- Экскурсия по мосту петра великого
- БОЛЬШЕОХТИНСКИЙ МОСТ / МОСТ ПЕТРА ВЕЛИКОГО
- В САНКТ — ПЕТЕРБУРГЕ
- Гид по Петербургу
- Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
- Большеохтинский мост в Санкт-Петербурге
- Краткое описание
- Название
- Особенности конструкции
- История создания
- Разработка проекта
- Возведение моста
- Легенды и интересные факты
- График разводки моста в 2019 году
- Где находится
- Достопримечательности в окрестностях
Экскурсия по мосту петра великого
26 октября 1911 года, ровно сто лет назад, в Петербурге был открыт для движения мост императора Петра Великого, больше известный нам под названием Большеохтинский. Осенью 2011 года в честь столетней годовщины впервые за историю существования моста одна из его гранитных башен-маяков открыта для свободного посещения.
Любой желающий может попасть внутрь башни, подняться наверх по длинной винтовой лестнице, состоящей из 127 ступеней, и увидеть Петербург под новым углом.
Первоначально данное мосту при закладке в 1909 году название – мост императора Петра Великого. Под таким именем переправа просуществовала до 1917 года, после чего была переименована в БольшеохтЕнский мост (по названию реки Большая Охта, впадающей в Неву неподалёку), а в 1956 году была внесена маленькая поправка, и мост, по новым правилам орфографии, стал называться БольшеохтИнским.
Такое название сохранялось до 1991 года, в котором мосту было частично возвращено первоначальное название (без слова «императора») – мост Петра Великого – его он и носит до сих пор. Тем не менее, в обиходе мост часто называют Большеохтинским.
БОЛЬШЕОХТИНСКИЙ МОСТ / МОСТ ПЕТРА ВЕЛИКОГО
В САНКТ — ПЕТЕРБУРГЕ
История закладки моста связана с трагедией на реке Неве. Его строительство планировалось еще с 1829 года (когда при разработке перспективного плана развития Петербурга Николай I обозначил необходимость создания переправы из центра в рабочую Охту). Однако в силу разных причин дело откладывалось до тех пор, пока весной 1907 года при переправе на Охту не затонуло судно «Архангельск», унесшее с собой жизни 50 человек. После этого трагического происшествия государем был отдан приказ приступать к строительству моста незамедлительно.
Мост был выполнен по проекту «Свобода судоходству!» профессора Николаевской инженерной академии полковника Г. Г. Кривошеина и военного инженера подполковника В. П. Апышкова. Он трёхпролётный, металлический, центральный пролёт – разводной. Башни расположены у концов разводного пролёта и выполняют функции маяков. На верхних площадках башен установлены большие фонари с зеркальными стёклами для освещения судами подходов к мосту. Кроме того, в нижней части башен располагаются механизмы разводки моста.
Мост Петра Великого часто сравнивают с Эйфелевой башней: оба эти сооружения состоят из клепаных конструкций, их вес и длина приблизительно равны, к тому же и Эйфелева башня, и Большеохтинский мост на заре своего существования вызывали порицание со стороны горожан, а теперь знамениты на весь мир.
Существует легенда о том, что среди миллиона заклепок моста Петра Великого есть одна золотая, покрытая сверху металлом и закрашенная в один цвет со всеми остальными. На сегодняшний день её всё еще не удалось отыскать.
Сейчас мост Петра Великого является одним из излюбленных мест для свадебных прогулок и фотосессий. А после недавно завершенной реконструкции он засверкал новыми огнями и стал выглядеть еще более сказочно, заставляя сердце биться от восторга. Не случайно с первого дня работы башни ежедневно по всей длине моста выстраивается очередь: коренные жители Питера и туристы, люди всех возрастов хотят попасть внутрь и воспользоваться уникальной возможностью.
Вход на башню доступен ежедневно с 10:00 до 17:00, включая выходные. С 13:00 до 13:45 – перерыв на обед. Конечно, в будни попасть туда несколько проще, дневная очередь состоит примерно из 30–40 человек, запускают маленькими группами по 3–5 человек: одни выходят, сразу же входят следующие. Одновременно в башне могут находится примерно 15–20 человек, места там немного, особенно на верхнем этаже, который и является основной целью всех собравшихся, поэтому задерживаться не стоит – «экскурсия» длится около 10 минут.
Самая главная рекомендация – серьезно подойти к вопросу экипировки. Одеться нужно действительно тепло, иначе посещение башни может стать для вас настоящим испытанием холодом. Поэтому тёплая куртка или пальто, шапка или капюшон и непременно перчатки, а то и варежки – обязательны. Мост со всех сторон обдувается ветрами, стоять в очереди придётся в любом случае, пусть вам будет комфортно.
Если ехать к мосту со стороны центра города, то башни находятся по правую руку. Поэтому, дабы не обходить более чем трехсотметровый в длину мост, сразу перейдите на правую сторону улицы. И последнее – непременно берите с собой фотоаппарат, даже на обычную «мыльницу» фотографии получаются просто изумительными!
