941 гг.» (9 и 11 класс)
Квесты проходят на территории экспозиции. В ходе выполнения заданий ребята в игровой форме получают новые знания.
Семейный квест «В поисках Гуртика» (школьники 3–9 класса и их родители)
Продолжительность – 60 минут
Главный герой игры – медвежонок Гуртик, которого похитили и спрятали разбойники. О том, где находится Гуртик, знает только его друг, которому никак не добраться до Петербурга, чтобы спасти приятеля. Детям при активном участии их родителей предстоит расшифровать телеграмму от него и найти ключ, который поможет освободить медвежонка из заточения.
Источник