Кстати, фотографии моста, сделанные в начале двадцатого века, можно посмотреть в музее городской скульптуры.
Источник
Гид по Петербургу
Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
Большеохтинский мост в Санкт-Петербурге
Мосты
Краткое описание
Большеохтинский – первый из мостов северной столицы, на котором соорудили одновременно пешеходную и проезжую зоны. Санкт-Петербург – город больших рек и малых речушек, протоков и каналов, через которые перекинуты мосты. Даже те, кто никогда не бывал в Питере, узнают его на открытках или картинах с изображением мостов. Они являются неотъемлемой частью достопримечательностей города на Неве и настоящими произведениями архитектуры.
В историческом центре города расположено 342 моста, один из которых – Большеохтинский.
Название
Связано оно с обозначением местности, которую мост соединяет с центром Санкт-Петербурга. Малая Охта – часть Красногвардейского района, расположенного на правом берегу Невы. Здесь в нее впадает река Охта, по названию которой и именуется район, бывший до начала XX века пригородом Санкт-Петербурга.
При разработке проекта было присвоено название Охтенский. После возведения, с 1911 года, его именовали мостом Петра Великого. После революции в употреблении стали приняты такие названия, как Большеохтенский и Большой Охтенский.
Наименование Большеохтинский было закреплено за ним в 1956 году, по новым орфографическим требованиям.
При реконструкции, произведенной в 1997 году, на мосту закрепили табличку с историческим названием «Мост Императора Петра Великого», хотя официальное обозначение осталось прежним – Большеохтинский.
Особенности конструкции
Для времени строительства моста его конструкция являлась уникальной и современной:
- длина пролетов более 130 метров — рекордная даже для подобных европейских построек
- разводные крылья поднимались вверх всего за две минуты и вращались вокруг своей оси
- срок возведения также стал максимально быстрым – всего около трех лет
- Опоры и устои выполнены из бутового камня с гранитной облицовкой. При этом они сооружены на разных основаниях. Левобережный устой выполнен на свайном основании, промежуточные опоры и правобережный устой – на кессоном. С левобережной стороны моста спуск к воде оформлен в виде площадки, также облицованной гранитом
- Пешеходная зона отделена от проезжей части полуметровым защитным металлическим ограждением
По обеим сторонам разводного пролета установлены башни, которые являются образцом архитектуры в романском стиле. Их предназначение в том, что внутри располагаются разводные механизмы моста. Одновременно с этим башни служат маяками: они увенчаны фонарями, освещающими Неву в ночное время. Высота каждой из них составляет 36 м от уровня воды. К башням выполнены пристройки — небольшие башенки с остроконечными куполами, похожие на средневековые крепостные сооружения.
На стенах башен установлены памятные доски с именами создателей моста, сведениями о размерах моста, датами его возведения и схемами разводного пролета
Конструкция сооружения в цифрах:
- дата закладки — 27 июня 1909 год
- дата открытия — 26 октября 1911 год
- общая протяженность 335 метров
- количество пролетов три – один центральный разводной, два боковых в виде арочных ферм
- длина боковых пролетов почти 135 метров, центрального около 45 метров
- наивысшая отметка арок ферм чуть более 20 метров
- ширина пролетов между перилами приблизительно 26 метров. На разводном на три метра меньше
- ширина 4-х полосной проезжей части почти 18 метров
- ширина пешеходной зоны около 3 метров
- наибольший угол раскрытия подъемного крыла 73 градуса
- просвет разведенных крыльев моста составляет почти 43 метра
- общий вес 9 тонн, масса противовесов разводного пролета – 1065 тонн
История создания
Необходимость соединения берегов Большой Невы в центре города при помощи постоянного моста начала обсуждаться еще при императоре Николае I — в 1829 году. Но технологии того времени долго не позволяли приступить к его сооружению. В месте желаемой установки в тот период находилась лодочно-паромная переправа. И паромные перевозчики, опасаясь за потерю своего дохода, протестовали против возведения монументальной переправы.
В 1860 году район Охты, который ранее являлся пригородом, вошел в состав столицы. Вопрос о соединении отдаленного района с центром столицы снова дал о себе знать.
Разработка проекта
В 1901 году начался конкурс проектов будущего моста. Ни один из них не прошел проверку и не был принят к исполнению. Утвердили внеконкурсную разработку русских военных инженеров Григория Кривошеина и Владимира Апышкова. Их совместный проект носил название «Свобода судоходству» и отличался тем, что предполагал наличие разводного пролета.
Трасса будущего моста обсуждалась, подвергалась изменениям на протяжении четверти века и была окончательно утверждена Николаем II в 1906 году.
Окончательным аргументом в пользу скорейшего строительства послужила катастрофа в апреле 1907 года с пароходом «Архангельск», который осуществлял перевозку из Охты до набережной вблизи Смольного. Он затонул с 39 пассажирами на борту. Эта трагедия утвердила мнение о необходимости постройки постоянного моста в этом районе Невы.
Возведение моста
Местный Петербургский металлический завод изготовил разводной пролет и механизм. Возведением занималась польская строительная компания. Заранее изготовленные пролетные конструкции доставляли к месту окончательной установки при помощи старых броненосных кораблей. Для передвижения мост открыли в 1911 году, но некоторые строительные и отделочные работы продолжались еще на протяжении двух лет.
Легенды и интересные факты
- При сооружении моста была примененатехнология клепки металла, аналогичная той, которая использовалась при строительстве парижской Эйфелевой башни. Есть легенда, согласно которой одна из заклепок конструкции изготовлена из чистого золота и покрыта краской. Легендарная золотая заклепка пока еще никому не досталась.
- Название Мост Петра Великого было присвоено по причине того, что заложили его в 200-летнюю годовщину Полтавской битвы, победоносным полководцем в которой был Петр I.
- Качество постройки моста является настолько высоким, что необходимость проведения первых ремонтных работ возникла только в 1971 году.
- В 1980 году на мосту установили рельсы для электротранспорта. Трамвайное движение по нему было прекращено в 2005 году, демонтаж рельсов произвели в 2006 и 2010 годах.
- С 1993 по 1997 год производилась реконструкция моста, в ходе которой первоначальный разводной пролет заменили по причине сильного износа. Новая конструкция осталась аналогична старой, но выполнили ее на сварке вместо заклепок, из новейших конструкционных материалов.
- Во время реконструкции при укладке асфальтового полотна на разводном пролете металлическая поверхность створок пролета была укреплена, путем наваривания на нее арматурных прутьев. Понадобилось это по причине того, что первоначально уложенный асфальт при разводке пролета просто «скатился» с гладкой поверхности
- В 2000 году установили художественную подсветку моста, включающую около1300 светильников.
- Внешний вид моста сильно схож с лондонским Тауэрским мостом через Темзу. Благодаря этому сходству Большеохтинский мост снимали для одной из серий советского фильма о Шерлоке Холмсе, события которого разворачиваются в Англии
График разводки моста в 2019 году
Мосты есть во всех городах, построенных вблизи рек. Но в Санкт-Петербурге они соединяют между собой районы города, расположенные на разных берегах Невы, и требуют разводки. Необходимо это для того, чтобы они не препятствовали проходу судов по реке во время всего периода навигации, который продолжается с апреля по ноябрь.
Для постоянного жителя северной столицы опоздание к началу разводки моста может стать досадной неприятностью, вынуждающей искать альтернативный способ переправы или провести несколько часов ожидания на соседнем берегу. Но для туристов и гостей города развод мостов – невероятно красивое и захватывающее зрелище. Освещенные подсветкой, поднимающиеся в ночное небо пролеты впечатляют тех, кто видит этот процесс впервые.
В Санкт-Петербурге 13 мостов, за которыми закреплено время разводки, среди них и Большеохтинский мост.
Подъем центрального пролета производится ежедневно на время с 02:00 до 05:00 часов утра.
Где находится
Адрес
Большеохтинсий мост расположен между двумя другими: выше по течению реки установлен мост Александра Невского, ниже по течению – Литейный. Один конец Большеохтинского моста закреплен на Малоохтинской набережной, второй – на Синопской, которая перетекает в центр города, на Тульскую улицу.
Метро
Новочеркасская — на правом берегу Невы
Чернышевска — в Центральном районе города
Как добраться
В зависимости от того, на каком берегу Невы вы находитесь, добраться до Большеохтинского моста можно:
- от станции метро Новочеркасская на любом транспорте до остановки Новочеркасский проспект, далее пешком около 325 метров
- от станции метро Чернышевская до остановки Улица Красного текстильщика, далее пешком около 350 метров. Подходящий транспорт до остановки: автобусы №№ 15, 22, 55, 105, 136, 181; маршрутные такси №№ 28, 51, 90, 163, 167, 269, 389
- непосредственно по мосту проходит маршрут троллейбусов под номерами 7, 16, 33
Достопримечательности в окрестностях
Прогуливаясь по Санкт-Петербургу вблизи Большеохтинского моста, можно изучить другие объекты культуры и архитектуры:
- в историческом центре города недалеко Смольный институт и Смольный собор, а на противоположном берегу — Красногвардейская площадь
- на левобережной стороне Невы, в пределах 1 км — Мост Александра Великого, Часовня Рождества Пресвятой Богородиц, Александро-Невскся Лавра
Большеохтинский мост стал строением с уникальной для своего времени конструкцией, удовлетворяющим нуждам судоходства. Сейчас он признан памятником истории и культуры.
Особенно прекрасен этот мост в темное время суток, предлагаем посмотреть на его красоту в следующем видео.
Источник